Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Баба Яга: Здравствуйте, ребята (обращается к ведущему). Так о чем интересном вы сегодня нам расскажите?
Ведущий: Сегодня я хочу рассказать вам о листьях.
Баба Яга (разочарованно): Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они нужны?
Ведущий: Прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.
Баба Яга: Какую?
Ведущий: Без чего человек не может жить?
(Раздается шум, свист, гром, влетает кощей.)
Кощей: Я знаю, без чего человек не может жить.
Ведущий: Без чего же?
Кощей: Без меня.
Баба Яга: Здравствуй, братец родимый, кощей любимый.
Кощей: Здорово, сестрица яга – костяная нога.
Ведущий: А с ребятами, почему не поздоровался, кощей?
Кощей: Здравствуйте, ребятки!
Ведущий: Так ты кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Так?
Кощей: Конечно! Если вы не согласны, то я живо могу вас всех погубить.
Ведущий: Какое высокомерие! Сколько еще в тебе злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята? (Ребята отвечают.)
Баба Яга: Но без чего тогда мы не можем жить? Очень даже интересно. Я так думаю что без хлеба.
Ведущий: Нет, Баба-яга мы не можем жить без листьев.
Баба Яга: Вот, что еще придумали (сердито) без листьев. Так я и поверила! Без каких-то там листьев мы не можем жить.
Кощей: Бред, бред какой то вы несете!
Ведущий: Ну, хорошо, тогда скажите, может ли вы не дышать? Ну ка попробуйте жить, чтобы не дышать. Ребята тоже могут попробовать не дышать. Начали .............
(Баба Яга и Кощей затаили дыхание, стараются не дышать.)
Баба Яга и Кощей (выпустив воздух ): Ой, больше не могу, дышать хочется.
Кощей: Да и я никогда не думала об этом. А чем мы дышим?
Учитель: Давайте поинтересуемся у ребят:
- Чем же мы дышим? (Ответ.)
- Какие газы в ходят в состав воздуха? (Ответ.)
- Каково % содержание газов в воздухе? (Ответ.)
Значит, мы дышим кислородом. За 1 сутки каждый из нас вдыхает 700 900 литров кислорода.
Кощей: Но я все таки не понимаю, причем тут листья?
Ведущий: А притом, дорогие мои, что листья – окружающее нас – это не просто листья, а самые настоящее фабрики кислорода.
Баба Яга (смеется): Ой не могу, ой уморили! Листья фабрики!..… вот это да! Не когда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день – это не просто листья, а фабрики.
Кощей: У всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями трубы и дым?
Учитель:
- Почему же листья считают фабриками? (Ответ.)
- Как называется этот процесс? (Ответ.)
Задание.
Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
1. Где находится хлорофилл в листьях?
А) в ядре
Б) в пластидах.
В) в цитоплазме
Г) в оболочке
2. Как называется процесс образования в хлоропластах органических веществ из углекислого газа и воды при участии солнечной энергии?
А) дыхание
Б) испарение
В) фотосинтез
3. Какие ткани в ходят в состав листа?
А) основная
Б) проводящая
В) покровная
4. В каких клетках листа главным образом расположены хлоропласты?
А) в клетках кожицы
Б) в клетках мякоти
В) в клетках жилки
Решение:1-Б; 2-В; 3-А, Б, В; 4-Б.
Задание.
Определите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе.
А) Хлоропласты листа используют солнечную энергию.
Б) Через устьица в клетки листа поступает углекислый газ.
В) Вода по жилкам листа поступает в клетки основной ткани.
Г) Из углекислого газа и воды в листе образуется органические вещества.
Д) Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли.
Е) Вода по сосудам стeбля поступает в лист.
Решение: Б, Д, Е, В, А, или Д, Е, Б, В, А, Г.
Задание на заполнение пропусков в тексте.
А) Процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и углекислого газа при участии солнечной энергии называют ___________.
Б) При фотосинтезе поглощается ___________ газ, а выделяется ___________.
В) Фотосинтез происходит только в ___________ время суток.
Г) При этом масса листа ___________ так, как ___________ вещество образуется.
Учитель: Какие условия не обходимы для фотосинтеза? (Ответ.)
Ведущий: Разъясните мне, пожалуйста:
А) Где будет выше урожай картофеля – выращиваемого в затененном саду или на открытом поле? Почему?
Б) К клубням картофеля, находящимся в почве не проникает солнечной свет, они лишены хлорофилла. Каким образом в клубнях накапливается крахмал? (Ответы.)
Баба Яга: Выходит, если бы листочков не было мы израсходовали бы весь кислород?
Кощей: Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода.
Ведущий: Да, правильно Кощей: Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке.
Баба Яга: Вот почему, ребятки, живу я в лесу, в избушке на курьих ножках. А если бы жила в городе, где автомобили загрязняют воздух, то давно бы меня на белом свете не было.
Кощей: Да и я постоянно на природе живу, поэтому меня и Бесcмepтным кличут.
Ведущий: Вот почему, так важно беречь природу, ведь без листьев нам не обойтись.
Учитель: Давайте вспомним строение листа. (Ответ.)
