Развивающее занятие на тему "Насекомые"
Цель: воспитание любви к «малой родине», развитие произвольности психических процессов - это внимание, воображение, память.
Ход занятия
Воспитатель предлагает поиграть. На ватмане поле кроссворда.
Игра – разгадывание кроссворда.
Вопросы зачитывают воспитанники.
- Сахаристый сок цветов ( нектар ).
- Особый придаток головы, помогающий жучкам, поучкам воспринимать запахи, вкус, а также ощупывать окружающие предметы (антенна).
- Что за дeвoчка: в поясе тонка, огромные очки, летит-стрекочет (стрекоза).
- У неё одежды колки. Всё иголки, да иголки звери шутят: «Дядя ёж на неё слегка похож – (ель).
- Газ, необходимый всем живым существам для дыхания, содержится в воздухе, в воде – (кислород).
- Где сладко, там она кружит, как пчела. Она и жалит и жужжит, как пчела. И попадается в компот, как пчела. Вот только мёду не даёт как пчела – (оса).
- Окраска тела, помогающая живому существу сливаться с окружающей средой, и становится невидимыми для врагов – (маскировка).
- Желтые крохотные зёрнышки на поверхности цветов, напоминающие пыль. Если бы насекомые или ветер не переносили её с одного цветка на другой, т. е не происходило бы опыления, то не образовались бы плоды, семена – (пыльца).
- Села…. (пчела) на цветок, опустила хоботок.
Подлетает к ней комар.
Что ты ищешь там? – Нектар.
А тебе не надоело?
Не наскучило искать?
Нет. Тому, кто занят делом.
Просто некогда скучать.
Ведущий: Прочитайте слово, получившееся по вертикали. Насекомые.
Мы с вами находимся на передаче «100 чудес света» и поговорим сегодня о насекомых. Мы с вами гуляем на улице, много раз видели и наблюдали за букашками, бабочками.
Какие размеры они имеют? Попробуйте представить себя на месте их. Как вы думаете, страшно ли вам было, если бы к вам подошёл Великан, взял на руки, стал рассматривать, трогать за нос, уши, глаза? Не берите насекомых в руки, не переносите их т.к. вы нарушаете их жизнь, насекомые перемещаются, выполняют определённую работу.
Быть маленьким страшновато и опасно, но удобно. Крохотные букашки, таpaкашки прячутся где угодно – это под камнем, под корой, в цветах, трещинах стены, в шерсти животных, внутри ореха и.т.д. От кого прячутся? От птиц, лягушек и др. насекомоядных.
Загадка:
Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей).
Муравьи не любят одиночества и никогда не живут по-одному. Они живут большими семьями-колониями. Все вместе строят огромный дом из веток, хвоинок, сухих листиков – муравейник. Он уходит глубоко в землю. На самом нижнем этаже живёт самка, которая откладывает яйца-царица. Она самая главная в муравейнике. Муравьи очень дружные, помогают друг другу: нести длинные соломки, травинки. А иногда встретятся, обнимутся усиками – это они так делятся пищей. Поздно осенью затихает жизнь в муравейнике. Ходы и выходы закрываются, а сами они собираются в клубок так они поддерживают температуру и спят до весны. Очень удивительно, что муравьи лучше, чем синоптики научились делать прогноз, если зима холодная, а это, значит, земля промерзает глубже и глубина залегания зимовочной камеры увеличивается. Есть чёрные муравьи, гнёзда в трухлявых пнях и они благополучно зимуют. У них происходит перестройка в организме, накапливают глицерин, пpeдoxpaняющий от гибели. Польза муравьёв – поедают, уничтожают вредных и больных насекомых, муравьиная кислота используется в медицине, птички муравьиной кислотой чистят пёрышки.
(дети рассказывают стихи):
«В лесу мурашки-муравьи
живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник-дом
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой».
Бабочки
«Белыми крыльями
Машет капустница
Только поднимется
Тут же опустится
Носиком водит
По краю ромашки
Мёд или чай
в этой маленькой чашке»?
Воспитатель акцентирует внимание на то, как чётко поэт подметил жизнь насекомых в своих стихах.
Сколько их? На свете 150000 видов дневных и ночных бабочек и все они разнообразны. Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка-лимонница. Она живёт дольше всех – 10 месяцев, родится летом, перезимует, весной отложит яйца и умрёт. Из яичек – гусеница – куколка – бабочка-капустница – яйца. А гусеница очень прожорлива и может уничтожить весь урожай. Пятна в виде глаз – это для стpaxa их врагов. Питаются нектаром цветов.
«Божья коровка». Стихотворение.
«Точка, точка, два крючочка –
Это лапки у жука
Два блестящих лепесточка
раздвигаются слегка
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт».
При опасности она выделяет капельки оранжевой жидкости «молочка», которая отпугивает врагов. Они очень прожорливы, питаются тлями и др. вредными насекомыми для растений. При необходимости их разводят на огородах. Б.к. за день съедает до 200 тлей. Зимуют они в опавших листьях или в траве.
Пчела.
Этих насекомых боятся все! Кого кусали? Но яд полезен в малых дозах, а в больших cмepтелен. Они очень трудолюбивы, дружны, живут колониями по 60-80тысяч. За один день пчела облетает 1500 цветков и там, где она побыла, цветок особенно красив и душист. Все заняты определённой работой.
Молодой пчёлке поручают чистить улей, проветривать, подметать. Делает пчёлка это крылышками, а потом она становится нянькой и кормилицей личинок. Через несколько дней ей доверяют строить соты и принимать нектар, после этого ей доверяют почётную работу – сбор мёда.
Пчёлка-сборщица прилетает 50-60 раз в улей, принося в зобике нектар. Другие пчёлы собирают пыльцу – хлеб для личинок. Пчёлы-разведчики не собирают мёд, а ищут место, где много цветов. Затем прилетают к улью и движением в виде танца показывают, что нашли место и зовут пчёл туда. За лето они запасают мёда, что хватит на зимовку и людям. Медоносные пчёлы не впадают зимой в спячку. С наступлением осени из ульев выгоняют не нужных самцов-трутней и уже не впускают. Это жестоко, но у них свои понимания справедливости. Такие действия помогают остальным пчёлам сэкономить драгоценный корм зимой. Они образуют шар, который зимой не распадается, температура поддерживается 30г радусов.
Озябшие пчёлы, находящиеся на поверхности, протискиваются во внутрь, а на их место приходят другие, нагревшиеся в центральной части. В конце зимы пчелиная матка откладывает яйца. Др. насекомые спят, а в пчелиной семье появляется новое поколение.
Вопросы: выслушиваются рассуждения воспитанников.
Какую пользу приносят пчёлы? Можно ли уничтожать насекомых? Почему погибают насекомые?
Заключение.
Экологи – люди, которые изучают жизнь живых организмов, их связь между собой и со средой их обитания. Так вот учёные сделали вывод, что самое главное не разрушать среду обитания: вырубаются леса, осушают болота, распахивают степи. Газон – это не луг, а городские парки – это не леса. Убрали в парке траву, лишили дома божьих коровок, пищу насекомых. Подстригли траву, лишили пчёл пищи. Насекомые крепко накрепко связаны цепочками и разрушать её нельзя.
Звучит песня про насекомых. Спасибо за участие в нашей передаче.
Все ребята молодцы. Отдельное спасибо моим помощникам.
Примечание: небольшую информацию могут дать воспитанникам помощники воспитателя. Можно оформить небольшую выставку поделок из бумаги, природного материала, выполненные воспитанниками на прошлых занятиях. Можно показать небольшой видеоматериал о насекомых.
Комментарии:
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
06 03 2025 10:57:14
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
05 03 2025 1:33:32
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
04 03 2025 20:53:27
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
03 03 2025 20:16:35
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
02 03 2025 1:59:35
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
01 03 2025 3:55:31
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
28 02 2025 1:35:26
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
27 02 2025 20:47:39

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
26 02 2025 13:12:15
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
25 02 2025 11:49:25
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
24 02 2025 2:16:12
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
23 02 2025 14:47:33
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
22 02 2025 8:51:41

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
21 02 2025 4:50:46
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
20 02 2025 1:13:27
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
19 02 2025 11:32:25
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
18 02 2025 7:18:34
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
17 02 2025 7:51:46
Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....
16 02 2025 7:47:56
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
15 02 2025 9:20:31
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
14 02 2025 2:32:38
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
13 02 2025 12:48:54
Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....
12 02 2025 20:38:56
На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....
11 02 2025 3:28:44
Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....
10 02 2025 12:22:12
Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....
09 02 2025 18:28:53
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
08 02 2025 19:41:15
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
07 02 2025 22:19:58

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
06 02 2025 17:14:12
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
05 02 2025 13:30:27
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
04 02 2025 19:11:33
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
03 02 2025 2:45:29
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
02 02 2025 4:35:17
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека.
...
01 02 2025 19:10:43
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
31 01 2025 18:48:24
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
30 01 2025 5:22:59
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
29 01 2025 4:27:17
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
28 01 2025 20:16:39
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
27 01 2025 19:17:59
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
26 01 2025 1:56:13
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
25 01 2025 14:29:37
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
24 01 2025 0:13:47
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
23 01 2025 16:51:49
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
22 01 2025 16:57:19
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
21 01 2025 13:44:51
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
20 01 2025 21:57:21
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
19 01 2025 14:42:19
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
18 01 2025 15:51:29
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
17 01 2025 2:20:20
С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
16 01 2025 23:52:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::