Питание и пищеварение. 8-й класс

Цели:
1) определить понятия “пищеварение”, “питательные вещества”;
2) рассмотреть функции пищеварительной системы, роль питательных веществ;
3) формировать умения:
а) самостоятельно работать с текстом, рисунками, таблицами учебника;
б) логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы).
Оборудование: таблица “Пищеварительная система”.
Ход урока
1. Изучение новой темы.
- Тело любого живого существа – от крохотной бактерии до огромного слона – содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование.
? Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность.
- Эта потребность удовлетворяется за счет питания – ряда разнообразных процессов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение.
Чтобы жить, человек тоже должен питаться.
? Какие функции осуществляет пищеварение (ответы учащихся записываются на доске).
- Биологи установили, что питание осуществляет три функции:
1. Энергетическая – для жизнедеятельности живого организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ, которые поступают вместе с пищей.
2. В снабжении организма пластическими веществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур.
3. Снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для жизнедеятельности – витаминами, которые присутствуют в пище.
- Любой, поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
Вода, минеральные соли, витамины усваиваются организмом в неизменном виде.
2. Постановка проблемы (на доске).
Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
(Ответы учащихся фиксируются на доске под стрелочками под проблемным вопросом с именами ответивших).
? Что мы уже знаем по этой проблеме.
? Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы.
? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Сообщение темы урока.
- Получив с пищей питательные вещества, организм должен их усвоить. Но белки, жиры и углеводы представляют собой очень сложные органические соединения и в таком виде не могут быть использованы организмом. Молекулы их крупные, они не могут пройти через стенки пищеварительного тpaкта. Главное же заключается в том, что организм не может усвоить неизменные белки, жиры и углеводы. Они для него чужеродны, и, как на всякое чужеродное вещество, в организме выpaбатываются защитные вещества (антитела) против них.
Поэтому сначала они должны превратиться в более простые вещества (работа с таблицей на с.157 учебника).
? В результате какого процесса белки расщепляются до аминокислот, жиры – до глицерина и жирных кислот, углеводы – до глюкозы. (Ответы учащихся)
? Что такое пищеварение. (Ответы учащихся)
! Пищеварение – процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые соединения, которые могут всосаться, переноситься кровью и без вреда усваиваться организмом.
? Какие органы относятся к пищеварительной системе.
*Работа с текстом §30 по заданиям:
1. Рассмотрите рисунок 71 на с.158.
2. Какие органы пищеварения обозначены цифрами 1–9? Выпишите их названия.
3. Какие органы пищеварительной системы не являются частью пищеварительного канала? Как они соединяются с ним? (Ответы записываются на доске)
? Какие этапы можно выделить в процессе пищеварения. (Работа с текстом §30 в парах 2-3 мин).
Этапы пищеварения:
- Механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками.
- Расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений.
- Всасывание этих соединений в кровь и лимфу.
- Удаление непереваренных остатков из организма.
3. Закрепление.
? Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать.
? Чьи версии подтвердились. (Ответы учащихся, сравнивание их с ответами до изучения новой темы).
4. Домашнее задание.
Подготовьте свои версии творческих вопросов.
Модель урока
| Этапы урока (время) |
Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) |
Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) |
Доска и оборудование |
| Создание проблемной ситуации = 5-10 минут
------------------ Формулирование проблемы = 2-3 минуты |
- Тело любого живого существа –
от крохотной бактерии до огромного слона –
содержит множество органических соединений и
веществ. Они должны постоянно в нужных
количествах присутствовать в организме, чтобы
поддерживать его нормальное существование. ? Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность - Эта потребность обеспечивается за счет питания – ряда разнообразных процессов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение. ? Какую функцию выполняет питание - Любой, поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. ? Какие питательные вещества вам известны ----------------- - Вода, минеральные соли, витамины усваиваются организмом в неизменном виде. ? Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека. |
- Питание выполняет следующие функции: энергетическая, снабжение организма пластическими веществами и биологически активными веществами.
- Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
----------------- Задумываются над ответом на вопрос. |
------------- Основной вопрос (проблема) записан на доске. |
| Версии + 3-5 минут |
? Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы | - Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая – даже абсурдная) | Под проблемой записываются версии (выделенные самими авторами версий) |
| Актуализация знаний Планирование деятельности =5-7 минут |
? Что мы уже знаем по этой
проблеме
? Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы |
- Вспоминают изученный ранее
материал (понятия, факты), которые связаны с
формулировкой проблемы. - Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть). |
|
| Открытие нового знания (по
пунктам содержания урока) +15-20 минут |
1. Получив с пищей питательные
вещества, организм должен их усвоить. Но белки,
жиры и углеводы представляют собой очень сложные
органические соединения и в таком виде не могут
быть использованы организмом. Молекулы их
крупные, они не могут пройти через стенки
пищеварительного тpaкта. Главное же заключается
в том, что организм не может усвоить неизменные
белки, жиры и углеводы. Они для него чужеродны, и,
как на всякое чужеродное вещество, в организме
выpaбатываются защитные вещества (антитела)
против них. Поэтому сначала они должны
превратиться в более простые вещества. 2. ? В результате какого процесса происходят эти превращения - Попробуйте дать определение понятию “пищеварение”. 3. ?Какие органы относятся к пищеварительной системе - Поработайте с рисунком в учебнике, определите, все ли органы вы назвали, выпишите в тетрадь все органы пищеварительной системы. 4. ? Какие этапы можно выделить в процессе пищеварения |
Работают с таблицей параграфа,
определяют, до каких простых веществ должны
превратиться белки, жиры, углеводы.
- Пищеварения. - Предлагают свои варианты (обобщаются, записывается в тетрадь более точное определение). - Называют органы пищеварительной системы. - Работают с рисунком, выписывают в тетрадь органы. - Высказывают свои версии, затем работают самостоятельно с текстом параграфа, выписывают этапы в тетрадь, проговаривают друг другу, работая в парах. |
Записываются на доске. Ответы показываются на таблице “Пищеварительная система” |
| Применение нового знания = 3-5 минут |
- Повторим, что мы узнали,
ответив на репродуктивные вопросы (спрашиваются
те, кто не участвовали в дискуссии): ? Что такое питание ? В чем заключаются пластическая и энергетическая функции пищи. ? Что такое пищеварение, какую роль оно играет в питании. ? Почему клетки не могут усваивать пищевые белки, углеводы и жиры ? На какие составные части распадаются белки, жиры и сложные углеводы |
- Отвечают на репродуктивные вопросы | |
| Итог. Оценивание. Домашнее задание | ? Какой ответ на основной
вопрос урока мы можем дать ? Чьи версии подтвердились ? Как вы оцените свою работу - Дома подготовьте свои версии творческих вопросов, прочитайте параграф, если вы считаете, что не до конца усвоили тему урока. |
- Обобщают, делают вывод по
проблеме. - Самоанализ, самооценка. - Запись домашнего задания |
На доске выделяются те версии, которые подтвердились. |
Комментарии:
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
22 11 2025 23:16:23
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
21 11 2025 16:59:58
Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения ЗУНов.
...
20 11 2025 12:42:27
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
19 11 2025 6:17:10
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
18 11 2025 2:43:14
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
17 11 2025 12:43:50
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы.
...
16 11 2025 16:58:57
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
15 11 2025 0:58:54
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
14 11 2025 15:18:36
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
13 11 2025 14:29:47
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
12 11 2025 4:58:11
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
11 11 2025 19:47:42
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
10 11 2025 0:20:12
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа.
...
09 11 2025 6:39:36
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
08 11 2025 5:37:24
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
07 11 2025 1:15:55
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
06 11 2025 3:31:57
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
05 11 2025 8:36:33
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
04 11 2025 16:16:51
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
03 11 2025 16:13:40
Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?"
...
02 11 2025 9:25:19
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
01 11 2025 19:31:30
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
31 10 2025 9:24:25
Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....
30 10 2025 14:20:49
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
29 10 2025 2:18:52
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
28 10 2025 19:12:59
В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....
27 10 2025 18:25:25
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
26 10 2025 14:29:56
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
25 10 2025 8:33:41
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
24 10 2025 12:24:23
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
23 10 2025 5:43:35
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
22 10 2025 6:57:57
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
21 10 2025 15:26:11
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
20 10 2025 23:37:56
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
19 10 2025 19:25:20
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
18 10 2025 10:44:50
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
17 10 2025 12:26:33
Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....
16 10 2025 11:31:16
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
15 10 2025 5:26:50
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
14 10 2025 18:21:19
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
13 10 2025 2:22:58
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
12 10 2025 22:13:37
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
11 10 2025 14:49:45
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
10 10 2025 0:29:28
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
09 10 2025 6:49:53
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
08 10 2025 3:17:16
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....
07 10 2025 22:19:17
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
06 10 2025 13:39:24
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
05 10 2025 7:28:23
Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....
04 10 2025 16:50:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны