Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт
В Законе РФ сказано: «Образование –
целенаправленный процесс воспитания и обучения
в интересах человека, общества, государства…»
Современная педагогика предлагает:
- переход к личностно – ориентированному образованию;
- поиск новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании.
Исходя из этого представляю свой опыт работы по
моделированию Интеллект-карт.
Современные технические возможности позволяют
за минимальное время донести поток объемной
информации и главное сделать информацию
легковоспринимаемой.
Карта состоит из иерархически взаимосвязанных
между собой элементов, позволяющих отследить все
причинно-следственные связи, сделать
необходимые выводы и систематизировать
имеющиеся знания.
Философские принципы, лежащие в основе Интеллект-карт
Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. На сегодняшний день ученики получают огромное количество информации. И обычно информацию кодируют визуально: в виде текста; в виде таблиц; в виде графиков; в виде списков. Но если информация закодирована, например, в виде таблиц – то нашей голове придется напрячься, чтобы информацию в подобном виде освоить, т.к. для нашего мозга неестественно думать таким образом. А если информация закодирована в виде Интеллект-карт, то это гораздо проще, т.к. мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на \"языке мозга\", т.е. происходит естественный способ мышления человеческого мозга.
Интеллект-карты с позиций психофизиологии
Теория интеллект-карт была впервые
представлена миру весной 1974 года после
публикации книги «Работай головой».
Интеллект-карты это разработка Тони Бьюзена –
известного писателя, лектора и консультанта по
вопросам интеллекта, психологии обучения и
проблем мышления. [1]
Каждый педагог, чтобы обучать и воспитывать,
должен знать физиологию психики.
Напомню! Психика – свойство мозга отражать
окружающий мир, необходимый субъекту для
деятельности в нем и регуляции своего
поведения.
Психический мир человека
Нейрофизиологи считают, что для
структурирования, понимания, обработки и
запоминания информации лучше всего подходит
визуальное мышление – процесс
порождения новых образов, несущих смысловую
нагрузку и делающих знания видимыми.
Почему именно эти три принципа мышления? Дело в
том, что мозг воспринимает информацию как
ассоциативную сеть.
Ассоциативная сеть, описывая центральный объект, связывает с ним значения понятий, и весь комплекс ощущений, сопровождающих восприятие объекта (цвет, форма, структура и др.), представляя как целостный образ этого объекта. Т. О. объект отображается в психике в совокупности его свойств (даже тех, которые не осознаются ребенком при восприятии) как гештальт – все свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой:
- расположенные рядом воспринимаются вместе, а близость во времени и прострaнcтве предопределяет восприятие, когда одно событие вызывает другое, как цепная реакция;
- сходство по размеру, очертаниям, цвету или форме так же воспринимаются вместе, следовательно, образуя целостность восприятия, его упорядоченность, не являются суммой только вербализуемых хаpaктеристик.
Такую же ассоциативную сеть и представляют
Интеллект-карты.
В коре различают области трех типов в
соответствии с функциями, которые выполняют
находящиеся в них клетки:
- сенсорные зоны – воспринимают и хранят информацию
- ассоциативные зоны коры головного мозга – связывают вновь поступающую сенсорную информацию с той, которая была получена ранее и хранится в блоках памяти; сравнивают информацию, получаемую от разных рецепторов; интерпретируют, осмысливают и передают в двигательную зону
- двигательные зоны
Таким образом, ассоциативные зоны участвуют
в процессах запоминания, учения и мышления, и
результаты их деятельности составляют то, что
обычно называют интеллектом. Взаимосвязи между
этими зонами позволяют коре большого мозга
контролировать и координировать все
произвольные и некоторые непроизвольные формы
деятельности, включая такие высшие функции, как
память, учение, сознание и свойства личности.
Т.е. интеллект-карты это такое визуальное
представление информации, которое отражает
распространение информации в нашем мозгу – из
каждого нейрона во все стороны (пример фиксации
памяти). А стрелки на Интеллект-карте моделируют
те связи, которые называются ассоциативными
В чем преимущества Интеллект-карт перед традиционными способами переработки информации (конспектирование в виде текста, таблиц, графиков, списков)?
С позиций нейрофизиологии изучение информации
через Интеллект-карты объединяет работу левого и
правого полушарий в целое, следовательно, более
быстрая и качественная фиксация изучаемого
материала.
Напомню!
- Левое полушарие обеспечивает операции с последовательностями, перечнями и числами, линейные представления, анализ, логику и речь.
- Правое полушарие ответственно за прострaнcтвенную ориентацию и трёхмерное восприятие, воображение, целостное восприятие (гештальт), мечты, ритм и цвет.
Традиционные способы переработки информации задействуют в основном кортикальные способности левого полушария.
Стандартное конспектирование
1. Демонстрирует почти полное отсутствие:
- визуального ритма – промежутки между элементами, шаг визуального ритма, можно варьировать, создавая тем самым группы и подгруппы элементов;
- цвета;
- образов (воображения) ;
- графического представления информации;
- оперирования с многомерными объектами;
- прострaнcтвенной ориентации – взаимное положение объектов, определяемое направлением движения от одного объекта к другому;
- гештальта
- ассоциаций
2. В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах, теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.
3. Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, приводит к потере самых неожиданных связей между ними.
4. Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
- записывается много ненужной информации;
- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
- теряется время на поиск ключевых слов. [2]
Построение Интеллект-карт
Современные технические возможности позволяют за минимальное время донести поток объемной информации и главное сделать информацию легковоспринимаемой. Карта состоит из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. При создании Интеллект-карты проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.
Принципы рисования очень просты: (на примере Интеллект-карты «Строение мембраны» – Приложение 1)
Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре.
- От центрального образа отходят ветки первого уровня и пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
- Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
- При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Интеллект-карта включает в себя несколько систем понятий, каждую из которых можно использовать отдельно, учитывая тему урока.
Отличие Интеллект-карты от системы понятий
В отличие от систем понятий Интеллект-карта имеет линии разной толщины и символизирует важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий. Принципиальная разница в том, что система понятий одномерна, т.е. каждая стрелка в системе читается одинаково – «состоит из …» или «содержит …». Обязательное условие, прежде чем перейти к обучению составления Интеллект-карт, необходимо научить суворовцев составлять систему понятий по малым тематическим объемам. Например: изучая строение мембраны используется одна схема
,
далее изучая функции – другая схема
.
А можно провести взаимосвязь в виде Интеллект-карты «Строение и функции мембраны»
.
Включение Интеллект-карты на уроке
Каждому суворовцу предлагаются инструктивные вопросы, последовательность которых отражает логику изучаемого материала, а, следовательно, и составления Интеллект-карты и словарик терминов работающих при изучении данной темы.
Тема: «Плазма крови. Форменные элементы крови».
Проблемно-поисковые задания
Задание 1:
1) Допишите схему «Внутренняя среда организма»
и прочитайте ее.
2) Докажите, что все жидкости среды тесно связаны
между собой.
Задание 2: ответить на вопросы:
1) Объясните, с позиции химии следующее
утверждение: «Клетки могут существовать только в
жидкой среде».
2) Приведите научные доказательства того, что
клетки могут существовать только в жидкой среде.
3) К какому типу ткани относят кровь?
4) Каков состав крови?
5) Назовите форменные элементы крови?
6) Какие функции выполняет кровь?
7) К какому типу ткани относят лимфу?
8) Какой вид имеет лимфа?
9) Какой состав лимфы?
10) Функции лимфы.
11) Каков состав межклеточной жидкости?
12) Какие функции межклеточная жидкость
выполняет?
Задание 3: Словарик
Фагоцитоз – процесс обнаружения, захвата
и уничтожения чужеродных тел.
Лейкемия – поражение костного мозга и
перерождение здоровых клеток на опухолевые.
Оксигемоглобин – белок гемоглобин с О2
– (HbO8).
Анемия – понижение содержания гемоглобина
в крови.
Сыворотка – плазма крови без фибриногена
(растворимый белок плазмы).
Фибрин – нерастворимый белок, образует
тромб.
Гемофилия – несвертываемость крови.
Гемолиз – растворение крови.
Задание 4: «Свернуть» информацию урока в Интеллект-карту «Состав крови».
Используйте терминологию:
– состав
крови
–
анемия
–
плазма
– лейкемия
–
эритроциты
– гемофилия
–
лейкоциты
– фибрин
– тромбоциты
–
фибриноген
–
иммунитет
– вода
–
гемолиз
– минеральные соли
– форменные элементы
крови
– белки
2. Вопросы для Интеллект-карт «Состав крови»: (Приложение 2)
1) Назовите 2 основные части крови.
2) Назовите составляющие плазмы.
3) Какой растворимый белок плазмы вам известен?
4) Назовите форменные элементы крови.
5) Если концентрация NaCl в плазме, ниже, чем в
эритроцитах, какое явление произойдет с
клетками?
6) Если понижена концентрация гемоглобина или
количество эритроцитов, какое заболевание может
возникнуть?
7) Поражен костный мозг, какое заболевание клеток
крови возникает?
8) Если во внутреннюю среду попадают микробы, как
реагирует организм?
9) Поврежден сосуд, какие структуры помогут
организму?
10) Если помощи от организма нет, какое
заболевание возникает?
Учитывая, методический взгляд педагога по конкретному уроку, в Интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки, формулы и т.д. Такой учебный элемент (Интеллект-карта «Клетка») работает как вводное повторение при изучении темы в 10 классе, т.к. материал темы частично известен (изучался в курсе 9 класса), т.е. происходит активизация элементов ранее изученного содержания, которые становятся опopными при изучении нового материала.
Как идет Запоминание?
Например: при помощи Интеллект-карты, требуется
запоминать не 7 страниц текста (а слов несколько
сотен), а 17 ключевых слов. Что гораздо проще!
Для того чтобы карта отложилась в долговременной
памяти необходимо ее повторить несколько раз.
По Тони Бьюзену: после одного часа учебной работы
оптимальными интервалами времени для повторения
пройденного материала являются следующие:
- Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
- Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
- Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
- Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
- Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
- Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
- Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти. Повторение подразумевает, что ученик пробует:
- по памяти воссоздать карту
- и лишь потом сравнивает то, что вспомнил с оригиналом. [1]
100%-ые возможности карты по вовлечению учащихся в работу на уроке
Компьютерная технология позволяет
корректировать движение карты в зависимости от
тех учебных ситуаций, которые складываются на
уроке и тех целей, которые ставит преподаватель:
можно предложить достроить схему (суворовец или
группа суворовцев) используя интеpaктивную
доску. В это время с остальными суворовцами
проводиться работа с динамическими моделями,
работа по терминологии, работа по цепочке, т.е.
идет опрос всего взвода каждый урок! И за
короткий промежуток времени!
Технология составления Интеллект-карт дает
возможность целенаправленно объединить
конкретные структуры, процессы, явления по
объёмным темам в компактном варианте, а,
следовательно, обеспечить более качественную
фиксацию теоретического материала.
Приведу конкретный пример
Раскрытие понятия «клетка» в биологии – это объемный, достаточно трудный материал, который изучается на протяжении нескольких школьных лет. Использование компьютерной технологии позволяет «свернуть» и «развернуть» весь информационный объем. Интеллект-карта позволяет построить объемную модель изучения темы, ответа по теме, алгоритмов поиска решения проблем.
Вводиться четыре основных блоковых хаpaктеристик живой клетки:
- Уровни клеточной организации в природе.
- Разнообразие клеток в природе.
- Общность химического состава всех клеток в природе.
- Общность структурной организации клеток в природе.
Для каждого блока предлагается серия вопросов,
которые возможно, поставить перед
объяснением, самостоятельным изучением
текста или исследовании рисунков клеток
прокариот и эукариот в групповой или парной
работе. Эти же вопросы работают при актуализации
знаний, на этапе активного усвоения знаний, а
также в контролирующих работах. Компьютерная
презентация высвечивается постепенно по мере
работы над материалом. Для монологического
ответа необходимо весь блок «уровни клеточной
организации» высветить одновременно, дав
задание «прочитать» схему (отpaбатывается
умение разворачивать информацию). Возможно,
заменить термины «эукариотический» и
«прокариотический» рисунками клеток при опросе.
