Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"
Тип урока: урок контроля знаний
Педагогическая технология: здоровьесберегающая
Контроль: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по опopно-двигательной системе человека (ОДС) ;
- проверить уровень знаний и умений учащихся по ОДС и оказанию первой медицинской помощи при повреждении скелета;
Ход урока
Введение в урок
Учитель ставит перед классом цель урока и кратко знакомит с различными формами контроля по данной теме. Учащимся выдаются зачетные листы, которые они заполняют постепенно по ходу урока.
К завершению урока лист выглядит примерно так:
Фамилия, имя ученика
- Самооценка (каждый ученик оценивает свой уровень знаний по этой теме)
- Цифровой диктант (самопроверка по критериям, данным учителем)
- Терминологическая разминка с соседом (взаимопроверка)
- Личное первенство (решение проблемно-поисковых задач)
- «Последний бой» (оценивается учителем) после сдачи листа
Итак, мы закончили изучение раздела «Опopно-двигательная система человека» и сегодня обобщим и систематизируем наши знания по этой теме, а также вас ждут диктанты, тесты, поисковые задачи и просто сюрпризы. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. Настроились на урок и, пожалуйста, каждый оцените свои знания по этой теме, если Ваше мнение к концу урока изменится, то Вы можете эту оценку, данную себе исправить.
Контроль знаний
I. Первое наше задание – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям. Если вы сделаете правильно, то в ответе получите какую-то интересную комбинацию цифр.
- У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
- У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
- В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
- Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.
- Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.
- Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.
- Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.
- Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
- Желтый костный мозг – место образования клеток крови.
- У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
- Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.
- При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.
Правильный ответ – это сегодняшнее число и месяц: 17.12
По критериям, указанных на доске, каждый оцените свою работу.
0 ошибок – «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «плохо». Поставьте на зачетном листе оценку.
II. Следующее задание – терминологическая разминка
За 1 минуту написать термины, связанные со словом «кость». Учитель засекает время, по истечении минуты, выявляют учеников, кто больше всех написал терминов. Затем учащиеся обмениваются листами с соседом и оценивает работы.
Критерии: 8-10 терминов – «5», 5-7 – «4», меньше 5 – «3».
III. А теперь, личное первенство – каждый из вас, может заработать дополнительные баллы.
А) На доске запись в два столбика:
Оссеин Надкостница Минеральные соли |
рост в толщину твердость упругость |
- Ребята, с названными терминами установите причинно-следственные связи.
Оценивается, тот ученик, который первым выполнит задание.
Б) - Как доказать на опыте, что оссеин придает костям упругость?
Учитель демонстрирует учащимся декальцинированную куриную бедренную кость
(кость заранее выдерживают в слабом растворе соляной кислоты за 2-3 дня)
- Ребята, напишите, пожалуйста, уравнение химической реакции, которая произошла с этой костью и объясните результат.
За это задание учитель оценивает работы по желанию учащихся (у 4-5 учеников), один из уч-ся после проверки записывает уравнение на доске.
В) Следующее задание – спортивное. На доске приготовлена запись:
- фаланги пальцев
- запястье
- плюсна
- предплюсна
- теменная кость
- лучевая кость
- локтевая кость
- плечевая кость
- берцовая кость
- пястье
Выпишите цифры с названиями костей верхней конечности последовательно от кисти вверх. Работы проверяются у первых трех учащихсяся (присваивается «золото», «серебро», «бронза»).
Правильный ответ – подсказка: эта дата связана с развитием массовой физкультуры и спорта в Чувашии. Итак, если все верно: это дата открытия первого стадиона в Чебоксарах – 1926.6.7
IV. Это была лишь разминка перед интеллектуальным состязанием с учащимися из параллельного класса. Они здесь не присутствуют, но передали свои интересные вопросы для вас. Условие – в случае, если вы не отвечаете на их задание, то оценка ставится автору вопроса.
Учащиеся, которые пытаются отвечать на поисковые задачи, ставят в свои зачетные листы по указанию учителя условные знаки: А – версия, В – неполный ответ, С – правильный ответ.
А теперь, представьте, что вы единая комaнда знатоков 8А класса против 8Б класса.
Итак, с вами играет Сайфеев Роман ученик 8Б, его вопрос:
«Рост человека разный в течение дня. В какое время суток человек ниже, на сколько ниже и почему?»
Вопрос 2 от Фомина Сергея (8Бкласс): «Указать точное количество костей в скелете человека не представляется возможным. Почему?»
Вопрос 3 от Руденко Саши из 8Б класс: «Рост человека на самом деле выше в среднем еще на 10-20 см. Объясните, почему?»
Вопрос 4 от Любимова Игоря : «Даже после прекращения роста скелета взрослый человек должен получать с пищей достаточное количество минеральных солей. Почему?»
После обсуждения поисковых задач учитель подводит итог этой части урока, отмечая активно участвующих ребят.
V. В строении скелета надо знать определенные цифры.
На доске подготовлена запись:
К – 7 н – грудной отдел
Р - 12 г - шейный отдел
А - 5 у - поясничный отдел
Составьте пары букв, в строчку на соответствие числа позвонков отделам позвоночника ( к-р-а-). Ответ: курган.
- Ребята, как вы думаете, какое отношение к нашей теме имеет слово курган?
Ученики предлагают свои версии, в том числе о городе Курган?
- А чем знаменит этот город?
В Кургане работал кудесник-ортопед Илизаров, который сконструировал специальный аппарат, удлиняющий укороченные кости при серьезных переломах.
- А вы знаете, что в Чувашии (из-за особенностей химического состава воды) повышенный травматизм, особенно страдают пожилые люди. Это заболевание называется остеопороз – хрупкость костей, из-за вымывания кальция из костной ткани. Самая опасная долго заживающая травма – перелом шейки бедра. Почему?
VI. А теперь проверим, как вы усвоили тему «Оказание первой помощи при повреждении скелета» в виде физкультразминки.
- Если вы согласны с утверждением, то потягиваетесь, если нет, то – встаете с места.
Учитель читает текст:
- При растяжении связок надо сразу сделать массаж.
- При вывихе надо постараться вправить кость на место.
- Переломы бывают закрытые и открытые.
- При шинировании достаточно зафиксировать 1 сустав.
- При открытом переломе надо в первую очередь остановить кровотечение.
Верные утверждения: 3, 5
VII. «Последний бой» - терминологический диктант
Оценивается учителем после сдачи учащимися зачетных листов. Работа выполняется по вариантам 1 и 2. Учащиеся 1 варианта отвечают только на нечетные вопросы, 2 вариант – на четные.
- Головка трубчатой кости –
- Тело трубчатой кости –
- Что обеспечивает рост кости в длину –
- Что обеспечивает рост кости в толщину –
- Подвижное соединение костей –
- Полуподвижное соединение костей –
- Вещество, придающее кости упругость, гибкость
- Вещество, придающее кости твердость –
- Изгиб позвоночника вперед –
- Изгиб позвоночника назад –
Рефлексия
- А сейчас посмотрите на самооценку своих знаний по этой теме. Изменилось ли ваше мнение в конце урока после проверки уровня знаний. Поставьте рядом другую оценку, если мнение изменилось.
- Итак, о чем же нам рассказал скелет?
Учащиеся заполняют таблицу на своих зачетных листах:
Я знал о скелете до изучения темы | Я узнал | Хочу узнать |
В завершении учитель отмечает личный рост каждого ученика в изучении данной темы. Оценки за урок сразу могут быть поставлены особо активным ученикам, остальным учащимся оценки объявляются на следующем уроке после проверки зачетных листов. Может быть выставлена ученику одна общая оценка за все задания или можно раздробить и оценить выполненные задания отдельно.
Домашнее задание
Предлагается на выбор выполнить один из проектов:
- Скелет человека в 3000 году.
- Диета для больных остеопорозом.
- Диета для пациентов с переломом кости.
- Кроссворд « Опopно-двигательная система»
Комментарии:
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
25 04 2025 7:57:15
Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные.
...
24 04 2025 14:51:36
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
23 04 2025 14:21:13
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
22 04 2025 11:26:21
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
21 04 2025 22:14:51
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
20 04 2025 20:29:21
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
19 04 2025 8:16:52
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
18 04 2025 3:25:17

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
17 04 2025 20:50:39
При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков.
...
16 04 2025 20:55:55
Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....
15 04 2025 14:22:53
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....
14 04 2025 23:42:27
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
13 04 2025 6:46:18
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
12 04 2025 21:54:33
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
11 04 2025 21:25:10
На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом.
Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы.
Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании
работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....
10 04 2025 5:34:21
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
09 04 2025 13:50:11
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями.
...
08 04 2025 1:27:32
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
07 04 2025 4:34:34

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
06 04 2025 12:46:41
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
05 04 2025 14:50:12
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
04 04 2025 12:49:44
Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....
03 04 2025 22:22:18
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
02 04 2025 2:31:16
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
01 04 2025 3:18:12

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
31 03 2025 23:34:57
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
30 03 2025 9:49:50
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
29 03 2025 1:52:42
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
28 03 2025 0:18:44
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
27 03 2025 2:48:24

Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
26 03 2025 18:19:42
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
25 03 2025 14:37:13
Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией.
...
24 03 2025 20:34:17
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе.
...
23 03 2025 8:37:25
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
22 03 2025 15:26:26
Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....
21 03 2025 10:47:20
Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
...
20 03 2025 18:55:17
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
19 03 2025 3:31:46
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
18 03 2025 18:43:10
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
17 03 2025 22:11:38
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
16 03 2025 8:54:38
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
15 03 2025 15:49:47
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
14 03 2025 19:30:10
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
13 03 2025 2:31:10
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
12 03 2025 9:32:38
Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....
11 03 2025 6:42:44
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
10 03 2025 20:23:13
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
09 03 2025 7:23:54
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
08 03 2025 3:15:30
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
07 03 2025 0:51:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::