Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии
Современное общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на пpaктике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставляя с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;
- быть коммуникабельным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Таким образом, школа должна создать условия для формирования личности, обладающей вышеизложенными качествами. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых форм обучения. Одной из прогрессивных форм обучения в современной школе является научно-исследовательская деятельность учащихся. Известно, что в последнее время происходит ухудшение состояния окружающей среды, главным образом, негативным влиянием производственного сектора экономики регионов. Между тем, значительный негативный вклад в состояние окружающей среды вносят жители населенных пунктов, коммунальное хозяйство, торговля, малое предпринимательство.
Существенным образом изменить хаpaктер влияния различных составляющих общества на состояние природных сред можно спланированными долгосрочными действиями, среди которых наиболее действенным является введение системы непрерывного экологического воспитания и образования в систему дошкольного воспитания, общего среднего и высшего образования. Поэтому одним из направлений школьного образования является экологическое воспитание учащихся. Основной задачей развития этого направления является разработка и предложение на рынок производственной техники наиболее совершенных, наиболее чистых технологий, оборудования, веществ и материалов, обеспечивающих охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В оздоровлении окружающей среды молодежи принадлежит основная роль. По мере роста потребностей в экологически чистых технологиях будет увеличиваться мотивация выпускников школ в профессиональной ориентации по этим направлениям обучения в ВУЗах. А здоровая конкуренция, как известно, приводит к качественному прорыву в данной области. Поэтому я, как учитель биологии, рекомендую учащимся при выборе темы исследовательской работы отдавать предпочтение экологическому направлению.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Целью научно-исследовательской деятельности является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей, решать одну из важных в современном образовании задач – развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и экспериментов, навыков ориентации в информационных потоках, умений ставить и решать задачи.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Поэтому, главное при организации научно-исследовательской деятельности – личный интерес и личная увлеченность учащегося. Роль научного руководителя – выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов и представление исследовательской работы. Именно педагогом должны задаваться формы и условия исследовательской деятельности, способствующие формированию у школьника внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции. Таким образом, руководитель – это лицо компетентное в данной проблеме и успех исследовательской работы в большей степени зависит от научного руководителя, основной задачей которого является развитие исследовательских способностей учащегося.
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, хаpaктерных для научного исследования.
Основные этапы выполнения научно-исследовательской работы учащимися.
- Выбор темы. Тема работы должна быть актуальна, интересна и понятна для молодых исследователей. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию умений и к получению новых знаний.
- Выбор направлений исследований. Основное требование к исследовательской работе – новизна, пpaктическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы. Объем исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним или двумя годами.
- Формулировка цели и задач исследования. Успех любой исследовательской работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель и задача – не одно и то же: цель существенно шире задачи. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной, вытекающей из предложенной темы. Задачи соответствуют сформулированной цели, их может быть много, они включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ. Цель исследования должна быть понятна исполнителям, задачи – выполнимыми. “Гигантизм” в выборе темы и цели работы – наиболее распространенная ошибка начинающих исследователей [7].
- Анализ литературы. Литературный обзор, т.е. краткая хаpaктеристика того, что известно об исследуемом явлении. В обзоре учащиеся должны показать, что знакомы с областью исследований и объектом по нескольким источникам. Подборка литературы – задача руководителя, так как учащиеся самостоятельно не смогут найти первоисточники. Литературный обзор позволяет учащимся познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени, более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время представления результатов исследовательской работы. В исследовании важно выдвинуть гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
- Методика исследования. Вооруженные знаниями об объекте исследования и о состоянии проблемы в целом, пониманием цели и задач, а также нулевой гипотезой, необходимо перейти к выбору методики проведения исследования. Чрезвычайно важно детально описать методику проведения исследования для возможности повторения её и получения сходных результатов другими исследователями. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволит получить ожидаемый результат. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико.
- Фиксация и предварительная обработка данных. На этом этапе проводятся непосредственные наблюдения, эксперименты, их результаты фиксируются, затем подвергаются математической обработке. Обычно рабочие данные обpaбатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Требования к демонстрационному материалу сводятся к его наглядности. Наиболее наглядная форма представления данных – графическая. Результаты исследования представляют в виде графиков, диаграмм, плакатов, компьютерных презентаций, которые необходимо проиллюстрировать и прокомментировать. Полученные данные необходимо сопоставить как друг с другом, так и с литературными источниками, затем установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
- Выводы. Научно-исследовательская работа завершается выводами, в которых в виде тезисов, по порядку, излагаются результаты работы. Здесь не нужно давать объяснения полученным результатам, или раскрывать их содержание, т.е. не должно повторяться описание работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы.
- Библиографический список. Содержит список использованных литературных источников с указанием авторов, названия книги или статьи , издательства и места издания, необходимо указать год издания.
Академик С.С.Шварц советовал своим аспирантам и научным сотрудникам: “Начинайте написание работы с объекта исследования и методики (на чём и с помощью чего получены результаты), затем – оригинальные данные и выводы (что получено и с чем это можно “есть”), после чего – обсуждение результатов исследования (постарайтесь убедить самого себя в своей правоте), а вот теперь приступайте к написанию литературного обзора (теперь стало абсолютно ясно, что нужно оставить, а что и выкинуть из литературных данных по проблеме)…”[6].
Результаты исследований становятся достоянием науки только после того, как они прошли различные формы апробации [5]. В рамках школьного исследования самый действенный метод апробации – выступление на научных конференциях. В нашей школе на протяжении многих лет успешно работает научное общество учащихся “Интеллектуал” Именно здесь ребята учатся общаться с аудиторией, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Пpaктика показала, что очень полезным является предварительное представление исследовательской работы сначала в классном коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-пpaктической конференции. Это не только тренировка, но и программирование учащихся на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции. Для того, чтобы дать возможность молодым исследователям общаться между собой, знакомиться с тематикой и содержанием исследовательских работ других школьников и соотнести свои силы и возможности с другими такими же ребятами в нашем городе вот уже на протяжении многих лет проходят Открытые научно-пpaктические конференции Малой Академии наук, Научно-пpaктические конференции молодых ученых, студентов и школьников “Молодая мысль: наука, технологии, инновации”, Областные открытые научно-исследовательские конференции учащихся, Региональные конференции. На таких конференциях решаются и многие другие образовательные задачи: развивается монологическая речь, умение доступно излагать свои мысли. Занимаясь научной деятельностью выpaбатываются необходимые качества: настойчивость, точность, аккуратность, наблюдательность, дисциплина. Опыт показывает, что те ребята, которые занимались в научном обществе, становятся более успешными студентами, а впоследствии и более креативными работниками.
В своей работе по организации научно-исследовательской деятельности учащихся я руководствуюсь вышеизложенными принципами, и учащиеся нашей школы имеют хорошие результаты. Так, в январе 2012 года на базе Астpaxaнского естественного института АГУ прошла III Региональная школа-конференция “Инструментальные исследования окружающей среды”. Исследовательская работа “Оценка экологического состояния почв микрорайона Х лет Октября” ученика 10-го класса Волкова Дмитрия была отмечена Дипломом II степени. Приложение 1. В 2011 году на ХYII областной открытой научно-пpaктической конференции обучающихся работа “Проблемы рационального использования и охраны водных ресурсов” ученицы 9-го класса Афанасьевой Дарьи заняла II место. В 2008 году на областной научно-пpaктической конференции “Молодые исследователи природы” исследовательская работа “Определение содержания щавелевой кислоты в мёде” ученицы 10-го класса Сорокиной Марины была отмечена Дипломом I степени. В 2007 году на городской научно-пpaктической конференции старшеклассников “В мир поиска, в мир творчества: наука, интеллект, культура” работа “Определение содержания соланина в картофеле” ученицы 10-го класса Ашихминой Анны отмечена Дипломом II степени. Данная работа вошла в сборник лучших XIII городской научно-пpaктической конференции старшеклассников.
Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством научного руководителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося.
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Библиографический список:
- Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование. 2000 № 3 с.136-138.
- Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. 1999 № 10 с.152-158.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва. ACADEMA. 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование. 1998.
- Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии. 2007 № 1 с.103-109 .
- Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся. Биология в школе. 2007 № 1 с.40-44.
- Харитонов Н.П. Учебные исследования школьников в курсе биологии. Школьные технологии. 2007 № 3 с.116-129.
Приложение 1
Комментарии:
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
02 10 2025 1:18:58
Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....
01 10 2025 6:21:45
В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....
30 09 2025 15:12:17
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
29 09 2025 21:11:35

