Занятие "Амур – великая река" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Занятие "Амур – великая река"


    Занятие "Амур – великая река"

Цель: сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии.

Задачи:

  • познакомить с географическими и климатическими особенностями реки Амур и показать влияние этих особенностей на уникальность Дальневосточной реки;
  • расширить знания о многообразии рыб амурского бассейна;
  • выработать умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Методы:

  • наглядный: демонстрация слайдов, иллюстраций, плакатов, таблиц;
  • словесный: рассказ с элементами беседы;
  • пpaктический: самостоятельная работа;
  • контроль: решение кроссворда.

Оборудование:

  • карты Дальнего Востока и Хабаровского края, атласы “ Люби и знай свой край”;
  • таблица “Промысловые рыбы Амура”;
  • слайды, иллюстрации амурских рыб, плакаты краснокнижных видов рыб;
  • научная литература, учебно-методические пособия, справочники.

Тип занятия: изучение нового материала.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

На этом этапе занятия учащиеся привлекаются к формированию темы с помощью вопросов:

  1. Какие две горные холодные реки образуют Амур?
  2. Как называли Дальневосточную реку древние жители нанайцы, удэгeйцы?
  3. Как ласково называют Амур местные жители сейчас?
  4. Почему Амур считают одной из величайших рек мира?

III. Изучение нового материала

Педагог: Если взглянуть на карту Дальнего Востока, вся она изрезана петлями рек. Давно и верно подмечено, что Дальневосточный край начинается с Амура. Это одна из величайших рек мира, в масштабах планеты она входит в первую десятку рек земного шара – вместе с Амaзoнкой, Миссисипи, Нилом, Енисеем, Обью, Леной, Волгой… и занимает третье место на территории России. В нашей стране только Обь с Иртышем превышают длину Амура.

Чтобы подробнее познакомится с Амуром, давайте отправимся в путешествие (демонстрация карты Дальнего Востока, фото фрагмента реки Амур – Приложение 1). Нам предстоит проплыть 2824 километра. Через всю южную половину Дальнего Востока катит свои воды Амур-батюшка, начинающийся двумя истоками - Аргунью и Шилкой. Делится он на верхний Амур (до устья Зеи), средний (до впадения в Уссури) и нижний (до Амурского лимана).

В верховьях Амур – типичная горная река. Быстрая, холодная, чистая. Глядя на этот опасный поток воды, думаешь: “Теперь-то что, а каково было сплавляться на тяжелых, неповоротливых, почти неуправляемых плотах первым русским переселенцам в прошлом веке…”.

Выйдя из гор, река блуждает по широкой долине, образуя протоки, а после впадения в Уссури течет по холмистой, заболоченной местности. В пойме Амура глазам открывается безбрежное море воды среди зеленого ковра болот: мощное и широкое основное русло, многочисленные протоки самой различной длины и ширины. Таков Амур а период разлива. Вобрав в себя воды Сунгари и Амунги, быстрых Анюя, Гура, красавицы Зеи, Буреи, полноводной Уссури и многочисленных рек и речушек Амур впадает а Амурский лиман Охотского моря.

Амур – необычная река: она расположена на своеобразной климатической границе, где сошлись и совместно проживают обитатели северных и тропических вод (демонстрация слайдов или рисунков и фото – Приложение 2). Здесь можно встретить и любителей горных вод, обитателей, которые предпочитают тёплую воду, богатую водорослями и водными растениями. Как же они живут здесь эти растения и животные? Как и во всём мире экосистемами. “Экос” в переводе с латинского означает дом – место, где живут. А слово система подчеркивает: в этом доме все нужны друг другу. Экосистема реки Амур отличается исключительным многообразием. Другой столь крупной реки, со столь богатым разнообразным животным миром в нашей стране нет.

Обитатели Амура находят в нём всё необходимое для жизни. Дно амурских проток и мелких озёр устилает ил, богатый питательными веществами. Растения имеют необходимый им световой режим и температуру, пригодную для жизни. Растения, также служат пищей для рыб, моллюсков и других обитателей Амура и прячут их в своих зарослях в минуты опасности. Но самое главное, что делают растения для водных жильцов: выделяют кислород, необходимый для дыхания. Некоторые моллюски и рыбы, питаясь водорослями, очищают воду.

Кто купался в Амуре, тот знает, что дно его на разных участках может быть разным: песчаным, илистым или каменистым. Вода – мутной или чистой, а течение – быстрым или медленным, иной раз даже едва заметным. Все растения, насекомые, моллюски, разнообразные рыбы, которые живут в Амуре и его притоках, отыскивают для себя необходимые участки.

Познакомимся с ихтиофауной амура. Она оригинальна, богата, разнообразна и удивительна. Ещё совсем недавно мы с гордостью читали и слышали: в Амуре живёт 103 вида рыб, а теперь их изучено и описано на 37 больше – 140. В Амуре много эндемиков и реликтов (показ слайдов или рисунков).

