Царство насекомых > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Царство насекомых


    Царство насекомых

Тема урока: Царство насекомых.

Форма урока: Устный журнал

Цель урока: Углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении, сформировать эволюционные понятия о происхождении насекомых.

Оборудование: Таблицы о насекомых, коллекция насекомых, раздаточный материал, презентация.

ЧАСТЬ I

  1. Класс разбивается на три комaнды (каждый ряд – комaнда)
  2. Выбирается судья из числа учеников.

Задание № 1

Распределить название насекомых по отрядам. Для этого лист бумаги разделить на столько колонок, сколько пройдено отрядов. Затем учитель называет насекомых, учащиеся должны правильно их разместить по отрядам:

  • жесткокрылые – жук-олень, колорадский жук, могильщик, навозник, жук-геркулес;
  • чешуекрылые – траурница, капустница, тутовый шелкопряд, махаон;
  • перепончатокрылые – пчелы, шмели, муравьи, наездник, пилильщики;
  • двукрылые – мухи, комары, оводы, слепни;

Задание № 2

Ученикам нужно правильно дать ответы на поставленный вопрос:

  1. Взрослый майский жук питается …. (листьями деревьев и кустарников).
  2. Как и у всех члeнистоногих, кровеносная система у насекомых …. (незамкнутая).
  3. Выделительная система у насекомых представлена …. (пучок тонких трубочек, так называемых мальпигиевых сосудов).
  4. Некоторые вредные вещества особенно яды, накапливаются и изолируются в …. (жировом теле).
  5. Нервная система у насекомых представлена …. (окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка).

Задание № 3

Напишите правильно ответы:

  1. Прямокрылое насекомое – вредитель сельского хозяйства (саранча).
  2. Насекомое, опыляющее клевер (шмель).
  3. Общественное насекомое, имеющее в своей семье “солдат” (муравьи).
  4. Переносчик малярии (комар).
  5. Бабочка, дающая людям шелк (шелкопряд).
  6. Массовый вылет пчел (роение).
  7. Какое зрение у насекомых (фасеточное).
  8. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов, как называется данный способ (биологический).

ЧАСТЬ II

Сообщения о насекомых, подготовленные учениками. Приложение 1.

Едва ступив под полог дождевого леса, даже случайный гость поймет, что попал в царство насекомых: их здесь несметное множество самых разных форм, цветов и размеров. Разнообразие внешних форм – отнюдь не главное достоинство насекомых, их атлетическое достижение затмевают все рекорды олимпийских чемпионов.

Самая заурядная блоха прыгает на расстояние в 130 раз превышающее длину ее тела, человеку для этого пришлось бы сигануть с места на пять городских кварталов. Обыкновенный муравей поднимает груз в 50 раз больше собственной массы и тащит его в “зубах” пропорционально дальше, чем средний человек может пройти пешком, двигаясь налегке. Чтобы тягаться с пчелой, нам пришлось бы толкать 50 тонный прицеп. Померимся аппетитом? Гусеница сатурнии полифем за первые два дня жизни съедает количество пищи в 86 000 раз превышающее ее массу при рождении.

Насекомые появились в процессе эволюции, по меньшей мере, 350 млн. лет назад. Их численность составляет 10 и шесть нулей. Род человеческий появился на земной сцене всего 2 млн. лет, но планомерно истрeбляет природу планеты, уже успел продемонстрировать свою несостоятельность. Нелишне помнить, что, случись человечеству вымерить, насекомые, скорее всего, будут по-прежнему порхать, прыгать по планете. Грустно осознавать, но о нас некому будет сожалеть.

Насекомые весят больше, чем люди. Ну, скажите, можно ли себе воочию представить, что на площади в каких-нибудь полгектара умещается 425 млн. насекомых? Если взять средне статистический вес насекомого 2,5 мг и умножить его на их число (10 в 18 степени), то окажется, что суммарный вес этих букашек будет превышать общий вес рода человеческого в 12 раз.

