Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Баба Яга: Здравствуйте, ребята (обращается к ведущему). Так о чем интересном вы сегодня нам расскажите?
Ведущий: Сегодня я хочу рассказать вам о листьях.
Баба Яга (разочарованно): Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они нужны?
Ведущий: Прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.
Баба Яга: Какую?
Ведущий: Без чего человек не может жить?
(Раздается шум, свист, гром, влетает кощей.)
Кощей: Я знаю, без чего человек не может жить.
Ведущий: Без чего же?
Кощей: Без меня.
Баба Яга: Здравствуй, братец родимый, кощей любимый.
Кощей: Здорово, сестрица яга – костяная нога.
Ведущий: А с ребятами, почему не поздоровался, кощей?
Кощей: Здравствуйте, ребятки!
Ведущий: Так ты кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Так?
Кощей: Конечно! Если вы не согласны, то я живо могу вас всех погубить.
Ведущий: Какое высокомерие! Сколько еще в тебе злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята? (Ребята отвечают.)
Баба Яга: Но без чего тогда мы не можем жить? Очень даже интересно. Я так думаю что без хлеба.
Ведущий: Нет, Баба-яга мы не можем жить без листьев.
Баба Яга: Вот, что еще придумали (сердито) без листьев. Так я и поверила! Без каких-то там листьев мы не можем жить.
Кощей: Бред, бред какой то вы несете!
Ведущий: Ну, хорошо, тогда скажите, может ли вы не дышать? Ну ка попробуйте жить, чтобы не дышать. Ребята тоже могут попробовать не дышать. Начали .............
(Баба Яга и Кощей затаили дыхание, стараются не дышать.)
Баба Яга и Кощей (выпустив воздух ): Ой, больше не могу, дышать хочется.
Кощей: Да и я никогда не думала об этом. А чем мы дышим?
Учитель: Давайте поинтересуемся у ребят:
- Чем же мы дышим? (Ответ.)
- Какие газы в ходят в состав воздуха? (Ответ.)
- Каково % содержание газов в воздухе? (Ответ.)
Значит, мы дышим кислородом. За 1 сутки каждый из нас вдыхает 700 900 литров кислорода.
Кощей: Но я все таки не понимаю, причем тут листья?
Ведущий: А притом, дорогие мои, что листья – окружающее нас – это не просто листья, а самые настоящее фабрики кислорода.
Баба Яга (смеется): Ой не могу, ой уморили! Листья фабрики!..… вот это да! Не когда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день – это не просто листья, а фабрики.
Кощей: У всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями трубы и дым?
Учитель:
- Почему же листья считают фабриками? (Ответ.)
- Как называется этот процесс? (Ответ.)
Задание.
Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
1. Где находится хлорофилл в листьях?
А) в ядре
Б) в пластидах.
В) в цитоплазме
Г) в оболочке
2. Как называется процесс образования в хлоропластах органических веществ из углекислого газа и воды при участии солнечной энергии?
А) дыхание
Б) испарение
В) фотосинтез
3. Какие ткани в ходят в состав листа?
А) основная
Б) проводящая
В) покровная
4. В каких клетках листа главным образом расположены хлоропласты?
А) в клетках кожицы
Б) в клетках мякоти
В) в клетках жилки
Решение:1-Б; 2-В; 3-А, Б, В; 4-Б.
Задание.
Определите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе.
А) Хлоропласты листа используют солнечную энергию.
Б) Через устьица в клетки листа поступает углекислый газ.
В) Вода по жилкам листа поступает в клетки основной ткани.
Г) Из углекислого газа и воды в листе образуется органические вещества.
Д) Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли.
Е) Вода по сосудам стeбля поступает в лист.
Решение: Б, Д, Е, В, А, или Д, Е, Б, В, А, Г.
Задание на заполнение пропусков в тексте.
А) Процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и углекислого газа при участии солнечной энергии называют ___________.
Б) При фотосинтезе поглощается ___________ газ, а выделяется ___________.
В) Фотосинтез происходит только в ___________ время суток.
Г) При этом масса листа ___________ так, как ___________ вещество образуется.
Учитель: Какие условия не обходимы для фотосинтеза? (Ответ.)
Ведущий: Разъясните мне, пожалуйста:
А) Где будет выше урожай картофеля – выращиваемого в затененном саду или на открытом поле? Почему?
Б) К клубням картофеля, находящимся в почве не проникает солнечной свет, они лишены хлорофилла. Каким образом в клубнях накапливается крахмал? (Ответы.)
Баба Яга: Выходит, если бы листочков не было мы израсходовали бы весь кислород?
Кощей: Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода.
Ведущий: Да, правильно Кощей: Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке.
Баба Яга: Вот почему, ребятки, живу я в лесу, в избушке на курьих ножках. А если бы жила в городе, где автомобили загрязняют воздух, то давно бы меня на белом свете не было.
Кощей: Да и я постоянно на природе живу, поэтому меня и Бесcмepтным кличут.
Ведущий: Вот почему, так важно беречь природу, ведь без листьев нам не обойтись.
