Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее


    Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

В техническом лицее №165 Бостандыкского района г. Алматы, ассоциированной школе ЮНЕСКО, школе по работе с одаренными детьми, проводится работа по развитию исследовательской деятельности лицеистов в рамках осуществления “Модели экономического и социально-культурного развития Республики Казахстан в свете стратегии “Казахстан 2030””. Авторы научных проектов, лицеисты 7-11 классов, являются участниками и некоторые – неоднократными призёрами городских и республиканских научных соревнований по направлению: “Научно-технический прогресс – как ключевое звено экономического роста”, “Математическое моделирование экономических и социальных процессов” и “Здоровая природная среда – основа реализации стратегии “Казахстан 2030”. Лицеисты принимают активное участие в конкурсах научных проектов по линии “Дарын”, Малой Академии Наук Республики Казахстан и в городском конкурсе научных проектов Акима г.Алматы в ТУРАН университете.

Учебно-исследовательская деятельность понимается нами как средство личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и лицеиста. Учитель в этом случае понимается широко – это может быть и лицейский преподаватель, и педагог профильного образования, освобожденный классный руководитель и учитель-исследователь. Результат же исследования выступает не как самоцель, а лишь как средство; результат подчинен приоритету образования и воспитания участников исследовательской деятельности. Чтобы иметь результат, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Под этим термином мы понимаем тот начальный интеллектуальный потенциал, который позволяет человеку целенаправленно и эффективно заниматься исследовательской работой.

В нашем лицее создана организация “Мы лицеисты”, которая призвана развивать у лицеистов стремление к занятию научно-исследовательской деятельностью. Самых достойных лицеистов 5-7 классов принимают в организацию “Лидеры”, 8-9 классов – “Эрудиты”, а 10-11 классов – “Интеллектуалы”. Посвящение лицеистов в данную организацию проводится в День науки, который проходит у нас в лицее, по давно сложившейся традиции, ежегодно 1 марта. В этот день проходят презентации научно-исследовательских проектов лицеистов по секциям – это первый этап по защите проектов лицеистов.

Опыт работы по выполнению научных проектов лицеистов у нас не очень большой, но достаточно плодотворный. Данная работа начата с 1999 года. В этой статье я хочу рассказать Вам о проектах лицеистов, которые были представлены на конкурсы в течение двух последних лет. В 2004/2005 учебном году было представлено всего 18 проектов лицеистов, которые раскрывают проблемы учебно-исследовательской работы по разным направлениям. Из них семь проектов по биологии. Направления, по которым были представлены работы это и биология, и экология, медицина и биомедицина. В 2005/2006 учебном году был представлен один проект.

Несмотря на технический профиль нашего лицея, большой интерес ребята проявляют в изучении и других дисциплин: истории, биологии и географии, английского и русского языков и даже краеведения. Свидетельство этого проекты лицеистов по этим направлениям.

Два проекта наших лицеистов, из упомянутых семи, представленные на конкурсы в 2004/2005 учебном году валеологической направленности: первый “Влияние недостатка некоторых пищевых компонентов на деятельность нервной системы человека” выполненный: лицеистками 9-х классов Измайловой Ариной и Кан Еленой, второй – “Аномалии деятельности нервной системы подростков, их профилактика”, выполненный так же лицеистками 9-го класса Утегуловой Айшой, Карасёвой Ксенией и Маджидовой Эльданой. Оба проекта были удостоены диплома II степени на 31-й республиканской научно-пpaктической конференции МАН РК. Руководитель обоих проектов Панченко М.В. – учитель биологии и валеологии. Работая над первой темой, лицеисты выявили влияние недостатка некоторых пищевых компонентов (белков, йода, железа) на нервную деятельность человека. Дeвoчки провели социологический опрос лицеистов об употрeбляемой пище и выяснили, насколько ими удовлетворяется потребность в необходимом количестве белков, железа и йода. Рассмотреть влияние недостатка этих веществ на процессы памяти. В ходе исследования были получены сравнительные хаpaктеристики визуальной, аудиальной памяти и концентрации внимания лицеистов, у которых выявлен недостаток йода в организме, у них установлен врачебный диагноз: зоб, и здоровых учащихся. В ходе работы была проведена коррекция по внедрению принципов рационального питания среди лицеистов на уроках валеологии и биологии и более широкому использованию ими продуктов питания влияющих на активную мозговую деятельность и исключение из рациона продуктов, которые оказывают пагубное действие на работу нервной системы.

