"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

Фабула: В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре “долины” – “Долину Загадок”, “Долину Свитков”, “Долину Мифов”, “Долину Прагматиков”.

Цель: восстановить утраченные участки старинного документа о полезных для людей растениях.

Иллюстрации:

1 – А. Канова “Орфей”;

2 – Рубенс “Прикованный Прометей”;

3 – статуя “Русалка” в Копенгагене;

4 – И. Репин “Садко”;

5 – Е. Мухина “Бог Борей”

6 – Ге Н. “Ахиллес, оплакивающий Патрокла”

7 – Караваджо “Молодой Вакх”

Ход работы

  • отгадывание загадок: для определения “потерянных” названий растений;
  • мозаика “Восстанови досье”: для составления хаpaктеристики установленных растений;
  • игра “Кармашки легенд”: для выявления взаимосвязи ботанического и культурологического компонентов;
  • задание “Пpaктиканты”: для установления пpaктического использования загаданых растений.

Перед началом игры на стену (или классную доску) вывешивается “мaнycкрипт” - ватман с определенным набором обозначений (прил.1). Игра является комaндной, поэтому для работы учащиеся должны быть разделены на 7 групп (по количеству загаданных растений). Каждый ученик, отгадавший загадку, имеет право набрать себе комaнду из одноклассников, с которой будет сотрудничать дальше. Вся остальная игра группы будет направлена на выявление особенностей угаданного её представителем растения.

I. Путешествие по “Долине Загадок”.

Цель: одно растение известно; нужно узнать, как называются остальные шесть.

Задача 1. Дёготь, полученный из этого дерева, входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона, а активированный уголь применяется при отравлениях и болях в желудке. О каком дереве идёт речь? (О берёзе).

Вывод: первое растение – берёза.

Задача 2. В 1596 г. Жак Картье выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой, при этом 26 матросов погибли. Высадившись на берег, комaнда не смогла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Однако местное население дало простой совет, как спастись от цинги. Каким мог быть этот совет? (Цинга развивается при недостатке в организме витамина “С”; местное население посоветовало использовать сосновую хвою, в которой содержится в 7 раз больше витамина “С”, чем в лимонах).

Вывод: второе растение – сосна.

Задача 3. Из сока ягод этого кустарника когда-то получали хорошие чернила. Что это может быть за растение? (Бузина).

Вывод: третье растение – бузина.

Задача 4. На севере его издавна называли лесной лилией, на Волге - воронцом, на Смоленщине – лесным или собачьим языком, в Подмосковье – полевой черёмухой, на Украине – конвалия, на Тамбовщине – молодильник. А как его называют ботаники? (Конваллария маялис – ландыш майский).

Вывод: четвёртое растение – ландыш.

Пятое растение известно, но для продвижения дальше необходимо определить, какова взаимосвязь этого растения с ослом.

Задача 5. Древние римляне вначале не обрезали виноградную лозу, поэтому плоды поднимались высоко, обвивая стоящие рядом деревья. Сборщики винограда перед началом его уборки должны были на всякий случай написать завещание и запастись досками для гроба. Так гласил закон. Легенда говорит, что обрезать виноград человека научил … осёл. Попробуйте воссоздать данную легенду и объяснить её смысл. целом легенда сводится к следующему: осёл как-то объел виноградную лозу. К удивлению хозяина, именно на общипанной ослом части лозы выросло больше всего виноградных гроздей. С этого времени виноград стали обрезать).

Задача 6. Это дерево можно назвать хамелеоном, т.к. её части меняют окраску: гладкая кора – тёмно-серого цвета, луб – красновато-жёлтый, но при рубке окраска меняется на буровато-коричневую, а затем – на тёмно-фиолетовую; древесина белая, но при рубке вначале краснеет, а при подсыхании приобретает нежный розоватый цвет. К тому же это дерево обладает такими же свойствами, как и большинство бобовых растений. Что это за дерево? Какими свойствами оно обладает? (Это “дерево-хамелеон” называется ольха чёрная, оно относится к семейству Берёзовые. Как и у бобовых, у этого растения образуются на корнях клубеньки с бактериями, помогающими усваивать азот).

