Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс
Тема урока: Время экологической культуры.
Учебник: «Биология», 11 класс общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/под ред.проф. Пономарева. – 2-е изд., перераб., – М.: Вентана-Граф, 2008 г.
Цели:
- добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «эко-этическое сознание»;
- воспитывать гуманность, толерантность;
- развивать психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений.
Методы: словесные; наглядные; пpaктические; репродуктивные; эвристические; проблемно-поисковые.
Средства: дидактический материал; таблицы, компьютер, интернет.
Нам природа подарила
Разум, силу и уменье.
Мы познали силу ветра,
Покорили вод лавины,
Света белого весь спектр
Достигает звезд вершины.
Шар земной – наш дом родной.
Он один от века к веку,
Сам в опасности большой
От деяний человека.
Выразите в синквейне (пятистишии) связь между словами «ХХI век. Природа. Человек. Я»
В первой строчке вам дано – имя
существительное, выражающее суть темы;
Во второй строчке – два прилагательных,
хаpaктеризующих существительное;
В третьей строчке – три глагола, три действия,
хаpaктерных для существительного;
В четвертой строчке – фраза, отражающая сущность
описываемого существительного;
В пятой строчке дано существительное, являющееся
антонимом к первому. (Приложение
1)
Земля ________ Крах;
Жизнь ________ Cмepть;
Любовь ________ Ненависть;
Разум ________ Разрушитель;
Катастрофа ________– Процветание;
Проблема ________ Решение
Читаем ли мы газету, включаем радио или смотрим новости по телевизору -ежечасно, ежеминутно, ежесекундно на человека обрушивается информация об ужасающих фактах преступной травли и убийства природы. За последние 30 – 40 лет на планете исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почвы, тропические леса – легкие планеты – вырубаются со скоростью 20 га/мин, загрязняются водоемы, разрушается защитный озоновый слой, болезни, причиной которых являются экологические неурядицы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней. Тревожные мысли о нeблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на разных языках. Наш мир перерезан границами условно. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. А потому и каждое государство – большое и малое, каждый житель планеты земля, все несут ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколения. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия глубокого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими.
Благодаря СМИ об экологических кризисах антропогенного хаpaктера – разрушении озонового слоя Земли, кислотных осадках, усилении парникового эффекта, авариях на ядерных объектах, экспоненциальном росте промышленных отходов и бытового мусора и др. – сейчас знают все.
В истории взаимодействия общества с природой выделяют особые периоды.
Вспомните и запишите, как менялось мировоззрение общества по отношению к природе?
Биогенный период | Аграрный период | Индустриальный период | |
Мировоззрение | Обожествление природы. Растворение в природе. |
Начало изменения отдельных участков биосферы. «Мир для человека». |
Активное преобразование биосферы. Подчинение
природы потребностям человека «Человек – Царь природы». |
Предлагаю вам разделить тетрадь на две части и в левой половине записать выражение «Не царское это дело» и перечислите соответствующие дела. Затем в правой половине запишите «царские» дела.
Социализация.
«Не царское это дело» | «Царские» дела. |
Красить Мыть Убирать за собой Выполнять приказы Исполнять грязную работу |
Разные виды отдыха Всякие развлечения Комaндование другими Награждение и наказание подданных Др.приятные дела и забавы |
В один прекрасный день мамки-няньки принесли королеве-матери ее первенца и доложили: «Сегодня наследник пошел ножками». Мать отреагировала: «Пора воспитывать царя». Предлагаю вам разработать по одному пункту соответствующей программы.
Социализация.
– знакомство с народной жизнью, ремеслами;
– пусть наследник рано сядет на трон и увидит
трудности управления, чтобы сознательно изучать
«царское дело»;
– образование;
– военная подготовка;
– знание многих иностранных языков;
– искусствоведческий кругозор;
– эстетический вкус;– изучает здоровый образ
жизни.
О царе говорить легко: его уже нет, поэтому, в сущности, вы занимаетесь разработкой странных действий «планирование прошлого». А попробуйте разработать программу воспитания современного человека – Царя Природы.
У некоторых учащихся возникает вопрос «Почему Человек – Царь Природы»? В настоящее время человека надо воспитывать как ее часть, на равных с природой!
