Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

Цель урока: формирование знания о модификационной изменчивости, о причинах ее появления; статистических закономерностях модификационной (ненаследственной) изменчивости.
Задачи урока:
- установить статистические закономерности модификационной изменчивости;
- научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую;
- научиться строить вариационную кривую, применяя информационные технологии;
- повторить основные приёмы работы с Мастером диаграмм MS Excel.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, пpaктический.
Оборудование: компьютер, листья лаврового листа, линейка, ручка, резинка, коллекции мичуринских сортов плодовых.
Место проведения: кабинет информатики.
Оформление доски: портрет Ч.Дарвина, портрет И.В. Мичурина, фотография коллекции изменчивости цвета бабочек, величины насекомых, размеры фасоли.
Демонстрация: примеры модификационной изменчивости.
План урока:
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Примеры модификационной изменчивости.
- Понятие о взаимоотношении гена, белка и признака.
- Взаимоотношения генотипа, среды и фенотипа.
- Управление доминированием.
- Использование модификационной изменчивости в пpaктике сельского хозяйства.
- Лабораторная работа “ Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой”.
- Закрепление знаний.
- Пpaктическая работа №1.
- Пpaктическая работа №2.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
\"Когда мы сравниваем между собой … разновидности… наиболее древних наших домашних животных или культурных растений, - нас прежде всего поражает то обстоятельство, что они различаются между собой более, чем представители одного и того же вида в естественном состоянии.\" Ч.ДАРВИН.
Ход урока
- Повторение пройденного материала.
Учитель биологии: Начнем урок с небольшого повторения.
- Дайте определение генетики как науки. (Предполагаемый ответ: генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Датой рождения генетики считается 1990 г., когда были заново открыты закономерности наследования признаков, уже установленные в 1865 австрийским натуралистом Грегором Менделем (1822-1884)).
- Что такое наследственность? (Предполагаемый ответ: свойство организмов передавать наследственные признаки из поколение в поколение).
- Что такое фенотип? (Предполагаемый ответ: совокупность признаков и свойств организма, которые формируются в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой).
- Что такое генотип? (Предполагаемый ответ: совокупность всех генов одного организм, каждый организм рождается на свет с готовым, полученным от родителей набором генов).
Учитель биологии: Наряду со свойствами наследственности организм обладает еще и изменчивостью.
- Дайте определение изменчивости. (Предполагаемый ответ: процесс, отражающий взаимосвязь организма с внешней средой. Различают изменчивость генотипическую (наследственную) и модификационную (ненаследственную).
- Изучение нового материала.
Учитель биологии: Вспомните, какие признаки бывают у организмов?
- Как формируются признаки?
С этой целью вспомните определение гена и его влияние на образование признака. А теперь запишем на доске условную схему влияния гена:
ген --------- белок (фермент) -------- признак.
- Какие же факторы среды и как могут изменить признак организма?
Внешняя среда рядом факторов (влажность, освещенность, температура, солевой состав почвы, пища и др.) влияет на организмы, вызывая в них ответную реакцию, которая может проявляться в изменении их внешних и внутренних признаков. Таким образом, организм обладает не только свойством передавать из поколения в поколение определенные признаки (наследственность), но и свойством изменчивости.
Изменчивость противоположна наследственности.
Сделаем вывод, что фенотип есть результат взаимодействия генотипа и среды, и уточним нашу условную схему:
При каких условиях протекает биосинтез белка? Для этого необходимо наличие ряда ферментов определенной химической среды, температуры и т.д. Чтобы образовавшийся в результате действия гена фермент мог осуществить длинную цепь биохимических реакций, ведущих к формированию признака, также необходимы определенные условия среды (температура, кислотность, наличие ферментов, различные вещества и т.д.). Хочу привести примеры влияния условий среды на проявление признака у различных организмах:
- проявление гена веснушчатости возможно только при наличии солнечного света (облучения)
- ген образования хлорофилла выявляется лишь на свету;
- проявление гена лысости у гетерозигот зависит от количества мужского пoлoвoго гормона и т.д.
Обратите внимание на взаимоотношения между генотипом, фенотипом и средой.
Учитель информатики: с чем можно сравнить данный процесс?
Учитель биологии: Вот посмотрите, у меня в руках фотопленка и несколько фотографий с одного и того же кадра, но они все имеют разное изображение. Если сравнить генотип с пленкой фотоаппарата, на которой запечатлены наследственные задатки организма, а фенотип – с отпечатанной фотографией, то станет ясно, что четкость её изображения, контрастность, возможность рассмотреть отдельные детали в значительной степени будут зависеть от качества реактивов при проявлении и печатании, длительности освещения и т.д., то есть той среды, в которой протекает весь процесс воспроизведения изображения на фотобумаге.
Запишите в тетради определение модификационной изменчивости.
Модификационная изменчивость - способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.
Для изучения изменчивости растений и животных выполним лабораторную работу: “Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой”.
Ход работы
Цель работы: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Инструктивная карточка:
- Расположите листья одного растения (лаврового дерева) в порядке нарастания их длины.
