Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

Цель урока: ознакомление учащихся:

  • с принципом деления истории Земли на эры и периоды;
  • с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; объяснение процесса образования каменного угля и его использование в современном мире;
  • с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох.

Оборудование:

  • коллекции: \"Использование каменного угля\", \"Окаменелости\" (с отпечатками листьев древних папоротникообразных) ;
  • геохронологическая таблица;
  • книга З.В. Шпинар \"История жизни на Земле\" (Прага, 1977 г.), \"Растительный мир Земли\" под ред. Ф. Фукарека (Москва, 1982 г.).

Ход урока

Учитель. \"На прошлом уроке мы познакомились с небольшой группой ныне существующих папоротникообразных, их всего около 11500 видов. Это крохотная часть тех папоротникообразных, что существовали 350 миллионов лет назад на нашей планете. Чтобы получше узнать мир древних папоротникообразных, их пpaктическое значение, мы сегодня совершим путешествие на воображаемой машине времени в каменноугольный период. В путешествии нам помогут специалисты-ботаники, которые будут вести экскурсии. Чтобы не заблyдиться во времени мы возьмем с собой карту - геохронологическую таблицу (висит на стене кабинета), на ней представлены этапы истории Земли.

Путешествие - дело приятное, но, пожалуйста, не расслабляйтесь, в конце него (при возвращении на наш урок) вам предстоит ответить на следующие вопросы, они на доске:

1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?

2. Какими организмами был представлен живой мир в каменноугольном периоде?

3. Дайте общую хаpaктеристику папоротникообразных и укажите место этого отдела в системе растений.

4. Каково пpaктическое значение папоротникообразных, как происходило образование каменного угля?

5. Какие методы применяют ботаники для изучения растительного мира прошлых эпох?

Любой путешественник путешествует не только ради знакомства с неизведанным, но и для того, чтобы глубже исследовать известное, познать таинственное, осмыслить познанное. Путешественник - это исследователь и философ, поэтому он ведет полевые заметки. Мы тоже будем вести записи, поэтому приготовьте свои тетради.

Итак, включаем нашу машину времени, заработал волшебный мотор (звенит будильник). Мы - в пути! Наш полет проходит со скоростью полета мысли! Скорость очень велика, поэтому, пожалуйста, не пытайтесь что-либо рассмотреть за стеклами иллюминаторов, а послушайте наших гостей. Экскурсоводы, приступайте к делу!\"

Первый экскурсовод. \"Возраст Земли определяется в 4,5-7 миллиардов лет. Ученые разделяют историю Земли на длительные промежутки времени - эры. Их продолжительность - сотни миллионов лет. Эры подразделяют на периоды, продолжительность которых десятки миллионов лет. Это разделение не случайно. Окончание одной эры и начало другой знаменовалось существенными преобразованиями лика Земли, изменениями соотношения суши и воды, интенсивными горообразовательными процессами.

Названия периодов происходят от того географического района, где впервые были изучены отложения данного времени (девон - от графства Девон в Англии, пермь - от города Пермь на Урале, юра - от гор Юра во Франции), либо отражают преобладание отложений определенного типа (карбон, или каменноугольный период, хаpaктеризовался образованием каменного угля, мел - массовым образованием слоев писчего мела).

Название эр греческого происхождения: Архей - древнейший, Протерозой - первичная жизнь, Палеозой - древняя жизнь (периоды: ордовик, кембрий, силур, девон, карбон, Пермь), Мезозой - средняя жизнь (триас, юра, мел), Кайнозой - новая жизнь (третичный, четвертичный периоды).

Все эти эры и периоды хаpaктеризуются определенным разнообразием форм живых организмов. Как же ученые узнают об этом? Сейчас вам ответит на этот вопрос мой коллега - профессор палеоботаники\".

Профессор палеоботаники. \"Единственный источник знаний о мире растений прошлых времен - окаменевшие остатки растений (ископаемые растения), которые сохранились в осадочных породах со времени своего захоронения, а также ископаемые пыльцевые зерна и споры.

(Пример \"окаменелостей\" - модели из приготовленной коллекции.)

Спорово-пыльцевой анализ возможен благодаря исключительно высокой стойкости наружных оболочек большинства пыльцевых зерен и спор. Основные вещества, входящие в состав этих оболочек, принадлежат к числу самых стойких природных соединений, известных в мире живых существ и не разрушаются даже под действием концентрированных щелочей и кислот. Можно, например, кипятить их в H2SO4 и наружные оболочки не разрушатся.

И, если пыльцевые зерна и споры находятся в осадочных породах, в которые не проникает воздух, они могут сохраняться пpaктически неограниченно долго.

Пыльцу продуцируют семенные растения, а споры со стойкими оболочками - папоротникообразные и мхи.

Многообразие их форм, особенно форм пыльцевых зерен, поразительно велико и приводит в изумление специалистов спорово-пыльцевого анализа. По ископаемым пыльцевым зернам и спорам можно судить о растительности прошлого.

(Разнообразие спор, пыльцы см. с. 54, 56 \"Растительный мир Земли, том 1.)

Пыльцы и спор образуется очень много (сотни миллионов штук у одного растения) и разносятся они очень легко (до ста километров от материнского растения), не исключено, что многие из них могут оказаться в благоприятных для захоронения условиях (в болотах или озерах). Слои торфа или донных озерных осадков оказываются настоящими архивами ископаемых пыльцевых зерен и спор.

Сведения о развитии мира растений, полученные методами спорово-пыльцевого анализа и палеоботаническими методами очень обширны. И хотя в наших знаниях о растительности Земли все еще немало белых пятен, основные этапы вырисовываются достаточно четко\".

Учитель. \"Спасибо за интересное сообщение. И, наконец, мы достигли цели. За иллюминаторами - Карбон! Мы пролетели около 350 миллионов лет. Расстегнем же ремни безопасности и выйдем из нашей машины времени. Экскурсоводы, ведите нас!\"

Второй экскурсовод. \"Каменноугольный период палеозойской эры принес с собой мощные горообразовательные процессы, в результате которых на поверхность вышли части морского дна. В бесчисленных лагунах, дельтах рек, топях в прибрежной зоне воцарилась буйная тепло- и влаголюбивая растительность.

Перед нами множество заболоченных бассейнов, заросших непроходимыми джунглями. Именно в этих местах сейчас важнейшие месторождения каменного угля.

Карбоновые леса образованы преимущественно гигантскими древовидными плаунами (показывает иллюстрации из книги \"История жизни на Земле\", с. 73). Лепидодендроны в средней части раскинувшейся перед нами панорамы и на заднем плане, и сигиллярии слева, на среднем плане, некоторые из них достигают 40 метров в высоту и трех метров в обхвате.

На переднем плане слева и на среднем плане растения, напоминающие полевой хвощ, действительно - это хвощи из группы каламитов.

Справа на среднем плане - кордаиты, древне голосеменные растения. И, наконец, непосредственно перед нами, чуть справа - древовидные папоротники. Под пологом этих гигантов и небольшие растения, напоминающие современные папоротники наших лесов.

В карбоновых лесах процветают самые разнообразные формы жизни. Живые ли разлагающиеся растения служат кормом для насекомых, паукообразных, paкообразных многих других беспозвоночных, которые, в свою очередь, идут в пищу первым наземным позвоночным - амфибиям из группы лабиринтодонтов или стегоцефалов.

В воздухе наряду с мелкими насекомыми видны гигантские стрекозы (стр. 74 \"История жизни на Земле\"), размах крыльев у них до 70 сантиметров.

Дальнее путешествие и большое количество воды вокруг располагают к купанию, но лучше этого не делать, иначе можно стать жертвой пресноводной акулы (стр. 75 \"История жизни на Земле\"), у нее мощный костный шип на затылке и почти непрерывная спинная плавниковая складка; хотя длина ее тела всего 90 сантиметров, но зубы острые как кинжалы.

Пожалуй, не стоит уходить далеко от нашей машины, стремительно надвигается ураган (стр. 77 \"История жизни на Земле\", иллюстрация с изображением урагана). Кордаиты и лепидодендроны прогибаются под напором ураганного ветра. По воздуху несутся оторванные от стволов ветви древовидных папоротников. Многие деревья выворачивает с корнем, они погружаются в болота и река. Постепенно они покроются илом и песком. Под давлением наносов и воды деревья спрессуются и за многие миллионы лет без доступа кислорода превратятся в каменный уголь.

