Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс


    Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

Тема урока:    Время экологической культуры.

Учебник: «Биология», 11 класс общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/под ред.проф. Пономарева. – 2-е изд., перераб., – М.: Вентана-Граф, 2008 г.

Цели:

  • добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «эко-этическое сознание»;
  • воспитывать гуманность, толерантность;
  • развивать психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. 

Методы: словесные; наглядные; пpaктические; репродуктивные; эвристические; проблемно-поисковые.

Средства: дидактический материал; таблицы, компьютер, интернет.

Нам природа подарила
Разум, силу и уменье.
Мы познали силу ветра,
Покорили вод лавины,
Света белого весь спектр
Достигает звезд вершины.
Шар земной – наш дом родной.
Он один от века к веку,
Сам в опасности большой
От деяний человека.

Выразите в синквейне (пятистишии)  связь между словами «ХХI век. Природа. Человек. Я»

В первой строчке  вам дано – имя существительное, выражающее суть темы;
Во второй строчке – два прилагательных, хаpaктеризующих существительное;
В третьей строчке – три глагола, три действия, хаpaктерных для существительного;
В четвертой строчке – фраза, отражающая сущность описываемого существительного;
В пятой строчке дано существительное, являющееся антонимом к первому. (Приложение 1)

Земля ________ Крах; 
Жизнь ________ Cмepть;
Любовь ________ Ненависть;
Разум ________ Разрушитель;
Катастрофа ________– Процветание; 
Проблема ________ Решение

Читаем ли мы газету, включаем радио или смотрим новости по телевизору -ежечасно, ежеминутно, ежесекундно на человека обрушивается информация об ужасающих фактах преступной травли и убийства природы. За последние 30 – 40 лет на планете исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почвы, тропические леса – легкие планеты – вырубаются со скоростью 20 га/мин, загрязняются водоемы, разрушается защитный озоновый слой, болезни, причиной которых являются экологические неурядицы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней. Тревожные мысли о нeблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на разных языках. Наш мир перерезан границами условно. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. А потому и каждое государство – большое и малое, каждый житель планеты земля, все несут ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколения. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия глубокого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими.

Благодаря СМИ об экологических кризисах антропогенного хаpaктера – разрушении озонового слоя Земли, кислотных осадках, усилении парникового эффекта, авариях на ядерных объектах, экспоненциальном росте промышленных отходов и бытового мусора и др. – сейчас знают все.

В истории взаимодействия общества с природой   выделяют особые периоды.

Вспомните и запишите, как менялось мировоззрение общества по отношению к природе?

  Биогенный период Аграрный период Индустриальный период
Мировоззрение Обожествление природы.
Растворение в природе.
Начало изменения отдельных участков биосферы.
«Мир  для человека».
Активное преобразование биосферы. Подчинение природы потребностям человека
«Человек – Царь природы».

Предлагаю вам разделить тетрадь на две части и в левой половине записать выражение «Не царское это дело» и перечислите соответствующие дела. Затем в правой половине запишите «царские» дела.

Социализация.

«Не царское это дело»

«Царские» дела.

Красить
Мыть
Убирать за собой
Выполнять приказы
Исполнять грязную работу
Разные виды отдыха
Всякие развлечения
Комaндование другими
Награждение и наказание подданных
Др.приятные дела и забавы

В один прекрасный день мамки-няньки принесли королеве-матери ее первенца и доложили: «Сегодня наследник пошел ножками». Мать отреагировала: «Пора воспитывать царя». Предлагаю вам разработать по одному пункту соответствующей программы.

Социализация.
– знакомство с народной жизнью, ремеслами;
– пусть наследник рано сядет на трон и увидит трудности управления, чтобы сознательно изучать «царское дело»;
– образование;
– военная подготовка;
– знание многих иностранных языков;
– искусствоведческий кругозор;
– эстетический вкус;– изучает здоровый образ жизни.

О царе говорить легко: его уже нет, поэтому, в сущности, вы занимаетесь разработкой странных действий «планирование прошлого». А попробуйте разработать программу воспитания современного человека – Царя Природы.

