Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"
Каждый ученик к 7-му классу уже имеет определённый багаж знаний о животных. В преподавании биологии было бы целесообразно использовать этот багаж, дополнив и систематизировав его содержимое. Такой подход сделал бы процесс обучения наиболее продуктивным. Технологией, которая позволяет осуществить данные идеи, может послужить технология развития критического мышления (ТРКМ). Параллельно, ТРКМ открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несёт элементы творческого, исследовательского подхода, открывает путь для самообразования, способствует формированию самостоятельности и творческой активности. [2]
Отдельные приёмы технологии РКМ, а также целые уроки, разработанные в рамках данной технологии, я использую в преподавании различных тем курса биологии животных. Разработку такого урока мне хотелось бы продемонстрировать на примере темы «Класс Млекопитающие. Общая хаpaктеристика». [1]
Урок построен согласно базовой модели трёх стадий: «вызов – реализация смысла – рефлексия», которая позволяет учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. [2]
На первой стадии вызова учащимся предлагается игра «Верю, не верю», целью которой является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний по данному вопросу.
На стадии осмысления учащиеся работают непосредственно с информацией (текстом). На этой стадии используется приём «инсерт», что переводится как самоактивизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления. Во время чтения текста учащимся предлагается делать необходимые пометки на полях, а после чтения заполнить таблицу, в которую кратко заносятся сведения из текста.
Стадия рефлексии предполагает анализ, творческое переосмысление информации, размышление. В процессе «мозгового штурма» учащиеся обсуждают записи, сделанные в таблице, сопоставляют их с предположениями, полученными на стадии вызова.
Цели урока:
- Выяснить, какие хаpaктерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс.
- Сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, осмыслить и обобщить изученный материал.
- Развивать навыки работы с текстом.
Технологии РКМ (развития критического мышления). Приёмы: «Верите ли вы», «Инсерт».
Оборудование: cтенд с информацией и иллюстративным материалом, телевизор с компьютером, диск со слайдами о млекопитающих, раздаточный материал (тексты, таблицы, схемы)
ХОД УРОКА
1 этап. Вводный
Звучит музыка (Поль Мориа) <Приложение 1>. На экране появляются слайды с фотографиями различных представителей млекопитающих. <Приложение 2>
Учитель: Итак, рассматривая эти слайды, вы, наверное, поняли, что мы начинаем изучение самого высокоорганизованного класса типа Хордовых – класса Млекопитающие. Представители млекопитающих очень разные. Один вид этого класса мы можем увидеть воочию, посмотрев друг на друга. Вид Человек разумный, к которому принадлежим мы с вами, тоже относится к классу млекопитающих. Но всё же всех этих представителей относят к одному классу. Значит, их что-то объединяет. Сегодня мы познакомимся с общей хаpaктеристикой млекопитающих.
2 этап. Стадия вызова
Учитель: Млекопитающие не являются незнакомыми для вас. Что-то об этих животных вы уже знаете. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Верю, не верю». Откройте тетради и поставьте 10 номеров в столбик. Если вы считаете правильным утверждение, то поставьте +, если нет, то – .
Звучит тест. <Приложение 3>.
Учитель: К тесту мы ещё вернёмся. А сейчас следующий этап нашей работы.
3 этап. Стадия осмысления
Работа с текстом. <Приложение 4>.
Учитель: Внимательно прочитайте текст и карандашом поставьте знаки на полях:
- « – информация, о которой вы уже знали;
- «+» – информация, новая для вас;
- «–» – информация, о которой вы думали раньше иначе;
- «?» – если по поводу данной информации есть вопросы;
Знаки написаны на доске.
4 этап. Стадия осмысления
Учитель: Итак, вы прочитали общую хаpaктеристику млекопитающих и оценили её для себя. Теперь вы получаете карты с краткими хаpaктеристиками и схемами. <Рисунок 1>. Рассмотрите схемы и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях цифры тех хаpaктеристик, которые соответствуют информации в тексте.
5 этап. Заполнение таблицы
Учитель: К этому этапу вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко хаpaктеристики млекопитающих. Их нужно будет записать в таблицу <Приложение 5>, но в тех графах, которые соответствуют вашему восприятию данной информации.
1 графа – те хаpaктеристики, о которых вы уже
знали
2 графа – хаpaктеристики, новые для вас
3 графа – те хаpaктеристики, о которых вы думали
иначе
4 графа – вопросы, которые у вас возникли.
6 этап. Стадия рефлексии
Учитель: Итак, вы справились с заданием и теперь давайте обобщим полученную информацию:
– Что же было уже известно вам в данной
хаpaктеристике?
– Что было новым для вас?
– О чём вы думали иначе?
– Какие у вас остались вопросы?
По мере обсуждения учитель записывает номера хаpaктеристик на доске в соответствующие графы таблицы.
7 этап. Анализ таблицы
Учитель: Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одни и те же хаpaктеристики были для кого-то новыми, другие о них уже знали, третьи думали о них совсем по-другому. Каждый смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и придти к общему решению.
8 этап. Итог
Учитель: Вернёмся к нашей игре «Верю, не верю». Давайте ещё раз проверим свои знания, но уже после изучения темы урока.
Звучит тест. <Приложение 3>.
– Сравните ваши ответы в начале и в конце урока. Все ответы должны быть с «+». Попробуйте оценить, насколько вы разобрались в вопросах общей хаpaктеристики млекопитающих. Какие у вас возникли вопросы? Что нужно ещё повторить?
Домашнее задание
- п. 31.[3]
- Ответить на вопрос: Какие черты млекопитающих позволили им широко расселиться по Земле?
Список литературы:
- Электронное сопровождение к пособию «Технология КМ» С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская.
- И.В. Муштавинская, Е.В. Иваньшина «Уроки естествознания»; Санкт-Петербург 2003.
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс»; Москва, Дрофа 2007.
- А.Майсурян «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология»; Москва, «Аванта+» 1996.
Комментарии:
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
18 03 2025 14:16:27
В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения.
...
17 03 2025 13:49:37