- Измерьте длину листьев, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число листьев, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположит ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (длина листа лаврового дерева), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие – редко.
| Размер листьев | V | |||||||||||
| Число листьев | P (n) |
- Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака;
- Определите среднюю величину выраженности признака по формуле , где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.
Построение вариационной кривой
- Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Нормой реакции называются те пределы, в которых возможно изменение признаков у данного генотипа. Во всех случаях наследуется не сам фенотип, а способность к его проявлению.
Учитель информатики: где же можно применить данные знания?
Учитель биологии: Вспомните примеры работ И.В. Мичурина по управлению проявлением признаков у гибридов, при изучении темы “Селекция растений и животных”:
- Так, для скрещивания степной Самарской вишни с Владимирской он выписал несколько пудов почвы из города Владимира, с тем чтобы соответственно направить развитие гибрида.
- При скрещивании Иволистной груши с Бессемянкой гибриды в благоприятных условиях уклонялись в сторону Бессемянки, при плохих – в сторону Иволистной.
- Закрепление знаний. Обработка статистических данных на компьютере в программе MS Excel.
Учитель информатики: Как вы знаете, электронные таблицы позволяют обpaбатывать большие массивы числовых данных, например, результаты экспериментов, статистические данные и так далее. Их применение значительно снижает возможность ошибок при выполнении однотипных расчетов и позволяет человеку сосредоточить свое внимание на творческом процессе. Кроме этого электронные таблицы позволяют визуализировать данные в виде диаграммы или графика. Графики и диаграммы наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.
Диаграммы могут быть различных типов и соответственно представлять данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Например, линейчатые диаграммы используются для наглядного сравнения различных величин. Для отображения величин частей от целого - круговая диаграмма. Для отображения изменения величин в зависимости от времени и построения графиков функций - диаграмма типа “график”.
Рассмотрим следующие биологические задачи.
Учитель биологии: Задание №1. Вычислите среднюю величину (М) и постройте вариационную кривую изменчивости числа краевых (язычковых) цветков в соцветии хризантемы по данным, приведённым в таблице.
Изменчивость числа краевых (язычковых) цветков в соцветии хризантемы.
| Число краевых цветков в одном соцветии(V) | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
| Число таких соцветий(P) | 1 | 3 | 6 | 25 | 46 | 141 | 529 | 129 | 47 | 30 | 15 | 12 | 8 | 6 | 9 |
Учитель информатики: На предыдущих уроках мы с вами научились вводить данные в ячейки электронных таблиц, применять простейшие формулы для вычислений. Повторим основные приёмы работы с Мастером диаграмм MS Excel, построив вариационную кривую для данной задачи.
Откройте файл “Хризантема 1”. Выполните следующие действия:
- выделите в таблице диапазон ячеек, содержащих данные: B3:P4;
- выполните комaнду Вставка Диаграмма .
Далее в среде Мастера диаграмм выполните 4 шага2.
- На первом шаге необходимо выбрать тип диаграммы. Для нашей задачи наиболее подходит точечная диаграмма (визуально отображает табличную зависимость). На закладке Стандартные выбрать тип Точечная, вид – Точечная диаграмма со значениями, соединёнными сглаживающими линиями. Щёлкнуть по кнопке Далее.
- На этом шаге мы увидим, как будет выглядеть наша диаграмма. Справа от диаграммы появляется Легенда, которая содержит необходимые пояснения к диаграмме. Окно Диапазон: указывается диапазон адресов ячеек, содержащих данные для диаграммы (этот диапазон можно при необходимости изменять). Порядок выбора – в строках. Щёлкнуть по кнопке Далее.
- Теперь можно уточнить детали отображения диаграммы, изменить формат диаграммы и легенды (размеры, шрифт, цвета, подписи и так далее). На закладке Заголовки укажите заголовок диаграммы: Изменчивость числа краевых (язычковых) цветков в соцветии хризантемы, подписи к осям (ось Х - Число краевых цветков в одном соцветии(V), ось Y - Число таких соцветий (Р)), на закладке Легенда место расположения легенды. Щёлкнуть по кнопке Далее.
- Определяем, где поместим диаграмму: на отдельном листе или на том же листе, что и таблица. Щёлкнуть по кнопке Готово.
Можете полюбоваться построенной вариационной кривой.
Учитель биологии: Прочитайте ещё раз задачу. Что нужно найти? Совершенно верно, используя данные вариационного ряда определить среднюю величину признака. Для этого численное выражение признака для каждой варианты умножают на число вариант. Все эти произведения складывают и затем делят на общее число вариант. Это может быть выражено следующей формулой: , где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.
Учитель информатики: Выполните следующие действия:
- В ячейку А5 занесите текст Число краевых цветков в соцветиях,
- в ячейке В5 напишите формулу для вычисления: =В3*В4;
- за маркер заполнения скопируйте её до Р5.
- В ячейке Q2 напишите Всего,
- используя автосуммирование, вычислите “Всего” в ячейке Q4 и в ячейке Q5.
