Царство насекомых

Тема урока: Царство насекомых.
Форма урока: Устный журнал
Цель урока: Углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении, сформировать эволюционные понятия о происхождении насекомых.
Оборудование: Таблицы о насекомых, коллекция насекомых, раздаточный материал, презентация.
ЧАСТЬ I
Задание № 1
Распределить название насекомых по отрядам. Для этого лист бумаги разделить на столько колонок, сколько пройдено отрядов. Затем учитель называет насекомых, учащиеся должны правильно их разместить по отрядам:
- жесткокрылые – жук-олень, колорадский жук, могильщик, навозник, жук-геркулес;
- чешуекрылые – траурница, капустница, тутовый шелкопряд, махаон;
- перепончатокрылые – пчелы, шмели, муравьи, наездник, пилильщики;
- двукрылые – мухи, комары, оводы, слепни;
Задание № 2
Ученикам нужно правильно дать ответы на поставленный вопрос:
- Взрослый майский жук питается …. (листьями деревьев и кустарников).
- Как и у всех члeнистоногих, кровеносная система у насекомых …. (незамкнутая).
- Выделительная система у насекомых представлена …. (пучок тонких трубочек, так называемых мальпигиевых сосудов).
- Некоторые вредные вещества особенно яды, накапливаются и изолируются в …. (жировом теле).
- Нервная система у насекомых представлена …. (окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка).
Задание № 3
Напишите правильно ответы:
- Прямокрылое насекомое – вредитель сельского хозяйства (саранча).
- Насекомое, опыляющее клевер (шмель).
- Общественное насекомое, имеющее в своей семье “солдат” (муравьи).
- Переносчик малярии (комар).
- Бабочка, дающая людям шелк (шелкопряд).
- Массовый вылет пчел (роение).
- Какое зрение у насекомых (фасеточное).
- Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов, как называется данный способ (биологический).
ЧАСТЬ II
Сообщения о насекомых, подготовленные учениками. Приложение 1.
Едва ступив под полог дождевого леса, даже случайный гость поймет, что попал в царство насекомых: их здесь несметное множество самых разных форм, цветов и размеров. Разнообразие внешних форм – отнюдь не главное достоинство насекомых, их атлетическое достижение затмевают все рекорды олимпийских чемпионов.
Самая заурядная блоха прыгает на расстояние в 130 раз превышающее длину ее тела, человеку для этого пришлось бы сигануть с места на пять городских кварталов. Обыкновенный муравей поднимает груз в 50 раз больше собственной массы и тащит его в “зубах” пропорционально дальше, чем средний человек может пройти пешком, двигаясь налегке. Чтобы тягаться с пчелой, нам пришлось бы толкать 50 тонный прицеп. Померимся аппетитом? Гусеница сатурнии полифем за первые два дня жизни съедает количество пищи в 86 000 раз превышающее ее массу при рождении.
Насекомые появились в процессе эволюции, по меньшей мере, 350 млн. лет назад. Их численность составляет 10 и шесть нулей. Род человеческий появился на земной сцене всего 2 млн. лет, но планомерно истрeбляет природу планеты, уже успел продемонстрировать свою несостоятельность. Нелишне помнить, что, случись человечеству вымерить, насекомые, скорее всего, будут по-прежнему порхать, прыгать по планете. Грустно осознавать, но о нас некому будет сожалеть.
Насекомые весят больше, чем люди. Ну, скажите, можно ли себе воочию представить, что на площади в каких-нибудь полгектара умещается 425 млн. насекомых? Если взять средне статистический вес насекомого 2,5 мг и умножить его на их число (10 в 18 степени), то окажется, что суммарный вес этих букашек будет превышать общий вес рода человеческого в 12 раз.
Насекомые и люди. … Такие разные, совершенно не схожие, такие далекие друг от друга обитатели нашей планеты. Когда человек начал делать свои первые робкие шаги, насекомые уже полностью владели нашей планетой и давно чувствовали себя на ней хозяевами. С первых шагов и до относительной зрелости человек не испытывал неудобства, а зачастую и извлекал выгоду, используя шестиногих соседей по планете.
Прошли многие тысячелетия. Человечество повзрослело и уже вовсю орудовало на Земле. И чем больше развивалось сельское хозяйство, тем больше чувствовали люди, что они не единственные хозяева планеты: шестиногие соседи все явственее заявляли о себе, все чаще вступали в сражение с человеком.
Первым и самым сильным врагом оказалась саранча.
Саранча. Французский ученый подсчитал, что лишь одна стая саранчи занимала около 6 тыс. кв. м. Вес ее был 44 млн. тонн. По очень приблизительным подсчетам стая эта состояла из 250 000 биллионов насекомых. В год массового размножения количество саранчи достигает 1 700 тонн на га. А каждая тонна саранчи в день может уничтожить столько пищи, что ее хватило бы на несколько месяцев 10 слонам, или 25 верблюдам, или 250 людям.
