Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Тема в курсе биологии: “Многообразие птиц. Охрана птиц”.
Задачи.
Обучающие:
- актуализация ранее полученных знаний, развитие умений учебного труда.
Воспитательные:
- формирование терпимости, культуры спора, внимательного отношения к другим людям; формирование умения работать в комaнде;
- формирование дисциплинированности, ответственности за выполнение задания, самостоятельности;
Образовательные:
- развитие логики, творческих способностей, критического мышления, способности делать выводы на основании проведенного эксперимента (что является ценным именно для предметов естественнонаучного цикла) ; формирование мотивации обучения, интереса к регулярному чтению, исследовательских навыков.
Подготовка.
- Выбор темы, обсуждение актуальности, определение возможных критериев, выделение понятий, нуждающихся в определениях (совместное обсуждение).
- Обсуждение возможных источников информации.
- Экскурсия в зоопарк, в павильон “Дом птиц” (обсуждение сразу после экскурсии).
- Выбор комaнд и “групп-экспертов”, определение сторон комaнд жребием.
- Сборы по группам.
Сборы проходят вне уроков (учитель в роли консультанта). Комaнды составляют кейсы утверждения и отрицания. “Группа экспертов” продумывает возможные вопросы к обеим сторонам.
Проведение дебатов.
Структура утверждающего кейса.
Тезис утверждения: “Содержание птиц в неволе недопустимо”.
Актуальность темы.
Знакомясь с птицами на уроках биологии, изучая особенности их строения и жизнедеятельности, нам показалось интересным рассмотреть еще одну сторону данного вопроса. Это проблемы взаимоотношений человека с окружающими его живыми существами вообще и птицами, в частности. Может и способен ли человек брать на себя ответственность за другие живые существа? Нужно ли это птицам, да и самому человеку? С этой точки зрения данная тема представляется нам весьма интересной для обсуждения.
Данная тема является доступной для понимания учениками вопроса обсуждения и для подбора справочного, энциклопедического и наглядного материала.
Тема спopная и поэтому сторона “за” и сторона “против” могут одинаково эффективно развивать свои аргументы.
Определения понятий.
Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и сложное поведение дали им возможность широко расселиться на Земле. Всего насчитывается около 9 тысяч птиц. В данном случае не принимаются во внимание птицы, которых человек разводит с целью получения продуктов питания и для которых понятия воли и неволи стали пpaктически однозначными.
Неволя – непростор, несвобода; подвластность силе, зависимость, внешнее ограничение хотенья, желанья и самого действия. (В. И. Даль “Толковый словарь русского языка” ) Подразумевается содержание птиц в клетках, независимо от места нахождения этих клеток: частный дом ли, зоопарк или что-то другое.
Критерий утверждающей стороны.
Необоснованная жестокость и необдуманность действий человека по отношению к природе вообще и птицам, как к составляющей природы, в частности.
Аспект №1.
“Птица в неволе перестает быть птицей”.
Аргумент 1.
Находясь в неволе, птицы не имеют возможности вести образ жизни, генетически заложенный природой: они не летают, не могут выбирать себе пару, не размножаются ( а это главный смысл жизни с биологической точки зрения – оставить после себя жизнеспособное потомство). Следовательно, птица действительно перестает быть птицей, а становится ее подобием, и значит, содержание птиц в неволе недопустимо.
Поддержки:
- 70% времени своей жизни (в среднем) птица проводит в полете
- жесткий отбор во время образования пары у таких птиц, как лебеди, аисты, глухари и др.
- из 288 птенцов, родившихся в Московском зоопарке в 2000 году, умерло 101
- в 2000 году Московский зоопарк приобрел 355 птиц, а пало в этом же году 388 птиц
- в неволе пропадает необходимость добывать пропитание. Сокол сапсан или скопа (дневные хищники), несомненно, “перестают быть сами собой”, теряя возможность охотиться (видеофрагменты об охоте этих птиц).
Аргумент 2.
Находясь в неволе, птица приобретает особенности, не являющиеся хаpaктерными для нее в естественных условиях: слишком броская окраска, тучность, чрезмерно длинные перья хвоста, своеобразный хаpaктер полета “с кувырком”. Все это, с точки зрения естественной природы, является не просто противоестественным, но и вредным. Следовательно, птицы, находясь в неволе, теряет свои индивидуальные особенности, а значит, перестает быть сама собой, поэтому содержание птиц в неволе недопустимо.
