Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс
Источник:
|
Цель:
развивающая: развивать представление об индивидуальном развитии животных организмов;
обучающая:
– обобщить и закрепить представление о типах постэмбрионального развития
организмов животных,
– сформировать представление о закономерностях прямого и непрямого развития,
– сформировать представление о причинах различных типов развития;
воспитательная:
– развивать научное мировоззрение,
– экологическое воспитание (взаимосвязь организма с окружающей средой),
– поддерживать познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов.
I. Актуализации знаний: Биологический диктант:
1-й вариант. | Бластула, органогенез, биохимическая специализации митоз, оплодотворение. |
2-й вариант. | Гаструляция, биогенетический закон, эмбрион, пoлoвoе размножение. |
3-й вариант. | Дробление, дифференциация клеток, закон зародышевого сходства, пoлoвoе размножение. |
4-й вариант. | Мезодерма, нейрула, бластомеры, мейоз. |
5-й вариант. | Морфологическая специализация, органогенез, зигота, бесполое размножение. |
6-й вариант. | Гаструла, энтодерма, эмбриогенез, зигота. |
II. Изучение нового материала:
1. Сообщение темы, цели и задачи урока. (Презентация – Слайд 1)
2. Подготовка к восприятию темы:
– Что такое онтогенез?
– Какие стадии выделяют в онтогенезе?
– Какие способы постэмбрионального развитии вам известны? (Слайд 2–8)
3. Постановка проблемы: “Почему в природе сложились два способа постэмбрионального развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный”? (Слайд 9)
Сообщение о методах реализации проблемы: работа по группам – каждая группа разбирает свои вопросы, и результаты сообщаются всему классу.
4. Работа в группах над реализацией проблемы: “Почему в природе сложились два способа развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный?” (Слайд 10)
Задания для самостоятельной работы в группах:
Группа 1: “Развитие беспозвоночных (на примере насекомых)”.
Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова – стр. 229, 3 абзац. Рис. 7.9.. Дополнительный материал – рисунок развития саранчи и майского жука (приложение 1 – риc. 1,2).
Подготовить ответы на вопросы:
1. Рассмотрите, как развивается саранча, определите тип ее развития? Ответ обоснуйте.
2. Рассмотрите, как развивается майский жук.
– Какие стадии в развитии майского жука можно выделить? Определите тип ее
развития, ответ обоснуйте.
– Какую среду обитания занимает личинка, какой образ жизни она
ведет (чем питается, хаpaктер добывания пищи)?
– Какую среду обитания занимает взрослая особь майского жука, какой
образ жизни она ведет (чем питается, хаpaктер добывания пищи)?
– Какую роль выполняет куколка?
3. Насекомых, с каким типом развития больше в природе. В чем причина выбора такого типа развития большинства насекомых?
4. Сделайте вывод: о типах развития насекомых, причине метаморфоза среди насекомых.
5. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.
Группа 2: “ Развитие личиночно-хордовых (на примере асцидии) ”.
Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие асцидии 7.1.стр. 229 – 1 абзац; рис. 7.7
Подготовить ответы на вопросы:
1. Хаpaктерные признаки строения личинки асцидий. Какой образ жизни ведет личинка асцидии (хаpaктер передвижения)?
2. Хаpaктерные признаки строения взрослой асцидии. Какой образ жизни ведет взрослая асцидия?
3. Сделайте вывод: тип развития асцидии, в чем причина такого развития асцидии.
4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.
Группа 3: “Развитие амфибий (на примере лягушки)”.
Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие амфибии 7.1. стр. 229 – 2 абзац и рис. 7.8.
Подготовить ответы на вопросы:
1. Рассмотрите головастика.
– Где живет головастик, и какой, образ жизни он ведет?
– Особенности внешнего строения головастика в связи с водным образом жизни.
– Особенности внутреннего строения головастика в связи с водным образом жизни.
2. Рассмотрите взрослую особь.
– Где живет взрослая лягушка, и какой образ жизни она ведет?
– Особенности строения лягушки в связи с наземным образом жизни.
