Лаборатория фитоинвазий    

Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"

Цели урока:

  • расширить знания учащихся о веществе, широко распространенном в природе;
  • показать значение воды для жизни на Земле и в народном хозяйстве;
  • обратить внимание на необходимость бережного отношения к воде и ее охране.

Оборудование:

  • к/ф. “Как спасти воду”, стенд “И это все вода”, музыкальные заставки, магнитофон;
  • химические реактивы для выполнения опытов;
  • стаканы с дистиллированной, водопроводной, минеральной, газированной, “святой”, “живой”, “мертвой”, морской водой, салфетки, аппарат для получения “мертвой” и “живой” воды;
  • плакаты, глобус.

ХОД УРОКА

Добрый день! Здравствуйте, ребята!

Девизом своего урока я взяла такие слова Ф.Тютчева: “Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса…”

Ребята, а вы верите в чудеса? Тогда я приглашаю вас познакомиться с одним удивительным веществом. Может быть, в конце урока вы назовете его знакомым незнакомцем. Какое же это вещество?

С горы сбегая без труда
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам
Зовут ее – …(вода). (Отвечают ребята)

Шла на экранах кинотеатров до войны веселая кинокомедия “Волга-Волга”, и был в ней кадр, в котором водовоз, подстегивая ленивых лошадей, напевал:

Удивительный вопрос:
Почему я водовоз?
Потому что без воды
И ни туды, и ни сюды!

Зрители улыбались, отдельные слова песни даже стали поговоркой. В этой песенке скрыт глубочайший подтекст, ибо вода для жизни – вещество номер 1.

Попробуем себе представить, как бы выглядела наша Земля, исчезни с нее внезапно вода.

Мрачные зияющие “глазницы” морских и океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, некогда растворенных в воде. Пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды.

Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле. И облачное небо необычного цвета.

Давайте разберемся, что же собой представляет вода?

Любите ли вы, ребята, путешествовать? Меня постоянно влечет путешествовать неудержимая сила! И я не могу устоять от соблазна немедленно отправиться в путь. Ибо есть у меня желание взглянуть на это необычное вещество – аш-два-о H2O! Я думаю, и вам это небезынтересно.

Тогда немедленно в путь, Почемучки! Вот наш пароход “Плавали – Знаем!” Занимайте места в каютах!

Звучит музыка “Как провожают пароходы”

Отдать швартовы! Полный вперед!

Звучит музыка из мультфильма “Ну, погоди!”

В классе появляются Волк и Заяц.

Возглас: “Ух-ты!..”

Ребята! На борту нашего парохода новые пассажиры – Волк и Заяц. Возьмем их с собой?

А вот и наша первая остановка.

Заяц. Пристань “Сказочная”.

Учитель. Продолжаем мы сейчас.

Про водицу наш рассказ.
Есть вода водопроводная,
Минеральная,
Дистиллированная,
Святая,
Морская,
А есть Мертвая и Живая.

Помните, ребята, сказку об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке? И в этой сказке идет речь об удивительной воде.

Слушайте! (“Русские народные сказки”, с. 126–127)

“Живую” и “Мертвую” воду можно получить на уроках химии. Это активизированная вода. “Живая” вода – щелочная, а “мертвая” вода – кислотная. Такой водой можно лечить ангину.

В течение 3-х суток 5 раз в сутки после еды нужно полоскать горло “мертвой” водой и после каждого полоскания выпить 0,25 стакана “живой” воды. На третьи сутки болезнь прекращается.

Так что “Живая” и “Мертвая” вода существует не только в сказках, а мы ее сможем получить прямо сейчас на уроке, а желающие смогут ее попробовать в конце урока.

А сейчас мы отправляемся вперед, к новым открытиям!

Волк. Ой, что это на нашем пути? Какая-то гора?

Заяц. Да нет же, это похоже на остров…

Волк. Наша вторая остановка – остров Открытий!

Учитель.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты?
Спросил росу.
- Поверь – и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, Малыш, и я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Все: Океанская вода!

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.

Глубоки моря и океаны! Даже высокая гора и та скрылась бы в их соленой пучине. Если бы в самое глубокое место Тихого океана, в Марианскую впадину, можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов. С 10-го этажа дома – всего полминуты, а тут – 5 часов! Вот какая глубина!

Сколько же тогда воды в океане, во всех океанах и морях вместе? А вот сколько. Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и реки, озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды.

Самый большой из 4-х океанов – Тихий. В нем вмещается свыше 700 млн м3 воды.

Рекордная глубина в Мировом океане находится в Марианском желобе на отметке 11022 м.

В Тихом океане имеется до 10 тысяч подводных гор. Из них 3% достигают высоты более 5 тысяч метров.

Самое глубоководное море на свете – это Филиппинское море, площадь которого больше 5,7 млн км2. Наибольшая глубина здесь достигает отметки 10 265 м. А самое мелководное – Желтое море, где глубина не превышает 100 м.

Красное море – самое теплое и соленое море на планете. В это открытое море не впадает ни одна река.

Рекорд прозрачности морской воды отмечен в море Уэдделла (у берегов Антарктиды). Белый предмет, опущенный на глубину 79 м, остается еще видимым невооруженным глазом.

Самое большое содержание золота в морской воде зафиксировано в Балтийском море.

Самая большая в мире река – Нил, ее протяженность – 6 671 км.

Каспийское море является крупнейшим озером мира. Его водная гладь занимает площадь в 371 тыс. км2, что равно территории Великобритании и Греции.

Самое глубокое озеро – Байкал (глубина его 1 620 м).

Реки и озера украшают природу нашей республики. Самая крупная река Башкортостана – Белая. Как Волга у русского народа, особо любима у башкир Агидель. Словно музыка звучат поэтические строки Мустая Карима об Агидели:

Прислушиваясь к молчаливым далям,
Застыла зачарованная ель.
В суровом сердце древнего Урала
Хрустальная смеется Агидель.

Есть такая легенда. Седой Урал долго думал и наконец открыл тяжелые гранитные подземелья, где томились две его дочери, одна красивее другой, и отпустил их на волю. Прощаясь, он сказал им: “Отправляйтесь в путь, милые дочери. Посмотрите, как прекрасен мир, ищите себе счастья. Устанете – помогут вам родники, пейте их свежую водицу. Счастливого пути!” Вприпрыжку выбежали две проказницы. Помчались по ровным полям, по зеленым лугам, по шумным рощам. Одна, старшая, повернула на юг, другая – на север. Шли они долго, приняв облик двух прекрасных рек – Агидели и Караидели, и чем дальше, тем становились краше, сильнее, добрее. Сами пили ключевую воду и бескорыстно поили ею всех встречных. Хотя каждая из них шла своим, непроторенным путем, однажды они встретились и пошли уже вместе…

Белая – (по башк. Агидель – белая река) – самая большая река Башкортостана. Свое название она получила, возможно, из-за беловатого цвета воды, который зависит от растворенной в ней извести. Длина Белой – более 1400 км, ширина – от 10 до 500 м. У красавицы Агидели и притоки один красивее другого. Справа в нее впадают Нугуш, Сим, Уфа, Быстрый Танып, слева – Ашкадар, Уршак, Дема, Чермасан.

Уфа – (которую чаще называют Уфимкой), по башкирски Караиделью (черная река) течет по возвышенной местности. На ее берегах построена Павловская ГЭС.

Сакмара – самая крупная река в Зауралье, впадает в Урал. Каждая из рек имеет свои притоки, их в Башкортостане примерно 600.

В Башкортостане более тысячи озер. Самые большие озера в Предуралье – Белое озеро, Кандрыкуль и Асылыкуль (площадь 12–18 км2); в Зауралье – Ургун и Банное (площадь – 3–5 км2). В Янгантау, Красноусольске и в других местах обнаружены горячие минеральные источники, богатые газами и минеральными солями. Вода этих источников применяется для лечения людей от самых разных болезней.

Звучит песня “Живи, родник, живи…”

И в нашем организме, ребята, тоже есть вода, примерно 2 ведра воды. Если без пищи человек может прожить 2 месяца, то без воды он не обойдется больше трех дней. Даже такое нетребовательное животное, как верблюд, “корабль пустыни”, не может прожить без воды больше восьми дней. Из истории известен такой факт, что в 525 году при переходе через Ливийскую пустыню персидское войско, которое не мог одолеть ни один враг, погибло в страшных мучениях от жажды.

Волк. А теперь, ребята, давайте вспомним, какое значение имеет вода? (Ответы ребят).

Вода всех поит и кормит. Моря и океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых судов. Над ними кружат самолеты. Сверху заметил летчик большой косяк рыб – тут же по радио сообщает рыбакам: “Плывите сюда, забрасывайте сети, – будет богатый улов”.

Вода работает на гидроэлектростанциях – вырабатывает электрический ток.

И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги…

Помните, ребята, как в “Мойдодыре”:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде – вечная слава воде!

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадок, ни ткань для одежды, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделать без воды!

Вот она какая, вода!

Ну, а мы с вами, ребята, продолжаем наше мореплавание.

Волк.

Как по морю – океану
Вдаль кораблик плыл упрямо,
За кормою пенный след,
Берегов в помине нет…

На фоне музыки из мультфильма “Ну, погоди!”

Заяц.

В море белый дом плывет,
Из него дымок идет.
Вот и берег на виду,
Дом как крикнет “Ду-ду-ду!”

Учитель: Это наш пароход приветствует Сказочное Химическое Государство.

В этом государстве я буду магом-волшебником и покажу вам занимательные опыты, а вы познакомитесь с удивительными свойствами воды.

Опыт 1. “Несгораемый платок”

Вывод. Платок остается невредимым, т.к. температура воспламенения влажной ткани выше, чем для спирта.

Опыт 2. Без воды процесса нет

Вывод. Алюминий и йод в сухом виде не взаимодействуют между собой. При попадании воды на смесь сначала появляется дымок, а затем разгорается пламя с клубами фиолетового дыма (возгоняется йод.)

Вода выполняет роль катализатора.

Волк. А загадки отгадывать вы, ребята, любите?

Заяц. Тогда смело вперед! Плывем к пристани Загадочной!

Загадки:

1. Без рук, без ног, на гору ползет. (Вода).

2. Что видно, когда ничего не видно. (Туман).

3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака).

4. Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не слышал. (Дождь).

5. Летом бежит, а зимой стоит. (Река).

6. Белая морковка зимой растет. (Сосулька).

7. Горя не знает, а слезы проливает. (Туча).

8. Шуба нова, на подоле дыра. (Прорубь).

9. Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

10. Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно все сошло. (Снег).

Молодцы, ребята!

Учитель.

Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда. (Музыка).

Следующая наша станция – Бухта Стихии.

Вода – истинный друг человека. Но она может быть и врагом. Сколько бед приносят сильные дожди, ливни, наводнения! Известны такие факты.

В 1737 году река Ганг бросила штормовую волну на Калькутту. Мгновенно было уничтожено 300 тысяч человек.

В 1864 году из этого же города волны унесли в море 48 тысяч человек.

В 1876 году 200 тысяч человеческих жизней унесла в Индийский океан другая река – Брахмапутра.

У нас река Нева за 250 лет разливалась примерно 260 раз. А.С.Пушкин так писал в поэме “Медный всадник”:

Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…

Наводнение, случившееся в 1824 году, люди долго называли потопом. Тогда в городе было всего около 7500 домов, из них уцелело около половины. Были и человеческие жертвы.

Наводнение в Ленинграде 23 сентября 1924 года снесло 12 мостов, 15 тысяч семей осталось без крова.

А сейчас мы держим путь к пристани печальной – пристани Экологической тревоги.

Я расскажу вам о разноцветной речке.

Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой – речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды – вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь словно от стыда за творимые безобразия алее мака!

Ниже по течению построили еще один завод – резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную отработанную воду. И стала речка здесь словно от досады чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог.

Еще дальше вырос на берегу третий завод – ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой – пестрее самого пестрого ситца.

Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной – Разноцветной. Была многоводной стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить!

Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, все разузнал и очень рассердился! Заводы – это, говорит, хорошо, но и про людей да окружающую их природу тоже нельзя забывать. Куда это годится, что кое-где речку курица вброд перейдет?! Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями?! Как это так – людям в речке ни умыться, ни постирать, ни жажды утолить, ни рыбы наловить? И приказал: срочно построить на всех трех заводах “водочистки”. Пусть испачканная в цехах вода там же “чистится-отмывается” и за дело принимается. Снова пачкается, снова “отмывается” и опять за дело принимается. И так без конца. Тогда в речке и воды больше станет, и будет она там всегда чистой. Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно-черно-зелено-желтые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С той поры речка Разноцветная вновь стала речкой Прозрачной, чистой: хочешь стирать – стирай, хочешь жажду утолить – утоляй, можешь и покупаться, и рыбы наловить, и ухи наварить.

И у нас в Башкортостане в большие и малые реки сливают свои стоки 2200 молочных ферм, 47 молочно-приемных пунктов, 16 маслозаводов. Грязные стоки с маслами, нефтепродуктами и фенолом попадают даже в воды Башкирского заповедника. А реки впадают в океан.

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскалывая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют странные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету!
Черные сотрешь ли, человек?!

Музыка из к/ф “Путь к причалу”

Наше мореплавание закончилось. Пароход “Плавали – Знаем!” причаливает к пирсу и я приглашаю вас в кинотеатр “Якорек”, на просмотр фильма “Как спасти воду”.

Ребята, а можете ли вы оказать посильную помощь в спасении воды? Какую?

У нас в республике уже немало трудностей в обеспечении питьевой водой ряда городов и сел. Особенно сильно страдает от “жажды” население центра Башкортостана и Зауралья. Очень много воды расходует сельское хозяйство, промышленность. Сильно загрязняют малые реки, ручьи и озера животноводческие фермы, летние лагеря, скотомогильники, склады ГСМ, склады минеральных удобрений и ядохимикатов.

Необходимо бережно относиться к воде в быту. Житель города использует 150 л воды в сутки, житель села – 55 л. Струйка воды из неисправного крана – это потеря 140 л воды в сутки.

Берегите воду!

Звучит песня “Живи, родник, живи…”

Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озерах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и еде. Она и в нас самих: мы на 2/3 сделаны из воды.

Вся земная жизнь рождена водой и не может без нее существовать. Мы – дети воды. Недаром в сказках “живая вода” воскрешает даже мертвых.

Что же такое аш-два-о ? Это научное имя воды. Об этом вы узнаете на уроках химии, а еще о воде будете говорить на уроках географии, физики.

Загрязнение воды несет гибель всему живому. Напрасны будут усилия по охране природы, если люди всех стран энергично и сознательно не поведут борьбу за чистоту воды.

Безбрежная ширь океана,
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода!

Звучит песня “Живи, родник, живи…”

Так что же, ребята, о знакомом незнакомце шла речь на уроке? Узнали ли вы что-нибудь новое?

Спасибо вам за урок! Кто желает попробовать воду, пожалуйста, выбирайте на вкус!

До свидания!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

24 09 2020 21:29:54

Урок анатомии для 8-го класса

Урок биологии для 8 класса по теме « Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....

23 09 2020 23:38:41

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Голова пчелы имеет очень подвижное сочленение с грудью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

22 09 2020 19:29:11

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

21 09 2020 19:49:46

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

20 09 2020 22:19:16

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса " Влияние курения на организм человека". ...

19 09 2020 17:41:32

Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."

Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....

18 09 2020 12:28:17

Главные направления прогрессивной эволюции

Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охарактеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...

17 09 2020 0:43:23

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс " Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса " Природа и экология Красноярского края". ...

16 09 2020 4:56:24

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме « Жизнь морей и океанов». ...

15 09 2020 11:29:50

Структура биосферы

Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

14 09 2020 9:28:26

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

13 09 2020 10:20:58

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме " Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

12 09 2020 15:41:24

Урок-игра "Анализаторы"

Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи « Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

11 09 2020 22:17:46

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

В статье " Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

10 09 2020 18:42:17

Урок "Строение цветка"

Учитель вводит в урок практические действия анализирующего характера. Практическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

09 09 2020 0:53:10

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....

08 09 2020 21:21:29

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

07 09 2020 15:44:56

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении практических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

06 09 2020 3:16:52

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

05 09 2020 8:55:50

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

04 09 2020 0:19:53

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – это свойство организмов, которое характеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

03 09 2020 0:23:53

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

02 09 2020 11:19:40

Интеллектуальная игра и урок биологии в школе

В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина « Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...

01 09 2020 7:32:38

Информационные технологии на уроках биологии

Cистемный подход к формированию О У У Н создаёт условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии " Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н. Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи И К Т. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

31 08 2020 21:18:47

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

30 08 2020 9:21:36

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

29 08 2020 12:56:29

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И. Н. Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы Е К Ц О Р....

28 08 2020 12:36:37

Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....

27 08 2020 4:49:28

Урок – ученый совет "Генетика и здоровье человека"

Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает практическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями. ...

26 08 2020 12:25:17

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме " Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

25 08 2020 0:50:51

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Членистоногие.Неизвестное об известном"

Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему « Тип Членистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Членистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в З У Н для последующей коррекции....

24 08 2020 3:22:56

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

23 08 2020 13:33:28

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. ...

22 08 2020 2:41:36

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

21 08 2020 14:41:58

Урок "Молекулярная структура живого"

Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

20 08 2020 4:19:25

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

19 08 2020 12:53:30

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

18 08 2020 10:37:34

Кровообращение (9-й класс)

На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность транспортной системы. ...

17 08 2020 7:54:48

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

16 08 2020 0:38:57

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

15 08 2020 10:45:12

Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....

14 08 2020 11:16:23

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется практическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

13 08 2020 5:18:18

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы " Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела " Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

12 08 2020 15:54:41

Игра "Биологическое ассорти"

Урок-игра « Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....

11 08 2020 5:16:18

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

10 08 2020 22:27:33

Лабораторный практикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

Лабораторный практикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Практикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

09 08 2020 23:51:37

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Урок проводится с использованием У М К « Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....

08 08 2020 17:51:23

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии

Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...

07 08 2020 5:25:42

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

06 08 2020 15:23:58

Причины мнимой смерти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им неблагоприятные зимние условия

Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в неблагоприятных условиях....

05 08 2020 15:13:28

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

Изучение учебного предмета " Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

04 08 2020 9:38:14

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

03 08 2020 4:56:18

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

02 08 2020 2:33:12

Как размножаются живые организмы

Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

01 08 2020 5:36:28

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс

Цель урока: осмысление школьниками сказочной трансформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе " Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке " Семя", " Корень", " Побег" (образовательная программа И. Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

31 07 2020 17:51:15

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

30 07 2020 12:56:39

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

29 07 2020 1:46:31

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э. Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде « Всеобщая морфология»....

28 07 2020 23:16:43

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

27 07 2020 13:40:14

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, характеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем " Мхи", " Папоротники", " Голосеменные растения". ...

26 07 2020 3:43:24

Развернутый план урока на тему "Продление рода. Органы размножения". 7-й класс

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....

25 07 2020 12:50:26

Урок-прогноз "Путь к долголетию"

Представлен конспепкт урока-прогноза " Путь к долголетию"....

24 07 2020 11:10:41

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

23 07 2020 9:33:58

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

22 07 2020 14:18:22

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

21 07 2020 1:17:28

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

20 07 2020 22:51:49

Урок по теме "Осанка. Нарушение осанки"

В школе-интернате санаторного типа обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тема актуальна. Интегрированный урок с Л Ф К объясняет новую тему, ученики осознанно и с большим энтузиазмом выполняют комплекс упражнений. Актуализируют знания о скелете человека, обращая внимание на строение и форму позвоночника. Предусмотрена индивидуальная работа, в парах и группах, проектная деятельность....

19 07 2020 10:37:46

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа " Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

18 07 2020 7:36:14

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач ( Т Р И З) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного практикума. ...

17 07 2020 23:57:32

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

16 07 2020 11:29:29

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра « Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

15 07 2020 8:52:45

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

14 07 2020 17:17:26

Тема урока: "Свалка по имени Земля"

В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект " Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине " Общая биология" (раздел " Основы экологии"). ...

13 07 2020 5:43:24

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

12 07 2020 5:11:30

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

11 07 2020 12:43:27

Устный журнал "Будьте здоровы!"

При встрече люди обычно говорят " Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

10 07 2020 10:49:50

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Данный урок проводится по У М К под редакцией В. В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок " Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме " Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

09 07 2020 3:21:53

Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс

Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....

08 07 2020 5:43:19

Стебель растения. Строение, ветвление стебля, рост и функции

Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля....

07 07 2020 14:59:20

Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"

Представлен конспект урока биологии по теме: " Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....

06 07 2020 0:21:34

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

05 07 2020 8:40:33

Марафон знаний по биологии

Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

04 07 2020 8:57:13

Использование электронного микроскопа на уроках биологии

Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

03 07 2020 19:19:33

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

02 07 2020 14:31:30

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

01 07 2020 6:45:15

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

30 06 2020 13:25:12

Генетическое определение пола

Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

29 06 2020 14:42:20

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

28 06 2020 18:16:48

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

27 06 2020 2:31:31

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок Ц Н С, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

26 06 2020 9:46:34

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

25 06 2020 1:40:16

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

24 06 2020 0:52:25

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

Обобщить и закрепить знания по теме « Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

23 06 2020 4:36:41

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

Конспект урока разработан в рамках образовательной системы « Школа 2100» А. А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять характеристику изучаемого типа животных....

22 06 2020 20:16:52

Практическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"

На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....

21 06 2020 21:45:16

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

20 06 2020 8:17:36

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

19 06 2020 1:18:41

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на практические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

18 06 2020 7:56:59

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле. Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

17 06 2020 2:11:55

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

16 06 2020 20:44:54

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

15 06 2020 8:18:58

Разработка урока "Клеточное строение организмов"

Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

14 06 2020 22:48:32

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

13 06 2020 14:54:39

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

12 06 2020 13:16:27

Плоды

На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

11 06 2020 15:49:52

Использование проектной деятельности на уроках биологии

В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

10 06 2020 15:44:28

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

09 06 2020 21:56:42

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....

08 06 2020 3:55:36

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

Элективный курс " Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н. И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

07 06 2020 6:46:33

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

06 06 2020 12:14:27

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

05 06 2020 6:25:52

Качественное обучение – залог здоровья ученика

Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

04 06 2020 13:55:49

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"

На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....

03 06 2020 1:31:14

Проблемное обучение на уроках биологии

Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

02 06 2020 0:17:34

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

01 06 2020 20:20:36

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев

Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...

31 05 2020 12:45:43

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н. И. Сонина и В. Б. Захарова « Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

30 05 2020 0:15:12

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

29 05 2020 3:38:32

Внешнее строение и образ жизни насекомых

Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

28 05 2020 10:47:17

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему « Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

27 05 2020 9:55:22

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

26 05 2020 17:31:55

Интегрированный урок "Газообмен в легких"

В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром. В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....

25 05 2020 14:42:55

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

24 05 2020 8:30:15

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме " Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

23 05 2020 22:18:39

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

22 05 2020 20:48:15

Урок биологии по теме "Строение клетки"

Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных З У Нов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

21 05 2020 13:59:45

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

20 05 2020 0:27:59

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

19 05 2020 5:58:36

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

В статье даётся анализ У У Д-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

18 05 2020 19:39:25

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы « Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

17 05 2020 23:27:14

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе

Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....

16 05 2020 8:42:16

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

15 05 2020 2:43:19

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса " Брюхоногие", " Двустворчатые" и " Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

14 05 2020 19:59:18

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

13 05 2020 11:40:55

Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"

В последнее время в школьную практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....

12 05 2020 15:28:15

Питание бактерий и грибов Биология

Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...

11 05 2020 7:24:38

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на практике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

10 05 2020 22:59:52

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

09 05 2020 15:55:42

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

08 05 2020 1:37:58

Мастерская "Omne ex owo"

«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

07 05 2020 0:56:22

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

06 05 2020 18:59:22

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

05 05 2020 13:37:12

Внеклассное занятие "Не допустить беды"

Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

04 05 2020 5:38:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

03 05 2020 23:52:15

Расселение и распространение живых организмов Биология

Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

02 05 2020 16:21:32

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

01 05 2020 17:12:17

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

30 04 2020 13:12:43

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

29 04 2020 5:37:50

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

28 04 2020 17:48:39

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)