Поддержки:
- порода гoлyбей “турманы” имеют нарушения мозжечка, передающиеся по наследству
- пeтyx “феникс” имеет хвост, длиной 2,5 метра!
- по данным ветеринаров, 30% птиц в неволе погибают от ожирения
Аспект №2.
Содержание птиц в неволе недопустимо, т. к. это приносит вред и неудобства самому человеку.
Аргумент 1.
Человек, находясь от птиц в непосредственной близости, может заразиться инфекционными заболеваниями, так называемыми орнитозами. Особую опасность эти болезни представляют для детей. Поражаются легкие, появляются бессонница, головные боли высокая температура. Чтобы избежать столь неприятных последствий, нужно отказаться от содержания птиц в неволе.
Поддержки:
Орнитозы – острые инфекционные заболевания, поражающие различные виды птиц и передающиеся человеку. Среди орнитозов наиболее изученной формой является болезнь попугаев – пситтакоз.
Возбудитель пситтакоза – вирус. Орнитозом болеют многие комнатные птицы (канарейки, щеглы, чижи) и дикие (цапли, фазаны).
Заражение людей происходит при заносе вируса в рот или на слизистые оболочки глаз руками, а так же воздушным путем.
Заболевание людей орнитозом хаpaктеризуется острым началом (после 7-12 дней инкубационного периода): общая разбитость, головные боли, бессонница и высокая температура. Лихорадка длится до 18–20 дней. Хаpaктерно специфическое поражение легких (пситтакозное воспаление легких).
Аргумент 2.
Чтобы обеспечить более или менее достойное существование своим питомцам, необходимо вкладывать в это большие средства. В наше время, когда не хватает средств накормить и одеть детей и стариков, нужно ли вкладывать огромные средства на содержание зоопарка, если по затратам один день содержания экзотической птицы превышает в 3 раза стоимость пребывания ребенка в детском саду. Содержание птиц - дорогое “удовольствие”, которое не имеет первостепенного значения для нормальной жизни людей, следовательно, этого нужно и следует избегать.
Поддержки:
- стоимость ежедневного кормления одного страуса (Московский зоопарк, цены на 1 июля 2001 года) равна 270 рублям. Для сравнения, стоимость питания одного ребенка в нашей частной школе равна 100 рублям.
Андский кондор - 90 руб. в день
Беркут – 60 руб.
Филин – 110 руб.
Полный список прилагается.
В ответ на этот аргумент комaнда отрицания привела пример того, как материальные затраты на содержание птиц берут на себя частные организации и лица.
Структура отрицающего кейса.
Тезис отрицания: “Содержание птиц в неволе допустимо”.
Аргумент 1 (ответ на аргументы 1, 2).
Содержание птиц в неволе дает возможность человеку изучить жизнедеятельность птиц, особенности их строения, повадки, т. е. делает возможным создание таких условий, при которых “птица сможет остаться птицей” – птица будет питаться так, как в естественных условиях, размножаться и т. д., значит это вполне допустимо.
Поддержки:
- В павильоне “Мир птиц” зоопарка обеспечено не толь ко полноценное питание ( использовали цифры , приведенные комaндой У о стоимости ежедневного кормления птиц), но и воссозданы природные ландшафты обитания птиц.
- В 2000 году в зоопарке родилось 288 птенцов 46 видов птиц
Аргумент 2.
Благодаря содержанию птиц в неволе, людям удается не только сохранить птицам их индивидуальность, но и сохранить и преумножить популяции птиц, которые были близки к исчезновению (самая крупная хищная птица – гарпия, японский журавль и другие ). Следовательно, содержание птиц в неволе не только допустимо, но и полезно.
Поддержки:
видеофрагменты о питомнике гарпий и о японском журавле. Эти прекрасные птицы сохранены благодаря тому, что определенное время они живут в неволе под опекой человека.
Аргумент 3 ( ответ на 1 аргумент 2-го аспекта).