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
16 03 2025 19:10:56
Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....
15 03 2025 23:26:49
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
14 03 2025 1:12:24
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
13 03 2025 7:26:30

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
12 03 2025 23:28:37
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
11 03 2025 8:46:13
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
10 03 2025 1:14:50
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
09 03 2025 16:20:28
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
08 03 2025 22:34:39
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
07 03 2025 20:24:15
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
06 03 2025 4:48:28

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
05 03 2025 20:20:57
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
04 03 2025 1:47:27
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
03 03 2025 1:18:13
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
02 03 2025 4:44:10
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность.
...
01 03 2025 7:58:23
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
28 02 2025 4:39:19
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
27 02 2025 19:59:22
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
26 02 2025 21:40:44
В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....
25 02 2025 11:11:44
В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом.
Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности
...
24 02 2025 4:19:35
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
23 02 2025 15:52:31
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
22 02 2025 8:29:29
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
21 02 2025 18:27:41
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
20 02 2025 5:20:49

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
19 02 2025 17:27:18
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
18 02 2025 0:40:39
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
17 02 2025 14:12:26
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
16 02 2025 10:38:49
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
15 02 2025 7:46:18
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
14 02 2025 18:53:10
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
13 02 2025 23:21:40
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
12 02 2025 12:12:14
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
11 02 2025 14:36:14
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
10 02 2025 15:32:36
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
09 02 2025 3:18:46
Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....
08 02 2025 11:31:45
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
07 02 2025 22:17:10
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
06 02 2025 3:27:58
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
05 02 2025 10:33:11
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
04 02 2025 0:43:33
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
03 02 2025 22:51:13
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения.
...
02 02 2025 3:51:59
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
01 02 2025 2:47:12
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
31 01 2025 2:23:56
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
30 01 2025 5:32:35
На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....
29 01 2025 1:11:54
Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов.
...
28 01 2025 21:28:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::