Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


Тип урока: комбинированный урок.

Время урока: 40 минут.

Образовательная цель: познакомить учащихся с классификацией класса Земноводные.

Коррекционно-развивающая цель:

Развитие произвольного внимания и коррекции наглядно-образного мышления учащихся посредством заполнения иллюстрационно-обобщающей таблицы.

Воспитательная цель:

Воспитание толерантного чувства по отношению к животным, на примерах милосердия, терпимости и любви.

Понятия урока: Земноводные. Амфибии. Среда обитания. Головастик. Стегоцефал. Каменноугольный период. Французский натуралист Ж.Сент-Илер.

Программное обеспечение: Проектор, компьютер, презентация PowerPoint, видеосюжет, фрагмент из фильма “Деликатес”.

Оборудование: карточки с заданиями; буквы А, Б, С; зеленый шарик – “головастик”. На столах учащихся приклеены листочки с номерами пар: 2,4; 6,8; 10,12 (для учащихся первой группы). Закладки для учебников “цвета радуги” с добавлением черного и белого.

Оформление доски. Тема урока. Наглядный материал: опopные понятия по теме “Систематические группы рыб”; название отрядов Земноводных.

Ожидаемый результат личностно-ориентированного развития учащихся:

Развитие познавательной и творческой активности, интереса пpaктическим биологическим знаниям.

Планируемые результаты общеучебных действий:

- распознавать изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных.

Структура урока

I. Организационный этап урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение изученных понятий.

IV. Физкультминутка.

V. Изучение нового материала.

VI. Валеологическая пауза.

VII. Закрепление изученных понятий.

VIII. Этап самооценки.

IX. Этап рефлексии.

X. Домашняя работа с элементами групповой дифференциации.

Ход урока

I. Организационный этап урока. Этап начинает на перемене, во время подготовки учащихся к уроку.

Учащимся предоставляется возможность получить собственный цветовой путеводитель урока, разноцветные закладки урока.

Учитель: Здравствуйте, дорогие мои ученики!
В мире много удивительных явлений.
Явлений, которым почти 350 миллионов лет!
Что это за превращения, спросите вы?
Сегодня на уроке, у нас необычный гость.
Это “зеленое чудо” - путеводитель,
Во многом миллионом путешествие!

Учитель показывает зеленого “головастика”.

II. Проверка домашней работы. Дифференцированная форма заданий.

Учебник, стр.171-172. Какие утверждения верны?

Первая группа.

Вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12.

2. Все хордовые животные имеют внутренний скелет. (Да. Тип Хордовые).

4. Температура тела рыб не зависит от окружающей среды. (Нет. Температура тела рыб зависит от окружающей среды, они холоднокровные животные).

6. Рыбы – раздельнополые животные. (Да. Самцы и самки).

8. Кровеносная система рыб не замкнутая. (Нет. Кровеносная система рыб замкнутая).

10. Хорда есть у осетра и белуги. (Да. Эти рыбы имеют костно-хрящевой скелет с хордой).

12. У рыб сердце трехкамерное. (Нет. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка).

Вторая группа учащихся. Учебник, страница 171, вопрос №8.

Вопрос: Назовите ценные для промысла виды рыб.

Основной улов рыбы в океанах: океаническая сельдь, салака, сардина – иваси, треска, пикша, навага, кета, горбуша, семга и т.д.

В реках ловят, таких рыб, как сазан, толстолобик, плотва и т.д.

Третья группа учащихся. Учебник, страница 171, вопрос №9.

Вопрос: Перечислите известные вам породы рыб, разводимые в прудах и озерах.

В прудах разводят сазана, карпа, карася, толстолобика. Домашний карп происходит от дикого сазана, живущего в низовьях рек. Существует несколько пород карпа. В рыбных хозяйствах чаще всего разводят чешуйчатого, зеркального и голого карпа. Карп теплолюбивая рыба, но уже получены гибриды от скрещивания сазанов из холодных озер Грузии с зеркальным карпом.

III. Повторение изученного материала.

Вопрос учителя: Какие систематические группы рыб, вы знаете?

Наглядный материал название систематических групп на доске.

Ответ учащихся: Систематические группы рыб: хрящевые, костно-хрящевые, двоякодышащие, кистеперые, костистые рыбы.

Тестовые вопросы “Кто они?”

На столах учащихся буквы-ответы: А, Б, В.

1. Среда обитания рыб:

А. Наземно-воздушная среда;

Б. Почвенная среда;

В. Водная среда.

2. Белая акула, скат-манта – это рыбы:

А. Костно-хрящевые (осетровые) рыбы

Б. Хрящевые рыбы

В. Двоякодышащие рыбы

3. Стерлядь, осетр – это рыбы:

А. Костно-хрящевые рыбы

Б. Двоякодышащие рыбы

В. Кистеперые рыбы

4. Африканский чешуйчатник, австралийский рогозуб:

А. Двоякодышащие рыбы

Б. Кистеперые рыбы

В.Костистые рыбы

5. Единственный вид этой группы – латимерия:

А. Осетровые рыбы

Б. Двоякодышащие рыбы

В. Кистеперые рыбы

6. Плотва, треска:

А. Хрящевые рыбы

Б. Костно-хрящевые рыбы

В. Костистые рыбы

Ответы на тест: 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – А; 5 – В; 6 – В.