Вариантов множество! Каждый из блоков
Интеллект-карты работает на всех этапах урока, в
зависимости от поставленной методической цели
преподавателя. (Приложение 3)
Очень эффективно использование карт на
обобщающих уроках, уроках – повторения и при
подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Применение Интеллект-карт в проектной деятельности
Если карта составляется суворовцем или группой
суворовцев (проект «Генетическая терминология»),
тогда само предметное содержание становиться
средством запуска и поддержания процессов
саморазвития и самопознания обучающихся. \"Все,
что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как
я могу это применить\" – вот основной тезис
современного понимания метода проектов. (Приложение 4)
Образовательный и воспитательный эффект от
просмотра работ одноклассников был велик.
Таким образом, при помощи Интеллект-карт
решается поставленная задача – дать систему
обобщённых знаний. Суворовцы воспринимают
проблему целиком и прослеживают связи между
основными звеньями в этой системе, а учебный
процесс становиться интересным, и нет
необходимости заучивать большие объемы плохо
осмысленного материала. В результате применения
Интеллект-карт у суворовцев формируются
системные предметные знания и развиваются
умения, необходимые для самостоятельного поиска,
восприятия, переработки и присвоения
информации.
В заключении, хочу сказать, что использование
технологии составления Интеллект-карт при
изучении материала – это средства запуска и
поддержания саморазвития и самопознания
суворовцев. При этом урок не превращается в
развлечение, а используются из всего
разнообразия методы и приемы, которые помогают
достичь главной цели: научить суворовца учиться,
не потеряться в огромном информационном потоке,
а из различных источников выбирать,
анализировать, классифицировать информацию.
Предлагаю несколько вариантов Интеллект-карт. (Приложение 5, Приложение 6, Приложение
7, Приложение 8)
Области применения:
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как: проведение презентаций; принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие.
Информационные источники:
1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б.
Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – 4-е изд. – Мн.:
\"Попурри\", 2007, С. 54-55. (в оригинале «The mind map
book»).
2. Бершадский М.Е.
Психолого-педагогические основания метода карт
понятий (http://tip.psychology.org/ausubel.html).
Комментарии:
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
30 06 2025 20:29:15
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
29 06 2025 5:47:34
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
28 06 2025 6:38:41
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
27 06 2025 21:22:34
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
26 06 2025 21:51:30
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
25 06 2025 11:19:22
Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе.
...
24 06 2025 11:54:30
Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....
23 06 2025 22:38:17
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
22 06 2025 12:29:29
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
21 06 2025 12:53:37

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
20 06 2025 20:55:59
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
19 06 2025 5:15:31
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
18 06 2025 3:51:12
Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....
17 06 2025 16:33:18

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
16 06 2025 19:27:45
Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф".
Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....
15 06 2025 0:25:14
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
14 06 2025 16:58:56
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
13 06 2025 19:39:34
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции.
...
12 06 2025 12:42:18

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
11 06 2025 10:17:25
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
10 06 2025 4:34:43
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
09 06 2025 21:50:43
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
08 06 2025 13:29:37
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....
07 06 2025 0:34:16
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
06 06 2025 4:45:48
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
05 06 2025 18:59:31
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
04 06 2025 11:31:15
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
03 06 2025 6:39:58
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
02 06 2025 18:40:38
Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни.
Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д.
Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход.
...
01 06 2025 8:32:51
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
31 05 2025 8:54:33
Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....
30 05 2025 20:48:40
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
29 05 2025 14:30:31
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
...
28 05 2025 1:58:48
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
...
27 05 2025 15:22:28
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
26 05 2025 23:11:45
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
25 05 2025 12:37:10
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе.
...
24 05 2025 12:53:31
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
23 05 2025 3:57:21
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
22 05 2025 18:32:30
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
21 05 2025 5:45:57
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
20 05 2025 16:16:44

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
19 05 2025 1:15:47
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
18 05 2025 4:40:40
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
17 05 2025 5:59:20
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
16 05 2025 4:53:57
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
15 05 2025 10:44:28
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
14 05 2025 21:33:46
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
13 05 2025 11:52:51
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
12 05 2025 20:31:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::