Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"
Цели и задачи.
- Образовательные: обобщить и систематизировать учебный материал по теме “Дыхание”, проследить связь с изученными темами курса и обеспечить связь с последующими темами.
- Развивающие: способствовать развитию умения объединять знания разных наук, что позволяет представить целостную картину мира; развивать умения работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы; развивать навыки проектно-исследовательской деятельности, работы в группе, умение готовить презентации; способствовать развитию умения учащихся учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебных проектов.
- Воспитательные: формировать навыки здорового образа жизни, воспитывать потребность в сохранении своего здоровья.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме урока, групповые проектные работы (информационные листы для альбома), таблицы по теме “Органы дыхания”.
Тип урока: обобщающий урок-проект.
Методы: исследовательский, поисковый.
Ход урока
Учитель.
Известно, что для изучения природы
Нужны: упорство, сила духа, мужество.
А чтобы было легче понимать,
Поможет нам наук содружество.
Они помогут объяснить процесс дыхания.
Уверена, что все достигнут понимания,
Поэтому сказать не побоюсь:
“Да здравствует прекрасный их Союз!”.
Сегодня в центре нашего внимания будет связь биологии с другими науками. Современная биология опирается на достижения других наук - физики, химии, математики и др. В результате интеграции этих наук выделились пограничные области биологии, изучающие физико-химические и молекулярные основы живого: биохимия, биофизика, молекулярная биология, бионика и др. Мы закончили изучение темы “Дыхание”. Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы обобщить, систематизировать знания, но и на примере этой темы доказать тесную связь биологии с другими науками, что позволит представить целостную картину мира. Каждая группа готова представить доказательства этой связи!
Процесс дыхания настолько сложен,
Что без других наук
Мы разобраться в нём не сможем.
Сегодня нам законы физики необходимы,
Они ведь для природы всей едины.
Представляю, уже догадались многие,
Союз физики и биологии!
Первая творческая группа “Союз физики и биологии” (выступление учащихся).
Законы физики едины для органического и неорганического мира. Поступление воздуха во время вдоха в лёгкие и выталкивание во время выдоха являются физическими процессами (Презентация, слайд 4, анализ схемы). Чтобы понять, как происходит газообмен в лёгких и тканях, мы должны снова обратиться к физике, потому что переход газов из окружающей среды в жидкость и из жидкости в воздух подчиняется физическим законам. Каждый газ растворяется в жидкости в зависимости от своего парциального давления. Парциальное давление – это давление одного из газов в газовой смеси. Например, нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст., содержание кислорода – 21%. Это значит, что парциальное давление кислорода будет 760 x 0,21 = 160 мм.рт.ст.. Парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе выше, чем в альвеолярном, поэтому газ диффундирует в альвеолы. Из альвеол по тем же причинам, кислород проникает в венозную кровь, насыщая её, а из крови в ткани. Парциальное давление углекислого газа в тканях выше, чем в крови, а в альвеолярном воздухе выше, чем в атмосферном воздухе (0,2 мм.рт.ст.), поэтому он диффундирует из тканей в кровь, затем в альвеолы и в атмосферу (слайд 5).
Таким образом, мы видим, что законы физики едины для живой и неживой природы.
Учитель. Биология теснейшим образом связана с химией. Глубокая связь этих наук привела к возникновению многих научных дисциплин: биохимии, медицинской химии, агрохимии и т.д. Роль химических знаний в биологии обусловлена тем, что вещества и формы существования химического элемента находятся в биологических системах.
Вещества в процессе дыхания
Расщепляются и окисляются.
Всем известно, что такие реакции
В курсе химии изучаются.
Биология с химией - сёстры,
Мы их рядом всегда встречаем,
Изучая живую природу
Тут же химию замечаем.
Вторая группа “Союз биологии и химии”.
