Урок биологии по теме "Пресноводная гидра" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

Цель: изучить особенности внешнего строения и образа жизни кишечнополостных в связи со средой их обитания.

Задачи:

  • образовательные: обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности гидры, её приспособлениями к среде, об индивидуальном развитии гидры;
  • воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях гидры со средой, об её родстве с одноклеточными;
  • развивающие: продолжать обучение учащихся умениям распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять план рассказа.

Оборудование: таблицы “Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра”, “Строение гидры”.

У каждого учащегося – пустые пеналы от фотопленки с заранее сделанными продольными разрезами; пластилин двух цветов (например, коричневый и зелёный) ; набор из шести картонок белого цвета (размер 6x4 см) ; цветные карандаши; ножницы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: урок-пpaктикум

Комплекс использованных методов и приемов: объяснительно-иллюстративные: словестные (беседа, рассказ, самостоятельная работа учащихся с учебником) ; словестно-наглядные: изложение с демонстрацией средств наглядностей.

Использованные ЭОР:

Литература для учителя:

  1. Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просфещение, 1987.
  2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просфещение, 1988.
  3. Еженедельное приложения к газете “Первое сентября” №38, №39 1995г., №42 1999г.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку.

Изучение нового материала.

Учитель. Ребята сегодня мы начинаем изучать очень интересных животных. Среда их жизни – водная стихия. Их названия погружают нас в мир легенд и мифов.

Вот, например, вы видите перед собой пресноводную гидру. Мало кто знает, что имя “гидра” дал этому животному шведский натуралист Абраам Трамбле и произошло это в далёком XVII в.

Почему же пресноводный полип получил такое название? Давайте послушаем миф об одном из подвигов греческого героя Геpaкла.

Ученик. В далёкие времена в Лернейском болоте жило многоголовое чудовище – Гидра. Ничто живое не селилось близ этих гиблых мест. Зловоние от дыхания ужасной водяной змеи распространялось на много миль вокруг. Случайные путники или животные, оказавшиеся поблизости, были обречены на гибель. Геpaклрешил очистить болото от Гидры. Он прибыл туда на колеснице со своим другом Эолаем, однако запретил ему приближаться к месту битвы и направился к чудовищу один. Гидра спала, почувствовав приближение врага, все её сто голов одна за другой начали просыпаться с ужасным шипением. Геpaкл выхватил меч и, прикрывшись как щитом шкурой убитого им недавно Немейского льва, начал отрубать головы одну за другой. Всё вокруг было залито черной кровью, но чем больше голов рубил Геpaкл, те больше их оставалось. Вместо одной головы вырастало две новых. Рука героя стала уставать, а конец битвы был ещё далек. Тут Геpaкл почувствовал, как что-то больно укусило его за ногу. Нагнувшись, он увидел, что это paк вцепился клешнёй в его пятку. “Эге двое на одного? Так не пойдёт”, - подумал Геpaкл и крикнул Эолаю, чтобы тот поспешил к нему с факелом. Геpaкл рубил головы, а Эолай тут же прижигал раны огнём. После этого новые головы больше не отрастали, и скоро с гидрой было покончено.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какие особенности строения и образа жизни может иметь животное, получившее название в честь этого чудовища?

(Ответы: живет в воде, ядовито, “многоголово”, развита способность восстанавливать утраченные части тела).

Учитель. Рассмотрите изображение гидры на таблице и ответьте на вопросы:

- Какова форма тела гидры?

Тело обыкновенной гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму.

- Каковы основные части её тела?

На одном конце находиться рот, окруженный венчиком из 5-12 тонких длинных щупалец, другой конец вытянут в виде стебелька с подошвой на конце. При помощи подошвы гидра прикрепляется к различным предметам.

Используя рисунок в учебнике ответьте на вопрос: -Из скольких слоёв клеток состоит тело гидры? Как их называют?

Гидра – двухслойное многоклеточное животное, тело имеет наружный и внутренний слои. Наружный слой – эктодерма, внутренний энтодерма. Эти слои разделены мезоглеей – бесструктурным желеобразным слоем. Внутри тела гидры имеется кишечная полость (отсюда и название типа - кишечнополостные).

- Сосчитайте сколько у гидры щупалец?