Земля – космический корабль. Связь человечества с планетарной природной средой запечатлена в сравнении нашей земли с космическим кораблем, в котором космонавтами является все человечество. Образ космического корабля очень емок. Это не просто представление о нашей планете как природном корабле, миллиарды лет летающем по своей орбите. Это и выражение заботы о сглаженном, безупречном, безаварийном полете этого корабля. Образ этот проник в сознание многих людей. Фотографии лунных пейзажей с серпом Земли на черном небосводе произвели переворот в сознании. Люди как бы увидели свой дом со стороны.
Космический корабль Земля сегодня не только художественный образ, но и обозначение реальности. Люди все больше понимают, что свой, уже весьма долгий путь среди звезд человечество совершает на корабле, достаточно хорошо оснащенном и отлаженном. В его грузовых отсеках (недрах планеты) имеются значительные запасы необходимых веществ – полезных ископаемых, которые необходимо использовать рационально, поскольку трaнcпортные корабли нам их не доставляют. От враждебных внешних воздействий – низких температур, жестких излучений – он защищен прочной броней атмосферы. На строительство этого корабля ушло более 4 млрд. лет эволюции земной природы. Чрезвычайно важную роль сыграли в ней миллиарды живых организмов – предшественников современной биосферы.
Вот почему…
Сейчас обязан думать человек,
Придет ли к людям 21 век?
Иль в полыханьи атомной зари
Настольные сгорят календари
И клинопись в пещерной тишине
Сползет слезой горящей по стене.
Сегодня должен думать человек,
Придет ли к людям 21 век?
Где же выход?
В сохранении биосферы – сферы жизни
Человечества, в сбережении всего живого и мест
его обитания, в разумной демографической
политике, в заводах без дыма и ядовитых стоках, в
автомобилях без удушливых выхлопов. В
экологической культуре, которая стирает
преграды, отделяющие нас от природы
Образ космического корабля позволяет оценить и
понять единство человечества с окружающей его
природной средой.
Ученые считают, что важнейшим регулятором
отношений общества и природы является культура
человека.
Вопросы для обсуждения
- Главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления
- Что ожидает человечество в XXI в.? Предложите ваши модели развития мира.
- Экология и новое воззрение на культуру.
- Экологическая культура – насущная задача человечества.
- Внешние и внутренние стороны культурности человека
(Использовать статью учебника «Биология», 11 класс общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/под ред.проф. Пономарева . – 2-е изд., перераб., – М.:Вентана-Граф, 2008. «Материал для размышления.)
В экологической этике разработаны специальные принципы и правила, регламентирующие наши отношения с природой. Они довольно просты, удобны и могут с успехом применяться в повседневной пpaктике. Найдите их, выделяя ключевые слова.
А. Этот принцип обязывает человека не
причинять вред живым существам, видам живых
существ или экосистемам.
Б. Этот принцип требует воздерживаться
от ограничений свободы живых существ, видов
живых существ или экосистем. Ибо для любого
существа или экосистемы свобода — это
отсутствие человеческого вмешательства в их
дела.
В. Этот принцип требует от человека
не обманывать диких, так и не предавать домашних
животных. Согласно этому принципу любительская
охота, во время которой часто обманывают
животных с целью нанести им вред, является
амopaльной.
Г. Этот принцип основан на признании
и уважении прав природы.
Д. Если человек нарушает какой-либо из
вышеперечисленных принципов, он причиняет
природе ущерб. Поэтому, по справедливости, он
должен его компенсировать. Это может быть
создание охраняемых природных территорий,
защита редких видов, восстановление нарушенного
качества окружающей среды, помощь животным и
растениям и т.п.
Ответы: (А.) Не навреди. (Б.) Не вмешивайся. (В.) Будь порядочным. (Г.) Соблюдай права природы. (Д.) Компенсируй ущерб.
Если не соблюдаются принципы, то возникает
конфликт между интересами человека и природы.
Решить конфликт помогают правила.
Чтобы их обсудить, для начала давайте разделим
интересы человека на жизненноважные и
нежизненноважные (с природой — проще, у нее все
интересы жизненноважные).
