Лаборатория фитоинвазий    

Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.

Задачи:

– познакомить обучающихся с биографией Н.И.Вавилова

– сформировать знания о значении трудов ученого

– понять основные проблемы романа и его значение в нашей жизни

– воспитывать гордость за российскую науку

Оборудование: портрет Н.И.Вавилова,

карта мира,

таблица: “Центры многообразия и происхождения культурных растений”,

роман В.Дудинцева “Белые одежды”.

Ход урока.

Звучит тревожная музыка.

Ведущий. Порой приходится слышать, что гонения, тюрьмы, казни для людей науки канули в лету, вместе с инквизицией, охотой на ведьм и прочими мрачными атрибутами средневековья. Но биологу Николаю Вавилову пришлось взойти на костёр” за свои научные убеждения в 20 веке, веке торжества науки.

Учитель. Сегодня в рамках декады по биологии мы проводим конференцию. Изучив, литературу о жизни и творчестве Вавилова ребята постараются увлекательно рассказать о недолгой, но яркой жизни Н.И.Вавилова.

1 ученик. Николай Вавилов родился 25 ноября 1887года в Москве. Его дед был крестьянин, а отец Иван Ильич – одним из директоров “Трехгорной мануфактуры”. Иван Ильич мечтал передать Николаю своё дело и поэтому отдал его в коммерческое училище. Сквозь пальцы смотрел Иван Ильич на увлечение сына собиранием бабочек и гербариев, коллекционированием насекомых. Отец никак не мог представить, что эта “забава” превратится в дело всей его жизни. Но 18 летний Николай заявил отцу о своем намерении стать биологом, а не “деловым человеком”. Он поступил в Петровскую сельхозакадемию (позднее названную Тимирязевской). Отсюда он в 1908 году отправился в поездку по Кавказу, где собрал свою первую скромную коллекцию растений – 159 экземпляров. Это положило начало поиску культурных растений, который он вёл по всему миру в течение всей жизни.

2 ученик. Во время своих путешествий Вавилову пришлось пережить множество опасных приключений и дорожных тягот.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

1. В Иране в 1916году, увлёкшись сбором дикого льна, он оказался поблизости от русских войск. На сторожевом пункте русских казаков его заподозрили в шпионаже и арестовали. Он три дня вынужден просидеть в камере, кишащей клопами, пока не установили его личность.

2. На Памире (1916год) при переходе по шаткому мосту через горную реку сорвалась в пропасть одна из лошадей, на которую был навьючен собранный материал и путевые дневники Вавилова. С тех пор ученый всегда разделял на 2 части собранные семена и растения.

3.Однажды самолет, на котором летел Вавилов, потерпел аварию в Сахаре (1926) лётчик француз совсем потерял голову от страха, опасаясь хищника. А Вавилов развёл костёр и всю ночь отгонял ходившего рядом и грозно рычавшего льва.

4.Во время путешествий по Ирану Вавилов познакомился с культурой народов Востока.

(Исполняется восточный танец.)

Далекие путешествия Вавилова неожиданно оборвались в середине 30 годов. Произошло это по воле Иосифа Сталина. Сталин сказал, встречаясь с группой ученых, среди которых был и Вавилов, примерно следующее: “Зарубежные поисковые экспедиции никому не нужны, не о подобной ерунде, а об урожае надо думать”.

(Включить кадры из видеофильма “Звезда Вавилова”, выступление Сталина.)

На этом и закончились зарубежные экспедиции Вавилова, теперь его просто не выпускали за границу.

3 ученик. Итогом экспедиций Вавилова стало одно из главных открытий учёного – установление основных географических центров происхождения культурных растений.

В 1926году Вавилов выделил 7основных центров.

(Показывает гербарии культурных растений и места их произрастания на карте).

Эти центры одновременно являются центрами древних цивилизаций.“Культура поля всегда идёт рука об руку с человеческой культурой” -говорил Вавилов.

4 ученик. Другим важнейшим открытием ученого стал “Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости”. С сообщением о нём Вавилов выступил в 1920году в Саратове на 3 Всероссийском съезде селекционеров. В чём суть открытого закона?

У близких видов признаки изменяются сходным образом, параллельно. К примеру, если у пшеницы колос может быть красного, белого, серого цвета, то можно предположить, что у ржи будут разновидности с колосьями таких же цветов. Если у арбузов встречаются как шарообразные, так и удлинённые плоды, то такие же разновидности мы встретим и у дыни. Не только у близких видов, но и у родов, семейств и даже классов обнаруживаются сходные гомологические ряды наследственной изменчивости. А если пока некоторые ячейки этих рядов с определёнными сочетаниями признаков пока пусты, то рано или поздно они будут заполнены. Вавилов сам неоднократно находил подтверждение своего закона. К примеру, до 1927года учёным не была обнаружена известная твёрдая безостая пшеница. А Вавилов не только предсказывал её существование, но и обнаружил в Эфиопии целые поля такой пшеницы.

