Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.

Задачи:

– познакомить обучающихся с биографией Н.И.Вавилова

– сформировать знания о значении трудов ученого

– понять основные проблемы романа и его значение в нашей жизни

– воспитывать гордость за российскую науку

Оборудование: портрет Н.И.Вавилова,

карта мира,

таблица: “Центры многообразия и происхождения культурных растений”,

роман В.Дудинцева “Белые одежды”.

Ход урока.

Звучит тревожная музыка.

Ведущий. Порой приходится слышать, что гонения, тюрьмы, казни для людей науки канули в лету, вместе с инквизицией, охотой на ведьм и прочими мрачными атрибутами средневековья. Но биологу Николаю Вавилову пришлось взойти на костёр” за свои научные убеждения в 20 веке, веке торжества науки.

Учитель. Сегодня в рамках декады по биологии мы проводим конференцию. Изучив, литературу о жизни и творчестве Вавилова ребята постараются увлекательно рассказать о недолгой, но яркой жизни Н.И.Вавилова.

1 ученик. Николай Вавилов родился 25 ноября 1887года в Москве. Его дед был крестьянин, а отец Иван Ильич – одним из директоров “Трехгорной мануфактуры”. Иван Ильич мечтал передать Николаю своё дело и поэтому отдал его в коммерческое училище. Сквозь пальцы смотрел Иван Ильич на увлечение сына собиранием бабочек и гербариев, коллекционированием насекомых. Отец никак не мог представить, что эта “забава” превратится в дело всей его жизни. Но 18 летний Николай заявил отцу о своем намерении стать биологом, а не “деловым человеком”. Он поступил в Петровскую сельхозакадемию (позднее названную Тимирязевской). Отсюда он в 1908 году отправился в поездку по Кавказу, где собрал свою первую скромную коллекцию растений – 159 экземпляров. Это положило начало поиску культурных растений, который он вёл по всему миру в течение всей жизни.

2 ученик. Во время своих путешествий Вавилову пришлось пережить множество опасных приключений и дорожных тягот.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

1. В Иране в 1916году, увлёкшись сбором дикого льна, он оказался поблизости от русских войск. На сторожевом пункте русских казаков его заподозрили в шпионаже и арестовали. Он три дня вынужден просидеть в камере, кишащей клопами, пока не установили его личность.

2. На Памире (1916год) при переходе по шаткому мосту через горную реку сорвалась в пропасть одна из лошадей, на которую был навьючен собранный материал и путевые дневники Вавилова. С тех пор ученый всегда разделял на 2 части собранные семена и растения.

3.Однажды самолет, на котором летел Вавилов, потерпел аварию в Сахаре (1926) лётчик француз совсем потерял голову от стpaxa, опасаясь хищника. А Вавилов развёл костёр и всю ночь отгонял ходившего рядом и грозно рычавшего льва.

4.Во время путешествий по Ирану Вавилов познакомился с культурой народов Востока.

(Исполняется восточный танец.)

Далекие путешествия Вавилова неожиданно оборвались в середине 30 годов. Произошло это по воле Иосифа Сталина. Сталин сказал, встречаясь с группой ученых, среди которых был и Вавилов, примерно следующее: “Зарубежные поисковые экспедиции никому не нужны, не о подобной ерунде, а об урожае надо думать”.

(Включить кадры из видеофильма “Звезда Вавилова”, выступление Сталина.)

На этом и закончились зарубежные экспедиции Вавилова, теперь его просто не выпускали за границу.

3 ученик. Итогом экспедиций Вавилова стало одно из главных открытий учёного – установление основных географических центров происхождения культурных растений.

В 1926году Вавилов выделил 7основных центров.

(Показывает гербарии культурных растений и места их произрастания на карте).

Эти центры одновременно являются центрами древних цивилизаций.“Культура поля всегда идёт рука об руку с человеческой культурой” -говорил Вавилов.

4 ученик. Другим важнейшим открытием ученого стал “Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости”. С сообщением о нём Вавилов выступил в 1920году в Саратове на 3 Всероссийском съезде селекционеров. В чём суть открытого закона?

У близких видов признаки изменяются сходным образом, параллельно. К примеру, если у пшеницы колос может быть красного, белого, серого цвета, то можно предположить, что у ржи будут разновидности с колосьями таких же цветов. Если у арбузов встречаются как шарообразные, так и удлинённые плоды, то такие же разновидности мы встретим и у дыни. Не только у близких видов, но и у родов, семейств и даже классов обнаруживаются сходные гомологические ряды наследственной изменчивости. А если пока некоторые ячейки этих рядов с определёнными сочетаниями признаков пока пусты, то рано или поздно они будут заполнены. Вавилов сам неоднократно находил подтверждение своего закона. К примеру, до 1927года учёным не была обнаружена известная твёрдая безостая пшеница. А Вавилов не только предсказывал её существование, но и обнаружил в Эфиопии целые поля такой пшеницы.

5 ученик. Когда Вавилов делал доклад о своём открытии, один из учёных слушателей насмешливо заметил ему: “Но мыне встречали рогатых лошадей?” “Найдутся рогатые лошади” – отвечал Вавилов. Через два года он послал своему оппоненту книгу, где содержались сведения о вымерших рогатых сородичах современных лошадей. Когда доклад был закончен, в зале под овации прозвучал возглас: “Биологи приветствуют своего Менделеева!” Аналогия вавиловского закона с периодическим законом в химии была отмечена в решении съезда.

6 ученик. В 1924 году Вавилов возглавил Всесоюзный институт растениводства. Перед сотрудниками он поставил задачу :собрать все возделываемые на планете культурные растения и дикорастущие разновидности, научится выращивать эти растения и хранить их семена. “Жизнь коротка, надо спешить” – часто повторял Николай Иванович. Ему была свойственна поразительная работоспособность, он мог работать по 18 часов в сутки. Академик Дмитрий Прянишников говорил: “Николай Иванович гений, и мы не сознаём этого только потому, что он наш современник”.

Звучит тревожная музыка.

7 ученик. В начале 30годов Вавилов поддержал работу молодого агронома Трофима Лысенко по так называемой яровизации. Превращению озимых культур в яровые путём предпосевного воздействия низких положительных температур на семена. Вавилов надеялся, что метод яровизации можно будет эффективно применить в селекции. В1934 году Вавилов рекомендовал Лысенко в члeны корреспонденты А.Н.СССР. Лысенко понравился Сталину своим “народным происхождением”, обещавшим в короткие сроки поднять урожайность зерновых культур. Своё кредо Лысенко выразил достаточно откровенно: “Если вы хотите получить определённый результат, вы его получите”. По своему талантливый, но малообразованный Лысенко понял, что медленно и терпеливо устанавливать истину с помощью опытов гораздо сложнее, чем подгонять факты к уже сделанным выводам.

8 ученик. С 1936 по 1939год происходили дискуссии по вопросам генетики и селекции, на которых Лысенко и его сторонники атаковывали учёных во главе с Вавиловым.

Группа Лысенко отвергла генетику, как науку ( называя её учением реакционного монаха Менделя). По поводу менделеевского закона о расщеплении наследственных признаков 3:1 Лысенко заявил: “Я без единого эксперимента заявляю, что этого не было, нет и не будет”.

(Кадры из видеофильма. Выступление Лысенко на съезде колхозников.)

В конце тридцатых годов лысенковцы, опираясь на поддержку Сталина, Молотова и других руководителей начали расправу с Вавиловым и его соратниками. На Вавилова обрушился поток клеветы. Чувствуя, куда дует ветер, многие переходили на сторону Лысенко. “Эти направленные мутации вызваны отсутствием генов порядочности” – горько шутил Вавилов.15марта 1939 года Вавилов подверг резкой критике антинаучные взгляды Лысенко на заседании Ленинградского бюро секции научных работников. В конце своего выступления Вавилов сказал: “Пойдём на костёр, будем гореть, но от своих убеждений не откажемся!”

