Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"
Задачи:
I. Образовательные:
- обобщить знание учащихся о строении, химическом составе клетки, закрепить знание и умение по решению задач по молекулярной биологии;
- продолжить формирование понятия о метаболизме клетки;
- систематизировать, обобщить знание о биосинтезе белка и фотосинтезе в клетке как о наиболее важных процессах в метаболизме клетки;
- расширить знания о значении этих процессов.
II. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, осознать роль зеленых растений в жизни на Земле;
- воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни, вникнуть в самую сущность жизни человека.
III. Развивающие:
- развитие познавательного интереса к теме;
- развитие интеллектуальных способностей обучаемых;
- развитие предметных и общеучебных умений и навыков;
- развитие навыков самообразования.
Оборудование: Таблицы, мультимедиа динамическое пособие “Биосинтез белка”, раздаточный материал – задачи.
Ход урока
I. Объявление темы урока учителем.
II. Целевая установка учителя.
III. Повторение строения клетки. (устное выполнение теста № 1).
Тест № 1. Исходя из определений впишите соответствующие термины.
- Синтез белков происходит на …
- Система мембран, разделяющих клетку на отдельные отсеки, в которых протекают реакции обмена веществ, называется…
- Внутренние мембранные структуры хлоропластов называются …
- Структуры, обеспечивающие движение клеток…
- Стопки мембранных цилиндров, пузырьков, в которые упаковываются синтезированные в клетке вещества…
- Клеточная структура, содержащая генетический материал в форме ДНК, - …
- Регуляция поступления веществ в клетку осуществляется с помощью…
- Двумембранные органеллы клетки, в которых идет запасание энергии в виде молекул АТФ, - …
- Одномембранные структуры с продуктами обмена, хаpaктерные для растительных клеток…
- Органеллы клетки, в которых осуществляется синтез сахара, - …
- Пористая структура из целлюлозы, придающая клетке прочность и постоянную форму - …
- Одномембранные структуры с гидролитическими ферментами, осуществляющими автолиз, - …
- Складки мембраны метахондрий, увеличивающие общую площадь поверхности, - …
- Основное вещество клетки, в котором находятся все органеллы, - …
- Полые цилиндры, состоящие из микротрубочек и участвующие в делении клетки, - …
Учитель задает дополнительные вопросы.
IV. Повторение химического состава клетки (устное выполнение теста № 2, разбор отдельных вопросов с комментарием).
Тест № 2. Химический состав клетки.
Выберите правильные ответы на каждую предложенную информацию.
1. К макроэлементам биогенам относятся:
а) C, H, O, S, Cl, Mg
б) H, O, C, N, S, P
в) H, O, C, Fe, K, I
2. Вода обладает способностью растворять вещества, потому что:
а) ее молекулы полярны
б) атомы в ее молекуле соединены ионной связью
в) между ее молекулами образуются водородные связи
3. Ионы К+ поступают через мембрану внутрь клетки:
а) диффузией
б) осмосом
в) активным трaнcпортом
4. Фосфор входит в состав:
а) липидов
б) белков
в) углеводов
5. Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания
б) рибоза или дезоксирибоза
в) нуклеотид
6. Вторичная структура белка поддерживается:
а) пептидными связями
б) водородными связями
в) дисульфидными ковалентными связями
7. Из аминокислотных остатков построены молекулы:
а) углеводов
б) белков
в) липидов
8. Наиболее энергоемкими являются:
а) жиры
б) нуклеиновые кислоты
в) белки
9. Для ДНК хаpaктерны следующие азотистые основания:
а) аденин, гуанин, цитозин, урацил
б) аденин, цитозин, тимин, урацил
в) аденин, гуанин, цитозин, тимин
10. К полимерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза
б) белок, гликоген, жир
в) целлюлоза, сахароза, крахмал
11. Гормональную функцию могут выполнять:
а) только белки
б) белки и липиды
в) белки, липиды и углеводы
12. Состав ДНК от РНК отличается содержанием:
а) сахара
б) азотистых оснований
в) сахара и азотистых оснований
13. Аминокислоты в молекуле белка соединены посредством:
а) ионной связи
б) пептидной связи
в) водородной связи
14. Клеточная мембрана построена из:
а) фосфолипидов и белков
б) жиров и белков
в) углеводов и липидов
15. Ферменты – это биокатализаторы, состоящие из:
а) белков
б) липидов
в) нуклеотидов.
V. Повторение механизма матричного биосинтеза белка (устный ответ у доски, заполнение таблицы № 1).
Таблица № 1. Вещества и структуры клетки, участвующие в синтезе белковой молекулы.
Вещества и структуры | Функции |
1. ДНК | Содержат информацию о структуре белка. Служит матрицей для синтеза и - РНК. |
2. и - РНК | Переносит информацию о последовательности аминокислот в белке с ДНК к месту синтеза белка. Служит матрицей для синтеза молекул белка. |
3. т - РНК | Доставляет аминокислоты в функциональный центр рибосомы. |
4. Рибосома | Осуществляет сборку белковой молекулы. |
5. Ферменты | Катализируют процессы построения молекулы и – РНК по матрице ДНК, сборки полипептидной цепочки из аминокислот |
6. Аминокислоты | Служат строительным материалом при построении белковой молекулы. |
7. АТФ | Обеспечивают биосинтезбелка необходимой энергией. |
VI. Обобщение учителя: “Мы все наследники ДНК”, напомнить обучаемым о доктрине ЗОЖ в республике Саха (Якутия).
VII. Повторение механизма фотосинтеза используя и демонстрируя медиакадры по следующему плану:
- Условия фотосинтеза
- Механизм световой фазы
- Механизм темновой фазы
- Значение фотосинтеза (запись в тетради обучаемых):
- Создаваемые растением органические вещества и кислород в целом обеспечивают существование всего живого на Земле.
- Фотосинтез препятствует увеличению концентрации CO2 в атмосфере, предотвращая перегрев Земли (парниковый эффект).
- Созданное им атмосфера (озоновый слой) защищает живое от губительного УФ – излучения (кислородно-озоновый экран атмосферы).
- Растения вовлекают в кругооборот миллиарды тонн азота, фосфора, серы, магния, кальция, калия.
VIII. Решение задач по молекулярной биологии для закрепления знаний.
Задача 1.
Смысловая нить ДНК соответствующая гену вазопрессина (гормона гипофиза, повышающего кровяное давление), содержит следующую последовательность нуклеотидов: АЦААТААААЦТТЦТААЦАГГАГЦАЦЦА
Определите:
1. Последовательность нуклеотидов во второй нити ДНК;
2. Последовательность нуклеотидов в и-РНК, соответствующей гену вазопрессина
3. число аминокислот, входящих в состав вазопрессина.
Решение: кДНК: АЦА-АТА-ААА-ЦТТ-ЦТА-АЦА-ГГА-ГЦА-ЦЦА
нк ДНК: ТГТ- ТАТ-ТТТ- ГАА-ГАТ-ТГТ- ЦЦТ- ЦГТ-ГГТ
и РНК: УГУ- УАУ-УУУ-ГАА-ГАУ-УГУ-ЦЦУ-ЦГУ-ГГУ
пептид: цис – тир – фен – глу – АСП – цис – про – арг – гли
Задача № 2.
Укажите изменения в строении пептида, если в кодирующей цепи ДНК (ГТА-ГЦТ-ААА-ГГГ) гуанин из положения 1 перешел в 8 положение.
Решение: к ДНК:ГТА-ГЦТ-ААА-ГГГ, после мутации к- ДНК имеет вид:
ТАГ-ЦТА-АГА-ГГГ
и-РНК: ЦАУ-ЦГА-УУУ-ЦЦЦ
пептид I: гис – арг – фен - про
и-РНК: АУЦ-ГАУ-УЦУ-ЦЦЦ
пептид II: еле – асп –сер –про
Ответ: вместо гис – иле, арг – асп, фен - сер
IX. Домашнее задание. Подготовиться к зачету по темам: “Биосинтез белка” и “Фотосинтез”.
Х. Комментарий оценок
Комментарии:
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
09 10 2025 13:34:19
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
08 10 2025 7:26:33
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
07 10 2025 13:16:43
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
06 10 2025 21:15:54
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
05 10 2025 4:27:15
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
04 10 2025 14:10:17
Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе.
...
03 10 2025 13:24:29

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....
02 10 2025 18:21:43
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
01 10 2025 21:30:18
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
30 09 2025 17:39:19
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
29 09 2025 1:13:48
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий.
...
28 09 2025 4:41:16
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
27 09 2025 13:53:45
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
26 09 2025 8:43:43
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
25 09 2025 21:36:47
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
24 09 2025 6:56:31
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
23 09 2025 6:16:25
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода.
...
22 09 2025 0:24:53
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
21 09 2025 12:57:40
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
20 09 2025 23:47:57
Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....
19 09 2025 2:32:42
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
18 09 2025 12:22:28
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
17 09 2025 23:33:14
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
16 09 2025 12:20:20

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
15 09 2025 1:37:35
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
14 09 2025 18:43:36
Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов.
Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся.
...
13 09 2025 7:35:24
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
12 09 2025 3:42:36
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
11 09 2025 18:55:34
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
10 09 2025 4:24:15
Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...
09 09 2025 3:41:55
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
08 09 2025 11:59:21
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
07 09 2025 19:32:15
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
06 09 2025 10:52:35
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
05 09 2025 14:18:12
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
04 09 2025 18:34:12
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
03 09 2025 19:45:44

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....
02 09 2025 14:40:34
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
01 09 2025 0:54:15
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
31 08 2025 8:51:22
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
30 08 2025 6:14:24
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
29 08 2025 14:16:15
Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования.
...
28 08 2025 5:23:41
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
...
27 08 2025 18:56:55
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
26 08 2025 15:16:18
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
25 08 2025 6:55:35
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
24 08 2025 0:44:19

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....
23 08 2025 14:49:21
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
22 08 2025 6:55:42

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
21 08 2025 1:28:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::