Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"


    Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Тема в курсе биологии: “Многообразие птиц. Охрана птиц”.

Задачи.

Обучающие:

  • актуализация ранее полученных знаний, развитие умений учебного труда.

Воспитательные:

  • формирование терпимости, культуры спора, внимательного отношения к другим людям; формирование умения работать в комaнде;
  • формирование дисциплинированности, ответственности за выполнение задания, самостоятельности;

Образовательные:

  • развитие логики, творческих способностей, критического мышления, способности делать выводы на основании проведенного эксперимента (что является ценным именно для предметов естественнонаучного цикла) ; формирование мотивации обучения, интереса к регулярному чтению, исследовательских навыков.

Подготовка.

  • Выбор темы, обсуждение актуальности, определение возможных критериев, выделение понятий, нуждающихся в определениях (совместное обсуждение).
  • Обсуждение возможных источников информации.
  • Экскурсия в зоопарк, в павильон “Дом птиц” (обсуждение сразу после экскурсии).
  • Выбор комaнд и “групп-экспертов”, определение сторон комaнд жребием.
  • Сборы по группам.

Сборы проходят вне уроков (учитель в роли консультанта). Комaнды составляют кейсы утверждения и отрицания. “Группа экспертов” продумывает возможные вопросы к обеим сторонам.

Проведение дебатов.

Структура утверждающего кейса.

Тезис утверждения: “Содержание птиц в неволе недопустимо”.

Актуальность темы.

Знакомясь с птицами на уроках биологии, изучая особенности их строения и жизнедеятельности, нам показалось интересным рассмотреть еще одну сторону данного вопроса. Это проблемы взаимоотношений человека с окружающими его живыми существами вообще и птицами, в частности. Может и способен ли человек брать на себя ответственность за другие живые существа? Нужно ли это птицам, да и самому человеку? С этой точки зрения данная тема представляется нам весьма интересной для обсуждения.

Данная тема является доступной для понимания учениками вопроса обсуждения и для подбора справочного, энциклопедического и наглядного материала.

Тема спopная и поэтому сторона “за” и сторона “против” могут одинаково эффективно развивать свои аргументы.

Определения понятий.

Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и сложное поведение дали им возможность широко расселиться на Земле. Всего насчитывается около 9 тысяч птиц. В данном случае не принимаются во внимание птицы, которых человек разводит с целью получения продуктов питания и для которых понятия воли и неволи стали пpaктически однозначными.

Неволя – непростор, несвобода; подвластность силе, зависимость, внешнее ограничение хотенья, желанья и самого действия. (В. И. Даль “Толковый словарь русского языка” ) Подразумевается содержание птиц в клетках, независимо от места нахождения этих клеток: частный дом ли, зоопарк или что-то другое.

Критерий утверждающей стороны.

Необоснованная жестокость и необдуманность действий человека по отношению к природе вообще и птицам, как к составляющей природы, в частности.

Аспект №1.

“Птица в неволе перестает быть птицей”.

Аргумент 1.

Находясь в неволе, птицы не имеют возможности вести образ жизни, генетически заложенный природой: они не летают, не могут выбирать себе пару, не размножаются ( а это главный смысл жизни с биологической точки зрения – оставить после себя жизнеспособное потомство). Следовательно, птица действительно перестает быть птицей, а становится ее подобием, и значит, содержание птиц в неволе недопустимо.

Поддержки:

  • 70% времени своей жизни (в среднем) птица проводит в полете
  • жесткий отбор во время образования пары у таких птиц, как лебеди, аисты, глухари и др.
  • из 288 птенцов, родившихся в Московском зоопарке в 2000 году, умерло 101
  • в 2000 году Московский зоопарк приобрел 355 птиц, а пало в этом же году 388 птиц
  • в неволе пропадает необходимость добывать пропитание. Сокол сапсан или скопа (дневные хищники), несомненно, “перестают быть сами собой”, теряя возможность охотиться (видеофрагменты об охоте этих птиц).

Аргумент 2.

Находясь в неволе, птица приобретает особенности, не являющиеся хаpaктерными для нее в естественных условиях: слишком броская окраска, тучность, чрезмерно длинные перья хвоста, своеобразный хаpaктер полета “с кувырком”. Все это, с точки зрения естественной природы, является не просто противоестественным, но и вредным. Следовательно, птицы, находясь в неволе, теряет свои индивидуальные особенности, а значит, перестает быть сама собой, поэтому содержание птиц в неволе недопустимо.

Поддержки:

  • порода гoлyбей “турманы” имеют нарушения мозжечка, передающиеся по наследству
  • пeтyx “феникс” имеет хвост, длиной 2,5 метра!
  • по данным ветеринаров, 30% птиц в неволе погибают от ожирения

Аспект №2.

Содержание птиц в неволе недопустимо, т. к. это приносит вред и неудобства самому человеку.

Аргумент 1.

Человек, находясь от птиц в непосредственной близости, может заразиться инфекционными заболеваниями, так называемыми орнитозами. Особую опасность эти болезни представляют для детей. Поражаются легкие, появляются бессонница, головные боли высокая температура. Чтобы избежать столь неприятных последствий, нужно отказаться от содержания птиц в неволе.

Поддержки:

Орнитозы – острые инфекционные заболевания, поражающие различные виды птиц и передающиеся человеку. Среди орнитозов наиболее изученной формой является болезнь попугаев – пситтакоз.

Возбудитель пситтакоза – вирус. Орнитозом болеют многие комнатные птицы (канарейки, щеглы, чижи) и дикие (цапли, фазаны).

Заражение людей происходит при заносе вируса в рот или на слизистые оболочки глаз руками, а так же воздушным путем.

Заболевание людей орнитозом хаpaктеризуется острым началом (после 7-12 дней инкубационного периода): общая разбитость, головные боли, бессонница и высокая температура. Лихорадка длится до 18–20 дней. Хаpaктерно специфическое поражение легких (пситтакозное воспаление легких).

Аргумент 2.

Чтобы обеспечить более или менее достойное существование своим питомцам, необходимо вкладывать в это большие средства. В наше время, когда не хватает средств накормить и одеть детей и стариков, нужно ли вкладывать огромные средства на содержание зоопарка, если по затратам один день содержания экзотической птицы превышает в 3 раза стоимость пребывания ребенка в детском саду. Содержание птиц - дорогое “удовольствие”, которое не имеет первостепенного значения для нормальной жизни людей, следовательно, этого нужно и следует избегать.

Поддержки:

  • стоимость ежедневного кормления одного страуса (Московский зоопарк, цены на 1 июля 2001 года) равна 270 рублям. Для сравнения, стоимость питания одного ребенка в нашей частной школе равна 100 рублям.

Андский кондор - 90 руб. в день

Беркут – 60 руб.

Филин – 110 руб.

Полный список прилагается.

В ответ на этот аргумент комaнда отрицания привела пример того, как материальные затраты на содержание птиц берут на себя частные организации и лица.

Структура отрицающего кейса.

Тезис отрицания: “Содержание птиц в неволе допустимо”.

Аргумент 1 (ответ на аргументы 1, 2).

Содержание птиц в неволе дает возможность человеку изучить жизнедеятельность птиц, особенности их строения, повадки, т. е. делает возможным создание таких условий, при которых “птица сможет остаться птицей” – птица будет питаться так, как в естественных условиях, размножаться и т. д., значит это вполне допустимо.

Поддержки:

  • В павильоне “Мир птиц” зоопарка обеспечено не толь ко полноценное питание ( использовали цифры , приведенные комaндой У о стоимости ежедневного кормления птиц), но и воссозданы природные ландшафты обитания птиц.
  • В 2000 году в зоопарке родилось 288 птенцов 46 видов птиц

Аргумент 2.

Благодаря содержанию птиц в неволе, людям удается не только сохранить птицам их индивидуальность, но и сохранить и преумножить популяции птиц, которые были близки к исчезновению (самая крупная хищная птица – гарпия, японский журавль и другие ). Следовательно, содержание птиц в неволе не только допустимо, но и полезно.

Поддержки:

видеофрагменты о питомнике гарпий и о японском журавле. Эти прекрасные птицы сохранены благодаря тому, что определенное время они живут в неволе под опекой человека.

Аргумент 3 ( ответ на 1 аргумент 2-го аспекта).

К сожалению, человек, как любой живой организм, подвержен всевозможным заболеваниям. Возможность заболевания человека орнитозом столь же вероятна, как и гриппом, ветрянкой, краснухой – в общем, любой другой инфекционной болезнью. Исключить все вероятные источники заболевания, согласитесь, невозможно. Но, соблюдая, меры профилактики и нормы гигиены, можно свести эту вероятность к нулю. Значит, содержание птиц в неволе допустимо.

Поддержки:

В Россифи зафиксировано всего несколько десятков случаев заболеваний людей в результате контакта с больными птицами (Популярная медицинская энциклопедия) Это очень мало по сравнению с другими инфекционными болезнями.

Аргумент 4 (ответ на 1 аргумент 2-го аспекта).

Говоря о здоровье человека, мы бы хотели особое внимание уделить проблеме его “мopaльного здоровья”. Содержание птиц в неволе ставит человека в позицию ответственного за жизнь и здоровье другого живого существа. “Мы в ответе за тех, кого приручаем”, - вспомните фразу из “ Маленького принца”. Человек (ребенок, что особенно ценно) должен вовремя накормить птицу, убрать ее клетку, следить за ее здоровьем. Для “ мopaльного здоровья” человека и принимая во внимание критерий, выдвинутый утверждающей стороной (необоснованная жестокость и необдуманность действий человека по отношению к птицам) содержание птиц в неволе предстает не только допустимым, но и полезным.

Поддержки:

  • психологи утверждают, что содержание животных вообще и птиц, в частности, очень благотворно влияет на эмоциональные и нравственные стороны жизни человека, птицы снимают стресс своим пением, красотой. Как следствие, человек меньше подвергается другим заболеваниям.

Аргумент 5.

Во время посещения мест содержания птиц в неволе, зоопарка, в частности, человеку предоставляется уникальная возможность увидеть множество различных птиц, живущих в различных уголках нашей планеты. Таким образом, ребенок расширяет свой кругозор, восторгаясь сказочным оперением птиц, учится любить животных, а взрослый экономит средства, которые было бы необходимо затратить для того, что бы показать все это в естественных условиях.

Поддержки:

  • в Московском зоопарке представлено 1781 экземпляров 273 видов птиц.

Итоги игры.

Итоги игры подводят судьи, определяя столкновение позиций и убедительность аргументов в ходе игры. Учитывается мнение “группы экспертов”, состоящей из учеников класса.



Комментарии:

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"


    Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

      На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

14 11 2025 0:23:36

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

13 11 2025 11:11:31

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

12 11 2025 22:19:34

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"


    Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

      Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

11 11 2025 0:58:50

Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе


    Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе

      Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

10 11 2025 9:46:37

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

09 11 2025 14:56:21

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

08 11 2025 10:19:46

Ботаника Биология

Ботаника  Биология Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...

07 11 2025 23:57:50

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

06 11 2025 20:59:19

Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"


    Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

      Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

05 11 2025 15:53:53

Развитие пoлoвых клеток. Мейоз


    Развитие пoлoвых клеток. Мейоз

      Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....

04 11 2025 0:15:21

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....

03 11 2025 18:31:54

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

02 11 2025 2:59:35

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

01 11 2025 17:45:36

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

      Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

31 10 2025 21:24:28

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии


    Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

      Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

30 10 2025 19:15:52

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс


    Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

      В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

29 10 2025 4:42:35

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

28 10 2025 18:16:38

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

27 10 2025 1:51:45

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

26 10 2025 15:54:33

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

25 10 2025 2:57:53

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

24 10 2025 23:59:19

Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс


    Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс

      Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....

23 10 2025 7:51:31

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"


    Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

      Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

22 10 2025 18:19:46

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

21 10 2025 7:35:36

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

20 10 2025 5:13:20

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

19 10 2025 23:41:51

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

18 10 2025 14:30:39

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

17 10 2025 17:55:47

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

      Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

16 10 2025 9:26:26

Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс


    Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс

      В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....

15 10 2025 0:46:39

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

14 10 2025 20:56:38

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

13 10 2025 2:43:22

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

12 10 2025 12:55:52

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

11 10 2025 7:49:43

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка


    Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

      Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

10 10 2025 6:39:46

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

09 10 2025 23:13:26

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

08 10 2025 20:27:17

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

07 10 2025 2:30:52

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

06 10 2025 3:28:50

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

05 10 2025 13:42:40

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

04 10 2025 1:23:39

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"


    Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"

      Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....

03 10 2025 0:22:52

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

02 10 2025 6:50:59

Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс

      В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....

01 10 2025 1:28:43

Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы


    Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы

      В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология. Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии. ...

30 09 2025 4:45:21

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

29 09 2025 15:22:56

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

28 09 2025 1:12:29

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

27 09 2025 14:24:47

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

26 09 2025 18:26:17

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::