Питание и пищеварение. 8-й класс

Цели:
1) определить понятия “пищеварение”, “питательные вещества”;
2) рассмотреть функции пищеварительной системы, роль питательных веществ;
3) формировать умения:
а) самостоятельно работать с текстом, рисунками, таблицами учебника;
б) логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы).
Оборудование: таблица “Пищеварительная система”.
Ход урока
1. Изучение новой темы.
- Тело любого живого существа – от крохотной бактерии до огромного слона – содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование.
? Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность.
- Эта потребность удовлетворяется за счет питания – ряда разнообразных процессов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение.
Чтобы жить, человек тоже должен питаться.
? Какие функции осуществляет пищеварение (ответы учащихся записываются на доске).
- Биологи установили, что питание осуществляет три функции:
1. Энергетическая – для жизнедеятельности живого организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ, которые поступают вместе с пищей.
2. В снабжении организма пластическими веществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур.
3. Снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для жизнедеятельности – витаминами, которые присутствуют в пище.
- Любой, поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
Вода, минеральные соли, витамины усваиваются организмом в неизменном виде.
2. Постановка проблемы (на доске).
Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
(Ответы учащихся фиксируются на доске под стрелочками под проблемным вопросом с именами ответивших).
? Что мы уже знаем по этой проблеме.
? Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы.
? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Сообщение темы урока.
- Получив с пищей питательные вещества, организм должен их усвоить. Но белки, жиры и углеводы представляют собой очень сложные органические соединения и в таком виде не могут быть использованы организмом. Молекулы их крупные, они не могут пройти через стенки пищеварительного тpaкта. Главное же заключается в том, что организм не может усвоить неизменные белки, жиры и углеводы. Они для него чужеродны, и, как на всякое чужеродное вещество, в организме выpaбатываются защитные вещества (антитела) против них.
Поэтому сначала они должны превратиться в более простые вещества (работа с таблицей на с.157 учебника).
? В результате какого процесса белки расщепляются до аминокислот, жиры – до глицерина и жирных кислот, углеводы – до глюкозы. (Ответы учащихся)
? Что такое пищеварение. (Ответы учащихся)
! Пищеварение – процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые соединения, которые могут всосаться, переноситься кровью и без вреда усваиваться организмом.
? Какие органы относятся к пищеварительной системе.
*Работа с текстом §30 по заданиям:
1. Рассмотрите рисунок 71 на с.158.
2. Какие органы пищеварения обозначены цифрами 1–9? Выпишите их названия.
3. Какие органы пищеварительной системы не являются частью пищеварительного канала? Как они соединяются с ним? (Ответы записываются на доске)
? Какие этапы можно выделить в процессе пищеварения. (Работа с текстом §30 в парах 2-3 мин).
Этапы пищеварения:
- Механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками.
- Расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений.
- Всасывание этих соединений в кровь и лимфу.
- Удаление непереваренных остатков из организма.
3. Закрепление.
? Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать.
? Чьи версии подтвердились. (Ответы учащихся, сравнивание их с ответами до изучения новой темы).
4. Домашнее задание.
Подготовьте свои версии творческих вопросов.
Модель урока
| Этапы урока (время) |
Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) |
Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) |
Доска и оборудование |
| Создание проблемной ситуации = 5-10 минут
------------------ Формулирование проблемы = 2-3 минуты |
- Тело любого живого существа –
от крохотной бактерии до огромного слона –
содержит множество органических соединений и
веществ. Они должны постоянно в нужных
количествах присутствовать в организме, чтобы
поддерживать его нормальное существование. ? Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность - Эта потребность обеспечивается за счет питания – ряда разнообразных процессов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение. ? Какую функцию выполняет питание - Любой, поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. ? Какие питательные вещества вам известны ----------------- - Вода, минеральные соли, витамины усваиваются организмом в неизменном виде. ? Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека. |
- Питание выполняет следующие функции: энергетическая, снабжение организма пластическими веществами и биологически активными веществами.
- Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
----------------- Задумываются над ответом на вопрос. |
------------- Основной вопрос (проблема) записан на доске. |
| Версии + 3-5 минут |
? Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы | - Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая – даже абсурдная) | Под проблемой записываются версии (выделенные самими авторами версий) |
| Актуализация знаний Планирование деятельности =5-7 минут |
? Что мы уже знаем по этой
проблеме
? Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы |
- Вспоминают изученный ранее
материал (понятия, факты), которые связаны с
формулировкой проблемы. - Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть). |
|
| Открытие нового знания (по
пунктам содержания урока) +15-20 минут |
1. Получив с пищей питательные
вещества, организм должен их усвоить. Но белки,
жиры и углеводы представляют собой очень сложные
органические соединения и в таком виде не могут
быть использованы организмом. Молекулы их
крупные, они не могут пройти через стенки
пищеварительного тpaкта. Главное же заключается
в том, что организм не может усвоить неизменные
белки, жиры и углеводы. Они для него чужеродны, и,
как на всякое чужеродное вещество, в организме
выpaбатываются защитные вещества (антитела)
против них. Поэтому сначала они должны
превратиться в более простые вещества. 2. ? В результате какого процесса происходят эти превращения - Попробуйте дать определение понятию “пищеварение”. 3. ?Какие органы относятся к пищеварительной системе - Поработайте с рисунком в учебнике, определите, все ли органы вы назвали, выпишите в тетрадь все органы пищеварительной системы. 4. ? Какие этапы можно выделить в процессе пищеварения |
Работают с таблицей параграфа,
определяют, до каких простых веществ должны
превратиться белки, жиры, углеводы.
- Пищеварения. - Предлагают свои варианты (обобщаются, записывается в тетрадь более точное определение). - Называют органы пищеварительной системы. - Работают с рисунком, выписывают в тетрадь органы. - Высказывают свои версии, затем работают самостоятельно с текстом параграфа, выписывают этапы в тетрадь, проговаривают друг другу, работая в парах. |
Записываются на доске. Ответы показываются на таблице “Пищеварительная система” |
| Применение нового знания = 3-5 минут |
- Повторим, что мы узнали,
ответив на репродуктивные вопросы (спрашиваются
те, кто не участвовали в дискуссии): ? Что такое питание ? В чем заключаются пластическая и энергетическая функции пищи. ? Что такое пищеварение, какую роль оно играет в питании. ? Почему клетки не могут усваивать пищевые белки, углеводы и жиры ? На какие составные части распадаются белки, жиры и сложные углеводы |
- Отвечают на репродуктивные вопросы | |
| Итог. Оценивание. Домашнее задание | ? Какой ответ на основной
вопрос урока мы можем дать ? Чьи версии подтвердились ? Как вы оцените свою работу - Дома подготовьте свои версии творческих вопросов, прочитайте параграф, если вы считаете, что не до конца усвоили тему урока. |
- Обобщают, делают вывод по
проблеме. - Самоанализ, самооценка. - Запись домашнего задания |
На доске выделяются те версии, которые подтвердились. |
Комментарии:
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
17 11 2025 11:40:20
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
16 11 2025 18:40:54
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
15 11 2025 14:29:19
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся.
...
14 11 2025 6:27:12
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра.
...
13 11 2025 19:38:21
Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
12 11 2025 21:40:40
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
11 11 2025 15:53:32
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент.
Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий.
На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков.
...
10 11 2025 21:54:31
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
09 11 2025 13:37:48
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
08 11 2025 23:29:34
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
07 11 2025 23:11:45
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
06 11 2025 14:19:14
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
05 11 2025 17:17:15
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
04 11 2025 4:25:35
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
03 11 2025 6:35:50
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
02 11 2025 3:38:39
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
01 11 2025 5:55:20
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
31 10 2025 11:50:21
Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....
30 10 2025 12:59:27
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
29 10 2025 23:57:58
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
28 10 2025 13:35:50
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
27 10 2025 22:36:11
Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....
26 10 2025 7:41:12
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
25 10 2025 2:34:28
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
24 10 2025 4:41:23
Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....
23 10 2025 5:42:26
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
22 10 2025 20:26:42
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
21 10 2025 18:24:11
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
20 10 2025 0:55:12
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....
19 10 2025 11:20:12
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
18 10 2025 8:39:43
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
17 10 2025 1:40:17
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
16 10 2025 20:36:41
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
15 10 2025 21:37:33
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
14 10 2025 12:29:16
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
13 10 2025 12:28:58
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
12 10 2025 13:58:40
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
11 10 2025 7:33:56
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
10 10 2025 15:31:52
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
09 10 2025 7:56:50
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
08 10 2025 2:10:14
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
07 10 2025 19:31:24
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
06 10 2025 19:34:16
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
05 10 2025 15:51:35
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
04 10 2025 8:16:34
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
03 10 2025 10:21:17
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
02 10 2025 21:27:27
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
01 10 2025 4:34:50
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
30 09 2025 17:15:33
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
29 09 2025 9:41:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




