План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"

Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: пpaктическое занятие.
Цели:
- продолжить формирование мировоззрения учащихся о непрерывности жизни;
- познакомить с химико-биологической разницей процессов, происходящих в клетке во время митоза и мейоза;
- формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза и мейоза;
- формировать навыки сравнительного анализа процессов деления клетки;
Задачи:
1. образовательные:
а) актуализировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе, амитозе, мейозе);
б) сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности;
2. воспитательная: развивать познавательный интерес к информации из разных областей науки;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
б) продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать процессы деления клетки;
Учебное оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, модель-аппликация “Деление клетки. Митоз и мейоз” (демонстрационный и раздаточный комплекты); таблица “Митоз. Мейоз”.
Структура урока (занятие рассчитано на один академический час, проводится в кабинете биологии с мультимедийным проектором, рассчитано на 10 класс химико-биологического профиля). Краткий план занятия:
1. организационный момент (2 мин);
2. актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки (8 мин);
3. обобщение знаний о процессах митоза и мейоза (13 мин);
4. пpaктическая работа “Черты сходства и различия между митозом и мейозом (15 мин);
- закрепление знаний по изученной теме (5 мин);
- домашнее задание (2 мин).
Подробный конспект занятия:
1. организационный момент. Пояснение цели урока, его место в изучаемой теме, особенности проведения.
2. актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки: - деление клеток;
- митоз, амитоз, мейоз; |
- пoлoвые, соматические клетки; |
- гаплоидный, диплоидный набор хромосом; |
- редукционное деление; |
- конъюгация хромосом; |
- кроссинговер; |
3. обобщение знаний о процессах деления клетки:
3.1. Митоз:
- демонстрация интеpaктивной модели “Митоз”;
- пpaктическая работа с моделью-аппликацией “Митоз” (раздаточный материал на каждого ученика, отработка навыка учащихся показывать последовательность процессов митоза);
- работа с моделью-аппликацией “Митоз” (демонстрационный комплект, проверка результатов пpaктической работы)
- беседа о фазах митоза:
Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК) | Рисунок | Хаpaктеристика фазы, расположение хромосом |
Профаза 2n4c |
Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом. | |
Метафаза 2n4c |
Выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 4n4c |
Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами). | |
Телофаза 2n2c |
Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счёт борозды деления, в растительных клетках – за счёт клеточной пластинки. |
- беседа об изменении формулы ядра в клетке; |
- беседа о результатах митоза: из одной диплоидной материнской клетки образуется две диплоидные материнские клетки; |
- беседа о биологическом значении
митоза: а) обеспечивает стабильность кариотипа соматических клеток в течение всей жизни организма; б) представляет собой один из главных механизмов роста, т.к. в результате митоза число клеток в организме увеличивается; в) обеспечивает бесполое размножение, регенерацию утраченных частей, замещение клеток у многоклеточных организмов. |
3.2. Мейоз.
- демонстрация интеpaктивной модели “Мейоз”
- пpaктическая работа с моделью-аппликацией “Мейоз” (раздаточный материал на каждого ученика, отработка навыка учащихся показывать последовательность процессов мейоза);
- работа с моделью-аппликацией “Мейоз” (демонстрационный комплект, проверка результатов пpaктической работы)
- беседа о фазах мейоза:
Фаза мейоза, набор
хромосом (n - хромосомы, с - ДНК) |
Рисунок | Хаpaктеристика фазы, расположение хромосом |
Профаза 1 2n4c |
Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом, конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер. | |
Метафаза 1 2n4c |
Выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки, прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 1 2n4c |
Случайное независимое расхождение двухроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки (из каждой пары гомологичных хромосом одна хромосома отходит к одному полюсу, другая – к другому), перекомбинация хромосом. | |
Телофаза 1 в обеих клетках по 1n2c |
Образование ядерных мембран вокруг групп двухроматидных хромосом, деление цитоплазмы. | |
Профаза 2 1n2c |
Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления. | |
Метафаза 2 1n2c |
Выстраивание двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 2 2n2c |
Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами), перекомбинация хромосом. | |
Телофаза 2 в обеих клетках по 1n1c Всего 4 по 1n1c |
Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия) с образованием двух, а в итоге обоих мейотических делений – четырех гаплоидных клеток. |
- беседа об изменении формулы ядра клетки
- беседа о результатах мейоза:
из одной гаплоидной материнской клетки образуется четыре гаплоидные дочерние клетки
- беседа о значении мейоза: а)поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение (диплоидный набор хромосом каждый раз восстанавливается в ходе оплодотворения в результате слияния двух гаплоидных гамет;
б) мейоз - один из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости);
4. Пpaктическая работа “Сравнение митоза и мейоза” с использованием презентации “Митоз и мейоз. Сравнительный анализ” (см. Приложение 1)
- у учащихся домашние заготовки таблицы:
Сравнение |
Митоз | Мейоз |
Сходство | ||
Различия | ||
- отработка черт сходства между митозом и мейозом:
Сравнение | Митоз | Мейоз |
Сходства | 1. Имеют одинаковые фазы деления. | |
2. Перед митозом и мейозом происходит самоудвоение молекул ДНК в хромосомах (редупликация) и спирализация хромосом. | ||
Различия | ||
- отработка общих различий между митозом и мейозом (с небольшими уточнениями по фазам деления):
Сравнение | Митоз | Мейоз |
Сходства | 1.Имеют одинаковые фазы деления. | |
2.Перед митозом и мейозом происходит самоудвоение молекул ДНК в хромосомах (редупликация) и спирализация хромосом. | ||
Различия | 1. Одно деление. | 1. Два последовательных деления. |
2. В метафазе все удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору раздельно. | 2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами). | |
3. Нет конъюгации | 3. Есть конъюгация | |
4. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления. | 4. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК. | |
5. Образуются две диплоидные клетки (соматические клетки). | 5. Образуются четыре гаплоидные клетки (пoлoвые клетки). | |
6.Происходит в соматических клетках | 6. происходит в созревающих пoлoвых клетках | |
7.Лежит в основе бесполого размножения | 7.Лежит в основе пoлoвoго размножения |
5. Закрепление материала.
