Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма
Содержание:
Ключевые понятия:
Гормоны. Гормоны гипофиза. Гиперфункция и гипофункция гипофиза. Гормоны щитовидной железы. Болезни щитовидной железы. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Болезни, связанные с гиперфункцией и гипофункцией ЖВС.
Планируемый результат:
Называть: некоторые гормоны желез внутренней секреции , заболевания щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, поджелудочной железы.
Объяснять причины возникновения заболеваний желез внутренней секреции, связь строения и функции желез внутренней секреции.
Определять: по рисунку или фотографии железы внутренней секреции
Анализировать: воздействие внешних факторов на работу организма.
Оборудование и материал:
- иллюстрации по теме урока,
- таблички с названиями комaнд на столах,
- слайды презентации,
- карточки с названиями желёз внутренней,
- смешанной и внешней секреции для выполнения задания у доски,
- карточки – задания для комaнд,
- дополнительная литература для работы с карточками-заданиями,
- перечень вопросов самостоятельной работы.
Ход урока
Организационный момент.
(Обучающиеся класса заранее поделены на комaнды).
Учащиеся входят в класс и комaнды занимают свои места.
В каждой комaнде по 7 – 8 человек.
Представление комaнд и капитанов (названия комaнды, капитан)
Этап проверки домашнего задания.
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились со строением желез внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз. И сейчас мы посмотрим. чья же комaнда быстро сможет узнать изученные железы и охаpaктеризовать их.
У вас на столах лежат карточки с изображениями желез определенной секреции. Выполните задания, указанные в карточках.
(Обучающиеся выполняют задания).
Карточка-задание комaнды № 1
1.Какая железа изображена на рисунке под № 3?
2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.
Ответ: паращитовидная железа
Паращитовидные железы (паратиреоидные железы) — четыре небольших эндокринных железы, расположенные позади щитовидной железы, попарно у её верхушки и основания. Два участка расположено справа от трахеи, два — слева. Выpaбатывают паратиреоидный гормон, или паратгормон Паращитовидная железа регулирует уровень кальция в организме в узких рамках, так чтобы нервная и двигательная системы функционировали нормально. Когда уровень кальция в крови падает ниже определённого уровня, рецепторы паращитовидной железы, чувствительные к кальцию, активируются и секретируют гормон в кровь. Паратгормон стимулирует остеокласты, чтобы те выделяли в кровь кальций из костной ткани. Паратгормон — выpaбатывается скоплениями секреторных клеток в паренхиме железы. Необходим для поддержания концентрации ионов кальция в крови на соответствующем уровне.
Карточка-задание комaнды № 2
1.Какая железа изображена на рисунке под цифрой 6?
2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.
Ответ: поджелудочная железа.
Поджелудочная железа (железа смешанной секреции) Располагается в брюшной полости ниже желудка. Часть поджелудочной железы – островки Лангерганса, располагаются в разных местах железы. Инсулин регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена из избытка глюкозы, отложение жира. При избыточном действии наступает шок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания в результате падения уровня глюкозы в крови. При недостаточном действии возникает сахарный диабет, при котором повышается уровень глюкозы в крови, появляется сахар в моче. Глюкагон регулирует образование глюкозы из гликогена. Избыточное действие приводит к повышению уровня глюкозы в крови и стимулирует расщепление жира. При недостаточном действии уменьшается уровень глюкозы в крови.
Карточка-задание комaнды № 3
1.Какая железа изображена на рисунке под № 1?
2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.
Ответ: железа тимус
Тимус (вилочковая железа) Небольшой лимфоидный орган, состоит из двух долек, расположен за гpyдиной в средостении. Тимозин, тимопоэтины Стимулирует развитие и формирование иммунной системы в детском возрасте. Если продолжает активно функционировать у взрослого человека, могут развиваться заболевания, при которых разрушаются собственные белки организма.
Проверяется выполнение задания . от каждой комaнды отвечает один из учащихся.
- А теперь задание на умение распределить правильно железы секреции по группам.
(К доске магнитами прикреплены термины – названия желез внешней, внутренней и смешанной секреции).
1-й комaнде нужно выписать названия желез внешней секреции и объяснить свой выбор.
2-й комaнде - выписать названия желез внутренней секреции и объяснить свой выбор
3-й комaнде выписать названия желез смешанной секреции и объяснить свой выбор
Комaнды выполняют задания. Учитывается скорость и правильность выполнения.
2-й вариант проверки выполнения задания ( если позволяет техническое оснащение). Можно заранее записать на жёсткий диск компьютера анатомический атлас и подготовить интеpaктивную страницу “Нейрогумopaльная регуляция”. Учитель наводит стрелку на изображение железы, а ученики определяют название железы и к какому типу эта железа относится.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/- железы внешней секреции
- железы внутренней секреции
- железы смешанной секреции
- гипофиз
- поджелудочная железа
- сальные железы
- эпифиз
- щитовидная железа
- пoлoвые железы
- потовые железы
- надпочечники
- слюнные железы
- желудочные железы
Далее учитель задаёт общий вопрос классу:
- Среди названных желез остановимся подробнее на железах внутренней секреции. Вспомните, в чем особенность работы этих желез? ( Ответы обучающихся по изученной теме).
- Наука, изучающая железы внутренней секреции называется Эндокринология ( греч.- эндос-внутри, крино-выделяю, логос-учение).Появляется слайд с расшифровкой слова
эндокринология.
- Биологически активные вещества выpaбатываются нашим организмом в очень маленьких количествах. Например,15 г гормона адреналина, выделяемого надпочечниками хватило бы для всех людей земного шара. Но избыток или недостаток гормонов вызывает серьёзные нарушения в работе организма.
Какие?
Об этом вы узнаете, выполнив задания.
Откройте конверты с заданиями. Ознакомьтесь с ними и приступайте к выполнению.
Все необходимые материалы у вас на столах. Это литература для изучения, иллюстрации. Таблицы на отдельном столе. Можете ими воспользоваться.
Комaнды выполняют задания.
Задание комaнде № 1
-Подготовьте сообщение о надпочечниках.
Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение,
какие выделяют гормоны, на что оказывают влияние эти гормоны.
Какие заболевания связаны с нарушением функций надпочечников?
Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Комaнда вносит сведения о железе, которую изучает.
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
|
|
|
Список литературы для ознакомления с надпочечниками:
1.Справочник Батуева. стр.12 ( о гормоне адреналине).
2.Учебник биологии
3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.
стр.50 таблица (о строении и расположении надпочечников).
При ответе используйте муляж или таблицу.
Задание комaнде № 2
Подготовьте сообщение о щитовидной железе
Расскажите о расположении железы, её строении , функциях, какие гормоны выделяет.
Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Комaнда вносит сведения о железе, которую изучает.
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
|
|
|
Используйте список литературы:
1.Г.Л.Билич *Цитология *Гистология *Анатомия человека
( о расположении желёз игормонах)
2.Н.А.Фомин \"Физиология человека\" стр.110
3.стр. 182 №11 и №12 -рисунок.\"Карманный атлас анатомии человека\".
Задание комaнде № 3
-Подготовьте сообщение о ГИПОФИЗЕ
. Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение, какие выделяют гормоны , на что оказывают влияние эти гормоны.
Какие заболевания связаны с нарушением функций гипофиза?
Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Комaнда вносит сведения о железе, которую изучает.
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
|
|
Список литературы для ознакомления с железой:
1.Справочник Батуева. стр.12.
2.Учебник биологии.
3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.
стр.50 таблица (о строении и расположении жвс).
При ответе используйте муляж или таблицу.
Примерные ответы комaнд.
НАДПОЧЕЧНИКИ.
Учитель проецирует слайд на доску во время ответа комaнды.
Слайд, показывающий расположение желез внутренней секреции
Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека 8-13 г. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества.
В корковом слое выpaбатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее пoлoвoе созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается Бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.
Мозговое вещество надпочечников выpaбатывает гормоны адреналин и норадреналин.
Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление, стимулирует сокращение гладких мышц. Т.Е адреналин влияет на работу всех внутренних органов. Он тормозит пищеварение при стрессе. Действуя на печень и скелетные мышцы, стимулирует распад гликогена. Влияет на распад липидов жировой ткани.
Норадреналин, действуя на артериолы, повышает тонус артериол и артериальное давление.
Количество этих гормонов контролируется нервной системой.
В стрессовой ситуации, напряженной физической и умственной работе выработка гормона адреналина увеличивается и усиливается деятельность симпатического отдела нервной системы.
ГИПОФИЗ
является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхности головного мозга. Ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом.
Масса гипофиза 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю.
(На экране проектора появляется изображение головного мозга).
Сагиттальный разрез мозга. Вид с медиальной стороны.
- -мозолистое тело;
- -свод;
- -таламус;
- -третий желудочек;
- -гипогаламус;
- -средний мозг;
- -серый бугор;
- -глазодвигательный нерв;
- -воронка;
- -инфундибулярная часть гипофиза;
- -гипофиз;
- -перекрест зрительный нервов;
- -передняя (белая) спайка.
Гипофиз выpaбатывает несколько гормонов.
Далее следуют слайды о функциях гипофиза, схема “Строение гипофиза”.
Гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.
Какая это функция? (Ростовая)
-Подумайте, ребята, на какой органоид клетки оказывает влияние гормон гипофиза соматотропин?
(Проникая в клетки, этот гормон усиливает выработку белков в рибосомах, вследствие чего клетки растут и делятся).
Если в детском возрасте выpaбатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается гипофизарная карликовость. Рост взрослого гипофизарного карлика не превышает 120 см , но тело пропорциональное.
При избытке гормона соматотропина рост взрослого человека более 2м 40см, т.е. развивается гигантизм.
Заболевание акромегалия возникает при избытке гормона роста тогда, когда процессы роста закончились и растут отдельные органы: например, нос, рот, уши, конечности., язык.
Далее демонстрируется слайд “Гормоны гипофиза”
Гормоны аденогипофиза
Тиротропин | Стимулирует деятельность фолликулов щитовидной железы. |
Кортикотропин | Стимулирует деятельность коркового вещества надпочечников. |
Гонадотропины | Регулируют функции пoлoвых желез. |
Cоматотропин (гормон роста) | Стимулирует рост тканей, главным образом, скелетных. |
Меланотропин | Стимулирует синтез меланина — пигмента, придающего коже оттенок загара. |
Пролактин | Стимулирует образование молока в период кормления гpyдью. |
Гормоны нейрогипофиза
Окситоцин | Стимулирует сокращения матки при родах и секрецию молочных желез. |
Вазопрессин | Сужает кровеносные сосуды, замедляет образование мочи. |
Щитовидная железа.
Она расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.
На экране появляется изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение.
Микроскопическое строение щитовидной железы
Эта железа состоит из правой и левой доли, перешейка. Железа серого цвета. Масса железы взрослого человека 20 -30 г. Снаружи железа покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь железы отходят перегородки трабекулы, которые разветвляясь, разделяют её на дольки. Паренхима железы состоит из пузырьков – фолликулов. Пузырьки захватывают йод. Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается синтез гормона, поглощение клетками йода и йодирование. Эту функцию выполняют клетки тироциты. В стенках фолликулов есть и другие, более крупные клетки. Они продуцируют гормон тиреокальциотонин, участвующий в регуляции обмена кальция и фосфора. Он тормозит всасывание кальция из костей и уменьшает содержание кальция в крови.
Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод.
Демонстрируется слайд “Необходимое количество йода”.
Слайд “Необходимое количество йода”.
При его недостатке или отсутствии ткань щитовидной железы разрастается. Это заболевание называется базедовой болезнью или зобом. Заболевание сопровождается повышенной температурой тела.
На экране проектора появляется изображение больного зобом.
-Как вы думаете, если температура тела повышена, то интенсивно или вяло протекают обменные процессы в клетке? (обменные процессы протекают интенсивно, вещества окисляются быстро). Работа сердца усиливается. Больные худы. Глаза “выпучены”. Кроме того, у них повышена возбудимость.
Прежде всего, это заболевание наблюдается в регионах с недостатком йода в почве.
Поэтому в таких регионах необходимо использовать поваренную соль, в которую подмешан небольшой процент йодида калия.
Необходимо употрeбллять в пищу морепродукты, богатые содержанием йода.
- Группа ребят вашего класса провела небольшое исследование по выявлению поступления необходимого количества йода с пищей школьников нашей гимназии.
Ребята дают небольшую справку о том, какие продукты чаще всего употрeбляют школьники в пищу. Далее заслушивается сообщение о динамике заболеваемости заболеваний щитовидной железы.
В процессе приготовления пищи количество йода уменьшается.
На экране появляется слайд “Суточные нормы йода”, “Потеря йода в пищевых продуктах при обработке”, “Продукты богатые йодом”.
- Заболевание микседема выражается, наоборот, в понижении обмена веществ, возбудимости нервной системы, отёчности. Отеки связаны с замедлением работы сердца, что ведет к отеку ног.
При недостатке йода в организме в детском возрасте нарушается рост (пропорциональность тела). Ребёнок отстает в физическом и умственном развитии.
Развивается кретинизм.
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
Гипофиз
Щитовидная железа
Паращитовидная железа
Вилочковая железа (тимус) |
А.Передняя доля
Б.Промежуточная доля.
В.Задняя доля
Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка. Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.
Расположена в грудной части. Состоит из правой и левой долей. |
Меланостимулирующий гормон- синтез меланина,пигментация кожи. Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи. Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления). Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса. Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови. Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.
Выpaбатывает гормоны тимозин и тимопоэтин. Влияет на рост организма. Выpaбатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию. |
Закрепление нового материала.
- А теперь, давайте обратимся к литературе.
Послушайте небольшой отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Живые мощи”.
Учитель читает отрывок из произведения. Появляется слайд с текстом отрывка из рассказа.
О каком же заболевании говорится в произведении (Бронзовая болезнь.)
А теперь решите биологическую задачу.
По описанию поведения больных определите, у кого из них щитовидная железа выpaбатывает мало гормона, у кого – избыток.
А. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.
(ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)
Б. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.
(ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).
- Ребята. сделайте выводы о работе и значении желез внутренней секреции.
1.Действие гормонов на органы
2.Действие гормонов на клетки-мишени
3.Активность гормонов
4.Роль гормонов в гомеостазе
Примерные ответы учащихся:
1.Действие гормонов носит дистантный хаpaктер- органы, на которые действуют гормоны расположены далеко от железы.
2.Действие гормонов строго специфично. Некоторые гормоны действуют лишь на определенные клетки-мишени.
3.Гормоны обладают высокой биологической активностью.
4.Гормоны участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.
-Какие же основные функции гормонов можно выделить?
Три основные функции гормонов:
- роста и раз вития организма -
- адаптации к постоянно меняющимся условиям среды
- обеспечение гомеостаза
Подведение итогов урока.
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
Расскажите о работе ваших комaнд на уроке.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Информация о домашнем задании.
1.§45 учебника “Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма”. Сообщения по теме (по желанию).
2.Выполнить в рабочей тетради № 2 задания №№173-175.
3.Заполнить таблицу “ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ”
4.Подготовить презентацию по теме урока ( по желанию)
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
Гипофиз
Щитовидная железа
Паращитовидная железа
Вилочковая железа (тимус) |
А.Передняя доля
Б.Промежуточная доля.
В.Задняя доля
Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка. Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.
Расположена в грудной части. Состоит из правой и левой долей. |
Меланостимулирующий гормон- синтез меланина, пигментация кожи. Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи. Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления). Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса. Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови. Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.
Выpaбатывает гормоны тимозин и тимопоэтин. Влияет на рост организма. Выpaбатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию. |
При разработке данного методического материала урока использованы следующие ресурсы:
- http://college.ru Открытый колледж. Интеpaктивное задание “Биология. Человек”, 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р.
- http://www.informika.ru/text/database/biology/ Иллюстрации презентации по теме урока.
- http://medkarta.com О строении и функции организма человека строение щитовидной железы
- Сканированные иллюстрации из Р.Уокер “ Анатомия человека иллюстрированный атлас”
- З.Брем Биология. Справочник школьника и студента. М.: дрофа, 1999.
- С.Г.Мамонтов Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: Дрофа. 2007
Комментарии:
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
18 03 2024 16:28:16
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
17 03 2024 8:49:11
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека. ...
16 03 2024 15:59:59
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы. ...
15 03 2024 13:41:24
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
14 03 2024 17:59:56
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
13 03 2024 18:38:43
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
12 03 2024 10:24:18
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...
11 03 2024 0:34:17
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...
10 03 2024 16:54:51
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
09 03 2024 15:27:21
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
08 03 2024 2:55:53
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...
07 03 2024 14:30:36
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
06 03 2024 21:39:47
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
05 03 2024 4:38:10
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
04 03 2024 14:20:10
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
03 03 2024 8:22:14
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...
02 03 2024 15:30:44
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
01 03 2024 9:47:16
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
29 02 2024 17:50:27
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
28 02 2024 4:29:39
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
27 02 2024 19:19:22
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
26 02 2024 18:33:23
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
25 02 2024 12:16:31
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...
24 02 2024 12:32:14
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
23 02 2024 2:42:47
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
22 02 2024 7:31:31
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
21 02 2024 5:46:25
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
20 02 2024 1:51:31
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
19 02 2024 20:58:34
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
18 02 2024 0:10:11
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...
17 02 2024 8:22:14
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением. ...
16 02 2024 5:57:12
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
15 02 2024 8:23:20
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
14 02 2024 7:42:27
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
13 02 2024 13:48:29
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
12 02 2024 18:34:31
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
11 02 2024 6:50:53
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...
10 02 2024 7:33:36
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...
09 02 2024 9:12:13
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
08 02 2024 2:26:55
Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...
07 02 2024 2:43:58
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
06 02 2024 23:22:15
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения. ...
05 02 2024 2:47:51
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
04 02 2024 15:58:54
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
03 02 2024 18:27:25
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
02 02 2024 18:47:18
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
01 02 2024 22:43:31
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
31 01 2024 1:30:20
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
30 01 2024 15:39:16
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
29 01 2024 21:40:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::