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....
28 09 2025 14:55:38
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
27 09 2025 21:28:43
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
26 09 2025 6:58:21
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
25 09 2025 18:30:14
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
24 09 2025 6:35:27
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
23 09 2025 8:52:48
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
22 09 2025 4:37:56
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
21 09 2025 17:15:13
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
20 09 2025 6:16:20
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
19 09 2025 2:21:10
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
18 09 2025 2:34:32
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
17 09 2025 15:25:58
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
16 09 2025 16:18:10
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
15 09 2025 19:45:35
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
14 09 2025 22:10:45

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
13 09 2025 11:13:22
Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....
12 09 2025 18:45:10
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
11 09 2025 4:24:17
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
10 09 2025 2:40:57
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
09 09 2025 8:43:43
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
08 09 2025 17:55:14
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
07 09 2025 4:58:48
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
06 09 2025 10:48:42
Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера.
...
05 09 2025 13:28:30
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции.
...
04 09 2025 21:21:10
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
03 09 2025 4:16:45
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
02 09 2025 0:56:25
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
01 09 2025 3:17:55
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
31 08 2025 7:43:44
Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....
30 08 2025 19:43:25
Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....
29 08 2025 9:57:56
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
28 08 2025 21:32:20

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
27 08 2025 11:11:27
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
26 08 2025 9:48:19
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
25 08 2025 8:49:42
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
24 08 2025 3:15:57
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
23 08 2025 5:13:22
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
22 08 2025 20:22:23
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
21 08 2025 8:22:55
С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
20 08 2025 13:12:12
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
19 08 2025 7:33:58
Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....
18 08 2025 21:56:10
На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....
17 08 2025 13:22:20
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
16 08 2025 1:27:27
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
15 08 2025 10:11:21
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
14 08 2025 21:59:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::