Учитель. Для гидры хаpaктерна лучевая симметрия тела. Если вдоль тела гидры провести воображаемую ось, то её щупальца будут расходиться от этой оси во все стороны, как лучи от источника света.

- Какое значение в жизни гидры имеет такая симметрия?

Свешиваясь вниз с какого – нибудь водного растения, гидра постоянно покачивается и медленно водит щупальцами, подстерегая добычу. Так как жертва может появиться с любой стороны, лучеобразно расставленные щупальца лучше всего соответствуют такому способу охоты. Лучевая симметрия хаpaктерна, как правило, для животных, ведущих прикреплённый образ жизни.

На рисунке 39 и 41 учебника видно, что в эктодерме несколько разновидностей клеток. Больше всего здесь кожно - мускульных. Соприкасаясь боковыми сторонами, эти клетки создают покров гидры. В основании каждой клетки есть сократимое мускульное волоконце, играющее важную роль при движении животного. Когда волоконца всех кожно мускульных клеток сокращаются, тело гидры сжимается. Если сокращаются волоконца только на одной стороне тела, то в эту сторону гидра и нагибается. Благодаря работе мускульных волоконец гидра может медленно передвигаться с места на место, поочерёдно “ступая” то подошвой, то щупальцами. Такое движение можно сравнить с медленным кувырканием через голову.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/237dcc23-ad1e-4558-b0bc-3d0324dac93e/%5BBI7GI_3-02%5D_%5BAN_02%5D.swf

(Учащихся на одной из белых картонок цветными карандашами рисуют кожно-мускульную клетку. Вырезают ножницами по контуру, и прикрепляют каждый свою клетку на магнитную доску (в соответствии с контуром гидры, заранее сделанным учителем.))

В наружном слое расположены и нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, т.к. снабжены длинными отростками. Отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой, образуя нервное сплетение, охватывающее все тело гидры. Часть отростков подходит к кожно-мускульным клеткам.

(Ученики таким же образом изготавливают модель нервной клетки (пользуясь рисунком учебника), подписывают и прикрепляют к общему контуру на магнитной доске.)

Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворённых веществ и другие раздражения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000784-1000-4ddd-014b-0f00475d4efe/35_15.swf

Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передаётся по отросткам другим нервным клеткам, а от них – к кожно-мускульным клеткам. Это вызывает сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в комочек.

Такая ответная реакция организма на изменение внешней среды называется рефлексом.

Рисунок в учебнике стр. 58 рис.40

Рефлекс состоит из трёх последовательных этапов: восприятия раздражения, передачи возбуждения от этого раздражения по нервным клеткам и ответной реакции организма каким-либо действием.

(Ученики записывают в тетрадь термин рефлекс.)

Почему многие рыбы, захватив гидру ртом, выбрасывают её?

Всё тело, особенно щупальца, усажено большим количеством стрекательных клеток.

- Каковы особенности строения стрекательных клеток гидры?

Прочитайте текст в учебнике с.58 и рассмотрите рис.41.

(Ученики изготавливают модель стрекательной клетки в соответствии с описанием, данным в учебнике, подписав и прикрепляют её на общий контур.)

Теперь обратимся к внутреннему слою клеток тела гидры – энтодерме. Прочитайте текст в учебнике на стр. 59 и рассмотрите рис.39.

- Каковы особенности строения пищеварительных клеток?

- В чём сходство пищеварительных клеток гидры и амёбы обыкновенной? О чём это может свидетельствовать?

Клетки способны выпускать ложноножки (как у амёбы) и захватывать ими пищу. Дальнейшее пищеварение происходит внутри клетки, в вакуолях (как у простейших). Это свидетельствует об общности происхождения.

http://rutube.ru/video/54063a68e80f01a24603ca77e084123d/

(Ученики изготавливают модель пищеварительной клетки, пользуясь текстом и рисунком учебника. Прикрепляют на общий контур.)

Гидра дышит растворённым в воде кислородом. Органов дыхания у неё нет, и она поглощает кислород всей поверхностью тела. Продукты обмена выделяются в воду клетками энтодермы и эктодермы.

Наблюдая гидр, Трамбле увидел полипа, “который начинал производить детёныша”. Исследователь с восхищением наблюдал, как маленький выступ на теле животного растёт, обретает щупальца и отделяется став уменьшенной копией “матери”

Пользуясь рисунком 42 на стр. 60 расскажите о почковании гидры. Какие организмы размножаются подобным образом?

