Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Баба Яга: Здравствуйте, ребята (обращается к ведущему). Так о чем интересном вы сегодня нам расскажите?
Ведущий: Сегодня я хочу рассказать вам о листьях.
Баба Яга (разочарованно): Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они нужны?
Ведущий: Прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.
Баба Яга: Какую?
Ведущий: Без чего человек не может жить?
(Раздается шум, свист, гром, влетает кощей.)
Кощей: Я знаю, без чего человек не может жить.
Ведущий: Без чего же?
Кощей: Без меня.
Баба Яга: Здравствуй, братец родимый, кощей любимый.
Кощей: Здорово, сестрица яга – костяная нога.
Ведущий: А с ребятами, почему не поздоровался, кощей?
Кощей: Здравствуйте, ребятки!
Ведущий: Так ты кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Так?
Кощей: Конечно! Если вы не согласны, то я живо могу вас всех погубить.
Ведущий: Какое высокомерие! Сколько еще в тебе злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята? (Ребята отвечают.)
Баба Яга: Но без чего тогда мы не можем жить? Очень даже интересно. Я так думаю что без хлеба.
Ведущий: Нет, Баба-яга мы не можем жить без листьев.
Баба Яга: Вот, что еще придумали (сердито) без листьев. Так я и поверила! Без каких-то там листьев мы не можем жить.
Кощей: Бред, бред какой то вы несете!
Ведущий: Ну, хорошо, тогда скажите, может ли вы не дышать? Ну ка попробуйте жить, чтобы не дышать. Ребята тоже могут попробовать не дышать. Начали .............
(Баба Яга и Кощей затаили дыхание, стараются не дышать.)
Баба Яга и Кощей (выпустив воздух ): Ой, больше не могу, дышать хочется.
Кощей: Да и я никогда не думала об этом. А чем мы дышим?
Учитель: Давайте поинтересуемся у ребят:
- Чем же мы дышим? (Ответ.)
- Какие газы в ходят в состав воздуха? (Ответ.)
- Каково % содержание газов в воздухе? (Ответ.)
Значит, мы дышим кислородом. За 1 сутки каждый из нас вдыхает 700 900 литров кислорода.
Кощей: Но я все таки не понимаю, причем тут листья?
Ведущий: А притом, дорогие мои, что листья – окружающее нас – это не просто листья, а самые настоящее фабрики кислорода.
Баба Яга (смеется): Ой не могу, ой уморили! Листья фабрики!..… вот это да! Не когда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день – это не просто листья, а фабрики.
Кощей: У всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями трубы и дым?
Учитель:
- Почему же листья считают фабриками? (Ответ.)
- Как называется этот процесс? (Ответ.)
Задание.
Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
1. Где находится хлорофилл в листьях?
А) в ядре
Б) в пластидах.
В) в цитоплазме
Г) в оболочке
2. Как называется процесс образования в хлоропластах органических веществ из углекислого газа и воды при участии солнечной энергии?
А) дыхание
Б) испарение
В) фотосинтез
3. Какие ткани в ходят в состав листа?
А) основная
Б) проводящая
В) покровная
4. В каких клетках листа главным образом расположены хлоропласты?
А) в клетках кожицы
Б) в клетках мякоти
В) в клетках жилки
Решение:1-Б; 2-В; 3-А, Б, В; 4-Б.
Задание.
Определите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе.
А) Хлоропласты листа используют солнечную энергию.
Б) Через устьица в клетки листа поступает углекислый газ.
В) Вода по жилкам листа поступает в клетки основной ткани.
Г) Из углекислого газа и воды в листе образуется органические вещества.
Д) Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли.
Е) Вода по сосудам стeбля поступает в лист.
Решение: Б, Д, Е, В, А, или Д, Е, Б, В, А, Г.
Задание на заполнение пропусков в тексте.
А) Процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и углекислого газа при участии солнечной энергии называют ___________.
Б) При фотосинтезе поглощается ___________ газ, а выделяется ___________.
В) Фотосинтез происходит только в ___________ время суток.
Г) При этом масса листа ___________ так, как ___________ вещество образуется.
Учитель: Какие условия не обходимы для фотосинтеза? (Ответ.)
Ведущий: Разъясните мне, пожалуйста:
А) Где будет выше урожай картофеля – выращиваемого в затененном саду или на открытом поле? Почему?
Б) К клубням картофеля, находящимся в почве не проникает солнечной свет, они лишены хлорофилла. Каким образом в клубнях накапливается крахмал? (Ответы.)
Баба Яга: Выходит, если бы листочков не было мы израсходовали бы весь кислород?
Кощей: Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода.
Ведущий: Да, правильно Кощей: Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке.
Баба Яга: Вот почему, ребятки, живу я в лесу, в избушке на курьих ножках. А если бы жила в городе, где автомобили загрязняют воздух, то давно бы меня на белом свете не было.
Кощей: Да и я постоянно на природе живу, поэтому меня и Бесcмepтным кличут.
Ведущий: Вот почему, так важно беречь природу, ведь без листьев нам не обойтись.
Учитель: Давайте вспомним строение листа. (Ответ.)
В это время пока вспоминается строения листа: у доски работают с текстом по заполнению пропусков:
- Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют _______________.
- Боковой орган побега это _______________.
- Участок, стeбля несущей лист это _______________, а участок между соседними узлами называют_______________.
Задание на объяснение понятий.
- Простые листья.
- Сложные листья.
- Черешковые и сидячие листья.
- Параллельное, дуговое и сетчатое жилкование.
- Очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение.
Ведущий: А я знаю, что в листьях есть окна и двери.
Кощей: Окна и двери. Невероятно! Но где же они, я их не вижу.
Учитель: Давайте объясним. Что такое окна и двери? (Ответ.)
Задание.
Какова роль листа в жизни растения?
А) Осуществляет поглощение воды и минеральных веществ.
Б) В нем происходит фотосинтез.
В) Выполняет опopную функцию.
Г) Выполняет испарение воды.
Решение: Б, Г.
Задание.
Рассказать строение кожицы листа.
Ведущий: Значит, лист выполняет функцию испарения воды?
Учитель: Да.
Задание.
Какие особенности строения листа уменьшают испарение воды?
А) Закрывание устьиц.
Б) Увеличение листовой пластинки.
В) Наличие количества устьиц.
Г) Расположение устьиц в углублениях листа.
Д) Восковой налет на листьях.
Е) Опушение волосками листьев.
Ж) Уменьшение листовой пластинки.
Решение: А, Г, Д, Е, Ж..
Задание.
- Листопад с деревьев умеренного климата бывает поздней осенью, а у тропического дерева (баобаба) листья опадают в разгар лета. Каково значение летнего листопада?
- В какое время суток лучше всего срезать цветы для букетов, чтобы, они дольше стояли свежими.
- Почему в спальной комнате на ночь не рекомендуют ставить большое количество цветов?
- Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?
- Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, салат, щавель) и временем суток? Почему?
Учитель: Каково значение фотосинтеза, испарения и дыхания?
Кощей: Смотрите ка, какие умные эти устьица.
Ведущий: А известно ли тебе что растения бывают хищниками?
Кощей: Как это хищниками?
Ведущий: Таких растений примерно 500 на земном шаре.
Сообщение учащегося «Зеленые капканы» журнал [Юный натуралист №1 1990год].
Баба-Яга: Интересно, а какие листья бывают самые большие?
Ведущий: Самые большие листья, это листья пальмы, они достигают длины более 20 метров.
Кощей: Вот это да! Больше меня и даже больше моего дома.
Ведущий: Из таких листьев люди строят дома, хижины, заборы. А некоторые листья мы употрeбляем в пищу. Вот ты Кощей, какие листья употрeбляешь в пишу?
Кощей: Ни какие. Что я заяц, что ли листья жевать?
Ведущий: Ну, а чай то ты пьешь?
Кощей: Еще, как.
Ведущий: Так вот чай, как раз делается из листьев.
Учитель: А еще, какие листья мы употрeбляем в пищу? (Ответ.)
Баба-Яга: Как интересно было послушать.
Учитель подводит итог и выставляет оценки за урок.
Комментарии:
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
17 07 2025 23:20:19
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
16 07 2025 13:13:28
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
15 07 2025 13:19:30
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
14 07 2025 10:50:40
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
13 07 2025 1:56:40
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
12 07 2025 3:36:26
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
11 07 2025 19:31:16
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
10 07 2025 15:18:28
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
09 07 2025 12:56:59

