Урок биологии по теме "Пресноводная гидра" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

Цель: изучить особенности внешнего строения и образа жизни кишечнополостных в связи со средой их обитания.

Задачи:

  • образовательные: обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности гидры, её приспособлениями к среде, об индивидуальном развитии гидры;
  • воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях гидры со средой, об её родстве с одноклеточными;
  • развивающие: продолжать обучение учащихся умениям распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять план рассказа.

Оборудование: таблицы “Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра”, “Строение гидры”.

У каждого учащегося – пустые пеналы от фотопленки с заранее сделанными продольными разрезами; пластилин двух цветов (например, коричневый и зелёный) ; набор из шести картонок белого цвета (размер 6x4 см) ; цветные карандаши; ножницы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: урок-пpaктикум

Комплекс использованных методов и приемов: объяснительно-иллюстративные: словестные (беседа, рассказ, самостоятельная работа учащихся с учебником) ; словестно-наглядные: изложение с демонстрацией средств наглядностей.

Использованные ЭОР:

Литература для учителя:

  1. Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просфещение, 1987.
  2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просфещение, 1988.
  3. Еженедельное приложения к газете “Первое сентября” №38, №39 1995г., №42 1999г.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку.

Изучение нового материала.

Учитель. Ребята сегодня мы начинаем изучать очень интересных животных. Среда их жизни – водная стихия. Их названия погружают нас в мир легенд и мифов.

Вот, например, вы видите перед собой пресноводную гидру. Мало кто знает, что имя “гидра” дал этому животному шведский натуралист Абраам Трамбле и произошло это в далёком XVII в.

Почему же пресноводный полип получил такое название? Давайте послушаем миф об одном из подвигов греческого героя Геpaкла.

Ученик. В далёкие времена в Лернейском болоте жило многоголовое чудовище – Гидра. Ничто живое не селилось близ этих гиблых мест. Зловоние от дыхания ужасной водяной змеи распространялось на много миль вокруг. Случайные путники или животные, оказавшиеся поблизости, были обречены на гибель. Геpaклрешил очистить болото от Гидры. Он прибыл туда на колеснице со своим другом Эолаем, однако запретил ему приближаться к месту битвы и направился к чудовищу один. Гидра спала, почувствовав приближение врага, все её сто голов одна за другой начали просыпаться с ужасным шипением. Геpaкл выхватил меч и, прикрывшись как щитом шкурой убитого им недавно Немейского льва, начал отрубать головы одну за другой. Всё вокруг было залито черной кровью, но чем больше голов рубил Геpaкл, те больше их оставалось. Вместо одной головы вырастало две новых. Рука героя стала уставать, а конец битвы был ещё далек. Тут Геpaкл почувствовал, как что-то больно укусило его за ногу. Нагнувшись, он увидел, что это paк вцепился клешнёй в его пятку. “Эге двое на одного? Так не пойдёт”, - подумал Геpaкл и крикнул Эолаю, чтобы тот поспешил к нему с факелом. Геpaкл рубил головы, а Эолай тут же прижигал раны огнём. После этого новые головы больше не отрастали, и скоро с гидрой было покончено.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какие особенности строения и образа жизни может иметь животное, получившее название в честь этого чудовища?

(Ответы: живет в воде, ядовито, “многоголово”, развита способность восстанавливать утраченные части тела).

Учитель. Рассмотрите изображение гидры на таблице и ответьте на вопросы:

- Какова форма тела гидры?

Тело обыкновенной гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму.

- Каковы основные части её тела?

На одном конце находиться рот, окруженный венчиком из 5-12 тонких длинных щупалец, другой конец вытянут в виде стебелька с подошвой на конце. При помощи подошвы гидра прикрепляется к различным предметам.

Используя рисунок в учебнике ответьте на вопрос: -Из скольких слоёв клеток состоит тело гидры? Как их называют?

Гидра – двухслойное многоклеточное животное, тело имеет наружный и внутренний слои. Наружный слой – эктодерма, внутренний энтодерма. Эти слои разделены мезоглеей – бесструктурным желеобразным слоем. Внутри тела гидры имеется кишечная полость (отсюда и название типа - кишечнополостные).

- Сосчитайте сколько у гидры щупалец?

Учитель. Для гидры хаpaктерна лучевая симметрия тела. Если вдоль тела гидры провести воображаемую ось, то её щупальца будут расходиться от этой оси во все стороны, как лучи от источника света.

- Какое значение в жизни гидры имеет такая симметрия?

Свешиваясь вниз с какого – нибудь водного растения, гидра постоянно покачивается и медленно водит щупальцами, подстерегая добычу. Так как жертва может появиться с любой стороны, лучеобразно расставленные щупальца лучше всего соответствуют такому способу охоты. Лучевая симметрия хаpaктерна, как правило, для животных, ведущих прикреплённый образ жизни.

На рисунке 39 и 41 учебника видно, что в эктодерме несколько разновидностей клеток. Больше всего здесь кожно - мускульных. Соприкасаясь боковыми сторонами, эти клетки создают покров гидры. В основании каждой клетки есть сократимое мускульное волоконце, играющее важную роль при движении животного. Когда волоконца всех кожно мускульных клеток сокращаются, тело гидры сжимается. Если сокращаются волоконца только на одной стороне тела, то в эту сторону гидра и нагибается. Благодаря работе мускульных волоконец гидра может медленно передвигаться с места на место, поочерёдно “ступая” то подошвой, то щупальцами. Такое движение можно сравнить с медленным кувырканием через голову.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/237dcc23-ad1e-4558-b0bc-3d0324dac93e/%5BBI7GI_3-02%5D_%5BAN_02%5D.swf

(Учащихся на одной из белых картонок цветными карандашами рисуют кожно-мускульную клетку. Вырезают ножницами по контуру, и прикрепляют каждый свою клетку на магнитную доску (в соответствии с контуром гидры, заранее сделанным учителем.))

В наружном слое расположены и нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, т.к. снабжены длинными отростками. Отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой, образуя нервное сплетение, охватывающее все тело гидры. Часть отростков подходит к кожно-мускульным клеткам.

(Ученики таким же образом изготавливают модель нервной клетки (пользуясь рисунком учебника), подписывают и прикрепляют к общему контуру на магнитной доске.)

Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворённых веществ и другие раздражения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000784-1000-4ddd-014b-0f00475d4efe/35_15.swf

Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передаётся по отросткам другим нервным клеткам, а от них – к кожно-мускульным клеткам. Это вызывает сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в комочек.

Такая ответная реакция организма на изменение внешней среды называется рефлексом.

Рисунок в учебнике стр. 58 рис.40

Рефлекс состоит из трёх последовательных этапов: восприятия раздражения, передачи возбуждения от этого раздражения по нервным клеткам и ответной реакции организма каким-либо действием.

(Ученики записывают в тетрадь термин рефлекс.)

Почему многие рыбы, захватив гидру ртом, выбрасывают её?

Всё тело, особенно щупальца, усажено большим количеством стрекательных клеток.

- Каковы особенности строения стрекательных клеток гидры?

Прочитайте текст в учебнике с.58 и рассмотрите рис.41.

(Ученики изготавливают модель стрекательной клетки в соответствии с описанием, данным в учебнике, подписав и прикрепляют её на общий контур.)

Теперь обратимся к внутреннему слою клеток тела гидры – энтодерме. Прочитайте текст в учебнике на стр. 59 и рассмотрите рис.39.

- Каковы особенности строения пищеварительных клеток?

- В чём сходство пищеварительных клеток гидры и амёбы обыкновенной? О чём это может свидетельствовать?

Клетки способны выпускать ложноножки (как у амёбы) и захватывать ими пищу. Дальнейшее пищеварение происходит внутри клетки, в вакуолях (как у простейших). Это свидетельствует об общности происхождения.

http://rutube.ru/video/54063a68e80f01a24603ca77e084123d/

(Ученики изготавливают модель пищеварительной клетки, пользуясь текстом и рисунком учебника. Прикрепляют на общий контур.)

Гидра дышит растворённым в воде кислородом. Органов дыхания у неё нет, и она поглощает кислород всей поверхностью тела. Продукты обмена выделяются в воду клетками энтодермы и эктодермы.

Наблюдая гидр, Трамбле увидел полипа, “который начинал производить детёныша”. Исследователь с восхищением наблюдал, как маленький выступ на теле животного растёт, обретает щупальца и отделяется став уменьшенной копией “матери”

Пользуясь рисунком 42 на стр. 60 расскажите о почковании гидры. Какие организмы размножаются подобным образом?

