Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"


Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.

Задачи:

– познакомить обучающихся с биографией Н.И.Вавилова

– сформировать знания о значении трудов ученого

– понять основные проблемы романа и его значение в нашей жизни

– воспитывать гордость за российскую науку

Оборудование: портрет Н.И.Вавилова,

карта мира,

таблица: “Центры многообразия и происхождения культурных растений”,

роман В.Дудинцева “Белые одежды”.

Ход урока.

Звучит тревожная музыка.

Ведущий. Порой приходится слышать, что гонения, тюрьмы, казни для людей науки канули в лету, вместе с инквизицией, охотой на ведьм и прочими мрачными атрибутами средневековья. Но биологу Николаю Вавилову пришлось взойти на костёр” за свои научные убеждения в 20 веке, веке торжества науки.

Учитель. Сегодня в рамках декады по биологии мы проводим конференцию. Изучив, литературу о жизни и творчестве Вавилова ребята постараются увлекательно рассказать о недолгой, но яркой жизни Н.И.Вавилова.

1 ученик. Николай Вавилов родился 25 ноября 1887года в Москве. Его дед был крестьянин, а отец Иван Ильич – одним из директоров “Трехгорной мануфактуры”. Иван Ильич мечтал передать Николаю своё дело и поэтому отдал его в коммерческое училище. Сквозь пальцы смотрел Иван Ильич на увлечение сына собиранием бабочек и гербариев, коллекционированием насекомых. Отец никак не мог представить, что эта “забава” превратится в дело всей его жизни. Но 18 летний Николай заявил отцу о своем намерении стать биологом, а не “деловым человеком”. Он поступил в Петровскую сельхозакадемию (позднее названную Тимирязевской). Отсюда он в 1908 году отправился в поездку по Кавказу, где собрал свою первую скромную коллекцию растений – 159 экземпляров. Это положило начало поиску культурных растений, который он вёл по всему миру в течение всей жизни.

2 ученик. Во время своих путешествий Вавилову пришлось пережить множество опасных приключений и дорожных тягот.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

1. В Иране в 1916году, увлёкшись сбором дикого льна, он оказался поблизости от русских войск. На сторожевом пункте русских казаков его заподозрили в шпионаже и арестовали. Он три дня вынужден просидеть в камере, кишащей клопами, пока не установили его личность.

2. На Памире (1916год) при переходе по шаткому мосту через горную реку сорвалась в пропасть одна из лошадей, на которую был навьючен собранный материал и путевые дневники Вавилова. С тех пор ученый всегда разделял на 2 части собранные семена и растения.

3.Однажды самолет, на котором летел Вавилов, потерпел аварию в Сахаре (1926) лётчик француз совсем потерял голову от стpaxa, опасаясь хищника. А Вавилов развёл костёр и всю ночь отгонял ходившего рядом и грозно рычавшего льва.

4.Во время путешествий по Ирану Вавилов познакомился с культурой народов Востока.

(Исполняется восточный танец.)

Далекие путешествия Вавилова неожиданно оборвались в середине 30 годов. Произошло это по воле Иосифа Сталина. Сталин сказал, встречаясь с группой ученых, среди которых был и Вавилов, примерно следующее: “Зарубежные поисковые экспедиции никому не нужны, не о подобной ерунде, а об урожае надо думать”.

(Включить кадры из видеофильма “Звезда Вавилова”, выступление Сталина.)

На этом и закончились зарубежные экспедиции Вавилова, теперь его просто не выпускали за границу.

3 ученик. Итогом экспедиций Вавилова стало одно из главных открытий учёного – установление основных географических центров происхождения культурных растений.

В 1926году Вавилов выделил 7основных центров.

(Показывает гербарии культурных растений и места их произрастания на карте).

Эти центры одновременно являются центрами древних цивилизаций.“Культура поля всегда идёт рука об руку с человеческой культурой” -говорил Вавилов.

4 ученик. Другим важнейшим открытием ученого стал “Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости”. С сообщением о нём Вавилов выступил в 1920году в Саратове на 3 Всероссийском съезде селекционеров. В чём суть открытого закона?

У близких видов признаки изменяются сходным образом, параллельно. К примеру, если у пшеницы колос может быть красного, белого, серого цвета, то можно предположить, что у ржи будут разновидности с колосьями таких же цветов. Если у арбузов встречаются как шарообразные, так и удлинённые плоды, то такие же разновидности мы встретим и у дыни. Не только у близких видов, но и у родов, семейств и даже классов обнаруживаются сходные гомологические ряды наследственной изменчивости. А если пока некоторые ячейки этих рядов с определёнными сочетаниями признаков пока пусты, то рано или поздно они будут заполнены. Вавилов сам неоднократно находил подтверждение своего закона. К примеру, до 1927года учёным не была обнаружена известная твёрдая безостая пшеница. А Вавилов не только предсказывал её существование, но и обнаружил в Эфиопии целые поля такой пшеницы.

5 ученик. Когда Вавилов делал доклад о своём открытии, один из учёных слушателей насмешливо заметил ему: “Но мыне встречали рогатых лошадей?” “Найдутся рогатые лошади” – отвечал Вавилов. Через два года он послал своему оппоненту книгу, где содержались сведения о вымерших рогатых сородичах современных лошадей. Когда доклад был закончен, в зале под овации прозвучал возглас: “Биологи приветствуют своего Менделеева!” Аналогия вавиловского закона с периодическим законом в химии была отмечена в решении съезда.

6 ученик. В 1924 году Вавилов возглавил Всесоюзный институт растениводства. Перед сотрудниками он поставил задачу :собрать все возделываемые на планете культурные растения и дикорастущие разновидности, научится выращивать эти растения и хранить их семена. “Жизнь коротка, надо спешить” – часто повторял Николай Иванович. Ему была свойственна поразительная работоспособность, он мог работать по 18 часов в сутки. Академик Дмитрий Прянишников говорил: “Николай Иванович гений, и мы не сознаём этого только потому, что он наш современник”.

Звучит тревожная музыка.

7 ученик. В начале 30годов Вавилов поддержал работу молодого агронома Трофима Лысенко по так называемой яровизации. Превращению озимых культур в яровые путём предпосевного воздействия низких положительных температур на семена. Вавилов надеялся, что метод яровизации можно будет эффективно применить в селекции. В1934 году Вавилов рекомендовал Лысенко в члeны корреспонденты А.Н.СССР. Лысенко понравился Сталину своим “народным происхождением”, обещавшим в короткие сроки поднять урожайность зерновых культур. Своё кредо Лысенко выразил достаточно откровенно: “Если вы хотите получить определённый результат, вы его получите”. По своему талантливый, но малообразованный Лысенко понял, что медленно и терпеливо устанавливать истину с помощью опытов гораздо сложнее, чем подгонять факты к уже сделанным выводам.

8 ученик. С 1936 по 1939год происходили дискуссии по вопросам генетики и селекции, на которых Лысенко и его сторонники атаковывали учёных во главе с Вавиловым.

Группа Лысенко отвергла генетику, как науку ( называя её учением реакционного монаха Менделя). По поводу менделеевского закона о расщеплении наследственных признаков 3:1 Лысенко заявил: “Я без единого эксперимента заявляю, что этого не было, нет и не будет”.

(Кадры из видеофильма. Выступление Лысенко на съезде колхозников.)

В конце тридцатых годов лысенковцы, опираясь на поддержку Сталина, Молотова и других руководителей начали расправу с Вавиловым и его соратниками. На Вавилова обрушился поток клеветы. Чувствуя, куда дует ветер, многие переходили на сторону Лысенко. “Эти направленные мутации вызваны отсутствием генов порядочности” – горько шутил Вавилов.15марта 1939 года Вавилов подверг резкой критике антинаучные взгляды Лысенко на заседании Ленинградского бюро секции научных работников. В конце своего выступления Вавилов сказал: “Пойдём на костёр, будем гореть, но от своих убеждений не откажемся!”

9 ученик. В 1938 году советское правительство отменило проведение Международного генетического конгресса в СССР, президентом которого должен бы стать Вавилов.

СЦЕНКА. Ведущий и генетик КРЮ в мантии.

Ведущий. 1939год. Эдинбург Шотландия. Собрался Международный конгресс генетиков. Его председателем был избран Вавилов. Но Вавилов в Эдинбург не приехал, его не выпустили за рубеж. В течении всего конгресса предназначенное для Вавилова кресло демонстративно оставалось пустым. Ведущий конгресс британский генетик КРЮ заявил.

КРЮ (в мантии): “Вы пригласили меня играть роль, которую так украсил бы Вавилов. Вы надеваете его мантию на мои не желающего этого плечи. И если в ней я буду выглядеть неуклюже, то вы не должны забывать – эта мантия сшита для более крупного человека.

10 ученик. 6 августа 1940 года находясь в экспедиции, Вавилов был арестован. Обвинения были стандартными – вредительство и шпионаж. 9июля 1941 года Вавилов был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Позже приговор смягчили до 20 лет тюрьмы. Он умер 26 января 1943года.

Учитель. Яркая и прекрасная жизнь Николая Ивановича долго будет привлекать внимание исследователей. Наша молодёжь должна знать эту большую жизнь, которую можно назвать подвигом учёного, должна учиться на ней, как нужно самоотверженно работать и как любить свою родину и науку. При подготовке к этому уроку вы прочитали роман В.Дудинцева “Белые одежды”. В этом романе автор отразил методическую достоверность изображаемых событий.

11 ученик. Замысел романа “Белые одежды” возник у Дудинцева после читательского резонанса, вызванного в 1956 году романом “Не хлебом единым”. Многие читатели, среди которых были биологи, принесли автору дневники и документы. В материалах биологов вырисовывалась драматическая ситуация в науке, сложившаяся в 50-е годы. Попав на совещание генетиков, писатель выслушал доклад Н. А. Лебедевой о развитии новых сортов картофеля. Это послужило отправной точкой для создания нового романа. Дудинцев внимательно изучил драматическую ситуацию, которая сложилась в биологии.

Он посещал занятия семинара Т.Д.Лысенко в институте генетики. Узнав о цели посещений, академик распорядился Дудинцева на занятия не пускать. События разворачиваются в 1948 году, после печально памятной сессии ВАСХНИЛа, на которой научную генетику заклеймили как идейно-враждебное течение.

12 ученик. В романе показана борьба двух направлений в биологии: лысенковцев и вейсманистов– морганистов. Лысенковщина привела многих к большим жизненным драмам. “Народный академик” Трофим Денисович Лысенко выдавал себя за последователя Мичурина, свое направление объявил “новым”, “революционным”, отвергая то, что было сделано в науке до него, зачеркивая научные достижения зарубежных ученых. Дорогу лысенковщине расчистили Сталин и его сподвижники, репрессиями обескровив общество в интеллектуальном плане. воглаве науки оказались невежды, умевшие только жонглировать цитатами из классиков марксизма– ленинизма.

13 ученик. В романе “народный академик” Касьян Демьянович Рядно даже внешне похож на Лысенко. И также, как Лысенко, он не выводил новых сортов, а присваивал чужие, выдавая болезнь дерева за достижение мичуринской науки. Академик Рядно умел увлечь не искушенную молодежь с помощью всевозможных дешевых эффектов. Так заседания ученого совета он проводил прямо на поле, научные работники рассаживались на земле, во время лекций он “нечаянно” вытаскивал из кармана платок с землей, якобы попавшей в карман, когда он “по землянкам лазил”. Но передовые ученые не могли не понимать, что такая “мичуринская” наука не дает никаких нужных результатов, что, прикрываясь именем Мичурина, делают карьеру невежды и фанатики, настоящие ученые переходили на позиции настоящей науки.

14 ученик. В романе много споров о добре и зле, приведены живые примеры. Добро должно быть действенным носители добра– это те, кто несет людям радость, истину, пользу. Это Стригалев, Дежкин и их соратники в трудной борьбе. Настоящая любовь и дружба– удел только носителей добра. Название романа символично– “люди в белых одеждах”– высоко нравственные люди отмеченные печатью добра . Их счастье трудное, полное самоотверженности и страданий.

Учитель. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию животноводству, экономике страны, она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, стpaxa, привили наше общество к мopaльной деградации. Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, корысти. Те кто жил истинным делом, были или уничтожены, или изгнаны.Дудинцев заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека. Роман учит быть преданным своему делу. Этим он современен.


Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

08 12 2022 4:58:21

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

07 12 2022 22:29:10

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

06 12 2022 1:18:46

Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс


    Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс

      Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....

05 12 2022 9:28:27

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

04 12 2022 10:14:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

03 12 2022 15:39:47

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"


    Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

      Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

02 12 2022 7:28:14

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

01 12 2022 11:46:25

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

30 11 2022 10:16:44

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....

29 11 2022 14:59:44

Современный этап эволюции человека


    Современный этап эволюции человека

      На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

28 11 2022 6:38:29

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

27 11 2022 14:25:49

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

26 11 2022 2:37:15

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

25 11 2022 17:38:50

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)


    Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

      Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

24 11 2022 8:41:17

Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"


    Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"

      Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...

23 11 2022 5:36:12

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

22 11 2022 9:50:18

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

21 11 2022 0:40:53

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

20 11 2022 5:14:26

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

19 11 2022 10:14:15

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

18 11 2022 1:40:33

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....

17 11 2022 11:59:37

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

16 11 2022 0:37:38

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

15 11 2022 1:37:36

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

14 11 2022 0:52:45

Кровь и кровообращение

Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...

13 11 2022 5:32:51

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

12 11 2022 13:20:19

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

11 11 2022 12:57:58

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

10 11 2022 23:40:32

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

09 11 2022 11:45:44

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

08 11 2022 18:45:10

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

07 11 2022 4:37:17

Размножение и развитие земноводных


    Размножение и развитие земноводных

      На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

06 11 2022 20:53:38

Авторская программа курса "Культура здоровья"


    Авторская программа курса "Культура здоровья"

      Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....

05 11 2022 15:27:32

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"


    Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

      Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

04 11 2022 0:32:30

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

03 11 2022 1:24:13

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

02 11 2022 7:22:21

Урок биологии по теме "Грибы"


    Урок биологии по теме "Грибы"

      Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

01 11 2022 18:19:43

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

31 10 2022 15:25:58

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

      Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....

30 10 2022 1:21:44

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"


    Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

      Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

29 10 2022 8:51:26

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

28 10 2022 13:40:17

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"


    Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

27 10 2022 9:26:20

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"


    Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

      На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

26 10 2022 18:16:13

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

25 10 2022 11:34:16

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

24 10 2022 16:35:24

Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"


    Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"

      Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....

23 10 2022 2:27:18

Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"


    Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

      На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви». ...

22 10 2022 7:50:41

Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)


    Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)

      Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....

21 10 2022 11:24:23

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

20 10 2022 16:48:27

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::