У некоторых учащихся возникает вопрос «Почему  Человек – Царь Природы»? В настоящее время человека надо воспитывать как ее часть, на равных с природой!

Земля – космический корабль. Связь человечества с планетарной природной средой запечатлена в сравнении нашей земли с космическим кораблем, в котором космонавтами является все человечество. Образ космического корабля очень емок. Это не просто представление о нашей планете как природном корабле, миллиарды лет летающем по своей орбите. Это и выражение заботы о сглаженном, безупречном, безаварийном полете этого корабля. Образ этот проник в сознание многих людей. Фотографии лунных пейзажей с серпом Земли на черном небосводе произвели переворот в сознании. Люди как бы увидели свой дом со стороны.

Космический корабль Земля сегодня не только художественный образ, но и обозначение реальности. Люди все больше понимают, что свой, уже весьма долгий путь среди звезд человечество совершает на корабле, достаточно хорошо оснащенном и отлаженном. В его грузовых отсеках (недрах планеты)  имеются значительные запасы необходимых веществ – полезных ископаемых, которые необходимо использовать рационально, поскольку трaнcпортные корабли нам их не доставляют. От враждебных внешних воздействий – низких температур, жестких излучений – он защищен прочной броней атмосферы. На строительство  этого корабля  ушло более 4 млрд. лет эволюции земной природы. Чрезвычайно важную роль сыграли в ней миллиарды живых организмов – предшественников современной биосферы.

Вот почему…
Сейчас обязан думать человек,
Придет ли к людям 21 век?
Иль в полыханьи атомной зари
Настольные сгорят календари
И клинопись в пещерной тишине
Сползет слезой горящей по стене.
Сегодня должен думать человек,
Придет ли к людям 21 век?

Где же выход?
В сохранении биосферы – сферы жизни Человечества, в сбережении всего живого и мест его обитания, в разумной демографической политике, в заводах без дыма и ядовитых стоках, в автомобилях без удушливых выхлопов. В экологической культуре, которая стирает преграды, отделяющие нас от природы
Образ космического корабля позволяет оценить и понять единство человечества с окружающей его природной средой.
Ученые считают, что важнейшим регулятором отношений общества и природы является культура человека.

Вопросы для обсуждения

  • Главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления
  • Что ожидает человечество в XXI в.? Предложите ваши модели развития мира.
  • Экология и новое воззрение на культуру.
  • Экологическая культура – насущная задача человечества.
  • Внешние и внутренние стороны культурности человека

 (Использовать статью учебника «Биология», 11 класс общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/под ред.проф. Пономарева . – 2-е изд., перераб., – М.:Вентана-Граф, 2008. «Материал для размышления.)

В экологической этике разработаны специальные принципы и правила, регламентирующие наши отношения с природой. Они довольно просты, удобны и могут с успехом применяться в повседневной пpaктике. Найдите их, выделяя ключевые слова.

А. Этот принцип обязывает человека не причинять вред живым существам, видам живых существ или экосистемам.
Б. Этот принцип требует воздерживаться от ограничений свободы живых существ, видов живых существ или экосистем. Ибо для любого существа или экосистемы свобода — это отсутствие человеческого вмешательства в их дела.
В.  Этот принцип требует от человека не обманывать диких, так и не предавать домашних животных. Согласно этому принципу любительская охота, во время которой часто обманывают животных с целью нанести им вред, является амopaльной.
Г.  Этот принцип основан на признании и уважении прав природы.
Д. Если человек нарушает какой-либо из вышеперечисленных принципов, он причиняет природе ущерб. Поэтому, по справедливости, он должен его компенсировать. Это может быть создание охраняемых природных территорий, защита редких видов, восстановление нарушенного качества окружающей среды, помощь животным и растениям и т.п.

Ответы: (А.) Не навреди.  (Б.) Не вмешивайся. (В.) Будь порядочным. (Г.) Соблюдай права природы. (Д.) Компенсируй ущерб.

Если не соблюдаются принципы, то возникает конфликт  между интересами человека и природы. Решить конфликт помогают правила.
Чтобы их обсудить, для начала давайте разделим интересы человека на жизненноважные и нежизненноважные (с природой — проще, у нее все интересы жизненноважные).

