Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система человека"
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Пищеварительная система”, развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, взаимоуважение, умение работать в группе.
Оборудование: таблицы “Пищеварительная система человека”, комплекты карточек-заданий на 4-5 групп.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
План урока.
- Организационный момент, знакомство с правилами и особенностями проведения урока.
- Работа в группах.
- Подведение итогов.
Ход урока
Класс по принципу жеребьевки делится на 4-5 комaнд. Также из числа сильных учеников по желанию выбираются помощники учителя (жюри 2 человека) для подсчета баллов. Первые три задания выполняются письменно в процессе групповой работы. Четвертое задание – вопрос, который вытягивает капитан каждой комaнды из черного ящика, обсуждается в группе и представляется на суд жюри. Возможны дополнения ответов со стороны соперников. При подсчете результатов выявляются комaнды-победители, участники которых получают максимальную отметку. Особо поощряются также наиболее активные учащиеся из менее успешных комaнд.
Задание №1 “Кроссворд”.
- Конечный отдел тонкой кишки - ……………….. кишка.
- Клейкое вещество слюны, способствующее формированию пищевого комочка.
- Часть пищеварительного канала, расположенная как в грудной, так и в брюшной полости.
- Выросты задней стенки брюшины, на которые как бы подвешены петли кишечника.
- Вещество, которое всасывается из толстой кишки в кровь.
- Кислота в желудке, способствующая пищеварению и уничтожению вредных микроорганизмов.
- Последовательные сокращения и расслабления кишечной стенки, вызывающие перемещения пищевой массы.
- Часть зуба, погруженная в альвеолы челюстных костей.
- Вена, в которую поступают кровеносные сосуды, отходящие от кишечника и желудка.
- Что защищает стенки желудка от действия на них желудочного сока и раздражающих веществ пищи.
- Секрет печени, эмульгирующий жиры.
- Процесс механической и химической обработки пищи и последующее всасывание в кровь и лимфу.
(Ответы: 1 – слепая, 2 – муцин, 3 – пищевод, 4 – брыжейка, 5 – вода, 6 – соляная, 7 – перистальтика, 8 – корень, 9 – воротная, 10 – слизь, 11 – желчь, 12 – пищеварение).
Задание №2 “Найди лишнее слово”.
В каждой строке три термина определенным образом взаимосвязаны. Дайте их общую хаpaктеристику и определите четвертый термин, не имеющий к ним отношения.
А) Белки, жиры, углеводы, минеральные соли.
Б) Желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, толстая кишка.
В) Слепая кишка, двенадцатиперстная кишка, аппендикс, прямая кишка.
Г) Коронка, эмаль, дентин, цемент.
Д) Гликоген, мочевина, желчь, ротовая полость.
Е) Рвотный рефлекс, слюноотделительный рефлекс, гастрин, продолговатый мозг.
Задание №3 “Выберите правильный ответ”.
1) В неизменном виде организм человека может усваивать:
А) белки,
Б) воду и минеральные соли,
В) жиры,
Г) крахмал.
2) Укажите отдел пищеварительной системы, где начинает перевариваться крахмал:
А) желудок,
Б) пищевод,
В) ротовая полость,
Г) двенадцатиперстная кишка.
3) В каком порядке расположены органы пищеварения?
А) ротовая полость – желудок – пищевод – толстая кишка – тонкая кишка – прямая кишка,
Б) ротовая полость – пищевод – желудок – толстая кишка – тонкая кишка – прямая кишка,
В) ротовая полость – пищевод – желудок – тонкий кишечник – толстая кишка – прямая кишка.
4) Каким веществом покрыта коронка зуба?
А) прочным цементом,
Б) эмалью,
В) дентином,
Г) пульпой.
5) Переваривание белков в желудке возможно, если пищеварительный сок имеет:
А) щелочную среду,
Б) кислую среду.
6) В желудке начинается переваривание:
А) крахмала,
Б) белков,
В) жиров.
7) Ферменты пищеварительного сока двенадцатиперстной кишки действуют:
А) только на крахмал,
Б) только на жиры,
В) только на белки,
Г) на все перечисленные выше вещества.
8) Печень выделяет в пищеварительный тpaкт:
А) поджелудочный сок,
Б) слюну,
В) желчь,
Г) гормоны.
9) Желчь содержит:
А) ферменты,
Б) вещества, размельчающие жиры,
В) гормоны.