Второй проект посвящен изучению различных заболеваний головного мозга и выявлению их причин, а также некоторым профилактическим мероприятиям.

Здоровье населения, в том числе психическое, – один из основных показателей благосостояния общества. Состояние психического здоровья является одной из основных ценностей, как отдельного индивидуума, так и общества в целом, определяя, с одной стороны, физическое и социальное благополучие человека, с другой – влияя \"...на интеллектуальный потенциал нации, развитие производственных сил и трудовых ресурсов, обороноспособность страны, мopaльно-нравственную атмосферу в обществе в целом и в отдельных его слоях и группах”.

Изучив литературу, авторы проекта пришли к выводу, что большинство заболеваний нервной системы возникают в детском и подростковом возрасте. Причем количество людей, болеющих этими заболеваниями, возрастает с каждым годом. Эта проблема очень актуальна в наше время. Психическое здоровье детей определяет здоровье нации в будущем и занимает одно из ведущих мест в профилактике патологии психического здоровья во всем мире. В ходе исследования дeвoчками было отобрано несколько методик и проведено тестирование в параллели 9-ых классов технического лицея с целью выявления склонностей лицеистов к аномалиям нервной деятельности. Общепризнанно, что профилактика подобных отклонений и методичная работа по их устранению на ранних стадиях может избавить от длительного и порой безуспешного лечения заболеваний нервной системы. Тестирование лицеистов девятых классов и обработка данных на предмет выявления различных акцентуаций хаpaктера показала, что большинство из опрошенных лицеистов по психотипу находятся в рамках обычного рисунка личности (эти точки приняты специалистами как нормативы), следовательно, сильных аномалий мозговой деятельности среди учеников группы 9.1, 9.2 и 9.3 как таковых не наблюдается. Но акцентуации хаpaктера некоторых лицеистов (из этических соображений мы не называем фамилии) совпали с психотипами, которые могут привести к серьезным заболеваниям нервной системы. С этими лицеистами будет продолжаться профилактическая работа психологов лицея. Так же мы разработали методику по недопущению перехода стресса в дистресс, и провели профилактическую работу с нашими одноклассниками, что значительно улучшило атмосферу в классе. Все ребята стали сдержаннее, а многих даже не узнать. Большую помощь в работе над этим проектом оказала психолог лицея Танатова Асель Джангазыевна.

Проект по биологии “Разработка функциональных продуктов питания на кисломолочной и овощной основах с добавлением молочнокислых бактерий” выполнен Шиховым Андреем, лицеистом группы 8.3, научный руководитель: кандидат биологических наук Шихова О.М. и преподаватель биологии Панченко М.В. Цель проекта: разработка функциональных продуктов питания на кисломолочной и овощной основах с добавлением молочнокислых бактерий.

Функциональные продукты питания представляют собой традиционные продукты, усиленные полезными для здоровья компонентами, и могут играть ведущую роль в решении проблемы рационального питания населения нашей страны. В настоящее время до 90 % населения страдают нарушениями работы пищеварительного тpaкта, что связано с дисбалансом микрофлоры толстого кишечника. Употрeбление функциональных продуктов, обогащенных биологически активными культурами молочнокислых бактерий, может значительно снизить остроту проблемы.

При разработке подобных функциональных продуктов нужно учитывать возможности повышения биологической активности вносимой молочнокислой флоры. Также необходимо, чтобы новые разработки обладали отличными органолептическими показателями, так неприглядные в этом отношении продукты не смогут стать популярными, что не позволит полностью решить задачу оздоровления рациона широких слоев населения.

Данная работа имеет очень важное пpaктическое значение в оздоровлении и решении проблемы рационального питания населения. Проек Шихова Андрея был удостоен диплома III степени на 31-й республиканской научно-пpaктической конференции МАН РК.

Четыре проекта лицеистов посвящены актуальным экологическим проблемам, эти проекты лицеисты выполняли под руководством преподавателей биологии Панченко М.В. и географии Казановской Т.Л.. Один из этих проектов “Анализ и причины изменения уровня Каспийского моря” выполнен лицеистами группы 11-1 Городничевой Екатериной и Ревенко Денисом. Большую помощь в работе над проектом оказала научный руководитель: кандидат географических наук, заместитель директора по научной работе КазНИИ мониторинга окружающей среды и климата, национальный эксперт Рамочной конвенции ООН по изменению климата – Есеркепова И.Б.