Жизненно важные интересы Нежизненно важные интересы
Пищу
Безопасность
Здоровье
Свободу
Автономию
Жизнь
Роскошь
Баловство
Развлечения
Aзapтные игры
Убийство
Образование

Теперь можно перейти и к формулировке эко-этических правил разрешения конфликтных ситуаций.

А. Это правило разрешает применять силу против любого другого живого существа и экосистемы в целях защиты своего здоровья или жизни (равно как и других людей), но только в том случае, если мы не можем избежать нападения или спастись от него.
Б. Это правило утверждает, что в случае столкновения жизненно важных интересов людей и жизненно важных интересов природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.
В.  Это правило утверждает, что в случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненно важных, к тому же пустых, интересов человека приоритет отдается природе. В связи с этим убийство слонов ради бивней, отстрел крокодилов ради кожи для сумочек и т.п. является неправильным.
Г. Это правило утверждает, что в случае конфликта жизненно важных интересов природы и нежизненно важных, но существенных интересов человека, приоритет может отдаваться человеку. Однако если возникает необходимость нанесения вреда природе, то этот вред должен быть минимальным. Нужно выбрать такую альтернативу, которая предполагала бы нанесение наименьшего вреда природе (в первую очередь), а также либо полностью устраняла прямое убийство, либо была связана с наименьшим количеством убитых существ.
Д. Это правило утверждает, что если в случае удовлетворения интересов людей нанесен вред природе, то человеком должна быть произведена компенсация вреда. Чем больший вред, Тем требуется значительней компенсация.

Ответы: (А.) Правило самообороны. (Б.) Правило справедливого распределения. (В.) Правило пропорциональности. (Г.) Правило минимального вреда. (Д.) Правило справедливого возмещения.

Однако, не во всех ситуациях правила и принципы экологической этики могут показать выход из сложной ситуации конфликтов интересов природы и человека. В таком случае нужно ориентироваться на особый эко-этический идеал. Поняв его содержание, каждый будет знать общее направление, в котором он начнет двигаться при решении пpaктических вопросов. Сам по себе идеал недосягаем, но его задача и состоит в том, чтобы являться своеобразной путеводной звездой для людей, попавших в трудную ситуацию.

Итак, под эко-этическим идеалом понимается такое сообщество или мир, где благо живых существ и экосистем может быть достигнуто только одновременно с (частично контролируемым) удовлетворением человеческих потребностей. К этому нужно стремиться. Люди не могут жить без идеалов. Стремление к идеалам делает людей лучше, чище и справедливей.

Первым и важным шагом на пути к эко-этическому идеалу является внутренняя перемена наших мopaльных убеждений и взглядов. В этой связи мы не должны путать трудность задачи с ее невыполнимостью. Конечно, тяжело менять свои нравственные ценности и образ жизни. Абсолютное большинство из нас воспитывалось в антропоцентрической культуре. Поэтому людям необходимо иметь особую волю, чтобы избавиться от привычки эксплуатировать природу, точно также как когда-то человечество покончило с привычкой рабовладения.

Очень важным также становится не только дать человеку знания экологии и экологической этики, но и воспитать в нем такие качества как доброжелательность, сострадание, сочувствие и заботливость в отношении к природе.

Теперь, когда мы познакомились с теорией экологической этики, давайте попробуем применить наши знания на пpaктике. Дадим этическую оценку жестоким развлечениям: корриде, собачьим боям, любительской охоте, петушиным и перепелиным боям, травле быков, крыс, барсуков и медведей собаками, боям жуков (Таиланд), боям сверчков (Китай, Таиланд), боям скорпионов (Эмираты), родео (США), боям быков (Китай, Эмираты), боям бapaнов (Тунис), свиной корриде (Никобарские острова), публичным закалыванием борова (Испания), кормлению удава кроликами, боям быков с кондорами, сбрасыванию козы с колокольни (Испания), боям козлов (Швейцария) и любительской рыбной ловле.

Из всего этого жуткого перечня издевательств над животными особой популярностью пользуется пресловутая коррида, собачьи бои, фиеста и, конечно, любительская охота.