10. Аппендикс – это отросток
А) двенадцатиперстной кишки,
Б) тощей кишки,
В) слепой кишки,
Г) прямой кишки.
11. В какой части пищеварительной трубки происходит основное всасывание питательных веществ?
А) в желудке,
Б) в тонкой кишке,
В) в толстой кишке.
12. В пищеварительной системе белки расщепляются до
А) аминокислот,
Б) глюкозы,
В) фруктозы,
Г) воды и углекислого газа.
Задание №4 “Ответьте на вопросы”.
- При постановке медицинских экспериментов ряд подопытных животных выращивают в стерильных условиях. При этом было обнаружено нарушение у них некоторых жизненно важных функций, что приводило к недоразвитию лимфоидной ткани, снижению содержания антител в сыворотке крови, нарушению пищеварения и др. Почему такое могло быть?
- Иногда человеку, потерявшему сознание, для возвращения его к жизни пытаются дать выпить воды (хотя бы один добрый глоток). Этого следует избегать. Почему?
- Любители невероятного иногда демонстрируют прием пищи и ее проглатывание, стоя вверх ногами. Кусочки проглоченной пищи, попавшие в пищевод, будут перемещаться вверх по нему в сторону желудка или под действием силы тяжести принятая пища будет перемещаться в сторону глотки?
- Иногда новое блюдо мы пробуем кончиком языка. Не ощутив ничего неприятного, мы смело снимаем пробу и уже позже в полную меру ощущаем горький привкус. Почему?
- Организм – это единая целостная система. Функции органов и систем тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Установите связь между кишечной микрофлорой, синтетической функцией печени и свертыванием крови.
(Ответы:
- Очевидной причиной является отсутствие нормальной микрофлоры в кишечнике.
- У человека, находящегося в бессознательном состоянии, нарушен глотательный рефлекс. Известно, что именно при глотательном движении надгортанник закрывает вход в дыхательную трубку. Если этого не произойдет, жидкость попадет в дыхательную систему.
- Сокращение мышечного слоя стенки пищевода позволяет двигаться пище наперекор действию силы тяжести.
- Вкусовые луковицы, воспринимающие горечь, расположены у корня языка.
- Важным компонентом системы свертывания крови является протромбин, белок плазмы крови, который образуется в клетках печени при участии витамина К. Синтез витамина К осуществляется бактериями толстого кишечника.)
Литература
- Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся.- М.: Клааскс Стиль, 2003. – 104 с.
- Дмитриева Т.А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144 с.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2012. – 272 с.
Комментарии:
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
25 04 2025 8:51:44
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
24 04 2025 16:29:42
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
23 04 2025 12:10:56
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
22 04 2025 22:51:29
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
21 04 2025 8:32:26
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения.
...
20 04 2025 17:21:50
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
19 04 2025 11:15:43
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа.
...
18 04 2025 13:14:56
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
17 04 2025 4:14:39
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
16 04 2025 20:45:30
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
15 04 2025 2:12:35
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
14 04 2025 18:15:18
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
13 04 2025 1:25:34
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
12 04 2025 1:36:26
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
11 04 2025 2:55:35
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
10 04 2025 3:27:14

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
09 04 2025 13:53:45
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
08 04 2025 7:35:24
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
07 04 2025 0:59:14
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
06 04 2025 18:44:32
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
05 04 2025 9:16:37
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
04 04 2025 4:18:58
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
03 04 2025 13:29:43
Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....
02 04 2025 21:30:19
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией.
...
01 04 2025 9:28:29
Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....
31 03 2025 23:34:52
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
30 03 2025 7:17:25
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
29 03 2025 10:18:18
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
28 03 2025 22:47:38
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
27 03 2025 12:40:42
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
26 03 2025 13:42:48
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
25 03 2025 8:58:24

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
24 03 2025 22:23:40
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
23 03 2025 11:51:38
Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....
22 03 2025 4:43:37
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
21 03 2025 12:46:50
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
20 03 2025 5:35:25
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
19 03 2025 19:34:24
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
18 03 2025 13:34:11
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
17 03 2025 10:35:47
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
16 03 2025 0:59:35
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
15 03 2025 11:25:52
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
14 03 2025 23:30:32
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
13 03 2025 0:22:55
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
12 03 2025 20:21:47
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
11 03 2025 23:49:46
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
10 03 2025 4:20:40
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
09 03 2025 23:35:50
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
08 03 2025 13:17:43
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
07 03 2025 22:36:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::