Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"


    Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

Цель урока: формирование знания о модификационной изменчивости, о причинах ее появления; статистических закономерностях модификационной (ненаследственной) изменчивости.

Задачи урока:

  • установить статистические закономерности модификационной изменчивости;
  • научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую;
  • научиться строить вариационную кривую, применяя информационные технологии;
  • повторить основные приёмы работы с Мастером диаграмм MS Excel.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, пpaктический.

Оборудование: компьютер, листья лаврового листа, линейка, ручка, резинка, коллекции мичуринских сортов плодовых.

Место проведения: кабинет информатики.

Оформление доски: портрет Ч.Дарвина, портрет И.В. Мичурина, фотография коллекции изменчивости цвета бабочек, величины насекомых, размеры фасоли.

Демонстрация: примеры модификационной изменчивости.

План урока:

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Изучение нового материала.
  1. Примеры модификационной изменчивости.
  2. Понятие о взаимоотношении гена, белка и признака.
  3. Взаимоотношения генотипа, среды и фенотипа.
  4. Управление доминированием.
  5. Использование модификационной изменчивости в пpaктике сельского хозяйства.
  6. Лабораторная работа “ Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой”.
  1. Закрепление знаний.
  1. Пpaктическая работа №1.
  2. Пpaктическая работа №2.
  1. Домашнее задание.
  2. Итог урока.

\"Когда мы сравниваем между собой … разновидности… наиболее древних наших домашних животных или культурных растений, - нас прежде всего поражает то обстоятельство, что они различаются между собой более, чем представители одного и того же вида в естественном состоянии.\" Ч.ДАРВИН.

Ход урока

  1. Повторение пройденного материала.

Учитель биологии: Начнем урок с небольшого повторения.

  • Дайте определение генетики как науки. (Предполагаемый ответ: генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Датой рождения генетики считается 1990 г., когда были заново открыты закономерности наследования признаков, уже установленные в 1865 австрийским натуралистом Грегором Менделем (1822-1884)).
  • Что такое наследственность? (Предполагаемый ответ: свойство организмов передавать наследственные признаки из поколение в поколение).
  • Что такое фенотип? (Предполагаемый ответ: совокупность признаков и свойств организма, которые формируются в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой).
  • Что такое генотип? (Предполагаемый ответ: совокупность всех генов одного организм, каждый организм рождается на свет с готовым, полученным от родителей набором генов).

Учитель биологии: Наряду со свойствами наследственности организм обладает еще и изменчивостью.

  • Дайте определение изменчивости. (Предполагаемый ответ: процесс, отражающий взаимосвязь организма с внешней средой. Различают изменчивость генотипическую (наследственную) и модификационную (ненаследственную).
  1. Изучение нового материала.

Учитель биологии: Вспомните, какие признаки бывают у организмов?

  • Как формируются признаки?

С этой целью вспомните определение гена и его влияние на образование признака. А теперь запишем на доске условную схему влияния гена:

ген --------- белок (фермент) -------- признак.

  • Какие же факторы среды и как могут изменить признак организма?

Внешняя среда рядом факторов (влажность, освещенность, температура, солевой состав почвы, пища и др.) влияет на организмы, вызывая в них ответную реакцию, которая может проявляться в изменении их внешних и внутренних признаков. Таким образом, организм обладает не только свойством передавать из поколения в поколение определенные признаки (наследственность), но и свойством изменчивости.

Изменчивость противоположна наследственности.

Сделаем вывод, что фенотип есть результат взаимодействия генотипа и среды, и уточним нашу условную схему:

При каких условиях протекает биосинтез белка? Для этого необходимо наличие ряда ферментов определенной химической среды, температуры и т.д. Чтобы образовавшийся в результате действия гена фермент мог осуществить длинную цепь биохимических реакций, ведущих к формированию признака, также необходимы определенные условия среды (температура, кислотность, наличие ферментов, различные вещества и т.д.). Хочу привести примеры влияния условий среды на проявление признака у различных организмах:

  • проявление гена веснушчатости возможно только при наличии солнечного света (облучения)
  • ген образования хлорофилла выявляется лишь на свету;
  • проявление гена лысости у гетерозигот зависит от количества мужского пoлoвoго гормона и т.д.

Обратите внимание на взаимоотношения между генотипом, фенотипом и средой.

Учитель информатики: с чем можно сравнить данный процесс?

Учитель биологии: Вот посмотрите, у меня в руках фотопленка и несколько фотографий с одного и того же кадра, но они все имеют разное изображение. Если сравнить генотип с пленкой фотоаппарата, на которой запечатлены наследственные задатки организма, а фенотип – с отпечатанной фотографией, то станет ясно, что четкость её изображения, контрастность, возможность рассмотреть отдельные детали в значительной степени будут зависеть от качества реактивов при проявлении и печатании, длительности освещения и т.д., то есть той среды, в которой протекает весь процесс воспроизведения изображения на фотобумаге.

Запишите в тетради определение модификационной изменчивости.

Модификационная изменчивость - способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.

Для изучения изменчивости растений и животных выполним лабораторную работу: “Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой”.

Ход работы

Цель работы: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Инструктивная карточка:

  1. Расположите листья одного растения (лаврового дерева) в порядке нарастания их длины.
  2. Измерьте длину листьев, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число листьев, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположит ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (длина листа лаврового дерева), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие – редко.
Размер листьев V                      
Число листьев P (n)                      
  1. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака;
  2. Определите среднюю величину выраженности признака по формуле , где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.

Построение вариационной кривой

  1. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Нормой реакции называются те пределы, в которых возможно изменение признаков у данного генотипа. Во всех случаях наследуется не сам фенотип, а способность к его проявлению.

Учитель информатики: где же можно применить данные знания?

Учитель биологии: Вспомните примеры работ И.В. Мичурина по управлению проявлением признаков у гибридов, при изучении темы “Селекция растений и животных”:

  • Так, для скрещивания степной Самарской вишни с Владимирской он выписал несколько пудов почвы из города Владимира, с тем чтобы соответственно направить развитие гибрида.
  • При скрещивании Иволистной груши с Бессемянкой гибриды в благоприятных условиях уклонялись в сторону Бессемянки, при плохих – в сторону Иволистной.
  1. Закрепление знаний. Обработка статистических данных на компьютере в программе MS Excel.

Учитель информатики: Как вы знаете, электронные таблицы позволяют обpaбатывать большие массивы числовых данных, например, результаты экспериментов, статистические данные и так далее. Их применение значительно снижает возможность ошибок при выполнении однотипных расчетов и позволяет человеку сосредоточить свое внимание на творческом процессе. Кроме этого электронные таблицы позволяют визуализировать данные в виде диаграммы или графика. Графики и диаграммы наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Диаграммы могут быть различных типов и соответственно представлять данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Например, линейчатые диаграммы используются для наглядного сравнения различных величин. Для отображения величин частей от целого - круговая диаграмма. Для отображения изменения величин в зависимости от времени и построения графиков функций - диаграмма типа “график”.

Рассмотрим следующие биологические задачи.

Учитель биологии: Задание №1. Вычислите среднюю величину (М) и постройте вариационную кривую изменчивости числа краевых (язычковых) цветков в соцветии хризантемы по данным, приведённым в таблице.

Изменчивость числа краевых (язычковых) цветков в соцветии хризантемы.

Число краевых цветков в одном соцветии(V) 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Число таких соцветий(P) 1 3 6 25 46 141 529 129 47 30 15 12 8 6 9

Учитель информатики: На предыдущих уроках мы с вами научились вводить данные в ячейки электронных таблиц, применять простейшие формулы для вычислений. Повторим основные приёмы работы с Мастером диаграмм MS Excel, построив вариационную кривую для данной задачи.

Откройте файл “Хризантема 1”. Выполните следующие действия:

  • выделите в таблице диапазон ячеек, содержащих данные: B3:P4;
  • выполните комaнду Вставка Диаграмма .