Задание “Перепyтaнный ряд”

Царство   Тип   Семейство   Отряд   Класс   Род   Вид
1   2   3   4   5   6   7

Правильный вариант: 1-2-5-4-3-6-7

IV. Физкультминутка.

Все старались, отвечали (дети встают)
Мы немножечко устали (встряхивают руками и ногами)
Что сегодня интересного,
Снег на улице идет (показывают, как падают снежинки)
Ветер песенки поет (шумят, издают разные звуки)
Кто-то тихонько в школу идет (медленно начинают двигаться вперед);
В школе нам нужны оценки
Какие? (показывают на пальцах)
Верно!
Помним правило простое,
Не сутулимся, не гнемся,
За работу вновь беремся!
Учащиеся садятся за парты.

V. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают число, месяц и тему урока.

Тема урока “Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика”.

Учитель: Сегодня, на нашем уроке, благодаря этому милому зеленому путеводителю, нам предстоит пополнить ответами “Фабрику вопросов”.

А. Существенный вопрос: Как по-другому называют Земноводных?

Б. Вопрос с дополнением: Кто же они амфибии?

В. Качественный вопрос: Выделить внешние признаки амфибий, которые их относят к разным отрядам?

Г. Главный вопрос: Почему земноводных называют “первопроходцами суши”?

Работа по учебнику. Прием “Оглавление”.

Первая группа.

Вопрос: Как называется пройденная глава в учебнике?

Ответ: Глава 8. Тип Хордовые.

Вопрос: Какая была последняя тема урока?

Ответ: Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Вторая группа.

Вопрос: Как называется следующая глава нашего учебника?

Ответ: Класс Земноводные, или Амфибии.

Форма задания, коррекционная направленность Действия учителя Действия учащихся
Работа с учебником. Оглавления.

Внимательность и сопоставление прочитанного текста.

Существенный вопрос:

- Как по-другому называют земноводных?

Ответ в устной форме:

Земноводных называют амфибиями.

Вывод на существенный вопрос.

Земноводные или амфибии. Класс насчитывает около 2800 видов.

Учитель: Позволить на миг усомниться в том, что нас окружает мир, которому так много лет сложно, но мы попробуем, разобраться в этом.

Учитель предлагает учащимся сформулировать общее, или начальное предложение для понимания класса.

Дифференцированная работа в группах.

Задания на коррекцию и развитие аналитико-синтетических форм деятельности учащихся.

Форма задания, коррекционная направленность Действия учителя Действия учащихся
Вопрос с дополнением.

Кто же они, амфибии?

Предположения, идеи, высказывания.

Развитие речи, воображение, фантазии.

Обучающая помощь учителя.

Учитель предлагает создать “смысловые пары” из прочитанного абзаца.

По созданным “смысловым парам” составляют собственное коллективное предложение, способное отобразить качественный вопрос.
Качественный вопрос.

Иллюстративный рисунок.

Развитие наглядно-образного сравнения признаков, составление классификации.

Направляющая помощь учителя. Указать на внешние признаки животных. Выделяет существенные признаки отрядов и распределяет виды амфибий.
Главный вопрос.

Коррекция логического мышления, сравнение и сопоставление, обобщение высказываний.

Стимулирующая помощь учителя.

Рассказ учителя.

Почему французский натуралист Ж.Сент-Илер назвал земноводных “первопроходцами суши”?

Учитель: Вопрос с дополнением “Кто же они амфибии?”. Чтение вслух, проговаривание, прием - “шепоток”.

Учебник, стр.173.

Текст из учебника. Земноводные, или Амфибии, - первая немногочисленная группа примитивных наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой.

Задание. Создание “смысловых пар”.

Например: первые позвоночные; примитивные позвоночные; немногочисленная группа и т.д.

Вывод записывается в тетрадях:

Земноводные, или Амфибии, - первая позвоночная группа животных, освоившая наземно-воздушную среду.

Учитель: Качественный вопрос. Выделить внешние признаки амфибий, которые их относят к разным отрядам?

Учебник, стр. 173, рис. 131. Разнообразные земноводные:

1 - серая жаба;

2 - огненная саламaндра;

3 - гребенчатый тритон;

4 - травяная лягушка.

Задание. По хаpaктерным признакам распределить животных на отряды?

Подсказка: окраска животных, строение тела (передние и задние конечности, наличие хвоста).

Вывод. Класс Земноводных делится на два отряда. Отряд бесхвостые (жаба серая) и хвостатые (тритон гребенчатый).

Главный вопрос.

Рассказ учителя.

Это произошло примерно 350 млн. лет назад, наша планета была покрыта пышными “лесами”, которые состояли из гигантских папоротников, хвощей и плаунов. Отмирая, они создавали залежи каменного угля. Климат в то время был теплый и влажный, и в многочисленных болотах хорошо себя чувствовали древние земноводные – стегоцефалы, которые произошли от древних рыб.