В настоящее время во всех прикаспийских странах в условиях повышенного стояния уровня Каспийского моря очень остро стоит проблема защиты от затопления и подтопления населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных в прибрежных районах. Данная работа посвящена исследованию причин колебания уровня моря. Одной из основных причин изменения уровня Каспийского моря считается климатический фактор. В работе приводится обзор исследований по проблеме колебаний уровня Каспийского моря. Проанализированы основные причины, вызывающие подъем уровня моря: климатические, хозяйственная деятельность, изменение стока рек, впадающих в море.

Проанализированы данные наблюдений и расчетные хаpaктеристики составляющих водного баланса за период с 1925 по 1998 гг., предоставленные сотрудниками Казахстанского НИИ экологии и климата. Выявлены временные тенденции в ходе этих хаpaктеристик, которые соответствуют наблюдаемым изменениям уровня моря и объясняют его повышение с 1978г.

В работе использованы следующие данные:

  • Уровни Каспийского моря на конец месяца;
  • Средние мecячные уровни Каспийского моря;

Составляющие водного баланса:

  • Испарение с водной поверхности, рассчитанное по уравнению водного баланса;
  • Сток морской воды в залив Кара-Богаз-Гол;
  • Осадки, выпавшие на поверхность Каспийского моря;
  • Суммарный мecячный приток в Каспийское море.

Выявлены положительные линейные тренды в ходе сумм осадков в большинстве месяцев года. Проанализированы данные из литературных источников о влиянии хозяйственной деятельности на уровень моря. В результате влияния комплекса факторов хозяйственной деятельности, приток Волги в Каспий в 80-е годы уменьшился примерно на 25 км3/год. Однако в 90-е годы в результате падения промышленного и сельскохозяйственного производства произошло снижение водопотрeбления. По данным Государственного гидрологического института (Россия) в Волжском бассейне полное водопотрeбление снизилось примерно с 35 до 27 км3/год, а безвозвратное водопотрeбление, соответственно 13 до 5 км3/год. Поэтому приток воды в море увеличился, а его уровень повысился. Учёные прогнозируют в дальнейшем стабилизацию уровня моря или слабый его подъем. Подъем уровня моря привел к негативным последствиям, которые рассматриваются как природная катастрофа. Эта работа была поощрена грамотой на 31-й республиканской научно-пpaктической конференции МАН РК (IV место).

Проект лицеистов группы 9.2 Аубакирова Санжара., Антоненко Данила, Касимцева Никиты “Охрана окружающей среды зелёного Алматы” посвящён исследованию проблемы загрязнения окружающей среды города Алматы и мероприятий, предпринимаемых властями города для улучшения экологического его состояния.

В ходе работы выяснено, что в 1999 году была принята комплексная программа \"Таза ауа – Жанга дауа\", рассчитанная на период до 2015 года. В ней расписаны мероприятия по охране окружающей среды. Определены сроки, ответственные лица (чаще – крупные организации) и источники финансирования. Однако, по плану комплексной программы, отдельные задачи давным-давно должны быть решены, чего нет в реальности. В данном проекте приводятся данные из этой программы и дан критический анализ её выполнения.

Выяснено, что основными источниками выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ в атмосферу в г. Алматы являются предприятия тепло– и электроэнергетики, автомобильный трaнcпорт и промышленность. Основная доля (около 80%) загрязнения окружающей среды приходится на автотрaнcпорт, причем, у 70% автомобилей загрязненность выхлопа в 3 – 4 раза выше нормы. Остальные 20% загрязнения происходит благодаря работе ТЭЦ, промышленных предприятий, котельных и т.д. Экологическая обстановка города осложняется еще и климатическими условиями: в городе около 80% всех дней в году приходится на полный штиль. Кроме того, в Алматы ежегодно вырубается 2-3 тыс. деревьев. Справка: в городе Алматы всего 2000000 деревьев (не считая горных районов). В итоге при таких условиях через 10 лет получим воздух, в котором вообще не будет кислорода.

Данные, предоставленные РГП \"Казгидрометом\" по замерам чистоты воздушного прострaнcтва в трех пунктах: в районе улиц Сейфуллина-Сатпаева, в микрорайоне Аксай и на пересечении улиц Раимбека-Дзержинского показали, что в воздухе присутствуют вредные примеси: пыль, оксид углерода, диоксида серы и азот. Согласно показаниям, алмаатинцы буквально задыхаются от пыли и вредных примесей. Спасти население от них могут только зеленые насаждения, которые как пылесосы, умеют втягивать в себя самые мельчайшие крупинки.