К сожалению, человек, как любой живой организм, подвержен всевозможным заболеваниям. Возможность заболевания человека орнитозом столь же вероятна, как и гриппом, ветрянкой, краснухой – в общем, любой другой инфекционной болезнью. Исключить все вероятные источники заболевания, согласитесь, невозможно. Но, соблюдая, меры профилактики и нормы гигиены, можно свести эту вероятность к нулю. Значит, содержание птиц в неволе допустимо.
Поддержки:
В Россифи зафиксировано всего несколько десятков случаев заболеваний людей в результате контакта с больными птицами (Популярная медицинская энциклопедия) Это очень мало по сравнению с другими инфекционными болезнями.
Аргумент 4 (ответ на 1 аргумент 2-го аспекта).
Говоря о здоровье человека, мы бы хотели особое внимание уделить проблеме его “мopaльного здоровья”. Содержание птиц в неволе ставит человека в позицию ответственного за жизнь и здоровье другого живого существа. “Мы в ответе за тех, кого приручаем”, - вспомните фразу из “ Маленького принца”. Человек (ребенок, что особенно ценно) должен вовремя накормить птицу, убрать ее клетку, следить за ее здоровьем. Для “ мopaльного здоровья” человека и принимая во внимание критерий, выдвинутый утверждающей стороной (необоснованная жестокость и необдуманность действий человека по отношению к птицам) содержание птиц в неволе предстает не только допустимым, но и полезным.
Поддержки:
- психологи утверждают, что содержание животных вообще и птиц, в частности, очень благотворно влияет на эмоциональные и нравственные стороны жизни человека, птицы снимают стресс своим пением, красотой. Как следствие, человек меньше подвергается другим заболеваниям.
Аргумент 5.
Во время посещения мест содержания птиц в неволе, зоопарка, в частности, человеку предоставляется уникальная возможность увидеть множество различных птиц, живущих в различных уголках нашей планеты. Таким образом, ребенок расширяет свой кругозор, восторгаясь сказочным оперением птиц, учится любить животных, а взрослый экономит средства, которые было бы необходимо затратить для того, что бы показать все это в естественных условиях.
Поддержки:
- в Московском зоопарке представлено 1781 экземпляров 273 видов птиц.
Итоги игры.
Итоги игры подводят судьи, определяя столкновение позиций и убедительность аргументов в ходе игры. Учитывается мнение “группы экспертов”, состоящей из учеников класса.
Комментарии:
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
11 12 2025 9:56:14
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
10 12 2025 15:43:33
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
09 12 2025 13:11:29
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
08 12 2025 9:51:24
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
07 12 2025 12:26:30
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
06 12 2025 10:46:34
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
05 12 2025 18:44:55
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний.
...
04 12 2025 22:41:36
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
03 12 2025 15:58:54
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
02 12 2025 15:10:26
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
01 12 2025 23:44:10
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
30 11 2025 14:55:38
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
29 11 2025 17:18:39
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
28 11 2025 13:34:19
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
27 11 2025 13:27:26
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
26 11 2025 6:15:34
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
25 11 2025 2:37:14
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
24 11 2025 23:41:12
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
23 11 2025 23:43:32
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
22 11 2025 0:10:58
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
...
21 11 2025 21:43:41
Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций.
...
20 11 2025 18:29:48
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
19 11 2025 8:35:24
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
18 11 2025 16:55:49
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
17 11 2025 3:41:31
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
16 11 2025 18:37:51
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
15 11 2025 3:18:28
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
14 11 2025 0:20:48
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
13 11 2025 15:38:57
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
12 11 2025 19:51:46
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
11 11 2025 8:15:14
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
10 11 2025 0:51:18
Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....
09 11 2025 17:38:36
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
08 11 2025 1:56:42
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
07 11 2025 3:45:39
Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
06 11 2025 12:35:17
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
05 11 2025 7:46:57
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
04 11 2025 15:59:53
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
03 11 2025 14:38:51
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
02 11 2025 12:41:38
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
01 11 2025 0:33:49
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
31 10 2025 9:11:23
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
30 10 2025 12:35:49
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
...
29 10 2025 16:51:18
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
28 10 2025 9:35:49
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
27 10 2025 4:49:57
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
26 10 2025 13:20:36
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
25 10 2025 13:42:40
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
24 10 2025 3:26:38
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
23 10 2025 19:20:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"