Современный этап эволюции человека

Цель: на базе программного материала по биологии, географии, истории, философии и литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма.
Задачи:
- Дополнить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о расах.
- Научить школьников использовать знания о расах человека для доказательства единства их происхождения.
- Сформировать у старшеклассников отрицательное отношение к реакционной сущности расизма и социал-дарвинизма.
Методы обучения:
- частично поисковый (выполнение самостоятельного исследования) ;
- словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы) ;
- наглядно-образцовый (таблицы, отрывки из поэзии).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: сигнальные карточки, схема, дополнительная литература, плакат.
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовка к активному восприятию новой темы (повторение).
Звучит музыка, учитель зачитывает стихотворение.
Костер похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил, –
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, “единственным”,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Не обустроенной планете.
Быть может там, был каждый гением
(бездарность выжила б едва ли)
С таким бесcмepтным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уpoдство,
Посматривали звери гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как cмepтники в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали…
А Прометей был после выдуман –
Огонь они добыли сами.
О каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворении? Вспомните такие понятия как биологические и социальные факторы.
Изучение новой темы
Тема, задачи.
Вступительное слово учителя.
1. Морфологические признаки.
Наша планета Земля очень маленькая при взгляде из космоса и одновременна большая. На ней проживает в настоящее время около 6 млрд человек. Которые живут в разных условиях среды. В каждой популяции людей можно найти особей отличающихся по многим признакам: росту и массе, чертам лица, окраски кожи и волос. Даже близнецы развивающиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство, всегда какими – то мелкими чертами отличаются друг от друга. Это индивидуальная изменчивость. Но есть признаки, хаpaктеризующие не отдельного человека, а целую общность, обычно связанную с определенным районом обитания. Объяснить их происхождение пытались еще до нашей эры. Вопрос о классификации этих групп названых расами имеет давнюю историю.
Первые попытки классификации человечества делаются в конце 17 века французским ученым Франсуа Беренье, который опубликовал в 1684 одну из первых классификаций человеческих рас. К.Линней в “Системе природы” (1740г). разделил человечество по цвету кожи на 4 разновидности или расы: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую. Ламарк различал 6 рас: кавказскую, монгольскую, эфиопскую, малайскую, американскую и гиперборейскую. В настоящее время большинство антропологов придерживаются следующей классификации рас. Это экваториальная или австрало-негроидная, евразийская или европеоидная, азиатско-американская или монголоидная.
Самостоятельная работа.
Рассмотрите статуэтки людей принадлежащих к разным расам, выявите морфологические признаки каждой расы, поработайте с материалом в учебнике, воспользуйтесь атласом для определения ареала зарождения рас. Заполните таблицу, не затрагивая последнюю графу.
Хаpaктеристика больших человеческих рас.
| Морфологические признаки | Австрало-негроидная | Европеоидная | Монголоидная | Значение признаков |
| Лицо | ||||
| Нос | ||||
| Губы | ||||
| Разрез и цвет глаз | ||||
| Волосы | ||||
| Волосяной покров | ||||
| Цвет кожи |
Обсуждение, дополнение, уточнение.
Расположение на доске опopного конспекта.
И так что же такое расы? Зачитывание понятия расы. (Определение на доске.)
А к какой расе относимся мы с вами? (Обсуждение, вывод.)
В странах СНГ, бывшем СССР 45миллионнов населения относится к переходному европеоидно-монголоидному типу.
Заслушивание сообщения “Малые расы, переходные формы”.
Знакомство со схемой расовой классификации.
(По окружности большие, в секторах малые, между расами – по две переходные.)
Вывод: В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки; не все группы, народности можно разделить по трем основным расам; большие расы тоже не однородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы.
2. Доказательство принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.
Некоторые ученые – антропологи утверждают, что расы это разные виды из рода Человек. Согласны ли вы с этим?
Прежде чем дать ответ проанализируйте следующие данные:
В клетках любой расы содержится по 46 хромосом; от бpaка людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождается плодовитое потомство; кровь человека одной расы можно переливать человеку любой расы (если соответствует группа крови).