Жизненно важные интересы | Нежизненно важные интересы |
Пищу Безопасность Здоровье Свободу Автономию Жизнь |
Роскошь Баловство Развлечения Aзapтные игры Убийство Образование |
Теперь можно перейти и к формулировке эко-этических правил разрешения конфликтных ситуаций.
А. Это правило разрешает применять
силу против любого другого живого существа и
экосистемы в целях защиты своего здоровья или
жизни (равно как и других людей), но только в том
случае, если мы не можем избежать нападения или
спастись от него.
Б. Это правило утверждает, что в случае
столкновения жизненно важных интересов людей и
жизненно важных интересов природы обоим
конфликтующим сторонам должна быть
предоставлена равная доля благ.
В. Это правило утверждает, что в
случае конфликтов жизненно важных интересов
природы и нежизненно важных, к тому же пустых,
интересов человека приоритет отдается природе. В
связи с этим убийство слонов ради бивней, отстрел
крокодилов ради кожи для сумочек и т.п. является
неправильным.
Г. Это правило утверждает, что в случае
конфликта жизненно важных интересов природы и
нежизненно важных, но существенных интересов
человека, приоритет может отдаваться человеку.
Однако если возникает необходимость нанесения
вреда природе, то этот вред должен быть
минимальным. Нужно выбрать такую альтернативу,
которая предполагала бы нанесение наименьшего
вреда природе (в первую очередь), а также либо
полностью устраняла прямое убийство, либо была
связана с наименьшим количеством убитых существ.
Д. Это правило утверждает, что если в
случае удовлетворения интересов людей нанесен
вред природе, то человеком должна быть
произведена компенсация вреда. Чем больший вред,
Тем требуется значительней компенсация.
Ответы: (А.) Правило самообороны. (Б.) Правило справедливого распределения. (В.) Правило пропорциональности. (Г.) Правило минимального вреда. (Д.) Правило справедливого возмещения.
Однако, не во всех ситуациях правила и принципы экологической этики могут показать выход из сложной ситуации конфликтов интересов природы и человека. В таком случае нужно ориентироваться на особый эко-этический идеал. Поняв его содержание, каждый будет знать общее направление, в котором он начнет двигаться при решении пpaктических вопросов. Сам по себе идеал недосягаем, но его задача и состоит в том, чтобы являться своеобразной путеводной звездой для людей, попавших в трудную ситуацию.
Итак, под эко-этическим идеалом понимается такое сообщество или мир, где благо живых существ и экосистем может быть достигнуто только одновременно с (частично контролируемым) удовлетворением человеческих потребностей. К этому нужно стремиться. Люди не могут жить без идеалов. Стремление к идеалам делает людей лучше, чище и справедливей.
Первым и важным шагом на пути к эко-этическому идеалу является внутренняя перемена наших мopaльных убеждений и взглядов. В этой связи мы не должны путать трудность задачи с ее невыполнимостью. Конечно, тяжело менять свои нравственные ценности и образ жизни. Абсолютное большинство из нас воспитывалось в антропоцентрической культуре. Поэтому людям необходимо иметь особую волю, чтобы избавиться от привычки эксплуатировать природу, точно также как когда-то человечество покончило с привычкой рабовладения.
Очень важным также становится не только дать человеку знания экологии и экологической этики, но и воспитать в нем такие качества как доброжелательность, сострадание, сочувствие и заботливость в отношении к природе.
Теперь, когда мы познакомились с теорией экологической этики, давайте попробуем применить наши знания на пpaктике. Дадим этическую оценку жестоким развлечениям: корриде, собачьим боям, любительской охоте, петушиным и перепелиным боям, травле быков, крыс, барсуков и медведей собаками, боям жуков (Таиланд), боям сверчков (Китай, Таиланд), боям скорпионов (Эмираты), родео (США), боям быков (Китай, Эмираты), боям бapaнов (Тунис), свиной корриде (Никобарские острова), публичным закалыванием борова (Испания), кормлению удава кроликами, боям быков с кондорами, сбрасыванию козы с колокольни (Испания), боям козлов (Швейцария) и любительской рыбной ловле.