Насекомые и люди. … Такие разные, совершенно не схожие, такие далекие друг от друга обитатели нашей планеты. Когда человек начал делать свои первые робкие шаги, насекомые уже полностью владели нашей планетой и давно чувствовали себя на ней хозяевами. С первых шагов и до относительной зрелости человек не испытывал неудобства, а зачастую и извлекал выгоду, используя шестиногих соседей по планете.

Прошли многие тысячелетия. Человечество повзрослело и уже вовсю орудовало на Земле. И чем больше развивалось сельское хозяйство, тем больше чувствовали люди, что они не единственные хозяева планеты: шестиногие соседи все явственее заявляли о себе, все чаще вступали в сражение с человеком.

Первым и самым сильным врагом оказалась саранча.

Саранча. Французский ученый подсчитал, что лишь одна стая саранчи занимала около 6 тыс. кв. м. Вес ее был 44 млн. тонн. По очень приблизительным подсчетам стая эта состояла из 250 000 биллионов насекомых. В год массового размножения количество саранчи достигает 1 700 тонн на га. А каждая тонна саранчи в день может уничтожить столько пищи, что ее хватило бы на несколько месяцев 10 слонам, или 25 верблюдам, или 250 людям.

Мы знаем, что на одном га травянисто-моховой поверхности в средней полосе нашей страны живет больше насекомых, чем людей на всем земном шаре. Мы, знаем, что вес этих насекомых намного превышает все всех других животных.

Мы даже знаем, что на одного человека, живущего на нашей планете, приходится приблизительно 250 млн. насекомых. И если допустить, что каждое насекомое весит в среднем 10 мг, то на каждого человека приходится в среднем по 2,5 тонны самых разнообразных насекомых.

Слово учителю.

Мы познакомились с некоторыми вопросами и проблемами, а теперь познакомимся с самими насекомыми. Представьте себе, что мы принимаем парад. Конечно, всех насекомых на этом параде вам не увидеть. Если хоть один представитель каждого вида будет пролетать или пробегать, проползать, или проскакивать перед нами в течение хотя бы минуты, то нам придется принимать этот парад круглые сутки, не отвлекаясь на еду и на сон – чуть ли не 2 года. Поэтому перед нами пройдут далеко не все насекомые.

Таpaканы – существуют 2 500 видов таpaканов. 300 – 400 млн. лет назад, когда на Земле не было ни пищи, ни птиц, ни зверей, когда не существовало еще ни деревьев, ни цветов – уже бегали таpaканы.

Таpaканы были таинственными и непонятными, их легенды и поверья. Его считали и очень опасным и кровожадным, приписывали ему способность обогатить человека. Верили, что таpaканы обладают и лечебными свойствами. В частности, настойка из таpaканов считалась в России прекрасным средством от водянки. Еще сравнительно недавно в России были очень популярны порошки из черных таpaканов, которыми лечили от плеврита. А уж совсем недавно пошли в ход и красные таpaканы, настойкой из этих насекомых вылечивают воспаление легких.

С рыжими таpaканами связано меньше легенд и поверий. Рыжий таpaкан распространился в Германии, и это дало основание назвать его германским. Вскоре русские солдаты возвращались домой после семилетней войны, и завезли его в Россию. Может потому, что рыжий таpaкан попал к нам из Германии, его стали звать прусаком. Прусаки размножаются быстро – в год может быть два поколения. Появились на свет маленькие таpaканчики – шустры и, в общем, похожи на своих родителей. И с первых же дней они становятся такими же неприятными и вредными соседями, как и их родители.

Кузнечики - удивительные существа, они “ разговаривают” крыльями, слушают передними ногами, легко отдают врагу заднюю ногу, если это нужно, чтобы спастись, и рассевает потом от зари до зари. В нашей стране живет примерно 170 видов кузнечиков. Около 70% кузнечиков обитают в тропиках. Причем тропические кузнечики обладают необычайной внешностью. Такие, например, как кузнечик-носорог, кузнечик-лист или кузнечик-лишайник там не редкость.