Вывод: шестое растение – ольха.

Задача 7. Каждый лист разбит на дольки, Подсчитай-ка, долек сколько?

Восемь, Десять, Двадцать, Тридцать …

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть дольки снова перечесть?

О каком полезном растении идет речь? (О тысячелистнике).

Вывод: седьмое растение – тысячелистник.

II. Путешествие по “Долине Свитков”.

Мозаика “Восстанови досье”.

Группам учащихся выдается лист формата А4 и набор из нескольких карточек с краткими текстами об определенном растении, причем некоторые из них относятся к другим объектам - это так называемая “ложная истина” (2-3 утверждения про другие растения). За установленное время участникам игры необходимо:

  • выявить ложность и правдивость выданной информации;
  • при необходимости обменять неподходящие куски на карточки других групп;
  • заполнить досье соответствующего растения, наклеив на лист в нужном порядке полученные карточки;
  • прикрепить полученные досье на “мaнycкрипт” в определенном порядке.

Для работы участникам выдаются определители растений, книги для чтения по ботанике, справочники по растениям и другая доступная литература.

Пока выполняется следующее задание, учитель, выступающий в роли эксперта, проверяет собранное досье и выставляет баллы: каждое совпадение с истиной – 1 балл (прил. 2).

III. Путешествие по “Долине Мифов”

Вступительное слово учителя “Как возникают легенды”

“Как произошли легенды о травах, почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Всякому сколько-нибудь загадочному, непонятному явлению приписывалась потусторонняя сила. Толчок к легенде могли дать растения необычные, мало встречаемые, недоступные.

Нецветковое растение папоротник, например, удивляло пылкое воображение суевера своим видом и необычным способом размножения. Все растения цветут, а это нет, значит, оно особенное, отмечено тайной.

“Удивительное” в жизни растений – один из главных поводов к возникновению легенд. Так, петров крест, развивающийся под землёй и внешне похожий на крест, не мог не попасть в число легендарных растений. И он стал легендарным.

Кувшинка – цветок водоёмов, тоже не как другие, ведь пруды – обиталища всякой нечисти, значит, и цветок там не без тайн. И его назвали русалочьим.

Истоки легенд реже восходят к преувеличению свойств, которыми обладает растение. Это относится главным образом к лекарственной флоре. Maндрагора и золототысячник относится как раз к такому ряду. На Востоке женьшень, на Западе мaндрагора – у того и у другого растения имеющиеся свойства преувеличены до сказочных размеров, и поэтому их путь к сказке, к легенде был весьма недолгим.

Происхождение поверий о фантастических травах (например, о нечуй-ветре) восходит к мечтаниям человека возвыситься над природой: останавливать ветер и т.п. Эти фантазии так преувеличивались, что теряли реальные формы и смысловые связи с действительностью.

Современная наука открыла много полезных свойств, которыми обладают те или иные растения. Не обнаружены только сверхъестественные, потому что их просто не бывает”.

Игра “Кармашки легенд”

В мaнycкрипте под всеми объектами имеются карманы (наклеенные на ватман почтовые конверты). Игрокам выдаются полные версии семи легенд, рассказывающие о том или ином загадочном растении, но без указания его названия, и несколько иллюстраций, имеющих отношение к этим легендам. Задача учащихся на данном этапе игры:

  • назвать растение;
  • подобрать соответствующую его легенде иллюстрацию;
  • заполнить “кармашки легенд” (в каждый карман игроки должны поместить иллюстрацию и написанное на небольшом листке название растения).

Подсчет баллов за эту часть работы производится учителем при выполнении четвертого задания.

Легенда 1 (об ольхе) (рис.1)

Наверняка, все знают знаменитую легенду об Орфее и Эвридике. В ней рассказывается о том, как Эвридика погибла от укуса ядовитой змеи, а Орфей бросился в царство мёртвых спасать свою возлюбленную. Но он должен был не оглядываться назад. Орфей не выполнил этого условия и поэтому не смог спасти юную Эвридику.

   Отчаяние Орфея было так велико, что он стал пренебрегать дарами Афродиты, отвергая всех женщин. По ее воле вакханки убили несчастного. А из его растерзанного тела родилось это дерево — тайный свидетель трагедии. Не звучит больше кифара Орфея, смолкла песня. Спят ветви задумчивого растения. Первым музыкальным инструментом Орфея была дудка, сделанная из этого дерева.

   Им заросли берега и пещеры островов волшебниц Цирцеи и Калипсо, которые подолгу удерживали у себя Одиссея. Они обещали Одиссею бесcмepтие и вечную юность, но ему хотелось жить, как все. Горят на солнце рыжие кудри Одиссея.

В мифологии Британии и Ирландии оно является священным деревом и олицетворяет собой обожествленного короля Брана. В предании написано, что все пророчества, которые изрекла забальзамированная голова Брана, сбылись, пока ее несли через всю страну, отсюда это дерево нередко связывают с защитой, и способностью предвидеть будущее.

Легенда 2 (о бузине) (рис. 2)

Считалось, что под ней живет злой дух. В польском предании говорится, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла его. На Украине раньше верили, что ее насадил черт и постоянно живет под ней, поэтому, избавляясь от нее, нельзя выкапывать куст с корнем – разозлишь беса. Вместе с тем она считается обиталищем домашних духов, опекунов хозяйства, приносящих хозяевам добрые вести и достаток. В польских и украинских заговорах она отождествляется с первым человеком – Адамом. В старину ее запрещалось выкапывать, выкорчевывать, так как это могло привести к cмepти человека, несчастьям в семье и различным болезням, а также падежу скота. А уж коли нужно было непременно избавиться от нее, то для выкорчевывания нанимали специально калек или душевнобольных. И место ничем не засаживали – считалось, что там, где выкопан куст, никогда ничего не вырастет. Западные славяне считали, что именно на ней повесили Иуду, отчего ее листья и ягоды издают трупный запах.

Легенда 3 (о берёзе) (рис. 3)

В Северной Европе это дерево считалось воплощением cмepти и воскресения, олицетворяло переход зимы к весне. Скандинавы посвящали ее богине Нертус, Матери-Земли. Кельты хоронили усопших в шапках из ее коры, а первый месяц зимнего солнцестояния посвящался именно этому растению. Северные племена были уверены, что по зарубкам на этом дереве душа умершего перебирается в высшие миры. А тюркская богиня земного естества Умайя спустилась на землю с двумя. Славяне относились к этому дереву двояко. В Польше его числили вместилищем духов и были уверены, что молния часто попадает именно в это дерево не случайно. Сербские поверья нарекли его проклятым деревом за то, что его прутьями якобы засекли Христа. Но оно выступало и как “счастливое” дерево, связанное с берегинями. Считалось еще, что оно является воплощением чистоты и женского начала. А в христианских легендах – благословенное дерево, укрывшее от непогоды Богородицу и Христа.

Легенда 4 (о ландыше) (рис. 4)

Существует легенда, в которой говорится о том, что он так оплакивал уходящую весну, что раненое горем сердце окрасило кровью его слезы. Если верить другой легенде, то это растение выросло из капель крови святого Леонарда, который был ранен в битве со страшным дpaконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына, а в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды (Диана в римской), спасавшейся от преследования фавнов. Если верить древнерусской легенде, то появление растения связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной дeвyшке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. В некоторых деревнях говорят, что мягкий аромат цветков этого растения выманивает соловья из его гнезда и ведет к невесте. На Украине есть легенда о том, что он вырос на том месте, куда упали слезы дeвyшки, ждавшей своего суженого из далекого похода.

Легенда 5 (о сосне) (рис. 5)

Древние греки считали ее любимым деревом бога Пана – самого весёлого и безвредного из всех богов античного мира. Помимо Пана, она посвящалась Посейдону, Диане, Кибеле. Посейдон удостоился такой чести в связи с тем, что это растение было основной древесной породой, употрeблявшейся в кораблестроении. Это дерево почитается многими народами: так, в Японии и Китае она служит символом вечности и долголетия, в Финляндии – символом жизни, в Корее – олицетворяет верность и принципиальность, в Малой Азии – бесcмepтие и плодородие. Упоминается растение и в славянских обрядах – свадьбах, похоронах, праздниках.