- В ячейку R2 внесите текст Средняя
величина изменчивости числа краевых цветков в соцветии(М). (Совет: для того
чтобы в одной ячейке осуществлять ввод в две или более строки, необходимо при
вводе в месте переноса нажимать комбинацию клавиш: левый
+ ) ; - введите формулу в ячейку R5 для вычисления искомой средней величины: = Q5/ Q4.
Итак, задача решена. Можно распечатать.
Учитель биологии: Задание №2. Вычислите среднюю величину (М) и постройте вариационную кривую изменчивости числа костных лучей в хвостовом плавнике камбалы по следующим данным:
Изменчивость числа костных лучей в хвостовом плавнике камбалы.
| Число лучей в плавнике(V) | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |
| Число таких особей(P) | 2 | 5 | 13 | 23 | 58 | 96 | 134 | 127 | 111 | 74 | 37 | 16 | 4 | 2 | 1 |
Учитель информатики: Выполните эту задачу самостоятельно, используя алгоритм решения предыдущей задачи. Данные находятся в файле “Камбала 1”.Результат:
- Задание на дом.
Задание №3.
В четырех параллельных восьмых классах измерили рост 83 учащихся. Результаты следующие:
а) постройте вариационную кривую роста учащихся;
б) определите среднюю величину ряда (М) ;
в) объясните, какое пpaктическое значение имеет изучение изменчивости роста
людей. (См. таблицу 1.)
Таблица 1.
| Группы (в см. с разницей в 5 см) (V) | Число вариант (Р) (чел.) |
| 140-144 145-149 150-154 155-159 160-164 165-169 170-179 180-184 185-189 |
- 6 15 23 21 8 3 1 - |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология т.3 М., “Мир”,1990 с. 245
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учебник для 10-11 класс общеобразовательных учреждений , М., “Дрофа”, 2001г., с.310- 316.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 класс. Справочное пособие. М., “Дрофа” 2005г.
- Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б Захарова., С.Г Мамонтов., Н.И Сонин “Общая биология” / Под ред. В.Б.Захарова . - М., “Дрофа”, 2001г. с. 108-113.
- Кучменко В.С, Козлова Т.А., Биология, краткий справочник школьника 10-11 класс, М., издательский дом “Дрофа”, 1997г, с. 73-77.
- Ловкова Т.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс Методическое пособие к учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. “ Биология. Общие закономерности 9 класс”. М., издательский дом “Дрофа”, 2002г. с. 92.
- Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учащихся 9-10 классов, М., “Просвещение”, 1972. с.179-182 .
- Общая биология Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учеб. заведений/ Под редакцией академика Беляева Д.К., профессора Дымшица Г.М., профессора Рувинского А.О.
- Общая биология. учебник для 10-11 кл. Под редакцией члeн-корреспондента Полянского Ю.И., учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М., “Просвещение”, 2000 г.
- Сухова Т.С., Козлова Т.А. Сивоглазов В.И. Рабочая тетрадь по общей биологии: Вопросы, задания, лабораторные работы и наблюдения / под редакцией Захарова В. Б., М., “Школа-Пресс”, 1996 г. с 95.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д.Угринович. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2003.-512 с.:ил
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
Комментарии:
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
24 11 2025 19:12:12
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
23 11 2025 11:30:41
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
22 11 2025 5:28:24
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
21 11 2025 7:44:31
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....
20 11 2025 16:24:40
Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
19 11 2025 6:14:11
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
18 11 2025 14:57:41
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
17 11 2025 21:50:28
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
16 11 2025 19:14:12
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
15 11 2025 14:17:25
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
14 11 2025 21:53:53
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.
...
13 11 2025 20:25:49
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
12 11 2025 2:40:37
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
11 11 2025 20:22:21
Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....
10 11 2025 0:48:22
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
09 11 2025 7:36:41
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
08 11 2025 19:36:43
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
07 11 2025 16:19:41
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
06 11 2025 9:44:36
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
05 11 2025 12:27:57
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
04 11 2025 10:31:35
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
03 11 2025 4:46:45
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
02 11 2025 5:48:37
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
01 11 2025 22:58:16
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
31 10 2025 23:13:27
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
30 10 2025 1:56:22
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
29 10 2025 5:22:42
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
28 10 2025 2:39:17
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
27 10 2025 5:14:23
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
26 10 2025 16:27:23
Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....
25 10 2025 9:28:41
Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....
24 10 2025 6:20:46
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
23 10 2025 4:12:37
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
22 10 2025 15:53:27
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
21 10 2025 22:11:57
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
20 10 2025 14:43:53
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
19 10 2025 18:59:50
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
18 10 2025 16:24:57
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
17 10 2025 10:46:40
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
16 10 2025 14:50:55
На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....
15 10 2025 13:38:44
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
14 10 2025 21:37:34
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
13 10 2025 18:38:30
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
12 10 2025 3:47:18
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
11 10 2025 19:57:50
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
10 10 2025 20:35:54
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
09 10 2025 23:35:53
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
08 10 2025 12:47:19
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
07 10 2025 17:52:45
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
06 10 2025 13:45:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