Эндемик – вид, обитающий в данном месте и нигде более не встречающийся;
Реликт – вид оставшийся в неизменном виде на протяжении очень длительного исторического времени (на протяжении многих млн. лет).

В Амуре рядом с молодыми видами живут такие реликты древней тропической фауны как калуга, амурский осетр. Когда-то они были распространены по водоемам Северного полушария, но под давлением ледника погибли. Ледник и похолодание не дошли до Амура, поэтому там сохранились эти реликты.

Здесь живут и типичные обитатели шумных холодных рек, и те, кто не любит ни покоя стоячих, ни медленно текучих рек, а облюбовали умеренные во всех отношениях протоки предгорий, и приверженцы озер.

Летом и осенью в Амур заходят тихоокеанские проходные лососи - кета, сима, горбуша. Они поднимаются на сотни тысяч километров верх по течению, чтобы оставить потомство и погибнуть.

Все перемешалось в бассейне одной реки. Так типичные “южане” - белый и черный амуры, лещи, толстолобы, желтощеки, окунь ауха, косатки, сомы, прекрасно уживаются с закоренелыми “сибиряками”- тайменем, ленком, хариусом, гольцом. А зимой здесь можно выловить настоящих “полярников” - сига и налима.

IV. Пpaктическая часть

4.1. Самостоятельная работа: “Изучение видового состава рыб амурского бассейна”.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание: из предложенной научной литературы выделить и дать краткую хаpaктеристику:

  • эндемиков и краснокижных представителей реки Амур;
  • рыб отличающихся удивительными способностями;
  • типичных представителей амурской ихтиофауны;
  • рыб-странников.

По окончании выполнения самостоятельной работы учащиеся выступают с сообщениями:

Познакомимся с нашими эндемиками подробнее. Это КАЛУГА – “царица рыба” - называют её в народе. (Приложение 2, рисунок 1). Гигантская рыба древнего происхождения. Скелет у этой рыбы хрящевой, достигает гигантских размеров до 4-5 и даже 6 метров, весит полторы тонны. Это хищник. Из калужьего желудка можно выпотрошить с полмешка рыбы, встречаются там даже колючие касатки. Рот у рыбы такой громадный, что можно свободно просунуть голову и плечи. Взрослеют рыбы лишь на 14-21 году жизни и выметывают 1,5 миллионов мелких икринок. Могут доживать до 70-80 лет. Судьба царицы амурских рыб печальна, а все потому, что она велика, мясо её удивительно по вкусовым качествам, не говоря уже об известной черной икре, которой бывает до 15 пудов в одной особи. Неудивительно, что рыба истрeблялась в огромных количествах. И уже в первые годы XX столетия уловы Калуги упали в 2 раза. И в настоящее время её осталось очень мало. Вылов рыбы находится под строгим контролем.

Живет в Амуре красавица из красавиц китайский окунь – Ауха. (Приложение 2, рисунок 2). В народе её неправильно называют ершом, потому что в его плавниках есть крепкие и острые колючки. В Китае эту рыбу прозвали мaндаринкой, так как яркая окраска этой рыбы не уступает раскраске оперения необыкновенной птицы утки- мaндаринки. Живет эта рыба одиноко, стай не образует и относится к редким видам, эндемична, занесена в Красную книгу Хабаровского края. Ауха любит чистую, светлую воду и всю свою жизнь хищничает. Она превосходит даже щуку. Если щука хватает все живое или шевелящееся, даже лягушку или мышь, то аухе подавай рыбу и довольно много. Доживают окyни до 10-12 лет, достигая 60-70 см.длины.

В Амуре обитает желтощёк - редкий эндемичный вид. (Приложение 2, рисунок 3). Любит просторные, глубокие и чистые водоемы, где легко обнаружить поживу в собственной охоте. Этот хищник стремителен и вынослив. Предпочитает рыбок узкотелых: корюшку, пескарей, щучку, хотя и карасика может слопать. Рот у него большой, но беззубый, но на челюстях у желтощека есть оригинальный замок, крепкий бугорок. Этим бугорком удобно захватывать и удерживать добычу. Взрослеют рыбы к девятому году жизни, вырастают до 90 см., весят 7-8 кг. Мясо этой рыбы обладает хорошими вкусовыми качествами.

Испокон веку в Амуре обитают в Амуре два вида лещей: черный и белый и больше нигде на территории нашей родины не встречается. (Приложение 2, рисунки 4, 5), Растут они медленно, созревают долго, становятся взрослыми в 7-9лет. Лещи рыбы стадные, подвижные, ходят косяками, могут мигрировать на несколько сот километров. Зимуют скопищами. Лет 45-50 назад лещи считались промысловой рыбой Амура. Добывали их центнерами. А теперь среди сотни лещей черный всего один, да и тот не велик, занесен в Красную книгу Хабаровского края.