Французский ученый натуралист Жоффруа Сент-Илер говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости идеи, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо - повторение выхода позвоночных на сушу.

Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное.

Обратите внимание на наличие личиночной стадии, жабр, хвоста - доказательство того, что на первых стадиях развития головастик похож: на рыбу (“зеленый символ” урока).

VI. Валеологическая пауза (учащиеся не встают).

Развитие мелкой моторики рук.

Потянулись до небес, руки вверх подняли,

Поиграли пальчиками по столу (музыкальный вариант),

Рассказали нам капельки дождя историю одну.

VII. Закрепление изученных понятий.

Просмотр видеосюжета.

Учитель:

“Чудо в превращении.
Ведь в каждую весну,
Можно увидеть, как меняется мир,
Листья распускаются,
В капельках дождя,
Жизнь зарождается,
Посмотрите! А вот и я!

Выводы.

1. Амфибии лишь частично освоили наземно-воздушную среду.

2. Они холоднокровные животные, их жизнь зависят от температуры окружающей среды.

VIII. Этап самооценки.

Учитель просит учащихся оценить вопросы, по параметрам, “интересный”, “сложный” или “самый легкий вопрос”.

“Фабрика вопросов”. Учащиеся еще раз осмысливают вопросы, на которые они дали ответы (презентационный слайд).

На карточках с буквами, учащиеся ставят оценки, следующем порядке:

А. Кто себе поставит “5” за работу в классе?

Б. Кто себе поставит “4” за работу в классе?

В. Хочу поставить себе хорошую оценку, но знаю, где допустил ошибки. Этих учащихся будет оценивать учитель.

IX. Этап рефлексии.

Цветовая рефлексия, является продолжением начала урока. Учитель просить поменять закладки, которые учащиеся получили в качестве закладок в учебники, поменять на новые закладки или они оставляют первоначальные.

X. Домашняя работа с элементами групповой дифференциации.

Первая группа:

Чем они интересны: лягушка-голиаф, жаба ага, лягушка-кокоа?

Вторая группа:

Могут ли “летать” лягушки? Приведите примеры.

Третья группа:

И существуют ли памятники амфибиям? Приведите примеры.

Список литературы

1. Большая детская энциклопедия. Биология./ под ред. М.Аксеновой и др. – М.: Мир энциклопедий, 2010. -589.


Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

04 07 2022 3:14:43

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов


    В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

      Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

03 07 2022 2:26:32

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

02 07 2022 18:36:51

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля


    "Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

      Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

01 07 2022 16:12:46

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

30 06 2022 4:44:11

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

29 06 2022 5:34:49

Что я знаю о живых организмах. 5-й класс


    Что я знаю о живых организмах. 5-й класс

      Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....

28 06 2022 20:27:23

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

27 06 2022 20:26:46

Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"


    Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

      Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....

26 06 2022 11:51:20

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

25 06 2022 19:31:35

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. ...

24 06 2022 21:46:51

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

23 06 2022 12:16:23

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

22 06 2022 16:53:40

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

21 06 2022 15:44:46

История развития генетики


    История развития генетики

      Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...

20 06 2022 9:47:13

Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс


    Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс

      Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников, предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....

19 06 2022 8:44:16

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

18 06 2022 10:20:24

Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"


    Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"

      Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...

17 06 2022 3:52:56

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

16 06 2022 2:19:43

Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера


    Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера

      Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....

15 06 2022 13:59:34

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

      Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

14 06 2022 12:58:26

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

13 06 2022 16:28:58

"Победить или умереть"


    "Победить или умереть"

      В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....

12 06 2022 3:33:46

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

11 06 2022 15:40:23

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

10 06 2022 15:26:36

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"


    Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

      Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

09 06 2022 20:53:12

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

08 06 2022 7:23:55

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

07 06 2022 17:34:43

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии


    Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

      В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

06 06 2022 17:58:43

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"


    Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

      Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

05 06 2022 23:43:11

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

04 06 2022 9:17:48

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

03 06 2022 12:57:43

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

02 06 2022 5:23:29

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс


    Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

01 06 2022 1:41:27

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

31 05 2022 1:23:19

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

30 05 2022 22:49:16

Урок биологии по теме "Биосинтез белка"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белка"

      Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....

29 05 2022 1:47:48

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

28 05 2022 14:37:10

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Строение, отделы и функции головного мозга человека Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

27 05 2022 10:53:34

Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

      Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

26 05 2022 5:20:37

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

25 05 2022 4:27:33

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

      Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

24 05 2022 19:49:30

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

23 05 2022 14:38:58

Развитие пoлoвых клеток. Мейоз


    Развитие пoлoвых клеток. Мейоз

      Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....

22 05 2022 19:27:17

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"


    Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

      В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

21 05 2022 13:46:34

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

20 05 2022 8:53:38

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

19 05 2022 13:47:42

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

18 05 2022 23:28:52

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

17 05 2022 9:25:51

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)


    Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

      Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

16 05 2022 21:10:28

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::