Далее в среде Мастера диаграмм выполните 4 шага2.

  1. На первом шаге необходимо выбрать тип диаграммы. Для нашей задачи наиболее подходит точечная диаграмма (визуально отображает табличную зависимость). На закладке Стандартные выбрать тип Точечная, вид – Точечная диаграмма со значениями, соединёнными сглаживающими линиями. Щёлкнуть по кнопке Далее.
  2. На этом шаге мы увидим, как будет выглядеть наша диаграмма. Справа от диаграммы появляется Легенда, которая содержит необходимые пояснения к диаграмме. Окно Диапазон: указывается диапазон адресов ячеек, содержащих данные для диаграммы (этот диапазон можно при необходимости изменять). Порядок выбора – в строках. Щёлкнуть по кнопке Далее.
  3. Теперь можно уточнить детали отображения диаграммы, изменить формат диаграммы и легенды (размеры, шрифт, цвета, подписи и так далее). На закладке Заголовки укажите заголовок диаграммы: Изменчивость числа краевых (язычковых) цветков в соцветии хризантемы, подписи к осям (ось Х - Число краевых цветков в одном соцветии(V), ось Y - Число таких соцветий (Р)), на закладке Легенда место расположения легенды. Щёлкнуть по кнопке Далее.
  4. Определяем, где поместим диаграмму: на отдельном листе или на том же листе, что и таблица. Щёлкнуть по кнопке Готово.

Можете полюбоваться построенной вариационной кривой.

Учитель биологии: Прочитайте ещё раз задачу. Что нужно найти? Совершенно верно, используя данные вариационного ряда определить среднюю величину признака. Для этого численное выражение признака для каждой варианты умножают на число вариант. Все эти произведения складывают и затем делят на общее число вариант. Это может быть выражено следующей формулой: , где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.

Учитель информатики: Выполните следующие действия:

  • В ячейку А5 занесите текст Число краевых цветков в соцветиях,
  • в ячейке В5 напишите формулу для вычисления: =В3*В4;
  • за маркер заполнения скопируйте её до Р5.
  • В ячейке Q2 напишите Всего,
  • используя автосуммирование, вычислите “Всего” в ячейке Q4 и в ячейке Q5.
  • В ячейку R2 внесите текст Средняя величина изменчивости числа краевых цветков в соцветии(М). (Совет: для того чтобы в одной ячейке осуществлять ввод в две или более строки, необходимо при вводе в месте переноса нажимать комбинацию клавиш: левый +) ;
  • введите формулу в ячейку R5 для вычисления искомой средней величины: = Q5/ Q4.

Итак, задача решена. Можно распечатать.

Учитель биологии: Задание №2. Вычислите среднюю величину (М) и постройте вариационную кривую изменчивости числа костных лучей в хвостовом плавнике камбалы по следующим данным:

Изменчивость числа костных лучей в хвостовом плавнике камбалы.

Число лучей в плавнике(V) 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
Число таких особей(P) 2 5 13 23 58 96 134 127 111 74 37 16 4 2 1

Учитель информатики: Выполните эту задачу самостоятельно, используя алгоритм решения предыдущей задачи. Данные находятся в файле “Камбала 1”.Результат:

  1. Задание на дом.

Задание №3.

В четырех параллельных восьмых классах измерили рост 83 учащихся. Результаты следующие:

а) постройте вариационную кривую роста учащихся;
б) определите среднюю величину ряда (М) ;
в) объясните, какое пpaктическое значение имеет изучение изменчивости роста людей. (См. таблицу 1.)

Таблица 1.