Из всего этого жуткого перечня издевательств над животными особой популярностью пользуется пресловутая коррида, собачьи бои, фиеста и, конечно, любительская охота.
У этих, в общем-то, разных «забав» одна задача: развлечение людей путем мучений или лишения жизни других живых существ.
На кровавых испанских фиестах ежегодно подвергаются мучениям более 27 тыс. быков, коров, телят. Их бьют, душат, пронзают копьем, бросают вниз с большой высоты, сбивают автомобилем или тpaктором. Прежде, чем животное умрет, его избивают палками, отрывают уши, хвосты, ослепляют, сжигают. Цыплят на фиесте подвешивают на веревке за ноги и отрезают головы тупым мечом. Кроликов сажают в ящик и закапывают в землю. Уток бросают в воду, отрезав им крылья, и десятки пловцов пытаются их поймать. Гусей подвешивают за ноги и отрывают им головы руками. Все это делается при огромном скоплении народа, под музыку и хохот.
Теперь подробнее рассмотрим другую жестокую забаву — любительскую охоту.
В Древнем Риме, где к paбам относились как к вещам (объектам, а не мopaльным партнерам), процветала очень похожая традиция — гладиаторские бои. Граждане Рима развлекались, глядя, как другие люди убивали друг друга. Затем, когда во многом благодаря философам, любой человек (независимо от расы, пола и вероисповедания) стал признаваться равным друг другу, обладающим ценностью для себя и правами, рабство было отменено, а гладиаторские бои признаны амopaльными. Многие охотники-любители объясняют свою потребность убивать диких животных некой «страстью». Но эту потребность охотника-любителя убивать ради развлечения можно сравнить с аналогичной потребностью ceкcуального маньяка насиловать. В обоих случаях нормальные человеческие потребности в пище или в продолжении рода получили извpaщeние в виде «потребности» убийства живого ради развлечения или «потребности» изнacилoвания. Однако абсолютное большинство людей обходится и без любительской охоты и без изнacилoвания.
Когда человек убивает — это всегда плохо. Но
иногда убийство бывает вынужденным и имеет
мopaльно оправданные обоснования, например,
самооборона или добывание пищи с целью
пропитания. Но развлечение при помощи убийства,
чем, по сути, является любительская охота — не
являются веской мopaльной причиной, чтобы лишать
живое жизни.
Нельзя убивать животных просто так. Другими
словами, любое развлечение убийством не является
жизненно важной человеческой потребностью и
поэтому не может считаться мopaльно оправданным
для того, чтобы нарушать права животных, отнимая
у них жизнь.
Следует заметить, что защитники этого развлечения часто говорят о его экономической, и даже якобы экологической выгоде. Однако это ничего не меняет по своей сути. Мы не можем оправдать нарушение прав живых существ, просто суммируя различную пользу, получаемую человеком от нарушения этих прав. Более того, многие действия, такие как воровство, продажа наркотиков, детский труд тоже могут давать большую экономическую и другую пользу (привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, поддержание инициативы и предприимчивости, стимул и овладение английским языком и т.п.), но имеют мopaльно отталкивающие результаты. И поэтому запрещены как моралью, так и законом.
И коррида, и собачьи бои, и любительская охота, а также другие жестокие забавы с участием животных нарушают права животных на нормальную жизнь, не имея на то серьезного мopaльного обоснования, и поэтому, с позиции экологической этики, должны быть запрещены.
Следует сказать, во всем мире растет общественное движение против этих негуманных примеров обращения с животными. Так, во Франции 83% жителей выступают против корриды, 80% британцев — против традиционной охоты на лис. Российским защитникам животных удалось добиться отмены корриды в Москве. Весной 2004 г. украинские защитники дикой природы добились принятия закона, полностью запрещающего в Украине весеннюю охоту. В мае 2004 г. в Австрии принят закон, запрещающий содержать диких животных в цирках. Причем, когда вопрос заходит о защите прав животных, жесткой критике подвергается даже английская королева. Подтверждение тому — в одном из январских (2004 г.) номеров российской газеты «Известия»:
«Организации по защите животных пребывают в шоке — королева Великобритании Елизавета II в очередной раз убила фазана. Свидетели в подробностях описывают мучения птицы, погибшей от королевских рук. Все сходятся в одном — ее Величество не боится крови. «Губить фазана ради удовольствия недопустимо для монарха» — не скрывает возмущения один из лидеров движения «Спасти животных» Эндрю Тайлер.
Самым заядлым охотником в королевской семье считают супруга Елизаветы принца Филиппа, на счету которого сотни убитых животных. Впрочем, судя по архивным записям, ему далеко до некоего английского лорда Грея, который с 1867 по 1923 год подстрелил на территории Великобритании 250 тысяч фазанов, 100 тысяч серых и 50 тысяч шотландских куропаток. Возможно, что погибших птиц на самом деле было гораздо больше — в зачет удачливому охотнику шла только принесенная домой добыча. Лейбористское правительство давно стремится запретить охоту на фазанов, называя ее «чрезмерно жестоким спортом». Но пока безуспешно.
Успехами на охоте Филиппа королева гордится. Она и сама не прочь выехать со стрелками на природу. По словам главного егеря: «Елизавета II не берет в руки оружия и только наблюдает за происходящим». Вот и на этот раз 77-летняя королева в окружении друзей, как обычно, находилась позади охотников, когда одна из собак принесла ей подстреленного кем-то фазана. Птица была вся в крови, но еще шевелила крыльями и подавала признаки жизни. «Королева вытащила фазана из собачьей пасти и несколько раз ударила его по голове прогулочной тростью. Ее Величество не смогла сразу убить птицу и ей понадобились для этого несколько попыток» — вспоминает один из очевидцев. В то время, как умирающий фазан бился в агонии, Елизавета II смеялась и что-то обсуждала с другими участниками охоты.
– Впрочем, не первый раз защитники природы обвиняют королеву в «неоправданной жестокости». Несколько лет назад во время охоты один из фотографов сделал снимок, на котором хорошо видно, как Елизавета II своими руками откручивает голову раненой птице. И делает это вполне профессионально. Тогда «Британская лига против жестокого спорта» обвинила монарха в «сладострастном убийстве».
Как мы видим, все перечисленные развлечения в своей сущности сходны в одном: они не только безосновательно нарушают права животных, но и являются жестокими. Есть несколько определений жестокости. Одно из них звучит так: жестокость — это причинение ненужной или необоснованной боли живому существу, когда эта боль наносится умышленно, злонамеренно и с намерением. Жестокость наносит животным не только физические, но и нравственные страдания. Причем это относится не только к высшим животным.
Несчастный жук, попавший нам под ноги,
В своих физических мученьях такую же боль терпит,
Как и гигант, когда он умирает.
У. Шекспир
Жестокость к животным непременно связана с жестокостью к людям. Известно, что такие жестокие люди как Калигула, Домициан, Нерон, Чингисхан, Иван Грозный, Филипп II, Генрих VIII, Людовик XI, по свидетельствам историков, уже в детстве начали упражняться в жестокости, истязая животных.
Современное антропоцентрическое сознание носит абсолютно прагматический хаpaктер. Для него хаpaктерны следующие особенности:
1. Высшую ценность представляет человек. Все
остальное в природе ценно лишь постольку,
поскольку может быть полезно человеку. Целью
взаимодействия человека с природой является ее
использование.
2. Правильно и разрешено то, что полезно человеку.
3. Этические нормы и правила действуют только в
мире людей и не распространяются на
взаимодействие с миром природы.
4. Дальнейшее развитие природы мыслится как
процесс, подчиненный развитию человека.
5. Природа охраняется ради ее рационального
использования человеком.
На смену антропоцентрическому сознанию должно прийти экоэтическое сознание, которое хаpaктеризуется такими особенностями:
1. Одинаковую самоценность представляют все
живые существа (в том числе и человек) и
экосистемы.
2. Целью взаимодействия с природой является
удовлетворение как минимальных потребностей
человека, так и потребностей всего природного
сообщества.
3. Правильно и разрешено то, что полезно и природе
и человеку и не нарушает экологическое
равновесие.4.Этические нормы и правила равным
образом распространяются как на взаимодействие
людей между собой, так и на их взаимодействие с
миром природы.5.Дальнейшее развитие природы и
человека видится как процесс коэволюции
(мирного, равноправного развития).6.Природа
охраняется человеком в первую очередь ради нее
самой.