Объясните: а) к каким критериям вида относятся перечисленные выше признаки людей; б) какие выводы вытекают из этих фактов.
Работа с понятийным аппаратом, запись в тетраде.
Как называются потомки от смешанных бpaков между европеоидным и негроидным населением? Мулаты.
Обратите внимание на редко встречаемое понятие метисация. Какое слово оно вам напоминает?
Так кого же называют метисами? (Потомки от смешанных бpaков между разными расами.)
Почему именно метисов считают наиболее здоровыми и красивыми особями?
Вспомните из истории и обществознания определение нации.
Нация – совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований и политических интересов.
(Национальное сознание является сравнительно поздним продуктом исторического процесса.)
Каким государством исходя из полученных данных является наша страна?
Сформируйте доказательство принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.
Вывод: Все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признакам; они имеют возможность скрещиваться, от смешанных бpaков рождается плодовитое потомство; это указывает на то, что все расы биологически равноценны и относятся к одному виду -Homo sapies.
3. Возникновение рас и механизм расогенеза.
(Создание проблемной ситуации.)
Если мы утверждаем, что все люди относятся к одному виду Человек разумный, то как внутри этого вида могли возникнуть разные человеческие расы?
Заслушивание сообщения учащихся “Возникновение рас”.
Самостоятельная работа в группах:
Выявить приспособительный хаpaктер морфологических признаков разных рас.
Данные занести в последнюю графу таблицы.
Вывод: хорошо известно, что признаки каждой расы наследуются, однако они не являются неизменными; на ранних стадиях развития человека естественный отбор способствовал формированию морфологических признаков в различных климатических условиях – эти признаки имели адаптивное значение.
4. Ложная теория расизма.
Проблемная ситуация.
На сегодняшний день существует реакционная теория о разделении человечества на “высшие” и “низшие” расы и она называется – расизм.
Эту теорию поддерживают некоторые ученые, приводя определенные доводы.
Вы ведь не будете отрицать, что в наше время еще существуют полудикие племена именно людей с темной кожей, не подтверждает ли этот факт правильность теории расизма? Чем можно объяснить различный уровень развития науки и техники у народов различных рас?
Вспомните, где и когда в истории наиболее ярко проявлялся расизм или национализм?
Какую цель он преследовал? (Оправдание господства одной расы над другой, национальных и колониальных воин.)
А в нашей стране в настоящее время присутствует такое понятие как расизм или национализм? В чем он проявлялся или проявляется?
К расистским теориям примыкает социальный дарвинизм, антинаучная реакционная теория о действии законов борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе, подобно тому, как они действуют во всей живой природе.
Соц. дарвинисты считают, что социальное неравенство представляет все возможности для естественного отбора биологически ценных людей. Их принцип – человек человеку волк, выживает сильнейший
Согласны ли вы с данной теорией?
Обсуждение.
Вывод: Человек человеку друг, товарищ и брат, а иначе он просто не сможет противостоять в неравной борьбе за существование с окружающей его средой обитания.
Остановимся еще на одном понятии толерантность – терпимость к людям другой национальности, культуре и вероисповедованию.
Проблемная ситуация.
Можно ли сказать о том, что эволюция человечества завершена?
Человечество изменяется и сейчас, особенно широкое распространение имеет процессы грацилизации (снижение общей массивности скелета) и акселерации (ускорение развития всего организма). У грудных детей раньше удваивается масса, на год раньше чем в прошлом веке сменяются зубы на постоянные. За последние 100 лет подростки 14–16 лет стали на 15–16 см выше. Все эти изменения идут параллельно у представителей разных рас.
Создание проблемной ситуации.
А в настоящее время морфологические признаки все так же имеют свойство приспособительного хаpaктера? Рассмотрите современные области расселения рас и сравните их с местами первоначального возникновения (работа с атласом).
Что же является основными факторами расогенеза (возникновения рас).