Учитель: Давайте вспомним строение листа. (Ответ.)
В это время пока вспоминается строения листа: у доски работают с текстом по заполнению пропусков:
- Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют _______________.
- Боковой орган побега это _______________.
- Участок, стeбля несущей лист это _______________, а участок между соседними узлами называют_______________.
Задание на объяснение понятий.
- Простые листья.
- Сложные листья.
- Черешковые и сидячие листья.
- Параллельное, дуговое и сетчатое жилкование.
- Очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение.
Ведущий: А я знаю, что в листьях есть окна и двери.
Кощей: Окна и двери. Невероятно! Но где же они, я их не вижу.
Учитель: Давайте объясним. Что такое окна и двери? (Ответ.)
Задание.
Какова роль листа в жизни растения?
А) Осуществляет поглощение воды и минеральных веществ.
Б) В нем происходит фотосинтез.
В) Выполняет опopную функцию.
Г) Выполняет испарение воды.
Решение: Б, Г.
Задание.
Рассказать строение кожицы листа.
Ведущий: Значит, лист выполняет функцию испарения воды?
Учитель: Да.
Задание.
Какие особенности строения листа уменьшают испарение воды?
А) Закрывание устьиц.
Б) Увеличение листовой пластинки.
В) Наличие количества устьиц.
Г) Расположение устьиц в углублениях листа.
Д) Восковой налет на листьях.
Е) Опушение волосками листьев.
Ж) Уменьшение листовой пластинки.
Решение: А, Г, Д, Е, Ж..
Задание.
- Листопад с деревьев умеренного климата бывает поздней осенью, а у тропического дерева (баобаба) листья опадают в разгар лета. Каково значение летнего листопада?
- В какое время суток лучше всего срезать цветы для букетов, чтобы, они дольше стояли свежими.
- Почему в спальной комнате на ночь не рекомендуют ставить большое количество цветов?
- Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?
- Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, салат, щавель) и временем суток? Почему?
Учитель: Каково значение фотосинтеза, испарения и дыхания?
Кощей: Смотрите ка, какие умные эти устьица.
Ведущий: А известно ли тебе что растения бывают хищниками?
Кощей: Как это хищниками?
Ведущий: Таких растений примерно 500 на земном шаре.
Сообщение учащегося «Зеленые капканы» журнал [Юный натуралист №1 1990год].
Баба-Яга: Интересно, а какие листья бывают самые большие?
Ведущий: Самые большие листья, это листья пальмы, они достигают длины более 20 метров.
Кощей: Вот это да! Больше меня и даже больше моего дома.
Ведущий: Из таких листьев люди строят дома, хижины, заборы. А некоторые листья мы употрeбляем в пищу. Вот ты Кощей, какие листья употрeбляешь в пишу?
Кощей: Ни какие. Что я заяц, что ли листья жевать?
Ведущий: Ну, а чай то ты пьешь?
Кощей: Еще, как.
Ведущий: Так вот чай, как раз делается из листьев.
Учитель: А еще, какие листья мы употрeбляем в пищу? (Ответ.)
Баба-Яга: Как интересно было послушать.
Учитель подводит итог и выставляет оценки за урок.
Комментарии:
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
26 04 2024 9:42:20
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
25 04 2024 19:37:35
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
24 04 2024 3:54:58
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
23 04 2024 10:27:46
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
22 04 2024 21:56:40
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
21 04 2024 8:46:50
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
20 04 2024 7:45:38
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
19 04 2024 4:33:55
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
18 04 2024 11:29:22
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
17 04 2024 10:26:15
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
16 04 2024 21:44:14
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
15 04 2024 18:33:39
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
14 04 2024 8:56:33
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
13 04 2024 2:43:14
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
12 04 2024 19:40:48
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
11 04 2024 2:18:55
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
10 04 2024 18:48:55
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...
09 04 2024 15:59:52
Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....
08 04 2024 4:42:41
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
07 04 2024 22:39:19
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
06 04 2024 23:44:35
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
05 04 2024 18:18:48
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...
04 04 2024 23:35:42
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
03 04 2024 8:36:59
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
02 04 2024 0:22:46
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...
01 04 2024 14:52:33
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
31 03 2024 13:35:49
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...
30 03 2024 16:17:57
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...
29 03 2024 15:54:12
В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....
28 03 2024 4:54:21
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...
27 03 2024 9:31:23
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
26 03 2024 21:27:57
Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....
25 03 2024 12:10:32
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...
24 03 2024 4:46:38
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...
23 03 2024 17:34:52
Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....
22 03 2024 3:41:13
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...
21 03 2024 4:21:11
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
20 03 2024 12:16:49
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...
19 03 2024 11:49:19
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
18 03 2024 16:33:19
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
17 03 2024 15:16:39
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
16 03 2024 13:18:58
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
15 03 2024 18:38:38
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
14 03 2024 6:16:55
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
13 03 2024 14:59:32
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
12 03 2024 23:48:59
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
11 03 2024 18:42:12
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...
10 03 2024 1:19:21
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
09 03 2024 19:27:50
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
08 03 2024 10:33:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::