Внешне почкование напоминает развитие из почки. Это наводит на мысль, что растения и животные в далёком прошлом имели общих предков.

Осенью, с приближением холодов, гидры начинают размножаться пoлoвым путем. Каковы особенности пoлoвoго размножения гидры? Посмотрите фрагмент о пoлoвoм размножении гидры и ответьте на вопросы.

- Какова продолжительность жизни гидры?

- Какие клетки развиваются в теле гидры перед гибелью?

- С какими простейшими сходны по строению пoлoвые клетки гидры? Какой вывод можно сделать на основании этого?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000786-1000-4ddd-b51700475d4efe/35_20.swf

Пoлoвые клетки гидры похожи на клетки простейших, в частности жгутиковых. Это один из признаков родства простейших кишечнополостных, которые в процессе эволюции произошли от колониальных одноклеточных организмов.

(Ученики изготавливают модели пoлoвых клеток. К контуру гидры прикрепляют одну модель яйцеклетки.)

А сейчас, мы узнаем об одной из удивительных загадок природы, свойством, которым владеют некоторые виды животных и гидра. http://rutube.ru/video/03ca90a1f4176df56550abd4fa166130/

(Ученики записывают в тетрадь термин регенерация.)

Регенерация – это процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.

III. Закрепление знаний.

Рассмотрите модель гидры, созданную общими усилиями на магнитной доске.

- Какие понятия и явления отображены в идеограммах из Еженедельного приложения к газете “Первое сентября” №38, №39 1995г.

Подведение итогов урока.

Выставление и комментирование оценок

Домашнее задание. параграф 13 стр. 55-62.

Презентация.



Комментарии:

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

03 12 2025 21:24:14

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


    Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

      Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...

02 12 2025 11:15:26

Урок "Домашние лошади"


    Урок "Домашние лошади"

      При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....

01 12 2025 18:41:43

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"

      Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...

30 11 2025 13:17:56

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

29 11 2025 7:42:19

Урок биологии по теме "Витамины"


    Урок биологии по теме "Витамины"

      Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

28 11 2025 12:16:16

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

27 11 2025 18:12:35

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

26 11 2025 0:35:32

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс В трудах академиков А.   Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....

25 11 2025 4:58:14

Цветок


    Цветок

      Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

24 11 2025 8:24:16

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

23 11 2025 1:32:13

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

22 11 2025 6:50:50

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"


    Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

      Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

21 11 2025 15:50:30

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

20 11 2025 6:19:32

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

19 11 2025 22:49:28

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

18 11 2025 10:20:30

КСО на уроках биологии


    КСО на уроках биологии

      В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....

17 11 2025 22:13:50

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

16 11 2025 11:43:26

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

15 11 2025 3:34:23

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)


    Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

      Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...

14 11 2025 21:24:41

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

13 11 2025 7:24:54

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

12 11 2025 18:56:30

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

11 11 2025 13:16:44

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии


    Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

      В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

10 11 2025 15:10:48

Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе


    Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе

      Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....

09 11 2025 9:54:52

Урок "Кольчатые черви"


    Урок "Кольчатые черви"

      Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....

08 11 2025 7:15:22

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"


    Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

      Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

07 11 2025 11:44:15

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"


    Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

      Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

06 11 2025 10:36:12

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

05 11 2025 21:35:26

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

04 11 2025 20:58:22

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

03 11 2025 8:47:25

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

02 11 2025 1:30:57

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

      Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....

01 11 2025 8:18:25

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс


    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

      Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

31 10 2025 19:17:21

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

30 10 2025 3:47:19

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

29 10 2025 14:24:44

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

28 10 2025 12:26:47

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым


    Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

      Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

27 10 2025 4:47:17

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


    Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

      В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

26 10 2025 18:33:55

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

25 10 2025 8:58:26

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

24 10 2025 15:44:16

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

23 10 2025 20:57:24

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

22 10 2025 15:58:47

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

21 10 2025 21:47:10

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

20 10 2025 9:15:12

Рациональное питание


    Рациональное питание

      Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....

19 10 2025 11:34:14

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

18 10 2025 12:33:48

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

17 10 2025 10:28:49

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

16 10 2025 10:14:14

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей


    Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

      Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...

15 10 2025 22:57:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::