У этих, в общем-то, разных «забав» одна задача: развлечение людей путем мучений или лишения жизни других живых существ.

На кровавых испанских фиестах ежегодно подвергаются мучениям более 27 тыс. быков, коров, телят. Их бьют, душат, пронзают копьем, бросают вниз с большой высоты, сбивают автомобилем или тpaктором. Прежде, чем животное умрет, его избивают палками, отрывают уши, хвосты, ослепляют, сжигают. Цыплят на фиесте подвешивают на веревке за ноги и отрезают головы тупым мечом. Кроликов сажают в ящик и закапывают в землю. Уток бросают в воду, отрезав им крылья, и десятки пловцов пытаются их поймать. Гусей подвешивают за ноги и отрывают им головы руками. Все это делается при огромном  скоплении народа, под музыку и хохот.

Теперь подробнее рассмотрим другую жестокую забаву — любительскую охоту.

В Древнем Риме, где к paбам относились как к вещам (объектам, а не мopaльным партнерам), процветала очень похожая традиция — гладиаторские бои. Граждане Рима развлекались, глядя, как другие люди убивали друг друга. Затем, когда во многом благодаря философам, любой человек (независимо от расы, пола и вероисповедания) стал признаваться равным друг другу, обладающим ценностью для себя и правами, рабство было отменено, а гладиаторские бои признаны амopaльными. Многие охотники-любители объясняют свою потребность убивать диких животных некой «страстью». Но эту потребность охотника-любителя убивать ради развлечения можно сравнить с аналогичной потребностью ceкcуального маньяка насиловать. В обоих случаях нормальные человеческие потребности в пище или в продолжении рода получили извpaщeние в виде «потребности» убийства живого ради развлечения или «потребности» изнacилoвания. Однако абсолютное большинство людей обходится и без любительской охоты и без изнacилoвания.

Когда человек убивает — это всегда плохо. Но иногда убийство бывает вынужденным и имеет мopaльно оправданные обоснования, например, самооборона или добывание пищи с целью пропитания. Но развлечение при помощи убийства, чем, по сути, является любительская охота — не являются веской мopaльной причиной, чтобы лишать живое жизни.
Нельзя убивать животных просто так. Другими словами, любое развлечение убийством не является жизненно важной человеческой потребностью и поэтому не может считаться мopaльно оправданным для того, чтобы нарушать права животных, отнимая у них жизнь.

Следует заметить, что защитники этого развлечения часто говорят о его экономической, и даже якобы экологической выгоде. Однако это ничего не меняет по своей сути. Мы не можем оправдать нарушение прав живых существ, просто суммируя различную пользу, получаемую человеком от нарушения этих прав. Более того, многие действия, такие как воровство, продажа наркотиков, детский труд тоже могут давать большую экономическую и другую пользу (привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, поддержание инициативы и предприимчивости, стимул и овладение английским языком и т.п.), но имеют мopaльно отталкивающие результаты. И поэтому запрещены как моралью, так и законом.

И коррида, и собачьи бои, и любительская охота, а также другие жестокие забавы с участием животных нарушают права животных на нормальную жизнь, не имея на то серьезного мopaльного обоснования, и поэтому, с позиции экологической этики, должны быть запрещены.

Следует сказать, во всем мире растет общественное движение против этих негуманных примеров обращения с животными. Так, во Франции 83% жителей выступают против корриды, 80% британцев — против традиционной охоты на лис. Российским защитникам животных удалось добиться отмены корриды в Москве. Весной 2004 г. украинские защитники дикой природы добились принятия закона, полностью запрещающего в Украине весеннюю охоту. В мае 2004 г. в Австрии принят закон, запрещающий содержать диких животных в цирках. Причем, когда вопрос заходит о защите прав животных, жесткой критике подвергается даже английская королева. Подтверждение тому — в одном из январских (2004 г.) номеров российской газеты «Известия»:

«Организации по защите животных пребывают в шоке — королева Великобритании Елизавета II в очередной раз убила фазана. Свидетели в подробностях описывают мучения птицы, погибшей от королевских рук. Все сходятся в одном — ее Величество не боится крови. «Губить фазана ради удовольствия недопустимо для монарха» — не скрывает возмущения один из лидеров движения «Спасти животных» Эндрю Тайлер.

