Урок "Развитие жизни на Земле"

Урок: Обобщающий урок по теме “Развитие жизни на Земле”
Учебно-воспитательные задачи:
- Обобщить, систематизировать знания по теме “Развитие жизни на Земле”
- Закрепить знания об эволюции растительного и животного мира на нашей планете.
- Совершенстовать умение работы с текстом, развивать логическое мышление.
- Расширить биологический кругозор, развить интерес к предмету.
Оборудование: Презентация. (Приложение 1)
Эры. (Приложение 2)
Отрывки из произведений. (Приложение 3)
Ход урока
Организационный момент.
1. Составление геохронологической цепочки.
Учитель: Прежде всего, давайте вспомним название эр и периодов.
Вам необходимо продолжить цепочку, называя не только эры, но и периоды в геохронологическом порядке.
2. Поставь на место. (Приложение 2)
Работа ведется в парах или в минигруппах.
Учитель: Вам предложены листы со списком животных, растений и крупнейших ароморфозов. Все они пронумерованы. Распределите их по соответствующим эрам по мере их возникновения. Выпишите цифры.
| Архейская | Протерозойская | Палеозойская | Мезозойская | Кайнозойская |
- Появление сине-зеленых водорослей
- Псилофиты
- Возникновение эукариот
- Появление хордовых
- Появление первых млекопитающих
- Стегоцефалы
- Возникновение пoлoвoго размножения (мейоз)
- Кистеперые рыбы
- Возникновение многоклеточных организмов
- Трилобиты
- Возникновение фотосинтеза
- Динозавры
- Мастадонты
- Гигантские папоротники
Учитель проверяет работу учеников. (Слайд 2)
3. Узнать животное и эру.
Учителем предлагаются отрывки из произведений И.А. Ефремова “Тень минувшего”, Клиффорда Саймака “ Кто там, в толще скал?”, Жозефа-Анри Рони-старшего “Борьба за огонь”. (Приложение 3)
Учитель: В последние десятилетия написано немало книг о развитии жизни на Земле.
Среди них не только научно-популярная литература, но и художественная. Наиболее интересны книги таких авторов как И.А Ефремов, В.А Обручев, Клиффорд Саймак, Жозеф-Анри Рони-старший и др. Вашему вниманию предлагаются отрывки из произведений. Ознакомьтесь с текстом и ответьте на мои вопросы.
- Кого И.А. Ефремов описал в этом отрывке? Почему вы так решили? (Вопрос к первому отрывку.)
- Какое растение описано в этом отрывке и о какой эре идет речь? (Вопрос ко второму отрывку.)
- В какой эре происходят события, описанные Жозефом-Анри Рони-старшим? (Вопрос к третьему отрывку.)
И.А. Ефремов “Тень минувшего”.
“Над отливающей синью плитой ископаемой смолы встал откуда-то из ее черной глубины гигантский зелено-серый призpaк. Громадный динозавр замер неподвижно в воздухе, над верхним краем обрыва, вздыбившись на десять метров над головами остолбеневших людей.
Чудовище высоко несло свою горбоносую голову; большие глаза тускло и мрачно смотрели куда-то вдаль; безгубая широкая пасть обнажала длинный ряд загнутых назад зубов. Спина животного, слегка согнутая, круто спадала в невероятно мощный хвост, подпиравший динозавра сзади. Огромные задние лапы, согнутые в суставах, не уступали в мощности хвосту, подобные двум колоннам, трехпалые, с широко распластанными пальцами, вооруженными кривыми исполинскими когтями. И почти под самой шеей, на наклонно нависшей над землей передней части туловища, нелепо и беспомощно торчали две тонкие когтистые передние лапки, такие крошечные по сравнению с гигантским туловищем и головой”
Клиффорд Саймак “ Кто там, в толще скал?”.
“Дышать было трудно. Дэниельс отчаянно хватал ртом воздух, ощущая в нем необычный, ни на что не похожий привкус. Он сидел на камнях, ловил воздух ртом и разглядывал водную ширь, поблескивающую под высоким теплым солнцем…
Сегодня все было неузнаваемым. Он попал в совершенно неведомые края – вне сомнения, его отбросило во времени гораздо дальше, чем случалось до сих пор, и он, по-видимому, очутился у берегов большого внутриконтинентального моря в дни, когда атмосфера была бедна кислородом – беднее, чем во все последующие эпохи. \"Вероятно, – решил он, – я сейчас вплотную приблизился к рубежу, за которым жизнь для меня стала бы попросту невозможна...\"
Сейчас кислорода еще хватало, хотя и с грехом пополам – из-за этого он и дышал гораздо чаще обычного. Отступи он в прошлое еще на миллион лет – кислорода перестало бы хватать. А отступи еще немного дальше – и свободного кислорода не оказалось бы совсем.
Он опустил руку и слегка поскреб камень, на котором сидел. На камне проступало зеленоватое пятно – оно тут же отделилось и прилипло к ладони толстой пленкой, склизкой и противной на ощупь.
Значит, перед ним была первая жизнь, осмелившаяся выбраться на сушу, – существа, что и существами-то еще не назовешь, боязливо жмущиеся к берегу, не готовые, да и не способные оторваться от подола ласковой матери-воды, которая бессменно пестовала жизнь с самого ее начала”
Жозеф-Анри Рони-старший “Борьба за огонь”.
“Целый день шли Нао, Гав и Нам по саванне. Она была в расцвете своих сил; травы качались, набегали друг на друга, как морские волны, саванна колыхалась под легким ветерком, трескалась на солнце, излучала в воздух бесчисленные ароматы. Она была грозна и обильна, монотонна в своей необъятности и вместе с тем разнообразна. Среди моря злаков, островов дрока, полуостровов вереска цвели зверобой, шалфей, лютики, сердечники.