- Ураган все сильнее, прячемся скорее в нашу машину. Все в сборе? - Продолжаем.

Каменный уголь используют теперь как один из лучших видов топлива и как сырье для химической промышленности (демонстрирует коллекцию). На каменном угле работают паровозы, паровые котлы тепловых электростанций, фабрик, заводов. Из угля получают горючий газ и другие продукты. Из него выpaбатывают анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства многое другое.

Благодарю за внимание. Но ураган разыгрался не на шутку, пора улетать\".

Учитель. \"Ну что же, теперь нашей машине будет легче двигаться во времени, уже в естественном порядке - вперед. Так что мы можем снизить скорость и попытаться посмотреть в иллюминаторы. Пока мы разговаривали, машина времени достигла пермского периода\".

Далее экскурсоводы, подготовленные по всем эрам, рассказывают коротко о наиболее значительных изменениях рельефа, климата, мира живых организмов всех последующих после Карбона периодов.

Путешествие заканчивается возвращением в класс. С помощью \"путевых заметок\" дети успешно отвечают на поставленные в начале урока вопросы.

Ландшафты каменноугольного периода.

 

Лесной ландшафт карбона (по З.Буриану).

Слева на переднем плане каламиты, за ними - сигиллярии, правее на переднем плане - семенной папоротник.
Вдали в центре - древовидный папоротник, справа - лепидодендроны и кордаиты.



Комментарии:

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

25 04 2025 4:55:58

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

24 04 2025 23:14:53

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

23 04 2025 22:26:10

Интернет-тренажеры в сфере образования


    Интернет-тренажеры в сфере образования

      Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....

22 04 2025 16:28:37

Урок "Суд над господином Алкоголем"


    Урок "Суд над господином Алкоголем"

      Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

21 04 2025 9:11:51

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

20 04 2025 8:43:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

19 04 2025 5:34:36

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"


    Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

      Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

18 04 2025 12:52:44

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

17 04 2025 13:34:48

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

16 04 2025 2:43:49

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

      Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

15 04 2025 2:20:53

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

14 04 2025 16:22:32

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)


    Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

      В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

13 04 2025 22:39:53

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

12 04 2025 23:46:52

Электромагнитное излучение и человек


    Электромагнитное излучение и человек

      Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....

11 04 2025 17:28:48

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии


    Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

      Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

10 04 2025 12:24:15

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

09 04 2025 14:58:56

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

08 04 2025 0:28:46

Урок по теме "Органы цветкового растения. Семя и его строение"

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....

07 04 2025 10:26:48

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

      Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

06 04 2025 3:40:26

Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные


    Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные

      На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....

05 04 2025 4:44:48

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

04 04 2025 13:31:48

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

03 04 2025 8:52:27

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

02 04 2025 18:14:56

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

01 04 2025 4:45:56

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

31 03 2025 14:42:13

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....

30 03 2025 17:20:23

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

29 03 2025 2:54:45

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

      Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

28 03 2025 19:23:49

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

27 03 2025 15:28:33

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

26 03 2025 15:53:19

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

25 03 2025 20:14:32

Семейства класса двудольные растения

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....

24 03 2025 8:50:28

Интегрированный урок (обществознание + биология) по теме "У роковой черты"


    Интегрированный урок (обществознание + биология) по теме "У роковой черты"

      Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....

23 03 2025 13:29:41

Птицы в фольклоре, мифах легендах


    Птицы в фольклоре, мифах легендах

      Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

22 03 2025 13:27:35

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

21 03 2025 7:30:10

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

20 03 2025 5:21:46

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

19 03 2025 18:56:12

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

18 03 2025 23:56:51

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

17 03 2025 0:18:18

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

16 03 2025 10:11:19

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

15 03 2025 5:56:22

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

14 03 2025 14:53:29

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс


    Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

      Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

13 03 2025 12:26:10

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

12 03 2025 5:21:43

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

11 03 2025 13:32:41

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

10 03 2025 22:20:59

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

09 03 2025 17:58:33

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

08 03 2025 6:23:44

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

07 03 2025 10:47:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::