Лаборатория фитоинвазий    

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

В данном курсе знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям:

  • Биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека, знание своего тела;
  • Санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена девочки и мальчика, уход за кожей, волосами, ногтями, вредные привычки, предупреждение употребления психоактивных веществ и др.;
  • Экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека, фактор закаливания организма и др.

Тема урока: Природа и человек.

Задачи: показать неразрывную связь человека и природы, зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; подвести учащихся к выводу о необходимости изучения природы, бережного отношения и охраны ее.

Оборудование: гербарные экземпляры культурных растений, таблицы и картины “Охрана природы”.

Основное содержание:

– Роль природы в жизни человека; влияние человека на окружающую среду.
– Человек – разумная часть природы.
– Природа – источник здоровья. Зависимость человека от природы.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Пользуясь знаниями, которые вы получили из курса “Природоведение”, подготовьте сообщение о роли природы в жизни человека, сохранение и укреплении его здоровья.
  2. Сделайте альбом по охране природы. Собирайте в него статьи, рисунки об охране природы.

Контроль знаний:

– Какова роль природы в жизни человека? Приведите примеры.
– Какие природные факторы способствуют сохранению и укреплению здоровья человека.
– Как вы понимаете выражение: “Человек – разумная часть природы”.
– Приведите примеры разумных действий человека в природе.
– Человек и природа неразрывно связаны между собой. Как вы понимаете это выражение?
– В чем проявляется благотворное влияние на человека общение с природой?

Тема урока: Питание животных и человека.

Задачи: расширить представление о питании живых организмов; показать особенности питания животных и человека; дать первоначальные сведения о гигиене питания, рациональном и полноценном питании.

Оборудование: таблицы: “Внутренние органы человека”, “Система органов пищеварения человека”.

Основное содержание:

– Питание – основа жизни.
– Особенности питания растений.
– Питание животных и человека готовыми органическими веществами.
– Роль питания в жизни человека.
– Основные питательные вещества и продукты питания.
– Опасность употребления в пищу незнакомых или некачественных продуктов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проделайте следующий опыт. Возьмите в рот кусочек черного хлеба и жуйте его минут 5, не глотая. Вы почувствуете, что размельченный хлеб стал сладким, так как крахмал хлеба под влиянием ферментов слюны расщепился до глюкозы.
  2. Какие продукты человек должен употреблять в пищу?
  3. Что вам известно о витаминах? В каких продуктах они содержаться?

Контроль знаний:

– Чем отличается питание растений от питания животных и человека?
– Что является пищей человека? Какие вещества в ней содержатся?
– Почему при обычном питании мы не чувствуем сладкого вкуса черного хлеба?
– Почему не рекомендуется торопиться при приеме пищи, есть всухомятку?
– Что такое рациональное питание?
– Прокомментируйте отрывок стихотворения:

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Тема урока: Берегите зубы.

Задачи: познакомить учащихся со строением и основными функциями зубов, правилами ухода за ними.

Оборудование: макет “Зубы”, тренажер для чистки зубов, скелет головы человека.

Основное содержание:

– Роль зубов в пищеварении, формирование звуков речи.
– Заболевание зубов.
– Правила ухода за зубами.
– Влияние курения на состояние зубов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Рассмотрите на скелете головы человека зубы: резцы, клыки, малые и большие коренные. Как строение связано с их функцией.
  2. Если в школе есть тренажер для чистки зубов, поупражняйтесь на нем, как правильно чистить зубы.
  3. Прокомментируйте следующий отрывок стихотворения:

Как поел – почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

Контроль знаний:

– Какова роль зубов в организме человека?
– Как строение зубов связано с выполняемой ими функцией?
– Что такое кариес зубов, и каковы причины его возникновения?
– Почему вредно употреблять холодную пищу сразу после горячей?
– Назовите основные правила ухода за зубами.
– Откуда в рот попадают бактерии, в том числе и болезнетворные?

Тема урока: Гигиена зрения.

Задачи: расширить представления учащихся о роли зрения в жизни человека; показать причины нарушения зрения; раскрыть гигиенические рекомендации для сохранения нормального зрения.

Оборудование: разборная модель глаза человека, влажный препарат глаза млекопитающего; оптическая скамья для демонстрации дефектов зрения и их исправления с помощью очков.

Основное содержание:

– Нарушение зрения: близорукость и дальнозоркость;
– Профилактика нарушений зрения.
– Гигиенические рекомендации по сохранению зрения.
– Первая помощь при повреждении глаз.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Назовите причины, вызывающие нарушения зрения.

