Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

Глобальный экономический кризис, хаpaктеризующий начало ХХI века, является многофакторным явлением. Важно отметить, что наряду с проблемами состояния окружающей среды, не менее значимым его компонентом является кризис мировоззрения.
Истоки этого кризиса напрямую связаны с достижениями научно-технического прогресса, которые на рубеже делают жизнь людей, населяющих нашу планету, все более и более приятной, удобной, комфортной. Tрaнcформация образа и качества жизни немедленно начали деформировать общественное сознание и мировоззрение, что выражалось в постепенной замене социальной парадигмы нравственного, семейного, гражданского и государственного долга идеалам потрeбления. Это было начало утомительного и заведомо бесперспективного движения человечества за миражами удовлетворения постоянно возрастающих потребностей.
На этом пути рано или поздно возникает вопрос о цене, которую приходится платить социуму за достигнутый уровень комфорта и потрeбления. За этот уровень человечество платит ценой глобального экологического кризиса.
Подобные обстоятельства требуют обращения к проблеме формирования экологического мышления учащихся, причем в глобальном масштабе. В противном случае, в обществе, где господствуют идеалы потрeбления, надежд на хотя бы стабилизацию существующих экологических проблем пpaктически нет. Можно ли соединить в человеке потребителя и его бесконечное желание видеть вокруг себя красивую природу с ее богатствами? Как научить ребенка жить в согласии с природными законами, осознавать себя частью биосферы? Все это очень сложно уместить в потребительском сознании и мышлении.
Именно образование, современная школа должна формировать глобальное мышление. Японская мудрость гласит: «Чтобы уметь управлять природой, надо уметь ей…». Большинство учащихся заканчивают эту пословицу словами «пользоваться», «распоряжаться». На самом деле, она звучит так: «Чтобы уметь управлять природой, надо уметь ей повиноваться».
Именно поэтому, своей главной педагогической задачей я вижу формирование у учащихся глобального экологического мышления. Какие же трудности и противоречия мы встречаем на этом пути?
Ребенку, в силу своего возраста, сложно осознать пpaктическую сторону этих законов. Следует понимать, что школьное образование – это только начало экологической грамотности человека, а дальнейшая пора взросления личности подразумевает расширение возможности для понимания законов природы.
Весьма отрицательную роль в формировании такого мышления играют СМИ, и, особенно, телевидение, а также смещение приоритетных человеческих ценностей в нашем обществе.
Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, т.к. «Знание без воспитания, все равно, что меч в руках cyмacшедшего», – писал Д.И. Менделеев.
Для создания условий формирования ответственного отношения к природе и развития основ глобального мышления на уроках биологии выделяю следующие блоки:
– знание экологических законов, правил, теорий,
научных фактов;
– осознание единства в системе “Человек –
Природа”;
– деятельность в реальных социоприродных
ситуациях, связанных с решением экологических
проблем;
– эмоционально-эстетическое восприятие природы,
художественные образы её выражения и отношение
человека к ней.
Иллюстрирует эту работу проектная деятельность. Причем многие наши проекты нацелены на экологическую ситуацию в родном районе. Особый интерес здесь представляет собой личностный аспект, знание экологии родного края, осознание человеком остроты ситуации, прежде всего, в своем населенном пункте, что неизбежно пробуждает чувство сопереживания и ответственности за судьбу человечества и природы в целом.
Наш Шигонский район – благодатный уголок земли. Неслучайно именно здесь построен правительственный санаторий «Волжский Утес», здесь проходят различные встречи, саммиты на высшем уровне. Так, А.Меркель назвала наши места «сердце» России. Но это сердце серьезно больно.
Одной из жемчужин района является Муранский бор, сосны-великаны, возраст которых 100-180 лет. Более 40 туристических баз, лагерей отдыха располагается по берегам Усинского залива. Естественные условия развития флоры и фауны в таком людном месте просто невозможны.
А вот в Усинском заливе катастрофически понизился уровень воды и экосистема несет необратимые изменения. Эти проблемы заботят всех жителей, в том числе подрастающее поколение, они становятся предметом проектной деятельности учащихся.
Для развития творческого мышления учащихся используются игровые формы обучения, дискуссии, изобразительное искусство, литературное творчество. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», – писал Алексей Николаевич Толстой. Именно этому я учу ребят на уроках изобразительного искусства, а также на занятиях кружка по изобразительному искусству «Мир красок». Результатом этой работы являются выставки рисунков, поделок, т.е. эстетическое оформление жизненного прострaнcтва школы.
Особое место в этой работе занимает взаимодействие и систематический контакт школьников с различными структурами и учреждениями района (ЦВР, СЭС, администрацией района, библиотекой, детсадами, начальной и музыкальной школами, православной воскресной школой), так и с интересными людьми в рамках встреч, выставок, экскурсий, походов, которые знакомят учащихся с культурным и природным наследием малой родины, сакральными природными объектами.
В качестве активных методов можно использовать задания по оценке экологической ситуации в родном населенном пункте, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы, в собственной квартире, проведение экологической экспертизы учебного заведения и этикеток продуктов питания на экологическую безопасность, работу с картами, оформление тематических плакатов, газет, буклетов, книжек-раскладушек и многое другое.
Одной из интересных форм массовой работы являются акции. Например, акция «Живой голос», целью которой являлось выяснение общих тенденций, а так же особенностей и региональной специфики проблем экологического сознания в районе, которые могли быть взяты за основу при принятии управленческий решений. Опрос показал, что 58,5 респондентов оценили экологическую обстановку в месте своего проживания как нeблагополучную или плохую, близкую к критической. Эти жители считают проблемы окружающей среды приоритетными, требующими незамедлительного решения.
Таким образом, идея формирования глобального экологического мышления реализуются через логику и содержание учебных курсов, педагогические технологии, коммуникационную сферу, нравственно-патриотическое воспитание. Всё это и оказывает влияние на различные структуры сознания учащихся, что позволяет прогнозировать положительный результат.
В книге Рериха «Иерархия» читаем: «Когда человечество поймет, что есть прострaнcтво, насыщенное следствиями человеческих деяний, можно будет лечить планету….»
В мае 2010 года в областном конкурсе «Хозяин Земли», проводимым на базе Областной станции юных натуралистов совместно с ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» ученица нашей школы Фомичева Дарья заняла призовое место. Вот таким «хозяевам Земли» мы сможем доверить нашу планету. А стать таким может подросток, обладающий глобальным экологическим мышлением, ориентированный на деятельную жизнь и долголетие.
Прежде чем стать государственным и общественным деятелем, человеку нужно избавиться от безответственности и вседозволенности, приобщиться к природе, ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошла и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.
«Человечество дошло до опасной грани разрыва с Природой. “Точка возврата” к главным ценностям жизни может быть пройдена незаметно. В сверкающем лаком автомобиле её можно просто проскочить и опомниться, когда будет уже поздно осознавать, что самый лучший напиток – стакан чистой воды, самое вкусное блюдо – ломоть хлеба с хрустящим яблоком, а лучшая музыка – щeбeт пролетающей ласточки».
Ф. Моргун
Комментарии:
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
04 12 2025 15:42:22
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
03 12 2025 7:48:28
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
02 12 2025 19:45:17
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
01 12 2025 6:44:35
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
30 11 2025 11:21:22
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
29 11 2025 2:25:40
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.
...
28 11 2025 17:38:13
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
27 11 2025 8:57:59
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
26 11 2025 4:51:56
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки.
Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
25 11 2025 16:12:59
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
24 11 2025 17:52:30
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
23 11 2025 22:23:45
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
22 11 2025 16:21:17
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
21 11 2025 5:49:29
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
20 11 2025 14:31:44
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
19 11 2025 14:53:47
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
18 11 2025 11:36:55
На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....
17 11 2025 17:40:29
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса.
...
16 11 2025 17:10:35
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
15 11 2025 7:21:44
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
14 11 2025 15:31:55
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
13 11 2025 13:56:44
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
12 11 2025 7:45:23
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
11 11 2025 7:16:38
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
10 11 2025 2:19:29
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
09 11 2025 21:25:23
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
08 11 2025 6:30:42
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
07 11 2025 9:44:33
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка.
...
06 11 2025 23:43:13
В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....
05 11 2025 14:28:39
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
04 11 2025 6:25:47
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
03 11 2025 2:12:54
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
02 11 2025 21:27:45
Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....
01 11 2025 17:14:59
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
31 10 2025 22:19:44
Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....
30 10 2025 9:12:22
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
29 10 2025 14:26:29
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
28 10 2025 21:55:26
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
27 10 2025 5:12:12
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
26 10 2025 23:19:31
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
25 10 2025 22:59:31
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
24 10 2025 0:38:21
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
23 10 2025 6:22:20
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
22 10 2025 16:45:28
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
21 10 2025 4:26:56
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
20 10 2025 11:36:19
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
19 10 2025 5:49:42
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
18 10 2025 15:52:12
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
17 10 2025 22:32:43
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
16 10 2025 17:38:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