Группы (в см. с разницей в 5 см) (V) Число вариант (Р) (чел.)
140-144
145-149
150-154
155-159
160-164
165-169
170-179
180-184
185-189
-
6
15
23
21
8
3
1
-

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология т.3 М., “Мир”,1990 с. 245
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учебник для 10-11 класс общеобразовательных учреждений , М., “Дрофа”, 2001г., с.310- 316.
  3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 класс. Справочное пособие. М., “Дрофа” 2005г.
  4. Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б Захарова., С.Г Мамонтов., Н.И Сонин “Общая биология” / Под ред. В.Б.Захарова . - М., “Дрофа”, 2001г. с. 108-113.
  5. Кучменко В.С, Козлова Т.А., Биология, краткий справочник школьника 10-11 класс, М., издательский дом “Дрофа”, 1997г, с. 73-77.
  6. Ловкова Т.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс Методическое пособие к учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. “ Биология. Общие закономерности 9 класс”. М., издательский дом “Дрофа”, 2002г. с. 92.
  7. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учащихся 9-10 классов, М., “Просвещение”, 1972. с.179-182 .
  8. Общая биология Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учеб. заведений/ Под редакцией академика Беляева Д.К., профессора Дымшица Г.М., профессора Рувинского А.О.
  9. Общая биология. учебник для 10-11 кл. Под редакцией члeн-корреспондента Полянского Ю.И., учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М., “Просвещение”, 2000 г.
  10. Сухова Т.С., Козлова Т.А. Сивоглазов В.И. Рабочая тетрадь по общей биологии: Вопросы, задания, лабораторные работы и наблюдения / под редакцией Захарова В. Б., М., “Школа-Пресс”, 1996 г. с 95.
  11. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д.Угринович. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2003.-512 с.:ил
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4



Комментарии:

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

24 11 2025 13:44:19

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

23 11 2025 20:31:52

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

22 11 2025 11:26:34

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

21 11 2025 21:50:35

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)


    Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

      В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

20 11 2025 4:47:39

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков


    Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

      В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

19 11 2025 13:20:29

Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс

      Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....

18 11 2025 6:27:24

Наука о растениях ‒ ботаника


    Наука о растениях ‒ ботаника

      На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....

17 11 2025 11:24:23

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

16 11 2025 14:27:31

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

15 11 2025 6:26:25

Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

      Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....

14 11 2025 19:14:33

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

13 11 2025 17:14:40

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"


    Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

      В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

12 11 2025 22:47:25

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

11 11 2025 1:34:49

Биологическая игра "Мир вокруг нас"


    Биологическая игра "Мир вокруг нас"

      В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

10 11 2025 15:53:13

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

09 11 2025 0:54:53

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

08 11 2025 21:17:18

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

07 11 2025 16:56:28

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"


    Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

      Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

06 11 2025 14:11:41

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

05 11 2025 21:57:36

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

04 11 2025 3:37:53

Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы


    Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы

      Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....

03 11 2025 19:42:50

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

      Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

02 11 2025 21:12:45

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся


    Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

      Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

01 11 2025 19:44:51

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"


    Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

      Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...

31 10 2025 4:10:29

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

30 10 2025 2:52:25

Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)


    Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)

      Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....

29 10 2025 8:35:17

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"


    Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

      Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

28 10 2025 16:21:26

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

27 10 2025 1:31:29

Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


    Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии

      Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...

26 10 2025 16:13:14

Плюрализм концепций происхождения жизни


    Плюрализм концепций происхождения жизни

      Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

25 10 2025 0:10:52

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

24 10 2025 11:12:23

Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума


    Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума

      В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....

23 10 2025 6:45:30

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

22 10 2025 14:45:58

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

21 10 2025 9:45:21

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

20 10 2025 12:59:46

Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"


    Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"

      Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память. ...

19 10 2025 21:11:25

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

18 10 2025 8:37:16

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

17 10 2025 12:20:40

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

16 10 2025 0:58:30

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"


    Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

      Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...

15 10 2025 6:45:13

"Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    "Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....

14 10 2025 14:37:31

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

13 10 2025 22:59:20

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс


    Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

      Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

12 10 2025 21:27:24

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

11 10 2025 7:34:36

Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"


    Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"

      Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....

10 10 2025 8:12:54

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

09 10 2025 19:42:11

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

      На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

08 10 2025 8:49:29

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

      Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

07 10 2025 21:17:22

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

06 10 2025 11:21:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::