Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Баба Яга: Здравствуйте, ребята (обращается к ведущему). Так о чем интересном вы сегодня нам расскажите?

Ведущий: Сегодня я хочу рассказать вам о листьях.

Баба Яга (разочарованно): Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они нужны?

Ведущий: Прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.

Баба Яга: Какую?

Ведущий: Без чего человек не может жить?

(Раздается шум, свист, гром, влетает кощей.)

Кощей: Я знаю, без чего человек не может жить.

Ведущий: Без чего же?

Кощей: Без меня.

Баба Яга: Здравствуй, братец родимый, кощей любимый.

Кощей: Здорово, сестрица яга – костяная нога.

Ведущий: А с ребятами, почему не поздоровался, кощей?

Кощей: Здравствуйте, ребятки!

Ведущий: Так ты кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Так?

Кощей: Конечно! Если вы не согласны, то я живо могу вас всех погубить.

Ведущий: Какое высокомерие! Сколько еще в тебе злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята? (Ребята отвечают.)

Баба Яга: Но без чего тогда мы не можем жить? Очень даже интересно. Я так думаю что без хлеба.

Ведущий: Нет, Баба-яга мы не можем жить без листьев.

Баба Яга: Вот, что еще придумали (сердито) без листьев. Так я и поверила! Без каких-то там листьев мы не можем жить.

Кощей: Бред, бред какой то вы несете!

Ведущий: Ну, хорошо, тогда скажите, может ли вы не дышать? Ну ка попробуйте жить, чтобы не дышать. Ребята тоже могут попробовать не дышать. Начали .............

(Баба Яга и Кощей затаили дыхание, стараются не дышать.)

Баба Яга и Кощей (выпустив воздух ): Ой, больше не могу, дышать хочется.

Кощей: Да и я никогда не думала об этом. А чем мы дышим?

Учитель: Давайте поинтересуемся у ребят:

  • Чем же мы дышим? (Ответ.)
  • Какие газы в ходят в состав воздуха? (Ответ.)
  • Каково % содержание газов в воздухе? (Ответ.)

Значит, мы дышим кислородом. За 1 сутки каждый из нас вдыхает 700 900 литров кислорода.

Кощей: Но я все таки не понимаю, причем тут листья?

Ведущий: А притом, дорогие мои, что листья – окружающее нас – это не просто листья, а самые настоящее фабрики кислорода.

Баба Яга (смеется): Ой не могу, ой уморили! Листья фабрики!..… вот это да! Не когда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день – это не просто листья, а фабрики.

Кощей: У всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями трубы и дым?

Учитель:

  • Почему же листья считают фабриками? (Ответ.)
  • Как называется этот процесс? (Ответ.)

Задание.

Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

1. Где находится хлорофилл в листьях?

А) в ядре

Б) в пластидах.

В) в цитоплазме

Г) в оболочке

2.  Как называется процесс образования в хлоропластах органических веществ из углекислого газа и воды при участии солнечной энергии?

А) дыхание

Б) испарение

В) фотосинтез

3. Какие ткани в ходят в состав листа?

А) основная

Б) проводящая

В) покровная

4. В каких клетках листа главным образом расположены хлоропласты?

А) в клетках кожицы

Б) в клетках мякоти

В) в клетках жилки

Решение:1-Б; 2-В; 3-А, Б, В; 4-Б.

Задание.

Определите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе.

А) Хлоропласты листа используют солнечную энергию.

Б) Через устьица в клетки листа поступает углекислый газ.

В) Вода по жилкам листа поступает в клетки основной ткани.

Г) Из углекислого газа и воды в листе образуется органические вещества.

Д) Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли.

Е) Вода по сосудам стебля поступает в лист.

Решение: Б, Д, Е, В, А, или Д, Е, Б, В, А, Г.

Задание на заполнение пропусков в тексте.

А) Процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и углекислого газа при участии солнечной энергии называют ___________.

Б) При фотосинтезе поглощается ___________ газ, а выделяется ___________.

В) Фотосинтез происходит только в ___________ время суток.

Г) При этом масса листа ___________ так, как ___________ вещество образуется.

Учитель: Какие условия не обходимы для фотосинтеза? (Ответ.)

Ведущий: Разъясните мне, пожалуйста:

А) Где будет выше урожай картофеля – выращиваемого в затененном саду или на открытом поле? Почему?

Б) К клубням картофеля, находящимся в почве не проникает солнечной свет, они лишены хлорофилла. Каким образом в клубнях накапливается крахмал? (Ответы.)

Баба Яга: Выходит, если бы листочков не было мы израсходовали бы весь кислород?

Кощей: Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода.

Ведущий: Да, правильно Кощей: Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке.

Баба Яга: Вот почему, ребятки, живу я в лесу, в избушке на курьих ножках. А если бы жила в городе, где автомобили загрязняют воздух, то давно бы меня на белом свете не было.

Кощей: Да и я постоянно на природе живу, поэтому меня и Бессмертным кличут.

Ведущий: Вот почему, так важно беречь природу, ведь без листьев нам не обойтись.

Учитель: Давайте вспомним строение листа. (Ответ.)

В это время пока вспоминается строения листа: у доски работают с текстом по заполнению пропусков:

  1. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют _______________.
  2. Боковой орган побега это _______________.
  3. Участок, стебля несущей лист это _______________, а участок между соседними узлами называют_______________.

Задание на объяснение понятий.

  • Простые листья.
  • Сложные листья.
  • Черешковые и сидячие листья.
  • Параллельное, дуговое и сетчатое жилкование.
  • Очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение.

Ведущий: А я знаю, что в листьях есть окна и двери.

Кощей: Окна и двери. Невероятно! Но где же они, я их не вижу.

Учитель: Давайте объясним. Что такое окна и двери? (Ответ.)

Задание.

Какова роль листа в жизни растения?

А) Осуществляет поглощение воды и минеральных веществ.

Б) В нем происходит фотосинтез.

В) Выполняет опорную функцию.

Г) Выполняет испарение воды.

Решение: Б, Г.

Задание.

Рассказать строение кожицы листа.

Ведущий: Значит, лист выполняет функцию испарения воды?

Учитель: Да.

Задание.

Какие особенности строения листа уменьшают испарение воды?

А) Закрывание устьиц.

Б) Увеличение листовой пластинки.

В) Наличие количества устьиц.

Г) Расположение устьиц в углублениях листа.

Д) Восковой налет на листьях.

Е) Опушение волосками листьев.

Ж) Уменьшение листовой пластинки.

Решение: А, Г, Д, Е, Ж..

Задание.

  1. Листопад с деревьев умеренного климата бывает поздней осенью, а у тропического дерева (баобаба) листья опадают в разгар лета. Каково значение летнего листопада?
  2. В какое время суток лучше всего срезать цветы для букетов, чтобы, они дольше стояли свежими.
  3. Почему в спальной комнате на ночь не рекомендуют ставить большое количество цветов?
  4. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?
  5. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, салат, щавель) и временем суток? Почему?

Учитель: Каково значение фотосинтеза, испарения и дыхания?

Кощей: Смотрите ка, какие умные эти устьица.

Ведущий: А известно ли тебе что растения бывают хищниками?

Кощей: Как это хищниками?

Ведущий: Таких растений примерно 500 на земном шаре.

Сообщение учащегося «Зеленые капканы» журнал [Юный натуралист №1 1990год].

Баба-Яга: Интересно, а какие листья бывают самые большие?

Ведущий: Самые большие листья, это листья пальмы, они достигают длины более 20 метров.

Кощей: Вот это да! Больше меня и даже больше моего дома.

