Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

Задачи урока:
- Обучающие: сформулировать определение понятию «Биологический прогресс» и выявить его признаки; изучить особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей на примере человеческой аскариды.
- Развивающие: продолжать развитие умений сравнивать и анализировать биологические объекты и на основе этих умений выявить черты усложнения круглых червей по сравнению с ранее изученными плоскими червями.
- Воспитательные: осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе изучения причин заражения аскаридозом и мер профилактики этого заболевания.
Оборудование: влажный препарат человеческой аскариды; презентация «Тип Круглые черви».
ХОД УРОКА
I. Формулирование темы и задач урока (Приложение 1, слайд 1)
II. Актуализация знаний
На протяжении всего урока мы будим сравнивать представителей типа плоских червей с представителями круглых черве. Поэтому на необходимо повторить материал о плоских червя.
Вопросы к учащимся:
1. Какую форму тела имеют плоские черви?
2. Сколько слоев клеток образуют тело плоских
червей: Как называются эти слои?
3. Чем заполнены промежутки между внутренними
органами плоских червей? Какое это имеет
значение?
4. Чем образован кожно-мускульный мешок плоских
червей? Как это отражается на их способности к
движению?
5. Как устроена пищеварительная система плоских
червей? Как это отразилось на ее питании?
6. Как происходит процесс размножения у плоских
червей?
III. Изучение новой темы
Изучается вопрос «Биологический прогресс».
Работа с учебником. Параграф 17, страница 78.
Вопросы к учащимся:
1. Сформулируйте определение понятию
«Биологический прогресс».
2. Перечислите признаки биологического
прогресса.
Формулировка проблемы урока.( Приложение 1, слайд 2)
Учитель. Круглые черви являются
единственными из червей, которые освоили
пpaктически все среды жизни. Большинство из них
являются свободноживущими и встречаются в морях,
пресных водах и почве. Они питаются различными
органическими остатками и играют очень важную
роль в природе. Однако среди круглых червей
немало паразитов растений и многоклеточных
животных. Все паразитические круглые черви
являются эндопаразитами.
Свое название эти черви получили за вытянутое,
нечлeнистое тело, круглое в поперечном сечении.
На слегка закругленном переднем конце тела
располагаются глазки, а узкий, задний конец его
заострен и вытянут. Ну ничего особенного -
даже рисунок не сделал бы их краше. И это – один
из типов, добившихся наибольшего успеха в
животном царстве! Разнообразие представителей
типа оценивается учеными в миллион видов,
включая еще не описанные. Таким образом, круглые
черви - яркий пример биологического
прогресса.
Проблема. Какие особенности строения круглых
червей позволили им достичь биологического
прогресса? Изучения строения представителей
круглых червей поможет нам найти ответ на этот
вопрос.
Изучение новой темы осуществляется на основе кратких сообщений учащихся.
Сообщение 1. Так же, как и у плоских червей,
тело круглых червей состоит из трех слоев клеток:
эктодермы, энтодермы и мезодермы. Как вы помните,
у плоских червей все прострaнcтво между
внутренними органами заполнено клетками
паренхимы. У круглых червей они разрушаются, в
результате чего образуется полость тела. Она
называется первичной. Ее отличительной
особенностью является то, что она не имеет
собственных стенок.
Одной из основных функций первичной полости тела
является трaнcпорт питательных веществ и
продуктов обмена. другой ее немаловажной
функцией является скелетная. Первичная полость
тела заполнена полостной жидкостью, находящейся
в ней под давлением. За счет этого тело круглых
червей не спадается и всегда находится в
напряженном состоянии. Таким образом,
заполненная жидкостью первичная полость тела
образует гидроскелет. (Приложение
1, слайд 3)
Учитель (вопросы к учащимся)
1. Чем отличается внутренне строение круглых
червей от плоских?
2. какие функции выполняет первичная полость тела
круглых червей?
Сообщение 2. Тело круглых червей покрыто
плотной кутикулой и лишено ресничного эпителия.
Под кутикулой залегает слой продольной
мускулатуры. В отличие от плоских червей,
диагональных и поперечных мышц у круглых червей
нет. Поэтому они могут только изгибать свое тело,
но совершенно не способны удлинять или
укорачивать его.
У всех круглых червей хорошо развиты
пищеварительная, выделительная, нервная и
пoлoвая системы. Подавляющее большинство видов
круглых червей являются раздельнополыми.
Гермафродиты встречаются крайне редко.
Дыхательная и кровеносная системы у них
отсутствуют.
Как и плоские черви, круглые черви обладают
билатеральной симметрией тела.
Тип круглые черви разделяется на восемь классов,
с одним из которых - нематодами - мы познакомимся
в ходе этого урока. В настоящее время известно
более 100 тысяч видов круглых червей, из которых 40
тысяч относятся к нематодам.
Учитель (вопросы к учащимся)
1. В чем отличие мускулатуры круглых червей от
плоских?
2. Как особенности мускулатуры круглых червей
отразились на их способности к движению?
Сообщение 3. Среди паразитических круглых
червей, вызывающих серьезные заболевания,
особенно широко распространена человеческая
аскарида. Она паразитирует в тонком кишечнике и
чаще всего встречается у детей, вызывая
заболевание, называемое аскаридозом.
Этот белый или желтоватого цвета червь достигает
25-40 см в длину. Передний и задний концы тела
сужены и заострены. Ими аскарида упирается 8
стенки кишечника и удерживается в нем.
Специальных органов прикрепления, как у плоских
червей, у нее нет.
На переднем конце тела располагается рот, а на
заднем - aнaльное отверстие.
Покровы аскариды лишены ресничек. Ее тело
покрыто плотной кутикулой. Она защищает червя от
механических повреждений и препятствует его
перевариванию в кишечнике человека. (Приложение
1, слайд 4)
Сообщение 4. Ресничного эпителия у
аскариды нет. Вместо него образуется тонкий
кожный слой, или гиподерма, которая формируется
из эктодермы. Клетки гиподермы выделяют плотную
кутикулу, которая покрывает тело аскариды
сплошным слоем.
Под гиподермой располагаются продольные мышцы. В
отличие от гиподермы, они развиваются из
мезодермы. Прострaнcтво между мышечным слоем
и внутренними органами занимает заполненная
жидкостью первичная полость тела - схизоцель. (Приложение 1, слайд 5)
Сообщение 5. Пищеварительная система человеческой аскариды начинается ротовым отверстием, расположенным на переднем конце тела. Рот ведет е мускулистую глотку, с помощью которой аскарида засасывает из кишечника человека полупереваренную пищу. Ее всасывание происходит в длинном прямом кишечнике паразита. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через aнaльное отверстие, расположенное на заднем конце тела червя. Значит, пищеварительная система у аскариды, как и у всех круглых червей, сквозная Питательные вещества поступают через стенку кишечника в первичную полость тела и далее - к тканям и клетками организма. Следовательно, первичная полость тела у круглых червей выполняет одну из функций кровеносной системы - трaнcпорт питательных веществ (Приложение 1, слайд 6).
Учитель (вопросы к учащимся)
1. В чем отличия пищеварительной системы
круглых червей от пищеварительной системы
плоских червей?
2. Как это отличие сказалось на процессе
пищеварения круглых червей в отличии от плоских
червей?
Сообщение 6. Выделительная система человеческой аскариды представлена одной или двумя гигантскими клетками. Это видоизмененные клетки гиподермы. Они расположены в передней части тела аскариды, за что их часто называют шейной железой. От этих клеток к переднему и заднему концам тела тянутся длинные продольные цитоплазматические тяжи. Они выполняют функцию выделительных каналов, куда собираются продукты обмена. Выделительное отверстие открывается на брюшной стороне тела аскариды в передней трети тела (Приложение 1, слайд 7).
Сообщение 7. Аскарида живет в кишечнике
человека, где нет кислорода. Такие условия жизни
называются анаэробными. Специальных органов
дыхания у аскариды нет. Ее дыхание
осуществляется за счет расщепления гликогена
(животного сахара), который запасается в теле
паразита.
В связи с паразитическим образом жизни нервная
система аскариды устроена проще, чем у
свободноживущих видов. Она представлена
мозговым ганглием, который имеет форму кольца,
расположенного вокруг глотки. От него вдоль тела
тянутся два длинных нервных ствола, связанных
друг с другом поперечными перемычками. Нервная
система аскариды, как и нервная система плоских
червей, является лестничной.
Органы чувств у аскариды развиты очень слабо. На
переднем конце тела имеются отдельные
осязательные и обонятельные клетки. Органы
зрения отсутствуют (Приложение
1, слайд 8).
Учитель (вопросы к учащимся)
1. В чем причина того, что нервная система
круглых червей развито более слабо, чем у
плоских?
2. Чем объясняется слабое развитие органов чувств
у круглых червей?
