Эволюция – миф или реальность? > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Эволюция – миф или реальность?


    Эволюция – миф или реальность?

Цели:

  • обсудить проблемы эволюции живой природы, ее причины;
  • сформировать познавательный интерес у школьников к проблеме моделирования процесса эволюции с помощью ЭВМ.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Понятие “эволюция”.
  3. Палеонтологические доказательства эволюции.
  4. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ.
  5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

Если бы некий космический разум взялся написать историю Вселенной, он едва бы обратил внимание на одно малозначительное для мироздания событие. Примерно 4, 6 млрд. лет назад в системе маленькой звезды, которую люди впоследствии назвали Солнцем, появился сгусток раскаленных газов и космической пыли. Постепенно остывая и притягивая к себе все новые порции межзвездных частиц, сгусток рос и отвердевал. Так возникло новое космическое тело - планета Земля. Ничто не предвещало особой судьбы этой ничем не примечательной планете. Но именно на ней возникла жизнь. Геологическая летопись Земли - неопровержимо доказывает, что жизнь на планете менялась: одни виды живых организмов исчезали, другие возникали, видоизменялись, порождая новые формы.

На сегодняшнем занятии мы с вами разберем тему “Эволюция - миф или реальность?”.

Изучая биологию, вы уже сталкивались с вопросами развития
органического мира. Растения, животные и другие живые организмы
развивались от простых форм до более сложных за определенный промежуток
времени.

Задания для учащихся.

1. Работа у доски (2 ученика).

Этапы развития растительного мира.

Одноклеточные водоросли, голосеменные, псилофиты, многоклеточные водоросли, древние папоротникообразные, покрытосеменные, семенные папоротники.

Расставьте цифры по порядку развития растительного мира от простых форм до более сложных.

Переходные формы животных.

Иностранцевий, мамонт, трилобит, стегоцефал, бронтозавр, археоптерикс.

Подчеркните переходные формы среди вымерших животных и укажите классы, между которыми это животное является переходной формой.

2. Работа с классом.

Эволюция одноклеточных.

Эволюция многоклеточных.

Признаки: отсутствие вакуолей, расположение клеток в два слоя, размножение, отсутствие ядра, дифференциация клеток по строении) и выполняемым функциям, питание.

Подчеркните признаки, хаpaктерные для эволюции одноклеточных (1 вариант) и эволюции многоклеточных (2 вариант).

Фронтальный опрос.

  • Где, в какой среде появились первые живые организмы? Почему?
  • Какие растения появились первыми?
  • Почему водоросли - низшие растения?
  • С чем связан переход растений на сушу?
  • Назовите известные древние наземные растения.
  • Какой группе растений дали начало псилофиты?

Эволюция - историческое изменение наследственных признаков организмов (от лат. evoltio - “развертывание”).

С далеких времен людей всегда интересовали вопросы о том, каким образом, то есть, какие механизмы способствовали возникновению на Земле такого удивительного разнообразия видов растений, животных и других живых организмов. Возникали вопросы и о том, что может быть никакой эволюции и не было, это только фантазии, домыслы. В поэме Э. Асадова “Разговор с небожителем” есть такие строчки:

Есть гипотеза, что когда-то в пору
Мамонтов, змей и сов,
Прилетели к нам космонавты из далеких, чужих миров,
Прилетели в огне и пыли, на сверкающем корабле,
Прилетели и насадили человечество на Земле...

Поэт говорит о том, что на Земле была пора мамонтов. Откуда же не только поэт, но и мы с вами знаем, что действительно бродили по нашей планете огромные, неагрессивные, интересные животные - мамонты? Как же не знать о них, если и сейчас еще из слоев вечной тундровой мерзлоты выкапывают целые экземпляры этих древних хоботных животных. Самыми яркими доказательствами исторического развития органической природы служат находки ископаемых остатков вымерших растений и животных, живших в прошлые геологические эпохи.

Большинство тел умерших животных и растений исчезли навсегда. Беспозвоночные, бактерии и грибы разрушили их останки, а дальнейшее довершили вода и ветер. Ветви и стволы растений, а также тела животных

избегали гниения лишь в тех случаях, когда попадали в ил, торф, песок или вулканический пепел. Пропитавшись минеральными солями, остатки живого в виде окаменелостей сохранялись в земле. Иногда оставался только отпечаток листа папоротника или крыла стрекозы на горных породах. Лучше уцелели кости и paковины, по которым теперь восстанавливают историю жизни на Земле.

Уже в древне Греции и Риме внимание ученых привлекали случайные находки ископаемых остатков растений и животных. Однако в то время наука еще не могла правильно объяснить значение таких находок.

Только с начала XVIII века началось систематическое изучение ископаемых остатков вымерших организмов. Возникла новая отрасль биологии палеонтология.

Палеонтология - от греческих слов: палеос - древний и логос - наука, учение - наука о вымерших растениях и животных.

Основателем палеонтологии является французский ученый Жорж Кювье. Он исследовал места добычи строительного камня в окрестностях Парижа и обнаружил там окаменелые останки животных. Кювье доказал, что по отдельно найденным частям тела вымершего животного можно судить о размерах и строении других частей тела этого животного. Например, по зубам и челюсти можно составить преставление о строении всего черепа, конечностей и т. д. Строение зубов позволяет сказать, хищное или плотоядное было животное, следовательно, определить были у него когти или копыта.

Основываясь на законе соотношения органов, Кювье первым стал восстанавливать облик вымерших животных по найденным частям скелета, отпечаткам и другим остаткам этих животных.

Жорж Кювье установил, что в органической жизни Земли было несколько периодов. Наиболее древний хаpaктеризовался отсутствием многоклеточных животных. В следующий период появились многие беспозвоночные (губки, кишечнополостные, моллюски) и рыбы. Позднее появились земноводные и пресмыкающиеся. В более позднюю эпоху сушу заселили птицы и крупные млекопитающие. Наконец, наступил современный мир, появился человек.

Эти факты, открытые Кювье, свидетельствовали об изменяемости животного мира, об историческом развитии живой природы. Его исследования доказывали эволюцию животного мира.

По палеонтологическим находкам удалось полностью восстановить историю происхождения и развития некоторых животных. Это сделано, например, в отношении хищных млекопитающих, хоботных животных и копытных животных. Более подробно палеонтологи проследили историю развития лошади. Очень много сделал для изучения эволюции этого животного знаменитый русский ученый - дарвинист Владимир Онуфриевич Ковалевский. Познакомимся вкратце с основными этапами эволюции лошади.

Древнейшим предком лошади был эогиппус, живший около 50 миллионов лет назад. Это было маленькое животное, величиной с лисицу, с четырьмя пальцами на передних и тремя на задних ногах. Все пальцы касались земли и служили опорой для тела. Эогипус обитал в лесах, по берегам рек.

Развитие травянистой растительности и появление обширных степей, вытеснявших леса в Северной Америке, Азии и Европе, изменило условие жизни предков лошади. Это привело к изменению их строения.

В степных условиях большие размеры тела представляют значительные преимущества. У крупного животного шире обзор окружающей открытой местности: это позволяет вовремя заметить опасность. Вот почему у предков лошади в течение третичного периода происходит, благодаря естественном отбору, увеличение размеров тела. Но для быстрого бега крупного животного по твердому степному грунту пятипалая конечность малопригодна. С увеличением размеров лошади происходило уменьшение числа пальцев на ногах. Боковые пальцы уменьшаются в размерах, зато сильно развивается третий палец. Из поколения в поколение он становится длиннее и толще. Благодаря этому боковые пальцы перестали касаться земли, стали бесполезными для лошади. Она постепенно превращалась в однопалое животное. Изменялись также череп и зубы.

Однако сам Кювье был противником эволюционного учения. Он пытался согласовать добытые им научные факты с библией. С учением о сотворении и неизменяемости видов растений и животных.

Потребовалось несколько десятилетий кропотливого труда многих ученых, работы которых послужили одной из основ гениального труда английского ученого Чарлза Дарвина - “Происхождение видов путем естественного отбора”. В этой книге он не только доказательно подтвердил идею исторического развития органического мира - эволюции, но и вскрыл ее основные механизмы. Этот вопрос мы рассмотрим на следующем занятии.

Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами древнегреческого мыслителя Геpaклита Эфесского: “Мир един, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся \\\'и закономерно угасающим”. Эти слова образно отражают историю развития жизни на Земле. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли завесу над одной из тайн природы. Но на последующих уроках вы попытаетесь ответить на вопрос: “Эволюция - миф или реальность?”.

Домашнее задание.

Новосибирские ученые под руководством академика Н. Меншуткина провели эксперимент, который назвали “Эволюция на планете Кибернетика” и осуществили с помощью ЭВМ. В ЭВМ заложили принципы длительного исторического развития (эволюции) некоторой предковой формы. Предковая форма хордовых - это небольшой, в несколько сантиметров, червеобразный организм с мускулатурой, хордой, спинным мозгом (но без головного мозга и черепа), с глоткой, куда открывались жаберные щели. Конные покровы состояли из однослойного эпителия, и жил такой организм в водной среде. Размножение его осуществлялось откладкой большого количества яиц (икры), заботы о потомстве не было. В программу был введен ряд принципов. Временные промежутки модельной эволюции были названы шагами. Каждый шаг соответствовал примерно 1 миллиону лет земной истории. По данному эксперименту составлена таблица. Учащиеся должны в соответствии с таблицей составить рассказ или компьютерную презентацию, или нарисовать рисунки, соответствующие эволюционному развитию данного организма.



Комментарии:

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

26 04 2024 7:31:14

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

25 04 2024 23:41:44

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"

      Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...

24 04 2024 19:11:36

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

23 04 2024 22:52:49

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

22 04 2024 12:45:49

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

21 04 2024 3:20:30

Урок-занятие "Мир вокруг нас"


    Урок-занятие "Мир вокруг нас"

      Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....

20 04 2024 8:34:25

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс


    Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

      Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

19 04 2024 14:33:47

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения


    Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

      Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

18 04 2024 12:17:41

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"


    Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

      Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....

17 04 2024 7:44:11

Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"


    Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"

      Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....

16 04 2024 4:49:35

Творческая роль естественного отбора

Творческая роль естественного отбора Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....

15 04 2024 14:51:19

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

14 04 2024 22:16:54

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

13 04 2024 6:36:57

Изучение трутовых грибов в природных сообществах


    Изучение трутовых грибов в природных сообществах

      Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....

12 04 2024 2:13:28

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....

11 04 2024 22:48:30

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

10 04 2024 7:43:20

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

09 04 2024 0:35:21

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

08 04 2024 18:47:44

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

07 04 2024 0:37:40

Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"


    Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"

      На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...

06 04 2024 16:56:51

Птицы в фольклоре, мифах легендах


    Птицы в фольклоре, мифах легендах

      Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

05 04 2024 5:46:37

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

04 04 2024 18:16:36

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

03 04 2024 20:30:16

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

02 04 2024 19:22:13

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....

01 04 2024 15:42:34

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

31 03 2024 13:18:28

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

30 03 2024 4:39:37

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

29 03 2024 10:13:24

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

28 03 2024 4:36:27

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

27 03 2024 16:12:11

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

26 03 2024 4:52:59

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

25 03 2024 19:28:10

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

24 03 2024 0:59:35

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

23 03 2024 15:37:54

Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"


    Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"

      Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....

22 03 2024 9:37:59

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

21 03 2024 19:34:51

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

20 03 2024 4:20:23

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

19 03 2024 15:35:22

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

18 03 2024 12:42:28

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

17 03 2024 7:20:36

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

16 03 2024 23:26:17

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

15 03 2024 4:31:44

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

14 03 2024 13:52:41

Головоногие моллюски


    Головоногие моллюски

      Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

13 03 2024 8:30:38

Урок биологии в 6-м классе "Корень"


    Урок биологии в 6-м классе "Корень"

      Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

12 03 2024 10:40:58

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

11 03 2024 17:32:36

Питание и пищеварение. 8-й класс


    Питание и пищеварение. 8-й класс

      На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....

10 03 2024 5:54:30

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"


    Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

09 03 2024 11:47:43

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

08 03 2024 17:32:25

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::