Эволюция – миф или реальность? > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Эволюция – миф или реальность?


    Эволюция – миф или реальность?

Цели:

  • обсудить проблемы эволюции живой природы, ее причины;
  • сформировать познавательный интерес у школьников к проблеме моделирования процесса эволюции с помощью ЭВМ.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Понятие “эволюция”.
  3. Палеонтологические доказательства эволюции.
  4. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ.
  5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

Если бы некий космический разум взялся написать историю Вселенной, он едва бы обратил внимание на одно малозначительное для мироздания событие. Примерно 4, 6 млрд. лет назад в системе маленькой звезды, которую люди впоследствии назвали Солнцем, появился сгусток раскаленных газов и космической пыли. Постепенно остывая и притягивая к себе все новые порции межзвездных частиц, сгусток рос и отвердевал. Так возникло новое космическое тело - планета Земля. Ничто не предвещало особой судьбы этой ничем не примечательной планете. Но именно на ней возникла жизнь. Геологическая летопись Земли - неопровержимо доказывает, что жизнь на планете менялась: одни виды живых организмов исчезали, другие возникали, видоизменялись, порождая новые формы.

На сегодняшнем занятии мы с вами разберем тему “Эволюция - миф или реальность?”.

Изучая биологию, вы уже сталкивались с вопросами развития
органического мира. Растения, животные и другие живые организмы
развивались от простых форм до более сложных за определенный промежуток
времени.

Задания для учащихся.

1. Работа у доски (2 ученика).

Этапы развития растительного мира.

Одноклеточные водоросли, голосеменные, псилофиты, многоклеточные водоросли, древние папоротникообразные, покрытосеменные, семенные папоротники.

Расставьте цифры по порядку развития растительного мира от простых форм до более сложных.

Переходные формы животных.

Иностранцевий, мамонт, трилобит, стегоцефал, бронтозавр, археоптерикс.

Подчеркните переходные формы среди вымерших животных и укажите классы, между которыми это животное является переходной формой.

2. Работа с классом.

Эволюция одноклеточных.

Эволюция многоклеточных.

Признаки: отсутствие вакуолей, расположение клеток в два слоя, размножение, отсутствие ядра, дифференциация клеток по строении) и выполняемым функциям, питание.

Подчеркните признаки, хаpaктерные для эволюции одноклеточных (1 вариант) и эволюции многоклеточных (2 вариант).

Фронтальный опрос.

  • Где, в какой среде появились первые живые организмы? Почему?
  • Какие растения появились первыми?
  • Почему водоросли - низшие растения?
  • С чем связан переход растений на сушу?
  • Назовите известные древние наземные растения.
  • Какой группе растений дали начало псилофиты?

Эволюция - историческое изменение наследственных признаков организмов (от лат. evoltio - “развертывание”).

С далеких времен людей всегда интересовали вопросы о том, каким образом, то есть, какие механизмы способствовали возникновению на Земле такого удивительного разнообразия видов растений, животных и других живых организмов. Возникали вопросы и о том, что может быть никакой эволюции и не было, это только фантазии, домыслы. В поэме Э. Асадова “Разговор с небожителем” есть такие строчки:

Есть гипотеза, что когда-то в пору
Мамонтов, змей и сов,
Прилетели к нам космонавты из далеких, чужих миров,
Прилетели в огне и пыли, на сверкающем корабле,
Прилетели и насадили человечество на Земле...

Поэт говорит о том, что на Земле была пора мамонтов. Откуда же не только поэт, но и мы с вами знаем, что действительно бродили по нашей планете огромные, неагрессивные, интересные животные - мамонты? Как же не знать о них, если и сейчас еще из слоев вечной тундровой мерзлоты выкапывают целые экземпляры этих древних хоботных животных. Самыми яркими доказательствами исторического развития органической природы служат находки ископаемых остатков вымерших растений и животных, живших в прошлые геологические эпохи.

Большинство тел умерших животных и растений исчезли навсегда. Беспозвоночные, бактерии и грибы разрушили их останки, а дальнейшее довершили вода и ветер. Ветви и стволы растений, а также тела животных

избегали гниения лишь в тех случаях, когда попадали в ил, торф, песок или вулканический пепел. Пропитавшись минеральными солями, остатки живого в виде окаменелостей сохранялись в земле. Иногда оставался только отпечаток листа папоротника или крыла стрекозы на горных породах. Лучше уцелели кости и paковины, по которым теперь восстанавливают историю жизни на Земле.

Уже в древне Греции и Риме внимание ученых привлекали случайные находки ископаемых остатков растений и животных. Однако в то время наука еще не могла правильно объяснить значение таких находок.

Только с начала XVIII века началось систематическое изучение ископаемых остатков вымерших организмов. Возникла новая отрасль биологии палеонтология.

Палеонтология - от греческих слов: палеос - древний и логос - наука, учение - наука о вымерших растениях и животных.

Основателем палеонтологии является французский ученый Жорж Кювье. Он исследовал места добычи строительного камня в окрестностях Парижа и обнаружил там окаменелые останки животных. Кювье доказал, что по отдельно найденным частям тела вымершего животного можно судить о размерах и строении других частей тела этого животного. Например, по зубам и челюсти можно составить преставление о строении всего черепа, конечностей и т. д. Строение зубов позволяет сказать, хищное или плотоядное было животное, следовательно, определить были у него когти или копыта.

Основываясь на законе соотношения органов, Кювье первым стал восстанавливать облик вымерших животных по найденным частям скелета, отпечаткам и другим остаткам этих животных.

Жорж Кювье установил, что в органической жизни Земли было несколько периодов. Наиболее древний хаpaктеризовался отсутствием многоклеточных животных. В следующий период появились многие беспозвоночные (губки, кишечнополостные, моллюски) и рыбы. Позднее появились земноводные и пресмыкающиеся. В более позднюю эпоху сушу заселили птицы и крупные млекопитающие. Наконец, наступил современный мир, появился человек.

Эти факты, открытые Кювье, свидетельствовали об изменяемости животного мира, об историческом развитии живой природы. Его исследования доказывали эволюцию животного мира.

По палеонтологическим находкам удалось полностью восстановить историю происхождения и развития некоторых животных. Это сделано, например, в отношении хищных млекопитающих, хоботных животных и копытных животных. Более подробно палеонтологи проследили историю развития лошади. Очень много сделал для изучения эволюции этого животного знаменитый русский ученый - дарвинист Владимир Онуфриевич Ковалевский. Познакомимся вкратце с основными этапами эволюции лошади.

Древнейшим предком лошади был эогиппус, живший около 50 миллионов лет назад. Это было маленькое животное, величиной с лисицу, с четырьмя пальцами на передних и тремя на задних ногах. Все пальцы касались земли и служили опорой для тела. Эогипус обитал в лесах, по берегам рек.

Развитие травянистой растительности и появление обширных степей, вытеснявших леса в Северной Америке, Азии и Европе, изменило условие жизни предков лошади. Это привело к изменению их строения.

В степных условиях большие размеры тела представляют значительные преимущества. У крупного животного шире обзор окружающей открытой местности: это позволяет вовремя заметить опасность. Вот почему у предков лошади в течение третичного периода происходит, благодаря естественном отбору, увеличение размеров тела. Но для быстрого бега крупного животного по твердому степному грунту пятипалая конечность малопригодна. С увеличением размеров лошади происходило уменьшение числа пальцев на ногах. Боковые пальцы уменьшаются в размерах, зато сильно развивается третий палец. Из поколения в поколение он становится длиннее и толще. Благодаря этому боковые пальцы перестали касаться земли, стали бесполезными для лошади. Она постепенно превращалась в однопалое животное. Изменялись также череп и зубы.

Однако сам Кювье был противником эволюционного учения. Он пытался согласовать добытые им научные факты с библией. С учением о сотворении и неизменяемости видов растений и животных.

