Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

Двадцатипятилетний опыт работы учителем биологии привел меня к следующим выводам, которыми я руководствуюсь в своей повседневной работе.
- Только тщательно продуманный и спланированный урок, начиная с приветствия учителя и заканчивая тем, какое домашнее задание будет задано учащимся, позволит учителю достигнуть поставленных целей.
- Не давать ученикам все в готовом виде: прослушай, прочитай, запомни и отвечай. При таком учении мышление не развивается.
- Мало дать хорошую информацию, надо научить детей пользоваться полученными знаниями.
- Сколько времени учитель тратит на объяснение нового материала, столько же времени он должен потратить на освоение, закрепление и контроль знаний.
- Процесс накопления и закрепления знаний должен быть непрерывным. Закрепление нового материала должно проходить интенсивно, в сжатые сроки.
- Только творчество учителя порождает творчество учеников.
- Создавать на уроке положительную эмоциональную атмосферу. В такой атмосфере дети меньше устают.
Хочу поделиться опытом изучения темы “ Прокариоты. Бактерии.” в 10-м профильном классе.
Мои учащиеся обучаются в сельской школе, многие будут сдавать ЕГЭ по биологии. Поэтому свою работу я планирую с учетом этих особенностей.
Изучение темы “Прокариоты. Бактерии.” (да и других тем), я выстраиваю следующим образом:
- Первый урок
Второй урок начинается с проверки знаний в игровой форме.
- Игра называется “Гонка за лидером”. Вызываются 2 ученика. Учитель зачитывает подготовленные им короткие фразы, определения. Учащиеся должны их закончить сразу через 2 секунды, не тратя время на раздумья.
- Самые древнейшие на земле организмы являются___________(доядерными).
- Доядерные организмы объединяются в царство____(Дробянки).
- Прокариоты не имеют оформленного____(ядра).
- Вместо ядра у прокариот в центре располагается___(кольцевая хромосома).
- Клеточная мембрана бактерий образует впячивания внутри клетки_____(мезосомы).
- Поверх плазматической мембраны у бактерий располагается оболочка из углевода____(муреина).
- В клетках прокариот встречаются следующие органоиды_____(только рибосомы).
- Бактерии, не использующие в энергетическом кислород называются____(анаэробы).
- При нeблагоприятных условиях бактерии образуют____(споры).
- Как переводится словосочетание “патогенные бактерии”_____(болезнетворные).
- Учащиеся всегда с удовольствием играют в эту игру. И хотя в ней участвуют только 2 уч-ся, остальные на местах проговаривают про себя ответы.
Учитель предлагает ученикам перейти к листам самоконтроля. Листы самоконтроля они получили от учителя на первом уроке после ознакомления с теоретическим материалом по прокариотам. Это было домашним заданием подготовиться отвечать по листам самоконтроля. Одно из главных требований к листам самоконтроля: ответы должны быть четкими, продуманными, аргументированными.
Назначаются два “консультанта” (из наиболее сильных учащихся, они помогут учителю “оценить” ответы одноклассников.
Лист самоконтроля.
- Какие организмы называют автотрофными, гетеротрофными, симбиотическими?
- В чем различие фототрофных и хемотрофных организмов по способу питания?
- Чем отличается питание сапротрофных организмов от паразитических?
- Какие организмы не имеют сформированного ядра в клетке?
- Как и насколько интенсивно размножаются бактерии?
- В чем заключается пастеризация и стерилизация как меря борьбы с бактериями? Что такое антибиотики?
- Чем отличается процесс аэробного дыхания от анаэробного?
- Какова роль гнилостных бактерий в природе и хозяйстве человека?
- При каких условиях бактерии гниения не наносят вреда?
- Для чего квасят и маринуют фрукты, овощи, готовят силос?
- Что такое симбиоз?
- Каким образом клубеньковые бактерии переводят азот воздуха в доступные для растений соединения?
- Учитель предлагает учащимся перейти к работе с обучающей картой. Учащиеся работают самостоятельно.
