Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"
Пояснительная записка
Актуальность данной программы, реализуемой в рамках экологического кружка “Олененок” при начальной школе Посольства РФ в Шри-Ланке, объясняется важностью воспитания у младших школьников бережного отношения к окружающей среде, понимания своей сопричастности в деле ее охраны. Также необходимо помочь младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке - в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям. Знакомство с особенностями расположения острова, климатом, животным и растительным миром поможет младшему школьнику лучше понять и принять специфику пребывания в стране, а значит, улучшит восприятие учебного материала, повысит качество учебного процесса в целом.
Данные занятия будут способствовать развитию у учащихся навыков исследователя, наблюдателя, подготовят к правильному восприятию дисциплин биолого-экологической направленности при обучении в последующих классах, а также научат ценить красоту природы различных стран.
Данная программа поможет закрепить, углубить, а также применить ранее полученные знания. Она открывает особые возможности для учителей в системе дополнительного образования, будет полезна преподавателям начальных школ, включая российские школы за рубежом и в районах с особыми природно-климатическими условиями, учителям экологии, биологии, географии.
Цели и задачи
Цели:
- формирование у младшего школьника исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
- формирование гуманного, бережного отношения к окружающей природе (формирование экологической культуры) ;
- подготовка к восприятию материала в последующих классах.
Задачи:
- научить младшего школьника методам наблюдения, фиксации увиденного (зарисовки), сравнения;
- научить анализировать и оформлять полученные знания (в виде стенной газеты, информационного выступления для первоклассников) ;
- развить творческие навыки (проба пера) ;
- воспитать чувства ответственности за окружающую среду, неравнодушия, понимания себя в контексте “я - природа - мой дом”.
Содержание программы
1. Введение в основы экологии.
Теория. Понятие “экологии”. Анализ взаимоотношений между человеком, растительным и животным миром. Основные структурные направления экологии.
Пpaктика. Работа со схемой основных структурных направлений экологии. Использование справочных материалов.
2. Знакомство со Шри-Ланкой.
Теория. Краткий рассказ о Шри-Ланке. Расположение на географической карте и глобусе. Форма Шри-Ланки “похожая на каплю”. Омывающие воды Индийского океана. Показывается физическая карта Шри-Ланки, отмечается обилие зелени на карте. Повторяются такие понятия, как север, юг, запад и восток.
Пpaктика. Выдаются заранее изготовленные преподавателем шаблоны с очертанием границ Шри-Ланки и границ ее основных национальных парков. Дети обводят границы Шри-Ланки по шаблону у себя в альбомах, тем самым лучше запоминая форму острова, а также отмечая, что на карте он похож на каплю. Повторяются понятия север, юг, запад, восток. Это помогает закрепить навыки общения с картой, географическими понятиями. Прорисовываются и раскрашиваются границы основных национальных парков. Уточняется их местоположение (на юго-востоке, на северо-западе и т.д.). Закрепляется прострaнcтвенно-географическая ориентация.
3. Климат
Теория. Знакомство с особенностями климата Шри-Ланки. Сравнение среднесуточных температур горных районов (г. Нувара-Элия) и прибрежных территорий (г. Коломбо). Отмечается среднегодовая температура вод Индийского океана. Особенности самочувствия в жарком климате.
Пpaктика. Наблюдение за собственным организмом в условиях жары и повышенной влажности, за поведением животных.
4. Почвы
Теория. Основные виды почв. Их особенности. Анализ понятия “плодородие”. Типичные для этих почв виды растительности.
Пpaктика. Работа с образцами почв. Сравнение красно-желтых и красно-бурых почв. Зарисовка. Нанесение типов почв по степени их распространения на карту, нарисованную ранее по шаблону.
Экскурсия. В музей естественной истории Шри-Ланки. Анализ представленных там образцов почв.
5. Национальные парки
Теория. Знакомство с основными национальными парками (Яла, Удавалаве, Вилпатту), их особенностями. Расположение на карте. Флора. Фауна.
Пpaктика. Обозначение границ основных национальных парков на карте острова, ранее нарисованной по шаблону. Раскрашивание парков на карте. Изучение фотографий и справочных материалов. Зарисовка особо полюбившихся животных.
Экскурсии. В национальные парки Яла и Удавалаве. Знакомство с животным и растительным миром национальных парков. Сравнение с животным и растительным миром России.
6. Животный мир
Теория. Углубленное изучение богатейшей фауны Шри-Ланки. Редкие виды животных, рептилий, насекомых, земноводных, рыб. Животные рядом с нами: пальмовые белки, гикконы.
Пpaктика. Работа с книгами “Национальные парки Шри-Ланки”. Нанесение на карту Шри-Ланки основных видов животных, обитающих в заповедниках Яла, Удавалаве, Вилпатту.
Экскурсии. Наблюдение за пальмовыми белками в Центральном парке Вихарамахадеви города Коломбо. Посещение слоновьего питомника близ Канди и черепаховой фермы.
7. Птицы
Теория. Знакомство с уникальным разнообразием птиц (более 400 различных видов). Рассказывается о том, что 33 вида птиц обитают только на Шри-Ланке.
Пpaктика. Использование справочных материалов, работа с фотографиями. Сравнение и анализ знаний полученных на предыдущих экскурсиях. Зарисовка необычных птиц. Для примера: аистоклювый зимородок - очень яркое разноцветное оперенье; сливоголовый попугай – ученики сразу отмечают контрастный цвет головы попугая.