– В какой период своей жизни лягушка живет в воде, какие особенности строения ей
помогают жить в воде.
3. Сделайте вывод: тип развития лягушки, причина такого типа развития.
4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.
Группа 4: “Развитие позвоночных (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих)”.
Материал для работы: Дополнительный материал – рисунки развития крокодила, развития птиц, развития млекопитающих (приложение 1 – рис. 3–6).
Подготовить ответы на вопросы:
1. Рассмотрите вылупление из яйца крокодила. Определите тип развития. Ответ обоснуйте.
2. Рассмотрите развитие птиц на примере гусей и гoлyбя. Почему птенцы гусей и гoлyбя так отличаются в своем развитии. Какой тип развития у птиц? Ответ обоснуйте.
3. Рассмотрите развитие млекопитающих на примере кролика и зайца. Почему детеныши кролика и зайца так отличаются в своем развитии. Определите тип развития млекопитающих. Ответ обоснуйте.
4. Какой тип развития – прямой и непрямой преобладает у позвоночных животных.
5. Сделайте вывод об эффективности основного типа развития позвоночных.
6. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.
5. Отчеты групп над реализацией своих проблем:
Вывод группы 1: Насекомые имеют прямое и непрямое развитие. Причина метаморфоза насекомых – смена образа жизни и смена среды обитания. (Слайд 11–13)
Вывод группы 2: Асцидия имеет непрямое развитие, причина метаморфоза асцидии – смена образа жизни. (Слайд 14–15)
Вывод группы 3: Лягушка имеет непрямое развитие, причина метаморфоза – смена среды обитания в развитии. (Слайд 16–17)
Вывод группы 4: Большинство позвоночных имеют прямое развитие.
При прямом развитии детеныши, более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровню пoлoвoго созревания. Прямое развитие – признак высокой организации. (Слайд 18–23)
6. Обобщение учителя: В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Для животных, меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямой тип развития.
Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие. (Слайд 24)
III. Закрепление знаний – выполнение и отчет по выполнению разноуровневых заданий с последующей проверкой (по выбору учащегося – Приложение 2).
IV. Подведение итогов
Комментарии:
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
18 03 2024 20:12:46
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...
17 03 2024 7:54:42
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
16 03 2024 12:55:30
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
15 03 2024 9:40:19
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
14 03 2024 20:54:15
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
13 03 2024 6:27:34
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
12 03 2024 14:25:20
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...
11 03 2024 8:58:24
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
10 03 2024 18:37:54
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
09 03 2024 16:57:40
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
08 03 2024 9:26:30
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...
07 03 2024 15:54:45
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
06 03 2024 18:48:41
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
05 03 2024 23:16:17
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
04 03 2024 3:39:47
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
03 03 2024 21:30:44
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...
02 03 2024 23:32:31
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...
01 03 2024 5:59:33
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...
29 02 2024 17:33:33
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий. ...
28 02 2024 10:41:31
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...
27 02 2024 17:28:22
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
26 02 2024 17:32:28
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
25 02 2024 11:42:22
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...
24 02 2024 21:14:37
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
23 02 2024 4:39:50
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
22 02 2024 9:37:22
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...
21 02 2024 18:33:19
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
20 02 2024 18:24:11
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
19 02 2024 20:18:40
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...
18 02 2024 9:16:29
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...
17 02 2024 4:31:14
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...
16 02 2024 20:23:18
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
15 02 2024 13:46:12
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
14 02 2024 20:35:56
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
13 02 2024 19:17:59
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...
12 02 2024 11:59:23
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
11 02 2024 11:32:49
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
10 02 2024 8:52:40
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...
09 02 2024 8:56:26
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
08 02 2024 5:16:14
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
07 02 2024 15:45:22
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...
06 02 2024 17:12:37
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
05 02 2024 10:38:27
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
04 02 2024 21:30:58
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
03 02 2024 15:39:22
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
02 02 2024 2:44:52
Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....
01 02 2024 3:25:36
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
31 01 2024 2:12:30
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
30 01 2024 8:46:18
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
29 01 2024 9:17:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::