Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны

Насекомые – одна наиболее широко распространенная, многочисленная часть животного мира, буквально кишащая под ночами в летнее время года чуть ли не везде и почти на каждом шагу, кружащая около нас и даже нападающая на нас, беспокоящая своей назойливостью. Однако, несмотря на это нами, и детьми также, мало замечаем.
При проведении летней полевой пpaктики насекомые самый доступный, многочисленный объект наблюдений и объект проведения пpaктических занятий. Учащиеся очень легко и быстро с большим интересом им живостью начинают интересоваться многими насекомыми, если специально обратить внимание их, раскрывая им образ жизни, значении того или иного насекомого для самой природы, для человека.
Организация летних пpaктических занятий учащихся имеет немаловажное образовательное значение, так, как дает им возможность более близко и конкретно ознакомиться с объектами изучения в их природной среде обитания в тесной связи с другими организмами.
Актуальность в том, что методы проведения летних пpaктических занятий учащихся направлены на формирование экологического воспитания и природоохранного мировоззрения у учащихся путем изучения биоразнообразия и сохранения энтомофауны.
Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии.
В качестве объекта исследования учащиеся 8-х классов.
Предметом исследования послужили летние пpaктические занятия учащихся как эффективный метод обеспечения внешкольного пpaктического цикла обучения учащихся.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи: ознакомление учащихся с местной энтомофауной; выбор объектов изучения; освоение учащимися доступных методов полевого изучения энтомофауны; постановка учащимися несложного эксперимента по изучению объекта исследования.
Выдвинута следующая гипотеза – летние пpaктические занятия учащихся по изучению энтомофауны должны способствовать развитию устойчивого интереса и приобретению знаний, навыков и умений работать с живой природой, поставить небольшой научный эксперимент.
В процессе летних пpaктических занятий, не стесненных определенными рамками школьных уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента.
В данной работе делается попытка определения методических подходов по проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энмофауны по итогам исследовательской работы, в ходе летних полевых производственных пpaктик, при которой основными методами исследования выступили: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. Новизной работы, что сделана попытка использования летних пpaктических занятий в методических подходах для изучения тем школьного курса зоологии, в частности, класса насекомых и внешкольного пpaктического цикла экологического образования школьников.
Продолжение статьи
Использованная литература
- Аверенский А.И. Жесткокрылые Центральной Якутии. – Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991.
- Аверенский А.И. Водные и околоводные жуки Якутии. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994.
- Акимушкин И. Мир животных // Рассказы о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Амосов Ю.А. Главнейшие дендрофильные чешуекрылые Центральной Якутии. Сб. “Восьмая конференция молодых ученых Дальнего Востока”, Дальиздат, 1965, с.
- Бельков А.А. Учебно-полевая пpaктика по зоологии в сельской школе // Биология в школе. – 1995. - № 1.
- Зайцева Е.Ю. Зоологическая экскурсия на временные водоемы // Биология в школе. – 1995. - №3.
- Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии. – М.: Агропромиздат, 1986.
- Злотин А.З., Галкин А.П. Занимательная энтомология. – Киев: Наукова думка, 1982.
- Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. – М. – 1991.
- Лугинов В.А. Развитие творческой активности школьника по биологии и экологии/Художник М.Г.Старостин. – Якутск: Бичик, 1999.
- Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987.
- Мамаев Б.М., Бордукова Е.А. Энтомология для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
- Мариковский П.И. Юному энтомологу. М.:Дет. Лит., 1978.
- Методика сбора насекомых и составление энтомологических коллекций / Сост. Е.Л.Каймук. – Якутск: ЛОП ЯГУ, 1990.
- Наблюдение и исследовательская работа школьников по охране природы / Отв. за выпуск А.Ф.Дегтерев. – Якутск: Кооп. “Офсетчик”, 1990.
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1997. - № 3
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1997. - № 4
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1997. - № 5
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1999. - № 2
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1999. - № 3
- Фабр Жан Анри. Жизень насекомых. Рассказы энстомолога. – М.: Учпедгиз, 1963.
- Фасулати К.К. Полевое изучение насекомых беспозвоночных. – М.: 1976.
- Фауна и экология растительноядных и хищных насекомых Сибири / Отв. ред. д.б.н Т.С.Золотаренко. – Новосибирск: Наука, 1980.
- Фенологические наблюдения: Методические рекомендации для учителей биологии / Сост. С.С. Гермогенова. – Якутск: кооп. “Офсетчик”, 1991.
- Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. М.Е. Аспид, В.Г. Барков, Е.Г. Бацылев и др. – М.: Педагогика, 1981.
Комментарии:
Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....
07 12 2025 11:10:54
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
06 12 2025 5:20:49
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
05 12 2025 5:28:46
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
04 12 2025 1:26:47
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
03 12 2025 19:15:20
На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала.
...
02 12 2025 7:40:20
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
01 12 2025 10:16:32
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
30 11 2025 22:36:48
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний.
...
29 11 2025 13:33:50
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
28 11 2025 9:48:43
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
27 11 2025 21:56:20
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
26 11 2025 22:36:53
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
25 11 2025 7:27:21
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
24 11 2025 14:40:42
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
23 11 2025 20:33:37
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
22 11 2025 3:12:38
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
21 11 2025 19:58:39
В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....
20 11 2025 20:46:48
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность.
...
19 11 2025 4:29:57
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
18 11 2025 20:21:17
Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....
17 11 2025 21:31:47
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
16 11 2025 6:47:52
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
15 11 2025 11:26:19
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
14 11 2025 19:11:33
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
13 11 2025 15:44:54
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
12 11 2025 19:33:19
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
11 11 2025 14:39:22
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
10 11 2025 2:29:27
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
09 11 2025 18:18:43
Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно
внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь
такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как
психолога. Основными принципами такого обучения является признание
индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его
развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии
на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на
уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.
Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков,
которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами.
...
08 11 2025 21:38:12
Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....
07 11 2025 17:48:36
Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....
06 11 2025 2:51:20
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
05 11 2025 10:36:35
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
04 11 2025 12:56:11
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
03 11 2025 19:16:26
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
02 11 2025 15:25:47
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
01 11 2025 1:13:24
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
31 10 2025 11:40:22
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
30 10 2025 20:37:11
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
29 10 2025 13:44:53
Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....
28 10 2025 10:30:29
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
27 10 2025 17:27:17
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
26 10 2025 8:43:45
Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии.
Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе.
...
25 10 2025 11:16:36
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов.
...
24 10 2025 23:58:22
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
23 10 2025 7:24:26
План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
22 10 2025 12:43:33
Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....
21 10 2025 22:26:17
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
...
20 10 2025 13:40:36
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
19 10 2025 1:52:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"