Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

Тип урока: формирования новых знаний.

Форма организации деятельности учащихся – индивидуальная и групповая.

Класс  –  10 / 11 класс.

Предмет  –  общая биология.

Целеполагание в когнитивной области:

Цель курса: включение в экологический императив.

Цель для учителя: раскрыть трофическую структуру сообщества.

Цель для ученика: изучить трофическую структуру сообщества.

Задачи для учителя:

  • Сформировать экологические понятия – «продуценты», «консументы», «редуценты», «пищевая цепь», «пищевая сеть», «трофический уровень»;
  • Разобрать показатели трофической структуры;
  • Объяснить особенности экологических пирамид чисел, биомассы и энергии;
  • Научить объяснять трофические связи между организмами;
  • Научить составлять пищевые цепи и пищевые сети экосистем;
  • Объяснить значение правила десяти процентов;
  • Продемонстрировать отрывок видеофильма «Крылья над Серенгети/жизнь и cмepть на африканских равнинах» из видеорядов Национального географического общества относящегося к данной теме с целью – научить понимать значение видеоинформации как источника знаний и углубления полученных знаний биологических, экологических, географических и др., выделить основную мысль содержания видеофильма и передающийся смысл текста, а так же подчеркнуть конкретные детали видеоряда фильма.
  • Научить схематизировать и уметь анализировать данный материал темы урока (работа с текстом, с таблицами, рисунками, просмотр отрывка видеофильма и т. п.).

Задачи для ученика:

  • Знать экологические понятия – «продуценты», «консументы», «редуценты», «пищевая цепь», «пищевая сеть», «трофический уровень»;
  • Знать показатели трофической структуры;
  • Уметь разбираться в особенностях экологических пирамид чисел, биомассы и энергии;
  • Уметь составлять пищевые цепи и пищевые сети экосистем;
  • Понимать правила десяти процентов;
  • Просмотреть отрывок «Крылья над Серенгети/жизнь и cмepть на африканских равнинах» из видеорядов Национального географического общества относящегося к данной теме с целью – научить понимать значение видеоинформации как источника знаний и углубления полученных знаний биологических, экологических, географических и др.
  • Научиться схематизировать и уметь анализировать данный материал темы урока (работа с текстом, с таблицами, рисунками, просмотр отрывка видеофильма и т. п.).

Целеполагание в аффективной области:

Цель темы: осознание экологического взаимодействия.

План работы учителя перед просмотром учащимися отрывка из видеофильма «Крылья над Серенгети/жизнь и cмepть на африканских равнинах» из видеорядов Национального географического общества:

  • Показать местонахождение событий из видеофильма на Физической карте мира;
  • Сообщить сколько занимает времени просмотр видеофильма;
  • Обозначить задание к отрывку из видеофильма в виде вопросов (задание осуществляется во время просмотра фильма) ;
  • Подготовка к восприятию новой информации: обозначить цель просмотра, дать образное описание фильма (краткое) и перейти к трaнcляции отрывка.

Пояснительная записка:

Отрывок видеофильма демонстрируется после объяснения учителем нового материала темы урока. До его демонстрации обязательно предварительное пояснение, во время которого преподаватель говорит о содержании фильма и обращает внимание на то, что следует заметить в нем. Комментарии необходимы и по ходу фильма. После завершения демонстрации требуется краткое заключение и подведение итогов (обсуждение или дискуссия по вопросам – заданиям в заключительном этапе тестирования). Только в результате такой работы видеоинформация будет содействовать формированию экологических понятий.
Продолжительность фрагментов составляет:

  • 8 мин. 42 с. (счетчик на дисплее – с 18’ 00” по 26’ 42”) ;
  • 3 мин. 52 с. (счетчик на дисплее – с 38’ 18” по 42’ 10”).

Основное содержание отрывка видеофильма:

Это великолепная снятая сага повествует о трофической структуре экосистемы Серенгети. Главным образом о категориях трофической структуры (продуцентах, консументах, редуцентах (деструкторах). Действие происходит в Африке на равнине Серенгети. Каждое живое существо занимает свое место в природном калейдоскопе. Выделены представители трофической сети равнины, без труда устанавливаются фрагменты пищевых цепей животных Серенгети.
Особое внимание уделяется пожирателям падали – деструкторам (разлагателям), если бы не эти санитары дикой природы, джунгли и равнины уже давно превратились бы в одно гигантское кладбище, т. е. показана экологическая роль деструкторов в существовании будущего корма животным и соответственно целостности пищевой цепочки.
Продемонстрирована необходимость всего живого от жизненного элемента – воды – важнейшего вещества в составе всех живых организмов на планете.
Показаны межвидовые и внутривидовые взаимоотношения животных.

Тестирование учащихся во время урока (Приложение 1).

Работа учащихся в тетради:

Трофическая структура – совокупность устойчивых пищевых связей видов, образующих природное сообщество.
Показатели трофической структуры: состав трофической сети, число трофических уровней, соотношение продуцентов и консументов (первичных, вторичных, третичных и др.).
Пищевая цепь – ряд живых организмов, в котором одни организмы поедают предшественников по цепи и в свою очередь оказываются съеденными теми, кто следует за ними (передача энергии от одного звена к последующему).
Примеры пищевых цепей (по которым происходит поток веществ и энергии):

  • брусника ––> мышь лесная ––> уж ––> лисица ––> рысь ––> волк;
  • зоопланктон ––> мотыль ––> хищная личинка ––> плотва ––> щука ––> человек;
  • зеленое растение ––> лось ––> волк ––> редуценты;
  • трава ––> кролик ––> лисица;
  • листовой опад ––> дождевой червь ––> землеройка.

Трофические уровни (Приложение 2).

Трофический уровень – совокупность организмов, объединяемых типом питания.
«Правило десяти процентов»: при переходе с одного уровня на другой передается приблизительно 10 % энергии (от 5 до 19 %).
Термины для записи в словарь: трофическая структура, трофический уровень, пищевая цепь, пищевая сеть, правило 10 %, продуценты, консументы, редуценты (деструкторы).
Дополнительный материал по теме (Приложение 4).

Лист коррекционной работы

Углубленный вариант:

  • Более подробно рассмотреть тип пищевых цепей (выделить категории): одни начинаются живыми растениями, которыми питаются травоядные животные; другие – неживыми и более или менее разложившимися веществами растительного или животного происхождения, потрeбляемые детритоядными формами (пастбищные и детритные пищевые цепи).
  • Определение пищевых рационов (непосредственное наблюдение и анализ содержимого желудков).
  • Продуктивность сообществ (воспроизводство, скорость продуцирования биомассы): общая продуктивность (живое+погибшее) ; чистая продукция (фактическая скорость наращивания; первичная продукция (скорость образования биомассы первичными продуцентами) ; вториная продукция (скорость продуцирования биомассы гетеротрофами).
  • Более подробно рассмотреть пирамиду чисел (прямая и перевернутая), автором которой является Элтон.
  • Живые организмы и круговорот веществ в экосистемах (схема биохимического круговорота веществ на примере углерода).
  • Охрана животных – жизненно необходимых элементов в экологическом балансе разных экосистем (например, тасманский дьявол, обыкновенный еж, пангалины, утконос и др.).

Тестирование учащихся (Приложение 3).

Задание: цепи питания имеют, как правило, не более 4-5 звеньев. Это объясняется:

  • Низкой продуктивностью.
  • Недостатком кормовой базы.
  • Питанием в сообществе строго определенными видами.
  • Малым разнообразием видов в природном сообществе.
  • Превращением энергии в цепях питания.

Ответ: это объясняется превращением энергии в цепях питания.

Домашнее задание:

Изучить §70, ответить на вопрос № 6 письменно в тетради. Выучить определения, записанные в словарь. Составить 5 цепей питания нашей местности (сухопутных и водных).

Литература:

  1. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/(Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.) под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; Рос. акад. науки, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с. ил.
  2. Воронков Н. А. Основы общей экологии: Учебное пособие для студентов вузов и учителей. – М.: Агар, 1997. – 87 с.
  3. Дажо Р. Основы экологии. М., 1975. 415 с.
  4. Мамедов, Н.М ., Суравегина И.Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования//Биология в школе. 1996. № 2. С. 25-28.
  5. Мамедов, Н.М .,Суравегина И.Т. Экология : учебник для 10 (11) класса общеобразоват. учреждений / Мамедов Н.М ., Суравегина И.Т. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 304 с.
  6. Пономарева И.Н. Экология. – М.: Вентана – Графф, 2001. – 272 с.
  7. Реймес Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
  8. http://www.nationalgeographic.com/



Комментарии:

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

31 05 2025 12:43:45

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

30 05 2025 11:20:30

Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"


    Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

      Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...

29 05 2025 20:44:44

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

28 05 2025 7:47:49

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

27 05 2025 4:39:39

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"


    Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

      Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

26 05 2025 2:52:35

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

25 05 2025 3:57:42

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

24 05 2025 16:46:43

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

23 05 2025 20:26:22

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

22 05 2025 1:26:45

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

21 05 2025 13:57:42

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс


    Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

      Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....

20 05 2025 21:23:17

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

19 05 2025 10:24:19

Использование интеpaктивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

18 05 2025 10:16:32

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

17 05 2025 13:12:38

Особо охраняемые природные территории Одинцовского района

Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....

16 05 2025 6:36:55

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....

15 05 2025 3:55:44

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

14 05 2025 23:42:22

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

13 05 2025 18:55:52

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

12 05 2025 7:59:40

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

11 05 2025 14:21:23

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

10 05 2025 10:52:24

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

09 05 2025 23:30:19

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

08 05 2025 3:48:56

Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"


    Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"

      Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....

07 05 2025 9:11:14

Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....

06 05 2025 11:37:57

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

05 05 2025 14:47:24

Борьба за существование


    Борьба за существование

      Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

04 05 2025 16:10:13

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

03 05 2025 22:14:19

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

      Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

02 05 2025 20:54:21

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

01 05 2025 17:15:22

Многообразие млекопитающих в природе

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....

30 04 2025 15:46:24

Мастерская "Биосинтез белка"


    Мастерская "Биосинтез белка"

      Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

29 04 2025 5:31:33

Урок биологии по теме "Путешествие в страну растений"

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....

28 04 2025 0:30:33

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

27 04 2025 1:31:34

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс


    Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

      Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

26 04 2025 8:33:15

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

25 04 2025 0:35:48

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

24 04 2025 23:16:12

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

23 04 2025 18:31:55

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

22 04 2025 12:43:10

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

21 04 2025 1:55:32

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

20 04 2025 1:40:56

Урок по теме "Видоизменение листьев"


    Урок по теме "Видоизменение листьев"

      Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....

19 04 2025 23:26:58

Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс


    Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс

      Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....

18 04 2025 0:14:30

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....

17 04 2025 5:28:38

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

16 04 2025 8:17:31

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

15 04 2025 6:23:31

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

14 04 2025 3:57:38

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях


    Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

      Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....

13 04 2025 19:52:10

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

12 04 2025 3:50:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::