Сообщение 8. Как и большинство круглых червей, аскарида раздельнопола. Пoлoвые железы самок парные. Два длинных тонких трубчатых яичника переходят в яйцеводы, а затем в толстые каналы матки. Они сливаются в короткий выводящий канал и открываются женским пoлoвым отверстием в центре брюшной стороны тела. Пoлoвые железы самцов непарные. Тонкий семенник без видимых границ переходит в семяпровод и далее в толстый семяизвергательный канал, который открывается в заднюю часть кишечника. Отдельного мужского пoлoвoго отверстия у аскариды нет (Приложение 1, слайд 9).
Далее учащиеся изучают цикл развития человеческой аскариды, присматривая видеофильм (Приложение 2).
Вопросы к учащимся после просмотра видеофрагмента.
1. Как происходит заражения человека паразитом?
2. Происходит ли смена поколений в цикле развития
человеческой аскариды?
3. Происходит ли смена хозяев в цикле развития
человеческой аскариды?
4. какие меры профилактики вы можете предложить,
чтобы человек не заразился человеческой
аскаридой?
Беседа с учащимися по мерам профилактики аскаридоза (Приложение 1, слайд 11)
Сообщение 9. Аскариды вызывают заболевание, которое называется аскаридоз. Вред, наносимый паразитом организму человека, заключается не столько е том, что он питается за счет хозяина, сколько в отравлении человека продуктами своей жизнедеятельности. Как мы уже знаем, для аскариды свойственно анаэробное дыхание. В результате расщепления гликогена в организм человека попадают различные вредные вещества, например некоторые органические кислоты. Они всасываются в кровь, вызывая отравление. Это особенно опасно для детей. Зараженные аскаридой дети плохо развиваются, у них наблюдается повышенная утомляемость и снижение иммунитета. Попавшие в лёгкие личинки аскариды могут вызвать воспаление, сопровождающееся тяжелыми осложнениями.
IV. Закрепление
Самостоятельна работа учащихся по выполнению следующих заданий.
- Пищеварительная система круглых червей, в отличие от плоских, не разветвлена. Что компенсирует у круглых червей отсутствие разветвления кишечника?
- Можно ли назвать образование сквозной пищеварительной системы прогрессивным изменением? Как вы оцениваете значение этого события для эволюции органического мира?
- Как кутикула помогла круглым червям широко расселиться?
- Как кутикула влияет на дыхание и рост круглых червей?
- Назовите органы, отмеченные на схеме поперечного среза аскариды.
- У круглых червей все мускульные клетки вытянуты вдоль тела, а у плоских червей: одни вдоль, другие поперек. Как это влияет на подвижность и хаpaктер движений червей этих двух групп?
V. Домашнее задание. Параграф 16- 17
Комментарии:
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
23 11 2025 17:54:48
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
22 11 2025 20:16:28
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие.
...
21 11 2025 6:36:48
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
20 11 2025 7:46:46
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
19 11 2025 14:16:16
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
18 11 2025 0:42:42
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
17 11 2025 8:54:51
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
16 11 2025 4:14:39
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
15 11 2025 16:34:12
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
14 11 2025 2:49:41
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
13 11 2025 12:16:34
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
12 11 2025 5:14:44
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
11 11 2025 21:41:43
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
10 11 2025 0:47:44
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
09 11 2025 11:59:22
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
08 11 2025 1:43:41
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
07 11 2025 16:37:35
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
06 11 2025 18:17:42
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
05 11 2025 11:56:30
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
04 11 2025 10:37:17
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
03 11 2025 12:42:13
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
02 11 2025 22:19:49
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
01 11 2025 5:51:37
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
31 10 2025 3:23:21
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
30 10 2025 3:45:36
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
29 10 2025 20:20:12
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
28 10 2025 8:56:47
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
27 10 2025 16:24:13
В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
26 10 2025 5:29:45
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
25 10 2025 16:13:19
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
24 10 2025 6:36:20
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
23 10 2025 23:27:19
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся.
...
22 10 2025 17:54:34
Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....
21 10 2025 18:53:16
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
20 10 2025 6:56:58
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам.
...
19 10 2025 9:43:18
Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....
18 10 2025 10:34:18
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
17 10 2025 1:25:25
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
16 10 2025 2:53:18
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
15 10 2025 20:55:18
На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....
14 10 2025 7:15:43
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
13 10 2025 5:20:10
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
12 10 2025 17:42:55
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
11 10 2025 16:18:54
Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....
10 10 2025 0:51:54
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
09 10 2025 6:43:32
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
08 10 2025 1:20:56
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
07 10 2025 20:42:47
Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края.
...
06 10 2025 0:18:27
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
05 10 2025 13:55:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны