Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

Содержание:

Ключевые понятия:

Гормоны. Гормоны гипофиза. Гиперфункция и гипофункция гипофиза. Гормоны щитовидной железы. Болезни щитовидной железы. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Болезни, связанные с гиперфункцией и гипофункцией ЖВС.

Планируемый результат:

Называть: некоторые гормоны желез внутренней секреции , заболевания щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, поджелудочной железы.

Объяснять причины возникновения заболеваний желез внутренней секреции, связь строения и функции желез внутренней секреции.

Определять: по рисунку или фотографии железы внутренней секреции

Анализировать: воздействие внешних факторов на работу организма.

Оборудование и материал:

  • иллюстрации по теме урока,
  • таблички с названиями команд на столах,
  • слайды презентации,
  • карточки с названиями желёз внутренней,
  • смешанной и внешней секреции для выполнения задания у доски,
  • карточки – задания для команд,
  • дополнительная литература для работы с карточками-заданиями,
  • перечень вопросов самостоятельной работы.

Ход урока

Организационный момент.

(Обучающиеся класса заранее поделены на команды).

Учащиеся входят в класс и команды занимают свои места.

В каждой команде по 7 – 8 человек.

Представление команд и капитанов (названия команды, капитан)

Этап проверки домашнего задания.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились со строением желез внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз. И сейчас мы посмотрим. чья же команда быстро сможет узнать изученные железы и охарактеризовать их.

У вас на столах лежат карточки с изображениями желез определенной секреции. Выполните задания, указанные в карточках.

(Обучающиеся выполняют задания).

Карточка-задание команды № 1

1.Какая железа изображена на рисунке под № 3?

2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.

Ответ: паращитовидная железа

Паращитовидные железы (паратиреоидные железы) — четыре небольших эндокринных железы, расположенные позади щитовидной железы, попарно у её верхушки и основания. Два участка расположено справа от трахеи, два — слева. Вырабатывают паратиреоидный гормон, или паратгормон Паращитовидная железа регулирует уровень кальция в организме в узких рамках, так чтобы нервная и двигательная системы функционировали нормально. Когда уровень кальция в крови падает ниже определённого уровня, рецепторы паращитовидной железы, чувствительные к кальцию, активируются и секретируют гормон в кровь. Паратгормон стимулирует остеокласты, чтобы те выделяли в кровь кальций из костной ткани. Паратгормон — вырабатывается скоплениями секреторных клеток в паренхиме железы. Необходим для поддержания концентрации ионов кальция в крови на соответствующем уровне.

Карточка-задание команды № 2

02.jpg (11968 bytes)

1.Какая железа изображена на рисунке под цифрой 6?

2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.

Ответ: поджелудочная железа.

Поджелудочная железа (железа смешанной секреции) Располагается в брюшной полости ниже желудка. Часть поджелудочной железы – островки Лангерганса, располагаются в разных местах железы. Инсулин  регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена из избытка глюкозы, отложение жира. При избыточном действии наступает шок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания в результате падения уровня глюкозы в крови. При недостаточном действии возникает сахарный диабет, при котором повышается уровень глюкозы в крови, появляется сахар в моче. Глюкагон  регулирует образование глюкозы из гликогена. Избыточное действие приводит к повышению уровня глюкозы в крови и стимулирует расщепление жира. При недостаточном действии уменьшается уровень глюкозы в крови.

Карточка-задание команды № 3

1.Какая железа изображена на рисунке под № 1?

2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.

Ответ: железа тимус

Тимус (вилочковая железа) Небольшой лимфоидный орган, состоит из двух долек, расположен за грудиной в средостении. Тимозин, тимопоэтины Стимулирует развитие и формирование иммунной системы в детском возрасте. Если продолжает активно функционировать у взрослого человека, могут развиваться заболевания, при которых разрушаются собственные белки организма.

Проверяется выполнение задания . от каждой команды отвечает один из учащихся.

- А теперь задание на умение распределить правильно железы секреции по группам.

(К доске магнитами прикреплены термины – названия желез внешней, внутренней и смешанной секреции).

1-й команде нужно выписать названия желез внешней секреции и объяснить свой выбор.

2-й команде - выписать названия желез внутренней секреции и объяснить свой выбор

3-й команде выписать названия желез смешанной секреции и объяснить свой выбор

Команды выполняют задания. Учитывается скорость и правильность выполнения.

2-й вариант проверки выполнения задания ( если позволяет техническое оснащение). Можно заранее записать на жёсткий диск компьютера анатомический атлас и подготовить интерактивную страницу “Нейрогуморальная регуляция”. Учитель наводит стрелку на изображение железы, а ученики определяют название железы и к какому типу эта железа относится.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

  • железы внешней секреции
  • железы внутренней секреции
  • железы смешанной секреции
  • гипофиз
  • поджелудочная железа
  • сальные железы
  • эпифиз
  • щитовидная железа
  • половые железы
  • потовые железы
  • надпочечники
  • слюнные железы
  • желудочные железы

Далее учитель задаёт общий вопрос классу:

- Среди названных желез остановимся подробнее на железах внутренней секреции. Вспомните, в чем особенность работы этих желез? ( Ответы обучающихся по изученной теме).

- Наука, изучающая железы внутренней секреции называется Эндокринология ( греч.- эндос-внутри, крино-выделяю, логос-учение).Появляется слайд с расшифровкой слова

эндокринология.

 

- Биологически активные вещества вырабатываются нашим организмом в очень маленьких количествах. Например,15 г гормона адреналина, выделяемого надпочечниками хватило бы для всех людей земного шара. Но избыток или недостаток гормонов вызывает серьёзные нарушения в работе организма.

Какие?

Об этом вы узнаете, выполнив задания.

Откройте конверты с заданиями. Ознакомьтесь с ними и приступайте к выполнению.

Все необходимые материалы у вас на столах. Это литература для изучения, иллюстрации. Таблицы на отдельном столе. Можете ими воспользоваться.

Команды выполняют задания.

Задание команде № 1

-Подготовьте сообщение о надпочечниках.

Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение,

какие выделяют гормоны, на что оказывают влияние эти гормоны.

Какие заболевания связаны с нарушением функций надпочечников?

Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Команда вносит сведения о железе, которую изучает.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы для ознакомления с надпочечниками:

1.Справочник Батуева. стр.12 ( о гормоне адреналине).

2.Учебник биологии

3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.

стр.50 таблица (о строении и расположении надпочечников).

При ответе используйте муляж или таблицу.

Задание команде № 2

Подготовьте сообщение о щитовидной железе

Расскажите о расположении железы, её строении , функциях, какие гормоны выделяет.

Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Команда вносит сведения о железе, которую изучает.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используйте список литературы:

1.Г.Л.Билич *Цитология *Гистология *Анатомия человека

( о расположении желёз игормонах)

2.Н.А.Фомин "Физиология человека" стр.110

3.стр. 182 №11 и №12 -рисунок."Карманный атлас анатомии человека".

Задание команде № 3

-Подготовьте сообщение о ГИПОФИЗЕ

. Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение, какие выделяют гормоны , на что оказывают влияние эти гормоны.

Какие заболевания связаны с нарушением функций гипофиза?

Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Команда вносит сведения о железе, которую изучает.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
   

 

 

 

Список литературы для ознакомления с железой:

1.Справочник Батуева. стр.12.

2.Учебник биологии.

3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.

стр.50 таблица (о строении и расположении жвс).

При ответе используйте муляж или таблицу.

Примерные ответы команд.

НАДПОЧЕЧНИКИ.

Учитель проецирует слайд на доску во время ответа команды.

Слайд, показывающий расположение желез внутренней секреции

Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека 8-13 г. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества.

В корковом слое вырабатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее половое созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается Бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.

Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин.

Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление, стимулирует сокращение гладких мышц. Т.Е адреналин влияет на работу всех внутренних органов. Он тормозит пищеварение при стрессе. Действуя на печень и скелетные мышцы, стимулирует распад гликогена. Влияет на распад липидов жировой ткани.

Норадреналин, действуя на артериолы, повышает тонус артериол и артериальное давление.

Количество этих гормонов контролируется нервной системой.

В стрессовой ситуации, напряженной физической и умственной работе выработка гормона адреналина увеличивается и усиливается деятельность симпатического отдела нервной системы.

ГИПОФИЗ

 

является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхности головного мозга. Ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом.

Масса гипофиза 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю.

(На экране проектора появляется изображение головного мозга).

Сагиттальный разрез мозга. Вид с медиальной стороны.

  1. -мозолистое тело;
  2. -свод;
  3. -таламус;
  4. -третий желудочек;
  5. -гипогаламус;
  6. -средний мозг;
  7. -серый бугор;
  8. -глазодвигательный нерв;
  9. -воронка;
  10. -инфундибулярная часть гипофиза;
  11. -гипофиз;
  12. -перекрест зрительный нервов;
  13. -передняя (белая) спайка.

Гипофиз вырабатывает несколько гормонов.

Далее следуют слайды о функциях гипофиза, схема “Строение гипофиза”.

Гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.

Какая это функция? (Ростовая)

-Подумайте, ребята, на какой органоид клетки оказывает влияние гормон гипофиза соматотропин?

(Проникая в клетки, этот гормон усиливает выработку белков в рибосомах, вследствие чего клетки растут и делятся).

Если в детском возрасте вырабатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается гипофизарная карликовость. Рост взрослого гипофизарного карлика не превышает 120 см , но тело пропорциональное.

При избытке гормона соматотропина рост взрослого человека более 2м 40см, т.е. развивается гигантизм.

Заболевание акромегалия возникает при избытке гормона роста тогда, когда процессы роста закончились и растут отдельные органы: например, нос, рот, уши, конечности., язык.

Далее демонстрируется слайд “Гормоны гипофиза”

Гормоны аденогипофиза

Тиротропин Стимулирует деятельность фолликулов щитовидной железы.
Кортикотропин Стимулирует деятельность коркового вещества надпочечников.
Гонадотропины Регулируют функции половых желез.
Cоматотропин (гормон роста) Стимулирует рост тканей, главным образом, скелетных.
Меланотропин Стимулирует синтез меланина — пигмента, придающего коже оттенок загара.
Пролактин Стимулирует образование молока в период кормления грудью.

Гормоны нейрогипофиза

Окситоцин Стимулирует сокращения матки при родах и секрецию молочных желез.
Вазопрессин Сужает кровеносные сосуды, замедляет образование мочи.

Щитовидная железа.

Она расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

На экране появляется изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение.

Микроскопическое строение щитовидной железы

Эта железа состоит из правой и левой доли, перешейка. Железа серого цвета. Масса железы взрослого человека 20 -30 г. Снаружи железа покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь железы отходят перегородки трабекулы, которые разветвляясь, разделяют её на дольки. Паренхима железы состоит из пузырьков – фолликулов. Пузырьки захватывают йод. Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается синтез гормона, поглощение клетками йода и йодирование. Эту функцию выполняют клетки тироциты. В стенках фолликулов есть и другие, более крупные клетки. Они продуцируют гормон тиреокальциотонин, участвующий в регуляции обмена кальция и фосфора. Он тормозит всасывание кальция из костей и уменьшает содержание кальция в крови.

Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод.

Демонстрируется слайд “Необходимое количество йода”.

 

Слайд “Необходимое количество йода”.

При его недостатке или отсутствии ткань щитовидной железы разрастается. Это заболевание называется базедовой болезнью или зобом. Заболевание сопровождается повышенной температурой тела.

На экране проектора появляется изображение больного зобом.

-Как вы думаете, если температура тела повышена, то интенсивно или вяло протекают обменные процессы в клетке? (обменные процессы протекают интенсивно, вещества окисляются быстро). Работа сердца усиливается. Больные худы. Глаза “выпучены”. Кроме того, у них повышена возбудимость.

Прежде всего, это заболевание наблюдается в регионах с недостатком йода в почве.

Поэтому в таких регионах необходимо использовать поваренную соль, в которую подмешан небольшой процент йодида калия.

Необходимо употреблять в пищу морепродукты, богатые содержанием йода.

