Тренажер для решения задач по генетике > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Тренажер для решения задач по генетике


Введение

Идея задачников в виде таблиц не нова. Их использование пpaктикуется во многих школах при изучении химии, физики и других “точных наук”. Задачник по генетике, оформленный в виде таблицы, я обнаружил в книге Г.М. Муртазина “Задачи и упражнения по общей биологии” [1]. В то время, около 15 лет назад, когда полки книжных магазинов провинциальных городков не ломились от обилия товара, а учебная и методическая литература была на вес золота, такая находка стала для меня настоящим открытием. Основное достоинство задачника в виде таблицы - компактность, что позволяет размножить его для использования учащимися на уроке и дома.

Обеспечение учащихся таким типом материала актуально и сейчас, так как количество задач в учебниках явно недостаточно для выработки навыков решения даже основных типов, не говоря уже о задачах на взаимодействие генов, сцепленное наследование и т.д., а сборники задач по генетике есть только у небольшого количества детей в классе (да и то не всегда).

Шли годы, и замечательная таблица, найденная мной в старой методичке и направленная на решение задач только одного типа (дигибридное скрещивание) , постепенно видоизменялась, дополняясь новыми данными, пока не превратилась в тот вариант, который я предлагаю Вашему вниманию. То, что получилось в результате, нельзя в полной мере назвать задачником. Это своеобразный тренажер, позволяющий учителю выработать у учащихся устойчивые навыки решения генетических задач основных типов. Он ни в коем случае не является альтернативой существующим задачникам, и может применяться только параллельно с ними. Данное ограничение связано прежде всего с тем, что в тренажере нет самого главного - условия задачи, поэтому работа с тренажером несет скорее механический, а не творческий хаpaктер. Второе ограничение вытекает из первого: все задачи тренажера “прямые” (или “основные” по определению Госстандарта), т.е решение направлено только на вычисление генотипов и фенотипов потомства по известным генотипам родителей.

Структура тренажера

Вариант для учащегося <Приложении1> представляет собой лист бумаги формата А4, сложенный пополам (для удобства использования: ученики вклеивают его в свои рабочие тетради), содержащий взаимосвязанные таблицы (таблица 1, 2, 3) и дополнительную таблицу наследования признаков нескольких организмов. Вариант для учителя <Приложение2> состоит из нескольких листов формата А4, первый из которых дублирует тренажер ученика, следующий содержит таблицу кодов задач, на остальных листах – таблицы с ответами.

Работа с учащихся с тренажером

С данной работой справляются все, даже самые слабые ученики, и занимает она всего несколько секунд.

Итак, рассмотрим три взаимосвязанных таблицы из тренажера, предназначенного для учащихся. В целях экономии места они приведены частично, полный вариант в <Приложении1>.

Таблица 1

Р: генотип организма
1 гомозиготен по доминанте
гомозиготен по доминанте
2 гомозиготен по доминанте
гетерозиготен
3 гомозиготен по доминанте
гомозиготен по рецессиву
4 гетерозиготен
гомозиготен по доминанте
и т.д.

С помощью этой таблицы ученик формирует данные о генотипах родительских организмов, где верхняя строчка каждого номера (назовем этот номер кодом) – генотип по первой паре генов, вторая – соответственно по второй. Для моногибридного скрещивания берем только верхнюю строчку каждого номера.

Пример 1:

Код задачи 43, предположим (пока не познакомились с таблицей 2), что скрещивание моногибридное.

Согласно таблице 1, генотип первого организма гетерозиготный (цифра 4, верхняя строка), второго – гомозиготный доминантный (цифра 3, верхняя строка).

Пример 2:

Код задачи 43, пусть это будет дигибридное скрещивание.

Генотип первого организма:

  • по первой паре генов гетерозиготный (цифра 4, верхняя строка);
  • по второй паре генов гомозиготный доминантный (цифра 4, нижняя строка).

Генотип второго организма:

  • по первой паре генов гомозиготный доминантный (цифра 3, верхняя строка);
  • по второй паре генов гомозиготный рецессивный (цифра 3, нижняя строка).

Таблица 2

Тип наследования
а моногибридное полное, неполное (А)
б кодоминирование (А, В, 0: белые, светло-красные, красные, темно-красные)
в дигибридное (А, В)
г комплементарность (В+С), ярко-красные
д доминантный эпистаз (I>А, а)
и т.д.

Таблица предназначена для определения типа скрещивания и буквенного обозначения генов, отвечающих за проявление конкретных признаков (они в таблице 3). Для некоторых типов наследования приведены фенотипические проявления данного признака, если в результате скрещивания появляется новое фенотипическое проявление.

Если код задачи на моногибридное скрещивание в задании ученика выделен курсивом, то задача будет на неполное доминирование.

Пример 3 (связываем данные таблиц 1 и 2) :

Код задачи в43

буква в (см. таблицу 2) – классическое дигибридное скрещивание, без сцепления и других “наворотов”;

ген, отвечающий за проявление первого признака, обозначен буквой А , за проявление второго – буквой В;

цифры 43 – генотипы родительских организмов – определяем по таблице 1 (см. Пример 2).

В результате получим:

Дано:

Р АаВВ х ААвв

Таблица 3

Модель плодовой мушки дрозофилы
ген признак доминантный рецессивный
A окраска тела белая черная
I серая не влияет
J не влияет желтая
B, C цвет глаз красные белые
D длина крыльев длинные зачаточные
и т.д.

Данная таблица предназначена для окончательного формирования условия задачи и содержит указания на:

  • “главное действующее лицо” процесса скрещивания. Классический пример – дрозофилу – учитель может заменить на любой другой организм (хоть на тех же “Смешариков” из детского мультфильма – это не имеет значения), но признаки и их взаимодействие придется подбирать в соответствии с организмом и научными данными. Важно акцентировать внимание детей на слове “модель”: ведь мы проводим скрещивание “на бумаге” и получаем “бумажный” вариант ответа, а в настоящих опытах результаты могут отличаться от наших расчетов (сохраняя при этом статистическую закономерность наследования данного типа).
  • конкретный признак, соответствующий гену из таблицы 2 и формы его фенотипического проявления.

Пример 4 (связываем данные таблиц 1, 2 и 3) :

Код задачи в43

В результате работы с таблицами 1 и 2 мы пpaктически сформировали условие задачи

(см Пример 3). Дополним его данными из таблицы 3:

  • ген А “отвечает” за окраску тела, и фенотип первого родителя по этой паре генов будет представлен белой окраской (т.к. генотип гетерозиготный), окраска тела второго родителя также будет белой (гомозиготный доминантный по первому признаку);
  • ген В формирует цвет глаз нашей модели. У первого родителя глаза будут красные (гомозиготный доминантный по второму признаку), у второго – белые (гомозиготный рецессивный по второму признаку).

Запись в тетради учащегося:

в43 Дрозофила

Дано: Схема скрещивания
А – белая окраска тела

а – черная окраска тела

В – красные глаза

в – белые глаза

Р АаВВ х ААвв

Р Аа   ВВ    х       АА   вв
      бел.  красн.           бел. бел.
F1, F2 -?  

Таким образом, мы получили обычную генетическую задачу.

Использование тренажера учителем <Приложение2>

Одна из основных таблиц в варианте для учителя – таблица кодов задач, представляющая собой столбцы с указанием типа наследования и строки, содержащие код номера задачи. На пересечении столбца и строки получаем полный код задачи, например а47. Таким образом, таблица содержит ячейки для всех задач тренажера (их 810). В каждой ячейке может быть записана следущая информация:

  • вариант решения задачи (об этом немного ниже);
  • пометки учителя типа: дз (задача задана на дом), инд№ ... (задача дана конкретному ученику с порядковым номером согласно журналу), зач (задача входит в зачетную работу) и т.д.

По мере решения задач учитель зачеркивает или закрашивает соответствующие ячейки, что позволяет видеть только номера еще нерешенных задач. Используя данную таблицу, учитель составляет индивидуальные и фронтальные последовательности, делая при этом пометки в соответствующих ячейках.

Вторая таблица включает в себя ответы на задачи.

Вероятно, вы Вы заметили, что номера родительских генотипов в таблице 1 ученического тренажера дублируются. К примеру, задачи а11, а12, а13 и т.д. абсолютно одинаковы. Кроме того, одинаковыми будут задачи любого типа наследования с номерами 12 и 21, 13 и 31 и т.д. Даже для дигибридного скрещивания таблицу 1 можно было бы сократить до 6 строк (а для моногибридного до 3), но таким образом резко уменьшилось бы количество задач каждого типа, и индивидуальая работа детей была бы невозможной. Таким образом, 81 задача на моногибридное скрещивание – это на самом деле всего 6 одинаковых задач, только с разными номерами. Одинаковые задачи объединяются в “варианты”. Итак, таблица ответов на задачи состоит из номера варианта и его решения. Номер варианта для каждой задачи включен в соответствующую ячейку кодов задач. Это удобно, когда подбираешь индивидуальные последовательности: сразу видно, какие задачи включать в последовательность, чтоб они не дублировались. Это помогает при проверке задач учащихся: по коду задачи в таблице кодов смотрим, к какому варианту она относится, в таблице ответов находим этот вариант и видим готовый ответ.

В <Приложение2> содержатся решения только на задачи по моногибрибному полному наследованию. Соответственно, и варианты в таблице кодов проставлены только в ячейках для столбца а. Во-первых, это связано с ограничением размера публикуемого материала. А во-вторых (знаю по собственному опыту), учитель будет использовать только тот материал, который он “прогнал через себя”, в котором есть и его собственный вклад. Надеюсь, что любой учитель биологии при желании сможет вычлeнить варианты из задач на конкретный тип наследования и самостоятельно дополнить таблицу ответов и таблицу кодов необходимыми данными.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что данный тренажер – это тот случай, когда легче показать, чем объяснить. Распечатайте таблицы из приложений 1 и 2, положите их перед собой и еще раз внимательно прочитайте мои объяснения – поверьте, все сразу встанет на свои места.

Методика использования тренажера в учебном процессе

Работу с тренажером рекомендую начинать в 9 классе при изучении основ генетики. На первом уроке после выяснения закономерностей наследования на примере менделевского гороха выдаю детям тренажеры и показываю принцип работы с ними. Две-три задачи решаются фронтально у доски с подробным объяснением (и корректировкой учителем), затем – самостоятельная работа.

Здесь все зависит от фантазии и творческого подхода учителя. Предложу лишь несколько вариантов.

1. Классический

На листочках, которые раздаю детям – последовательности кодов задач, у каждого учащегося своя последовательность. Например: а12 > а24 > а57 > и т.д. Обращаю внимание не только на количество и качество решенных задач, но и на соблюдение правил оформления (к этому необходимо приучать детей с первого урока). Последовательность можно выстроить по усложнению (каждая следующая задача сложнее предыдущей) или дифференцировать последовательности отдельно для слабых и сильных учащихся (это особенно актуально при решении задач на взаимодействие генов и сцепленное наследование в 10 классе).

Количество задач в данном тренажере перекрывает потребности в индивидуализации даже для классов из 30 человек. А то, что задачи у всех пpaктически одинаковы, ученики, как правило, не замечают: номера-то разные, да и невозможно искать по классу похожую задачку, когда каждый занят своим делом.Таким образом исключается возможность списывания.

2. Геометрический.

Наверняка вы видели такие задания в детских журналах: “Соедини точки по порядку и получится рисунок...”. Около точек вместо цифр напишите коды задач, и тогда при решении последовательности у ученика появится картинка. Попросите у учителя информатики такие рисунки, они использутся при обяснении алгоритмов на примере объектов “Робот”, “Чертежник”, “Черепашка” и т.д. Такой вариант возможен в качестве индивидуального домашнего задания.

Готовое задание на рисование этой рыбки и несколько простых рисунков такого типа Вы найдете в <Приложении3>.

Задание “геометрического” типа

Результат выполнения задания

2. Художественный.

На листе бумаги нарисуйте, к примеру, стилизованный силуэт птицы и рамочку вокруг него (пусть это будет яйцо, в котором сидит птичка). Разбейте рисунок линиями на несколько (не очень большое количество) частей. В каждую часть впишите код задачи таким образом, чтобы задачи с одним типом расщепления были внутри птички, а с другим –снаружи. Нарисуйте под “получившимся непонятно что” легенду, как в MS Exel: какому типу расщепления какой цвет соответствует. Решая задачи (теперь уже в произвольном порядке) и закрашивая в определенные цвета части рисунка, ученик при правильном решении всех задач получит раскрашенную картинку (в данном случае птичку внутри яйца). Такое задание может включать сразу несколько типов задач, и тогда рисунок может быть разноцветным. Рекомендую в качестве единого домашнего задания на протяжении изучения всей генетики или нескольких связанных тем (например, на взаимодействие генов). Готовое задание с рисунком этой птички внутри яйца и несколько силуэтов для составления заданий такого типа находятся в <Приложении4>.

Задание “художественного” типа

Результат выполнения задания

Заключение

Данные для составления таблиц накапливались в течение многих лет. Приходили бывшие ученики – сегодняшние студенты медицинских ВУЗов и училищ и приносили нестандартные, оригинальные задачи, много сведений было взято со старых ВУЗовских учебников и лекций, помогли различные сайты, посвященные биологии. К сожалению, информация об этих источниках не сохранилась, поэтому, заочно благодаря тех, чьи данные были использованы при разработке тренажера, я приношу свои извинения за невозможность размещения ссылок на источники.

Стараясь быть максимально точным с точки зрения биологической науки, все-же не могу гарантировать их 100% точность и соответствие реальным данным. К примеру, не удалось найти достоверных сведений об эпистатичном взаимодействии генов дрозофилы, под вопросом остается группа сцепления генов ВG. Но, на мой взгляд, эти недочеты не имеют фатальных последствий. Все-таки средняя школа – не аспирантура, да и большинство учителей не являются профессорами и докторами наук. Использование данного тренажера помогает ученику научиться решать простейшие генетические задачки, и только. А точная наука может подождать до тех пор, пока Ученик станет известным Ученым.

Литература

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.


Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

      Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

01 12 2022 17:55:59

"Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"


    "Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"

      Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....

30 11 2022 3:45:59

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

29 11 2022 15:13:20

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

28 11 2022 4:54:13

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии


    Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии

      Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...

27 11 2022 0:51:30

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

26 11 2022 20:32:52

Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"


    Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"

      Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...

25 11 2022 6:27:10

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

24 11 2022 6:11:19

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

23 11 2022 8:45:50

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

22 11 2022 23:39:21

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

21 11 2022 20:14:18

Изучение трутовых грибов в природных сообществах


    Изучение трутовых грибов в природных сообществах

      Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....

20 11 2022 21:56:31

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....

19 11 2022 2:29:48

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

18 11 2022 5:56:41

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"


    Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

      По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...

17 11 2022 18:56:20

Урок биологии для 6-го класса "Движение"


    Урок биологии для 6-го класса "Движение"

      Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

16 11 2022 22:21:21

История развития генетики


    История развития генетики

      Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...

15 11 2022 21:22:50

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

14 11 2022 13:55:43

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"


    Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

      Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

13 11 2022 23:10:45

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

12 11 2022 3:38:12

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

      Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

11 11 2022 9:22:59

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

10 11 2022 14:53:19

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

09 11 2022 5:53:17

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

08 11 2022 19:34:12

Урок-игра "Робинзон"


    Урок-игра "Робинзон"

      Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...

07 11 2022 4:37:43

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

06 11 2022 6:32:51

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


    Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

      Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...

05 11 2022 20:12:57

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

04 11 2022 13:50:24

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

03 11 2022 15:19:35

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

02 11 2022 9:28:32

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс


    Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

      Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

01 11 2022 8:31:51

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

31 10 2022 4:18:51

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс


    Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

      В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

30 10 2022 12:23:43

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"


    Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

      Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

29 10 2022 20:54:20

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

28 10 2022 4:15:27

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

27 10 2022 1:27:51

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

26 10 2022 17:29:29

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

25 10 2022 20:26:12

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

24 10 2022 6:42:27

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

23 10 2022 12:47:12

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

22 10 2022 21:54:44

Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"


    Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"

      Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений. ...

21 10 2022 13:23:34

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

20 10 2022 4:48:26

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

19 10 2022 20:52:34

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

18 10 2022 12:35:28

Биологический турнир "В мире пернатых"


    Биологический турнир "В мире пернатых"

      Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды. В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. ...

17 10 2022 23:23:28

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

16 10 2022 2:51:24

Биология в профессиях


    Биология в профессиях

      Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....

15 10 2022 20:30:18

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

14 10 2022 20:19:24

Урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

13 10 2022 1:41:19

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::