Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: урок-исследование.
Триединая цель урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с клеточным строением листа; установить связь особенностей строения клеток с выполняемыми им функциями; продолжить формирование умения приготовления микропрепарата и работа с ним.
2. Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес, исследовательские умения.
3. Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания, самоконтроля, культуру труда.
Оборудование: презентация, готовые микропрепараты, микроскопы.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- строение и функции кожицы листа;
- роль устьиц в жизни растений;
- строение устьиц;
- особенность строения столбчатой ткани;
- хаpaктерные признаки губчатой ткани;
- строение проводящих пучков жилок листа;
- значение слов кожица листа, устьица, столбчатая и губчатая ткани, межклетники, проводящие пучки, мякоть листа, осмос, трaнcпирация.
Учащиеся должны понимать:
- зависимость интенсивности трaнcпирации от состояния замыкающих клеток устьиц;
- что осмотическое давление неодинаково у различных растений и в клетках разных органов одного и того же растения.
Структура урока
1. Оргмомент.
2. Введение в урок. Создание проблемной ситуации.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление.
5. Тестовый контроль.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент (отметить отсутствующих учеников в журнале, визуально проверить готовность к уроку, словами “В добрый путь” психологически настроить на урок).
2. Введение в урок.
Вопросы учителя:
1. Какой орган растения Вы изучаете? (Лист)
2. Какую важную работу (функцию) выполняет лист? (Участвует в фотосинтезе, газообмене, испарении воды)
Создаю проблемную ситуацию. Вы хотите узнать, какие особенности внутреннего строения листа помогают выполнять ему эти функции? (“Да”)
Для ответа на этот вопрос мы с Вами должны изучить клеточное строение листа, поэтому тема нашего урока “Клеточное строение листа”. (Слайд 2).
Презентация.
Прошу учащихся помочь мне сформировать цель урока.
Цель урока: выяснить, как клеточное строение листа соответствует его функции. (Слайд 2).
Для того, что бы изучить клеточное строение листа, нам необходимо его исследовать. (Слайд 3). Поэтому у нас не просто урок, а урок-исследование. Представьте себе, что мы с Вами находимся в научно-исследовательской лаборатории. Я главный сотрудник лаборатории, а Вы мои помощники. Действительно помощники, так как вместе с Вами в нашей лаборатории мы заранее приготовили микропрепарат кожицы листа для исследования на уроке.
Вспомните, как Вы готовили микропрепарат (ответы учеников).
Напомните правила работы с микроскопом (ответы учеников).
Приступаем к исследованию.
Для того, что бы у Вас было представление, какие клетки входят в состав листа, откройте учебник страница 118 рис. 84. Ответьте на вопрос, какие клетки образуют внутреннее строение листа?
Исследование начнем с клеток кожицы листа.
1. Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение.
- На какие уже известные вам клетки они похожи?
- Почему они бесцветные и прозрачные?
- Какую функцию они выполняют?
- Посмотрите, оболочки клетки плотно прилегают друг к другу?
- Какое это имеет значение для листка?
- Группы клеток имеют одинаковое строение и выполняют одну и туже функцию – называют тканью. Какой тканью образованы клетки кожицы? (Покровная).
- Среди бесцветных и прозрачных клеток кожицы увидели другие клетки? (Да). Они получили название устьичные клетки. (Слайд 4).
2. Найдите устьичные клетки? Чем устьичные клетки отличаются от других клеток кожицы листа? (Слайд 5).
Я показываю слайд и рассказываю о строении устьиц, их количестве на разных листовых пластинках, тем самым подвожу к вопросу о значении устьиц для листка. (Слайд 6).
Я рассказываю о нахождении устьиц у сухопутных растений, водных растений, плавающих на поверхности воды, также на подводных листьях. (Слайд 7).
3. Физкультминутка для глаз.
4. Зарисуйте кожицу листа под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте надписи к рисункам. (Рабочая тетрадь 42 с. Задание 81).
5. Сделайте вывод о значении кожицы листа.
Продолжаем наше исследование.
- Какие клетки находятся под верхним слоем кожицы? (Клетки мякоти).
- Верхние два слоя клеток получили название “столбчатая ткань”.
- Почему они получили такое название? (Клетки расположены вертикально в виде столбиков).
- Клетки, которые прилегают к нижней кожицы, образуют губчатую ткань. Как Вы думаете, почему ее называют губчатой тканью? (Клетки более круглые, неправильной формы, неплотно прилегают друг к другу).
- Как называется прострaнcтво между клетками? (Межклетники).
- Как Вы думаете, чем они заполнены? (Воздухом, парами воды).
- Какие клетки столбчатой или губчатой ткани имеют более зеленую окраску? (Клетки столбчатой ткани).
- Какое вещество придает им зеленую окраску? (Хлорофилл, который находится в хлоропластах).
Основная функция этих клеток – фотосинтез.
Столбчатая и губчатая ткани являются разновидностью основной ткани. (Фотосинтезирующей).
Клетки мякоти листа – основная ткань.