9 ученик. В 1938 году советское правительство отменило проведение Международного генетического конгресса в СССР, президентом которого должен бы стать Вавилов.

СЦЕНКА. Ведущий и генетик КРЮ в мантии.

Ведущий. 1939год. Эдинбург Шотландия. Собрался Международный конгресс генетиков. Его председателем был избран Вавилов. Но Вавилов в Эдинбург не приехал, его не выпустили за рубеж. В течении всего конгресса предназначенное для Вавилова кресло демонстративно оставалось пустым. Ведущий конгресс британский генетик КРЮ заявил.

КРЮ (в мантии): “Вы пригласили меня играть роль, которую так украсил бы Вавилов. Вы надеваете его мантию на мои не желающего этого плечи. И если в ней я буду выглядеть неуклюже, то вы не должны забывать – эта мантия сшита для более крупного человека.

10 ученик. 6 августа 1940 года находясь в экспедиции, Вавилов был арестован. Обвинения были стандартными – вредительство и шпионаж. 9июля 1941 года Вавилов был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Позже приговор смягчили до 20 лет тюрьмы. Он умер 26 января 1943года.

Учитель. Яркая и прекрасная жизнь Николая Ивановича долго будет привлекать внимание исследователей. Наша молодёжь должна знать эту большую жизнь, которую можно назвать подвигом учёного, должна учиться на ней, как нужно самоотверженно работать и как любить свою родину и науку. При подготовке к этому уроку вы прочитали роман В.Дудинцева “Белые одежды”. В этом романе автор отразил методическую достоверность изображаемых событий.

11 ученик. Замысел романа “Белые одежды” возник у Дудинцева после читательского резонанса, вызванного в 1956 году романом “Не хлебом единым”. Многие читатели, среди которых были биологи, принесли автору дневники и документы. В материалах биологов вырисовывалась драматическая ситуация в науке, сложившаяся в 50-е годы. Попав на совещание генетиков, писатель выслушал доклад Н. А. Лебедевой о развитии новых сортов картофеля. Это послужило отправной точкой для создания нового романа. Дудинцев внимательно изучил драматическую ситуацию, которая сложилась в биологии.

Он посещал занятия семинара Т.Д.Лысенко в институте генетики. Узнав о цели посещений, академик распорядился Дудинцева на занятия не пускать. События разворачиваются в 1948 году, после печально памятной сессии ВАСХНИЛа, на которой научную генетику заклеймили как идейно-враждебное течение.

12 ученик. В романе показана борьба двух направлений в биологии: лысенковцев и вейсманистов– морганистов. Лысенковщина привела многих к большим жизненным драмам. “Народный академик” Трофим Денисович Лысенко выдавал себя за последователя Мичурина, свое направление объявил “новым”, “революционным”, отвергая то, что было сделано в науке до него, зачеркивая научные достижения зарубежных ученых. Дорогу лысенковщине расчистили Сталин и его сподвижники, репрессиями обескровив общество в интеллектуальном плане. воглаве науки оказались невежды, умевшие только жонглировать цитатами из классиков марксизма– ленинизма.

13 ученик. В романе “народный академик” Касьян Демьянович Рядно даже внешне похож на Лысенко. И также, как Лысенко, он не выводил новых сортов, а присваивал чужие, выдавая болезнь дерева за достижение мичуринской науки. Академик Рядно умел увлечь не искушенную молодежь с помощью всевозможных дешевых эффектов. Так заседания ученого совета он проводил прямо на поле, научные работники рассаживались на земле, во время лекций он “нечаянно” вытаскивал из кармана платок с землей, якобы попавшей в карман, когда он “по землянкам лазил”. Но передовые ученые не могли не понимать, что такая “мичуринская” наука не дает никаких нужных результатов, что, прикрываясь именем Мичурина, делают карьеру невежды и фанатики, настоящие ученые переходили на позиции настоящей науки.

