Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"
Цель урока: сформировать знания учащихся о зависимости свойств веществ от их строения.
Задачи урока:
- формирование первичных знаний о частицах вещества - молекулах, о расположении молекул в твёрдых, жидких и газообразных веществах;
- развивать речь учащихся, умение обобщать и делать выводы, аргументировано защищать свою точку зрения;
- формировать научно-материалистическое мировоззрение.
Оборудование:
- тела и вещества: вода, шарики, пластилин.
- инструкционные карты для выполнения лабораторной работы;
- жетоны и конверты.
Ход урока
Этапы урока.
1. Работа с классом
- Побеседуем (определение темы урока, постановка цели, что знаем, что необходимо узнать).
- Поработаем (показ презентации, актуализация знаний)
- Продемонстрируем (выполнение лабораторной работы)
- Объясним (составление опopного конспекта)
- Поиграем (рефлексия, игровой момент)
- Проверим (тестированный опрос)
2. Домашнее задание
3. Подсчёт жетонов выставление оценок, подведение итога урока.
Перед началом урока дежурные раздают на парты всё необходимое оборудование для урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тела.
Цель нашего урока – выяснить, какое строение имеют тела, что такое вещество, как строение веществ влияет на их свойства.
Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте определить, что мы сегодня будем изучать.
Учитель: Сейчас мы посмотрим несколько слайдов и попробуем вспомнить, что мы с вами уже знаем о телах, а что нам необходимо ещё узнать? Во время просмотра слайда ребята комментируют увиденное (Приложение 1)
(показ слайдов презентация Power Point)
Слайд-1. Что такое природа?
Слайд-2. Что мы знаем? Что нам необходимо узнать?
Слайд-3. Природа состоит из множества тел, предметов.
Слайд-4. Разные тела могут состоять из одинаковых веществ.
Слайд-5. Вещества могут находиться в трёх разных состояниях.
Слайд-6. Отчего зависят свойства тел?
Слайд-7. Вещества состоят из молекул?
Слайд-8. Выполнение теста. Подведение результатов работы)
Слайд-9. Какими свойствами хаpaктеризуются вещества?
Учитель: Итак, мы вспомнили, что такое тела и вещества, а теперь нам необходимо вспомнить, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкие и газы. Для этого нам предстоит выполнить задания лаб. работы. Посмотрите, на столе у вас есть карточки-инструкции, и необходимые тела и вещества.
Лабораторная работа № 3
Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных веществ.
Цель: определить, какими свойствами обладают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.
- Сожмите кусочек пластилина в руке и отпустите. Изменилась ли его форма? Сделайте вывод, какое свойство вы наблюдали?
- Сожмите ластик в руке и отпустите. Изменилась ли его форма? Объём? Сделайте вывод, какое свойство твёрдых тел вы наблюдаете?
- Изменилась ли его форма и объём у твёрдых тел? Сделайте вывод, какое свойство твёрдых тел вы наблюдаете?
- Возьмите стакан с водой и перелейте воду в колбу. Что изменилось? Изменился ли объём воды? Сделайте вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдаете? Какое свойство жидкостей позволило им перелиться?
Надуйте воздушный шарик (не очень сильно) и завяжите его ниткой. Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объёма. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделайте вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали? Почему изменяется объём воздуха?
Сделайте вывод, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости и газы?
Вывод: Тела состоят из веществ и свойства тел зависят от свойств веществ.
Учитель: Давайте составим схему и повторим, какие свойства мы можем наблюдать у веществ. (Рисунок 1)
(на доске учителем составляется опopный конспект), который учащиеся перерисовывают в тетрадь. По ходу составления о.к. учителем ведётся беседа по вопросам о свойствах веществ.
Учитель: Веществ огромное количество. Но каждое вещество хаpaктеризуется своими свойствами. Свойства веществ это те признаки, по которым вещества отличаются друг от друга.
Беседа по вопросам:
- как называется свойство тел изменять форму, размер под воздействием других тел и восстанавливать их после прекращения воздействия?
- сохранять новую форму после воздействия?
- какими свойства обладают газы?
Твёрдые – сохраняют форму и объём.
Жидкие – сохраняют объём, но не сохраняют форму, обладают текучестью.
Газы – не сохраняют формы и занимают весь объём, который им предоставлен.
Дом. задание: повторить п.7
Игровой момент - молекулярное строение веществ.
Учитель: К доске вызываются несколько учащихся, которые пытаются изобразить строение веществ.
В твёрдых веществах молекулы расположены близко друг к другу. В жидких расстояния между молекулами больше, а в газообразных молекулы вообще не связаны.
Доказать что между молекулами есть промежутки, очень просто.
Сожмите шарик. Сжав, его вы изменили объём, уменьшив расстояния между молекулами.
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру “светофор”, если вы согласны со мной, поднимайте зелёный жетон, а если нет то тогда красный.
- Пластилин – упругое тело.
- Газы занимают весь предоставленный им объём.
- Текучесть- это свойство жидкостей.
- Твёрдые вещества не сохраняют форму и объём.
- Свойства тел не зависят от их строения.
- Жидкости сохраняют объём, но не сохраняют форму.
- Вещества состоят из молекул.
Подсчёт жетонов и выставление оценок.
- “5” если ученик набрал 10 жетонов.
- “4” - 7 жетонов
В конце урока подводится итог. Ребята вспоминают, какая цель была у урока, и делают вывод.
Вывод: Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов зависит от их строения.
Д.з. изучить п.7. ответить на вопросы к параграфу.
Комментарии:
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
01 04 2025 3:25:20
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
31 03 2025 20:56:51
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
30 03 2025 3:56:18
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
29 03 2025 7:35:35
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
28 03 2025 11:15:31
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
27 03 2025 4:34:37
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
26 03 2025 7:30:52
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
25 03 2025 4:31:26
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
24 03 2025 9:55:12
Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке.
...
23 03 2025 19:15:24
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
22 03 2025 2:22:20
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
21 03 2025 21:13:12
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
20 03 2025 5:44:26
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
19 03 2025 2:29:58
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
18 03 2025 4:25:23
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
17 03 2025 3:36:27
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
16 03 2025 23:47:36
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
15 03 2025 23:36:30
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
14 03 2025 11:28:47
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
13 03 2025 9:31:35
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
12 03 2025 23:13:48
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
11 03 2025 20:32:48

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
10 03 2025 12:43:58
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
09 03 2025 5:45:26
Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы.
Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку.
...
08 03 2025 20:44:34
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
07 03 2025 6:52:26
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
06 03 2025 15:13:51
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
05 03 2025 13:27:42
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
04 03 2025 2:59:25
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
03 03 2025 2:46:49
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
02 03 2025 4:32:25
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
01 03 2025 3:53:42
Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры.
...
28 02 2025 16:34:23
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
27 02 2025 23:48:17
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
26 02 2025 5:11:14

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....
25 02 2025 16:58:32
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
24 02 2025 13:42:20
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
23 02 2025 8:41:54

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
22 02 2025 10:23:52
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p>
...
21 02 2025 19:55:42
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
20 02 2025 14:11:47
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
19 02 2025 2:21:37
Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....
18 02 2025 19:41:35
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
17 02 2025 2:43:59
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
16 02 2025 11:56:30
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
15 02 2025 10:29:43
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
14 02 2025 1:47:46
На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....
13 02 2025 8:30:34
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
12 02 2025 6:33:40
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
11 02 2025 0:16:35
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::