Своеобразна амурская ихтиофауна. Природа – хитроумный выдумщик. Не каждый поверит, что рыба может жить под землей, да еще замерзать, превращаясь в головешку, и при этом оставаться живой. Четыре названия имеет она на Дальнем Востоке. Одни зовут её чернышом, другие черной рыбой, третьи головешкой, а по - научному зовется она даллией. Есть и еще одна, в точности такая же рыба, только по цвету бурая и зовут её ротаном. (Приложение 2, рисунок 6). Живут эти рыбки везде, где есть мох и вода. Поймать её пустячное дело на любую приманку. Способность “воскреснуть из мертвых” - самая удивительная особенность этой рыбки. Если выбросить далию на 60-ти градусный мороз и оставить на несколько дней, а затем снова поместить в воду – рыба отойдет, постепенно возвращаясь к жизни.

Обитает в нашем Амуре необычная рыба змееголов (Приложение 2, рисунок 7) житель тропических вод. Он как бы напоминает, какими удивительными контрастами богата великая река. По внешнему виду рыбу можно назвать даже красивой, если бы не уpoдливая змеиная голова. Кажется, что в следующее мгновение эта ужасная пасть выбросит метровый язык. Змееголовы могут подолгу оставаться без воды, благодаря чудесному приспособлению. У этой рыбы есть наджаберный орган, помогающий жабрам насыщать кровь кислородом. Это “второе дыхание” позволяет змееголову переползать по траве в ночной росе из одного водоема в другой подобно угрю. Поэтому местные жители иногда называют эту рыбу угрем. Змееголовы селятся в хорошо прогреваемых водоемах, протоках с чистым дном. Это типичный хищник, достигающий веса от 4 до 7 кг. Живучестью и неприхотливостью эта рыбы превосходит карася и сазана, и ровней ей может быть лишь ротан – головешка.

Интересны рыбы косатки! (Приложение 2, рисунок 8). Это типичные представители амурской ихтиофауны. Они рыщут по амурским просторам словно разбойницы. Взгляните на их плавники, разве это не оружие? С боков торчат две острые колючки, третья на спине. Не подступишься к этой рыбе. Если косатку вытащить из воды, рыба начнет скрипеть, разгибая при этом боковые колючки, как будто играет на скрипке. В Амуре обитает несколько видов косаток: косатка-скрипун, косатка-крошка. Длинную, темной окраски косатку прозвали плетью. Водятся эти рыбы в огромных количествах.

Богат Амур не только экзотическими рыбами, но и хорошо известными любому нашему рыбаку нашей страны. Кто не знает карася, сазана, верхогляда, щуку или сома? (Приложение 2, рисунки 9-13). Однако дальневосточный сазан отличается своеобразной чертой поведения. Он особенно дик и осторожен. Мечта рыбацкая! Рыба красивая, сильная. Очень трудно её поймать. Сазан всеяден, неприхотлив, живуч. Достигает метровой длины и веса до 20 кг., живет до 24 лет. На бескрайних просторах Сибири, Европы и Северной Америки обитает обыкновенная щука, а на юге Дальнего Востока и нигде больше – живет амурская. В противоположность обыкновенной амурская может жить в реках с быстрым течением, не боится открытого дна. И поэтому, окраска у нее серая в темных пятнышках. Это ярый хищник. Она не упустит возможность схватить не только рыбу, но и оказавшуюся в воде мышь, крысу, змею, червяка. А за птичкой у поверхности воды способна и выпрыгнуть. Острых зубов в ее пасти несколько сот. Вдоволь отъевшись, щука несколько дней не реагирует на окружающий мир и даже проплывающую мимо рыбу. Растет щука всю жизнь. Достигает 1 м длины и весит 8-10 кг.

Есть в нашем Амуре и рыбы – странники, которым не “сидится” дома. Совершают они свои путешествия из горных холодных рек в равнинные или наоборот. Для того, чтобы перезимовать в одном районе или отнереститься в другом. Это таймень, хариус, ленок, сиг, налим. (Приложение 2, рисунки 19-21). Другие большую часть жизни проводят в море, где быстро растут. Это удивительные рыбы – проходные лососи, кета, горбуша, сима. Красивые, сильные, выносливые с очень сложной до конца не изученной жизнью. Как они находят верный путь в морских просторах к устью своей реки остается загадкой?

Нерестовый ход горбуши, симы, а особенно – кеты вверх по Амуру и его и его притокам представляет собой грандиозное зрелище. Рыбы с фантастическим упорством проплывают тысячи километров, чтобы выметать икру в том месте, где сами родились и погибнуть. Тысячи птиц, сотни бурых медведей, барсуков, лисиц собираются у нерестилища, чтобы полакомится их останками. Икру лососевые откладывают в чистых неглубоких протоках и речках с мелкогалечным дном, с не очень сильным течением, с обильным поступлением родниковых и грунтовых вод. Икринки через 3-4 месяца превращаются в личинок, которые до весны потихоньку растут в гнезде (куче мелких камней), которое им устроили родители. К весне личинки превратятся в мальков – пестрянок длиною со спичку и начнётся их кочевье вниз по течению рек в сторону лимана. Достигнув моря, мальки на привольных пастбищах всего за три-четыре года вырастают в могучих отважных красавцев, которые тоже в свой день и час, ринуться в безвозвратное плавание.

V. Закрепление

Для закрепления материала предлагается решить кроссворд “Амур великий”.

Педагог: итак, мы познакомились только с некоторыми видами амурской ихтиофауны. Этой богатейшей, своеобразной и удивительной реки. Узнали реликтов и эндемиков, отличительные особенности амурских рыб: способность их приспосабливаться к суровым и бесснежным зимам, когда водоемы промерзают до дна, способность быстро восстанавливать свою численность и скорость роста, особенности биологии размножения.

Все это еще раз доказывает об уникальности нашей дальневосточной реки Амур.

Литература

  1. Гынинова А.Б., Измоденов А,Г., Матюшкина Л.А. Азбука природы Приамурья – Хабаровск, 1994г.
  2. Кучеренко С.П. Рыбы Амура/ С.П. Кучеренко. – 2-е изд. испр. и доп. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2005.
  3. Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН – Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2008.
  4. Махлин М.Д. Амурский аквариум. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1984.
  5. Рыболов Приамурья. – Хабаровск, Кн. изд-во, 1976.
  6. Тайга дальневосточная. Фоторассказ о неповторимом творении природы – лесах Дальнего Востока и его обитателях Шибнев Ю.Б., Росляков Г.Е., Дунский Ю.И., Шлотгауэр С.Д. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1986.
  7. Тагирова В.Т., Данюкова Н.А. Региональная зоология: Учебно-методическое пособие: в 2 ч. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. Пед. Ун-та, 2004.



Комментарии:

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

24 08 2025 4:57:33

Особо охраняемые природные территории Одинцовского района

Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....

23 08 2025 22:45:19

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

22 08 2025 9:46:17

КВН "В мире растений". 7-й класс


    КВН "В мире растений". 7-й класс

      Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....

21 08 2025 22:56:20

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

20 08 2025 7:21:44

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

19 08 2025 16:57:30

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

18 08 2025 3:15:48

Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"


    Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"

      В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...

17 08 2025 19:51:14

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

16 08 2025 22:40:31

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

15 08 2025 21:46:52

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

14 08 2025 14:28:51

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

13 08 2025 16:37:16

Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс


    Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

12 08 2025 5:38:39

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

      Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

11 08 2025 3:18:58

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"


    Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"

      Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....

10 08 2025 14:47:55

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

09 08 2025 3:13:11

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

08 08 2025 18:56:50

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

07 08 2025 12:42:42

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

06 08 2025 20:10:48

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

05 08 2025 22:20:25

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

04 08 2025 9:44:13

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)


    Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

      Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

03 08 2025 13:55:46

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....

02 08 2025 3:43:51

Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии


    Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии

      В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....

01 08 2025 12:21:19

Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)


    Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)

      Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

31 07 2025 1:42:19

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

30 07 2025 21:24:29

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

29 07 2025 6:17:53

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

28 07 2025 0:56:50

Компетентностно-ориентированный урок "Естественный винегрет" по теме "Пищеварение". 8-й класс

Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....

27 07 2025 14:29:15

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"


    Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

      На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

26 07 2025 7:40:18

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

25 07 2025 14:38:56

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

24 07 2025 3:57:48

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

23 07 2025 18:11:27

Викторина "Семейства цветковых растений"


    Викторина "Семейства цветковых растений"

      Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

22 07 2025 11:40:18

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"

      Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...

21 07 2025 13:48:11

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

20 07 2025 9:25:55

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

19 07 2025 13:13:20

Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")


    Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

      Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....

18 07 2025 9:58:25

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

17 07 2025 12:37:25

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

16 07 2025 7:54:20

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"


    Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

      Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

15 07 2025 16:44:54

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

14 07 2025 11:43:31

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок


    "Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

      Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

13 07 2025 22:16:50

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"


    Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"

      Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....

12 07 2025 8:57:52

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.  Биология После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

11 07 2025 7:54:49

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

10 07 2025 21:51:59

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"


    Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

      Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

09 07 2025 16:47:19

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

08 07 2025 4:35:54

Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"


    Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"

      Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы; познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....

07 07 2025 18:10:10

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

      Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

06 07 2025 6:11:58

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::