Вывод: Основные факторы расогенеза – наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция.
Эвристическая беседа.
Подумайте о перспективах эволюции рас на планете.
Исчезнут ли расы?
Одно из важнейших условий сохранение рас – это изоляция. В Африке, Азии и Европе в какой – то мере существует и сегодня. Между тем недавно заселенные регионы, такие как Северная и Южная Америка, можно сравнить с котлом, в котором переплавляются все три расовые группы. Хотя общественное мнение во многих странах не поддерживает межрасовые бpaки, почти нет сомнений, что смешение рас неизбежно, и рано или поздно приведет к образованию единой расы или же к образованию гибридной популяции людей.
Вывод: Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от бpaков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей, различия состоят в морфологических признаках, что позволяет внутри вида выделять большие расы. Для современного этапа эволюции человека (последние 30–40 тыс. лет) хаpaктерно снижение роли биологических факторов и усиление роли социальных факторы, что создают возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности.
Закрепление изученного материала.
Учащиеся отвечают на вопросы тестового задания поднятием карточек.
Тестовое задание.
- Группы людей с общими биологическими, но с различными морфологическими признаками называются расами. Да.
- Основной причиной формирования рас стали географическая изоляция. Да.
- Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. Нет.
- Одним из доказательств, принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас. Да.
- Расизм – это наука о расах, их возникновении и развитии. Нет.
- Социальная организация человека подчиняется законам природы. Нет.
Учащиеся заполняют в информационном листке выводы по уроку.
Заключение.
20 век ушел в прошлое, открыв третье тысячелетие нашей эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывая в будущее.
Мы откуда появились?
Звезд далеких порожденье?
Или все ж планете нашей мы обязаны рожденьем?
Наделил Душой Создатель?
Или разум как зарница
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все на веки.
Но откуда б мы не взялись,
Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им остались.
Ушедший век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, критическая проверка способности людей, принадлежащих к разным расам объединить усилия для спасения планеты.
Но это уже темы из следующего раздела биологии.
Комментарии:
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
01 12 2025 10:54:58
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
30 11 2025 14:40:27
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию;
формируют эмоциональное отношение к водорослям....
29 11 2025 12:38:43
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
28 11 2025 7:49:43
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
27 11 2025 10:34:47
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
26 11 2025 2:24:39
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
25 11 2025 23:27:31
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
24 11 2025 8:53:47
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
23 11 2025 2:59:54
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
22 11 2025 16:37:30
Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....
21 11 2025 17:55:15
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
20 11 2025 14:24:14
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
19 11 2025 19:58:25
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
18 11 2025 11:49:23
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
17 11 2025 5:12:53
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
16 11 2025 11:10:29
Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....
15 11 2025 10:23:47
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
14 11 2025 2:29:50
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
13 11 2025 22:58:35
Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
12 11 2025 5:24:52
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
11 11 2025 10:15:14
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
10 11 2025 15:27:54
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
09 11 2025 3:32:44
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
08 11 2025 16:39:55
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
07 11 2025 19:19:38
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
06 11 2025 3:49:40
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
05 11 2025 16:30:40
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
04 11 2025 9:14:25
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
03 11 2025 9:56:24
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
02 11 2025 2:11:32
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
01 11 2025 10:28:51
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
31 10 2025 9:34:39
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
30 10 2025 13:19:57
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
29 10 2025 13:16:51
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
28 10 2025 4:27:30
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
27 10 2025 15:43:45
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
26 10 2025 10:23:39
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности.
Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
25 10 2025 9:44:37
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
24 10 2025 20:24:36
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
23 10 2025 10:43:52
Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
22 10 2025 7:59:25
Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
21 10 2025 10:37:58
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
20 10 2025 20:22:44
Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....
19 10 2025 3:23:19
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
18 10 2025 23:42:43
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
17 10 2025 1:58:24
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
16 10 2025 8:39:16
Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных.
...
15 10 2025 6:40:52
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
14 10 2025 9:20:11
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
13 10 2025 6:57:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