Кислород (О2) и углекислый газ (СО2) в основном находятся в крови в связанном состоянии с гемоглобином. В состав гемоглобина входит двухвалентное железо, которое, соединяясь с кислородом, образует обратимое соединение – оксигемоглобин. Данная реакция является обратимой, а равновесие может сдвигаться вправо или влево в зависимости от имеющейся концентрации кислорода (слайд 7, анализ схемы). В виде оксигемоглобина кислород от лёгких кровью переносится к тканям. Здесь оксигемоглобин диссоциирует, высвобождая кислород, обеспечивая им ткани. Гемоглобин связывается с углекислым газом, образуя также обратимое соединение карбогемоглобин. Это соединение распадается в легких, углекислый газ выделяется в окружающую среду. Исключительно прочна связь гемоглобина с угарным газом. Этой прочностью объясняется отравляющее действие угарного газа. Кислород не может вступить в связь с гемоглобином и не поступает к клеткам и тканям. В понятие “дыхание” включают несколько процессов (слайд 8). Внутреннее дыхание – это процессы, происходящие в митохондриях клеток. Кислород, поступающий в митохондрии в процессе дыхания, обеспечивает окисление веществ до углекислого газа и воды. В результате образуется большое количество энергии. Клеточное дыхание представляет собой высокоупорядоченный процесс последовательно идущих реакций. Но с этими реакциями мы будем знакомиться в следующем году.
Таким образом, мы видим, что биология и химия неразрывно связаны друг с другом.
Учитель. Все результаты, полученные в ходе исследований, обpaбатываются математически. Например, хаpaктерной чертой генетических опытов, является точный количественный учет проявления изучаемых признаков. В настоящее время для более полного и глубокого познания живой природы широко используют моделирование. При этом применяют математическую обработку данных.
Теперь известно вам, что в биологии
К математике обращаются многие.
Не сомневайтесь, это точно –
Союз сей очень-очень прочный!
Третья группа “Союз биологии и математики”.
На уроках биологии нам часто приходится решать задачи, которые различают по способу действия, по содержанию, по способу решения, по назначению. Знания математики нам необходимы при решении арифметических, количественных задач. Количественные задачи в биологии дают возможность получить числовые данные, подтверждающие справедливость определённой биологической закономерности. Арифметические задачи требуют простых арифметических расчетов. Предлагаем вам несколько задач, которые иллюстрируют союз биологии и математики (слайды 10-12, класс решает задачи).
Учитель. Биология всегда развивалась в тесном контакте с географией. Длительное время географы-путешественники, описывая страны, собирали богатый материал для биологов. Вы знаете, что объектом исследования географии является поверхность нашей планеты. Поверхность нашей планеты - это зона сложнейшего взаимодействия горных пород, воды, атмосферы, живых организмов, т.е. особая оболочка планеты, обладающая целостностью и своеобразием. Она получила название географическая оболочка.
Атмосфера - оболочка земная.
Это мы из географии знаем.
Пусть нам даст наука эта знания,
Чтобы лучше понимать процесс дыхания!
Четвертая группа “Союз биологии и географии”.
Одна из земных оболочек, которые изучает география – атмосфера. Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Воздух представляет собой смесь газов: азот – 78%, кислород - 21%, инертные газы и углекислый газ – 1%. Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится очень трудно дышать. Так в 1875 году воздушный шар “Зенит”, на борту которого находились три воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Когда шар приземлился, то в живых остался лишь один человек. То же самое происходит и при подъёме в горы. Это происходит потому, что с высотой воздух становится менее плотным. Парциальное давление кислорода меньше а, следовательно, и в крови человека. Масса 1 см3 воздуха на высоте 12 км, например, равна 310 г. а, на высоте 40 км – 4г. Обязательное условие нормального дыхания – определенная концентрация кислорода и углекислого газа в воздухе и его чистота. Очень сильно загрязняет воздух пыль. Только в море, в 1000 км от берега на очень большой высоте, пыли нет. Даже на вершинах Альп в 1 мл. воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объёме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. Ветер переносит её на очень далёкие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль Сахары. Пыль в воздухе содержит большое количество микроорганизмов, поэтому это наиболее распространенный способ передачи заболеваний. Один из основных источников загрязнений атмосферы - автотрaнcпорт. В таблице указаны компоненты выхлопных газов, которые загрязняют воздух (слайд 14). Атмосфера постоянно загрязняется в связи с развитием промышленности. Поэтому во всех странах проводятся мероприятия по предотвращению загрязнения воздушного бассейна.