В это время пока вспоминается строения листа: у доски работают с текстом по заполнению пропусков:
- Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют _______________.
- Боковой орган побега это _______________.
- Участок, стeбля несущей лист это _______________, а участок между соседними узлами называют_______________.
Задание на объяснение понятий.
- Простые листья.
- Сложные листья.
- Черешковые и сидячие листья.
- Параллельное, дуговое и сетчатое жилкование.
- Очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение.
Ведущий: А я знаю, что в листьях есть окна и двери.
Кощей: Окна и двери. Невероятно! Но где же они, я их не вижу.
Учитель: Давайте объясним. Что такое окна и двери? (Ответ.)
Задание.
Какова роль листа в жизни растения?
А) Осуществляет поглощение воды и минеральных веществ.
Б) В нем происходит фотосинтез.
В) Выполняет опopную функцию.
Г) Выполняет испарение воды.
Решение: Б, Г.
Задание.
Рассказать строение кожицы листа.
Ведущий: Значит, лист выполняет функцию испарения воды?
Учитель: Да.
Задание.
Какие особенности строения листа уменьшают испарение воды?
А) Закрывание устьиц.
Б) Увеличение листовой пластинки.
В) Наличие количества устьиц.
Г) Расположение устьиц в углублениях листа.
Д) Восковой налет на листьях.
Е) Опушение волосками листьев.
Ж) Уменьшение листовой пластинки.
Решение: А, Г, Д, Е, Ж..
Задание.
- Листопад с деревьев умеренного климата бывает поздней осенью, а у тропического дерева (баобаба) листья опадают в разгар лета. Каково значение летнего листопада?
- В какое время суток лучше всего срезать цветы для букетов, чтобы, они дольше стояли свежими.
- Почему в спальной комнате на ночь не рекомендуют ставить большое количество цветов?
- Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?
- Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, салат, щавель) и временем суток? Почему?
Учитель: Каково значение фотосинтеза, испарения и дыхания?
Кощей: Смотрите ка, какие умные эти устьица.
Ведущий: А известно ли тебе что растения бывают хищниками?
Кощей: Как это хищниками?
Ведущий: Таких растений примерно 500 на земном шаре.
Сообщение учащегося «Зеленые капканы» журнал [Юный натуралист №1 1990год].
Баба-Яга: Интересно, а какие листья бывают самые большие?
Ведущий: Самые большие листья, это листья пальмы, они достигают длины более 20 метров.
Кощей: Вот это да! Больше меня и даже больше моего дома.
Ведущий: Из таких листьев люди строят дома, хижины, заборы. А некоторые листья мы употрeбляем в пищу. Вот ты Кощей, какие листья употрeбляешь в пишу?
Кощей: Ни какие. Что я заяц, что ли листья жевать?
Ведущий: Ну, а чай то ты пьешь?
Кощей: Еще, как.
Ведущий: Так вот чай, как раз делается из листьев.
Учитель: А еще, какие листья мы употрeбляем в пищу? (Ответ.)
Баба-Яга: Как интересно было послушать.
Учитель подводит итог и выставляет оценки за урок.
Комментарии:
Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
04 12 2025 19:33:32
Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер «Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....
03 12 2025 19:31:31
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
02 12 2025 3:29:26
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
01 12 2025 13:52:31
Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
30 11 2025 4:53:19
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний.
...
29 11 2025 17:45:56
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
28 11 2025 16:28:50
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
27 11 2025 1:11:52
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
26 11 2025 21:24:23
В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....
25 11 2025 23:27:34
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
24 11 2025 16:48:27
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
23 11 2025 22:25:17
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
22 11 2025 20:29:54
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
21 11 2025 21:10:59
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
20 11 2025 8:48:22
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
19 11 2025 17:11:52
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
18 11 2025 14:53:50
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
17 11 2025 0:29:54
Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....
16 11 2025 13:47:32
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
15 11 2025 0:23:16
На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....
14 11 2025 17:48:48
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
13 11 2025 23:30:14
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
12 11 2025 8:59:32
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
...
11 11 2025 1:45:30
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
10 11 2025 10:14:48
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
09 11 2025 4:56:45
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются.
...
08 11 2025 4:33:21
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
07 11 2025 3:57:57
Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....
06 11 2025 20:14:54
Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....
05 11 2025 9:25:37
Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....
04 11 2025 23:30:15
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
03 11 2025 7:39:43
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
02 11 2025 19:47:35
Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....
01 11 2025 23:28:55
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
31 10 2025 22:50:20
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
30 10 2025 4:12:17
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
29 10 2025 12:32:24
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
28 10 2025 20:47:23
Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....
27 10 2025 9:44:27
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
26 10 2025 21:29:39
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
25 10 2025 1:29:19
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
24 10 2025 23:35:46
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
23 10 2025 15:27:53
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
22 10 2025 10:55:18
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
21 10 2025 4:48:59
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
20 10 2025 22:55:53
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
19 10 2025 22:54:24
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
18 10 2025 19:40:41
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
17 10 2025 21:14:31
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
16 10 2025 21:59:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