Контроль знаний:

– Какое зрение считается нормальным?
– Что следует делать для профилактики близорукости?
– Почему надо часто мыть руки с мылом, менять личные полотенца, наволочки?
– Почему вредно читать лежа, в движущемся транспорте?
– В чем заключается вредное действие курения на зрение?
– Почему рекомендуется при приготовлении домашних заданий через каждые 35–45 минут давать отдых глазам примерно на 10 мин.

Тема урока: Здоровье человека. Здоровый образ жизни.

Задачи: расширить представление учащихся о здоровье; раскрыть сущность понятия “здоровый образ жизни”, дать краткую характеристику факторов здоровья.

Оборудование: режим дня школьника, двигательная активность, ее виды; закаливание организма; активный отдых.

Основное содержание:

– Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества.
– Здоровый образ жизни.
– Организация труда и отдыха, чередование умственного и физического труда.
– Роль личной гигиены в сохранении здоровья.
– Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Назовите факторы, способствующие здоровому образу жизни.
  2. Назовите факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье человека.

Контроль знаний:

– Что такое здоровье человека?
– Правильно ли утверждение, что здоровье – отсутствие болезни? Ответ обоснуйте.
– Древним римлянам принадлежит изречение: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть”. Объясните смысл этого изречения.
– Врачи утверждают, что люди с хорошим настроением реже болеют, а в периоды побед раны у солдат заживают быстрее и лучше. Как вы это объясните?

Тема урока: Режим дня школьника.

Задачи: формировать понятие “правильный режим дня и показать динамику изменения работоспособности учащихся в течение дня; раскрыть роль активного отдыха в сохранении здоровья и работоспособности учащихся; познакомить с примерным режимом дня.

Оборудование: таблицы “Примерная схема режима дня учащихся 5–8 классов”, “Продолжительность сна детей и подростков (в часах)”.

Основное содержание:

– Соблюдение режима дня. Чередование труда и отдыха.
– Активный отдых, его значение в режиме дня и сохранении здоровья.
– Продолжительность и гигиена сна.
– Усталость, утомление и переутомление.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Рассмотрите таблицу “Примерная схема режима дня учащихся 5–8 кл. (Приложение таб. № 1.)
  2. По образцу напишите ваш режим дня. В чем сходство и различия этих режимов? Ответ обоснуйте. Как вы считаете, правильно ли построен ваш режим дня?

Контроль знаний:

– Что такое режим дня и каково его значение в формировании здорового образа жизни?
– Что такое работоспособность и как ее следует учитывать при организации труда и отдыха человека?
– Какова роль активного отдыха в режиме дня?
– Почему важно, чтобы режимные моменты проводились в одно и тоже время?
– К чему приводят утомление и переутомление? Как снять усталость?

Тема урока: Гиподинамия.

Задачи: показать роль двигательной активности, физических усилий в укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.

Оборудование: ручной динамометр для измерения мышечной силы.

Основное содержание:

– Двигательная активность, ее влияние на здоровье, утренняя гимнастика, занятия спортом.
– Гиподинамия, ее последствия и предупреждение.
– Роль физического труда в сохранении работоспособности организма, его соответствие возрасту.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте сообщение к следующему уроку: “Мой двигательный режим”.

Контроль знаний:

– Как влияет на здоровье человека малоподвижный образ жизни?
– Что такое гиподинамия и каковы ее причины?
– Какие способы повышают двигательную активность учащихся?
– Некоторые люди предпочитают отдыхать, лежа на диване с книгой в руках или посматривая телевизионные программы. Правильно ли они поступают? Выскажите свое мнение.
– “Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира в состоянии заменить действие движения”. Объясните, как вы это понимаете?

Тема урока: Организация учебного труда.

Задачи: познакомить учащихся с организацией учебного труда в школе и дома; с условиями, обеспечивающими высокую работоспособность; с правилами выполнения домашних заданий.

Оборудование: таблицы: “Режим дня школьника”, “Труд и отдых”.

Основное содержание:

– Учение – умственный труд.
– Утомление и переутомление. Охранительная роль утомления.
– Гигиенические рекомендации по организации учебного труда в школе и дома.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Проверьте с помощью таблицы, соответствует ли разница стола и стула вашему росту (в школе и дома). (Приложение таб. № 2.)
  2. Проверьте, правильно ли вы сидите за столом во время письма. Соблюдаете ли вы следующие правила:

А) ноги опираются всей стопой о пол;
Б) ноги согнуты под прямым углом;
В) спина прямая;
Г) расстояние от глаз до верха и низа тетради было 30-35 см;
Д) стул заходит под крышку стола на 3-5 см;
Е) между туловищем и краем стола остается расстояние в ширину ладони.

