Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

Цель урока: ознакомление учащихся:

  • с принципом деления истории Земли на эры и периоды;
  • с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; объяснение процесса образования каменного угля и его использование в современном мире;
  • с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох.

Оборудование:

  • коллекции: "Использование каменного угля", "Окаменелости" (с отпечатками листьев древних папоротникообразных);
  • геохронологическая таблица;
  • книга З.В. Шпинар "История жизни на Земле" (Прага, 1977 г.), "Растительный мир Земли" под ред. Ф. Фукарека (Москва, 1982 г.).

Ход урока

Учитель. "На прошлом уроке мы познакомились с небольшой группой ныне существующих папоротникообразных, их всего около 11500 видов. Это крохотная часть тех папоротникообразных, что существовали 350 миллионов лет назад на нашей планете. Чтобы получше узнать мир древних папоротникообразных, их практическое значение, мы сегодня совершим путешествие на воображаемой машине времени в каменноугольный период. В путешествии нам помогут специалисты-ботаники, которые будут вести экскурсии. Чтобы не заблудиться во времени мы возьмем с собой карту - геохронологическую таблицу (висит на стене кабинета), на ней представлены этапы истории Земли.

Путешествие - дело приятное, но, пожалуйста, не расслабляйтесь, в конце него (при возвращении на наш урок) вам предстоит ответить на следующие вопросы, они на доске:

1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?

2. Какими организмами был представлен живой мир в каменноугольном периоде?

3. Дайте общую характеристику папоротникообразных и укажите место этого отдела в системе растений.

4. Каково практическое значение папоротникообразных, как происходило образование каменного угля?

5. Какие методы применяют ботаники для изучения растительного мира прошлых эпох?

Любой путешественник путешествует не только ради знакомства с неизведанным, но и для того, чтобы глубже исследовать известное, познать таинственное, осмыслить познанное. Путешественник - это исследователь и философ, поэтому он ведет полевые заметки. Мы тоже будем вести записи, поэтому приготовьте свои тетради.

Итак, включаем нашу машину времени, заработал волшебный мотор (звенит будильник). Мы - в пути! Наш полет проходит со скоростью полета мысли! Скорость очень велика, поэтому, пожалуйста, не пытайтесь что-либо рассмотреть за стеклами иллюминаторов, а послушайте наших гостей. Экскурсоводы, приступайте к делу!"

Первый экскурсовод. "Возраст Земли определяется в 4,5-7 миллиардов лет. Ученые разделяют историю Земли на длительные промежутки времени - эры. Их продолжительность - сотни миллионов лет. Эры подразделяют на периоды, продолжительность которых десятки миллионов лет. Это разделение не случайно. Окончание одной эры и начало другой знаменовалось существенными преобразованиями лика Земли, изменениями соотношения суши и воды, интенсивными горообразовательными процессами.

Названия периодов происходят от того географического района, где впервые были изучены отложения данного времени (девон - от графства Девон в Англии, пермь - от города Пермь на Урале, юра - от гор Юра во Франции), либо отражают преобладание отложений определенного типа (карбон, или каменноугольный период, характеризовался образованием каменного угля, мел - массовым образованием слоев писчего мела).

Название эр греческого происхождения: Архей - древнейший, Протерозой - первичная жизнь, Палеозой - древняя жизнь (периоды: ордовик, кембрий, силур, девон, карбон, Пермь), Мезозой - средняя жизнь (триас, юра, мел), Кайнозой - новая жизнь (третичный, четвертичный периоды).

Все эти эры и периоды характеризуются определенным разнообразием форм живых организмов. Как же ученые узнают об этом? Сейчас вам ответит на этот вопрос мой коллега - профессор палеоботаники".

Профессор палеоботаники. "Единственный источник знаний о мире растений прошлых времен - окаменевшие остатки растений (ископаемые растения), которые сохранились в осадочных породах со времени своего захоронения, а также ископаемые пыльцевые зерна и споры.

(Пример "окаменелостей" - модели из приготовленной коллекции.)

Спорово-пыльцевой анализ возможен благодаря исключительно высокой стойкости наружных оболочек большинства пыльцевых зерен и спор. Основные вещества, входящие в состав этих оболочек, принадлежат к числу самых стойких природных соединений, известных в мире живых существ и не разрушаются даже под действием концентрированных щелочей и кислот. Можно, например, кипятить их в H2SO4 и наружные оболочки не разрушатся.

