Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

Задачи:
-
сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас;
-
способствовать формированию навыка работы с учебником, умение делать выводы, развития устной речи; у учащихся правильного подхода к оценке расизма и социал-дарвинизма.
Оборудование: портреты представителей различных человеческих рас, раздаточный материал (расовые классификации), информационные листы.
На доске эпиграф: “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения… Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям.” (статья 19.2 из конституции Р.Ф)
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения:
-
словесный (беседа с элементами самостоятельной работы) ;
-
наглядно-образный ( таблицы, иллюстрации, отрывки из стихотворений).
Формы организации познавательной деятельности:
-
индивидуальная,
-
групповая,
-
фронтальная.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.Костер, похрустывая ветками
Мне память тайную встревожил, -
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно быть им, “единственным”,
На человеческом рассвете,
На не уютной и таинственной
Необустроеной планете.
Быть может там был каждый гением
(бездарность выжила едва ли)
С таким бесcмepтным удивлением,
Они нам Землю открывали.
О каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворении?
2. Повторение домашнего задания.
- Систематическое положение вида человек разумный.
- Факторы эволюции человека.
- Этапы эволюции человека.
- Почему между этапами происходит уменьшение исторического возраста?
Мы с вами живем в очень непростое время. С одной стороны, на пороге 21 века исчезло рабство, конституция пpaктически любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. В США даже слово негр считается оскорбительным и применяется выражение американец африканского происхождения.
С другой стороны у нас в России мы можем слышать анекдоты, то про один народ, то про другой. Постоянно ищут хорошие и плохие нации. Часто даже в печати поднимается вопрос: “Какая нация мешает благоденствию России?” Не пора ли нам определится с кем мы. Четкая гражданская позиция строится не на пустом месте. Она основывается на знаниях.
Сегодня на уроке мы ответим на вопросы:
Что такое расы?
Как они формировались, и стоит ли делить людей по цвету кожи?
Работа с информационным листом (приложение 1).
- Основные понятия урока (задание 1)
Раса
Расоведение
Метисация
Мулаты
Расизм
- Хаpaктеристика больших человеческих рас (задание2)
Докажите, что все расы биологически равноценны и едины по происхождению (используя задание № 3).
Однородны ли по своим морфологическим признакам группы людей составляющих одну расу?
Классификация без учета происхождения.
Выделяют 3 большие расы, которые включают в себя 22 малые расы, часть из которых переходные. Схема расовой классификации изображается в виде круга. Само существование переходных рас свидетельствует с одной стороны об изменчивости расовых признаков, а с другой стороны об условности деления человечества даже на большие расы. Малые расы возникли в результате смешанных бpaков, либо сохранили более древние черты, существовавшие до возникновения больших человеческих рас.
Расовая классификация человечества с попыткой реконструкции происхождения рас.
Как вы думаете, под действием каких факторов возникли расы?
Что необходимо чтобы действие отбора закрепилось?
Ледниковый период (100 лет назад) на 3 области: европеоид на западе, монголоид на востоке, негроид на юге. По каким признакам шел отбор?
- Выступление учащихся с сообщениями, подготовленными дома.
- Приспособительный хаpaктер морфологических признаков;
- Расизм. Примеры расовых агрессий. Социал-дарвинизм.
- Выводы по уроку (информационный лист, задание 5).Учащиеся самостоятельно формулируют выводы.
4. Закрепление материала (приложение 4).
5. Домашнее задание
6. Поведение итогов урока.
20 век ушел в прошлое, открыв третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывая в будущее.
Не насыщая пищей чрева,
Жует себя 20 век,
И рубит, рубит жизни древо
Как беспощадный человек
Великий разум! Запретит
Рубить хотя б последний сук
Ушедший век впервые в жизни человечества породил глобальный экологический кризис – это вызов всему человечеству, критическая проверка способностей людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты.
Комментарии:
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
05 12 2025 6:38:18
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
04 12 2025 21:40:52
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
03 12 2025 21:49:54
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
02 12 2025 0:12:17
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
01 12 2025 10:12:38
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
30 11 2025 11:48:29
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
29 11 2025 0:48:32
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
28 11 2025 12:23:43
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
27 11 2025 10:21:14
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
26 11 2025 1:22:23
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
25 11 2025 19:38:16
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
24 11 2025 18:58:26
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
23 11 2025 12:21:38
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
22 11 2025 19:26:20
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
21 11 2025 7:49:15
Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....
20 11 2025 23:50:19
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости.
...
19 11 2025 20:16:17
Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
18 11 2025 14:32:35
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
17 11 2025 12:46:22
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
16 11 2025 9:23:12
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
15 11 2025 6:42:14
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями.
...
14 11 2025 5:25:14
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
13 11 2025 16:42:31
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты.
...
12 11 2025 20:23:27
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
11 11 2025 18:26:28
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
10 11 2025 3:51:46
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
09 11 2025 3:16:32
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
08 11 2025 0:21:16
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
07 11 2025 4:46:57
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
06 11 2025 1:48:35
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
05 11 2025 10:56:50
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
04 11 2025 17:47:35
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
03 11 2025 14:55:59
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
02 11 2025 11:46:35
Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....
01 11 2025 19:25:26
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
31 10 2025 10:17:27
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
30 10 2025 9:28:11
На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....
29 10 2025 16:42:21
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
28 10 2025 21:16:44
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области.
...
27 10 2025 7:24:46
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
26 10 2025 21:42:30
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
25 10 2025 12:14:51
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
24 10 2025 12:42:26
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
23 10 2025 7:42:18
Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....
22 10 2025 11:29:25
Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....
21 10 2025 22:33:51
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
20 10 2025 19:41:57
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
19 10 2025 9:10:54
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....
18 10 2025 2:38:40
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
17 10 2025 3:34:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




