Цветок – орган пoлoвoго размножения > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Цветок – орган пoлoвoго размножения


    Цветок – орган пoлoвoго размножения

Учебник: Академический школьный учебник УМК «СФЕРЫ», Л.Н.Сухорукова,

В.С. Кучменко «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2007.

Цель урока: изучить строение цветка как генеративный орган покрытосеменных растений.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о цветке, как генеративном органе цветковых растений;
  • раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинки;
  • научить определять цветки с простым и двойным околоцветником;
  • изучить особенности строения пестичных и тычиночных цветков, а также однодомных и двудомных растений;
  • рассмотреть наиболее распространенные соцветия и их биологическое значение.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;
  • развивать умение работать с текстом и иллюстрациями; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать пpaктические навыки по распознаванию цветков и соцветий различных растений;
  • формировать развитие памяти, мышления, внимания;
  • продолжать развивать навык работы с компьютером и интеpaктивной доской
  • формировать научное мировоззрение.

Воспитательные:

  • формирование культуры речи;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • способствовать развитию экологического воспитания и охраны окружающей среды.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с использованием ИКТ.

Продолжительность урока: 45 минут.

Материалы и оборудование: учебник УМК «СФЕРЫ», Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2007. CD-ROM «Биология. Живой организм. 6 класс» (электронное приложение), видеоиллюстрации телекомпании «СГУ ТВ», компьютер, интеpaктивная доска HITACHI, мультимедийный проектор, презентация к уроку (в программе Power Point), модели цветков различных растений: тюльпана, вишни, яблони, картофеля; иллюстрации цветков и соцветий, букет срезанных цветов, таблица «Строение цветка», рабочие листы, цветной мел.

Ключевые слова и понятия: цветок, чашечка, венчик, цветоложе, постой и двойной околоцветник, тычинка, пестик, завязь, семязачаток, генеративные органы растения, соцветие.

Презентация к уроку представлена в Приложении 1

Рабочий лист для учащихся – в Приложении 2

Структура урока

I.  Организационный момент – 1 мин.

II. Актуализация знаний – 10 мин.

III.Изучение нового материала с поэтапным закреплением – 20 мин.

IV. Закрепление –10 мин.

V.  Домашнее задание – 2 мин.

VI. Итоги урока – 2 мин.

Ход урока

Содержание урока

Методы и средства обучения

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, информация по оформлению и заполнению рабочих листов (запись в листах  Ф.И. учащихся).

Вступительное слово учителя.

Слайд №1 презентации.

II. Актуализация знаний

Подведение к теме

Если и постаралась природа в создании удивительных форм и красок в растительном мире, то ей в полной мере удалось проявить это на цветах.

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Ребята, подумайте, у всех ли растений образуются цветки?

(Ответ: Цветки образуются только у цветковых растений).

- А теперь давайте вспомним, какие растения называют цветковыми?

(Ответ: Цветковыми называют такие растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни).

Цветение представляет собой наиболее яркое и значительное явление  в растительном мире. Снежный покров еще не успевает освободить землю, а на проталинах уже появляются ранневесенние первоцветы: мать и мачеха, подснежники, пролески. Но есть растения, которые зацветают в конце весны или летом. Это сирень, черемуха, пионы, нарциссы, земляника, картофель, яблоня.

Цветение – это переломный период в индивидуальном развитии, во время которого растение переходит от вегетативного роста к образованию органов размножения.

Слайд №2 презентации.

Вопросы классу.

- Для начала давайте вспомним, а какое строение имеет цветковое растение?

(Предполагаемый ответ учащихся: стебель, корень, лист, цветок, плоды с семенами).

- А на какие две группы можно разделить вышеперечисленные органы растения?

(Ответ: вегетативные - стебель, корень, лист; генеративные - цветок, плоды с семенами).

- Какие функции выполняет цветок?

(Ответ: привлечение насекомых  для опыления, на месте цветка образуется плод с семенами.)

- А какое строение имеет цветок в соответствии с выполняемыми функциями это и предстоит нам узнать на сегодняшнем уроке.

Выполнение задания №1 в рабочем листе с последующей проверкой.

Слайд №3 презентации.

III. Изучение нового материала

1. Строение цветка

Выделяют следующие части в строении цветка:

Цветоножка – это часть видоизмененного стeбля, несущая цветок.

Цветоложе – это расширенная часть цветоножки, на которой располагаются все остальные части цветка.

Чашелистики, лепестки, тычинки являются видоизмененными листьями.

Чашелистики образуют чашечку, которая может быть сростнолистная или раздельнолистная.

Лепестки цветка образуют венчик, который может быть сростнолепестным или раздельнолепестным.

Совокупность чашечки и венчика называется околоцветником.

Чашечка околоцветника защищает части цветка от нeблагоприятных воздействий, а венчик привлекает насекомых – опылителей.

Околоцветники бывают двух видов: простой и двойной.

Простым околоцветником называется такой, который состоит из чашечки или из венчика.

Двойным околоцветником называется такой, в котором присутствуют и чашечка и венчик.

Пестик – это женская часть цветка, участвующая в образовании плодов.

Тычинка является мужским генеративным органом цветка.

А теперь давайте более подробно рассмотрим строение пестика и тычинки.

Запись темы урока на доске.

Рассказ учителя с элементами беседы и с демонстрацией наглядного материала.

Слайд № 4 презентации.

Демонстрация моделей цветков вишни, яблони, картофеля.

Выполнение заданий 

№2 и №3 в рабочем листе.

2. Строение пестика

В пестике выделяют следующие части: рыльце, столбик, завязь. В завязи располагаются семязачатки, в которых созревают женские пoлoвые клетки – яйцеклетки.

Фрагмент медиарассказа «Цветок», телекомпания СГУ ТВ.

Слайд № 5 презентации.

3. Строение тычинки

Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. В пыльнике тычинки созревает пыльца, в которой формируются мужские пoлoвые клетки – cпepмии.

- Ребята, а как выдумаете, почему пестик и тычинки называют главными частями цветка? (Ответ: пестик и тычинки участвуют в образовании плодов и семян, т.е. в размножении растений).

- А можно ли считать цветок видоизмененным побегом и почему? (Ответ: Да. Как и любой другой побег, цветок развивается из почки, и его основная функция – образование плодов и семян).

Вывод: Цветок является видоизмененным побегом, основная функция которого – это образование плодов и семян, т.е. участие в процессе семенного размножения растений.

Фрагмент медиарассказа «Цветок», телекомпания СГУ ТВ.

Вопросы классу.

Формулировка вывода с последующей записью

в рабочем листе (задание № 4).

4. Пестичные и тычиночные цветки

- Ребята, теперь давайте выясним, а все ли цветки имеют одновременно и пестики и тычинки? Как вы думаете?

(Ответ: не все).

Среди всего многообразия цветков выделяют:

- обоеполые цветки – это цветки, которые имеют в своем строении и пестик и тычинки. Например, цветок вишни.

- раздельнополые цветки – это цветки, которые имеют в своем строении или  пестик или тычинки. Поэтому раздельнополые цветки бывают двух видов: пестичные (женские) цветки и тычиночные (мужские) цветки.

Вопрос классу.

Рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала.    

Слайды №4 и  № 6 презентации.

Выполнение задания №5

в рабочем листе.

5. Однодомные и двудомные растения

Если раздельнополые цветки располагаются на одном и том же растении, то растение называется однодомным. К таким растениям относятся: береза, лещина, дуб, кукуруза, огурцы.

У двудомных растений раздельнополые цветки располагаются на разных растениях. Например: у ивы, тополя.

Рассказ учителя

Слайд № 7 презентации

Выполнение задания № 6

в рабочем листе

6. Соцветия и их типы

С появлением цветка, растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. У большинства растений цветки располагаются не поодиночке, собраны в группы – соцветия. О них и пойдет речь далее.

Соцветия – это совокупность цветков, расположенных в определенном порядке на общей оси специализированного побега.

Соцветия могут быть: простые и сложные.

У простых соцветий цветки расположены на главной оси. Например, соцветие кисть.

У сложных соцветий цветки расположены на боковых осях.

 Например, соцветие сложный колос.

 Как вы думаете, в чем заключается биологическое значение соцветий? (Ответ: биологическое значение соцветий заключается в том, что большое количество расположенных рядом мелких цветков увеличивает вероятность их опыления,

а следовательно, и оплодотворения).

Рассказ учителя.

Фрагмент медиарассказа «Соцветия», телекомпания СГУ ТВ.

Вопрос классу.

7. Хаpaктеристика типов соцветий

Цветок олицетворяет одно из красивейших явлений природы, восхищает нас не только формой, но и разнообразием окраски. А каких только видов соцветий не встретишь в растительном мире!

(См. таблицу)

Рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала.

Слайд № 8 презентации.

Выполнение задания № 7

в рабочем листе.

IV. Закрепление

1. Тестирование

Выберите правильные ответы:

1. Цветок – это орган:

А) пoлoвoго размножения;

Б) бесполого размножения.

