Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

Все реальные знания приобретены человечеством путем сравнений,
наблюдений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов
и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей могут быть
с пользой переданы эти знания детям.А. Я. Герд.
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Экологическое образование признано международной общественностью приоритетным направлением совершенствования образовательных систем в условиях экологической опасности. Перед школой ставится задача формирования экологической культуры как основы нового образа жизни, хаpaктеризующейся гармонией отношений человека с окружающей средой. Решать эту задачу, призван факультативный курс “Жизнь растений леса”. В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразии, их взаимосвязи в природе, значении, влиянии деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. Курс нацеливает на овладение умениями по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.
Содержание курса обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, пpaктических и лабораторных работ. Особое значение и внимание уделяется экскурсиям в природу, а так же обсуждению докладов учащихся, проведению конференций, оформлению стендов.
ПРОГРАММА
(34 ЧАСА, 1 ЧАС в НЕДЕЛЮ)
Введение (2 ч)
Растительный мир как составная часть природы. Роль леса в жизни всей природы и человека.
Наблюдения фенологические и метеорологические.
Лес как природное сообщество (15 ч)
Растения леса. Приспособленность растений, животных, бактерий, грибов к жизни в лесу. Теневыносливые и светолюбивые растения леса. Видовое многообразие растений леса. Доминирующие виды. Ярусность.
Круговорот веществ в лесу. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в лесном сообществе. Связи в сообществе: пищевые, прострaнcтвенные, родственные. Саморегуляция в сообществе.
Морфология древесных растений. Морфологическое описание важнейших древесных пород Пензенской области. Лекарственные, съедобные, ядовитые растения леса. Грибы.
Влияние антропогенного фактора на лесную растительность Пензенской области. Народные названия лесов и других частей сообщества. Сокращение площади природных сообществ. Охрана лесных сообществ. Красная книга растений Пензенской области. (Экскурсии (8 ч))
- Морфология деревьев и кустарников. (2 ч)
- Определение деревьев и кустарников по побегам и почкам. (1 ч)
- Определение кустарников по коре. (1 ч)
- Деревья и кустарники пришкольного участка. (1 ч)
- Изучение состояния биологического разнообразия биогеоценоза леса. (2 ч)
- Мини-экспедиция в заповедник. (1 ч)
Лабораторные занятия (5 ч)
- Описание деревьев и кустарников по листьям.
- Описание хвойных пород по хвое.
- Плоды и семена лиственных деревьев.
- Описание хвойных пород по шишкам и семенам.
- Описание древесины у различных растений.
Пpaктика (4 ч)
Изготовление гербария и наглядных пособий.
Наблюдения за изменениями в растительном мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы, правилами ТБ, распределение тем для исследований. | 1ч |
2. Организация фенологических и метеорологических наблюдений. Роль леса. | 1ч |
3. Растения леса. Приспособленность растений к жизни в лесу. Ярусность. | 1 ч |
4. Морфология древесных растений. Описание важнейших древесных пород. | 1ч |
5-6. Экскурсия №1 Морфология деревьев и кустарников. Сбор материала. | 2 ч |
7. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора растений. Пpaктика изготовление гербарного образца. | 1 ч |
8. Лабораторное занятие № 1 “Описание деревьев и кустарников по листьям” | 1ч |
9. Пpaктика: изготовление гербария. Игра “Нарисуй - узнаю” | 1ч |
10. Лабораторное занятие №2 “Описание хвойных пород по хвое”. Игра-викторина. | 1 ч |
11. Побеги и почки в безлистном состоянии. | 1 ч |
12. Экскурсия №2 “Определение деревьев и кустарников по побегам и почкам” | 1 ч |
13. Пpaктика: изготовление наглядного пособия. Игра “Детки на ветке” | 1 ч |
14. Кора | 1ч |
15. Экскурсия №3 “Определение деревьев и кустарников по коре” | 1ч |
16. Лабораторное занятие №3 “Плоды и семена лиственных деревьев” | 1ч |
17. Лабораторное занятие №4 “Определение хвойных пород по шишкам и семенам” | 1ч |
18. Пpaктика: изготовление наглядного пособия. Игра “Детки на ветке” | 1ч |
19. Древесина, особенности, свойства, использование. | 1ч |
20. Лабораторное занятие №5 “Описание древесины у различных растений” | 1ч |
21. Пpaктика: изготовление наглядного пособия. | 1 ч |
22. Съедобные растения леса | 1ч |
23. Лекарственные растения леса | 1ч |
24. Ядовитые растения леса | 1ч |
25. Грибы. | 1ч |
26. Игра-КВН “Знаешь ли ты лес?” | 1ч |
27. Влияние антропогенного фактора на лесную растительность Пензенской области. Красная книга растений Пензенской области. | 1 ч |
28. Экскурсия №4 “Деревья и кустарники пришкольного участка” (паспортизация, состояние и др.) | 1ч |
29. День леса (посадка) | 1ч |
30 - 31. Экскурсия №5 “Изучение состояния биологического разнообразия биоценоза леса” | 2 ч |
32. Деловая игра “Как наше дело отзовется” | 1ч |
33. Экскурсия №6 Мини-экспедиция в дендрарий | 1ч |
34 - 35 Пpaктическая конференция. Отчет об исследовательской работе. | |
Итоги. | 2ч |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
- История озеленения села.