Мы знаем, что на одном га травянисто-моховой поверхности в средней полосе нашей страны живет больше насекомых, чем людей на всем земном шаре. Мы, знаем, что вес этих насекомых намного превышает все всех других животных.
Мы даже знаем, что на одного человека, живущего на нашей планете, приходится приблизительно 250 млн. насекомых. И если допустить, что каждое насекомое весит в среднем 10 мг, то на каждого человека приходится в среднем по 2,5 тонны самых разнообразных насекомых.
Слово учителю.
Мы познакомились с некоторыми вопросами и проблемами, а теперь познакомимся с самими насекомыми. Представьте себе, что мы принимаем парад. Конечно, всех насекомых на этом параде вам не увидеть. Если хоть один представитель каждого вида будет пролетать или пробегать, проползать, или проскакивать перед нами в течение хотя бы минуты, то нам придется принимать этот парад круглые сутки, не отвлекаясь на еду и на сон – чуть ли не 2 года. Поэтому перед нами пройдут далеко не все насекомые.
Таpaканы – существуют 2 500 видов таpaканов. 300 – 400 млн. лет назад, когда на Земле не было ни пищи, ни птиц, ни зверей, когда не существовало еще ни деревьев, ни цветов – уже бегали таpaканы.
Таpaканы были таинственными и непонятными, их легенды и поверья. Его считали и очень опасным и кровожадным, приписывали ему способность обогатить человека. Верили, что таpaканы обладают и лечебными свойствами. В частности, настойка из таpaканов считалась в России прекрасным средством от водянки. Еще сравнительно недавно в России были очень популярны порошки из черных таpaканов, которыми лечили от плеврита. А уж совсем недавно пошли в ход и красные таpaканы, настойкой из этих насекомых вылечивают воспаление легких.
С рыжими таpaканами связано меньше легенд и поверий. Рыжий таpaкан распространился в Германии, и это дало основание назвать его германским. Вскоре русские солдаты возвращались домой после семилетней войны, и завезли его в Россию. Может потому, что рыжий таpaкан попал к нам из Германии, его стали звать прусаком. Прусаки размножаются быстро – в год может быть два поколения. Появились на свет маленькие таpaканчики – шустры и, в общем, похожи на своих родителей. И с первых же дней они становятся такими же неприятными и вредными соседями, как и их родители.
Кузнечики - удивительные существа, они “ разговаривают” крыльями, слушают передними ногами, легко отдают врагу заднюю ногу, если это нужно, чтобы спастись, и рассевает потом от зари до зари. В нашей стране живет примерно 170 видов кузнечиков. Около 70% кузнечиков обитают в тропиках. Причем тропические кузнечики обладают необычайной внешностью. Такие, например, как кузнечик-носорог, кузнечик-лист или кузнечик-лишайник там не редкость.
Стрекозы – прекрасные летуны. Мало того, известно, что стрекозы не только быстро летают, но и, собираясь в огромные стаи, совершают много километровые перелеты. За последние 300 лет зарегистрировано 50 перелетов. В 1852 году в районе нынешнего Калининграда туча стрекоз летела непрерывно с 9 часов утра до позднего вечера и представляла сплошную массу высотой 3 м и шириной 15 м. До сих пор не выяснены все причины перелетов. Что касается быстроты полета, то он тоже необходим стрекозам, т.к. они очень прожорливы и постоянно голодны. В пищу годиться любое насекомое. Опыт показал, что стрекоза в неволе за один только час съела 40 мух. Вес съеденных за день стрекозой насекомых часто намного превосходит ее собственный.
Пчела – пчела живет всего 4–5 недель, а столько успевает сделать она за это время, скольким профессиям успевает научиться. Первые дни своей жизни пчела работает “чистильщиком ячеек”, через четыре дня становиться нянькой, на восьмой день – кормилицей личинок: в это время у нее хорошо развиты железы, выpaбатывающие Маточкино молочко. Затем у нее развиваются восковые железы, и она становится – строительницей – строит соты, а попутно принимает нектар, переpaбатывает и заполняет им ячейки. Одновременно она служит дворником – убирает и вентилирует улей, чистит прилетевших в улей подруг. И вот с 20-го дня своей жизни и до самой cмepти пчела уже на самой почетной должности – сборщица меда. Она уже не опускается до прочих мелких дел, даже когда плохая погода сборщица сиди в улье, не принимает участия в делах улья, которых всегда много, а бездельничает. Зато в хорошую погоду работает на совесть: за день прилетает в улей до 50 раз, принося, в зобике нектар. Чтобы наполнить зобик, надо посетить 1 500 цветков клевера. А чтобы собрать столовую ложку меда, надо облететь несколько млн. цветков.
Муравьи – одни из немногих насекомых, которые довольно схожи между собой. Чаще всего в наших лесах мы видим рыжего муравья, потому что именно он устраивает свои знаменитые “муравьиные кучи”. На первый взгляд, кажется просто: муравьи сотни тысяч, каждый притащил по маленькой палочке, хвоинке, крошечной веточке – и куча готова. Но ведь это не куча, а дом, вернее даже город с улицами и переулками, переходами и всюду должна быть определенная температура, влажность и свежий воздух.