5 ученик. Когда Вавилов делал доклад о своём открытии, один из учёных слушателей насмешливо заметил ему: “Но мыне встречали рогатых лошадей?” “Найдутся рогатые лошади” – отвечал Вавилов. Через два года он послал своему оппоненту книгу, где содержались сведения о вымерших рогатых сородичах современных лошадей. Когда доклад был закончен, в зале под овации прозвучал возглас: “Биологи приветствуют своего Менделеева!” Аналогия вавиловского закона с периодическим законом в химии была отмечена в решении съезда.

6 ученик. В 1924 году Вавилов возглавил Всесоюзный институт растениводства. Перед сотрудниками он поставил задачу :собрать все возделываемые на планете культурные растения и дикорастущие разновидности, научится выращивать эти растения и хранить их семена. “Жизнь коротка, надо спешить” – часто повторял Николай Иванович. Ему была свойственна поразительная работоспособность, он мог работать по 18 часов в сутки. Академик Дмитрий Прянишников говорил: “Николай Иванович гений, и мы не сознаём этого только потому, что он наш современник”.

Звучит тревожная музыка.

7 ученик. В начале 30годов Вавилов поддержал работу молодого агронома Трофима Лысенко по так называемой яровизации. Превращению озимых культур в яровые путём предпосевного воздействия низких положительных температур на семена. Вавилов надеялся, что метод яровизации можно будет эффективно применить в селекции. В1934 году Вавилов рекомендовал Лысенко в члены корреспонденты А.Н.СССР. Лысенко понравился Сталину своим “народным происхождением”, обещавшим в короткие сроки поднять урожайность зерновых культур. Своё кредо Лысенко выразил достаточно откровенно: “Если вы хотите получить определённый результат, вы его получите”. По своему талантливый, но малообразованный Лысенко понял, что медленно и терпеливо устанавливать истину с помощью опытов гораздо сложнее, чем подгонять факты к уже сделанным выводам.

8 ученик. С 1936 по 1939год происходили дискуссии по вопросам генетики и селекции, на которых Лысенко и его сторонники атаковывали учёных во главе с Вавиловым.

Группа Лысенко отвергла генетику, как науку ( называя её учением реакционного монаха Менделя). По поводу менделеевского закона о расщеплении наследственных признаков 3:1 Лысенко заявил: “Я без единого эксперимента заявляю, что этого не было, нет и не будет”.

(Кадры из видеофильма. Выступление Лысенко на съезде колхозников.)

В конце тридцатых годов лысенковцы, опираясь на поддержку Сталина, Молотова и других руководителей начали расправу с Вавиловым и его соратниками. На Вавилова обрушился поток клеветы. Чувствуя, куда дует ветер, многие переходили на сторону Лысенко. “Эти направленные мутации вызваны отсутствием генов порядочности” – горько шутил Вавилов.15марта 1939 года Вавилов подверг резкой критике антинаучные взгляды Лысенко на заседании Ленинградского бюро секции научных работников. В конце своего выступления Вавилов сказал: “Пойдём на костёр, будем гореть, но от своих убеждений не откажемся!”

9 ученик. В 1938 году советское правительство отменило проведение Международного генетического конгресса в СССР, президентом которого должен бы стать Вавилов.

СЦЕНКА. Ведущий и генетик КРЮ в мантии.

Ведущий. 1939год. Эдинбург Шотландия. Собрался Международный конгресс генетиков. Его председателем был избран Вавилов. Но Вавилов в Эдинбург не приехал, его не выпустили за рубеж. В течении всего конгресса предназначенное для Вавилова кресло демонстративно оставалось пустым. Ведущий конгресс британский генетик КРЮ заявил.

КРЮ (в мантии): “Вы пригласили меня играть роль, которую так украсил бы Вавилов. Вы надеваете его мантию на мои не желающего этого плечи. И если в ней я буду выглядеть неуклюже, то вы не должны забывать – эта мантия сшита для более крупного человека.

10 ученик. 6 августа 1940 года находясь в экспедиции, Вавилов был арестован. Обвинения были стандартными – вредительство и шпионаж. 9июля 1941 года Вавилов был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Позже приговор смягчили до 20 лет тюрьмы. Он умер 26 января 1943года.

Учитель. Яркая и прекрасная жизнь Николая Ивановича долго будет привлекать внимание исследователей. Наша молодёжь должна знать эту большую жизнь, которую можно назвать подвигом учёного, должна учиться на ней, как нужно самоотверженно работать и как любить свою родину и науку. При подготовке к этому уроку вы прочитали роман В.Дудинцева “Белые одежды”. В этом романе автор отразил методическую достоверность изображаемых событий.

11 ученик. Замысел романа “Белые одежды” возник у Дудинцева после читательского резонанса, вызванного в 1956 году романом “Не хлебом единым”. Многие читатели, среди которых были биологи, принесли автору дневники и документы. В материалах биологов вырисовывалась драматическая ситуация в науке, сложившаяся в 50-е годы. Попав на совещание генетиков, писатель выслушал доклад Н. А. Лебедевой о развитии новых сортов картофеля. Это послужило отправной точкой для создания нового романа. Дудинцев внимательно изучил драматическую ситуацию, которая сложилась в биологии.

Он посещал занятия семинара Т.Д.Лысенко в институте генетики. Узнав о цели посещений, академик распорядился Дудинцева на занятия не пускать. События разворачиваются в 1948 году, после печально памятной сессии ВАСХНИЛа, на которой научную генетику заклеймили как идейно-враждебное течение.

12 ученик. В романе показана борьба двух направлений в биологии: лысенковцев и вейсманистов– морганистов. Лысенковщина привела многих к большим жизненным драмам. “Народный академик” Трофим Денисович Лысенко выдавал себя за последователя Мичурина, свое направление объявил “новым”, “революционным”, отвергая то, что было сделано в науке до него, зачеркивая научные достижения зарубежных ученых. Дорогу лысенковщине расчистили Сталин и его сподвижники, репрессиями обескровив общество в интеллектуальном плане. воглаве науки оказались невежды, умевшие только жонглировать цитатами из классиков марксизма– ленинизма.

13 ученик. В романе “народный академик” Касьян Демьянович Рядно даже внешне похож на Лысенко. И также, как Лысенко, он не выводил новых сортов, а присваивал чужие, выдавая болезнь дерева за достижение мичуринской науки. Академик Рядно умел увлечь не искушенную молодежь с помощью всевозможных дешевых эффектов. Так заседания ученого совета он проводил прямо на поле, научные работники рассаживались на земле, во время лекций он “нечаянно” вытаскивал из кармана платок с землей, якобы попавшей в карман, когда он “по землянкам лазил”. Но передовые ученые не могли не понимать, что такая “мичуринская” наука не дает никаких нужных результатов, что, прикрываясь именем Мичурина, делают карьеру невежды и фанатики, настоящие ученые переходили на позиции настоящей науки.

14 ученик. В романе много споров о добре и зле, приведены живые примеры. Добро должно быть действенным носители добра– это те, кто несет людям радость, истину, пользу. Это Стригалев, Дежкин и их соратники в трудной борьбе. Настоящая любовь и дружба– удел только носителей добра. Название романа символично– “люди в белых одеждах”– высоко нравственные люди отмеченные печатью добра . Их счастье трудное, полное самоотверженности и страданий.

Учитель. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию животноводству, экономике страны, она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, страха, привили наше общество к моральной деградации. Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, корысти. Те кто жил истинным делом, были или уничтожены, или изгнаны.Дудинцев заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека. Роман учит быть преданным своему делу. Этим он современен.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

09 07 2020 9:52:39

Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...

08 07 2020 22:27:10

Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"

Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу « Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием Т С О. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....

07 07 2020 6:35:15

Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"

Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации « Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....

06 07 2020 0:35:47

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме " Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике К С О " Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава ( П С С); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

05 07 2020 9:51:24

38 недель в своем мире

Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

04 07 2020 17:33:17

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

03 07 2020 15:22:12

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

02 07 2020 0:15:36

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

01 07 2020 19:53:28

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, половом размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о сперматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

30 06 2020 19:28:57

Вирусы

При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума. В статье я представляю свой опыт использования И Т на уроке биологии по теме " Вирусы"....

29 06 2020 13:42:11

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: " Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

28 06 2020 17:28:31

Урок биологии по теме "Характеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

27 06 2020 17:12:11

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

26 06 2020 23:17:40

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на практике....

25 06 2020 14:58:46

Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"

На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...

24 06 2020 15:24:38

Организм — единое целое Биология

В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

23 06 2020 7:12:56

Курс по выбору "Познай себя"

Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых практических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...

