Эволюция – миф или реальность? > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Эволюция – миф или реальность?


    Эволюция – миф или реальность?

Цели:

  • обсудить проблемы эволюции живой природы, ее причины;
  • сформировать познавательный интерес у школьников к проблеме моделирования процесса эволюции с помощью ЭВМ.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Понятие “эволюция”.
  3. Палеонтологические доказательства эволюции.
  4. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ.
  5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

Если бы некий космический разум взялся написать историю Вселенной, он едва бы обратил внимание на одно малозначительное для мироздания событие. Примерно 4, 6 млрд. лет назад в системе маленькой звезды, которую люди впоследствии назвали Солнцем, появился сгусток раскаленных газов и космической пыли. Постепенно остывая и притягивая к себе все новые порции межзвездных частиц, сгусток рос и отвердевал. Так возникло новое космическое тело - планета Земля. Ничто не предвещало особой судьбы этой ничем не примечательной планете. Но именно на ней возникла жизнь. Геологическая летопись Земли - неопровержимо доказывает, что жизнь на планете менялась: одни виды живых организмов исчезали, другие возникали, видоизменялись, порождая новые формы.

На сегодняшнем занятии мы с вами разберем тему “Эволюция - миф или реальность?”.

Изучая биологию, вы уже сталкивались с вопросами развития
органического мира. Растения, животные и другие живые организмы
развивались от простых форм до более сложных за определенный промежуток
времени.

Задания для учащихся.

1. Работа у доски (2 ученика).

Этапы развития растительного мира.

Одноклеточные водоросли, голосеменные, псилофиты, многоклеточные водоросли, древние папоротникообразные, покрытосеменные, семенные папоротники.

Расставьте цифры по порядку развития растительного мира от простых форм до более сложных.

Переходные формы животных.

Иностранцевий, мамонт, трилобит, стегоцефал, бронтозавр, археоптерикс.

Подчеркните переходные формы среди вымерших животных и укажите классы, между которыми это животное является переходной формой.

2. Работа с классом.

Эволюция одноклеточных.

Эволюция многоклеточных.

Признаки: отсутствие вакуолей, расположение клеток в два слоя, размножение, отсутствие ядра, дифференциация клеток по строении) и выполняемым функциям, питание.

Подчеркните признаки, хаpaктерные для эволюции одноклеточных (1 вариант) и эволюции многоклеточных (2 вариант).

Фронтальный опрос.

  • Где, в какой среде появились первые живые организмы? Почему?
  • Какие растения появились первыми?
  • Почему водоросли - низшие растения?
  • С чем связан переход растений на сушу?
  • Назовите известные древние наземные растения.
  • Какой группе растений дали начало псилофиты?

Эволюция - историческое изменение наследственных признаков организмов (от лат. evoltio - “развертывание”).

С далеких времен людей всегда интересовали вопросы о том, каким образом, то есть, какие механизмы способствовали возникновению на Земле такого удивительного разнообразия видов растений, животных и других живых организмов. Возникали вопросы и о том, что может быть никакой эволюции и не было, это только фантазии, домыслы. В поэме Э. Асадова “Разговор с небожителем” есть такие строчки:

Есть гипотеза, что когда-то в пору
Мамонтов, змей и сов,
Прилетели к нам космонавты из далеких, чужих миров,
Прилетели в огне и пыли, на сверкающем корабле,
Прилетели и насадили человечество на Земле...

Поэт говорит о том, что на Земле была пора мамонтов. Откуда же не только поэт, но и мы с вами знаем, что действительно бродили по нашей планете огромные, неагрессивные, интересные животные - мамонты? Как же не знать о них, если и сейчас еще из слоев вечной тундровой мерзлоты выкапывают целые экземпляры этих древних хоботных животных. Самыми яркими доказательствами исторического развития органической природы служат находки ископаемых остатков вымерших растений и животных, живших в прошлые геологические эпохи.

Большинство тел умерших животных и растений исчезли навсегда. Беспозвоночные, бактерии и грибы разрушили их останки, а дальнейшее довершили вода и ветер. Ветви и стволы растений, а также тела животных

избегали гниения лишь в тех случаях, когда попадали в ил, торф, песок или вулканический пепел. Пропитавшись минеральными солями, остатки живого в виде окаменелостей сохранялись в земле. Иногда оставался только отпечаток листа папоротника или крыла стрекозы на горных породах. Лучше уцелели кости и paковины, по которым теперь восстанавливают историю жизни на Земле.

Уже в древне Греции и Риме внимание ученых привлекали случайные находки ископаемых остатков растений и животных. Однако в то время наука еще не могла правильно объяснить значение таких находок.

Только с начала XVIII века началось систематическое изучение ископаемых остатков вымерших организмов. Возникла новая отрасль биологии палеонтология.

Палеонтология - от греческих слов: палеос - древний и логос - наука, учение - наука о вымерших растениях и животных.

Основателем палеонтологии является французский ученый Жорж Кювье. Он исследовал места добычи строительного камня в окрестностях Парижа и обнаружил там окаменелые останки животных. Кювье доказал, что по отдельно найденным частям тела вымершего животного можно судить о размерах и строении других частей тела этого животного. Например, по зубам и челюсти можно составить преставление о строении всего черепа, конечностей и т. д. Строение зубов позволяет сказать, хищное или плотоядное было животное, следовательно, определить были у него когти или копыта.

Основываясь на законе соотношения органов, Кювье первым стал восстанавливать облик вымерших животных по найденным частям скелета, отпечаткам и другим остаткам этих животных.

Жорж Кювье установил, что в органической жизни Земли было несколько периодов. Наиболее древний хаpaктеризовался отсутствием многоклеточных животных. В следующий период появились многие беспозвоночные (губки, кишечнополостные, моллюски) и рыбы. Позднее появились земноводные и пресмыкающиеся. В более позднюю эпоху сушу заселили птицы и крупные млекопитающие. Наконец, наступил современный мир, появился человек.

Эти факты, открытые Кювье, свидетельствовали об изменяемости животного мира, об историческом развитии живой природы. Его исследования доказывали эволюцию животного мира.

По палеонтологическим находкам удалось полностью восстановить историю происхождения и развития некоторых животных. Это сделано, например, в отношении хищных млекопитающих, хоботных животных и копытных животных. Более подробно палеонтологи проследили историю развития лошади. Очень много сделал для изучения эволюции этого животного знаменитый русский ученый - дарвинист Владимир Онуфриевич Ковалевский. Познакомимся вкратце с основными этапами эволюции лошади.

Древнейшим предком лошади был эогиппус, живший около 50 миллионов лет назад. Это было маленькое животное, величиной с лисицу, с четырьмя пальцами на передних и тремя на задних ногах. Все пальцы касались земли и служили опорой для тела. Эогипус обитал в лесах, по берегам рек.

Развитие травянистой растительности и появление обширных степей, вытеснявших леса в Северной Америке, Азии и Европе, изменило условие жизни предков лошади. Это привело к изменению их строения.

В степных условиях большие размеры тела представляют значительные преимущества. У крупного животного шире обзор окружающей открытой местности: это позволяет вовремя заметить опасность. Вот почему у предков лошади в течение третичного периода происходит, благодаря естественном отбору, увеличение размеров тела. Но для быстрого бега крупного животного по твердому степному грунту пятипалая конечность малопригодна. С увеличением размеров лошади происходило уменьшение числа пальцев на ногах. Боковые пальцы уменьшаются в размерах, зато сильно развивается третий палец. Из поколения в поколение он становится длиннее и толще. Благодаря этому боковые пальцы перестали касаться земли, стали бесполезными для лошади. Она постепенно превращалась в однопалое животное. Изменялись также череп и зубы.

Однако сам Кювье был противником эволюционного учения. Он пытался согласовать добытые им научные факты с библией. С учением о сотворении и неизменяемости видов растений и животных.

Потребовалось несколько десятилетий кропотливого труда многих ученых, работы которых послужили одной из основ гениального труда английского ученого Чарлза Дарвина - “Происхождение видов путем естественного отбора”. В этой книге он не только доказательно подтвердил идею исторического развития органического мира - эволюции, но и вскрыл ее основные механизмы. Этот вопрос мы рассмотрим на следующем занятии.

Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами древнегреческого мыслителя Геpaклита Эфесского: “Мир един, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся \\\'и закономерно угасающим”. Эти слова образно отражают историю развития жизни на Земле. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли завесу над одной из тайн природы. Но на последующих уроках вы попытаетесь ответить на вопрос: “Эволюция - миф или реальность?”.

Домашнее задание.

Новосибирские ученые под руководством академика Н. Меншуткина провели эксперимент, который назвали “Эволюция на планете Кибернетика” и осуществили с помощью ЭВМ. В ЭВМ заложили принципы длительного исторического развития (эволюции) некоторой предковой формы. Предковая форма хордовых - это небольшой, в несколько сантиметров, червеобразный организм с мускулатурой, хордой, спинным мозгом (но без головного мозга и черепа), с глоткой, куда открывались жаберные щели. Конные покровы состояли из однослойного эпителия, и жил такой организм в водной среде. Размножение его осуществлялось откладкой большого количества яиц (икры), заботы о потомстве не было. В программу был введен ряд принципов. Временные промежутки модельной эволюции были названы шагами. Каждый шаг соответствовал примерно 1 миллиону лет земной истории. По данному эксперименту составлена таблица. Учащиеся должны в соответствии с таблицей составить рассказ или компьютерную презентацию, или нарисовать рисунки, соответствующие эволюционному развитию данного организма.



Комментарии:

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

01 04 2025 11:53:46

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

31 03 2025 21:49:10

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"


    Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

      Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

30 03 2025 0:24:10

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

29 03 2025 17:58:34

Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)


    Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)

      Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....

28 03 2025 21:12:31

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"


    Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

27 03 2025 5:28:37

Интернет-тренажеры в сфере образования


    Интернет-тренажеры в сфере образования

      Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....

26 03 2025 5:37:49

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

25 03 2025 15:16:16

Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс


    Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс

      Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...

24 03 2025 10:11:22

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....

23 03 2025 9:38:56

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

22 03 2025 0:31:34

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

21 03 2025 9:34:43

Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах


    Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах

      Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....

20 03 2025 3:40:28

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

19 03 2025 12:46:25

Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся


    Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся

      Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого. ...

18 03 2025 15:19:30

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

17 03 2025 0:55:45

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....

16 03 2025 1:26:36

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

15 03 2025 0:49:23

Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"


    Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"

      Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....

14 03 2025 20:10:41

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

13 03 2025 10:17:23

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе


    Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

      Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...

12 03 2025 3:17:15

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

11 03 2025 16:36:41

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

10 03 2025 7:21:26

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

09 03 2025 9:19:54

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"


    Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

      Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

08 03 2025 15:49:49

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

07 03 2025 16:31:17

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

06 03 2025 18:12:19

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

      Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

05 03 2025 15:29:50

Метод проектов на уроках биологии.


    Метод проектов на уроках биологии.

      В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

04 03 2025 10:30:13

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

03 03 2025 15:36:24

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....

02 03 2025 21:17:35

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

01 03 2025 23:41:33

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

28 02 2025 14:47:39

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

27 02 2025 5:42:21

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

26 02 2025 20:10:39

Воздушное питание растений. Фотосинтез


    Воздушное питание растений. Фотосинтез

      Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....

25 02 2025 6:55:35

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

24 02 2025 2:24:56

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

23 02 2025 16:44:54

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

22 02 2025 14:13:10

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

21 02 2025 9:30:29

Охрана природы. Красная книга


    Охрана природы. Красная книга

      На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....

20 02 2025 2:36:42

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

19 02 2025 5:37:18

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4


    Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

      Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

18 02 2025 5:15:51

Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...

17 02 2025 1:51:57

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

16 02 2025 4:38:30

Тема урока: "Строение семян". 6-й класс


    Тема урока: "Строение семян". 6-й класс

      В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....

15 02 2025 8:42:54

Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"


    Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"

      Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....

14 02 2025 11:44:52

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

13 02 2025 20:18:30

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

12 02 2025 17:15:55

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

11 02 2025 14:34:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::