Внешне почкование напоминает развитие из почки. Это наводит на мысль, что растения и животные в далёком прошлом имели общих предков.

Осенью, с приближением холодов, гидры начинают размножаться пoлoвым путем. Каковы особенности пoлoвoго размножения гидры? Посмотрите фрагмент о пoлoвoм размножении гидры и ответьте на вопросы.

- Какова продолжительность жизни гидры?

- Какие клетки развиваются в теле гидры перед гибелью?

- С какими простейшими сходны по строению пoлoвые клетки гидры? Какой вывод можно сделать на основании этого?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000786-1000-4ddd-b51700475d4efe/35_20.swf

Пoлoвые клетки гидры похожи на клетки простейших, в частности жгутиковых. Это один из признаков родства простейших кишечнополостных, которые в процессе эволюции произошли от колониальных одноклеточных организмов.

(Ученики изготавливают модели пoлoвых клеток. К контуру гидры прикрепляют одну модель яйцеклетки.)

А сейчас, мы узнаем об одной из удивительных загадок природы, свойством, которым владеют некоторые виды животных и гидра. http://rutube.ru/video/03ca90a1f4176df56550abd4fa166130/

(Ученики записывают в тетрадь термин регенерация.)

Регенерация – это процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.

III. Закрепление знаний.

Рассмотрите модель гидры, созданную общими усилиями на магнитной доске.

- Какие понятия и явления отображены в идеограммах из Еженедельного приложения к газете “Первое сентября” №38, №39 1995г.

Подведение итогов урока.

Выставление и комментирование оценок

Домашнее задание. параграф 13 стр. 55-62.

Презентация.



Комментарии:

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

22 11 2025 10:11:28

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

      Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....

21 11 2025 15:48:14

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

20 11 2025 14:45:19

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

19 11 2025 18:58:26

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс


    Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

      Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

18 11 2025 15:18:11

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

17 11 2025 1:31:27

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

16 11 2025 20:14:24

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

15 11 2025 7:42:14

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

14 11 2025 9:53:22

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

13 11 2025 3:56:42

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

12 11 2025 0:53:52

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

11 11 2025 21:31:50

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

10 11 2025 1:42:38

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

09 11 2025 21:57:33

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

08 11 2025 7:10:33

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

07 11 2025 12:38:42

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

06 11 2025 8:33:31

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

05 11 2025 1:30:56

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

04 11 2025 7:24:53

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

03 11 2025 1:55:33

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение


    Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

      Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

02 11 2025 14:10:23

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

01 11 2025 12:56:12

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

31 10 2025 9:38:32

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

30 10 2025 1:20:25

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

29 10 2025 14:21:11

Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе


    Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе

      Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....

28 10 2025 19:52:39

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

27 10 2025 16:54:17

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....

26 10 2025 19:47:48

Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"


    Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"

      Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....

25 10 2025 5:55:14

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

24 10 2025 16:35:19

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

23 10 2025 4:55:29

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....

22 10 2025 14:24:12

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

21 10 2025 8:29:41

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

20 10 2025 3:38:14

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"


    Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

      Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

19 10 2025 22:38:23

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

18 10 2025 10:20:25

Биологический турнир "Класс Млекопитающие"

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....

17 10 2025 9:21:44

Урок по теме "Видоизменение листьев"


    Урок по теме "Видоизменение листьев"

      Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....

16 10 2025 13:54:21

Обобщающий урок по теме "Водоросли"


    Обобщающий урок по теме "Водоросли"

      Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....

15 10 2025 22:38:35

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

14 10 2025 16:28:12

Урок-пресс-конференция "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"


    Урок-пресс-конференция "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

      Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья. ...

13 10 2025 15:15:34

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

12 10 2025 7:59:35

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"


    Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"

      Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....

11 10 2025 6:50:23

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....

10 10 2025 12:50:56

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

09 10 2025 19:55:13

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

08 10 2025 3:48:35

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

07 10 2025 4:43:13

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"


    Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

      Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

06 10 2025 6:27:44

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"


    Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

      Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

05 10 2025 7:28:48

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения


    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

      Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

04 10 2025 23:47:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::