Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

Тип урока: формирования новых знаний.

Форма организации деятельности учащихся – индивидуальная и групповая.

Класс  –  10 / 11 класс.

Предмет  –  общая биология.

Целеполагание в когнитивной области:

Цель курса: включение в экологический императив.

Цель для учителя: раскрыть трофическую структуру сообщества.

Цель для ученика: изучить трофическую структуру сообщества.

Задачи для учителя:

  • Сформировать экологические понятия – «продуценты», «консументы», «редуценты», «пищевая цепь», «пищевая сеть», «трофический уровень»;
  • Разобрать показатели трофической структуры;
  • Объяснить особенности экологических пирамид чисел, биомассы и энергии;
  • Научить объяснять трофические связи между организмами;
  • Научить составлять пищевые цепи и пищевые сети экосистем;
  • Объяснить значение правила десяти процентов;
  • Продемонстрировать отрывок видеофильма «Крылья над Серенгети/жизнь и cмepть на африканских равнинах» из видеорядов Национального географического общества относящегося к данной теме с целью – научить понимать значение видеоинформации как источника знаний и углубления полученных знаний биологических, экологических, географических и др., выделить основную мысль содержания видеофильма и передающийся смысл текста, а так же подчеркнуть конкретные детали видеоряда фильма.
  • Научить схематизировать и уметь анализировать данный материал темы урока (работа с текстом, с таблицами, рисунками, просмотр отрывка видеофильма и т. п.).

Задачи для ученика:

  • Знать экологические понятия – «продуценты», «консументы», «редуценты», «пищевая цепь», «пищевая сеть», «трофический уровень»;
  • Знать показатели трофической структуры;
  • Уметь разбираться в особенностях экологических пирамид чисел, биомассы и энергии;
  • Уметь составлять пищевые цепи и пищевые сети экосистем;
  • Понимать правила десяти процентов;
  • Просмотреть отрывок «Крылья над Серенгети/жизнь и cмepть на африканских равнинах» из видеорядов Национального географического общества относящегося к данной теме с целью – научить понимать значение видеоинформации как источника знаний и углубления полученных знаний биологических, экологических, географических и др.
  • Научиться схематизировать и уметь анализировать данный материал темы урока (работа с текстом, с таблицами, рисунками, просмотр отрывка видеофильма и т. п.).

Целеполагание в аффективной области:

Цель темы: осознание экологического взаимодействия.

План работы учителя перед просмотром учащимися отрывка из видеофильма «Крылья над Серенгети/жизнь и cмepть на африканских равнинах» из видеорядов Национального географического общества:

  • Показать местонахождение событий из видеофильма на Физической карте мира;
  • Сообщить сколько занимает времени просмотр видеофильма;
  • Обозначить задание к отрывку из видеофильма в виде вопросов (задание осуществляется во время просмотра фильма) ;
  • Подготовка к восприятию новой информации: обозначить цель просмотра, дать образное описание фильма (краткое) и перейти к трaнcляции отрывка.

Пояснительная записка:

Отрывок видеофильма демонстрируется после объяснения учителем нового материала темы урока. До его демонстрации обязательно предварительное пояснение, во время которого преподаватель говорит о содержании фильма и обращает внимание на то, что следует заметить в нем. Комментарии необходимы и по ходу фильма. После завершения демонстрации требуется краткое заключение и подведение итогов (обсуждение или дискуссия по вопросам – заданиям в заключительном этапе тестирования). Только в результате такой работы видеоинформация будет содействовать формированию экологических понятий.
Продолжительность фрагментов составляет:

  • 8 мин. 42 с. (счетчик на дисплее – с 18’ 00” по 26’ 42”) ;
  • 3 мин. 52 с. (счетчик на дисплее – с 38’ 18” по 42’ 10”).

Основное содержание отрывка видеофильма:

Это великолепная снятая сага повествует о трофической структуре экосистемы Серенгети. Главным образом о категориях трофической структуры (продуцентах, консументах, редуцентах (деструкторах). Действие происходит в Африке на равнине Серенгети. Каждое живое существо занимает свое место в природном калейдоскопе. Выделены представители трофической сети равнины, без труда устанавливаются фрагменты пищевых цепей животных Серенгети.
Особое внимание уделяется пожирателям падали – деструкторам (разлагателям), если бы не эти санитары дикой природы, джунгли и равнины уже давно превратились бы в одно гигантское кладбище, т. е. показана экологическая роль деструкторов в существовании будущего корма животным и соответственно целостности пищевой цепочки.
Продемонстрирована необходимость всего живого от жизненного элемента – воды – важнейшего вещества в составе всех живых организмов на планете.
Показаны межвидовые и внутривидовые взаимоотношения животных.

Тестирование учащихся во время урока (Приложение 1).

Работа учащихся в тетради:

Трофическая структура – совокупность устойчивых пищевых связей видов, образующих природное сообщество.
Показатели трофической структуры: состав трофической сети, число трофических уровней, соотношение продуцентов и консументов (первичных, вторичных, третичных и др.).
Пищевая цепь – ряд живых организмов, в котором одни организмы поедают предшественников по цепи и в свою очередь оказываются съеденными теми, кто следует за ними (передача энергии от одного звена к последующему).
Примеры пищевых цепей (по которым происходит поток веществ и энергии):

  • брусника ––> мышь лесная ––> уж ––> лисица ––> рысь ––> волк;
  • зоопланктон ––> мотыль ––> хищная личинка ––> плотва ––> щука ––> человек;
  • зеленое растение ––> лось ––> волк ––> редуценты;
  • трава ––> кролик ––> лисица;
  • листовой опад ––> дождевой червь ––> землеройка.

