«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс
УМК: Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 128 с.: ил. – (Инновационная школа).
Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов
Задачи урока:
- Образовательные: дать учащимся первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи;
- Воспитательные: продолжить работу по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; совершенствовать навыки общения.
- Развивающие: продолжить процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации; анализировать, оценивать, преобразовывать ее из одной формы в другую; формирование критического мышления.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Форма урока: комбинированный
Методы обучения: проблемная ситуация, репродуктивные, частично-поисковые, иллюстративные.
Технология: технология развития критического мышления
Приемы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Основные понятия и термины: ген, наследственность, нуклеиновая кислота, наследственная программа
Межпредметные связи: окружающий мир, литература
Необходимое техническое и программное обеспечение:
- рабочие места учеников,
- учебник,
- наглядные пособия: фотографии животных с потомством,
- модель ДНК и клетки; компьютер,
- мультимедийная установка,
- интеpaктивное учебное пособие,
- карточки с заданиями,
- словарики, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
- Предметные:
- уметь работать с ресурсами;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: ген, наследственность, нуклеиновая кислота, наследственная программа.
Метапредметные
Познавательные УУД:
– формировать умение анализировать,
сравнивать обобщать факты, выявлять причины и
следствия простых явлений;
– формировать умение строить логическое
рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
– выполнять учебные задания в соответствии с
целью;
– соотносить приобретенные знания с реальной
жизнью;
– формировать умение самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности
(формулировка вопроса урока) ;
– формировать умение в диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки;
– формировать умение работать по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
– формулировать высказывание, мнение;
– умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
– формировать умение слушать и понимать речь
других людей;
– грамотно использовать речевые средства для
представления результата.
ХОД УРОКА
№ | Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1 | Организация начала урока | Приветствие учителя, положительный настрой на работу и сотрудничество. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные: мотивация учения. |
2 | Проверка и контроль д/з | (Презентация,
слайд 1) – На последних двух уроках какое свойство живых систем мы рассматривали? – Что такое размножение? – Какие два типа размножения мы изучили? – Назовите способы бесполого размножения. Задание: Проверьте свои знания, используя мельтимедийное приложение – параграф 12 «Жизнь продолжается», тест. Время 2 – 3 минуты. – На столах у вас лежат карточки–задания (Приложение 1). Подпишите их. Поставьте себе отметку в сердечко. – Сколько у вас было ошибок и какие? (слайд 2) – Следующее задание на этих же карточках. Заполните пробелы. Время 2–3 минуты. – Поменяйте друг с другом карточками, проверьте, используя слайд, и оцените друг друга. – Поднимите руки те, у кого отметки совпали. – Сдайте эти карточки. |
– Размножение. Отвечают, анализируют свои ошибки. Отвечают. Поднимают руки. |
Регулятивные: контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |
3 | Актуализация знаний | (слайд 3) – Посмотрите внимательно на картинки слайда и назовите, что у них есть общего. – Кто они? – Назовите тему урока. (слайд 4) – Назовите цель и задачи урока. |
– Они похожи. |
Познавательные: анализ собственных
знаний; самостоятельное выделение и
формулирование; познавательной цели. Личностные: использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. |
4 | Совместное открытие знаний | – В ходе наших размышлений, мы будем
составлять схему на доске и в тетради. – После чего развивается новый организм? – Назовите их. – Используя ваши модели клеток, назовите основные части. – Назовите функцию ядра. – Назовите части женской пoлoвoй клетки. – Назовите части мужской пoлoвoй клетки. – Чтобы образовался зародыш – новый организм, какая часть клеток необходима? – Почему? – Давайте отвлечемся от биологии и поговорим об информатике. – Что вам нужно, чтобы создать презентацию, напечатать текст, сделать рисунок, видео–ролик, мультфильм и т.д. – В ядрах пoлoвых клеток записана наследственная программа. – Как вы думаете какова ее форма? – Давайте посмотрим в учебнике на стр. 48 рисунок 35. – Нуклеиновые кислоты. Длинные цепочки, спирали. – Отдельные участки этих цепочек называют генами. ЗАПИСЬ СХЕМЫ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДИ Пoлoвые клетки – ядро – наследственная программа – нуклеиновые кислоты – гены |
– После слияния пoлoвых клеток. – Яйцеклетка и cпepматозоид. – Оболочка, цитоплазма, ядро. – Хранение и передача наследственной информации. – Оболочка, цитоплазма, запас питательных элементов, ядро. – Оболочка, цитоплазма, ядро, жгутик. – Ядро. – Высказывают свои предположения. – Необходима определенная программа. – Высказывают свои предположения. – Смотрят рисунок в учебнике. |
Познавательные: умение строить речевое
высказывание в устной форме; структурирование
знаний; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение и др.). Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса; учитывать позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос. |
5 | Первичное закрепление знаний | (слайд 5) – Учебник стр.48 рубрика «Подумайте!» – Почему ребенок похож и на маму и на папу? –
Просмотрев и прослушав внимательно на диске
презентацию «Наследственность», назовите
свойство организмов, при котором передаются
потомству свои признаки. |
– Ответ 2. – Отвечают. (принимают участие и мужская и женская пoлoвые клетки) – Наследственность. (работа с макбуками) –
Записывают. |
Познавательные: формирование интереса
к данной теме; поиск и выделение необходимой
информации. Регулятивные: контроль полученного результата; Личностные: формирование готовности к самообразованию; формирование личного, эмоционального отношения к себе и к окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю). |
6 | Первичное усвоение нового учебного материала (применение знаний в условиях выполнения учебных заданий). | – Отвечаете на вопросы теста (диск).
Время 3 мин. – Оцениваете себя, выставляете полученную отметку в тетрадь. РЕЗЕРВ: выполни задание «Верно или неверно?» (диск) |
– Работа с макбуками. – Выполняют задание. |
Коммуникативные: учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
7 | Итоги урока | – Давайте вспомним и запишем в словарик
какие новые термины, понятия мы сегодня изучили? – Достигли ли мы цели и задач урока? На все поставленные вопросы ответили? (слайд 8) |
– Наследственность, ген,
наследственная программа, нуклеиновые кислоты.
Записывают их в словарик. – Да, анализируют. |
Регулятивные: умение соотносить
полученный результат с поставленной целью. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
8 | Рефлексия деятельности | С помощью жестов изобразите рефлексию – как вы поработали сегодня на уроке. | Показывают ( «5» или все отлично, супер – аплодисменты; «4» или все хорошо – большой палец руки вверх; «3» или есть НО, что-то осталось непонятным – большой палец руки вниз; «2» или все плохо – кулак) | Познавательные: контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; Регулятивные: умение соотносить полученный результат с поставленной целью; Личностные: оценка результатов учебной деятельности, формирование потребности в самореализации; Коммуникативные: умение точно выражать свое мнение, свою точку зрения. |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | (слайд 9) Параграф 13; на стр.49 в рубрике «Задания» №2 письменно в тетради. | – Записывают в дневники. |
РЕСУРСЫ:
- Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений:/ Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 128 с.: ил. – ( Инновационная школа).
- Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию», 5 класс. Линия «Вектор» / авт.-сост. А.В.Марина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 120 с. - (ФГОС. Инновационная школа).
- Мультимедийное приложение к учебнику Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию», 5 класс. . – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Новикова С.Н., Романова Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию», 5 класс. Линия «Вектор» / С.Н.Новикова, Н.И.Романова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 48 с. - (ФГОС. Инновационная школа).
Комментарии:
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
01 04 2025 20:36:59
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
31 03 2025 13:12:44
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
30 03 2025 19:40:17
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
29 03 2025 16:17:30
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
28 03 2025 16:40:22
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
27 03 2025 9:22:53
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
26 03 2025 18:48:52
В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....
25 03 2025 7:34:43
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
24 03 2025 12:36:50
Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...
23 03 2025 11:15:48
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
22 03 2025 15:33:50
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
21 03 2025 9:25:56
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
20 03 2025 8:47:10
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
19 03 2025 5:11:15
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
18 03 2025 22:42:16
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
17 03 2025 22:39:22
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
16 03 2025 11:19:17
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
15 03 2025 15:58:34
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
14 03 2025 12:56:33
Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....
13 03 2025 16:35:21
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
12 03 2025 6:24:54
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
11 03 2025 5:32:37
Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....
10 03 2025 4:41:36
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
09 03 2025 23:32:23
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
08 03 2025 3:12:20
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
07 03 2025 22:52:47
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
06 03 2025 18:39:45
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
05 03 2025 6:48:46
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
04 03 2025 19:27:21
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
03 03 2025 0:37:16

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....
02 03 2025 8:29:37
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
01 03 2025 6:25:23
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
28 02 2025 7:29:21
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
27 02 2025 13:43:13

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
26 02 2025 2:30:52
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
25 02 2025 1:11:40
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
24 02 2025 3:13:53
Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....
23 02 2025 21:24:45
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
22 02 2025 7:39:34
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
21 02 2025 15:45:37
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
20 02 2025 20:41:21
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
19 02 2025 19:25:19
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
18 02 2025 7:35:31
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
17 02 2025 14:10:38
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
16 02 2025 2:45:14
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
15 02 2025 13:33:38
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
14 02 2025 22:15:42
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
13 02 2025 21:37:36
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
12 02 2025 18:13:49

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
11 02 2025 17:15:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::