Обобщающий урок по теме "Водоросли"
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о водорослях как особой группе растительных организмов, развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, взаимоуважение, умение работать в группе.
Оборудование: таблицы “Одноклеточные водоросли”, “Многоклеточные водоросли”, “Бурые и красные водоросли”; комплекты карточек-заданий на 4-5 групп.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
План урока:
- Организационный момент, знакомство с правилами и особенностями проведения урока.
- Работа в группах.
- Подведение итогов.
Ход урока
Класс по принципу жеребьевки делится на 4-5 комaнд. Также из числа сильных учеников по желанию выбираются помощники учителя (жюри 2 человека) для подсчета баллов. Первое и третье задания выполняются письменно в процессе групповой работы. Второе задание – вопрос, который вытягивает капитан каждой комaнды из черного ящика, обсуждается в группе и представляется на суд жюри. Возможны дополнения ответов со стороны соперников. При подсчете результатов выявляются комaнды-победители, участники которых получают максимальную отметку. Особо поощряются также наиболее активные учащиеся из менее успешных комaнд.
Задание №1 “Кроссворд”
По вертикали:
- Бурая водоросль.
- Красная водоросль, употрeбляемая человеком в пищу.
- Водоросль, которая может развиваться на поверхности льда и снега.
- Особые выросты водорослей, служащие для их прикрепления к грунту.
- Нитчатая водоросль.
- Колониальная зеленая водоросль.
- Что образуется в водоемах из зеленой водоросли спирогиры?
- Как еще называются красные водоросли?
По горизонтали:
- Органоид передвижения одноклеточных водорослей.
- Какие вещества определяют окраску водорослей?
- Тело водорослей.
- Органоид водорослей, содержащий хлорофилл.
- Группа водорослей, клетки которых располагаются в один ряд друг за другом.
- Какую бурую водоросль называют “морской капустой”?
- Подвижные клетки со жгутиками, образующиеся при бесполом размножении водорослей.
- Зеленая водоросль, называемая “морской салат”.
- Самые глубоководные водоросли.
(Ответы:
По вертикали: 1 – Фукус; 2 – Порфира; 3 – Хламидомонада; 4 – Ризоиды; 5 – Улотрикс; 6 – Вольвокс; 7 – Тина; 8 – Багрянки.
По горизонтали: 1 – Жгутик; 2 – Пигменты; 3 – Слоевище; 4 – Хроматофор; 5 – Нитчатые; 6 – Ламинария; 7 – Зооспоры; 8 – Ульва; 9 - Красные).
Задание №2 “Почемучка”
- У деревьев и других растений, произрастающих на суше, вода и минеральные соли передвигаются по сосудам древесины снизу вверх (от корней к листьям). Органические же вещества передвигаются по сосудам луба от листьев к корням. У водорослей нет проводящей системы. Как у водорослей происходит обмен веществ?
- Водоросли, как и все растения, нуждаются в солнечном свете, однако многие морские водоросли могут жить только на больших глубинах, куда он слабо приникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Дайте объяснение подобному явлению.
- Большинство водорослей произрастает в воде, однако водоросли, которые растут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды, что им совсем не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить нeблагоприятные условия?
- Давно замечено, что в северных морях, где вода холодная, водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Объясните это явление.
- В результате хозяйственной деятельности человека некоторые водоемы сильно загрязнены, вода в них стала мутной, непрозрачной. Почему в этих водоемах водоросли погибают?
(Ответы:
- Водоросли – низшие растения, они не имеют ни корней, ни стeблей, ни листьев. Растение находится в воде, клетки его поглощают с водой питательные вещества; процесс фотосинтеза идет в каждой клетке водоросли.
- Глубоководные водоросли поглощают невидимую часть солнечного спектра, которая проникает на большие глубины. Поэтому они имеют красную и коричневую окраску.
- Многие водоросли покрыты студенистым веществом, которое замедляет испарение воды.
- В северных морях водоросли растут лучше, потому что в холодной воде растворяется больше кислорода, который необходим для дыхания растению.
- Водоросли погибают из-за недостаточного количества света, что приводит к угнетению фотосинтеза.
Задание №3 “Угадайка”
- Живут в пресной и соленой воде, в почве, на коре деревьев, на снегу.