14 ученик. В романе много споров о добре и зле, приведены живые примеры. Добро должно быть действенным носители добра– это те, кто несет людям радость, истину, пользу. Это Стригалев, Дежкин и их соратники в трудной борьбе. Настоящая любовь и дружба– удел только носителей добра. Название романа символично– “люди в белых одеждах”– высоко нравственные люди отмеченные печатью добра . Их счастье трудное, полное самоотверженности и страданий.

Учитель. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию животноводству, экономике страны, она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, стpaxa, привили наше общество к мopaльной деградации. Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, корысти. Те кто жил истинным делом, были или уничтожены, или изгнаны.Дудинцев заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека. Роман учит быть преданным своему делу. Этим он современен.



Комментарии:

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

08 12 2025 15:26:23

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

07 12 2025 14:24:57

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

      Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....

06 12 2025 17:12:51

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

05 12 2025 23:54:32

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

04 12 2025 2:48:32

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

03 12 2025 7:57:17

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....

02 12 2025 2:15:40

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

01 12 2025 4:17:52

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"


    Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

      На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

30 11 2025 5:20:38

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

29 11 2025 1:57:32

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

28 11 2025 14:12:26

Внутреннее строение птиц


    Внутреннее строение птиц

      Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

27 11 2025 17:31:44

Биологическая игра "Орнитолог"


    Биологическая игра "Орнитолог"

      Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....

26 11 2025 23:19:35

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

25 11 2025 22:32:29

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

24 11 2025 13:39:12

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

23 11 2025 12:42:30

Урок по теме: "Бактерии. Их строение и значение"


    Урок по теме: "Бактерии. Их строение и значение"

      Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....

22 11 2025 21:24:29

Использование слайдовой презентации на уроке биологии


    Использование слайдовой презентации на уроке биологии

      Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

21 11 2025 17:17:39

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

      Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

20 11 2025 9:47:57

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

19 11 2025 7:17:35

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

18 11 2025 21:35:55

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

17 11 2025 0:47:26

Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс


    Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс

      Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....

16 11 2025 19:15:23

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)


    Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

      Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

15 11 2025 15:43:22

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

      Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

14 11 2025 19:58:56

Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока, или О чем рассказала лапка лягушки"


    Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока,
 или О чем рассказала лапка лягушки"

      Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...

13 11 2025 11:20:53

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

12 11 2025 4:15:59

Мир бактерий


    Мир бактерий

      Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

11 11 2025 1:54:13

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....

10 11 2025 4:28:45

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"


    Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

09 11 2025 13:12:23

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

08 11 2025 18:57:41

Открытый урок биологии


    Открытый урок биологии

      Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...

07 11 2025 18:16:27

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

06 11 2025 12:35:11

Хронотип человека и его здоровье. 11-й класс

Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....

05 11 2025 7:51:27

КСО на уроках биологии


    КСО на уроках биологии

      В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....

04 11 2025 21:21:40

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

03 11 2025 11:32:52

Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"


    Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"

      Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....

02 11 2025 22:26:43

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

01 11 2025 14:32:59

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

31 10 2025 2:54:35

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

30 10 2025 6:48:19

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

29 10 2025 11:42:42

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

28 10 2025 16:36:43

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ  ЕГЭ biologia's Blog лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...

27 10 2025 21:41:17

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

26 10 2025 13:37:34

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

25 10 2025 15:45:32

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

24 10 2025 8:45:33

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....

23 10 2025 22:33:55

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

22 10 2025 17:58:34

Цветочный калейдоскоп


    Цветочный калейдоскоп

      Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....

21 10 2025 8:32:46

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

20 10 2025 4:30:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::