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
08 07 2025 20:19:28
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
07 07 2025 20:20:50
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
06 07 2025 1:53:41
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа.
...
05 07 2025 23:10:43
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....
04 07 2025 13:25:15
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
03 07 2025 3:36:40
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
02 07 2025 22:17:52
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
01 07 2025 19:37:42
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
30 06 2025 3:21:15
В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....
29 06 2025 9:21:36

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
28 06 2025 9:55:16
Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых.
...
27 06 2025 3:55:15
Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....
26 06 2025 14:16:25
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
25 06 2025 0:23:12
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
24 06 2025 3:27:17
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
23 06 2025 22:43:20
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
22 06 2025 2:46:18
Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме,
вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на
использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....
21 06 2025 13:19:44
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
20 06 2025 14:48:59
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
19 06 2025 5:23:19
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
18 06 2025 10:46:41
Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...
17 06 2025 10:53:19
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
16 06 2025 12:39:46
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
15 06 2025 23:23:40
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
14 06 2025 17:47:28
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
...
13 06 2025 4:50:11
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
12 06 2025 1:56:23

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
11 06 2025 23:22:12
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
10 06 2025 4:40:15
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
09 06 2025 0:45:31
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
08 06 2025 21:36:25
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
07 06 2025 13:58:40
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
06 06 2025 12:37:13
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
05 06 2025 9:14:50
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
04 06 2025 15:39:55
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
03 06 2025 2:40:32
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
02 06 2025 2:36:26
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
01 06 2025 6:16:11
Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....
31 05 2025 1:19:59
Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....
30 05 2025 4:35:23
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
29 05 2025 1:30:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::