2. Околоцветник называют простым, если он образован:

А) чашелистиками;

Б) лепестками;

В) листочками;

Г) чашелистиками и лепестками.

3. В тычинках находятся:

А) мужские пoлoвые клетки;

Б) женские пoлoвые клетки.

4. В пестике находятся:

А) мужские пoлoвые клетки;

Б) женские пoлoвые клетки.

5. Растения, пестичные и тычиночные цветки которых развиваются на разных растениях:

А) однодомные растения

Б) двудомные растения

6. Соцветия у растений бывают:

А) простые;

Б) сложные.

7. Соцветие головка у:

А) гороха посевного;

Б) клевера ползучего;

В) сирени;

Г) пшеницы.

8. Цветки с раздельнолистной чашечкой и раздельнолепестным венчиком у:

А) картофеля;

Б) тюльпана;

В) колокольчика;

Г) вишни.

9. Сложный околоцветник

у цветков:

А) тюльпана;

Б) яблони;

В) земляники;

Г) колокольчика.

10. Простой околоцветник у цветков:

А) лилиии;

Б) колокольчика;

В) вишни;

Г) тюльпана.

Выполнение задания № 8

в рабочих листах с последующей проверкой.

Сдаются листочки с ответами.

Ответы на слайде.

Выставить оценки исходя из следующих критериев:

«5» - все ответы правильные;

«4» - 1 - 2 ошибки;

«3» - 3 ошибки;

«2» - 4 и более ошибок.

Слайд № 9 презентации.

2. Задание «Строение цветка»

Выполнение задания на интеpaктивной доске.

Слайд № 10 презентации.

V. Домашнее задание

§ 35,  задание в тетради – тренажере: стр.51 №10; стр.54 № 4.

Запись задания на доске.

VI. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Слайд № 11 презентации.



Комментарии:

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

01 04 2025 10:13:36

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"


    Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

      Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

31 03 2025 1:13:57

Обмен веществ и энергии в организме человека. 8-й класс

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....

30 03 2025 12:50:39

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

29 03 2025 20:56:50

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"


    Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

      Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....

28 03 2025 6:10:28

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

27 03 2025 12:35:18

Многообразие цветковых растений


    Многообразие цветковых растений

      На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....

26 03 2025 23:47:59

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

25 03 2025 17:37:39

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

24 03 2025 15:22:16

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

23 03 2025 7:55:51

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"


    Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"

      Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....

22 03 2025 7:50:59

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения


    Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

      Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

21 03 2025 12:13:57

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....

20 03 2025 19:38:44

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

19 03 2025 12:53:42

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"


    Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

      Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

18 03 2025 6:23:23

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

      Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

17 03 2025 3:22:54

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения


    Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

      Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

16 03 2025 9:54:23

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

15 03 2025 10:46:58

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

14 03 2025 22:11:59

Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"

      Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....

13 03 2025 11:29:15

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"

Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...

12 03 2025 6:27:11

Разработка урока по теме "Тип Губки"


    Разработка урока по теме "Тип Губки"

      Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....

11 03 2025 22:22:16

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

10 03 2025 14:42:26

40 интересных фактов о морознике

40 интересных фактов о морознике Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...

09 03 2025 16:32:31

Питание и пищеварение. 8-й класс


    Питание и пищеварение. 8-й класс

      На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....

08 03 2025 16:11:34

Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач

В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...

07 03 2025 16:20:34

Урок-игра "Водоросли". 6-й класс

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....

06 03 2025 13:21:41

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

      Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

05 03 2025 18:55:39

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

04 03 2025 8:55:26

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся


    Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

      Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

03 03 2025 7:27:51

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

02 03 2025 20:21:34

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс


    Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

      Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

01 03 2025 17:54:18

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

28 02 2025 12:11:42

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

      Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

27 02 2025 15:44:57

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

26 02 2025 1:51:19

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"


    Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

      Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....

25 02 2025 14:32:57

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

24 02 2025 10:58:24

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

23 02 2025 9:49:26

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

22 02 2025 22:50:39

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

21 02 2025 10:42:24

Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма


    Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма

      Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...

20 02 2025 11:31:56

Кровь и кровообращение

Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...

19 02 2025 6:52:28

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

18 02 2025 21:34:43

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

17 02 2025 14:41:57

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

16 02 2025 3:35:20

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

15 02 2025 14:39:43

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

14 02 2025 19:55:12

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

13 02 2025 14:31:16

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access


    Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

      Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

12 02 2025 16:46:54

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"


    Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

      Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

11 02 2025 5:24:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::