Вывод: мы выяснили, как строение клеток соответствует выполнению функции основной ткани?
Исследуем жилки листовой пластинки. (Слайд 8).
Вспоминаем особенности строения сосудов, ситовидных трубок, какую выполняют функцию и какой образованы тканью.
Жилки листка прочные, удерживают листковую пластинку, придают листку прочность. (Слайд 9). Как Вы думаете, с какими особенностями строения клеток это связано? (В каждой жилке проходит пучек волокон, клетке с крепкими оболочками, и толстыми стенками).
Исследование завершено, цель урока мы достигли? (Да).
Что мы выяснили? (Ответы учащихся).
Учитель подводит итоги исследования.
Закрепление пройденного материала.
1. Какие клетки образуют листовую пластинку?
2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?
3. Что такое устьица и где они расположены?
4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся?
5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?
6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?
Найди ошибки (Игра “капитан Врунгель”)
(Клеточное строение листа)
1. Клетки кожицы образованы механической тканью, они пропускают свет и выполняют защитную функцию.
2. Устьичные клетки выполняют защитную функцию.
3. Клетки мякоти листа состоят из сосудов и ситовидных трубок.
4. Клетки мякоти листа имеют зеленый цвет, так как в них содержится хлорофилл.
5. Межклетники заполнены воздухом.
6. Волокна, которые входят в состав жилок листа, выполняют проводящую функцию.
Тестовый контроль с последующей взаимопроверкой.
Клеточное строение листа
Вариант 1
1. К какому типу тканей относится кожица листа?
А) покровная ткань;
Б) проводящая ткань;
В) механическая ткань.
2. Какую функцию выполняют устьица листа?
А) проведение жидкостей;
Б) газообмен;
В) опора.
3. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой?
А) расположением клеток;
Б) цветом клеток.
4. Какие клетки листа пропускают свет?
А) сосуды;
Б) ситовидные клетки;
В) клетки кожицы.
5. В каких клетках находятся хлоропласты?
А) в клетках кожицы;
Б) в межклетниках;
В) в клетках мякоти листа.
Вариант 2
1. Где расположены клетки устьиц?
А) в межклетниках;
Б) в клетках мякоти;
В) в клетках кожицы.
2. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой?
А) расположением клеток;
Б) цветом клеток.
3. В каких клетках находятся хлоропласты?
А) в клетках кожицы;
Б) в межклетниках;
В) в клетках мякоти листа.
4. К какому типу тканей относится кожица листа?
А) покровная ткань;
Б) проводящая ткань;
В) механическая ткань.
5. Какую функцию выполняют устьица листа?
А) проведение жидкостей;
Б) газообмен;
В) опора.
Ключ ответа:
Вариант 1
1А, 2Б, 3А, 4В,5В
Вариант 2
1В, 2А, 3В, 4А, 5Б
Рефлексия (что нового узнали на уроке).
Подведение итогов: Дать хаpaктеристику работы учащихся на занятии.
Домашнее задание: поставить опыт с последующим наблюдением с. 119. Выполнить творческое задание: текст из 4-5 предложений и в 2-х из них допущены ошибки.
Комментарии:
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
21 11 2025 22:50:12
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
20 11 2025 19:27:48
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
19 11 2025 14:49:22
Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....
18 11 2025 18:51:40
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
17 11 2025 23:51:40
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
16 11 2025 5:46:41
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
15 11 2025 22:43:37
Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
14 11 2025 3:59:42
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
13 11 2025 20:17:18
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
12 11 2025 0:58:59
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
11 11 2025 10:30:46
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
10 11 2025 9:18:27
В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....
09 11 2025 23:50:49
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
08 11 2025 8:39:56
Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....
07 11 2025 15:14:23
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
06 11 2025 5:36:11
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
05 11 2025 16:22:28
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
04 11 2025 18:39:18
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
03 11 2025 17:58:24
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
02 11 2025 13:24:19
Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....
01 11 2025 13:42:56
Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....
31 10 2025 20:16:14
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
30 10 2025 20:13:54
Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....
29 10 2025 20:51:10
В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.
...
28 10 2025 20:17:48
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
27 10 2025 21:17:23
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
26 10 2025 21:32:26
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
25 10 2025 3:46:11
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
24 10 2025 23:11:36
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
23 10 2025 18:35:56
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
22 10 2025 23:36:49
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
21 10 2025 4:43:35
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
20 10 2025 23:28:56
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
19 10 2025 0:32:58
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
18 10 2025 7:44:41
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
17 10 2025 15:29:39
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
16 10 2025 10:11:29
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
15 10 2025 10:29:19
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
14 10 2025 5:21:50
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
13 10 2025 15:26:38
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
12 10 2025 13:37:27
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
11 10 2025 18:48:36
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
10 10 2025 23:42:23
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
09 10 2025 11:44:51
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
08 10 2025 1:54:38
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
07 10 2025 23:37:48
В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....
06 10 2025 14:58:48
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
05 10 2025 5:58:15
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
04 10 2025 22:13:46
Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....
03 10 2025 3:51:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны