Царство насекомых > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Царство насекомых


    Царство насекомых

Тема урока: Царство насекомых.

Форма урока: Устный журнал

Цель урока: Углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении, сформировать эволюционные понятия о происхождении насекомых.

Оборудование: Таблицы о насекомых, коллекция насекомых, раздаточный материал, презентация.

ЧАСТЬ I

  1. Класс разбивается на три комaнды (каждый ряд – комaнда)
  2. Выбирается судья из числа учеников.

Задание № 1

Распределить название насекомых по отрядам. Для этого лист бумаги разделить на столько колонок, сколько пройдено отрядов. Затем учитель называет насекомых, учащиеся должны правильно их разместить по отрядам:

  • жесткокрылые – жук-олень, колорадский жук, могильщик, навозник, жук-геркулес;
  • чешуекрылые – траурница, капустница, тутовый шелкопряд, махаон;
  • перепончатокрылые – пчелы, шмели, муравьи, наездник, пилильщики;
  • двукрылые – мухи, комары, оводы, слепни;

Задание № 2

Ученикам нужно правильно дать ответы на поставленный вопрос:

  1. Взрослый майский жук питается …. (листьями деревьев и кустарников).
  2. Как и у всех члeнистоногих, кровеносная система у насекомых …. (незамкнутая).
  3. Выделительная система у насекомых представлена …. (пучок тонких трубочек, так называемых мальпигиевых сосудов).
  4. Некоторые вредные вещества особенно яды, накапливаются и изолируются в …. (жировом теле).
  5. Нервная система у насекомых представлена …. (окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка).

Задание № 3

Напишите правильно ответы:

  1. Прямокрылое насекомое – вредитель сельского хозяйства (саранча).
  2. Насекомое, опыляющее клевер (шмель).
  3. Общественное насекомое, имеющее в своей семье “солдат” (муравьи).
  4. Переносчик малярии (комар).
  5. Бабочка, дающая людям шелк (шелкопряд).
  6. Массовый вылет пчел (роение).
  7. Какое зрение у насекомых (фасеточное).
  8. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов, как называется данный способ (биологический).

ЧАСТЬ II

Сообщения о насекомых, подготовленные учениками. Приложение 1.

Едва ступив под полог дождевого леса, даже случайный гость поймет, что попал в царство насекомых: их здесь несметное множество самых разных форм, цветов и размеров. Разнообразие внешних форм – отнюдь не главное достоинство насекомых, их атлетическое достижение затмевают все рекорды олимпийских чемпионов.

Самая заурядная блоха прыгает на расстояние в 130 раз превышающее длину ее тела, человеку для этого пришлось бы сигануть с места на пять городских кварталов. Обыкновенный муравей поднимает груз в 50 раз больше собственной массы и тащит его в “зубах” пропорционально дальше, чем средний человек может пройти пешком, двигаясь налегке. Чтобы тягаться с пчелой, нам пришлось бы толкать 50 тонный прицеп. Померимся аппетитом? Гусеница сатурнии полифем за первые два дня жизни съедает количество пищи в 86 000 раз превышающее ее массу при рождении.

Насекомые появились в процессе эволюции, по меньшей мере, 350 млн. лет назад. Их численность составляет 10 и шесть нулей. Род человеческий появился на земной сцене всего 2 млн. лет, но планомерно истрeбляет природу планеты, уже успел продемонстрировать свою несостоятельность. Нелишне помнить, что, случись человечеству вымерить, насекомые, скорее всего, будут по-прежнему порхать, прыгать по планете. Грустно осознавать, но о нас некому будет сожалеть.

Насекомые весят больше, чем люди. Ну, скажите, можно ли себе воочию представить, что на площади в каких-нибудь полгектара умещается 425 млн. насекомых? Если взять средне статистический вес насекомого 2,5 мг и умножить его на их число (10 в 18 степени), то окажется, что суммарный вес этих букашек будет превышать общий вес рода человеческого в 12 раз.

Насекомые и люди. … Такие разные, совершенно не схожие, такие далекие друг от друга обитатели нашей планеты. Когда человек начал делать свои первые робкие шаги, насекомые уже полностью владели нашей планетой и давно чувствовали себя на ней хозяевами. С первых шагов и до относительной зрелости человек не испытывал неудобства, а зачастую и извлекал выгоду, используя шестиногих соседей по планете.

Прошли многие тысячелетия. Человечество повзрослело и уже вовсю орудовало на Земле. И чем больше развивалось сельское хозяйство, тем больше чувствовали люди, что они не единственные хозяева планеты: шестиногие соседи все явственее заявляли о себе, все чаще вступали в сражение с человеком.

Первым и самым сильным врагом оказалась саранча.

Саранча. Французский ученый подсчитал, что лишь одна стая саранчи занимала около 6 тыс. кв. м. Вес ее был 44 млн. тонн. По очень приблизительным подсчетам стая эта состояла из 250 000 биллионов насекомых. В год массового размножения количество саранчи достигает 1 700 тонн на га. А каждая тонна саранчи в день может уничтожить столько пищи, что ее хватило бы на несколько месяцев 10 слонам, или 25 верблюдам, или 250 людям.

Мы знаем, что на одном га травянисто-моховой поверхности в средней полосе нашей страны живет больше насекомых, чем людей на всем земном шаре. Мы, знаем, что вес этих насекомых намного превышает все всех других животных.

Мы даже знаем, что на одного человека, живущего на нашей планете, приходится приблизительно 250 млн. насекомых. И если допустить, что каждое насекомое весит в среднем 10 мг, то на каждого человека приходится в среднем по 2,5 тонны самых разнообразных насекомых.

Слово учителю.

Мы познакомились с некоторыми вопросами и проблемами, а теперь познакомимся с самими насекомыми. Представьте себе, что мы принимаем парад. Конечно, всех насекомых на этом параде вам не увидеть. Если хоть один представитель каждого вида будет пролетать или пробегать, проползать, или проскакивать перед нами в течение хотя бы минуты, то нам придется принимать этот парад круглые сутки, не отвлекаясь на еду и на сон – чуть ли не 2 года. Поэтому перед нами пройдут далеко не все насекомые.

Таpaканы – существуют 2 500 видов таpaканов. 300 – 400 млн. лет назад, когда на Земле не было ни пищи, ни птиц, ни зверей, когда не существовало еще ни деревьев, ни цветов – уже бегали таpaканы.

Таpaканы были таинственными и непонятными, их легенды и поверья. Его считали и очень опасным и кровожадным, приписывали ему способность обогатить человека. Верили, что таpaканы обладают и лечебными свойствами. В частности, настойка из таpaканов считалась в России прекрасным средством от водянки. Еще сравнительно недавно в России были очень популярны порошки из черных таpaканов, которыми лечили от плеврита. А уж совсем недавно пошли в ход и красные таpaканы, настойкой из этих насекомых вылечивают воспаление легких.

С рыжими таpaканами связано меньше легенд и поверий. Рыжий таpaкан распространился в Германии, и это дало основание назвать его германским. Вскоре русские солдаты возвращались домой после семилетней войны, и завезли его в Россию. Может потому, что рыжий таpaкан попал к нам из Германии, его стали звать прусаком. Прусаки размножаются быстро – в год может быть два поколения. Появились на свет маленькие таpaканчики – шустры и, в общем, похожи на своих родителей. И с первых же дней они становятся такими же неприятными и вредными соседями, как и их родители.

Кузнечики - удивительные существа, они “ разговаривают” крыльями, слушают передними ногами, легко отдают врагу заднюю ногу, если это нужно, чтобы спастись, и рассевает потом от зари до зари. В нашей стране живет примерно 170 видов кузнечиков. Около 70% кузнечиков обитают в тропиках. Причем тропические кузнечики обладают необычайной внешностью. Такие, например, как кузнечик-носорог, кузнечик-лист или кузнечик-лишайник там не редкость.

Стрекозы – прекрасные летуны. Мало того, известно, что стрекозы не только быстро летают, но и, собираясь в огромные стаи, совершают много километровые перелеты. За последние 300 лет зарегистрировано 50 перелетов. В 1852 году в районе нынешнего Калининграда туча стрекоз летела непрерывно с 9 часов утра до позднего вечера и представляла сплошную массу высотой 3 м и шириной 15 м. До сих пор не выяснены все причины перелетов. Что касается быстроты полета, то он тоже необходим стрекозам, т.к. они очень прожорливы и постоянно голодны. В пищу годиться любое насекомое. Опыт показал, что стрекоза в неволе за один только час съела 40 мух. Вес съеденных за день стрекозой насекомых часто намного превосходит ее собственный.

Пчела – пчела живет всего 4–5 недель, а столько успевает сделать она за это время, скольким профессиям успевает научиться. Первые дни своей жизни пчела работает “чистильщиком ячеек”, через четыре дня становиться нянькой, на восьмой день – кормилицей личинок: в это время у нее хорошо развиты железы, выpaбатывающие Маточкино молочко. Затем у нее развиваются восковые железы, и она становится – строительницей – строит соты, а попутно принимает нектар, переpaбатывает и заполняет им ячейки. Одновременно она служит дворником – убирает и вентилирует улей, чистит прилетевших в улей подруг. И вот с 20-го дня своей жизни и до самой cмepти пчела уже на самой почетной должности – сборщица меда. Она уже не опускается до прочих мелких дел, даже когда плохая погода сборщица сиди в улье, не принимает участия в делах улья, которых всегда много, а бездельничает. Зато в хорошую погоду работает на совесть: за день прилетает в улей до 50 раз, принося, в зобике нектар. Чтобы наполнить зобик, надо посетить 1 500 цветков клевера. А чтобы собрать столовую ложку меда, надо облететь несколько млн. цветков.

Муравьи – одни из немногих насекомых, которые довольно схожи между собой. Чаще всего в наших лесах мы видим рыжего муравья, потому что именно он устраивает свои знаменитые “муравьиные кучи”. На первый взгляд, кажется просто: муравьи сотни тысяч, каждый притащил по маленькой палочке, хвоинке, крошечной веточке – и куча готова. Но ведь это не куча, а дом, вернее даже город с улицами и переулками, переходами и всюду должна быть определенная температура, влажность и свежий воздух.

А в наших домах часто появляются маленькие, так называемые домовые муравьи. Они любят тепло, потому и живут в жилых домах возле людей.

Итак, муравьи умеют строить и шить, нянчить детей и собрать зерна, разводить грибы и доить тлей, отыскивать воду в пустыне. Они обогревают муравейник, если в нем понизилась температура, греются на солнышке, а потом будут остывать и таким образом повышают температуру муравейника на 5–10 градусов. Они даже умеют пьянствовать, хотя и муравьев этот порок приводит к гибели. Среди обитателей муравейника есть жук лемехуза, выделяющий эфирные масла. Слизывая их, муравьи пьянеют, а жук тем временем поедает личинки. И, в конечном счете, муравейник погибает. Не умеют они лишь жить в одиночку. Чтобы жить, им нужна “компания” не менее чем 10 особей.

Слово учителю.

Вы рассказали о некоторых обитателях нашей планеты – насекомых. Обычно обращают на насекомых внимание тогда, когда они чем-либо докучают. А знаем о них немного. Однако не будет преувеличением сказать, что если бы вдруг исчезли все насекомые, весь растительный покров нашей планеты приобрел бы совсем бы иной облик.

Человечество лишилось бы многих полезных растений, развитие жизни на Земле, даже развитие человечества подверглось бы изменению.

Среди насекомых многие обладают совершенно поразительными способностями к восприятию так особенностей внешнего мира, которых мы совершенно лишены, которые стали доступны человеку только после изобретения сложных приборов, возможных на базе развития техники. Техники и конструкторы во многих странах изучают особенности деталей строения органов чувств и органов полета насекомых для использования принципов их работы при создании различных приборов и деталей самолетов.

ЧАСТЬ III

Дать обоснованный ответ на вопросы:

  1. Как легче всего отличить паукообразное животное от насекомого?
  2. У кого из перечисленных насекомых превращение полное, а у кого неполное: таpaкан, клоп, моль, блоха, кузнечик, вошь, муравей?
  3. Черный таpaкан, опущенный головой в воду (гpyдь и брюшко остаются над водой) не задыхается. Чем объяснить это явление?
  4. Говорят, что обычные комнатные мухи к осени становятся злыми и начинают кусаться. Почему это неверно?
  5. Тело жука покрыто крепким хитиновым покровом. Почему жук умирает если его брюшко посыпать мельчайшим порошком?
  6. Какие особенности в строении члeнистоногих позволяет нам говорить об их близком родстве с кольчатыми червями?

(Лучшие ответы оцениваются по пятибалльной системе)

Слово учителю.

Сколько эстетического удовольствия доставляет знакомство с совершенством форм и игрой красок насекомых. Но насколько большую радость пытливому уму человека доставляет не только любование, но и знание насекомых.

На этом мы заканчиваем изучение темы “Класс насекомых”. Все знания, которые вы получили, нужно применять на пpaктике в жизни.

Подведение итогов урока.

Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

Дополнительные вопросы для проведения устного журнала “Царство насекомых”. Приложение 2



Комментарии:

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

19 11 2025 12:51:26

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс


    Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

      Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

18 11 2025 12:41:15

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

17 11 2025 23:12:41

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

16 11 2025 12:37:36

Лишайники. 6-й класс

В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....

15 11 2025 11:53:30

40 интересных фактов о морознике

40 интересных фактов о морознике Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...

14 11 2025 2:25:25

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

13 11 2025 1:55:43

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

12 11 2025 15:19:37

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

      Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

11 11 2025 6:57:41

Брейн-ринг "Растения и животные России"


    Брейн-ринг "Растения и животные России"

      Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

10 11 2025 0:44:30

Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"


    Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"

      Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест. ...

09 11 2025 23:14:16

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

08 11 2025 11:16:26

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

07 11 2025 20:48:23

Урок на тему: "Группы крови" по биологии в 8-м классе


    Урок на тему: "Группы крови" по биологии в 8-м классе

      Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей. ...

06 11 2025 4:59:19

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

05 11 2025 1:15:18

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

04 11 2025 15:38:18

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"


    Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

      На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

03 11 2025 10:35:42

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

02 11 2025 4:46:36

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

01 11 2025 9:41:48

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

31 10 2025 21:35:58

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией


    Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

      Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

30 10 2025 23:37:55

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"


    Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

      Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

29 10 2025 14:45:24

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"


    Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

      Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

28 10 2025 4:42:44

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

      Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....

27 10 2025 0:15:37

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

26 10 2025 7:52:15

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс


    Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

      Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

25 10 2025 17:13:20

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

Ткани растений  ЕГЭ biologia's Blog «Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.  ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

24 10 2025 7:13:29

Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"


    Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"

      Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....

23 10 2025 17:10:53

Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"


    Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"

      Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....

22 10 2025 0:23:48

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

21 10 2025 3:14:21

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

20 10 2025 16:18:59

Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"


    Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

19 10 2025 13:59:17

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

18 10 2025 13:15:37

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

17 10 2025 10:16:24

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

16 10 2025 22:47:31

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

15 10 2025 12:41:43

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

14 10 2025 15:44:12

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

13 10 2025 7:39:39

Урок биологии с ИКТ. Тема: "Особенности питания и пищеварения у животных"


    Урок биологии с ИКТ. Тема: "Особенности питания и пищеварения у животных"

      Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....

12 10 2025 4:28:17

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

11 10 2025 5:37:19

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

10 10 2025 3:52:54

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

09 10 2025 2:54:24

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

08 10 2025 4:20:25

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"


    Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

      <p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

07 10 2025 12:47:38

Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс


    Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс

      Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. ...

06 10 2025 7:54:36

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"


    Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

      Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

05 10 2025 12:44:32

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

04 10 2025 16:51:45

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля


    "Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

      Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

03 10 2025 7:16:51

Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"

Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...

02 10 2025 8:13:57

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

01 10 2025 19:12:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::