- Группа ребят вашего класса провела небольшое исследование по выявлению поступления необходимого количества йода с пищей школьников нашей гимназии.

Ребята дают небольшую справку о том, какие продукты чаще всего употребляют школьники в пищу. Далее заслушивается сообщение о динамике заболеваемости заболеваний щитовидной железы.

В процессе приготовления пищи количество йода уменьшается.

На экране появляется слайд “Суточные нормы йода”, “Потеря йода в пищевых продуктах при обработке”, “Продукты богатые йодом”.

- Заболевание микседема выражается, наоборот, в понижении обмена веществ, возбудимости нервной системы, отёчности. Отеки связаны с замедлением работы сердца, что ведет к отеку ног.

При недостатке йода в организме в детском возрасте нарушается рост (пропорциональность тела). Ребёнок отстает в физическом и умственном развитии.

Развивается кретинизм.

 

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
Гипофиз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щитовидная железа

 

 

 

Паращитовидная железа

 

Вилочковая железа (тимус)

А.Передняя доля

 

 

 

 

 

Б.Промежуточная доля.

 

В.Задняя доля

 

Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.

 

 

Расположена в грудной части.

Состоит из правой и левой долей.

  • Регуляция функций половых
  • Желез, деятельность коры надпочечников, щитовидной железы, выделяет гормон роста- соматотропин.Соматотропин ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров.
  • Тиреотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы.
  • Кортикотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.
  • Пролактин-влияет на рост тканей молочной железы, продукцию молока.
  • Лютенизирующий гормон-
  • Стимулирует синтез половых гормонов.

Меланостимулирующий гормон- синтез меланина,пигментация кожи.

Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи.

Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления).

Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса.

Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови.

Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.

 

Вырабатывает гормоны тимозин и тимопоэтин.

Влияет на рост организма. Вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию.

Закрепление нового материала.

- А теперь, давайте обратимся к литературе.

Послушайте небольшой отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Живые мощи”.

Учитель читает отрывок из произведения. Появляется слайд с текстом отрывка из рассказа.

О каком же заболевании говорится в произведении (Бронзовая болезнь.)

А теперь решите биологическую задачу.

По описанию поведения больных определите, у кого из них щитовидная железа вырабатывает мало гормона, у кого – избыток.

А. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.

(ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)

Б. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.

(ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).

- Ребята. сделайте выводы о работе и значении желез внутренней секреции.

1.Действие гормонов на органы

2.Действие гормонов на клетки-мишени

3.Активность гормонов

4.Роль гормонов в гомеостазе

Примерные ответы учащихся:

1.Действие гормонов носит дистантный характер- органы, на которые действуют гормоны расположены далеко от железы.

2.Действие гормонов строго специфично. Некоторые гормоны действуют лишь на определенные клетки-мишени.

3.Гормоны обладают высокой биологической активностью.

4.Гормоны участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.

-Какие же основные функции гормонов можно выделить?

Три основные функции гормонов:

  • роста и раз вития организма -
  • адаптации к постоянно меняющимся условиям среды
  • обеспечение гомеостаза

Подведение итогов урока.

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Расскажите о работе ваших команд на уроке.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Информация о домашнем задании.

1.§45 учебника “Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма”. Сообщения по теме (по желанию).

2.Выполнить в рабочей тетради № 2 задания №№173-175.

3.Заполнить таблицу “ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ”

4.Подготовить презентацию по теме урока ( по желанию)

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы Строение, расположение Функции
Гипофиз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щитовидная железа

 

 

 

Паращитовидная железа

 

Вилочковая железа (тимус)

А.Передняя доля

 

 

 

 

 

Б.Промежуточная доля.

 

В.Задняя доля

 

Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.

 

 

Расположена в грудной части.

Состоит из правой и левой долей.

  • Регуляция функций половых
  • Желез, деятельность коры надпочечников, щитовидной железы, выделяет гормон роста- соматотропин.Соматотропин ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров.
  • Тиреотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы.
  • Кортикотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.
  • Пролактин-влияет на рост тканей молочной железы, продукцию молока.
  • Лютенизирующий гормон-
  • Стимулирует синтез половых гормонов.

Меланостимулирующий гормон- синтез меланина, пигментация кожи.

Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи.

Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления).

Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса.

Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови.

Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.

 

Вырабатывает гормоны тимозин и тимопоэтин.

Влияет на рост организма. Вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию.

При разработке данного методического материала урока использованы следующие ресурсы:

  1. http://college.ru Открытый колледж. Интерактивное задание “Биология. Человек”, 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р.
  2. http://www.informika.ru/text/database/biology/ Иллюстрации презентации по теме урока.
  3. http://medkarta.com О строении и функции организма человека
  4. строение щитовидной железы
  5. Сканированные иллюстрации из Р.Уокер “ Анатомия человека иллюстрированный атлас”
  6. З.Брем Биология. Справочник школьника и студента. М.: дрофа, 1999.
  7. С.Г.Мамонтов Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: Дрофа. 2007


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Разнообразие растительного мира

Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....

28 09 2021 3:52:36

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

28 09 2021 2:32:29

Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс

Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...

28 09 2021 10:42:30

Личностно ориентированный урок по биологии

При изложении курса " Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....

28 09 2021 18:58:20

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

28 09 2021 1:49:39

Центры происхождения культурных растений

Академик Н. И. Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

28 09 2021 7:20:53

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

28 09 2021 3:47:19

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....

28 09 2021 17:17:21

Мастерская: "Сны в облаках"

Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

28 09 2021 3:48:32

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

28 09 2021 23:15:43

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

28 09 2021 6:16:30

Строение клетки

Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

28 09 2021 19:39:31

Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся

Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду. ...

28 09 2021 17:20:21

Урок на тему "Правила рационального питания"

После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних практических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

28 09 2021 12:18:47

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С. Г., Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интерактивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока " Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

28 09 2021 22:45:26

Использование слайдовой презентации на уроке биологии

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

28 09 2021 2:32:58

Урок "Удивительный мир грибов"

Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

28 09 2021 10:10:55

Плоды

На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

28 09 2021 1:38:50

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

Данный урок начинает тему " Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опорные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

28 09 2021 23:33:57

Урок-конкурс "Класс Рыбы"

Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

28 09 2021 10:38:35

Иммунология на службе здоровья

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....

28 09 2021 14:16:39

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....

28 09 2021 4:45:27

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

28 09 2021 11:32:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

28 09 2021 20:38:51

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

Данный урок проводится после изучения типа « Простейшие» по программе В. В. Пасечника (учебник: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип « Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

28 09 2021 11:50:19

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

Обобщающий урок в 7-м классе ( У М К В. В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

28 09 2021 11:12:21

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

28 09 2021 10:45:35

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

28 09 2021 10:26:52

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

28 09 2021 21:22:38

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, вырабатывать умение работать в команде. Рекомендации учителям: разделить детей на команды, например: « Синицы», « Воробьи», « Голуби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, команды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

28 09 2021 19:58:25

Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"

Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для С П У У, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...

28 09 2021 18:37:47

Жизненная емкость легких. Гуморальная и нервная регуляция дыхания

Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

28 09 2021 10:21:39

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В. В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

28 09 2021 9:51:48

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

28 09 2021 9:48:27

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

28 09 2021 22:40:19

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на практике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников « Шаг в будущее» со своими научными работами....

28 09 2021 7:15:53

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

28 09 2021 23:22:27

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

Урок является первым при изучении темы « Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

28 09 2021 16:19:36

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

28 09 2021 8:57:45

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

Интерактивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

28 09 2021 9:13:38

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

В работе представлены вариативные разработки уроков по теме « Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и практический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

28 09 2021 13:28:48

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

28 09 2021 1:35:25

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, характеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

28 09 2021 8:32:16

Цветок – орган полового размножения

Урок проводится в 6-м классе по У М К « Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

28 09 2021 5:12:37

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

28 09 2021 11:17:43

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А. И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опорных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование И К Т на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

28 09 2021 16:16:34

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

28 09 2021 20:41:37

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

28 09 2021 18:46:22

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

28 09 2021 2:11:42

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

28 09 2021 3:22:11

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)