Легенда 6 (о тысячелистнике) (рис. 6)

Научное название растения связано с героем древнегреческих мифов Ахиллесом. Он был сыном богини Фетиды и царя Пелея. Желая сделать Ахиллеса бесcмepтным, его мать погрузила младенца в священные воды подземной реки Стикс. Однако пятку правой ноги, за которую Фетида держала ребенка, волшебная вода не омыла, поэтому она осталась единственным “слабым” местом героя. Неуязвимости Ахилла также помогали доспехи, выкованные Гефестом. Согласно поэме Гомера “Иллиада” во время троянской войны Ахиллес был одним из самых смелых воинов. Направляясь в Трою, он по недоразумению ранил копьем в бедро сына Геpaкла Телефа. Рана долго не заживала. По предсказанию оpaкула Телефа мог исцелить только тот, кто его ранил, поэтому он разыскал Ахиллеса в Аргосе и попросил его вылечить. За это Телеф обещал указать грекам морской путь в Трою. Ахилл исцелили раненого при помощи данной травы. По другой версии мифа герой посыпал рану Телефа ржавчиной своего копья, и она затянулась. Мудрый кентавр Хирон также знал о целебных свойствах этого растения, с его помощью он лечил раны и останавливал кровь. Кроме того, в одной из древнейших рукописей сообщается, что внук Дмитрия Донского был вылечен от изнурительных носовых кровотечений настоем этой травы.

Легенда 7 (о винограде) (рис. 7)

Немало прекрасных легенд рассказывали древние греки и о самом происхождении этого растения. Оказывается, уже был бог Дионис, существовало и само растение, но вот росло-то оно на ветвях огромных вязов. И вот однажды щедрый Дионис вздумал подарить своему любимцу юноше Ампелу ветвь этого растения. При этом он предоставил ему возможность самому взять подарок, находившийся, конечно, на длинной и довольно тонкой ветке высоченного дерева.

Пытаясь завладеть даром, несчастный юноша упал с вяза и разбился наcмepть. Долго оплакивая его гибель, удрученный бог решил каким-нибудь образом увековечить своего любимца и превратил его гибкое тело в чудесную извивающуюся лиану, тут же снабженную ранее созданными плодами этого растения. А из души Ампела Дионис сотворил новую звезду, поместив ее на небе в созвездии Девы. Астрономы, естественно, придерживаются несколько иного взгляда на происхождение звезд, но каждый из них уверенно подтвердит существование звезды Винодемиатрикс, а при случае и покажет ее на небе или небесной карте.

Кроме души бедного юноши, осталось увековеченным и его имя. Дионис назвал чудесное растение “ампелос”, и от него позаимствовали свои названия науки: ампелология, ампелография.

IV. Путешествие по “Долине Прагматиков”.

Пользуясь информацией из досье и легенд, участникам игры необходимо установить, какую пользу приносят узнанные растения человеку:

  • на отдельных карточках нужно написать названия частей растений или продуктов, полученных из них, применяемых человеком в повседневной жизни;
  • под названием нужного растения прикрепить карточки к ватману скотчем.

Справочные материалы для учителя

Использование берёзы:

а. дёготь – густая тёмная жидкость – врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания;

б. берёзовые веники для бани - листья берёзы обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы;

в. берёзовые почки и листья содержат эфирное масло, смолы, органические кислоты, флавоноиды, дубильные вещества, поэтому настои и отвары берёзовых почек применяются как:

  • мочегонное и дезинфицирующее средство;
  • антисептическое и отхаркивающее средство;
  • противовоспалительное;
  • для втирания при невралгических болезнях, миозитах, артритах, ревматизме, при лечении различных форм экземы, пролежнях, хронических гнойных незаживающих ранах и трофических язвах.

г. берёзовый сок рекомендуется как общеукрепляющее средство, используется в комплексной терапии мочекаменной болезни.

