Системный подход к биологическому образованию в современной школе
В системе всеобщего среднего образования определенное место занимают предметы биологического цикла. Изучение главных компонентов содержания – основных биологических законов, теорий, ведущих понятий о структурно-функциональной организации от молекулярно-цитологического до биосферного уровня, об онтогенезе и эволюции – направлено на формирование у школьников целостного представления о живой природе и биологической науке. Содержание биологического образования обеспечивает раскрытие понятий с учетом возрастных особенностей, общей подготовки и уровня развития учащихся. В статье излагаю свой вариант подхода к этой проблеме, опираясь на методики Н.В. Подалко, А.И. Мягковой, Д.И. Зверева, И.Н. Пономаревой, Р.Д. Маша и др. По отношению к биологическому циклу образования выделяю ряд понятий, последовательно развивающихся на протяжении изучения ботаники, зоологии, физиологии и гигиены человека и окончательно оформляющихся в курсе общей биологии. Одно из основополагающих понятий всего цикла школьных биологических курсов – понятие о клетке. В статье хочу поделиться опытом изложения и раскрытия данного материала. В каждой теме курса прежде всего выделяю её учебно-познавательные задачи и определяю основные научные понятия, которые должны быть усвоены учащимися в процессе изучения данной темы, устанавливаю межпредметные связи, намечаю знания, подлежащие развитию в последующих темах, одновременно выявляю умения, которые должны формироваться при изучении темы, разpaбатываю систему контроля полученных знаний. Планирование тем веду с учетом подготовленности и возможностей ребят. Понятие о клетке, её размножении и росте, о ткани начинаю закладывать и формировать во второй теме курса ботаники 6 класса “Клеточное строение растительного организма”. Это понятие является для учащихся новым. Вследствие малых размеров клетки её приходится рассматривать под микроскопом. Всё это ново, а новизна вызывает живой интерес. Поэтому уроки темы носят хаpaктер лабораторно-пpaктического, исследовательского и иллюстративного методов обучения. В ходе раскрытия темы учащиеся изучают строение клетки, её части, видимые в школьный микроскоп. При этом требую от учащихся знания не только названий частей живой клетки, но и их взаимного расположения. В этой теме даю первоначальное понятие о жизненных явлениях клетки, делении и росте. Учащиеся получают навыки приготовления простейших микропрепаратов, пользования лупой и микроскопом. Таким образом, организованная работа по изучению понятия “клетка” позволяет сформировать мне в курсе биологии 6 класса понятие о клетке, начиная с единичных её представлений до системно-структурных. В последующих темах раздела биологии растений постепенно расширяю и углубляю представление о клетке не только как структурной единице, но и функциональной единице живого растения. Далее продолжаю знакомить учащихся с особенностями строения клеток, в частности бактерий, водорослей, грибов, лишайников. В теме “Бактерии” впервые ввожу понятие прокариотическая клетка. Для более детального знакомства и изучения невидимых простым глазом живых существ прибегаю на уроках к постановке эксперимента, для этого беру в баклаборатории чашки Петри с питательными средами и предлагаю учащимся прикоснуться пальцами к застывшей среде, на следующем уроке ребята отыскивают на субстрате разросшиеся колонии бактерий. Это вызывает определенный интерес к данной теме. Изучение дальнейшего строения и жизнедеятельности бактерий как одноклеточных организмов провожу с использованием таблиц, микроскопов, микропрепаратов, ИКТ, обращаю внимание не только на их малые размеры, но и отличия, примитивность строения по сравнению с растениями. Требую от учащихся четкого усвоения строения бактериальной клетки. Ввожу понятия гетеротрофности и автотрофности питания, знакомлю с бактериофагами. Заканчиваю изучение темы выяснением роли бактерий в природе и жизни человека. По окончании изучения каждой группы организмов использую с целью обобщения знаний самостоятельную работу по заполнению сводных таблиц:
Строение тела |
Строение клетки |
Размножение |
Среда |
Представители | Значение |
Изучение царства грибов начинаю с выяснения особенностей строения и жизнедеятельности организмов, постоянно использую прием сравнения, что вызывает логическое мышление у детей. Привлекаю внимание учащихся к таким особенностям строения грибной клетки, как отсутствие пластид, наличие мицелия, состоящего из гиф. Более детально изучаю строение и функции клетки дрожжей – цитоплазму, ядро, роль нуклеиновых кислот, белков и ферментов в обмене веществ. Затем на этой основе расширяю знания о процессах жизнедеятельности грибов: питании, дыхании, брожении, росте, размножении. Провожу углубляющую беседу, знакомлю ребят с использованием дрожжей, грибов в микробиологической промышленности для производства БВК, разнообразных ферментных препаратов и антибиотиков. Изучая “Лишайники”, не ограничиваю познания ребят лишь их морфологическими формами, анатомией, а рассматриваю в системе с функциями на уровне симбиотических взаимоотношений, состоящих из клеток грибов и водорослей. В то же время в ходе изучения показываю целостный хаpaктер организма, нуждающегося в определенных, довольно скудных условиях. При переходе к изучению курса зоологии согласую структуру содержания раздела биология животных со структурой биология растений, в которой основные биологические категории: клетка и организм, вид и биоценоз – получают дальнейшее развитие. В водной теме “Основные сведения о животном мире” включаю рассмотрение вопроса о сходстве и различиях растительного и животного организмов с учетом особенностей их клеточного строения, тем самым закладываю основы для последующего развития о животном организме в направлении клетка-----ткань-----орган-----система органов-----организм. В теме “Одноклеточные животные” продолжаю знакомство с микроскопическим миром живых существ, имеющим клеточное строение. В ходе изучения простейших учащиеся поэтапно заполняют обобщающую таблицу, где четко прослеживается строение клеток одноклеточных животных организмов:
Представители |
Форма |
Размер |
Движение |
Оболочка |
Питание |
Выделение |
Заканчиваю изучение темы показом роли простейших в природе и жизни человека. Изучение кишечнополостных животных позволяет показать учащимся усложнение внутреннего строения многоклеточных животных, появление двухслойности и дифференциации клеток. При дальнейшем изучении типов и классов животных рассматриваю их в восходящем (эволюционном) порядке, акцентируя внимание на усложнение организации, от одноклеточных к многоклеточным, от низших многоклеточных к высшим, заканчивая млекопитающими (приматами). Системный подход в изучении разделов школьного курса биологии позволяет сформировать знания детей в динамике развития организма, показать влияние факторов эволюции на совершенствование живой природы. Развитие понятий о строении и функциях организма человека начинаю с клетки, отмечаю качественные особенности её клеточного строения и функций по сравнению с животными. На уроках вводной темы “Общий обзор организма человека” формирую понятие об организме человека как целостной относительно устойчивой живой системы клеток, тканей и органов, согласованно функционирующих под воздействием нервной и гумopaльной систем. Последовательность изучения темы строится в соответствии с построением уровней организации живых систем: молекулы > органеллы > клетки > ткани > органы > системы органов > организм – единое целое. При таком подходе обучения обеспечивается возможность более последовательного развития основных биологических понятий, начатых с изучения биологии растений и продолжающихся на последующих уровнях биологии, а именно клетка и организм, вид и популяция, биогеоценоз и биосфера. Таким образом, база для изучения курса “Общей биологии” заложена. Повторение, углубление и обобщение материала тем начинаю с раздела “Биологические системы: Клетка, Организм”. На вводном уроке обобщаются знания об уровнях организации живой природы. Для систематизации знаний использую наглядные пособия с изображением разных биологических систем, провожу беседу, итоги которой обобщаю в таблице:
Биологические системы |
Уровни организации жизни |
Методы исследования |
Рассматривая первый подраздел – Химический состав клетки, опираюсь на знание курсов химии, физики, географии, использую межпредметные связи. Все полученные знания по теме учащиеся фиксируют в свободных таблицах:
Вещество |
Поступление в клетку |
Состав |
Функции |
Завершаю рассмотрение подраздела формированием понятия о единстве элементарного состава клеток и окружающей неживой природы. Во втором подразделе – Клеточные структуры и их функции – внимание учащихся сосредотачиваю на взаимосвязи структурных элементов клетки и процессах их функционирования. В этих целях более глубоко изучаю структуру мембранных и немембранных органелл клетки. Изучая третий подраздел – Обеспечение клеток энергией, особо выделяю два сложнейших процесса – фотосинтез в хлоропластах клеток автотрофных организмов и биосинтез белка в клетках всех организмов. На этой основе даю представление об обмене веществ и превращении энергии в клетке. В четвертом подразделе изучаю реализацию наследственной информации клетки. Эти свойства обнаруживаются уже при самоудвоении молекулы ДНК, являющейся носителем наследственности. В этой связи формирую понятия ген, геном, диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. На этой основе перехожу к рассмотрению пятого подраздела – Воспроизведение биологических систем. Изучая самовоспроизведение клетки, митотический цикл, митоз, уделяю внимание особенностям воспроизведения у бактерий и вирусов. Далее перехожу к воспроизведению организма, рассматриваю бесполое и пoлoвoе размножение, мейоз (с полным изучением фаз), гаметогенез, оплодотворение, используя таблицу:
Тип деления |
Фазы |
Набор хромосом в результате деления |
Количество клеток, образующихся при делении |
Место прохождения деления |
Распространение среди организмов |
Завершаю рассмотрение подтемы изучением индивидуального развития многоклеточных организмов, поэтапно формируя знания о том, что сложнейшая структура организма не возникает сразу, а постепенно развивается от клетки к эмбриону, проходя длительный путь развития до зрелого возраста, показываю процесс старения и отмирания клеток. Углубляю тему рассмотрением дополнительных сведений о функционировании и воспроизведении клетки, пpaктическим использованием человеком культивирования клеток вне организма. Знакомлю с клеточными культурами, генной инженерией, биотехнологией, клонированием, имеющими большое научное и пpaктическое значение. Системный подход обучения позволяет сформировать конкретное представление об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении.
Комментарии:
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
09 10 2025 12:30:48
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
08 10 2025 13:23:13
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
07 10 2025 17:45:31
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
06 10 2025 1:59:51
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
05 10 2025 10:13:10
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....
04 10 2025 18:12:30
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах.
...
03 10 2025 2:32:53
Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
...
02 10 2025 21:51:41
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
01 10 2025 22:38:59
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
30 09 2025 8:57:23
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
29 09 2025 6:23:19

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
28 09 2025 7:45:18
Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....
27 09 2025 20:59:48
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
26 09 2025 5:43:18
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
25 09 2025 2:38:27
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации.
...
24 09 2025 14:12:31
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
23 09 2025 12:33:14
Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....
22 09 2025 19:49:59
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
21 09 2025 20:23:26
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
20 09 2025 19:23:42
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
19 09 2025 17:52:23
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
18 09 2025 14:15:45
Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания
творческого хаpaктера....
17 09 2025 21:10:16
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
16 09 2025 11:52:59
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
15 09 2025 11:37:53
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию".
...
14 09 2025 18:18:41
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
13 09 2025 6:13:24
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
12 09 2025 15:57:41
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
11 09 2025 23:58:30
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани.
...
10 09 2025 1:10:39
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
09 09 2025 14:35:45
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
08 09 2025 17:56:58
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
07 09 2025 10:11:52
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
06 09 2025 14:57:26
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
05 09 2025 17:47:56
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
04 09 2025 22:47:12
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
03 09 2025 10:11:18
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
02 09 2025 14:10:10
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
01 09 2025 12:12:42
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
31 08 2025 16:35:54
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
30 08 2025 9:19:16
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов.
...
29 08 2025 0:15:30
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
28 08 2025 16:36:27
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
27 08 2025 18:55:41
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
26 08 2025 12:21:55
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
25 08 2025 1:19:18
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
24 08 2025 18:57:32
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
23 08 2025 2:54:38
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
22 08 2025 14:35:12
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
21 08 2025 3:14:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::