Учитель. Действительно, с развитием промышленности, воздух сильно загрязняется, но атмосфера может самоочищаться. Дождь промывает ее, удаляя пыль и растворимые вещества. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Ультрафиолетовые лучи Солнца убивают микроорганизмы. Однако размах хозяйственной деятельности человека достиг таких масштабов, что естественных сил самоочищения стало недостаточно.
Вывод, я скажу, не сложен:
Жить без воздуха не сможем!
Ну, а если воздух грязный,
Он становится опасный.
Объяснить где враг - кто сможет?
Экология поможет!
Пятая группа “Союз биологии и экологии”.
Загрязнение воздуха таит в себе угрозу не только для здоровья людей, но и наносит экологический вред всей природе. Один из основных источников загрязнения воздуха, автомобильный трaнcпорт. Большинство газовых выделений двигателей автомобилей тяжелее воздуха, поэтому скапливаются у земли. Ребёнок, сидящий в коляске, вдыхает больше токсичного воздуха, чем взрослые, которые с ним гуляют. Поэтому мы рекомендуем всем поменьше находиться на улицах с большим выбросом вредных веществ. Большую роль в очищении воздуха играют зеленые растения. Яркая и сочная зелень украшает, оживляет любое помещение. Комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают его от вредных веществ. Воздух в помещениях сухой от центрального отопления, пыльный наэлектризованный, а растения фильтруют его, впитывая вредные вещества через устьица. Сильно загрязняет воздух формальдегид, который выделяется из ДСП и напольных покрытий, но есть растения, которые его поглощают и переpaбатывают: хлорофитум, финиковая пальма. Компьютеры выделяют ксилол и толуол. Эти вещества поглощает диффенбахия, филодендрон. Для очищения и увлажнения воздуха полезны гибискус, нефролепис, плющ, фикус, циперус, циссус. Растения могут лечить. Так алое древовидное используют при разных заболеваниях дыхательной системы, а пеларгонии выделяю вещества губительные для бактерий (слайды 16 – 19). Очень сильно воздух загрязняет пыль. Зеленые насаждения улавливают до 80% пыли. У нас на пришкольной территории растут разные деревья и много кустарников. На их листьях осаждается большое количество пыли (слайд 20, анализ).
Все живые существа дышат воздухом и этот воздух должен быть чистым. Каждый человек, изучающий экологию, может и должен участвовать в изменении нашего отношения к природе.
Учитель. Мир живых организмов имеет огромное значение в природе, в общей культуре человека. Учёные не перестают восхищаться чудесами природы. Строгие теоретики, пpaктики порой обращаются к стихам и прозе, даже слагают целые поэмы, посвящённые живым объектам природы. Например, дед Ч. Дарвина написал несколько крупных поэм. Живая природа часто используется в художественной литературе для выражения чувств и мыслей героев произведений. Живая природа всегда присутствует в поэзии А.С. Пушкина, С.А. Есенина и многих других поэтов и писателей. Процесс дыхания сложный и в тоже время очень интересный, удивительный процесс. Он настолько удивительный, что мне тоже хочется выразить чувства в своих стихах (Приложение 1).
А сейчас слово нашим экспертам.
Шестая группа “Союз биологии и литературы”.
Каждый человек, наверно, замечает, что когда рано утром выходит в поле, в лес, то чувствует, как легко дышится. Когда воздух чист, дыхательные пути широко раскрыты и воздух обильно поступает в лёгкие. Повышается обмен веществ, появляются бодрость и прекрасно самочувствие. Именно такое состояние вдохновляло поэтов, писателей, художников. Обратимся к произведениям И.С.Тургенева [8] (слайд 22).
Значимость свежего, чистого воздуха для организма немного смешно, но точно описал Н.А. Заболоцкий в стихотворении “Сохранение здоровья” [9] (Приложение 2, читают наизусть).
В произведениях многих писателей можно обнаружить их хорошие биологические знания. Обратимся к произведению Джека Лондона “Мартин Иден” [7]. Герой произведения бросился в море. Ему не хочется жить. И вот здесь автор показывает борьбу разума и тела (Приложение 3). Если посмотреть на данный отрывок произведения с биологической точки зрения, то можно увидеть в этой борьбе механизм нервной и гумopaльной регуляции дыхания.