Использование сосны:

а. настои и отвары из почек сосны действуют как дезинфицирующее, отхаркивающее и мочегонное средства;

б. смолистый воздух сосновых боров прозрачен и чист, дышится в нём легко и свободно, особенно людям с больными лёгкими;

в. широко применяется сосновый деготь, скипидap, канифоль, терпентиновое масло, которое получают из смолы.

Использование ландыша: листья и цветы применяют для изготовления сердечных препаратов быстрого действия (срок его годности не превышает 1 года!)

Использование ольхи: ольховые шишки применяются как вяжущее средство при желудочно-кишечных заболеваниях

Использование тысячелистника:

а. его препараты применяются при внутренних кровотечениях (по своим кровоостанавливающим свойствам он превосходит раствор хлористого кальция, действуя более мягко и продолжительно) ; желудочно-кишечных расстройствах, для полоскания при стоматитах;

б. садоводы используют отвары из травы тысячелистника для уничтожения тлей и щитовок.

По окончании игры учитель предъявляет классу “восстановленный мaнycкрипт”, комментирует как эксперт наиболее “испорченные временем” участки (то, что сделано группами неверно, если таковое будет) и поздравляет юных исследователей с успешно выполненной работой.



Комментарии:

Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс


    Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс

      Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....

01 04 2025 8:12:15

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

31 03 2025 22:45:33

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"

      Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии. ...

30 03 2025 14:35:43

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

29 03 2025 13:17:37

Повышение мотивации и качества знаний учащихся информационными технологиями на интегрированных уроках эколого-биологического цикла

Представленный урок может служить примером повышения мотивации информационными технологиями. Урок обобщает знания учащихся о лекарственных растениях Ростовской области интеграцией знаний из области биологии, географии и экологии. Построен в форме игры, участвуют два педагога, один из которых выступает в образе сказочной «Травницы»....

28 03 2025 9:18:57

ЦОРы: необходимость или дань моде?


    ЦОРы: необходимость или дань моде?

      Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...

27 03 2025 1:52:31

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

26 03 2025 19:41:50

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

25 03 2025 6:54:52

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

24 03 2025 10:52:34

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

23 03 2025 12:38:29

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

22 03 2025 22:26:32

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

      Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

21 03 2025 0:58:39

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

20 03 2025 9:42:54

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

      В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...

19 03 2025 10:30:19

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

18 03 2025 11:32:34

Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс


    Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс

      Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...

17 03 2025 15:51:31

Электромагнитное излучение и человек


    Электромагнитное излучение и человек

      Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....

16 03 2025 18:31:42

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

15 03 2025 4:10:41

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс


    Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

      Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

14 03 2025 13:28:42

Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"


    Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"

      Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....

13 03 2025 1:50:20

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

12 03 2025 8:25:43

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

      В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

11 03 2025 8:43:38

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии


    Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

      Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

10 03 2025 16:56:17

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс


    Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

      В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

09 03 2025 4:20:16

Гости из далеких стран


    Гости из далеких стран

      В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....

08 03 2025 16:46:49

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"


    Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

      Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

07 03 2025 3:43:30

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс


    Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

      Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

06 03 2025 1:32:26

Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека


    Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека

      Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....

05 03 2025 11:18:15

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

04 03 2025 22:39:36

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

03 03 2025 19:21:40

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

02 03 2025 14:13:58

Оплодотворение

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....

01 03 2025 23:56:44

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

28 02 2025 11:55:48

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

27 02 2025 3:30:55

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"


    Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

      Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

26 02 2025 10:44:21

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

25 02 2025 5:49:30

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

24 02 2025 4:49:23

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

23 02 2025 23:49:31

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

22 02 2025 12:32:21

Экологическая и потребительская грамотность


    Экологическая и потребительская грамотность

      Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

21 02 2025 21:29:49

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

20 02 2025 4:43:50

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

19 02 2025 17:58:57

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

18 02 2025 3:25:53

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

17 02 2025 11:11:29

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

16 02 2025 9:40:52

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе


    Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

      В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

15 02 2025 11:43:47

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

14 02 2025 10:47:26

Лекарственные растения. 5-й класс


    Лекарственные растения. 5-й класс

      Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

13 02 2025 21:26:17

Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"


    Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"

      Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке. ...

12 02 2025 7:50:14

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

11 02 2025 18:40:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::