22 06 2020 11:27:29

Водоросли. Общая характеристика. 6-й класс

Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

21 06 2020 10:44:49

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

20 06 2020 19:31:45

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

19 06 2020 8:14:52

Интернет-тренажеры в сфере образования

Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....

18 06 2020 4:44:13

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

17 06 2020 8:52:47

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

16 06 2020 5:49:38

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И. Н. Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы Е К Ц О Р....

15 06 2020 19:19:44

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев

Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...

14 06 2020 3:10:15

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

13 06 2020 18:26:38

Игра "Биологическое ассорти"

Урок-игра « Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....

12 06 2020 1:32:19

Экология и эстетика школьного двора

Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

11 06 2020 16:22:41

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на практике при решении задач; сформулировать законы Г. Менделя. ...

10 06 2020 22:24:30

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии Р К М Ч П. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

09 06 2020 8:13:27

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

08 06 2020 19:36:25

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

07 06 2020 23:36:13

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: « Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

06 06 2020 23:25:11

Экология и культура — будущее России

Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....

05 06 2020 1:38:13

"Химический состав клетки". 9-й класс

Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

04 06 2020 3:14:12

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

03 06 2020 11:21:53

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"

Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обрабатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала. ...

02 06 2020 17:37:53

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду " Старая плотина" во времени и в пространстве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

01 06 2020 15:45:30

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

31 05 2020 19:29:10

Задания юному зоологу

Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении " Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

30 05 2020 23:57:55

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

29 05 2020 12:43:47

Урок биологии "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя практические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

28 05 2020 2:15:58

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

27 05 2020 10:19:25

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы « Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

26 05 2020 8:26:59

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме « Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия « Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать практическое применение полученных знаний. ...

25 05 2020 15:38:35

Нетрадиционные формы уроков по биологии

Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

24 05 2020 12:44:36

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

23 05 2020 3:13:41

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

22 05 2020 23:51:53

Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс

На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем " Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности полового и бесполого размножения у растений....

21 05 2020 17:15:45

Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"

Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса « Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о практическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....

20 05 2020 15:36:59

Урок биологии на тему "Паукообразные"

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....

19 05 2020 15:45:58

Борьба за существование

Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

18 05 2020 23:41:13

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...

17 05 2020 11:22:13

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

16 05 2020 21:35:15

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

В данной статье представлена разработка урока по теме " Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

15 05 2020 11:18:54

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

14 05 2020 20:58:48

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

13 05 2020 18:21:38

Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опорных сигналов" на уроках зоологии

Для повышения эффективности преподавания курса « Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде « Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опорных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....

12 05 2020 6:18:12

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

11 05 2020 3:42:17

"Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии Р К М Ч П, " Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом " Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, вырабатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....

10 05 2020 3:26:30

Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

09 05 2020 13:44:45

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

Задачи урока: обобщить изученный материал по теме " Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне С Ф Е, описывать времена года на уровне микромонолога....

08 05 2020 22:56:47

Энергетический обмен – катаболизм

Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

07 05 2020 0:54:54

Органы и системы органов животных Биология

Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опорно-двигательная система...

06 05 2020 3:41:10

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

05 05 2020 10:57:59

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

04 05 2020 2:52:37

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

03 05 2020 5:42:58

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

02 05 2020 7:57:10

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

Завершающий урок " Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса « Выявление основных характеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

01 05 2020 12:56:36

«Рациональное питание». 8-й класс

Учащиеся осознают значение рационального питания, материала « Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

30 04 2020 22:35:31

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

29 04 2020 22:42:23

Информационные технологии на уроках биологии

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. ...

28 04 2020 11:24:56

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть.  Плодовое тело делится на пенёк и шляпку.  Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

27 04 2020 11:51:42

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить характерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

26 04 2020 4:16:12

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

В работе показана возможность использования цифровой лаборатории « Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И. Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории « Архимед»....

25 04 2020 12:36:58

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

24 04 2020 14:32:43

Строение и функции мочевыделительной системы

Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...

23 04 2020 11:39:18

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стебле. ...

22 04 2020 0:10:57

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры Д Н К и Р Н К. ...

21 04 2020 9:43:58

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

Урок составлен по программе Пономаревой И. Н. и проводится в 8-м классе по теме " Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

20 04 2020 7:27:47

Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера

Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции Е С Л И и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....

19 04 2020 0:26:23

Сборник цифровых диктантов по анатомии

Цифровые диктанты охватывают курс " Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от " Общего обзора организма человека" до темы " Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым У М К....

18 04 2020 11:21:59

Изменение питательных веществ в кишечнике

При изучении темы " Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

17 04 2020 4:32:19

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....

16 04 2020 0:55:33

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по " Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

15 04 2020 21:38:41

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

14 04 2020 7:56:28

Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"

Через реализацию данной программы обеспечивается половое воспитание девочек-подростков. Половое воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы морального, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....