Обучающая карта.
- Каково строение тела бактерии?
а) Многоклеточное; б) одноклеточное; в) колониальное. - Какую форму клетки имеет холерный вибрион?
а) шаровидную, б) палочковидную, в) извитую - Какие органеллы содержатся в клетках бактерий?
а) рибосомы; б) митохондрии; в) пластиды. - Какими по способу питания являются гнилостные бактерии?
а) автотрофными; б) симбиотическими; в) гетеротрофными. - Какие бактерии являются автотрофными?
а) паразитические; б) серобактерии; в) клубеньковые. - К какому типу размножения относится конъюгация у бактерий?
а) пoлoвoе; б) бесполое; в) вегетативное. - Что образуют бактерии для перенесения нeблагоприятных условий среды?
а) цисты; б) споры; в) клубеньки. - Чем по типу организации является бактериальная клетка?
а) прокариотической; б) зукариотической. - Что проводится для уничтожения патогенных бактерий?
а) консервирование; б) охлаждение; в) дезинфекция. - Какие бактерии используют кислород для дыхания?
а) анаэробные; б) аэробные.
Ответы к обучающей карте: 1- б, в; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – б.
“Консультанты” озвучивают правильные ответы к обучающей карте, ученики красными маркерами отмечают количество правильных ответов в своей обучающей карте.
- Последнее испытание для учащихся. Учитель предлагает им поработать с контрольными картами (тестовые задания более сложные).
Контрольная карта.
- Какое дыхание хаpaктерно для бактерий брожения?
а) кислородное; б) бескислородное. - Какие бактерии выполняют роль санитаров?
а) железобактерии; б) бактерии гниения; в) уксуснокислого брожения; г) серобактерии. - Какие бактерии являются гетеротрофными?
а) нитрифицирующие; б) серобактерии; в) бактерии брожения; г) железобактерии. - Какие бактерии используются для жизнедеятельности энергию химических
связей неорганических веществ?
а) клубеньковые бактерии; б) паразитические; в) сапротрофные; г) хемотрофные; д) фототрофные. - Какие бактерии вызывают заболевания?
а) паразитические; б) бактерии гниения; в) бактерии молочнокислого брожения; г) патогенные. - Какие бактерии имеют шаровидную форму?
а) бациллы; б) кокки; в) вибрионы; г) спирохеты. - Какие органеллы присутствуют в клетках бактерии?
а) митохондрии; б) центросомы; в) рибосомы; г) пластиды. - Отсутствие чего хаpaктерно для прокариотической клетки?
а) клеточной мембраны; б) обособленного ядра; в) комплекса Гольджи; г) клеточной стенки. - Что используют почвенные бактерии для передвижения?
а) реснички; б) жгутики; в) выделение слизи; г) газовые вакуоли. - На каком пути эволюционного развития находятся бактерии в настоящее
время?
а) биологического прогресса; б) биологического регресса; в) дегенерации.
Ответы к контрольной карте: 1) б; 2) б; 3) в; 4) г; 5) а, г; 6) б; 7) в; 8) б, в; 9) г; 10) а.
Учащиеся сами подсчитывают количество правильных ответов, выясняют не совсем понятные для них вопросы.
- Подведение итогов.
Выставление оценок.
Цель, поставленная учителем достигнута, весь класс активно работает, закрепляет полученные знания, умело использует их работе с тестами.
На следующем уроке учитель предложит познакомиться с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по изученной теме. Хорошее теоретическое усвоение темы позволит им успешно выполнить тестовые задания из методических пособий по ЕГЭ.
Учащиеся получают домашнее задание: выполнить тесты с выбором нескольких правильных ответов.
