Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"
Все прекрасное на Земле - от солнца.
Все хорошее - от человека.
М. Пришвин
Цели и задачи урока:
- повторить и систематизировать знания о строении цветковых растений, об их многообразии, показать их пpaктическую ценность для человека и природы в целом, воспитывать любовь к природе,
- формировать ответственное отношение к ней; научить анализировать ответы товарищей, коллективно работать и делать выводы.
Оборудование: в центре класса вывешены плакаты с высказываниями известных людей о природе, часы с минутной стрелкой, экспозиция рисунков культурных растений, которую учащиеся подготовили заранее.
Условия игры: урок проводится по принципу телевикторины \"Счастливый случай\". Игре предшествует разминка и 4 гeйма: первый- \"круг знаний\"; второй гeйм- \"Ты мне, я - тебе\";
Третий гeйм - \"Устами младенца\"; четвертый гeйм - \"Дальше, дальше\".
Участники: 2 комaнды по 5 человек, ведущий, жюри, болельщики.
Разминка
Первая комaнда входит в класс. Ведущий ей предлагает угадать название растений и семейств, к которым они принадлежат. Затем жюри разрешает войти второй комaнде, которая отвечает на те же вопросы. Время разминки - одна минута.
1. Цветок - напрасный
Плод - опасный
А поле все засажено
(картофель - пасленовые).2. Хоть чином и не хан
На голове - султан
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки
(кукуруза - злаки)3. Желтые горошины-
Просто загляденье.
Молоко и шоколад
Просто объеденье.
(Соя - бобовые).4. Не шит, не кроен, а весь в рубцах:
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста - крестоцветные)5. На солнце я похожий;
И солнце я люблю
За солнцем поворачиваю
Голову свою. ( Подсолнечник - сложноцветные).6. Не бьет, не ругает,
А все от него плачут(лук- лилейные).7. Она древностью гордится
Уже десять тысяч лет,
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.
(Пшеница - злаки).8. Что за ягода: горька.
Да не рябина,
Черна, да не черника,
Растет не в лесу, а на огороде и не помещается во рту? (Баклажан - пасленовые)9. Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине складка (Слива розоцветные).10. Главный принцип этой травки
В общем-то, простой:
Голова - на солнце
Ноги под водой.
(Рис - злаки).
Если участники комaнд не справляются с заданием, помогают болельщики.
Первый гeйм \"Круг знаний\".
Выявить круг знаний комaнд по темам: строение цветка, систематика растений, размножение цветковых растений.
I. Выбери правильный ответ.
1. Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики- это цветки.
а) гoлые,
б)правильные,
в)обоеполые.
2. У некоторых растений одни цветки имеют только пестики - пестичные цветки, а другие - только тычинки- тычиночные цветки. Такие цветки называют
а)правильными,
б) раздельнополыми,
в)неправильными.
3. Роза имеет околоцветник
а) простой,
б)двойной,
в)тройной.
4. Лилия имеет околоцветник
а) двойной,
б) сложный,
в) простой.
5. Цветки капусты называют
а) правильными,
б) обоеполыми,
в) раздельнополыми.
6. Цветки гороха называют
а) гoлыми,
б) пестичными,
в) неправильными.
7. Огурцы называют растениями
а) однодомными, б) двудомными, в) многодомными.
8. Иву называют растением
а) двудомным,
б) многодомным,
в) однодомным.
II. Найдите лишнее растение. Почему вы считаете, что именно оно лишнее? Укажите признаки сходства двух оставшихся растений.
1. Яблоня, вишня, горох.
2. Капуста, редис, вишня.
3. Ель, сосна, яблоня.
4. Одуванчик, василек, можжевельник.
III. Правильно ли суждение.
1. Тычинки и пестики бывают в каждом цветке (нет).
2. Цветок- орган семенного размножения (да)
3. Тычинки и пестики - это главные репродуктивные части цветка (да)
4. Особенно сильный запах имеет, как правило, цветки, распускающиеся в сумерках или ночью, например, душистый табак (да).
5. Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок (да).
6. Семя формируется в результате двойного оплодотворения из семенного зачатка (да).
7. Роль чашечки - привлечение опылителей (нет).
8. Если цветок имеет только тычинки, его называют однодомными (нет).
9. Цветоножку имеют цветки всех растений (нет).
10. Черемуха имеет соцветие кисть (да).
Второй гeйм \"Ты - мне, я -тебе\".
В этой гeйме комaнды задают друг другу вопросы и через одну минуту дают ответы. Игру начинает комaнда, у которой меньше баллов. (Вопросы, которые задавали учащиеся друг другу).
Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появляются листья, а у других листья появляются раньше цветков?(1-ветроопыляемые,2-насекомоопыляемые).
2. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян у него не было?(Не произошло опыление).
3. Какой цветок, занесенный в красную книгу, частично является главной рекой Донского края? (Адонис весенний).
4. Кто привез в Европу помидоры (Колумб).
5. Что можно сделать из тыквы? (Ложки, табакерки ,циновки, шляпы, мочалки ,музыкаль- ные инструменты).
6. Что означает слово \"помидор\" (Золотое яблоко).
7. Из каких растений получают масло?
(Лен, хлопок, горчица, кукуруза, соя, подсолнечник, олива, какао, конопля, кокос, пальма).
8. Что означает слово \"Картофель\"? (Земляное яблоко).
9. Из каких растений получают ткани? (Лен, хлопок).
10. Из-за какого цветка была война? (Из-за розы, война Алой и Белой розы).
Третий гeйм \"Устами младенца\".
Комaндам предстоит ответить на простые вопросы, но ответы должны быть верными с точки зрения биологии.
1. Оно может жить до 2000 лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка (Дуб).
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. Из его коры делают много полезных вещей.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза).
1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черным плодами - городовика (Калина).
1. С ее цветков лучший мед.
2. Из нее делают ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа)
1. Это розоцветное.
2. Плоды - очень мелкие яблочки.
3. Хорошо помогает при болезнях сердца.
4. Птички там любят вить гнезда, потому что у него много колючек. (Боярышник).
Четвертый гeйм \"Дальше, дальше:\"
Вопросы задаются поочередно каждый комaнде в течении одной минуты.
1. Как называется совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник).
2. Самая красивая часть цветка (венчик).
3. расширенная осевая часть цветка (цветоложе).
4. Часть стeбля, на котором расположен цветок (цветоножка).
5. Удлиненная часть пестика (столбик).
6. Нижняя расширенная часть пестика цветка (завязь).
7. Женский орган цветка, из которого образуется плод после оплодотворения (пестик).
8. Наружние листочки цветка (чашечка).
9. Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник).
10. Расширенная часть цветоножки, несущая все органы цветка (цветоложе).
11. Какое растение называют цветком солнца? (Подсолнечник).
12. К какому семейству относят турнепс, горчицу, хрен (крестоцветные).
13. К какому семейству относят: баклажаны, перец, табак, белену (пасленовые).
14. Назовите Родину томатов (Южная Америка).
15. Сколько чашелистиков и лепестков у цветка яблони (по 5).
16. Какой тип плода у томатов, картофеля, баклажанов. (Ягода)
17. Чем обусловлены вкус и запах у лука и чеснока (эфирные масла и сахара).
18. Какую роль играют бобовые в почвообразовательном процессе (накапливают азот).
19. Какие из представителей розоцветных размножаются с помощью усов? (Земляника, клубника).
20. Чем объяснить, что цветки злаков неяркие, непахучие, мелкие (ветроопыляемые и самоопыляемые).
21. Родина капусты (Побережье Средиземного моря).
22. Дикая роза (Шиповник).
23. Кто завез картофель в Россию (Петр I).
24. К какому семейству относят тюльпан, ландыш, спаржа (лилейные).
25. Какую кашку не варят? (Клевер).
26. Что в хлебе родится, а есть не годится (Василек).
27. Название каждого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия (Ирис).
28. Почему у цветов, распускающихся ночью, белая окраска? (Лучше заметны насекомым опылителям).
29. Что можно сделать из кукурузы? (Муку, крахмал, масло, хлопья, бумагу, смолу, ткани).
30. Какое растение раскрыло законы наследственности. (Горох)
После последнего гeйма жюри подводит итоги, объявляет победителей.
Комментарии:
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
24 08 2025 2:17:26
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
23 08 2025 20:25:29
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
22 08 2025 18:56:44
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
21 08 2025 20:47:26
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
20 08 2025 19:50:59
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
19 08 2025 17:34:36
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
18 08 2025 17:30:48
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
17 08 2025 21:20:34
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
16 08 2025 21:40:56
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
15 08 2025 19:37:25
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
14 08 2025 4:24:54
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
13 08 2025 1:14:24
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
12 08 2025 10:53:29
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
11 08 2025 22:40:58
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
10 08 2025 9:41:53
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
09 08 2025 19:49:13
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
08 08 2025 6:11:24
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
07 08 2025 14:55:28
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
06 08 2025 0:26:41
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
05 08 2025 7:54:59
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
04 08 2025 21:36:44
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира.
...
03 08 2025 20:55:31
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
02 08 2025 21:39:45
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
01 08 2025 21:19:45
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
31 07 2025 14:35:52

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
30 07 2025 19:22:39
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
29 07 2025 9:24:28

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
28 07 2025 16:22:55
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
27 07 2025 22:12:32
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома.
...
26 07 2025 3:25:17
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
25 07 2025 15:43:31
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
24 07 2025 11:26:28
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
23 07 2025 17:30:56
Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике.
...
22 07 2025 5:50:10
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
21 07 2025 2:57:31
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
20 07 2025 12:48:33
Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....
19 07 2025 3:38:45
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
18 07 2025 8:24:57
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.
...
17 07 2025 5:15:52
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
16 07 2025 10:37:33
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
15 07 2025 9:24:18
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
14 07 2025 23:25:26
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
13 07 2025 19:26:29
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
12 07 2025 19:18:22
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа.
...
11 07 2025 19:27:50
Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....
10 07 2025 22:24:19
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
09 07 2025 11:12:24
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
08 07 2025 8:29:59
Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
07 07 2025 20:56:13
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
06 07 2025 18:15:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::