13 04 2020 16:57:47

Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии

Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....

12 04 2020 17:11:51

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

11 04 2020 11:26:41

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

10 04 2020 7:53:22

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору " Эверест". При восхождении обобщаются темы: " Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме " Лекарственные растения вокруг нас"....

09 04 2020 15:12:51

Развитие половых клеток. Мейоз

Цель урока: познакомить с процессом развития половых клеток....

08 04 2020 19:27:52

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

В курсе " Общей биологии" есть интересная тема: " Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

07 04 2020 11:18:51

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

06 04 2020 23:12:16

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

05 04 2020 10:22:16

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

Урок является обобщающим по теме « Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче Е Г Э по биологии....

04 04 2020 2:28:45

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом " Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интерактивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

03 04 2020 7:35:30

Урок биологии в 11-м классе по программе под редакцией И.Н. Пономаревой "Медицинская генетика – наука XXI века"

Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...

02 04 2020 0:10:57

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

01 04 2020 17:42:41

Элективный курс "Резервы человеческой психики"

Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной практической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и практических до самостоятельной подготовки учащимися....

31 03 2020 10:59:14

Автотрофные бактерии: питание, размножение и распространение

Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....

30 03 2020 4:23:54

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

29 03 2020 7:27:50

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль А Т Ф и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

28 03 2020 21:46:20

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

27 03 2020 10:53:30

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к аборту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

26 03 2020 7:47:58

Миниатюры о природе

При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных практических задач....

25 03 2020 0:35:37

Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

Курс " Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....

24 03 2020 23:55:54

Игра-путешествие "Последний герой"

Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к практике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для практического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух команд в пять этапов: « Вода», « Жилище», « Пища», « Болезни», « Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....

23 03 2020 15:52:59

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к Е Г Э....

22 03 2020 18:39:44

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...

21 03 2020 23:28:51

Строение и жизнедеятельность бактерий

На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

20 03 2020 23:38:36

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

19 03 2020 6:58:15

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

18 03 2020 10:53:36

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

17 03 2020 12:29:14

Проектная идея "Земноводные"

Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

16 03 2020 11:24:41

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

Представлен конспект урока биологии по теме " Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

15 03 2020 15:56:23

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

14 03 2020 1:10:13

Основные закономерности эволюции органического мира

Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....

13 03 2020 14:31:25

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре О А О " Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

12 03 2020 6:55:56

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс " Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

11 03 2020 23:27:22

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле. Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

10 03 2020 17:51:54

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение И К Т на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

09 03 2020 6:58:37

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

08 03 2020 19:52:36

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся

Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. ...

07 03 2020 20:52:46

Урок "Виды корней и типы корневых систем"

У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; вырабатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

06 03 2020 10:43:11

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

05 03 2020 16:25:20

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

Дана комплексная характеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

04 03 2020 8:18:41

Основные этапы эволюции животного мира на Земле

Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

03 03 2020 22:45:52

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

02 03 2020 20:38:21

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Для кишечнополостных характерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

01 03 2020 20:41:21

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

29 02 2020 12:14:31

Практическая работа "Фотосинтез"

Практическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...

28 02 2020 21:18:27

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс

Цель урока: осмысление школьниками сказочной трансформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе " Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке " Семя", " Корень", " Побег" (образовательная программа И. Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

27 02 2020 7:22:21

Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....

26 02 2020 1:55:44

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

25 02 2020 18:55:39

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

Обобщающий урок по теме: " Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

24 02 2020 2:33:23

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

23 02 2020 13:52:30

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со С П И Дом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о В И Ч и С П И Де, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....

22 02 2020 20:36:56

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

21 02 2020 21:26:59

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

20 02 2020 23:47:35

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к Е Г Э. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на практическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда " Как готовиться к Е Г Э". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

19 02 2020 8:42:48

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 « Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 « Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

18 02 2020 17:51:58

Экологический вечер "Наш дом в опасности"

В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

17 02 2020 9:18:49

Открытый урок природоведения на тему "Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания". 5-й класс

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....

16 02 2020 8:46:53

Использование сайта учителя в преподавании биологии

В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В. В. Пасечника " Биология" ( Бактерии. Грибы. Растения)....

15 02 2020 0:43:45

Открытый урок по теме: "Общая характеристика грибов"

На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

14 02 2020 16:50:26

Видоизмененные листья. Листопад.

Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....

13 02 2020 18:10:19

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

12 02 2020 19:59:18

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

Предстален конспект урока на тему " В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

11 02 2020 7:54:39

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)