Выполнение задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
Соотнесите отличительные признаки и типы деления клетки:
Отличительные признаки Типы деления клеток
1. Происходит одно деление | А) митоз |
2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами). | |
3. Нет конъюгации | В) мейоз |
4. Поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение | |
5. Два последовательных деления. | |
6. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления | |
7. Образуются четыре гаплоидные клетки (пoлoвые клетки). | |
8. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК. | |
9. Есть конъюгация | |
10. Образуются две диплоидные клетки (соматические клетки) | |
11. В метафазе по экватору выстраиваются
все удвоенные хромосомы раздельно 12. Обеспечивает бесполое размножение, регенерацию утраченных частей, замещение клеток у многоклеточных организмов |
|
13. Обеспечивает стабильность кариотипа соматических клеток в течение всей жизни | |
14.Является одним из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости; |
6. Домашнее задание:
- таблицу “Сравнение митоза и мейоза” оформить в тетради
- повторить материал о митозе и мейозе (подробно о стадиях)
29,30 (В.В.Пасечник);19,22 с.130-134 (Г.М.Дымшиц)
-подготовить таблицу “Сравнительная хаpaктеристика хода митоза и мейоза”
Сравнительная хаpaктеристика митоза и мейоза
Фазы клеточного цикла, ее итог | Митоз | Мейоз | |
I деление | II деление | ||
Интерфаза : синтез ДНК ,РНК , АТФ,
белков , увеличение количества органелл, достраивание второй хроматиды каждой хромосомы |
|||
Профаза: а) спирализация хромосом б) разрушение ядерной оболочки; в) разрушение ядрышек; г) формирование митотического аппарата:расхождение центриолей к полюсам клетки, образование веретена деления |
|||
Метафаза: а) формирование экваториальной пластинки- хромосомы выстраиваются строго по экватору клетки; б) прикрепление нитей веретена деления к центромерам; в) к концу метафазы – начало разъединения сестринских хроматид |
|||
Анафаза: а) завершение разделения сестринских хроматид; б) расхождение хромосом к полюсам клетки |
|||
Телофаза – формирование дочерних
клеток: а) разрушение митотического аппарата; б) разделение цитоплазмы; в) деспирализация хромосом; |
Приложение
Список литературы:
1. И.Н.Пименова, А.В.Пименов – Лекции по общей биологии - Саратов, ОАО “Издательство “Лицей”, 2003 г.
2. Общая биология: учебник для 10-11 классов с углублённым изучением биологии в школе/Под ред. В.К.Шумного, Г.М.Дымшица, А.О.Рувинского. – М., “Просвещение”, 2004г.
3. Н. Грин, У.Стаут, Д. Тейлор – Биология: в 3-х томах. Т.3.: пер. с англ./Под ред. Р.Сопера. – М., “Мир”, 1993 г.
4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова – Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М., “АСТ-ПРЕСС ШКОЛА”, 2004 г.
5. Д.И.Мамонтов – Открытая биология: полный интеpaктивный курс биологии (на CD)– “Физикон”, 2005 г.
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
...
30 01 2023 13:37:54
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
29 01 2023 2:24:49
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
28 01 2023 16:53:39
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
27 01 2023 5:25:26
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
26 01 2023 9:21:46
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
25 01 2023 22:42:52
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
24 01 2023 10:36:45
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
23 01 2023 16:42:36
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.
...
22 01 2023 9:14:53
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
21 01 2023 23:48:40
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
20 01 2023 4:45:43
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
19 01 2023 11:27:26
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
18 01 2023 18:55:54
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
17 01 2023 5:11:24
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
16 01 2023 11:10:46
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
15 01 2023 7:26:50
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
14 01 2023 13:26:30
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
13 01 2023 9:55:35
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
12 01 2023 1:11:31
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
11 01 2023 8:22:31
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
10 01 2023 11:57:47
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
09 01 2023 2:59:58
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
08 01 2023 10:27:47
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
07 01 2023 18:44:59
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
06 01 2023 4:57:30
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
05 01 2023 11:33:17
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
04 01 2023 12:45:32
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
03 01 2023 17:36:54
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
02 01 2023 1:56:44
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
01 01 2023 9:18:34
Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....
31 12 2022 21:52:33
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....
30 12 2022 11:28:42
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
29 12 2022 22:55:54
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
28 12 2022 5:52:26
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
27 12 2022 15:45:31
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
26 12 2022 13:26:58
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
25 12 2022 9:34:19
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
24 12 2022 4:39:55
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
23 12 2022 9:53:58
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
22 12 2022 14:29:57
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
21 12 2022 5:24:52
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
20 12 2022 11:55:44

Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
19 12 2022 15:45:30
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
18 12 2022 10:50:10
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
17 12 2022 22:23:35
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
16 12 2022 17:31:38
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
15 12 2022 20:26:17
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
14 12 2022 3:20:31
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
13 12 2022 22:13:34
Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной
презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование
проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную
деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....
12 12 2022 3:56:42
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::