Контроль знаний:

– Что такое утомление?
– В каком случае утомление считается нормальной реакцией на нагрузку?
– Чем утомление отличается от переутомления?
– Как правильно организовать учебный труд в школе и дома?
– Почему надо при приготовлении домашних заданий через каждые 40–45 минут делать перерыв, открыть форточку?
– К каким последствиям приводит неправильная посадка за рабочим столом? Что такое осанка?

Тема урока: Личная гигиена.

Задачи: продолжить формирование знаний о личной гигиене, ее роли в поддержании здорового образа жизни, раскрыть основные правила ухода за кожей.

Оборудование: лупа, рельефная таблица “Кожа человека”.

Основное содержание:

– Значение кожи в организме человека.
– Гигиена кожи.
– Уход за волосами, ногтями.
– Чистота одежды и обуви.

Контроль знаний:

– Почему важно, чтобы кожа была чистой?
– Какую роль выполняют потовые и сальные железы кожи?
– Каковы гигиенические правила ухода за кожей, волосами, ногтями?
– Какова роль кожи в поддержании здорового образа жизни?
– Многие заразные заболевания (дизентерия, брюшной тиф и др.) развиваются в результате попадания микробов с грязных рук, из-под ногтей в рот в результате приема пищи. Какой вывод можно сделать из этого сообщения?
– Как вы понимаете выражение: Здоровая кожа отражает здоровье человека?

Тема урока: Вред курения.

Задачи: раскрыть вредное влияние ядовитых веществ, содержащихся в табаке, на организм человека, его здоровье, здоровый образ жизни.

Оборудование: кинофильм “ Никотин. Алкоголь. В чем опасность?”

Основное содержание:

– Полезные и вредные привычки.
– Курение, вред табачного дыма.
– Последствия курения, его влияние на кровеносные сосуды, голосовые связки, органы дыхания.
– Вред курения для окружающих.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Некурящий человек сберегает не только свое собственное здоровье, но и здоровье окружающих людей. Объясните, как вы это понимаете.
  2. Объясните, почему некурящие люди все настойчивее заявляют о своих правах дышать чистым воздухом и выдвигают все больше возражений против курения.
  3. Подготовьте сообщение на тему: “Вредное влияние курения на организм человека” и выступите с ним на следующем уроке.

Контроль знаний:

– Приведите примеры полезных привычек у себя, ваших друзей.
– Что такое вредные привычки? Назовите их и охарактеризуйте.
– Почему курение особенно опасно для детей и подростков?
– Можно ли сказать, что курящий человек ведет здоровый образ жизни?

Тема урока: Загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье человека.

Задачи: показать учащимся источники загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье человека.

Оборудование: серия таблиц, рисунков с изображением загрязнителей окружающей среды.

Основное содержание:

– Источники загрязнения окружающей среды.
– Влияние выхлопных газов автотранспорта, промышленных предприятий на состояние окружающей среды, здоровье человека.
– Тепловое, шумовое, световое, электромагнитное загрязнение, их неблагоприятное воздействие на организм человека.
– Биологическое загрязнение.

Контроль знаний:

– Можно ли состояние окружающей среды отнести к факторам, способствующим здоровому образу жизни?
– Подготовьте сообщение на тему: “Загрязнение окружающей среды – мощный сигнал человечеству принимать все возможные меры для ее охраны и сохранения жизни на Земле”. С этим сообщением выступите на заключительном уроке-конференции на тему: “Природа и человек – взаимосвязаны, едины”.

Приложение.

Табл. № 1.

  Режимные моменты Время
1 Подъем 7.00
2 Утренняя гимнастика, умывание до пояса 7.05–7.20
3 Утренний туалет, уборка спальни 7.20–7.40
4 Завтрак, путь в школу 7.40–8.30
5 Учебные занятия 8.30–14.00
6 Обед 14.00–14.30
7 Подвижные игры на воздухе, труд в школе и дома 14.30–16.00
8 Приготовление заданий 16.00–18.00
9 Физический труд, занятия кружков, секций 18.00–19.30
10 Ужин 19.30–20.00
11 Свободное время, прогулка перед сном 20.00–20.30
12 Вечерний туалет 20.30–21.00
13 Сон 21.00–7.00

Табл. № 2.

Рост в см Высота крышки стола над полом Высота края сидения над полом
До 130 54 см 32 см
130–145 60 см 36 см
145–160 66 см 40 см


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

19 10 2020 15:39:18

Программа развития экологической культуры младших школьников

В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

18 10 2020 23:57:14

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

Представлен конспект урока окружающего мира по теме: " Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л. В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

17 10 2020 16:20:54

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

16 10 2020 3:14:20

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

15 10 2020 21:10:32

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И. П. является 2-м в теме « Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

14 10 2020 7:26:44

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

13 10 2020 7:23:30

Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников

В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....

