Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

Все реальные знания приобретены человечеством путем сравнений,
наблюдений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов
и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей могут быть
с пользой переданы эти знания детям.А. Я. Герд.
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Экологическое образование признано международной общественностью приоритетным направлением совершенствования образовательных систем в условиях экологической опасности. Перед школой ставится задача формирования экологической культуры как основы нового образа жизни, хаpaктеризующейся гармонией отношений человека с окружающей средой. Решать эту задачу, призван факультативный курс “Жизнь растений леса”. В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразии, их взаимосвязи в природе, значении, влиянии деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. Курс нацеливает на овладение умениями по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.
Содержание курса обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, пpaктических и лабораторных работ. Особое значение и внимание уделяется экскурсиям в природу, а так же обсуждению докладов учащихся, проведению конференций, оформлению стендов.
ПРОГРАММА
(34 ЧАСА, 1 ЧАС в НЕДЕЛЮ)
Введение (2 ч)
Растительный мир как составная часть природы. Роль леса в жизни всей природы и человека.
Наблюдения фенологические и метеорологические.
Лес как природное сообщество (15 ч)
Растения леса. Приспособленность растений, животных, бактерий, грибов к жизни в лесу. Теневыносливые и светолюбивые растения леса. Видовое многообразие растений леса. Доминирующие виды. Ярусность.
Круговорот веществ в лесу. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в лесном сообществе. Связи в сообществе: пищевые, прострaнcтвенные, родственные. Саморегуляция в сообществе.
Морфология древесных растений. Морфологическое описание важнейших древесных пород Пензенской области. Лекарственные, съедобные, ядовитые растения леса. Грибы.
Влияние антропогенного фактора на лесную растительность Пензенской области. Народные названия лесов и других частей сообщества. Сокращение площади природных сообществ. Охрана лесных сообществ. Красная книга растений Пензенской области. (Экскурсии (8 ч))
- Морфология деревьев и кустарников. (2 ч)
- Определение деревьев и кустарников по побегам и почкам. (1 ч)
- Определение кустарников по коре. (1 ч)
- Деревья и кустарники пришкольного участка. (1 ч)
- Изучение состояния биологического разнообразия биогеоценоза леса. (2 ч)
- Мини-экспедиция в заповедник. (1 ч)
Лабораторные занятия (5 ч)
- Описание деревьев и кустарников по листьям.
- Описание хвойных пород по хвое.
- Плоды и семена лиственных деревьев.
- Описание хвойных пород по шишкам и семенам.
- Описание древесины у различных растений.
Пpaктика (4 ч)
Изготовление гербария и наглядных пособий.
Наблюдения за изменениями в растительном мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| 1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы, правилами ТБ, распределение тем для исследований. | 1ч |
| 2. Организация фенологических и метеорологических наблюдений. Роль леса. | 1ч |
| 3. Растения леса. Приспособленность растений к жизни в лесу. Ярусность. | 1 ч |
| 4. Морфология древесных растений. Описание важнейших древесных пород. | 1ч |
| 5-6. Экскурсия №1 Морфология деревьев и кустарников. Сбор материала. | 2 ч |
| 7. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора растений. Пpaктика изготовление гербарного образца. | 1 ч |
| 8. Лабораторное занятие № 1 “Описание деревьев и кустарников по листьям” | 1ч |
| 9. Пpaктика: изготовление гербария. Игра “Нарисуй - узнаю” | 1ч |
| 10. Лабораторное занятие №2 “Описание хвойных пород по хвое”. Игра-викторина. | 1 ч |
| 11. Побеги и почки в безлистном состоянии. | 1 ч |
| 12. Экскурсия №2 “Определение деревьев и кустарников по побегам и почкам” | 1 ч |
| 13. Пpaктика: изготовление наглядного пособия. Игра “Детки на ветке” | 1 ч |
| 14. Кора | 1ч |
| 15. Экскурсия №3 “Определение деревьев и кустарников по коре” | 1ч |
| 16. Лабораторное занятие №3 “Плоды и семена лиственных деревьев” | 1ч |
| 17. Лабораторное занятие №4 “Определение хвойных пород по шишкам и семенам” | 1ч |
| 18. Пpaктика: изготовление наглядного пособия. Игра “Детки на ветке” | 1ч |
| 19. Древесина, особенности, свойства, использование. | 1ч |
| 20. Лабораторное занятие №5 “Описание древесины у различных растений” | 1ч |
| 21. Пpaктика: изготовление наглядного пособия. | 1 ч |
| 22. Съедобные растения леса | 1ч |
| 23. Лекарственные растения леса | 1ч |
| 24. Ядовитые растения леса | 1ч |
| 25. Грибы. | 1ч |
| 26. Игра-КВН “Знаешь ли ты лес?” | 1ч |
| 27. Влияние антропогенного фактора на лесную растительность Пензенской области. Красная книга растений Пензенской области. | 1 ч |
| 28. Экскурсия №4 “Деревья и кустарники пришкольного участка” (паспортизация, состояние и др.) | 1ч |
| 29. День леса (посадка) | 1ч |
| 30 - 31. Экскурсия №5 “Изучение состояния биологического разнообразия биоценоза леса” | 2 ч |
| 32. Деловая игра “Как наше дело отзовется” | 1ч |
| 33. Экскурсия №6 Мини-экспедиция в дендрарий | 1ч |
| 34 - 35 Пpaктическая конференция. Отчет об исследовательской работе. | |
| Итоги. | 2ч |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
- История озеленения села.
- Народные названия лесов и других частей лесных сообществ.
- Деревья пришкольного участка.
- Влияние древесных насаждений на температуру воздуха.
- Зависимость живого напочвенного покрова от освещенности
- Изменение силы ветра внутри различных групп растений.
- Состояние древесно-кустарниковых растений данной экосистемы.
- Биоиндикация чистоты воздуха по наличию эпифитных мхов.
- Влияние на растительное сообщество фактора вытаптывания.
- Биоиндикация чистоты воздуха по видовому составу лишайников.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
В процессе изучения курса учащиеся должны знать:
- роль леса в природе и жизни человека;
- приспособленность различных растений к жизни в лесу;
- морфологию древесных растений;
- значение гербаризации в изучении растений;
- съедобные, ядовитые, лекарственные растения; грибы;
- редкие и исчезающие виды растений Пензенской области;
- влияние антропогенного фактора на растительность леса;
- деревья пришкольного участка;
Уметь:
- распознавать основные породы деревьев;
- проводить наблюдения;
- изготавливать гербарные образцы;
- проводить исследования;
- правильно проводить посадку деревьев.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Лесная энциклопедия, 2т. М. Советская энциклопедия, 1985
- Беляева B. C., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. М. Просвещение, 1971
- Зорина Т. Г. Школьникам о лесе. М. Лесная промышленность, 1971
- Ивченко СИ. Школьный дендрарий. М. Просвещение, 1960
- Новиков B. C., Еубанов И. А. Школьный атлас – определитель высших растений. М. Просвещение, 1991
- Петров В. В. Лес и его жизнь. М. Просвещение, 1986
- Рычин Ю. В. Древесно-кустарниковая флора. М. Просвещение, 1972
- Гаммерман А. Ф. , Гром И. И. Целебные растения. М. Медицина, 1967
- Скляревский Л. Я. Ядовитые растения. М. Просвещение, 1967
Творчество внушает ребенку
ощущение его собственной силы,
и потому самостоятельно исполненная
работа доставляет ему наибольшее
удовлетворение.
А. Я. Герд.
Комментарии:
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
04 12 2025 0:11:45
Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....
03 12 2025 23:54:41
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
02 12 2025 7:37:14
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
01 12 2025 15:23:52
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
30 11 2025 11:49:12
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
29 11 2025 20:26:56
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
28 11 2025 18:18:38
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
27 11 2025 17:13:56
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
26 11 2025 2:56:27
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
25 11 2025 12:57:40
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
24 11 2025 16:42:30
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала.
...
23 11 2025 15:36:59
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
22 11 2025 16:50:41
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
21 11 2025 12:14:39
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
20 11 2025 23:24:53
В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....
19 11 2025 7:38:51
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
18 11 2025 17:55:12
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
17 11 2025 21:11:31
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
16 11 2025 20:14:41
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
15 11 2025 8:34:13
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
14 11 2025 8:50:11
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
13 11 2025 8:56:25
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
12 11 2025 6:18:26
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
11 11 2025 14:24:11
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
10 11 2025 19:21:11
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
09 11 2025 1:51:47
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
08 11 2025 11:57:45
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
07 11 2025 12:14:16
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
06 11 2025 2:37:55
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
05 11 2025 9:21:54
Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
04 11 2025 10:11:59
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
03 11 2025 9:42:16
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
02 11 2025 12:50:33
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности.
...
01 11 2025 17:58:48
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
31 10 2025 9:15:13
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
30 10 2025 19:11:11
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
29 10 2025 15:26:12
В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....
28 10 2025 5:17:17
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
27 10 2025 10:48:43
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
26 10 2025 0:23:27
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
25 10 2025 23:51:42
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
24 10 2025 19:36:18
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
23 10 2025 12:32:56
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
22 10 2025 16:46:56
Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....
21 10 2025 12:58:51
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
20 10 2025 7:39:34
Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....
19 10 2025 15:39:11
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
18 10 2025 21:56:41
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
17 10 2025 3:29:12
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
16 10 2025 6:47:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




