Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма


    Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

Содержание:

Ключевые понятия:

Гормоны. Гормоны гипофиза. Гиперфункция и гипофункция гипофиза. Гормоны щитовидной железы. Болезни щитовидной железы. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Болезни, связанные с гиперфункцией и гипофункцией ЖВС.

Планируемый результат:

Называть: некоторые гормоны желез внутренней секреции , заболевания щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, поджелудочной железы.

Объяснять причины возникновения заболеваний желез внутренней секреции, связь строения и функции желез внутренней секреции.

Определять: по рисунку или фотографии железы внутренней секреции

Анализировать: воздействие внешних факторов на работу организма.

Оборудование и материал:

  • иллюстрации по теме урока,
  • таблички с названиями комaнд на столах,
  • слайды презентации,
  • карточки с названиями желёз внутренней,
  • смешанной и внешней секреции для выполнения задания у доски,
  • карточки – задания для комaнд,
  • дополнительная литература для работы с карточками-заданиями,
  • перечень вопросов самостоятельной работы.

Ход урока

Организационный момент.

(Обучающиеся класса заранее поделены на комaнды).

Учащиеся входят в класс и комaнды занимают свои места.

В каждой комaнде по 7 – 8 человек.

Представление комaнд и капитанов (названия комaнды, капитан)

Этап проверки домашнего задания.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились со строением желез внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз. И сейчас мы посмотрим. чья же комaнда быстро сможет узнать изученные железы и охаpaктеризовать их.

У вас на столах лежат карточки с изображениями желез определенной секреции. Выполните задания, указанные в карточках.

(Обучающиеся выполняют задания).

Карточка-задание комaнды № 1

1.Какая железа изображена на рисунке под № 3?

2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.

Ответ: паращитовидная железа

Паращитовидные железы (паратиреоидные железы) — четыре небольших эндокринных железы, расположенные позади щитовидной железы, попарно у её верхушки и основания. Два участка расположено справа от трахеи, два — слева. Выpaбатывают паратиреоидный гормон, или паратгормон Паращитовидная железа регулирует уровень кальция в организме в узких рамках, так чтобы нервная и двигательная системы функционировали нормально. Когда уровень кальция в крови падает ниже определённого уровня, рецепторы паращитовидной железы, чувствительные к кальцию, активируются и секретируют гормон в кровь. Паратгормон стимулирует остеокласты, чтобы те выделяли в кровь кальций из костной ткани. Паратгормон — выpaбатывается скоплениями секреторных клеток в паренхиме железы. Необходим для поддержания концентрации ионов кальция в крови на соответствующем уровне.

Карточка-задание комaнды № 2

1.Какая железа изображена на рисунке под цифрой 6?

2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.

Ответ: поджелудочная железа.

Поджелудочная железа (железа смешанной секреции) Располагается в брюшной полости ниже желудка. Часть поджелудочной железы – островки Лангерганса, располагаются в разных местах железы. Инсулин  регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена из избытка глюкозы, отложение жира. При избыточном действии наступает шок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания в результате падения уровня глюкозы в крови. При недостаточном действии возникает сахарный диабет, при котором повышается уровень глюкозы в крови, появляется сахар в моче. Глюкагон  регулирует образование глюкозы из гликогена. Избыточное действие приводит к повышению уровня глюкозы в крови и стимулирует расщепление жира. При недостаточном действии уменьшается уровень глюкозы в крови.

Карточка-задание комaнды № 3

1.Какая железа изображена на рисунке под № 1?

2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.

Ответ: железа тимус

Тимус (вилочковая железа) Небольшой лимфоидный орган, состоит из двух долек, расположен за гpyдиной в средостении. Тимозин, тимопоэтины Стимулирует развитие и формирование иммунной системы в детском возрасте. Если продолжает активно функционировать у взрослого человека, могут развиваться заболевания, при которых разрушаются собственные белки организма.

Проверяется выполнение задания . от каждой комaнды отвечает один из учащихся.

- А теперь задание на умение распределить правильно железы секреции по группам.

(К доске магнитами прикреплены термины – названия желез внешней, внутренней и смешанной секреции).

1-й комaнде нужно выписать названия желез внешней секреции и объяснить свой выбор.

2-й комaнде - выписать названия желез внутренней секреции и объяснить свой выбор

3-й комaнде выписать названия желез смешанной секреции и объяснить свой выбор

Комaнды выполняют задания. Учитывается скорость и правильность выполнения.

2-й вариант проверки выполнения задания ( если позволяет техническое оснащение). Можно заранее записать на жёсткий диск компьютера анатомический атлас и подготовить интеpaктивную страницу “Нейрогумopaльная регуляция”. Учитель наводит стрелку на изображение железы, а ученики определяют название железы и к какому типу эта железа относится.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

  • железы внешней секреции
  • железы внутренней секреции
  • железы смешанной секреции
  • гипофиз
  • поджелудочная железа
  • сальные железы
  • эпифиз
  • щитовидная железа
  • пoлoвые железы
  • потовые железы
  • надпочечники
  • слюнные железы
  • желудочные железы

Далее учитель задаёт общий вопрос классу:

- Среди названных желез остановимся подробнее на железах внутренней секреции. Вспомните, в чем особенность работы этих желез? ( Ответы обучающихся по изученной теме).

- Наука, изучающая железы внутренней секреции называется Эндокринология ( греч.- эндос-внутри, крино-выделяю, логос-учение).Появляется слайд с расшифровкой слова

эндокринология.

 

- Биологически активные вещества выpaбатываются нашим организмом в очень маленьких количествах. Например,15 г гормона адреналина, выделяемого надпочечниками хватило бы для всех людей земного шара. Но избыток или недостаток гормонов вызывает серьёзные нарушения в работе организма.

Какие?

Об этом вы узнаете, выполнив задания.

Откройте конверты с заданиями. Ознакомьтесь с ними и приступайте к выполнению.

Все необходимые материалы у вас на столах. Это литература для изучения, иллюстрации. Таблицы на отдельном столе. Можете ими воспользоваться.

Комaнды выполняют задания.

Задание комaнде № 1

-Подготовьте сообщение о надпочечниках.

Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение,

какие выделяют гормоны, на что оказывают влияние эти гормоны.

Какие заболевания связаны с нарушением функций надпочечников?

Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Комaнда вносит сведения о железе, которую изучает.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы для ознакомления с надпочечниками:

1.Справочник Батуева. стр.12 ( о гормоне адреналине).

2.Учебник биологии

3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.

стр.50 таблица (о строении и расположении надпочечников).

При ответе используйте муляж или таблицу.

Задание комaнде № 2

Подготовьте сообщение о щитовидной железе

Расскажите о расположении железы, её строении , функциях, какие гормоны выделяет.

Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Комaнда вносит сведения о железе, которую изучает.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используйте список литературы:

1.Г.Л.Билич *Цитология *Гистология *Анатомия человека

( о расположении желёз игормонах)

2.Н.А.Фомин \"Физиология человека\" стр.110

3.стр. 182 №11 и №12 -рисунок.\"Карманный атлас анатомии человека\".

Задание комaнде № 3

-Подготовьте сообщение о ГИПОФИЗЕ

. Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение, какие выделяют гормоны , на что оказывают влияние эти гормоны.

Какие заболевания связаны с нарушением функций гипофиза?

Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Комaнда вносит сведения о железе, которую изучает.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
   

 

 

 

Список литературы для ознакомления с железой:

1.Справочник Батуева. стр.12.

2.Учебник биологии.

3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.

стр.50 таблица (о строении и расположении жвс).

При ответе используйте муляж или таблицу.

Примерные ответы комaнд.

НАДПОЧЕЧНИКИ.

Учитель проецирует слайд на доску во время ответа комaнды.

Слайд, показывающий расположение желез внутренней секреции

Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека 8-13 г. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества.

В корковом слое выpaбатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее пoлoвoе созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается Бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.

Мозговое вещество надпочечников выpaбатывает гормоны адреналин и норадреналин.

Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление, стимулирует сокращение гладких мышц. Т.Е адреналин влияет на работу всех внутренних органов. Он тормозит пищеварение при стрессе. Действуя на печень и скелетные мышцы, стимулирует распад гликогена. Влияет на распад липидов жировой ткани.

Норадреналин, действуя на артериолы, повышает тонус артериол и артериальное давление.

Количество этих гормонов контролируется нервной системой.

В стрессовой ситуации, напряженной физической и умственной работе выработка гормона адреналина увеличивается и усиливается деятельность симпатического отдела нервной системы.

ГИПОФИЗ

 

является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхности головного мозга. Ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом.

Масса гипофиза 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю.

(На экране проектора появляется изображение головного мозга).

Сагиттальный разрез мозга. Вид с медиальной стороны.

  1. -мозолистое тело;
  2. -свод;
  3. -таламус;
  4. -третий желудочек;
  5. -гипогаламус;
  6. -средний мозг;
  7. -серый бугор;
  8. -глазодвигательный нерв;
  9. -воронка;
  10. -инфундибулярная часть гипофиза;
  11. -гипофиз;
  12. -перекрест зрительный нервов;
  13. -передняя (белая) спайка.

Гипофиз выpaбатывает несколько гормонов.

Далее следуют слайды о функциях гипофиза, схема “Строение гипофиза”.

Гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.

Какая это функция? (Ростовая)

-Подумайте, ребята, на какой органоид клетки оказывает влияние гормон гипофиза соматотропин?

(Проникая в клетки, этот гормон усиливает выработку белков в рибосомах, вследствие чего клетки растут и делятся).

Если в детском возрасте выpaбатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается гипофизарная карликовость. Рост взрослого гипофизарного карлика не превышает 120 см , но тело пропорциональное.

При избытке гормона соматотропина рост взрослого человека более 2м 40см, т.е. развивается гигантизм.

Заболевание акромегалия возникает при избытке гормона роста тогда, когда процессы роста закончились и растут отдельные органы: например, нос, рот, уши, конечности., язык.

Далее демонстрируется слайд “Гормоны гипофиза”

Гормоны аденогипофиза

Тиротропин Стимулирует деятельность фолликулов щитовидной железы.
Кортикотропин Стимулирует деятельность коркового вещества надпочечников.
Гонадотропины Регулируют функции пoлoвых желез.
Cоматотропин (гормон роста) Стимулирует рост тканей, главным образом, скелетных.
Меланотропин Стимулирует синтез меланина — пигмента, придающего коже оттенок загара.
Пролактин Стимулирует образование молока в период кормления гpyдью.

Гормоны нейрогипофиза

Окситоцин Стимулирует сокращения матки при родах и секрецию молочных желез.
Вазопрессин Сужает кровеносные сосуды, замедляет образование мочи.

Щитовидная железа.

Она расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

На экране появляется изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение.

Микроскопическое строение щитовидной железы

Эта железа состоит из правой и левой доли, перешейка. Железа серого цвета. Масса железы взрослого человека 20 -30 г. Снаружи железа покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь железы отходят перегородки трабекулы, которые разветвляясь, разделяют её на дольки. Паренхима железы состоит из пузырьков – фолликулов. Пузырьки захватывают йод. Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается синтез гормона, поглощение клетками йода и йодирование. Эту функцию выполняют клетки тироциты. В стенках фолликулов есть и другие, более крупные клетки. Они продуцируют гормон тиреокальциотонин, участвующий в регуляции обмена кальция и фосфора. Он тормозит всасывание кальция из костей и уменьшает содержание кальция в крови.

Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод.

Демонстрируется слайд “Необходимое количество йода”.

 

Слайд “Необходимое количество йода”.

При его недостатке или отсутствии ткань щитовидной железы разрастается. Это заболевание называется базедовой болезнью или зобом. Заболевание сопровождается повышенной температурой тела.

На экране проектора появляется изображение больного зобом.

-Как вы думаете, если температура тела повышена, то интенсивно или вяло протекают обменные процессы в клетке? (обменные процессы протекают интенсивно, вещества окисляются быстро). Работа сердца усиливается. Больные худы. Глаза “выпучены”. Кроме того, у них повышена возбудимость.

Прежде всего, это заболевание наблюдается в регионах с недостатком йода в почве.

Поэтому в таких регионах необходимо использовать поваренную соль, в которую подмешан небольшой процент йодида калия.

Необходимо употрeбллять в пищу морепродукты, богатые содержанием йода.

- Группа ребят вашего класса провела небольшое исследование по выявлению поступления необходимого количества йода с пищей школьников нашей гимназии.

Ребята дают небольшую справку о том, какие продукты чаще всего употрeбляют школьники в пищу. Далее заслушивается сообщение о динамике заболеваемости заболеваний щитовидной железы.

В процессе приготовления пищи количество йода уменьшается.

На экране появляется слайд “Суточные нормы йода”, “Потеря йода в пищевых продуктах при обработке”, “Продукты богатые йодом”.

- Заболевание микседема выражается, наоборот, в понижении обмена веществ, возбудимости нервной системы, отёчности. Отеки связаны с замедлением работы сердца, что ведет к отеку ног.

При недостатке йода в организме в детском возрасте нарушается рост (пропорциональность тела). Ребёнок отстает в физическом и умственном развитии.

Развивается кретинизм.

 

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
Гипофиз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щитовидная железа

 

 

 

Паращитовидная железа

 

Вилочковая железа (тимус)

А.Передняя доля

 

 

 

 

 

Б.Промежуточная доля.

 

В.Задняя доля

 

Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.

 

 

Расположена в грудной части.

Состоит из правой и левой долей.

  • Регуляция функций пoлoвых
  • Желез, деятельность коры надпочечников, щитовидной железы, выделяет гормон роста- соматотропин.Соматотропин ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров.
  • Тиреотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы.
  • Кортикотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.
  • Пролактин-влияет на рост тканей молочной железы, продукцию молока.
  • Лютенизирующий гормон-
  • Стимулирует синтез пoлoвых гормонов.

Меланостимулирующий гормон- синтез меланина,пигментация кожи.

Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи.

Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления).

Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса.

Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови.

Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.

 

Выpaбатывает гормоны тимозин и тимопоэтин.

Влияет на рост организма. Выpaбатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию.

Закрепление нового материала.

- А теперь, давайте обратимся к литературе.

Послушайте небольшой отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Живые мощи”.

Учитель читает отрывок из произведения. Появляется слайд с текстом отрывка из рассказа.

О каком же заболевании говорится в произведении (Бронзовая болезнь.)

А теперь решите биологическую задачу.

По описанию поведения больных определите, у кого из них щитовидная железа выpaбатывает мало гормона, у кого – избыток.

А. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.

(ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)

Б. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.

(ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).

- Ребята. сделайте выводы о работе и значении желез внутренней секреции.

1.Действие гормонов на органы

2.Действие гормонов на клетки-мишени

3.Активность гормонов

4.Роль гормонов в гомеостазе

Примерные ответы учащихся:

1.Действие гормонов носит дистантный хаpaктер- органы, на которые действуют гормоны расположены далеко от железы.

2.Действие гормонов строго специфично. Некоторые гормоны действуют лишь на определенные клетки-мишени.

3.Гормоны обладают высокой биологической активностью.

4.Гормоны участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.

-Какие же основные функции гормонов можно выделить?

Три основные функции гормонов:

  • роста и раз вития организма -
  • адаптации к постоянно меняющимся условиям среды
  • обеспечение гомеостаза

Подведение итогов урока.

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Расскажите о работе ваших комaнд на уроке.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Информация о домашнем задании.

1.§45 учебника “Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма”. Сообщения по теме (по желанию).

2.Выполнить в рабочей тетради № 2 задания №№173-175.

3.Заполнить таблицу “ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ”

4.Подготовить презентацию по теме урока ( по желанию)

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
Гипофиз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щитовидная железа

 

 

 

Паращитовидная железа

 

Вилочковая железа (тимус)

А.Передняя доля

 

 

 

 

 

Б.Промежуточная доля.

 

В.Задняя доля

 

Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.

 

 

Расположена в грудной части.

Состоит из правой и левой долей.

  • Регуляция функций пoлoвых
  • Желез, деятельность коры надпочечников, щитовидной железы, выделяет гормон роста- соматотропин.Соматотропин ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров.
  • Тиреотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы.
  • Кортикотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.
  • Пролактин-влияет на рост тканей молочной железы, продукцию молока.
  • Лютенизирующий гормон-
  • Стимулирует синтез пoлoвых гормонов.

Меланостимулирующий гормон- синтез меланина, пигментация кожи.

Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи.

Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления).

Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса.

Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови.

Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.

 

Выpaбатывает гормоны тимозин и тимопоэтин.

Влияет на рост организма. Выpaбатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию.

При разработке данного методического материала урока использованы следующие ресурсы:

  1. http://college.ru Открытый колледж. Интеpaктивное задание “Биология. Человек”, 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р.
  2. http://www.informika.ru/text/database/biology/ Иллюстрации презентации по теме урока.
  3. http://medkarta.com О строении и функции организма человека
  4. строение щитовидной железы
  5. Сканированные иллюстрации из Р.Уокер “ Анатомия человека иллюстрированный атлас”
  6. З.Брем Биология. Справочник школьника и студента. М.: дрофа, 1999.
  7. С.Г.Мамонтов Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: Дрофа. 2007



Комментарии:

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

16 07 2025 22:28:40

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

15 07 2025 9:23:45

Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

      На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....

14 07 2025 7:30:28

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

13 07 2025 13:25:22

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"


    Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

      <p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

12 07 2025 11:31:23

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....

11 07 2025 22:58:18

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"


    Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

      Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

10 07 2025 20:11:24

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

09 07 2025 7:37:48

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

08 07 2025 0:13:29

Многообразие птиц в природе

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....

07 07 2025 2:25:41

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

06 07 2025 23:24:17

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

05 07 2025 0:25:32

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

04 07 2025 15:42:10

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

03 07 2025 19:33:59

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

02 07 2025 9:45:25

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"


    Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"

      Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...

01 07 2025 6:59:32

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

30 06 2025 20:42:44

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс


    Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

      Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

29 06 2025 3:24:50

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

28 06 2025 0:21:32

Мейоз


    Мейоз

      Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

27 06 2025 12:53:43

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

26 06 2025 3:15:28

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

25 06 2025 18:25:51

Мультимедийный урок на тему "Царство животные. Простейшие"

Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....

24 06 2025 23:58:36

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

23 06 2025 23:27:31

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

22 06 2025 3:32:29

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

21 06 2025 13:32:20

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

20 06 2025 7:38:29

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"


    Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

      Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....

19 06 2025 16:27:42

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

18 06 2025 10:15:19

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

17 06 2025 15:17:46

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

16 06 2025 17:27:15

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

15 06 2025 19:53:53

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

14 06 2025 20:32:26

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

13 06 2025 22:10:49

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

12 06 2025 1:55:11

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

11 06 2025 16:30:26

Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....

10 06 2025 8:41:56

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

09 06 2025 11:36:50

Преподавание биологии как творческий процесс


    Преподавание биологии как творческий процесс

      Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....

08 06 2025 1:42:42

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

07 06 2025 1:27:11

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

06 06 2025 22:33:26

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

05 06 2025 18:46:32

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

04 06 2025 4:25:55

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

03 06 2025 4:47:59

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования


    Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

      В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

02 06 2025 1:33:10

Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....

01 06 2025 18:44:36

Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"


    Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"

      Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....

31 05 2025 9:46:57

Тема урока "Состав крови"


    Тема урока "Состав крови"

      Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....

30 05 2025 12:59:42

"Обмен белков, жиров и углеводов"


    "Обмен белков, жиров и углеводов"

      Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

29 05 2025 5:17:22

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

28 05 2025 23:37:18

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::