Стрекозы – прекрасные летуны. Мало того, известно, что стрекозы не только быстро летают, но и, собираясь в огромные стаи, совершают много километровые перелеты. За последние 300 лет зарегистрировано 50 перелетов. В 1852 году в районе нынешнего Калининграда туча стрекоз летела непрерывно с 9 часов утра до позднего вечера и представляла сплошную массу высотой 3 м и шириной 15 м. До сих пор не выяснены все причины перелетов. Что касается быстроты полета, то он тоже необходим стрекозам, т.к. они очень прожорливы и постоянно голодны. В пищу годиться любое насекомое. Опыт показал, что стрекоза в неволе за один только час съела 40 мух. Вес съеденных за день стрекозой насекомых часто намного превосходит ее собственный.

Пчела – пчела живет всего 4–5 недель, а столько успевает сделать она за это время, скольким профессиям успевает научиться. Первые дни своей жизни пчела работает “чистильщиком ячеек”, через четыре дня становиться нянькой, на восьмой день – кормилицей личинок: в это время у нее хорошо развиты железы, выpaбатывающие Маточкино молочко. Затем у нее развиваются восковые железы, и она становится – строительницей – строит соты, а попутно принимает нектар, переpaбатывает и заполняет им ячейки. Одновременно она служит дворником – убирает и вентилирует улей, чистит прилетевших в улей подруг. И вот с 20-го дня своей жизни и до самой cмepти пчела уже на самой почетной должности – сборщица меда. Она уже не опускается до прочих мелких дел, даже когда плохая погода сборщица сиди в улье, не принимает участия в делах улья, которых всегда много, а бездельничает. Зато в хорошую погоду работает на совесть: за день прилетает в улей до 50 раз, принося, в зобике нектар. Чтобы наполнить зобик, надо посетить 1 500 цветков клевера. А чтобы собрать столовую ложку меда, надо облететь несколько млн. цветков.

Муравьи – одни из немногих насекомых, которые довольно схожи между собой. Чаще всего в наших лесах мы видим рыжего муравья, потому что именно он устраивает свои знаменитые “муравьиные кучи”. На первый взгляд, кажется просто: муравьи сотни тысяч, каждый притащил по маленькой палочке, хвоинке, крошечной веточке – и куча готова. Но ведь это не куча, а дом, вернее даже город с улицами и переулками, переходами и всюду должна быть определенная температура, влажность и свежий воздух.

А в наших домах часто появляются маленькие, так называемые домовые муравьи. Они любят тепло, потому и живут в жилых домах возле людей.

Итак, муравьи умеют строить и шить, нянчить детей и собрать зерна, разводить грибы и доить тлей, отыскивать воду в пустыне. Они обогревают муравейник, если в нем понизилась температура, греются на солнышке, а потом будут остывать и таким образом повышают температуру муравейника на 5–10 градусов. Они даже умеют пьянствовать, хотя и муравьев этот порок приводит к гибели. Среди обитателей муравейника есть жук лемехуза, выделяющий эфирные масла. Слизывая их, муравьи пьянеют, а жук тем временем поедает личинки. И, в конечном счете, муравейник погибает. Не умеют они лишь жить в одиночку. Чтобы жить, им нужна “компания” не менее чем 10 особей.

Слово учителю.

Вы рассказали о некоторых обитателях нашей планеты – насекомых. Обычно обращают на насекомых внимание тогда, когда они чем-либо докучают. А знаем о них немного. Однако не будет преувеличением сказать, что если бы вдруг исчезли все насекомые, весь растительный покров нашей планеты приобрел бы совсем бы иной облик.

Человечество лишилось бы многих полезных растений, развитие жизни на Земле, даже развитие человечества подверглось бы изменению.

Среди насекомых многие обладают совершенно поразительными способностями к восприятию так особенностей внешнего мира, которых мы совершенно лишены, которые стали доступны человеку только после изобретения сложных приборов, возможных на базе развития техники. Техники и конструкторы во многих странах изучают особенности деталей строения органов чувств и органов полета насекомых для использования принципов их работы при создании различных приборов и деталей самолетов.