12 10 2020 0:56:35

Доказательства эволюции

Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

11 10 2020 13:17:25

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух команд обобщить и повторить тему " Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

10 10 2020 22:23:27

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме « Соцветия». Урок сопровождается презентацией....

09 10 2020 15:45:29

Конспект урока "Деление клетки"

Изучение основных этапов деления клетки....

08 10 2020 13:17:38

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

07 10 2020 18:15:42

Урок-практикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

06 10 2020 21:34:42

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

05 10 2020 1:31:13

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю И К Т своей работе. Я представляю урок по теме: " Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию И К Т на уроках биологии....

04 10 2020 16:13:30

Экологический эрудицион

Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

03 10 2020 1:19:35

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

02 10 2020 8:34:30

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

Урок составлен по программе Пономаревой И. Н. и проводится в 8-м классе по теме " Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

01 10 2020 3:26:34

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи Е Г Э по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стебля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение практических работ и проведение экскурсий....

30 09 2020 22:51:24

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

29 09 2020 18:13:55

План-конспект открытого урока по теме "Многообразие живого мира России"

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....

28 09 2020 1:17:51

Урок биологии с ИКТ. Тема: "Особенности питания и пищеварения у животных"

Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....

27 09 2020 8:53:32

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

26 09 2020 18:58:36

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-практических конференций в гимназии № 1. ...

25 09 2020 15:12:27

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

В соответствии с Ф Г О С одной из главных личностных характеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

24 09 2020 15:40:44

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником " Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит практическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

23 09 2020 2:18:14

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

22 09 2020 1:58:37

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

21 09 2020 6:38:50

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

20 09 2020 11:12:58

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

19 09 2020 6:45:59

Опорные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи Е Г Э и поступлению в вуз....

18 09 2020 10:15:28

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

17 09 2020 19:51:11

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

16 09 2020 4:32:45

Элективный курс "Практическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников

Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....

15 09 2020 3:51:50

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

14 09 2020 4:11:13

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

13 09 2020 17:35:27

Голосеменные растения. Общая характеристика и значение в природе

Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

12 09 2020 19:44:57

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

11 09 2020 0:20:57

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

10 09 2020 21:45:45

Тема урока: "Рациональное питание"

Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через З О Ж....

09 09 2020 14:50:55

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы « Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

08 09 2020 12:44:10

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

07 09 2020 10:30:48

Виртуальная мини-экскурсия в тропики

Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...

06 09 2020 16:26:10

"Обмен белков, жиров и углеводов"

Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

05 09 2020 14:23:46

Урок-игра "Прощание с ботаникой"

Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

04 09 2020 3:24:45

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

03 09 2020 1:44:19

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

02 09 2020 12:39:47

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

01 09 2020 12:27:51

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс « Компетентностная педагогика»....

31 08 2020 9:56:33

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

30 08 2020 21:32:47

Функции переднего мозга

Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

29 08 2020 7:16:53

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"

Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....

28 08 2020 20:57:45

Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"

Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого характера....

27 08 2020 8:22:48

Строение и функции клетки

Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

26 08 2020 7:11:58

Описание открытого урока "Царство Грибы"

Урок проводится в 7-м классе, после темы " Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы " Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование И К Т на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

25 08 2020 4:45:29

Урок биологии в 8-м классе по теме "Поликлиника"

Урок биологии в 8-м классе " Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача. ...

24 08 2020 19:10:28

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

23 08 2020 5:40:42

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

Урок обобщения знаний по теме " Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

22 08 2020 5:30:50

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под З О Ж они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

21 08 2020 0:25:57

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

20 08 2020 6:57:11

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

19 08 2020 20:31:49

Типы соединения костей. Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета

Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду З О Ж, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....

18 08 2020 11:39:22

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный « Тематический круглый стол». ...

17 08 2020 7:16:35

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: " Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы " Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической практике. Практически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

16 08 2020 12:11:32

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии Е Г Э в новых, нестандартных формах....

15 08 2020 1:14:18

Конструкторское бюро живой природы

Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....

14 08 2020 18:23:50

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме " Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

13 08 2020 11:46:43

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

12 08 2020 6:32:59

Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....

11 08 2020 11:18:12

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

10 08 2020 19:33:51

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

09 08 2020 14:31:13

Землятрясение. 5-й класс

Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу ( Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина « Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

08 08 2020 15:48:43

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

07 08 2020 23:41:34

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

06 08 2020 3:40:23

Тема урока: "Рациональное питание"

Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через З О Ж....