И, если пыльцевые зерна и споры находятся в осадочных породах, в которые не проникает воздух, они могут сохраняться практически неограниченно долго.

Пыльцу продуцируют семенные растения, а споры со стойкими оболочками - папоротникообразные и мхи.

Многообразие их форм, особенно форм пыльцевых зерен, поразительно велико и приводит в изумление специалистов спорово-пыльцевого анализа. По ископаемым пыльцевым зернам и спорам можно судить о растительности прошлого.

(Разнообразие спор, пыльцы см. с. 54, 56 "Растительный мир Земли, том 1.)

Пыльцы и спор образуется очень много (сотни миллионов штук у одного растения) и разносятся они очень легко (до ста километров от материнского растения), не исключено, что многие из них могут оказаться в благоприятных для захоронения условиях (в болотах или озерах). Слои торфа или донных озерных осадков оказываются настоящими архивами ископаемых пыльцевых зерен и спор.

Сведения о развитии мира растений, полученные методами спорово-пыльцевого анализа и палеоботаническими методами очень обширны. И хотя в наших знаниях о растительности Земли все еще немало белых пятен, основные этапы вырисовываются достаточно четко".

Учитель. "Спасибо за интересное сообщение. И, наконец, мы достигли цели. За иллюминаторами - Карбон! Мы пролетели около 350 миллионов лет. Расстегнем же ремни безопасности и выйдем из нашей машины времени. Экскурсоводы, ведите нас!"

Второй экскурсовод. "Каменноугольный период палеозойской эры принес с собой мощные горообразовательные процессы, в результате которых на поверхность вышли части морского дна. В бесчисленных лагунах, дельтах рек, топях в прибрежной зоне воцарилась буйная тепло- и влаголюбивая растительность.

Перед нами множество заболоченных бассейнов, заросших непроходимыми джунглями. Именно в этих местах сейчас важнейшие месторождения каменного угля.

Карбоновые леса образованы преимущественно гигантскими древовидными плаунами (показывает иллюстрации из книги "История жизни на Земле", с. 73). Лепидодендроны в средней части раскинувшейся перед нами панорамы и на заднем плане, и сигиллярии слева, на среднем плане, некоторые из них достигают 40 метров в высоту и трех метров в обхвате.

На переднем плане слева и на среднем плане растения, напоминающие полевой хвощ, действительно - это хвощи из группы каламитов.

Справа на среднем плане - кордаиты, древне голосеменные растения. И, наконец, непосредственно перед нами, чуть справа - древовидные папоротники. Под пологом этих гигантов и небольшие растения, напоминающие современные папоротники наших лесов.

В карбоновых лесах процветают самые разнообразные формы жизни. Живые ли разлагающиеся растения служат кормом для насекомых, паукообразных, ракообразных многих других беспозвоночных, которые, в свою очередь, идут в пищу первым наземным позвоночным - амфибиям из группы лабиринтодонтов или стегоцефалов.

В воздухе наряду с мелкими насекомыми видны гигантские стрекозы (стр. 74 "История жизни на Земле"), размах крыльев у них до 70 сантиметров.

Дальнее путешествие и большое количество воды вокруг располагают к купанию, но лучше этого не делать, иначе можно стать жертвой пресноводной акулы (стр. 75 "История жизни на Земле"), у нее мощный костный шип на затылке и почти непрерывная спинная плавниковая складка; хотя длина ее тела всего 90 сантиметров, но зубы острые как кинжалы.

Пожалуй, не стоит уходить далеко от нашей машины, стремительно надвигается ураган (стр. 77 "История жизни на Земле", иллюстрация с изображением урагана). Кордаиты и лепидодендроны прогибаются под напором ураганного ветра. По воздуху несутся оторванные от стволов ветви древовидных папоротников. Многие деревья выворачивает с корнем, они погружаются в болота и река. Постепенно они покроются илом и песком. Под давлением наносов и воды деревья спрессуются и за многие миллионы лет без доступа кислорода превратятся в каменный уголь.

- Ураган все сильнее, прячемся скорее в нашу машину. Все в сборе? - Продолжаем.

Каменный уголь используют теперь как один из лучших видов топлива и как сырье для химической промышленности (демонстрирует коллекцию). На каменном угле работают паровозы, паровые котлы тепловых электростанций, фабрик, заводов. Из угля получают горючий газ и другие продукты. Из него вырабатывают анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства многое другое.

Благодарю за внимание. Но ураган разыгрался не на шутку, пора улетать".

Учитель. "Ну что же, теперь нашей машине будет легче двигаться во времени, уже в естественном порядке - вперед. Так что мы можем снизить скорость и попытаться посмотреть в иллюминаторы. Пока мы разговаривали, машина времени достигла пермского периода".

Далее экскурсоводы, подготовленные по всем эрам, рассказывают коротко о наиболее значительных изменениях рельефа, климата, мира живых организмов всех последующих после Карбона периодов.

Путешествие заканчивается возвращением в класс. С помощью "путевых заметок" дети успешно отвечают на поставленные в начале урока вопросы.

Ландшафты каменноугольного периода.

 

Лесной ландшафт карбона (по З.Буриану).

Слева на переднем плане каламиты, за ними - сигиллярии, правее на переднем плане - семенной папоротник.
Вдали в центре - древовидный папоротник, справа - лепидодендроны и кордаиты.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

05 12 2021 10:58:33

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"

Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....

05 12 2021 13:15:21

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме Г И А и Е Г Э, используя игру « Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

05 12 2021 17:23:47

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

05 12 2021 2:16:54

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

05 12 2021 23:51:35

Грибы в биосфере и жизни человека

Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....

05 12 2021 19:35:49

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

05 12 2021 3:16:39

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

05 12 2021 17:23:36

Биологическая игра "Мир растений"

Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

05 12 2021 10:36:12

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

Внеклассное мероприятие « Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

05 12 2021 8:17:23

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе « Родная природа» в разделе « Животный мир Кировской области», тема « Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы « Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

05 12 2021 15:13:17

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её характеристика"

Данный практический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме " Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...

05 12 2021 18:51:42

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности У М К « Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения И К Т....

05 12 2021 12:10:22

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

05 12 2021 13:55:37

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

05 12 2021 4:28:57

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

Тема " Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

05 12 2021 0:33:11

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А. И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

05 12 2021 1:10:20

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

05 12 2021 13:21:33

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания « Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

05 12 2021 20:55:21

Практическая работа "Фотосинтез"

Практическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...

05 12 2021 15:38:12

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к Е Г Э Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я  Л И Т Е Р А Т У Р А Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к Е Г Э, у покупателя глаза «разбега…...

05 12 2021 21:49:45

Логика научного познания в естествознании. 5-й класс

Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интерактивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....

05 12 2021 12:23:13

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

Обобщить и закрепить знания по теме « Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

05 12 2021 18:45:54

Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"

Данная программа реализуется в рамках экологического кружка " Олененок" начальной школы при Посольстве Р Ф в Шри- Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....

05 12 2021 6:22:28

Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"

Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н. И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....

05 12 2021 18:31:12

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс

Цель урока: осмысление школьниками сказочной трансформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе " Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке " Семя", " Корень", " Побег" (образовательная программа И. Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

05 12 2021 18:36:52

Успехи селекции

На уроке по теме " Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

05 12 2021 15:57:41

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

05 12 2021 12:12:21

Урок на тему "Алкоголь – беда"

Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

05 12 2021 8:51:36

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

05 12 2021 18:47:51

Класс Брюхоногие

...

05 12 2021 5:33:18

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

05 12 2021 16:41:36

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание практического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса " Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

05 12 2021 0:54:18

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

05 12 2021 10:34:27

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс « Компетентностная педагогика»....

05 12 2021 23:59:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

05 12 2021 13:35:45

Семь чудес России

Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

05 12 2021 23:55:16

Урок биологии в 11-м классе по программе под редакцией И.Н. Пономаревой "Медицинская генетика – наука XXI века"

Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...

05 12 2021 21:11:10

Кружок "Уроки здоровья"

Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

05 12 2021 9:18:13

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

05 12 2021 22:21:41

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

05 12 2021 17:33:29

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....

05 12 2021 16:13:46

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....

05 12 2021 23:11:35

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и транспорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

05 12 2021 3:41:26

Мастер-класс "Первый шаг в биологию"

Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе. ...

05 12 2021 21:27:33

Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии

В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....

05 12 2021 5:38:40

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

« Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.   Е Г Э часто встречаются вопросы именно на эту тему.  Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

05 12 2021 6:26:56

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся

Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. ...

05 12 2021 19:49:28

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

« Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

05 12 2021 0:48:42

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

05 12 2021 16:48:26

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)