А в наших домах часто появляются маленькие, так называемые домовые муравьи. Они любят тепло, потому и живут в жилых домах возле людей.
Итак, муравьи умеют строить и шить, нянчить детей и собрать зерна, разводить грибы и доить тлей, отыскивать воду в пустыне. Они обогревают муравейник, если в нем понизилась температура, греются на солнышке, а потом будут остывать и таким образом повышают температуру муравейника на 5–10 градусов. Они даже умеют пьянствовать, хотя и муравьев этот порок приводит к гибели. Среди обитателей муравейника есть жук лемехуза, выделяющий эфирные масла. Слизывая их, муравьи пьянеют, а жук тем временем поедает личинки. И, в конечном счете, муравейник погибает. Не умеют они лишь жить в одиночку. Чтобы жить, им нужна “компания” не менее чем 10 особей.
Слово учителю.
Вы рассказали о некоторых обитателях нашей планеты – насекомых. Обычно обращают на насекомых внимание тогда, когда они чем-либо докучают. А знаем о них немного. Однако не будет преувеличением сказать, что если бы вдруг исчезли все насекомые, весь растительный покров нашей планеты приобрел бы совсем бы иной облик.
Человечество лишилось бы многих полезных растений, развитие жизни на Земле, даже развитие человечества подверглось бы изменению.
Среди насекомых многие обладают совершенно поразительными способностями к восприятию так особенностей внешнего мира, которых мы совершенно лишены, которые стали доступны человеку только после изобретения сложных приборов, возможных на базе развития техники. Техники и конструкторы во многих странах изучают особенности деталей строения органов чувств и органов полета насекомых для использования принципов их работы при создании различных приборов и деталей самолетов.
ЧАСТЬ III
Дать обоснованный ответ на вопросы:
- Как легче всего отличить паукообразное животное от насекомого?
- У кого из перечисленных насекомых превращение полное, а у кого неполное: таpaкан, клоп, моль, блоха, кузнечик, вошь, муравей?
- Черный таpaкан, опущенный головой в воду (гpyдь и брюшко остаются над водой) не задыхается. Чем объяснить это явление?
- Говорят, что обычные комнатные мухи к осени становятся злыми и начинают кусаться. Почему это неверно?
- Тело жука покрыто крепким хитиновым покровом. Почему жук умирает если его брюшко посыпать мельчайшим порошком?
- Какие особенности в строении члeнистоногих позволяет нам говорить об их близком родстве с кольчатыми червями?
(Лучшие ответы оцениваются по пятибалльной системе)
Слово учителю.
Сколько эстетического удовольствия доставляет знакомство с совершенством форм и игрой красок насекомых. Но насколько большую радость пытливому уму человека доставляет не только любование, но и знание насекомых.
На этом мы заканчиваем изучение темы “Класс насекомых”. Все знания, которые вы получили, нужно применять на пpaктике в жизни.
Подведение итогов урока.
Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
Дополнительные вопросы для проведения устного журнала “Царство насекомых”. Приложение 2
Комментарии:
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
02 12 2025 16:13:22
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
01 12 2025 9:28:29
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
30 11 2025 18:47:33
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
29 11 2025 7:50:43
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
28 11 2025 18:35:15
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
27 11 2025 17:58:32
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
26 11 2025 2:53:23
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
25 11 2025 19:57:40
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
24 11 2025 21:43:27
Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....
23 11 2025 12:41:56
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
22 11 2025 6:50:17
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
21 11 2025 7:17:35
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
20 11 2025 18:54:20
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
19 11 2025 5:47:11
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
18 11 2025 3:24:47
Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....
17 11 2025 17:14:34
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
16 11 2025 10:32:19
Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....
15 11 2025 1:11:57
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
14 11 2025 22:45:47
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
13 11 2025 16:45:49
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
12 11 2025 1:39:35
На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....
11 11 2025 21:30:16
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
10 11 2025 0:34:19
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
09 11 2025 5:41:32
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
08 11 2025 10:41:16
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
07 11 2025 10:35:38
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
06 11 2025 0:28:27
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
05 11 2025 12:52:21
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
04 11 2025 0:35:52
Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....
03 11 2025 6:13:21
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
02 11 2025 20:24:33
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
01 11 2025 16:21:44
Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках....
31 10 2025 19:37:16
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
30 10 2025 12:29:45
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
29 10 2025 12:32:37
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
28 10 2025 13:21:26
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
27 10 2025 15:49:59
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
26 10 2025 13:27:16
На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....
25 10 2025 1:45:56
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
24 10 2025 10:24:10
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности.
Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
23 10 2025 19:10:56
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
22 10 2025 21:23:23
Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....
21 10 2025 10:27:46
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
20 10 2025 0:47:23
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
19 10 2025 19:16:56
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
18 10 2025 5:24:28
Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
17 10 2025 9:31:55
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
16 10 2025 11:14:54
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах.
...
15 10 2025 19:29:55
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
14 10 2025 23:34:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