- Народные названия лесов и других частей лесных сообществ.
- Деревья пришкольного участка.
- Влияние древесных насаждений на температуру воздуха.
- Зависимость живого напочвенного покрова от освещенности
- Изменение силы ветра внутри различных групп растений.
- Состояние древесно-кустарниковых растений данной экосистемы.
- Биоиндикация чистоты воздуха по наличию эпифитных мхов.
- Влияние на растительное сообщество фактора вытаптывания.
- Биоиндикация чистоты воздуха по видовому составу лишайников.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
В процессе изучения курса учащиеся должны знать:
- роль леса в природе и жизни человека;
- приспособленность различных растений к жизни в лесу;
- морфологию древесных растений;
- значение гербаризации в изучении растений;
- съедобные, ядовитые, лекарственные растения; грибы;
- редкие и исчезающие виды растений Пензенской области;
- влияние антропогенного фактора на растительность леса;
- деревья пришкольного участка;
Уметь:
- распознавать основные породы деревьев;
- проводить наблюдения;
- изготавливать гербарные образцы;
- проводить исследования;
- правильно проводить посадку деревьев.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Лесная энциклопедия, 2т. М. Советская энциклопедия, 1985
- Беляева B. C., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. М. Просвещение, 1971
- Зорина Т. Г. Школьникам о лесе. М. Лесная промышленность, 1971
- Ивченко СИ. Школьный дендрарий. М. Просвещение, 1960
- Новиков B. C., Еубанов И. А. Школьный атлас – определитель высших растений. М. Просвещение, 1991
- Петров В. В. Лес и его жизнь. М. Просвещение, 1986
- Рычин Ю. В. Древесно-кустарниковая флора. М. Просвещение, 1972
- Гаммерман А. Ф. , Гром И. И. Целебные растения. М. Медицина, 1967
- Скляревский Л. Я. Ядовитые растения. М. Просвещение, 1967
Творчество внушает ребенку
ощущение его собственной силы,
и потому самостоятельно исполненная
работа доставляет ему наибольшее
удовлетворение.
А. Я. Герд.
Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....
17 08 2022 15:19:44
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
16 08 2022 21:37:52
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
15 08 2022 14:57:18
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
14 08 2022 23:38:13
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
13 08 2022 19:22:14
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
12 08 2022 10:10:32
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
11 08 2022 22:58:25
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
10 08 2022 10:30:14
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
09 08 2022 1:42:37
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
08 08 2022 10:36:14
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
07 08 2022 1:17:33
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
06 08 2022 5:58:34
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
05 08 2022 0:30:58
Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....
04 08 2022 5:48:36
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
03 08 2022 0:17:38
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
02 08 2022 8:51:49
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
01 08 2022 4:36:43
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
31 07 2022 17:10:21
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
30 07 2022 10:21:19
Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....
29 07 2022 13:16:17
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
28 07 2022 19:55:29
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
27 07 2022 23:10:53
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
26 07 2022 12:51:58
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
25 07 2022 10:34:24
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
24 07 2022 12:42:19
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.
...
23 07 2022 5:59:22
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
22 07 2022 9:38:35
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
21 07 2022 22:58:22
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
20 07 2022 20:53:32
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
19 07 2022 12:18:44
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области.
...
18 07 2022 0:45:46
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
17 07 2022 11:12:51
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий.
...
16 07 2022 6:56:33
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
15 07 2022 9:32:17
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
14 07 2022 8:43:53
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
13 07 2022 0:15:45
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
12 07 2022 16:39:44
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности.
Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
11 07 2022 9:41:37
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
10 07 2022 17:54:53
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
09 07 2022 0:53:15
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
08 07 2022 17:56:13
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
07 07 2022 16:54:24
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
06 07 2022 22:20:44
Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....
05 07 2022 19:41:12
ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....
04 07 2022 8:38:20
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
03 07 2022 16:50:33
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
02 07 2022 5:48:49
Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу.
...
01 07 2022 9:12:33
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
30 06 2022 1:16:38
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
29 06 2022 17:36:49
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::