Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"
Каждый ученик к 7-му классу уже имеет определённый багаж знаний о животных. В преподавании биологии было бы целесообразно использовать этот багаж, дополнив и систематизировав его содержимое. Такой подход сделал бы процесс обучения наиболее продуктивным. Технологией, которая позволяет осуществить данные идеи, может послужить технология развития критического мышления (ТРКМ). Параллельно, ТРКМ открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несёт элементы творческого, исследовательского подхода, открывает путь для самообразования, способствует формированию самостоятельности и творческой активности. [2]
Отдельные приёмы технологии РКМ, а также целые уроки, разработанные в рамках данной технологии, я использую в преподавании различных тем курса биологии животных. Разработку такого урока мне хотелось бы продемонстрировать на примере темы «Класс Млекопитающие. Общая хаpaктеристика». [1]
Урок построен согласно базовой модели трёх стадий: «вызов – реализация смысла – рефлексия», которая позволяет учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. [2]
На первой стадии вызова учащимся предлагается игра «Верю, не верю», целью которой является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний по данному вопросу.
На стадии осмысления учащиеся работают непосредственно с информацией (текстом). На этой стадии используется приём «инсерт», что переводится как самоактивизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления. Во время чтения текста учащимся предлагается делать необходимые пометки на полях, а после чтения заполнить таблицу, в которую кратко заносятся сведения из текста.
Стадия рефлексии предполагает анализ, творческое переосмысление информации, размышление. В процессе «мозгового штурма» учащиеся обсуждают записи, сделанные в таблице, сопоставляют их с предположениями, полученными на стадии вызова.
Цели урока:
- Выяснить, какие хаpaктерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс.
- Сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, осмыслить и обобщить изученный материал.
- Развивать навыки работы с текстом.
Технологии РКМ (развития критического мышления). Приёмы: «Верите ли вы», «Инсерт».
Оборудование: cтенд с информацией и иллюстративным материалом, телевизор с компьютером, диск со слайдами о млекопитающих, раздаточный материал (тексты, таблицы, схемы)
ХОД УРОКА
1 этап. Вводный
Звучит музыка (Поль Мориа) <Приложение 1>. На экране появляются слайды с фотографиями различных представителей млекопитающих. <Приложение 2>
Учитель: Итак, рассматривая эти слайды, вы, наверное, поняли, что мы начинаем изучение самого высокоорганизованного класса типа Хордовых – класса Млекопитающие. Представители млекопитающих очень разные. Один вид этого класса мы можем увидеть воочию, посмотрев друг на друга. Вид Человек разумный, к которому принадлежим мы с вами, тоже относится к классу млекопитающих. Но всё же всех этих представителей относят к одному классу. Значит, их что-то объединяет. Сегодня мы познакомимся с общей хаpaктеристикой млекопитающих.
2 этап. Стадия вызова
Учитель: Млекопитающие не являются незнакомыми для вас. Что-то об этих животных вы уже знаете. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Верю, не верю». Откройте тетради и поставьте 10 номеров в столбик. Если вы считаете правильным утверждение, то поставьте +, если нет, то – .
Звучит тест. <Приложение 3>.
Учитель: К тесту мы ещё вернёмся. А сейчас следующий этап нашей работы.
3 этап. Стадия осмысления
Работа с текстом. <Приложение 4>.
Учитель: Внимательно прочитайте текст и карандашом поставьте знаки на полях:
- « – информация, о которой вы уже знали;
- «+» – информация, новая для вас;
- «–» – информация, о которой вы думали раньше иначе;
- «?» – если по поводу данной информации есть вопросы;
Знаки написаны на доске.
4 этап. Стадия осмысления
Учитель: Итак, вы прочитали общую хаpaктеристику млекопитающих и оценили её для себя. Теперь вы получаете карты с краткими хаpaктеристиками и схемами. <Рисунок 1>. Рассмотрите схемы и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях цифры тех хаpaктеристик, которые соответствуют информации в тексте.