По сути, как справедливо полагает С.Д.Дерябо,
смена антропоцентрического сознания на
экоэтическое равноценна кардинальной смене
образа мира, произведенной в свое время
Коперником, когда геоцентрическая модель
солнечной системы была заменена на
гелиоцентрическую. Как Земля тогда потеряла
статус центра вселенной, так и теперь человек
должен отказаться от представления о себе, как о
центре мира.
Закрепление знаний – Решить учебные задачи (Приложение 2) ; – Составьте каждый для себя свой кодекс достойного человека.
Я — дитя Природы ….
Я — ценю жизнь во всех ее проявлениях,
поэтому... (Приложение 3)
Вывод. «Только тонкая настройка
стратегии Природы и стратегии разума способна
обеспечить обществу будущее», отмечал наш
соотечественник, выдающийся ученый, математик,
философ, и эколог, акад. Н.Н.Моисеев в работе
«Современный рационализм»(1995г)В этой стратегии
совместного развития Природы и Общества, которую
необходимо разработать Коллективному
Интеллекту общепланетарного масштаба, важнейшую
роль должна играть. По мнению ученого,
нравственно – социальная компонента,
нравственный императив экологического мышления
и мера способности человечества следовать им.
Того же мнения придерживался акад. А.Д.Сахаров:
«Научно-технический прогресс не принесет
счастья, если не будет дополняться чрезвычайно
глубокими изменениями социальной, нравственной
и культурной жизни человечества». («Мир без
человека»/Вопросы философии,1989, №1)
Главное – мы должны любить и уважать Природу –
она фундамент человеческой жизни. Следует
помнить, что не Природе нужна наша защита, а нам
ее покровительство – ее чистый воздух, чтобы
дышать, ее кристальная вода, чтобы пить, ее.
…ласковый дождь, запах травы,
Щeбeт юрких стрижей от зари до зари,
И цветение слив в белопенных садах. (С. Тисдейл)
Домашнее задание: параграф 34.
По желанию рассмотреть вопрос «Формирование экологической культуры как условие устойчивого развития жизни»
Комментарии:
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
31 05 2025 2:47:37
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами.
...
30 05 2025 13:54:26
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
29 05 2025 20:11:43
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
28 05 2025 8:31:15
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
27 05 2025 12:19:11

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
26 05 2025 22:37:13
Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?"
...
25 05 2025 19:24:30
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
24 05 2025 3:39:26
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
23 05 2025 15:29:20
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
22 05 2025 14:43:48
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
21 05 2025 13:45:46
Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....
20 05 2025 1:35:46
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
19 05 2025 19:23:10
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
18 05 2025 7:29:57

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
17 05 2025 20:58:31

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
16 05 2025 2:56:13
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
15 05 2025 13:25:18
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
14 05 2025 14:27:38
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
13 05 2025 7:42:38
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
12 05 2025 22:21:28
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
11 05 2025 10:18:52
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
10 05 2025 10:39:44
Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....
09 05 2025 9:48:44
Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....
08 05 2025 8:35:21
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
07 05 2025 10:52:49
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
06 05 2025 17:34:50
Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
05 05 2025 6:43:35
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
04 05 2025 8:29:53

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
03 05 2025 12:46:22
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания.
...
02 05 2025 18:35:30
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
01 05 2025 16:38:21
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
30 04 2025 3:56:17
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии.
...
29 04 2025 12:45:36
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
28 04 2025 14:29:47
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
27 04 2025 10:30:54
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
26 04 2025 0:36:23
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
25 04 2025 14:24:24
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
24 04 2025 10:29:47
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
23 04 2025 9:29:25
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
22 04 2025 3:46:25
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
21 04 2025 16:48:27
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
20 04 2025 13:44:11
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
19 04 2025 17:46:20
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
18 04 2025 3:13:36
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
17 04 2025 9:18:50
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные.
...
16 04 2025 20:18:34
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
15 04 2025 2:58:43
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе.
...
14 04 2025 14:26:26
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
13 04 2025 13:29:21
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
12 04 2025 18:35:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::