Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны
Насекомые – одна наиболее широко распространенная, многочисленная часть животного мира, буквально кишащая под ночами в летнее время года чуть ли не везде и почти на каждом шагу, кружащая около нас и даже нападающая на нас, беспокоящая своей назойливостью. Однако, несмотря на это нами, и детьми также, мало замечаем.
При проведении летней полевой пpaктики насекомые самый доступный, многочисленный объект наблюдений и объект проведения пpaктических занятий. Учащиеся очень легко и быстро с большим интересом им живостью начинают интересоваться многими насекомыми, если специально обратить внимание их, раскрывая им образ жизни, значении того или иного насекомого для самой природы, для человека.
Организация летних пpaктических занятий учащихся имеет немаловажное образовательное значение, так, как дает им возможность более близко и конкретно ознакомиться с объектами изучения в их природной среде обитания в тесной связи с другими организмами.
Актуальность в том, что методы проведения летних пpaктических занятий учащихся направлены на формирование экологического воспитания и природоохранного мировоззрения у учащихся путем изучения биоразнообразия и сохранения энтомофауны.
Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии.
В качестве объекта исследования учащиеся 8-х классов.
Предметом исследования послужили летние пpaктические занятия учащихся как эффективный метод обеспечения внешкольного пpaктического цикла обучения учащихся.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи: ознакомление учащихся с местной энтомофауной; выбор объектов изучения; освоение учащимися доступных методов полевого изучения энтомофауны; постановка учащимися несложного эксперимента по изучению объекта исследования.
Выдвинута следующая гипотеза – летние пpaктические занятия учащихся по изучению энтомофауны должны способствовать развитию устойчивого интереса и приобретению знаний, навыков и умений работать с живой природой, поставить небольшой научный эксперимент.
В процессе летних пpaктических занятий, не стесненных определенными рамками школьных уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента.
В данной работе делается попытка определения методических подходов по проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энмофауны по итогам исследовательской работы, в ходе летних полевых производственных пpaктик, при которой основными методами исследования выступили: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. Новизной работы, что сделана попытка использования летних пpaктических занятий в методических подходах для изучения тем школьного курса зоологии, в частности, класса насекомых и внешкольного пpaктического цикла экологического образования школьников.
Продолжение статьи
Использованная литература
- Аверенский А.И. Жесткокрылые Центральной Якутии. – Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991.
- Аверенский А.И. Водные и околоводные жуки Якутии. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994.
- Акимушкин И. Мир животных // Рассказы о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Амосов Ю.А. Главнейшие дендрофильные чешуекрылые Центральной Якутии. Сб. “Восьмая конференция молодых ученых Дальнего Востока”, Дальиздат, 1965, с.
- Бельков А.А. Учебно-полевая пpaктика по зоологии в сельской школе // Биология в школе. – 1995. - № 1.
- Зайцева Е.Ю. Зоологическая экскурсия на временные водоемы // Биология в школе. – 1995. - №3.
- Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии. – М.: Агропромиздат, 1986.
- Злотин А.З., Галкин А.П. Занимательная энтомология. – Киев: Наукова думка, 1982.
- Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. – М. – 1991.
- Лугинов В.А. Развитие творческой активности школьника по биологии и экологии/Художник М.Г.Старостин. – Якутск: Бичик, 1999.
- Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987.
- Мамаев Б.М., Бордукова Е.А. Энтомология для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
- Мариковский П.И. Юному энтомологу. М.:Дет. Лит., 1978.
- Методика сбора насекомых и составление энтомологических коллекций / Сост. Е.Л.Каймук. – Якутск: ЛОП ЯГУ, 1990.
- Наблюдение и исследовательская работа школьников по охране природы / Отв. за выпуск А.Ф.Дегтерев. – Якутск: Кооп. “Офсетчик”, 1990.
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1997. - № 3
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1997. - № 4
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1997. - № 5
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1999. - № 2
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1999. - № 3
- Фабр Жан Анри. Жизень насекомых. Рассказы энстомолога. – М.: Учпедгиз, 1963.
- Фасулати К.К. Полевое изучение насекомых беспозвоночных. – М.: 1976.
- Фауна и экология растительноядных и хищных насекомых Сибири / Отв. ред. д.б.н Т.С.Золотаренко. – Новосибирск: Наука, 1980.
- Фенологические наблюдения: Методические рекомендации для учителей биологии / Сост. С.С. Гермогенова. – Якутск: кооп. “Офсетчик”, 1991.
- Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. М.Е. Аспид, В.Г. Барков, Е.Г. Бацылев и др. – М.: Педагогика, 1981.
Комментарии:
Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....
17 07 2025 4:11:26
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
16 07 2025 19:30:41
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
15 07 2025 16:36:14
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
14 07 2025 4:45:16
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
13 07 2025 19:16:53
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
12 07 2025 6:51:19
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
11 07 2025 9:45:28
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику.
...
10 07 2025 5:22:51
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса.
...
09 07 2025 13:43:21
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
08 07 2025 22:52:53
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
07 07 2025 7:59:24
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
06 07 2025 6:54:35
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
05 07 2025 21:41:47
Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...
04 07 2025 7:48:39
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
03 07 2025 0:53:59
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
02 07 2025 3:45:11
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
01 07 2025 23:41:18
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
30 06 2025 22:34:12
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
29 06 2025 18:34:58
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
28 06 2025 4:26:17
Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....
27 06 2025 2:19:17
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
26 06 2025 5:10:58
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
25 06 2025 13:35:10
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
24 06 2025 5:17:44
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
23 06 2025 22:41:33
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
22 06 2025 3:45:27
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
21 06 2025 7:47:15
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
20 06 2025 14:49:35
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
19 06 2025 4:36:38
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
18 06 2025 3:45:46

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
17 06 2025 0:38:34
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
16 06 2025 23:49:51

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
15 06 2025 11:24:58
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
14 06 2025 5:10:38
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
13 06 2025 2:24:10
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
12 06 2025 12:45:14
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
11 06 2025 21:55:18
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
10 06 2025 18:34:40
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
09 06 2025 3:21:40
Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....
08 06 2025 20:15:34
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
07 06 2025 15:54:41
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
06 06 2025 7:49:56

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....
05 06 2025 0:50:25
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
04 06 2025 19:49:10
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
03 06 2025 17:54:27
Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
02 06 2025 0:50:10
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
01 06 2025 19:53:14
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
31 05 2025 8:40:48
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
30 05 2025 16:20:50
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
29 05 2025 7:39:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::