Системный подход к биологическому образованию в современной школе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


В системе всеобщего среднего образования определенное место занимают предметы биологического цикла. Изучение главных компонентов содержания – основных биологических законов, теорий, ведущих понятий о структурно-функциональной организации от молекулярно-цитологического до биосферного уровня, об онтогенезе и эволюции – направлено на формирование у школьников целостного представления о живой природе и биологической науке. Содержание биологического образования обеспечивает раскрытие понятий с учетом возрастных особенностей, общей подготовки и уровня развития учащихся. В статье излагаю свой вариант подхода к этой проблеме, опираясь на методики Н.В. Подалко, А.И. Мягковой, Д.И. Зверева, И.Н. Пономаревой, Р.Д. Маша и др. По отношению к биологическому циклу образования выделяю ряд понятий, последовательно развивающихся на протяжении изучения ботаники, зоологии, физиологии и гигиены человека и окончательно оформляющихся в курсе общей биологии. Одно из основополагающих понятий всего цикла школьных биологических курсов – понятие о клетке. В статье хочу поделиться опытом изложения и раскрытия данного материала. В каждой теме курса прежде всего выделяю её учебно-познавательные задачи и определяю основные научные понятия, которые должны быть усвоены учащимися в процессе изучения данной темы, устанавливаю межпредметные связи, намечаю знания, подлежащие развитию в последующих темах, одновременно выявляю умения, которые должны формироваться при изучении темы, разpaбатываю систему контроля полученных знаний. Планирование тем веду с учетом подготовленности и возможностей ребят. Понятие о клетке, её размножении и росте, о ткани начинаю закладывать и формировать во второй теме курса ботаники 6 класса “Клеточное строение растительного организма”. Это понятие является для учащихся новым. Вследствие малых размеров клетки её приходится рассматривать под микроскопом. Всё это ново, а новизна вызывает живой интерес. Поэтому уроки темы носят хаpaктер лабораторно-пpaктического, исследовательского и иллюстративного методов обучения. В ходе раскрытия темы учащиеся изучают строение клетки, её части, видимые в школьный микроскоп. При этом требую от учащихся знания не только названий частей живой клетки, но и их взаимного расположения. В этой теме даю первоначальное понятие о жизненных явлениях клетки, делении и росте. Учащиеся получают навыки приготовления простейших микропрепаратов, пользования лупой и микроскопом. Таким образом, организованная работа по изучению понятия “клетка” позволяет сформировать мне в курсе биологии 6 класса понятие о клетке, начиная с единичных её представлений до системно-структурных. В последующих темах раздела биологии растений постепенно расширяю и углубляю представление о клетке не только как структурной единице, но и функциональной единице живого растения. Далее продолжаю знакомить учащихся с особенностями строения клеток, в частности бактерий, водорослей, грибов, лишайников. В теме “Бактерии” впервые ввожу понятие прокариотическая клетка. Для более детального знакомства и изучения невидимых простым глазом живых существ прибегаю на уроках к постановке эксперимента, для этого беру в баклаборатории чашки Петри с питательными средами и предлагаю учащимся прикоснуться пальцами к застывшей среде, на следующем уроке ребята отыскивают на субстрате разросшиеся колонии бактерий. Это вызывает определенный интерес к данной теме. Изучение дальнейшего строения и жизнедеятельности бактерий как одноклеточных организмов провожу с использованием таблиц, микроскопов, микропрепаратов, ИКТ, обращаю внимание не только на их малые размеры, но и отличия, примитивность строения по сравнению с растениями. Требую от учащихся четкого усвоения строения бактериальной клетки. Ввожу понятия гетеротрофности и автотрофности питания, знакомлю с бактериофагами. Заканчиваю изучение темы выяснением роли бактерий в природе и жизни человека. По окончании изучения каждой группы организмов использую с целью обобщения знаний самостоятельную работу по заполнению сводных таблиц:

Строение тела

Строение клетки

Размножение

Среда

Представители

Значение

Изучение царства грибов начинаю с выяснения особенностей строения и жизнедеятельности организмов, постоянно использую прием сравнения, что вызывает логическое мышление у детей. Привлекаю внимание учащихся к таким особенностям строения грибной клетки, как отсутствие пластид, наличие мицелия, состоящего из гиф. Более детально изучаю строение и функции клетки дрожжей – цитоплазму, ядро, роль нуклеиновых кислот, белков и ферментов в обмене веществ. Затем на этой основе расширяю знания о процессах жизнедеятельности грибов: питании, дыхании, брожении, росте, размножении. Провожу углубляющую беседу, знакомлю ребят с использованием дрожжей, грибов в микробиологической промышленности для производства БВК, разнообразных ферментных препаратов и антибиотиков. Изучая “Лишайники”, не ограничиваю познания ребят лишь их морфологическими формами, анатомией, а рассматриваю в системе с функциями на уровне симбиотических взаимоотношений, состоящих из клеток грибов и водорослей. В то же время в ходе изучения показываю целостный хаpaктер организма, нуждающегося в определенных, довольно скудных условиях. При переходе к изучению курса зоологии согласую структуру содержания раздела биология животных со структурой биология растений, в которой основные биологические категории: клетка и организм, вид и биоценоз – получают дальнейшее развитие. В водной теме “Основные сведения о животном мире” включаю рассмотрение вопроса о сходстве и различиях растительного и животного организмов с учетом особенностей их клеточного строения, тем самым закладываю основы для последующего развития о животном организме в направлении клетка-----ткань-----орган-----система органов-----организм. В теме “Одноклеточные животные” продолжаю знакомство с микроскопическим миром живых существ, имеющим клеточное строение. В ходе изучения простейших учащиеся поэтапно заполняют обобщающую таблицу, где четко прослеживается строение клеток одноклеточных животных организмов:

Представители

Форма

Размер

Движение

Оболочка

Питание

Выделение

Заканчиваю изучение темы показом роли простейших в природе и жизни человека. Изучение кишечнополостных животных позволяет показать учащимся усложнение внутреннего строения многоклеточных животных, появление двухслойности и дифференциации клеток. При дальнейшем изучении типов и классов животных рассматриваю их в восходящем (эволюционном) порядке, акцентируя внимание на усложнение организации, от одноклеточных к многоклеточным, от низших многоклеточных к высшим, заканчивая млекопитающими (приматами). Системный подход в изучении разделов школьного курса биологии позволяет сформировать знания детей в динамике развития организма, показать влияние факторов эволюции на совершенствование живой природы. Развитие понятий о строении и функциях организма человека начинаю с клетки, отмечаю качественные особенности её клеточного строения и функций по сравнению с животными. На уроках вводной темы “Общий обзор организма человека” формирую понятие об организме человека как целостной относительно устойчивой живой системы клеток, тканей и органов, согласованно функционирующих под воздействием нервной и гумopaльной систем. Последовательность изучения темы строится в соответствии с построением уровней организации живых систем: молекулы > органеллы > клетки > ткани > органы > системы органов > организм – единое целое. При таком подходе обучения обеспечивается возможность более последовательного развития основных биологических понятий, начатых с изучения биологии растений и продолжающихся на последующих уровнях биологии, а именно клетка и организм, вид и популяция, биогеоценоз и биосфера. Таким образом, база для изучения курса “Общей биологии” заложена. Повторение, углубление и обобщение материала тем начинаю с раздела “Биологические системы: Клетка, Организм”. На вводном уроке обобщаются знания об уровнях организации живой природы. Для систематизации знаний использую наглядные пособия с изображением разных биологических систем, провожу беседу, итоги которой обобщаю в таблице:

Биологические системы

Уровни организации жизни

Методы исследования

Рассматривая первый подраздел – Химический состав клетки, опираюсь на знание курсов химии, физики, географии, использую межпредметные связи. Все полученные знания по теме учащиеся фиксируют в свободных таблицах:

Вещество

Поступление в клетку

Состав

Функции

Завершаю рассмотрение подраздела формированием понятия о единстве элементарного состава клеток и окружающей неживой природы. Во втором подразделе – Клеточные структуры и их функции – внимание учащихся сосредотачиваю на взаимосвязи структурных элементов клетки и процессах их функционирования. В этих целях более глубоко изучаю структуру мембранных и немембранных органелл клетки. Изучая третий подраздел – Обеспечение клеток энергией, особо выделяю два сложнейших процесса – фотосинтез в хлоропластах клеток автотрофных организмов и биосинтез белка в клетках всех организмов. На этой основе даю представление об обмене веществ и превращении энергии в клетке. В четвертом подразделе изучаю реализацию наследственной информации клетки. Эти свойства обнаруживаются уже при самоудвоении молекулы ДНК, являющейся носителем наследственности. В этой связи формирую понятия ген, геном, диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. На этой основе перехожу к рассмотрению пятого подраздела – Воспроизведение биологических систем. Изучая самовоспроизведение клетки, митотический цикл, митоз, уделяю внимание особенностям воспроизведения у бактерий и вирусов. Далее перехожу к воспроизведению организма, рассматриваю бесполое и пoлoвoе размножение, мейоз (с полным изучением фаз), гаметогенез, оплодотворение, используя таблицу:

Тип деления

Фазы

Набор хромосом в результате деления

Количество клеток, образующихся при делении

Место прохождения деления

Распространение среди организмов

Завершаю рассмотрение подтемы изучением индивидуального развития многоклеточных организмов, поэтапно формируя знания о том, что сложнейшая структура организма не возникает сразу, а постепенно развивается от клетки к эмбриону, проходя длительный путь развития до зрелого возраста, показываю процесс старения и отмирания клеток. Углубляю тему рассмотрением дополнительных сведений о функционировании и воспроизведении клетки, пpaктическим использованием человеком культивирования клеток вне организма. Знакомлю с клеточными культурами, генной инженерией, биотехнологией, клонированием, имеющими большое научное и пpaктическое значение. Системный подход обучения позволяет сформировать конкретное представление об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении.




Естественный отбор и его формы


    Естественный отбор и его формы

      Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....

22 01 2022 1:31:23

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"


    Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

      Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

21 01 2022 3:57:23

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

20 01 2022 18:45:53

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

19 01 2022 6:36:11

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

18 01 2022 11:14:41

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....

17 01 2022 1:38:28

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

16 01 2022 1:37:54

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

15 01 2022 21:53:29

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

14 01 2022 17:49:41

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

13 01 2022 4:54:26

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"


    Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

      Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

12 01 2022 14:39:31

Урок "Домашние лошади"


    Урок "Домашние лошади"

      При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....

11 01 2022 4:43:36

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

10 01 2022 19:22:25

Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"


    Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"

      Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....

09 01 2022 19:51:56

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

08 01 2022 1:19:20

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

      Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

07 01 2022 19:26:24

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

06 01 2022 20:35:40

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

05 01 2022 23:46:50

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

04 01 2022 21:37:27

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

03 01 2022 4:53:24

Интеллектуальные игры в нашей школе


    Интеллектуальные игры в нашей школе

      Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. ...

02 01 2022 23:49:33

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...

01 01 2022 19:49:11

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

31 12 2021 3:44:37

Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы


    Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы

      Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....

30 12 2021 10:12:19

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

29 12 2021 4:50:46

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.


    Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

      Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

28 12 2021 17:44:30

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

27 12 2021 21:56:56

Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс


    Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

      Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

26 12 2021 20:43:57

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

      Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

25 12 2021 9:52:59

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

24 12 2021 1:32:53

Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"

      Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...

23 12 2021 1:17:38

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс


    Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

      Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

22 12 2021 1:39:51

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

21 12 2021 9:30:40

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления


    Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

20 12 2021 5:15:55

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

19 12 2021 6:56:13

Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс

      Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....

18 12 2021 16:59:46

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

17 12 2021 23:45:36

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

16 12 2021 10:15:42

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"


    Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

      Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...

15 12 2021 21:48:25

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

14 12 2021 17:55:20

"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс


    "Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

      Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....

13 12 2021 8:10:32

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

12 12 2021 6:37:48

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

11 12 2021 2:31:35

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

10 12 2021 2:44:17

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

09 12 2021 3:15:41

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

08 12 2021 17:40:50

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

07 12 2021 17:32:11

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

06 12 2021 3:39:35

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

05 12 2021 16:39:24

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

04 12 2021 23:16:39

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::