Таким образом, мы видим, что существует тесная связь науки о живом прекрасном мире и литературы.
Учитель. Сегодня на уроке мы смогли решить две очень важные задачи. Во-первых, вы проверили свои знания и умения по теме “Дыхание”, во-вторых, вы провели большую работу по выявлению межпредметных связей. В центре нашего внимания была связь биологии с физикой, химией, математикой, географией, экологией и литературой. Но это далеко не всё. Можно говорить о связи с историей, философией, этикой и т.д. Работа, которую вы провели, позволила интегрировать естественнонаучные сведения и осознать целостность мира.
Земля - прекрасная планета,
Разнообразный мир с обилием тепла и света.
В системе Солнечной такой он лишь один,
Но, несмотря на разноликость, мир един!
Подведение итогов. Обсуждение пpaктической значимости проведённого исследования: что узнали нового? Где эти знания пригодятся в жизни?
Оценка деятельности учащихся.
Литература, которую использовали учащиеся в ходе работы.
1.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс. М. Вентана-Граф 2012
2. Алексашина И.Ю. Настольный справочник школьника. Том 1 (математика, физика, химия, биология). Санкт-Петербург, “Весь” 2008.
3.Локшин Г.И. Биология. Краткий курс для абитуриентов. М. “Лист” 1998.
4.Щербатых Ю.В.. Биология. М. “Эксмо” 2006.
5.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.Просвещение 1990.
6.Демьянков Е.Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению. Орёл 1993.
7. Джек Лондон. Мартин Иден. М. Мир книги 2005.
8.Тургенев И.С. Записки охотника. М.Мир книги 2006.
9.Заболоцкий Н.А. Стихотворения. Тула 1989.
10.Головкин Б.Н.Все о комнатных растениях. М. Айрис Пресс 2009
11. http://bagazhznaniy.ru/obrazovanie/gazoobmen-v-legkix-i-tkany
12. http://bagazhznaniy.ru/obrazovanie/dyhatelnye-dvizhenija-reguljacija-dyhanija
13. http://www.greensalvation.org/index.php?page=influenceAvtoZV
14. http://ouc.ru/zabolotsky/sohraneniye-zdorovya.html
Комментарии:
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
31 08 2025 15:18:59
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
30 08 2025 0:29:55
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
29 08 2025 13:20:28
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
28 08 2025 8:59:16
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью.
...
27 08 2025 12:15:52
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
26 08 2025 19:32:21
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
25 08 2025 23:39:59
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
24 08 2025 9:26:32
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
23 08 2025 2:51:46
Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....
22 08 2025 10:43:42
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
21 08 2025 17:45:25
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
20 08 2025 22:56:48
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...
19 08 2025 23:47:59
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
...
18 08 2025 14:53:48
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
17 08 2025 15:23:35
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
16 08 2025 20:52:33
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
15 08 2025 15:16:13
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
14 08 2025 23:22:36
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
13 08 2025 20:10:36
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
12 08 2025 16:16:18
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
11 08 2025 11:31:11
Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....
10 08 2025 21:17:44
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
09 08 2025 4:12:33
Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....
08 08 2025 7:46:52
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
07 08 2025 17:34:24
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
06 08 2025 13:34:30
Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся
...
05 08 2025 6:43:48
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
04 08 2025 8:32:18
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
03 08 2025 20:53:31
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
02 08 2025 23:53:28
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
01 08 2025 6:46:52
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка
(русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
31 07 2025 17:32:32

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
30 07 2025 2:37:10
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
29 07 2025 15:18:53
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
28 07 2025 18:58:58
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
27 07 2025 21:11:23
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
26 07 2025 10:46:50
На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....
25 07 2025 3:46:12
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
24 07 2025 12:54:18
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
23 07 2025 20:39:14
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности.
...
22 07 2025 12:17:11
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
21 07 2025 12:15:46
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
20 07 2025 2:56:32
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
19 07 2025 14:14:20
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
18 07 2025 5:13:56
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
17 07 2025 3:26:24
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель.
...
16 07 2025 9:49:44
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
15 07 2025 21:49:46

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
14 07 2025 8:55:29
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
13 07 2025 16:54:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::