Местами обнаженная земля жила медлительной жизнью камней, устоявших против натиска растительности. Дальше снова тянулись поля, усеянные цветущими мальвами, шиповником, васильками, красным клевером и кустарниками.
Невысокие холмы перемежались с ложбинками и болотами, где кишели насекомые и пресмыкающиеся… В воздухе скользили дрофы, куропатки, парили журавли и вороны. Табуны лошадей и стада лосей пересекали зеленую равнину… Лес то опускался в ложбины, то вновь поднимался на холмы, порождая все виды растений, все разновидности животных. В лесу водились гиены, волки, кабаны, лани, козы, муфлоны, носороги в тяжелом панцире и даже львы-великаны, встречающиеся все реже и реже; вымирание этой породы началось уже сотни веков тому назад. Встречался там и мамонт, губитель деревьев; пребывание его в лесу было более опустошительным, нежели циклоны и наводнения”.
4. Узнать эру и период по иллюстрациям.
Учитель: Не только писатели запечатлели древних животных и растений, но и художники изобразили древние формы жизни. Определите изображенные периоды и эры и объясните почему вы так решили?
(Слайд 3)
(Слайд 4)
(Слайд 5)
(Слайд 6)
5. “Черный ящик”
Ребятам предлагаются задания из черного ящика.
- В черном ящике находится изображение динозавра о котором можно сказать так: “Мозгов был двойной комплект, и они занимали такие места один в голове, как у всех, другой у начала хвоста. Этот “зверь” мог сказать о себе самом, что всегда он был крепок задним умом”. О каком животном идет речь? (Стегозавр) (Слайд 7)
- К середине мезозоя эти морские животные достигли прогресса и сейчас их находят во всех морских отложениях. (Аммониты) (Слайд 8)
- В черном ящике лежит знаменитая фотография, сделанная в Шотландии в 1934 г. Какого динозавра назвали лохнеским чудовищем, опишите его. (Плезиозавр) (Слайд 9)
- Первой ископаемой находкой этого животного было единственное перо, обнаруженное в 1861 г. В Баварии. Полуптица, полуящер. Что это за животное? (Археоптерикс) (Слайд 10)
6. “Древо знаний”. (Слайд 11)
Учитель: Развитие живых организмов шло миллионы лет. Напомните мне основные ароморфозы животного и растительного мира. А поможет вам в этом “древо знаний”.
- Раскройте причины биологического процветания пресмыкающихся в мезозойскую эру?
- Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение в кайнозойскую эру?
- В чем проявилась более высокая приспособленность к жизни на суше у млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?
- Назовите крупные ароморфозы архея и протерозоя
- С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов в Архейской эре. Ведь природа не любит излишеств?
- Какие трудности возникли у растений при освоении наземно-воздушной cреды. Как эти трудности были преодолены псилофитами?
- В чем недостатки гигантизма, а в чем его преимущества?
Подведение итогов. (Слайд 19)
Настало время подвести итоги:
- Назовите направления эволюции, которые привели к появлению огромного разнообразия живых организмов?
- Назовите мне эру, с которой началась жизнь на Земле?
- Какая эра ознаменовалась выходом растений и животных на сушу?
- Основные итоги кайнозойской эры?
Список литературы:
- Петунин О.В. “Уроки биологии”
- Кулев А.В. “Общая биология”
- Жозеф-Анри Рони-старший “Борьба за огонь”
- И.А. Ефремов “Тень минувшего”
- Клиффорд Саймак “ Кто там, в толще скал?”
Комментарии:
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
04 12 2025 2:14:32
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
03 12 2025 17:25:26
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
02 12 2025 19:45:22
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
01 12 2025 3:58:40
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
30 11 2025 4:11:58
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
29 11 2025 9:47:50
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
28 11 2025 7:57:28
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
27 11 2025 19:24:56
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
26 11 2025 4:52:37
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
25 11 2025 7:28:56
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью.
...
24 11 2025 12:13:51
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
23 11 2025 18:10:27
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
22 11 2025 22:31:52
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
21 11 2025 4:12:37
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
20 11 2025 0:28:52
Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
19 11 2025 19:40:43
Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....
18 11 2025 10:39:50
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
17 11 2025 15:14:34
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья.
...
16 11 2025 9:12:47
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
15 11 2025 9:31:44
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
14 11 2025 9:30:59
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
13 11 2025 20:10:18
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
12 11 2025 0:56:19
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
11 11 2025 23:28:51
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
10 11 2025 14:35:56
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
09 11 2025 6:48:52
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
08 11 2025 18:38:37
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
07 11 2025 0:51:18
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
06 11 2025 2:20:51
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
05 11 2025 13:48:42
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
04 11 2025 1:34:39
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
03 11 2025 5:33:12
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности.
...
02 11 2025 16:43:28
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья.
...
01 11 2025 12:50:43
К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
31 10 2025 3:36:45
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
30 10 2025 0:46:27
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
29 10 2025 22:27:38
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
28 10 2025 22:33:13
Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....
27 10 2025 10:19:22
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
26 10 2025 5:46:22
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
25 10 2025 17:18:31
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
24 10 2025 17:50:39
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
23 10 2025 20:23:13
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
22 10 2025 4:18:47
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
21 10 2025 8:45:50
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
20 10 2025 8:42:18
Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....
19 10 2025 10:29:13
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
18 10 2025 19:55:16
Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....
17 10 2025 4:51:17
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
16 10 2025 8:54:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