Самым заядлым охотником в королевской семье считают супруга Елизаветы принца Филиппа, на счету которого сотни убитых животных. Впрочем, судя по архивным записям, ему далеко до некоего английского лорда Грея, который с 1867 по 1923 год подстрелил на территории Великобритании 250 тысяч фазанов, 100 тысяч серых и 50 тысяч шотландских куропаток. Возможно, что погибших птиц на самом деле было гораздо больше — в зачет удачливому охотнику шла только принесенная домой добыча. Лейбористское правительство давно стремится запретить охоту на фазанов, называя ее «чрезмерно жестоким спортом». Но пока безуспешно.

Успехами на охоте Филиппа королева гордится. Она и сама не прочь выехать со стрелками на природу. По словам главного егеря: «Елизавета II не берет в руки оружия и только наблюдает за происходящим». Вот и на этот раз 77-летняя королева в окружении друзей, как обычно, находилась позади охотников, когда одна из собак принесла ей подстреленного кем-то фазана. Птица была вся в крови, но еще шевелила крыльями и подавала признаки жизни. «Королева вытащила фазана из собачьей пасти и несколько раз ударила его по голове прогулочной тростью. Ее Величество не смогла сразу убить птицу и ей понадобились для этого несколько попыток» — вспоминает один из очевидцев. В то время, как умирающий фазан бился в агонии, Елизавета II смеялась и что-то обсуждала с другими участниками охоты.

– Впрочем, не первый раз защитники природы обвиняют королеву в «неоправданной жестокости». Несколько лет назад во время охоты один из фотографов сделал снимок, на котором хорошо видно, как Елизавета II своими руками откручивает голову раненой птице. И делает это вполне профессионально. Тогда «Британская лига против жестокого спорта» обвинила монарха в «сладострастном убийстве».

Как мы видим, все перечисленные развлечения в своей сущности сходны в одном: они не только безосновательно нарушают права животных, но и являются жестокими. Есть несколько определений жестокости. Одно из них звучит так: жестокость — это причинение ненужной или необоснованной боли живому существу, когда эта боль наносится умышленно, злонамеренно и с намерением. Жестокость наносит животным не только физические, но и нравственные страдания. Причем это относится не только к высшим животным.

Несчастный жук, попавший нам под ноги,
В своих физических мученьях такую же боль терпит,
Как и гигант, когда он умирает.
                                                                                         У. Шекспир

Жестокость к животным непременно связана с жестокостью к людям. Известно, что такие жестокие люди как Калигула, Домициан, Нерон, Чингисхан, Иван Грозный, Филипп II, Генрих VIII, Людовик XI, по свидетельствам историков, уже в детстве начали упражняться в жестокости, истязая животных.

Современное антропоцентрическое сознание носит абсолютно прагматический хаpaктер. Для него хаpaктерны следующие особенности:

1. Высшую ценность представляет человек. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку. Целью взаимодействия человека с природой является ее использование.
2. Правильно и разрешено то, что полезно человеку.
3. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
4. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, подчиненный развитию человека.
5. Природа охраняется ради ее рационального использования человеком.

На смену антропоцентрическому сознанию должно прийти экоэтическое сознание, которое хаpaктеризуется такими особенностями:

1. Одинаковую самоценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы.
2. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение как минимальных потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.
3. Правильно и разрешено то, что полезно и природе и человеку и не нарушает экологическое равновесие.4.Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей между собой, так и на их взаимодействие с миром природы.5.Дальнейшее развитие природы и человека видится как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития).6.Природа охраняется человеком в первую очередь ради нее самой.
По сути, как справедливо полагает С.Д.Дерябо, смена антропоцентрического сознания на экоэтическое равноценна кардинальной смене образа мира, произведенной в свое время Коперником, когда геоцентрическая модель солнечной системы была заменена на гелиоцентрическую. Как Земля тогда потеряла статус центра вселенной, так и теперь человек должен отказаться от представления о себе, как о центре мира.