Потребовалось несколько десятилетий кропотливого труда многих ученых, работы которых послужили одной из основ гениального труда английского ученого Чарлза Дарвина - “Происхождение видов путем естественного отбора”. В этой книге он не только доказательно подтвердил идею исторического развития органического мира - эволюции, но и вскрыл ее основные механизмы. Этот вопрос мы рассмотрим на следующем занятии.

Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами древнегреческого мыслителя Геpaклита Эфесского: “Мир един, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся \\\'и закономерно угасающим”. Эти слова образно отражают историю развития жизни на Земле. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли завесу над одной из тайн природы. Но на последующих уроках вы попытаетесь ответить на вопрос: “Эволюция - миф или реальность?”.

Домашнее задание.

Новосибирские ученые под руководством академика Н. Меншуткина провели эксперимент, который назвали “Эволюция на планете Кибернетика” и осуществили с помощью ЭВМ. В ЭВМ заложили принципы длительного исторического развития (эволюции) некоторой предковой формы. Предковая форма хордовых - это небольшой, в несколько сантиметров, червеобразный организм с мускулатурой, хордой, спинным мозгом (но без головного мозга и черепа), с глоткой, куда открывались жаберные щели. Конные покровы состояли из однослойного эпителия, и жил такой организм в водной среде. Размножение его осуществлялось откладкой большого количества яиц (икры), заботы о потомстве не было. В программу был введен ряд принципов. Временные промежутки модельной эволюции были названы шагами. Каждый шаг соответствовал примерно 1 миллиону лет земной истории. По данному эксперименту составлена таблица. Учащиеся должны в соответствии с таблицей составить рассказ или компьютерную презентацию, или нарисовать рисунки, соответствующие эволюционному развитию данного организма.



Комментарии:

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

30 06 2025 12:13:44

Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола


    Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола

      Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний. ...

29 06 2025 4:37:37

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

28 06 2025 7:29:45

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

27 06 2025 16:30:44

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

26 06 2025 2:16:57

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

25 06 2025 13:30:17

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)


    Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

      В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

24 06 2025 19:58:42

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

23 06 2025 4:40:58

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

22 06 2025 6:36:23

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

21 06 2025 21:18:21

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"


    Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

      Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

20 06 2025 0:25:24

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

19 06 2025 17:27:40

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

18 06 2025 22:55:23

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

17 06 2025 7:35:39

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

16 06 2025 23:39:35

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"


    Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

      Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

15 06 2025 7:41:26

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

      Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

14 06 2025 2:46:34

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"


    Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

      Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

13 06 2025 1:31:29

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

12 06 2025 1:51:52

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

11 06 2025 8:18:44

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

10 06 2025 1:40:27

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

09 06 2025 23:17:47

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

08 06 2025 11:51:34

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....

07 06 2025 17:59:44

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

06 06 2025 17:14:35

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

05 06 2025 11:27:57

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

04 06 2025 10:56:36

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

03 06 2025 10:41:27

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Дыхание растений, бактерий и грибов  Биология Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

02 06 2025 16:15:16

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

01 06 2025 11:59:56

Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....

31 05 2025 1:40:22

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

30 05 2025 17:25:50

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

29 05 2025 21:10:59

Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"


    Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"

      Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...

28 05 2025 21:34:15

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

27 05 2025 10:53:15

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

26 05 2025 19:33:16

Что такое анатомия и физиология человека

Что такое анатомия и физиология человека Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...

25 05 2025 11:31:10

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

24 05 2025 23:10:13

Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс


    Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс

      Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....

23 05 2025 3:33:32

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

22 05 2025 12:13:28

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

21 05 2025 12:32:43

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

20 05 2025 23:12:19

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор: значение, источники и классификация Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

19 05 2025 17:47:30

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

18 05 2025 14:48:38

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

17 05 2025 3:27:20

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"

      При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...

16 05 2025 6:48:12

Игра-соревнование "Окажи помощь…"


    Игра-соревнование "Окажи помощь…"

      Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....

15 05 2025 20:14:52

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

14 05 2025 17:26:52

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

13 05 2025 9:56:17

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

12 05 2025 9:47:27

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::