Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"
Каждый ученик к 7-му классу уже имеет определённый багаж знаний о животных. В преподавании биологии было бы целесообразно использовать этот багаж, дополнив и систематизировав его содержимое. Такой подход сделал бы процесс обучения наиболее продуктивным. Технологией, которая позволяет осуществить данные идеи, может послужить технология развития критического мышления (ТРКМ). Параллельно, ТРКМ открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несёт элементы творческого, исследовательского подхода, открывает путь для самообразования, способствует формированию самостоятельности и творческой активности. [2]
Отдельные приёмы технологии РКМ, а также целые уроки, разработанные в рамках данной технологии, я использую в преподавании различных тем курса биологии животных. Разработку такого урока мне хотелось бы продемонстрировать на примере темы «Класс Млекопитающие. Общая хаpaктеристика». [1]
Урок построен согласно базовой модели трёх стадий: «вызов – реализация смысла – рефлексия», которая позволяет учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. [2]
На первой стадии вызова учащимся предлагается игра «Верю, не верю», целью которой является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний по данному вопросу.
На стадии осмысления учащиеся работают непосредственно с информацией (текстом). На этой стадии используется приём «инсерт», что переводится как самоактивизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления. Во время чтения текста учащимся предлагается делать необходимые пометки на полях, а после чтения заполнить таблицу, в которую кратко заносятся сведения из текста.
Стадия рефлексии предполагает анализ, творческое переосмысление информации, размышление. В процессе «мозгового штурма» учащиеся обсуждают записи, сделанные в таблице, сопоставляют их с предположениями, полученными на стадии вызова.
Цели урока:
- Выяснить, какие хаpaктерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс.
- Сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, осмыслить и обобщить изученный материал.
- Развивать навыки работы с текстом.
Технологии РКМ (развития критического мышления). Приёмы: «Верите ли вы», «Инсерт».
Оборудование: cтенд с информацией и иллюстративным материалом, телевизор с компьютером, диск со слайдами о млекопитающих, раздаточный материал (тексты, таблицы, схемы)
ХОД УРОКА
1 этап. Вводный
Звучит музыка (Поль Мориа) <Приложение 1>. На экране появляются слайды с фотографиями различных представителей млекопитающих. <Приложение 2>
Учитель: Итак, рассматривая эти слайды, вы, наверное, поняли, что мы начинаем изучение самого высокоорганизованного класса типа Хордовых – класса Млекопитающие. Представители млекопитающих очень разные. Один вид этого класса мы можем увидеть воочию, посмотрев друг на друга. Вид Человек разумный, к которому принадлежим мы с вами, тоже относится к классу млекопитающих. Но всё же всех этих представителей относят к одному классу. Значит, их что-то объединяет. Сегодня мы познакомимся с общей хаpaктеристикой млекопитающих.
2 этап. Стадия вызова
Учитель: Млекопитающие не являются незнакомыми для вас. Что-то об этих животных вы уже знаете. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Верю, не верю». Откройте тетради и поставьте 10 номеров в столбик. Если вы считаете правильным утверждение, то поставьте +, если нет, то – .
Звучит тест. <Приложение 3>.
Учитель: К тесту мы ещё вернёмся. А сейчас следующий этап нашей работы.
3 этап. Стадия осмысления
Работа с текстом. <Приложение 4>.
Учитель: Внимательно прочитайте текст и карандашом поставьте знаки на полях:
- « – информация, о которой вы уже знали;
- «+» – информация, новая для вас;
- «–» – информация, о которой вы думали раньше иначе;
- «?» – если по поводу данной информации есть вопросы;
Знаки написаны на доске.
4 этап. Стадия осмысления
Учитель: Итак, вы прочитали общую хаpaктеристику млекопитающих и оценили её для себя. Теперь вы получаете карты с краткими хаpaктеристиками и схемами. <Рисунок 1>. Рассмотрите схемы и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях цифры тех хаpaктеристик, которые соответствуют информации в тексте.
5 этап. Заполнение таблицы
Учитель: К этому этапу вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко хаpaктеристики млекопитающих. Их нужно будет записать в таблицу <Приложение 5>, но в тех графах, которые соответствуют вашему восприятию данной информации.
1 графа – те хаpaктеристики, о которых вы уже
знали
2 графа – хаpaктеристики, новые для вас
3 графа – те хаpaктеристики, о которых вы думали
иначе
4 графа – вопросы, которые у вас возникли.
6 этап. Стадия рефлексии
Учитель: Итак, вы справились с заданием и теперь давайте обобщим полученную информацию:
– Что же было уже известно вам в данной
хаpaктеристике?
– Что было новым для вас?
– О чём вы думали иначе?
– Какие у вас остались вопросы?
По мере обсуждения учитель записывает номера хаpaктеристик на доске в соответствующие графы таблицы.
7 этап. Анализ таблицы
Учитель: Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одни и те же хаpaктеристики были для кого-то новыми, другие о них уже знали, третьи думали о них совсем по-другому. Каждый смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и придти к общему решению.
8 этап. Итог
Учитель: Вернёмся к нашей игре «Верю, не верю». Давайте ещё раз проверим свои знания, но уже после изучения темы урока.
Звучит тест. <Приложение 3>.
– Сравните ваши ответы в начале и в конце урока. Все ответы должны быть с «+». Попробуйте оценить, насколько вы разобрались в вопросах общей хаpaктеристики млекопитающих. Какие у вас возникли вопросы? Что нужно ещё повторить?
Домашнее задание
- п. 31.[3]
- Ответить на вопрос: Какие черты млекопитающих позволили им широко расселиться по Земле?
Список литературы:
- Электронное сопровождение к пособию «Технология КМ» С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская.
- И.В. Муштавинская, Е.В. Иваньшина «Уроки естествознания»; Санкт-Петербург 2003.
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс»; Москва, Дрофа 2007.
- А.Майсурян «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология»; Москва, «Аванта+» 1996.
Комментарии:

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
01 04 2025 8:40:44
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
31 03 2025 10:48:24
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
30 03 2025 22:43:59
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
29 03 2025 9:23:49
Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся.
...
28 03 2025 8:39:12
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
27 03 2025 10:55:24
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
26 03 2025 10:29:58
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
25 03 2025 14:26:19
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
24 03 2025 16:15:14

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
23 03 2025 16:16:15
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
22 03 2025 17:36:56
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
21 03 2025 7:28:25
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
20 03 2025 15:46:48
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
19 03 2025 23:18:39
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
18 03 2025 12:46:41
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
17 03 2025 7:26:57

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....
16 03 2025 2:57:42
Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии.
...
15 03 2025 8:22:37
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
14 03 2025 14:53:20
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
13 03 2025 13:58:18
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
12 03 2025 5:30:33
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села.
...
11 03 2025 21:37:38
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
10 03 2025 7:48:15
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
09 03 2025 23:35:21
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
08 03 2025 16:53:26
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
07 03 2025 23:45:21
Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....
06 03 2025 8:40:41
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.
...
05 03 2025 2:29:21
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
04 03 2025 17:22:26
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
03 03 2025 18:32:53

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
02 03 2025 7:28:17
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
01 03 2025 15:34:36
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
28 02 2025 22:34:55
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
27 02 2025 14:12:52
Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....
26 02 2025 4:14:28
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
25 02 2025 14:15:39
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
24 02 2025 21:59:11
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
23 02 2025 16:12:21
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
22 02 2025 14:17:38
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную.
...
21 02 2025 12:58:47

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
20 02 2025 11:34:23
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
19 02 2025 20:39:45
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.
...
18 02 2025 0:44:53

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....
17 02 2025 8:35:22
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
16 02 2025 7:55:54
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
15 02 2025 11:57:41
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
14 02 2025 21:30:33
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях.
...
13 02 2025 18:47:21
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
12 02 2025 2:27:21
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
11 02 2025 0:54:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::