Трофические уровни (Приложение 2).

Трофический уровень – совокупность организмов, объединяемых типом питания.
«Правило десяти процентов»: при переходе с одного уровня на другой передается приблизительно 10 % энергии (от 5 до 19 %).
Термины для записи в словарь: трофическая структура, трофический уровень, пищевая цепь, пищевая сеть, правило 10 %, продуценты, консументы, редуценты (деструкторы).
Дополнительный материал по теме (Приложение 4).

Лист коррекционной работы

Углубленный вариант:

  • Более подробно рассмотреть тип пищевых цепей (выделить категории): одни начинаются живыми растениями, которыми питаются травоядные животные; другие – неживыми и более или менее разложившимися веществами растительного или животного происхождения, потрeбляемые детритоядными формами (пастбищные и детритные пищевые цепи).
  • Определение пищевых рационов (непосредственное наблюдение и анализ содержимого желудков).
  • Продуктивность сообществ (воспроизводство, скорость продуцирования биомассы): общая продуктивность (живое+погибшее) ; чистая продукция (фактическая скорость наращивания; первичная продукция (скорость образования биомассы первичными продуцентами) ; вториная продукция (скорость продуцирования биомассы гетеротрофами).
  • Более подробно рассмотреть пирамиду чисел (прямая и перевернутая), автором которой является Элтон.
  • Живые организмы и круговорот веществ в экосистемах (схема биохимического круговорота веществ на примере углерода).
  • Охрана животных – жизненно необходимых элементов в экологическом балансе разных экосистем (например, тасманский дьявол, обыкновенный еж, пангалины, утконос и др.).

Тестирование учащихся (Приложение 3).

Задание: цепи питания имеют, как правило, не более 4-5 звеньев. Это объясняется:

  • Низкой продуктивностью.
  • Недостатком кормовой базы.
  • Питанием в сообществе строго определенными видами.
  • Малым разнообразием видов в природном сообществе.
  • Превращением энергии в цепях питания.

Ответ: это объясняется превращением энергии в цепях питания.

Домашнее задание:

Изучить §70, ответить на вопрос № 6 письменно в тетради. Выучить определения, записанные в словарь. Составить 5 цепей питания нашей местности (сухопутных и водных).

Литература:

  1. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/(Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.) под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; Рос. акад. науки, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с. ил.
  2. Воронков Н. А. Основы общей экологии: Учебное пособие для студентов вузов и учителей. – М.: Агар, 1997. – 87 с.
  3. Дажо Р. Основы экологии. М., 1975. 415 с.
  4. Мамедов, Н.М ., Суравегина И.Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования//Биология в школе. 1996. № 2. С. 25-28.
  5. Мамедов, Н.М .,Суравегина И.Т. Экология : учебник для 10 (11) класса общеобразоват. учреждений / Мамедов Н.М ., Суравегина И.Т. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 304 с.
  6. Пономарева И.Н. Экология. – М.: Вентана – Графф, 2001. – 272 с.
  7. Реймес Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
  8. http://www.nationalgeographic.com/



Комментарии:

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....

04 12 2025 4:25:27

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

03 12 2025 13:18:30

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

02 12 2025 1:50:47

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"


    План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

      Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

01 12 2025 23:12:59

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

30 11 2025 7:11:39

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная) Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

29 11 2025 20:25:42

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

28 11 2025 20:35:36

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

27 11 2025 0:15:53

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

26 11 2025 15:34:42

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

25 11 2025 21:53:48

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

24 11 2025 3:57:12

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"


    Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

      Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

23 11 2025 2:38:59

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

22 11 2025 11:51:37

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

21 11 2025 11:35:50

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене


    Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

      Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

20 11 2025 14:41:30

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

19 11 2025 0:38:32

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

18 11 2025 10:35:22

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник


    Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

      Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

17 11 2025 19:10:21

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

16 11 2025 8:43:51

Игра "Биологическое кaзинo. В мире животных"

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....

15 11 2025 22:54:27

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"


    Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"

      Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....

14 11 2025 15:22:35

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

13 11 2025 4:17:29

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе


    Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

      В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

12 11 2025 1:16:37

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

11 11 2025 3:23:44

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

10 11 2025 12:16:58

Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"


    Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"

      Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....

09 11 2025 5:55:54

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

08 11 2025 5:24:28

Класс Брюхоногие

Класс Брюхоногие Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...

07 11 2025 19:21:11

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

06 11 2025 2:58:39

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"


    Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

      В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний. ...

05 11 2025 23:19:56

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

04 11 2025 17:10:42

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"


    Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

03 11 2025 9:34:12

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

02 11 2025 16:15:26

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

01 11 2025 9:15:41

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

31 10 2025 8:25:24

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

30 10 2025 2:44:41

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

      Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

29 10 2025 2:10:12

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"


    Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

      Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

28 10 2025 11:42:23

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

27 10 2025 15:46:38

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

26 10 2025 19:55:22

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

25 10 2025 7:26:41

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

24 10 2025 6:38:36

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

23 10 2025 18:13:16

Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"


    Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"

      Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера. ...

22 10 2025 16:42:30

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

21 10 2025 14:57:31

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

20 10 2025 16:47:38

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

19 10 2025 11:31:33

Заключительный урок по теме "Корень"


    Заключительный урок по теме "Корень"

      Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

18 10 2025 21:30:28

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

17 10 2025 15:25:49

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

16 10 2025 7:44:19

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::