05 08 2020 11:53:38

Акулы

Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

04 08 2020 13:56:55

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

03 08 2020 10:23:35

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

02 08 2020 9:18:36

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина « У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры « Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

01 08 2020 23:56:52

Наследственные болезни человека

На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

31 07 2020 14:53:15

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

30 07 2020 9:23:16

Незатейливая жизнь насекомых

В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....

29 07 2020 15:36:18

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

Этот урок является первым в теме " Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии ( Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

28 07 2020 2:38:56

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

27 07 2020 13:43:13

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

26 07 2020 2:25:21

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

25 07 2020 11:19:43

Урок на тему "Как питаются паразиты"

Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

24 07 2020 13:21:41

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

23 07 2020 20:16:42

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

22 07 2020 0:17:16

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием И К Т и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

21 07 2020 13:51:40

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

20 07 2020 12:51:32

Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс

Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....

19 07 2020 7:54:44

Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс

Урок завершает тему " Класс рыбы", " Класс земноводные", " Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....

18 07 2020 11:50:51

Школьный практикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к практике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с практической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, практические работы на участке, использование кинофильмов....

17 07 2020 8:32:13

Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс

Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....

16 07 2020 15:18:48

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интерактивных средств персонального компьютера". 8-й класс

На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

15 07 2020 7:58:29

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий « Вид», « Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...

14 07 2020 4:14:54

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

13 07 2020 0:59:14

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

12 07 2020 13:53:44

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

11 07 2020 18:16:29

Тема урока: "Витамины"

Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...

10 07 2020 18:16:31

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

09 07 2020 21:36:41

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

08 07 2020 15:14:26

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

07 07 2020 23:28:32

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

Представленный урок " Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с практикой жизни....

06 07 2020 5:27:31

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

05 07 2020 15:59:18

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме « Числовые последовательности. ...

04 07 2020 18:36:48

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

03 07 2020 21:42:19

Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"

Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...

02 07 2020 2:36:31

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

01 07 2020 7:22:26

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

30 06 2020 10:41:45

Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....

29 06 2020 8:35:47

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...

28 06 2020 19:35:59

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

27 06 2020 7:22:31

Воздушная одежда Земли

Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие практических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме « Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

26 06 2020 7:14:48

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

25 06 2020 18:11:33

Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....

24 06 2020 2:37:57

Практическая работа "Вегетативное размножение растений"

Главным мотивом выбора темы является практическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

23 06 2020 3:26:50

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

22 06 2020 15:18:11

Вегетативное размножение. 6-й класс

На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится практическая работа в микрогруппах....

21 06 2020 21:25:48

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

20 06 2020 5:49:13

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. 8-й класс

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....

19 06 2020 20:19:16

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач ( Т Р И З), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

18 06 2020 1:39:40

Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"

Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос " Зачем учить биологию и экологию". ...

17 06 2020 1:46:33

Урок "Происхождение человека"

Урок биологии по теме « Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н. И. Сонина « Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

16 06 2020 10:54:33

Лабораторный практикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

15 06 2020 20:58:49

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

Урок биологии в 6-м классе по теме « Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в характере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

14 06 2020 20:30:30

Оказание первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует Ф Г О С, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....

13 06 2020 14:56:20

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

Урок является заключительным в теме « Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

12 06 2020 15:41:59

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

11 06 2020 5:12:53

Классификация цветковых растений

При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

10 06 2020 0:38:46

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

09 06 2020 2:45:24

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

08 06 2020 19:53:45

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме « Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

07 06 2020 1:47:53

Правильная осанка – залог здоровья

Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опорно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...

06 06 2020 6:31:56

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

05 06 2020 23:25:34

Удивительное рядом. Бабочки

Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

04 06 2020 10:29:58

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

03 06 2020 20:20:59

Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку

На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....

02 06 2020 2:27:59

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

01 06 2020 12:19:37

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

31 05 2020 7:33:26

Взаимоотношения между организмами

Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....

30 05 2020 21:12:36

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

29 05 2020 5:19:57

Осевой скелет

Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К. И., Сапина М. Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

28 05 2020 21:50:13

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Факторы влияния

Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....

27 05 2020 21:31:38

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы М О У " С О Ш № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями Ф Г О С среднего (полного) общего образования....

26 05 2020 12:22:29

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"

Урок по теме " Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В. М. Пакуловой, В. В. Пасечника, В. В. Латюшина (учебник Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева " Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...

25 05 2020 20:15:43

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

24 05 2020 9:12:21

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тракта крупного рогатого скота"

Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса " Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

23 05 2020 12:33:42

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)