Закрепление знаний – Решить учебные задачи (Приложение 2) ; – Составьте каждый для себя свой кодекс достойного человека.

Я — дитя Природы ….
Я — ценю жизнь во всех ее проявлениях, поэтому... (Приложение 3)

Вывод. «Только тонкая  настройка стратегии Природы и стратегии разума способна обеспечить обществу будущее», отмечал наш соотечественник, выдающийся ученый, математик, философ, и эколог, акад. Н.Н.Моисеев в работе «Современный рационализм»(1995г)В этой стратегии совместного развития Природы и Общества, которую необходимо разработать Коллективному Интеллекту общепланетарного масштаба, важнейшую роль должна играть. По мнению ученого, нравственно – социальная компонента, нравственный императив экологического мышления и мера способности человечества следовать им.
Того же мнения придерживался акад. А.Д.Сахаров: «Научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями социальной, нравственной и культурной жизни человечества».  («Мир без человека»/Вопросы философии,1989, №1)
Главное – мы должны любить и уважать Природу – она фундамент человеческой жизни. Следует помнить, что не Природе нужна наша защита, а нам ее покровительство – ее чистый воздух, чтобы дышать, ее кристальная вода, чтобы пить, ее.

…ласковый дождь, запах травы,
Щeбeт юрких стрижей от зари до зари,
И цветение слив в белопенных садах. (С. Тисдейл)

Домашнее задание: параграф 34.

По желанию рассмотреть вопрос «Формирование экологической культуры как условие устойчивого развития жизни»



Комментарии:

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

23 05 2024 3:24:23

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных


    Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

      Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....

22 05 2024 18:24:15

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

21 05 2024 14:40:30

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

20 05 2024 10:18:51

Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

      Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

19 05 2024 22:19:55

Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)


    Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)

      Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...

18 05 2024 19:48:15

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

17 05 2024 14:10:29

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

16 05 2024 4:21:12

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

15 05 2024 2:36:38

Дыхательные движения. Регуляция дыхания


    Дыхательные движения. Регуляция дыхания

      Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

14 05 2024 15:15:22

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

13 05 2024 7:53:12

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

12 05 2024 19:32:32

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

11 05 2024 2:23:51

Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

      Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....

10 05 2024 13:11:35

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

09 05 2024 11:21:57

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

08 05 2024 10:50:14

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

07 05 2024 11:35:27

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

06 05 2024 15:25:15

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

05 05 2024 15:38:38

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

04 05 2024 22:51:22

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

03 05 2024 3:18:35

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

02 05 2024 3:26:17

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"


    "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

      На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

01 05 2024 1:16:47

Фотопериодизм растений

Фотопериодизм растений Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....

30 04 2024 5:57:21

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"


    Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

      Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

29 04 2024 23:22:40

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

28 04 2024 7:16:20

Строение и функции клетки


    Строение и функции клетки

      Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

27 04 2024 22:16:33

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс


    "Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

      Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

26 04 2024 22:12:25

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

25 04 2024 4:32:36

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

24 04 2024 19:27:46

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

23 04 2024 10:51:52

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

      Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

22 04 2024 13:38:52

Урок на тему "Рост и развитие животных"

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....

21 04 2024 11:28:17

Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"


    Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"

      Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....

20 04 2024 23:39:51

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

19 04 2024 2:56:33

Урок-обобщение по теме "Дыхание"


    Урок-обобщение по теме "Дыхание"

      Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....

18 04 2024 22:29:42

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)


    Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

      Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

17 04 2024 11:18:37

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса


    Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

      Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

16 04 2024 8:19:54

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

15 04 2024 22:38:55

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

14 04 2024 19:53:13

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

13 04 2024 17:59:24

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

12 04 2024 2:19:58

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

11 04 2024 2:53:42

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"


    Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

      Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

10 04 2024 5:25:22

Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

      В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...

09 04 2024 12:54:44

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

08 04 2024 23:53:41

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

      Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

07 04 2024 17:45:12

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

      Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

06 04 2024 6:27:28

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

05 04 2024 7:31:43

Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"


    Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"

      Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....

04 04 2024 18:37:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::