5 этап. Заполнение таблицы
Учитель: К этому этапу вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко хаpaктеристики млекопитающих. Их нужно будет записать в таблицу <Приложение 5>, но в тех графах, которые соответствуют вашему восприятию данной информации.
1 графа – те хаpaктеристики, о которых вы уже
знали
2 графа – хаpaктеристики, новые для вас
3 графа – те хаpaктеристики, о которых вы думали
иначе
4 графа – вопросы, которые у вас возникли.
6 этап. Стадия рефлексии
Учитель: Итак, вы справились с заданием и теперь давайте обобщим полученную информацию:
– Что же было уже известно вам в данной
хаpaктеристике?
– Что было новым для вас?
– О чём вы думали иначе?
– Какие у вас остались вопросы?
По мере обсуждения учитель записывает номера хаpaктеристик на доске в соответствующие графы таблицы.
7 этап. Анализ таблицы
Учитель: Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одни и те же хаpaктеристики были для кого-то новыми, другие о них уже знали, третьи думали о них совсем по-другому. Каждый смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и придти к общему решению.
8 этап. Итог
Учитель: Вернёмся к нашей игре «Верю, не верю». Давайте ещё раз проверим свои знания, но уже после изучения темы урока.
Звучит тест. <Приложение 3>.
– Сравните ваши ответы в начале и в конце урока. Все ответы должны быть с «+». Попробуйте оценить, насколько вы разобрались в вопросах общей хаpaктеристики млекопитающих. Какие у вас возникли вопросы? Что нужно ещё повторить?
Домашнее задание
- п. 31.[3]
- Ответить на вопрос: Какие черты млекопитающих позволили им широко расселиться по Земле?
Список литературы:
- Электронное сопровождение к пособию «Технология КМ» С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская.
- И.В. Муштавинская, Е.В. Иваньшина «Уроки естествознания»; Санкт-Петербург 2003.
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс»; Москва, Дрофа 2007.
- А.Майсурян «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология»; Москва, «Аванта+» 1996.
Комментарии:
В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....
29 11 2023 3:56:48
Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....
28 11 2023 9:58:40
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме.
...
27 11 2023 7:55:50
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
26 11 2023 14:18:34
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
25 11 2023 22:38:48
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
...
24 11 2023 0:17:54
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся.
...
23 11 2023 13:18:10
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
22 11 2023 23:19:43
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
21 11 2023 13:55:39
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
20 11 2023 23:24:36
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
19 11 2023 10:40:12
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
18 11 2023 8:34:15
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
17 11 2023 18:21:10
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
16 11 2023 13:27:21
В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом.
Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности
...
15 11 2023 16:16:50
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
14 11 2023 21:12:50
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
13 11 2023 1:33:41
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
12 11 2023 22:46:32
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....
11 11 2023 22:58:23
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
10 11 2023 13:28:52
В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....
09 11 2023 4:55:35
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
08 11 2023 2:52:13
Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....
07 11 2023 0:46:39
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
06 11 2023 6:12:55
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
05 11 2023 18:51:10
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
04 11 2023 23:13:51
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
03 11 2023 6:47:51
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
02 11 2023 19:17:37
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику.
...
01 11 2023 8:46:14
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
31 10 2023 20:23:18
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
30 10 2023 6:38:23
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
29 10 2023 22:37:41
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время.
...
28 10 2023 0:14:46
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
27 10 2023 23:18:35
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
26 10 2023 15:15:43
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
25 10 2023 6:33:46
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
24 10 2023 9:48:31
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
23 10 2023 19:14:50
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения.
...
22 10 2023 16:28:23
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
21 10 2023 0:43:21
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания.
...
20 10 2023 17:24:20
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
19 10 2023 15:58:30
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
18 10 2023 5:50:35
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
17 10 2023 23:30:35
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
16 10 2023 9:26:20
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
15 10 2023 8:48:19
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов.
...
14 10 2023 21:54:33
Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией.
...
13 10 2023 22:32:28
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
12 10 2023 22:55:49
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
11 10 2023 19:22:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::