Тренажер для решения задач по генетике > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

Введение

Идея задачников в виде таблиц не нова. Их использование пpaктикуется во многих школах при изучении химии, физики и других “точных наук”. Задачник по генетике, оформленный в виде таблицы, я обнаружил в книге Г.М. Муртазина “Задачи и упражнения по общей биологии” [1]. В то время, около 15 лет назад, когда полки книжных магазинов провинциальных городков не ломились от обилия товара, а учебная и методическая литература была на вес золота, такая находка стала для меня настоящим открытием. Основное достоинство задачника в виде таблицы - компактность, что позволяет размножить его для использования учащимися на уроке и дома.

Обеспечение учащихся таким типом материала актуально и сейчас, так как количество задач в учебниках явно недостаточно для выработки навыков решения даже основных типов, не говоря уже о задачах на взаимодействие генов, сцепленное наследование и т.д., а сборники задач по генетике есть только у небольшого количества детей в классе (да и то не всегда).

Шли годы, и замечательная таблица, найденная мной в старой методичке и направленная на решение задач только одного типа (дигибридное скрещивание) , постепенно видоизменялась, дополняясь новыми данными, пока не превратилась в тот вариант, который я предлагаю Вашему вниманию. То, что получилось в результате, нельзя в полной мере назвать задачником. Это своеобразный тренажер, позволяющий учителю выработать у учащихся устойчивые навыки решения генетических задач основных типов. Он ни в коем случае не является альтернативой существующим задачникам, и может применяться только параллельно с ними. Данное ограничение связано прежде всего с тем, что в тренажере нет самого главного - условия задачи, поэтому работа с тренажером несет скорее механический, а не творческий хаpaктер. Второе ограничение вытекает из первого: все задачи тренажера “прямые” (или “основные” по определению Госстандарта), т.е решение направлено только на вычисление генотипов и фенотипов потомства по известным генотипам родителей.

Структура тренажера

Вариант для учащегося <Приложении1> представляет собой лист бумаги формата А4, сложенный пополам (для удобства использования: ученики вклеивают его в свои рабочие тетради), содержащий взаимосвязанные таблицы (таблица 1, 2, 3) и дополнительную таблицу наследования признаков нескольких организмов. Вариант для учителя <Приложение2> состоит из нескольких листов формата А4, первый из которых дублирует тренажер ученика, следующий содержит таблицу кодов задач, на остальных листах – таблицы с ответами.

Работа с учащихся с тренажером

С данной работой справляются все, даже самые слабые ученики, и занимает она всего несколько секунд.

Итак, рассмотрим три взаимосвязанных таблицы из тренажера, предназначенного для учащихся. В целях экономии места они приведены частично, полный вариант в <Приложении1>.

Таблица 1

Р: генотип организма
1 гомозиготен по доминанте
гомозиготен по доминанте
2 гомозиготен по доминанте
гетерозиготен
3 гомозиготен по доминанте
гомозиготен по рецессиву
4 гетерозиготен
гомозиготен по доминанте
и т.д.

С помощью этой таблицы ученик формирует данные о генотипах родительских организмов, где верхняя строчка каждого номера (назовем этот номер кодом) – генотип по первой паре генов, вторая – соответственно по второй. Для моногибридного скрещивания берем только верхнюю строчку каждого номера.

Пример 1:

Код задачи 43, предположим (пока не познакомились с таблицей 2), что скрещивание моногибридное.

Согласно таблице 1, генотип первого организма гетерозиготный (цифра 4, верхняя строка), второго – гомозиготный доминантный (цифра 3, верхняя строка).

Пример 2:

Код задачи 43, пусть это будет дигибридное скрещивание.

Генотип первого организма:

  • по первой паре генов гетерозиготный (цифра 4, верхняя строка) ;
  • по второй паре генов гомозиготный доминантный (цифра 4, нижняя строка).

Генотип второго организма:

  • по первой паре генов гомозиготный доминантный (цифра 3, верхняя строка) ;
  • по второй паре генов гомозиготный рецессивный (цифра 3, нижняя строка).

Таблица 2

Тип наследования
а моногибридное полное, неполное (А)
б кодоминирование (А, В, 0: белые, светло-красные, красные, темно-красные)
в дигибридное (А, В)
г комплементарность (В+С), ярко-красные
д доминантный эпистаз (I>А, а)
и т.д.

Таблица предназначена для определения типа скрещивания и буквенного обозначения генов, отвечающих за проявление конкретных признаков (они в таблице 3). Для некоторых типов наследования приведены фенотипические проявления данного признака, если в результате скрещивания появляется новое фенотипическое проявление.

Если код задачи на моногибридное скрещивание в задании ученика выделен курсивом, то задача будет на неполное доминирование.

Пример 3 (связываем данные таблиц 1 и 2) :

Код задачи в43

буква в (см. таблицу 2) – классическое дигибридное скрещивание, без сцепления и других “наворотов”;

ген, отвечающий за проявление первого признака, обозначен буквой А , за проявление второго – буквой В;

цифры 43 – генотипы родительских организмов – определяем по таблице 1 (см. Пример 2).

В результате получим:

Дано:

Р АаВВ х ААвв

Таблица 3

Модель плодовой мушки дрозофилы
ген признак доминантный рецессивный
A окраска тела белая черная
I серая не влияет
J не влияет желтая
B, C цвет глаз красные белые
D длина крыльев длинные зачаточные
и т.д.

Данная таблица предназначена для окончательного формирования условия задачи и содержит указания на:

  • “главное действующее лицо” процесса скрещивания. Классический пример – дрозофилу – учитель может заменить на любой другой организм (хоть на тех же “Смешариков” из детского мультфильма – это не имеет значения), но признаки и их взаимодействие придется подбирать в соответствии с организмом и научными данными. Важно акцентировать внимание детей на слове “модель”: ведь мы проводим скрещивание “на бумаге” и получаем “бумажный” вариант ответа, а в настоящих опытах результаты могут отличаться от наших расчетов (сохраняя при этом статистическую закономерность наследования данного типа).
  • конкретный признак, соответствующий гену из таблицы 2 и формы его фенотипического проявления.

Пример 4 (связываем данные таблиц 1, 2 и 3) :

Код задачи в43

В результате работы с таблицами 1 и 2 мы пpaктически сформировали условие задачи

(см Пример 3). Дополним его данными из таблицы 3:

  • ген А “отвечает” за окраску тела, и фенотип первого родителя по этой паре генов будет представлен белой окраской (т.к. генотип гетерозиготный), окраска тела второго родителя также будет белой (гомозиготный доминантный по первому признаку) ;
  • ген В формирует цвет глаз нашей модели. У первого родителя глаза будут красные (гомозиготный доминантный по второму признаку), у второго – белые (гомозиготный рецессивный по второму признаку).

Запись в тетради учащегося:

в43 Дрозофила

Дано: Схема скрещивания
А – белая окраска тела

а – черная окраска тела

В – красные глаза

в – белые глаза

Р АаВВ х ААвв

Р Аа   ВВ    х       АА   вв
      бел.  красн.           бел. бел.
F1, F2 -?  

Таким образом, мы получили обычную генетическую задачу.

Использование тренажера учителем <Приложение2>

Одна из основных таблиц в варианте для учителя – таблица кодов задач, представляющая собой столбцы с указанием типа наследования и строки, содержащие код номера задачи. На пересечении столбца и строки получаем полный код задачи, например а47. Таким образом, таблица содержит ячейки для всех задач тренажера (их 810). В каждой ячейке может быть записана следущая информация:

  • вариант решения задачи (об этом немного ниже) ;
  • пометки учителя типа: дз (задача задана на дом), инд№ ... (задача дана конкретному ученику с порядковым номером согласно журналу), зач (задача входит в зачетную работу) и т.д.

По мере решения задач учитель зачеркивает или закрашивает соответствующие ячейки, что позволяет видеть только номера еще нерешенных задач. Используя данную таблицу, учитель составляет индивидуальные и фронтальные последовательности, делая при этом пометки в соответствующих ячейках.

Вторая таблица включает в себя ответы на задачи.

Вероятно, вы Вы заметили, что номера родительских генотипов в таблице 1 ученического тренажера дублируются. К примеру, задачи а11, а12, а13 и т.д. абсолютно одинаковы. Кроме того, одинаковыми будут задачи любого типа наследования с номерами 12 и 21, 13 и 31 и т.д. Даже для дигибридного скрещивания таблицу 1 можно было бы сократить до 6 строк (а для моногибридного до 3), но таким образом резко уменьшилось бы количество задач каждого типа, и индивидуальая работа детей была бы невозможной. Таким образом, 81 задача на моногибридное скрещивание – это на самом деле всего 6 одинаковых задач, только с разными номерами. Одинаковые задачи объединяются в “варианты”. Итак, таблица ответов на задачи состоит из номера варианта и его решения. Номер варианта для каждой задачи включен в соответствующую ячейку кодов задач. Это удобно, когда подбираешь индивидуальные последовательности: сразу видно, какие задачи включать в последовательность, чтоб они не дублировались. Это помогает при проверке задач учащихся: по коду задачи в таблице кодов смотрим, к какому варианту она относится, в таблице ответов находим этот вариант и видим готовый ответ.

В <Приложение2> содержатся решения только на задачи по моногибрибному полному наследованию. Соответственно, и варианты в таблице кодов проставлены только в ячейках для столбца а. Во-первых, это связано с ограничением размера публикуемого материала. А во-вторых (знаю по собственному опыту), учитель будет использовать только тот материал, который он “прогнал через себя”, в котором есть и его собственный вклад. Надеюсь, что любой учитель биологии при желании сможет вычлeнить варианты из задач на конкретный тип наследования и самостоятельно дополнить таблицу ответов и таблицу кодов необходимыми данными.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что данный тренажер – это тот случай, когда легче показать, чем объяснить. Распечатайте таблицы из приложений 1 и 2, положите их перед собой и еще раз внимательно прочитайте мои объяснения – поверьте, все сразу встанет на свои места.

Методика использования тренажера в учебном процессе

Работу с тренажером рекомендую начинать в 9 классе при изучении основ генетики. На первом уроке после выяснения закономерностей наследования на примере менделевского гороха выдаю детям тренажеры и показываю принцип работы с ними. Две-три задачи решаются фронтально у доски с подробным объяснением (и корректировкой учителем), затем – самостоятельная работа.

Здесь все зависит от фантазии и творческого подхода учителя. Предложу лишь несколько вариантов.

1. Классический

На листочках, которые раздаю детям – последовательности кодов задач, у каждого учащегося своя последовательность. Например: а12 > а24 > а57 > и т.д. Обращаю внимание не только на количество и качество решенных задач, но и на соблюдение правил оформления (к этому необходимо приучать детей с первого урока). Последовательность можно выстроить по усложнению (каждая следующая задача сложнее предыдущей) или дифференцировать последовательности отдельно для слабых и сильных учащихся (это особенно актуально при решении задач на взаимодействие генов и сцепленное наследование в 10 классе).

Количество задач в данном тренажере перекрывает потребности в индивидуализации даже для классов из 30 человек. А то, что задачи у всех пpaктически одинаковы, ученики, как правило, не замечают: номера-то разные, да и невозможно искать по классу похожую задачку, когда каждый занят своим делом.Таким образом исключается возможность списывания.

2. Геометрический.

Наверняка вы видели такие задания в детских журналах: “Соедини точки по порядку и получится рисунок...”. Около точек вместо цифр напишите коды задач, и тогда при решении последовательности у ученика появится картинка. Попросите у учителя информатики такие рисунки, они использутся при обяснении алгоритмов на примере объектов “Робот”, “Чертежник”, “Черепашка” и т.д. Такой вариант возможен в качестве индивидуального домашнего задания.

Готовое задание на рисование этой рыбки и несколько простых рисунков такого типа Вы найдете в <Приложении3>.

Задание “геометрического” типа

Результат выполнения задания

2. Художественный.

На листе бумаги нарисуйте, к примеру, стилизованный силуэт птицы и рамочку вокруг него (пусть это будет яйцо, в котором сидит птичка). Разбейте рисунок линиями на несколько (не очень большое количество) частей. В каждую часть впишите код задачи таким образом, чтобы задачи с одним типом расщепления были внутри птички, а с другим –снаружи. Нарисуйте под “получившимся непонятно что” легенду, как в MS Exel: какому типу расщепления какой цвет соответствует. Решая задачи (теперь уже в произвольном порядке) и закрашивая в определенные цвета части рисунка, ученик при правильном решении всех задач получит раскрашенную картинку (в данном случае птичку внутри яйца). Такое задание может включать сразу несколько типов задач, и тогда рисунок может быть разноцветным. Рекомендую в качестве единого домашнего задания на протяжении изучения всей генетики или нескольких связанных тем (например, на взаимодействие генов). Готовое задание с рисунком этой птички внутри яйца и несколько силуэтов для составления заданий такого типа находятся в <Приложении4>.

Задание “художественного” типа

Результат выполнения задания

Заключение

Данные для составления таблиц накапливались в течение многих лет. Приходили бывшие ученики – сегодняшние студенты медицинских ВУЗов и училищ и приносили нестандартные, оригинальные задачи, много сведений было взято со старых ВУЗовских учебников и лекций, помогли различные сайты, посвященные биологии. К сожалению, информация об этих источниках не сохранилась, поэтому, заочно благодаря тех, чьи данные были использованы при разработке тренажера, я приношу свои извинения за невозможность размещения ссылок на источники.

Стараясь быть максимально точным с точки зрения биологической науки, все-же не могу гарантировать их 100% точность и соответствие реальным данным. К примеру, не удалось найти достоверных сведений об эпистатичном взаимодействии генов дрозофилы, под вопросом остается группа сцепления генов ВG. Но, на мой взгляд, эти недочеты не имеют фатальных последствий. Все-таки средняя школа – не аспирантура, да и большинство учителей не являются профессорами и докторами наук. Использование данного тренажера помогает ученику научиться решать простейшие генетические задачки, и только. А точная наука может подождать до тех пор, пока Ученик станет известным Ученым.

Литература

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.



Комментарии:

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

01 04 2025 23:23:29

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

31 03 2025 2:50:54

Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

30 03 2025 8:12:39

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

29 03 2025 6:36:45

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

28 03 2025 12:14:50

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"


    Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

      На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

27 03 2025 3:17:50

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

26 03 2025 7:13:45

Пpaктикум по генетике


    Пpaктикум по генетике

      Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...

25 03 2025 23:43:44

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

24 03 2025 18:45:56

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

23 03 2025 18:29:58

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

22 03 2025 0:26:57

Места обитания и внешнее строение млекопитающих

Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....

21 03 2025 11:29:48

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

20 03 2025 17:16:14

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...

19 03 2025 21:54:30

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

18 03 2025 5:10:47

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

17 03 2025 4:36:34

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

16 03 2025 2:28:26

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

15 03 2025 5:24:22

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

14 03 2025 4:13:18

КСО на уроках биологии


    КСО на уроках биологии

      В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....

13 03 2025 12:29:30

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

12 03 2025 7:17:26

Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)


    Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)

      Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...

11 03 2025 15:47:14

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание


    Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

      Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

10 03 2025 2:21:36

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....

09 03 2025 7:29:36

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

08 03 2025 20:33:30

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

07 03 2025 7:14:55

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

06 03 2025 19:35:26

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

05 03 2025 13:47:48

Сны и сновидения. 8-й класс


    Сны и сновидения. 8-й класс

      В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

04 03 2025 18:20:10

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

03 03 2025 2:14:28

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

02 03 2025 9:48:42

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

01 03 2025 6:21:32

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)


    Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

      Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

28 02 2025 18:59:42

Инфекционные болезни и проблемы долголетия


    Инфекционные болезни и проблемы долголетия

      Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...

27 02 2025 4:36:42

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

26 02 2025 10:11:59

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

      На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....

25 02 2025 7:33:57

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

24 02 2025 14:25:51

Метод проектов на уроках биологии.


    Метод проектов на уроках биологии.

      В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

23 02 2025 18:50:40

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

22 02 2025 16:42:55

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

21 02 2025 10:13:30

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

20 02 2025 22:45:17

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

      Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

19 02 2025 3:37:27

Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

      В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...

18 02 2025 10:56:30

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

17 02 2025 3:29:57

Час занимательной биологии. 7-й класс

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....

16 02 2025 5:49:52

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

15 02 2025 15:27:36

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

14 02 2025 6:11:48

Природа – дом, в котором мы живём!


    Природа – дом, в котором мы живём!

      Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....

13 02 2025 2:49:24

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

12 02 2025 13:17:24

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

11 02 2025 1:51:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::