ЧАСТЬ III

Дать обоснованный ответ на вопросы:

  1. Как легче всего отличить паукообразное животное от насекомого?
  2. У кого из перечисленных насекомых превращение полное, а у кого неполное: таpaкан, клоп, моль, блоха, кузнечик, вошь, муравей?
  3. Черный таpaкан, опущенный головой в воду (гpyдь и брюшко остаются над водой) не задыхается. Чем объяснить это явление?
  4. Говорят, что обычные комнатные мухи к осени становятся злыми и начинают кусаться. Почему это неверно?
  5. Тело жука покрыто крепким хитиновым покровом. Почему жук умирает если его брюшко посыпать мельчайшим порошком?
  6. Какие особенности в строении члeнистоногих позволяет нам говорить об их близком родстве с кольчатыми червями?

(Лучшие ответы оцениваются по пятибалльной системе)

Слово учителю.

Сколько эстетического удовольствия доставляет знакомство с совершенством форм и игрой красок насекомых. Но насколько большую радость пытливому уму человека доставляет не только любование, но и знание насекомых.

На этом мы заканчиваем изучение темы “Класс насекомых”. Все знания, которые вы получили, нужно применять на пpaктике в жизни.

Подведение итогов урока.

Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

Дополнительные вопросы для проведения устного журнала “Царство насекомых”. Приложение 2



Комментарии:

Урок на тему "Происхождение человека"


    Урок на тему "Происхождение человека"

      Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

14 12 2025 1:19:52

Строение и функции кожи. Терморегуляция


    Строение и функции кожи. Терморегуляция

      В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....

13 12 2025 4:41:53

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

12 12 2025 12:59:50

Строение и значение кожи. 8-й класс


    Строение и значение кожи. 8-й класс

      Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

11 12 2025 8:52:50

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

10 12 2025 9:38:15

Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"

      Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....

09 12 2025 2:13:36

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

08 12 2025 9:21:39

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

07 12 2025 1:50:41

Урок "Происхождение человека"


    Урок "Происхождение человека"

      Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

06 12 2025 13:30:57

Урок биологии "Лишайники"

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....

05 12 2025 5:46:34

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

04 12 2025 20:41:43

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

03 12 2025 23:20:54

Викторина по биологии "Что? Где? Когда?"


    Викторина по биологии "Что? Где? Когда?"

      В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....

02 12 2025 8:33:34

Открытый урок в профильной группе. Тема: «Фотосинтез»

Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....

01 12 2025 4:19:47

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

30 11 2025 11:16:56

Питание растений


    Питание растений

      Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения. ...

29 11 2025 1:40:31

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

28 11 2025 0:36:28

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

27 11 2025 2:45:36

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

26 11 2025 14:21:16

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

25 11 2025 15:10:47

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

      Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

24 11 2025 3:18:55

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

      Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....

23 11 2025 23:10:12

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

22 11 2025 21:42:24

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

21 11 2025 9:39:48

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

20 11 2025 3:59:29

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

      Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

19 11 2025 4:40:47

Неповторимая планета


    Неповторимая планета

      Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....

18 11 2025 22:54:37

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

17 11 2025 12:33:44

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

16 11 2025 6:12:33

Движущие силы антропогенеза


    Движущие силы антропогенеза

      Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза. ...

15 11 2025 15:13:35

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

14 11 2025 3:26:36

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

13 11 2025 20:57:11

Урок по теме "Глаза и зрение"


    Урок по теме "Глаза и зрение"

      Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

12 11 2025 23:28:39

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

11 11 2025 4:18:25

Урок-игра по биологии "Птицы"


    Урок-игра по биологии "Птицы"

      Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

10 11 2025 18:39:45

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"


    Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

      Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

09 11 2025 20:43:39

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

08 11 2025 20:46:19

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

07 11 2025 16:22:52

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

06 11 2025 6:42:45

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"


    Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

      Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

05 11 2025 3:18:43

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

04 11 2025 13:33:31

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

03 11 2025 6:45:25

Экологические задачи (С5) ЕГЭ biologia's Blog

Экологические задачи (С5)  ЕГЭ biologia's Blog Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...

02 11 2025 12:45:39

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

01 11 2025 8:36:32

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

31 10 2025 16:12:30

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

30 10 2025 12:21:39

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

29 10 2025 8:30:59

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"


    Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

      Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

28 10 2025 13:37:10

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

27 10 2025 12:31:39

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"


    Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

      Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

26 10 2025 19:55:18

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::