Экскурсии. Наблюдение за пеликанами и другими птицами на озере Бейра в Коломбо. Посещение музея естественной истории.
8. Флора
Теория. Ознакомление с богатством растительного мира Шри-Ланки.
Пpaктика. Сравнение листьев банановой и кокосовой пальм. Зарисовки понравившихся растений. Посадка цветов (создание клумбы) у школы и наблюдение за работой садовников в посольстве. Проведение дня “Защитника природы”.
Экскурсии. Посещение аюрведического (с лекарственными растениями) садов Шри-Ланки.
9. Ботанические сады
Теория. История возникновения ботанических садов Перадении (пригород г. Канди) и Хакгалы (10 км от г. Нувара-Элии). Знакомство с богатством растительного мира, в т.ч. деревьями “слоновьи ноги”, королевским кокосом, гигантским фикусом Бенджамина. Отмечается, что в саду Перадении в 1891 г. цесаревич Николай Александрович посадил цейлонское железное дерево, в этом же саду растет дерево посаженное Юрием Гагариным.
Пpaктика. Работа со справочным материалом, фотографиями, сбор опавших листьев для гербария. Зарисовки отдельных видов растений.
Экскурсии. Посещение ботанических садов.
10. Чайные плантации
Теория. Высокогорные чайные районы. Чайные плантации. Процесс заготовки чайных листьев.
Пpaктика. Ознакомление с разнообразием сортов чая. Зарисовка.
Экскурсии. Посещение чайных плантаций.
11. Природная достопримечательность: водопады
Теория. Водопады. Водопад “Фата невесты” - один из самых высоких водопадов в мире с единой струей.
Экскурсии. Посещение водопадов.
12. Фрукты Шри-Ланки.
Теория. Разнообразие тропических фруктов на Шри-Ланке: их формы, вкус, запах.
Пpaктика. Рассматривание образцов и их зарисовка.
13. Подведение итогов
- написание рассказов и стихов на тему окружающей природы;
- подготовка плакатов на тему “Природа Шри-Ланки глазами ребенка”, “Я люблю природу”;
- проведение праздника, посвященного теме “Удивительная природа Шри-Ланки”;
- урок-презентация на тему “Береги и защищай природу” перед первоклассниками.
Тематический план программы “Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников”
Тема |
Часы | Теория | Пpaктика |
Экскурсии |
1.Введение в основы экологии | 2 |
1 |
1 |
|
2. Знакомство со Шри-Ланкой | 5 |
2 | 3 | |
3. Климат | 2 |
1 | 1 |
|
4. Почвы | 3 |
1 | 1 | 1 |
5. Национальные парки | 6 |
2 | 2 |
2 |
6. Животный мир | 8 | 3 | 2 | 3 |
7. Птицы | 8 |
3 | 2 | 3 |
8. Флора | 8 | 3 | 3 | 2 |
9. Ботанические сады | 7 | 2 | 2 | 3 |
10. Чайные плантации | 4 | 1 | 2 | 1 |
11. Водопады | 3 | 2 |
1 |
|
12. Фрукты Шри-Ланки | 2 | 1 |
1 | |
13. Подведение итогов | 6 | 6 | ||
Общий итог: | 64 | 22 |
23 | 15 |
Комментарии:
Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....
30 06 2025 7:49:10
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
29 06 2025 18:51:37
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
...
28 06 2025 3:50:51
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
27 06 2025 3:35:52
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
26 06 2025 2:39:19
Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов.
...
25 06 2025 22:56:13
Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....
24 06 2025 5:24:33
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
23 06 2025 9:31:56
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
22 06 2025 7:57:19
Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....
21 06 2025 20:48:48
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
20 06 2025 19:43:17
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости.
...
19 06 2025 8:15:23
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
18 06 2025 6:17:37
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
17 06 2025 9:33:55
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений.
...
16 06 2025 7:51:16
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
15 06 2025 15:49:32
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
14 06 2025 13:48:29

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
13 06 2025 16:14:53

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
12 06 2025 20:43:31
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды
обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к
жизни в воде....
11 06 2025 10:13:32
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
10 06 2025 9:33:36
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
09 06 2025 17:17:32
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
08 06 2025 11:16:24
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
07 06 2025 6:33:46
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
06 06 2025 19:53:40
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
05 06 2025 18:53:50
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
04 06 2025 10:27:47
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
03 06 2025 18:28:40
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
02 06 2025 23:43:32
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
01 06 2025 9:52:14
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
31 05 2025 1:49:27
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
30 05 2025 11:56:24
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
29 05 2025 19:42:16
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
28 05 2025 3:54:55
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
27 05 2025 6:39:31
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
26 05 2025 19:28:42
На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....
25 05 2025 21:53:32
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
24 05 2025 1:27:28
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
23 05 2025 21:31:16
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
22 05 2025 13:30:27
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
21 05 2025 21:37:45
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества.
...
20 05 2025 0:33:46
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
19 05 2025 2:42:22
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
18 05 2025 21:23:49
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
17 05 2025 1:24:32
Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....
16 05 2025 18:32:29
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
15 05 2025 7:22:24
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
14 05 2025 20:35:53
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся.
...
13 05 2025 8:49:58
Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....
12 05 2025 12:27:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::