- Обитатели морей.
- Живут на значительной глубине.
- Живут на незначительной глубине, образуя фитопланктон.
- Глубина, на которой живу, - не более 30-50 м.
- Преобладает бурый фотосинтезирующий пигмент – фукоксантин.
- Заросли этих водорослей в Атлантическом океане образуют море без берегов – Саргассово море.
- Другое название этих водорослей – багрянки.
- Усваивают красные и синие лучи солнечного спектра.
- Хлорофилл содержится в хроматофоре.
- Обитают в теплых морях, но встречаются и в морях Северного Ледовитого океана.
- Являются звеном в цепи питания.
- Представитель этого отдела – водоросль Хлорелла, – при космических полетах может обеспечивать космонавтов кислородом и питательными веществами.
- Среди них – самые крупные в мире растения. Грушеносный макроцистис – длина от 150 до 300 м.
- Представитель этого отдела – Хламидомонада, – служит для очистки сточных вод.
- Имеют воздухоносные полости, чтобы держать слоевище на плаву.
- Из них получают агар-агар.
- Служат убежищем для морских животных.
- При интенсивном размножении этих водорослей вода “зацветает”, что может привести к гибели водных животных, так как продукты жизнедеятельности некоторых из них ядовиты.
- Для фотосинтеза используют синюю часть спектра.
- В приморских районах водоросли, собираемые на берегу после шторма, используются как удобрения.
- Фотосинтезирующие пигменты: хлорофилл и фикобилины.
- Для фотосинтеза используют желтую, оранжевую и зеленую часть спектра.
- Некоторые виды могут окрашивать снег в зеленый или красный цвет.
- Из них получают спирт, уксусную кислоту, йод.
(Ответы:
Отдел Зеленые водоросли | Отдел Бурые водоросли | Отдел Красные водоросли |
1, 4, 9, 10, 12, 13, 15, 19, 24 | 2, 5, 6, 7, 12, 14, 16, 18, 20, 21, 25 | 2, 3, 8, 11, 12, 17, 18, 22, 23 |
Литература.
- Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996. – 80 с.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н. 900 вопросов и заданий по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Аквариум ЛТД, 2001. – 224 с.
- Парфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
- Пономарева И. Н. Биология: 6 класс. – М., Вентана-Граф, 2010. – 240 с.
Комментарии:
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
27 11 2024 4:25:46
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
26 11 2024 21:22:25
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
25 11 2024 20:44:30
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
24 11 2024 0:39:59
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
23 11 2024 9:52:23
Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....
22 11 2024 16:54:46
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
21 11 2024 1:54:38
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
20 11 2024 23:46:48
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
19 11 2024 6:59:25
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
18 11 2024 5:13:19
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...
17 11 2024 10:35:46
На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....
16 11 2024 22:35:45
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
15 11 2024 4:45:24
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
14 11 2024 21:45:32
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
13 11 2024 22:34:42
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
12 11 2024 22:42:28
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
11 11 2024 17:57:38
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
10 11 2024 23:27:32
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
09 11 2024 1:36:18
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
08 11 2024 14:27:58
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
07 11 2024 18:37:46
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...
06 11 2024 23:31:42
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...
05 11 2024 15:33:53
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
04 11 2024 7:52:12
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
03 11 2024 19:41:30
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
02 11 2024 21:59:17
Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
01 11 2024 0:37:27
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
31 10 2024 14:40:15
Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....
30 10 2024 3:18:46
Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....
29 10 2024 5:26:39
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
28 10 2024 17:54:37
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...
27 10 2024 16:52:48
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...
26 10 2024 11:10:44
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...
25 10 2024 4:20:15
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
24 10 2024 5:47:54
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
23 10 2024 0:43:18
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
22 10 2024 17:55:35
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...
21 10 2024 13:24:18
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
20 10 2024 19:14:35
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...
19 10 2024 5:14:14
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
18 10 2024 21:47:47
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
17 10 2024 21:50:27
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
16 10 2024 22:27:17
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
15 10 2024 14:56:22
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
14 10 2024 11:21:48
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
13 10 2024 0:20:41
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
12 10 2024 6:32:36
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
11 10 2024 9:15:22
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
10 10 2024 11:35:27
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...
09 10 2024 2:13:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::