Ведущий: Из таких листьев люди строят дома, хижины, заборы. А некоторые листья мы употребляем в пищу. Вот ты Кощей, какие листья употребляешь в пишу?

Кощей: Ни какие. Что я заяц, что ли листья жевать?

Ведущий: Ну, а чай то ты пьешь?

Кощей: Еще, как.

Ведущий: Так вот чай, как раз делается из листьев.

Учитель: А еще, какие листья мы употребляем в пищу? (Ответ.)

Баба-Яга: Как интересно было послушать.

Учитель подводит итог и выставляет оценки за урок.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

27 07 2021 17:40:58

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

27 07 2021 7:30:44

Урок-зачет по теме "Пищеварение"

Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме " Пищеварение". ...

27 07 2021 1:30:55

Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс

На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем " Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности полового и бесполого размножения у растений....

27 07 2021 14:17:40

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

27 07 2021 20:52:18

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

27 07 2021 22:55:31

Основные процессы жизнедеятельности простейших

В статье представлена разработка урока по данной теме. ...

27 07 2021 19:40:59

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве

Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее сперматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....

27 07 2021 22:54:17

"Обмен белков, жиров и углеводов"

Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

27 07 2021 20:54:32

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы « Река моего детства», « Живи родник», « Первоцветы», краеведческие исследования « Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

27 07 2021 0:56:45

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

27 07 2021 21:32:32

Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....

27 07 2021 8:51:46

Класс Двустворчатые: характеристика, системы органов, размножение

Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Раковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают раковины мощные мышцы-замыкатели....

27 07 2021 10:34:23

Химический состав клетки. 5-й класс

Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

27 07 2021 10:29:18

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию " Обучение в сотрудничестве" и " Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

27 07 2021 4:39:58

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое практическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

27 07 2021 14:58:57

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

27 07 2021 10:42:56

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса « Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

27 07 2021 1:56:11

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

27 07 2021 2:25:44

Применение дидактических игр на уроках биологии

Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

27 07 2021 15:35:37

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

27 07 2021 4:30:27

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

27 07 2021 12:29:21

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

27 07 2021 14:27:15

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

27 07 2021 18:54:40

Урок-конкурс "Класс Рыбы"

Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

27 07 2021 11:45:43

Тема урока: "Иммунитет"

Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....

27 07 2021 0:34:54

Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"

Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...

27 07 2021 12:30:43

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

27 07 2021 12:24:49

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на практике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

27 07 2021 18:14:43

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

Урок в курсе " Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

27 07 2021 1:57:51

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д. В. Колесов, Р. Д. Маш и Н. Беляев " Биология. Человек" ( М. " Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

27 07 2021 2:40:23

Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс

Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме « Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....

27 07 2021 8:13:29

Среды жизни на планете Земля

Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....

27 07 2021 0:25:48

Викторина "Семейства цветковых растений"

Обобщающий урок-викторина по теме « Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

27 07 2021 10:51:33

Мутационная изменчивость. Проблемы биобезопасности

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....

27 07 2021 7:54:14

Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"

Сценарий этой игры строится на основе сказки " О золотой рыбке" А. С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...

27 07 2021 19:26:31

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

27 07 2021 4:23:10

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

27 07 2021 14:28:48

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к Е Г Э по разделу « Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

27 07 2021 16:19:14

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный практикум. ...

27 07 2021 6:26:43

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

27 07 2021 10:20:27

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Представляю один урок из системы уроков биологии с применением И К Т. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника " Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

27 07 2021 4:18:55

Наследственные болезни человека

На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

27 07 2021 3:50:46

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

27 07 2021 7:56:32

Тема урока "Класс Птицы"

На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...

27 07 2021 22:56:51

Урок биологии по теме "Витамины"

Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

27 07 2021 10:45:20

Рифмованные загадки о растениях Амурской области

Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

27 07 2021 15:32:57

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

27 07 2021 3:14:43

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

27 07 2021 22:12:57

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

27 07 2021 9:51:13

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)