- Генетический аппарат бактерий представлен:
а) белковыми молекулами;
б) кольцевой молекулой ДНК;
в) РНК;
г) липидными молекулами;
д) полисахаридами. - Нуклеоид – это:
а) мономер нуклеиновой кислоты;
б) генетический аппарат бактерий;
в) кольцевая молекула ДНК;
г) ДНК, связанная с белками-гистонами;
д) ДНК, не связанная с белками-гистонами. - Клетка бактерий имеет органоиды:
а) митохондрии;
б) комплекс Гольджи;
в) эндоплазматическая сеть;
г) рибосомы;
д) центросому. - Мезосомы бактерий выполняют функции:
а) органоидов движения;
б) митохондрий;
в) эндоплазматическая сеть;
г) комплекса Гольджи;
д) размножения. - Коньюгация бактерий – это:
а) пoлoвoе размножение;
б) пoлoвoй процесс;
в) обмен участками ДНК;
г) бесполое размножение;
д) множественное деление. - Болезнетворными являются бактерии:
а) холерные;
б) молочнокислые;
в) дифтерийные;
г) туберкулезные;
д) клубеньковые. - Способы борьбы с болезнетворными бактериями:
а) стерилизация хирургических инструментов;
б) дезинфекция помещений и одежды больных;
в) соблюдение гигиенических правил;
г) чистота продуктов питания;
д) контроль за качеством питьевой воды.
Правильные ответы: 1 – б; 2 – б, в, д; 3 – г; 4 – б, в, г; 5 – б, в; 6 – а, в, г; 7 – а, б, в, г, д.
Литература:
- Биология. Учебное пособие для учащихся средних школ, поступающие в высшие учебные заведения. 1995 г. Ижевск.
- Биология для абитуриентов. Р.Г. Заяц. И.В. Рачковская. Минск 2002 г.
- Биология. Пособие для поступающих в вузы. Москва. 1991 г.
- Общая биология. Готовимся к ЕГЭ. Дрофа. 2004 г.
Комментарии:
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
21 12 2025 18:41:55
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
20 12 2025 11:31:41
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
19 12 2025 14:37:42
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
18 12 2025 1:22:15
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
17 12 2025 2:31:10
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
16 12 2025 2:49:30
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
15 12 2025 7:28:36
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
14 12 2025 9:59:40
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем.
...
13 12 2025 21:28:58
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
12 12 2025 5:31:59
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
11 12 2025 22:46:35
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
10 12 2025 17:17:38
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
09 12 2025 10:58:58
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
08 12 2025 22:34:48
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
07 12 2025 0:26:28
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
06 12 2025 22:16:27
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
05 12 2025 1:20:36
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
04 12 2025 16:38:43
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
03 12 2025 5:11:25
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
02 12 2025 9:31:32
На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....
01 12 2025 20:56:27
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
30 11 2025 10:31:56
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
29 11 2025 16:41:11
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....
28 11 2025 2:32:46
Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
27 11 2025 22:18:10
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
26 11 2025 3:34:42
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
25 11 2025 2:27:48
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
24 11 2025 20:22:33
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
23 11 2025 2:51:14
Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....
22 11 2025 19:12:48
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
21 11 2025 17:39:52
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
20 11 2025 11:14:45
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
19 11 2025 4:59:57
Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....
18 11 2025 2:27:26
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
17 11 2025 3:28:42
Игра способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения. Класс делится на комaнды, которым предлагается выполнить ряд заданий творческого и развивающего хаpaктера: кроссворд, экологическое лото, презентация алгоритма природоохранных мероприятий и т.д....
16 11 2025 1:27:20
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
15 11 2025 13:18:42
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.
...
14 11 2025 9:15:58
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
13 11 2025 14:32:49
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
12 11 2025 19:31:30
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
11 11 2025 7:58:57
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
10 11 2025 23:35:52
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
09 11 2025 11:30:25
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
08 11 2025 22:48:11
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
07 11 2025 20:35:50
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
06 11 2025 15:23:53
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
05 11 2025 8:31:52
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
04 11 2025 1:24:35
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка.
...
03 11 2025 3:46:21
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
02 11 2025 21:55:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Внутреннее строение листьев