К сожалению, южная столица с точностью до мельчайших деталей повторяет судьбу крупных городов всего мира. Жители предгорного оазиса, коим, без сомнения, является Алматы, вынуждены в буквальном смысле слова вести упopную, самоотверженную борьбу за существование с бесконечными потоками автомобильного трaнcпорта и бесчисленными отравляющими островками АЗС. Глоток свежего, не оскверненного токсинами воздуха уже давно стал для горожан редчайшей ценностью, которую пока еще можно отыскать где-нибудь на отдаленных склонах Заилийского Алатау, под покровом синих тянь-шанских елей. Говоря о такой возможности, следует подчеркнуть немаловажный факт отдаленности и недосягаемости подобных горных убежищ от шума и \"напоенной\" химикатами атмосферы мегаполиса, ибо доступная часть спасительных предгорий уже вдоль и поперек исполосована следами мощных колес роскошных джипов. Для бизнесменов города совершенно обыденным становится выбор между возможностью строительства нового ресторана или автозаправочной станции и необходимостью вырубить десяток-другой многолетних деревьев. Прискорбно, но в подавляющем большинстве случаев в проигрыше оказываются именно зеленые \"легкие\" Алматы.

Загрязнение воздушного бассейна Алматы в результате техногенных выбросов вредных загрязняющих веществ является серьезной экологической проблемой, требующей немедленного решения. Для этого разработана программа по оздоровлению воздушного бассейна города, мероприятия которой должны включать меры по сокращению выбросов парниковых газов и выбросов загрязняющих веществ; увеличение числа заводов по переработке мусора, обновление технического парка машин, занимающийся вывозом мусора, обновление и увеличение количества специальных машин по уборке улиц, создание координационного центра объединяющего предприятия по вывозу мусора, создание очистных сооружений по течению рек и проведение более массовых общественных посадок деревьев, сокращение количества маршрутных такси, дублирующих маршруты электротрaнcпорта, создание новых маршрутов электротрaнcпорта и увеличение его парка. За эту работу лицеисты удостоены дипломами II степени.

Проект “Наш лицейский сад” лицеисток 8-го класса Зверевой Марии, Шингисовой Асель и Павленко Светланы, в основе которого выращивание древесно-кустарниковых пород, цветочно-декоративных культур для озеленения территории лицея и нашего города и осуществление на этой базе экологического образования лицеистов. Проект посвящен актуальной экологической теме, эта работа была удостоена диплома II степени на 31-й республиканской научно-пpaктической конференции МАН РК, а на городском конкурсе научных проектов школьников в ТУРАН университете эта работа была удостоена диплома в номинации “За вдохновение и творческий поиск”.

Целью данного проекта было теоретически пополнить знания лицеистов и на пpaктике применять их. Знания о древесно-кустарниковых породах, цветочно-декоративных культурах, об основных представителях каждой группы растений – о декоративных и экологических особенностях наиболее распространенных деревьев, кустарников, однолетних, двулетних, многолетних цветочных культур; о почве, её особенностях на территории лицея, почвенном плодородии (почва у нас на участке – сероземы, они плодородны при дополнительном орошении) ; о компостировании и его экологическом значении; о способах семенного и вегетативного размножения; о правилах посева семян и пикировки растений; о биологическом значении различных видов ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, борьба с вредителями и болезнями растений) ; о значении зеленых растений в сохранении и улучшении окружающей среды в районе и городе, о видах цветочного оформления, видах размещения растений в искусственных посадках; о видах ручного инвентаря для обработки почвы и ухода за растениями и правилах безопасного обращения с ним. В ходе работы над проектом научились собирать семена цветов и производить их посев; распознавать основные виды древесно-кустарниковых пород, цветочных культур, осуществлять пересадку растений, вегетативное размножение роз, лилейников, ирисов и т.д., ухаживать за растениями; осуществлять борьбу с вредителями и болезнями растений механическими и биологическими методами; проводить фенологические наблюдения, прогнозировать развитие экологической ситуации на школьной территории, планировать и выполнять действия по её улучшению, оформлять результаты поисковой работы; анализировать и объяснять значение своей работы на школьном участке.

Под влиянием антропогенной деятельности сокращаются природные ландшафты, растут площади под свалки мусора, ежегодно увеличивается автомобильный парк нашего города, в результате этого значительно ухудшается экологическая обстановка, что влечет рост числа заболеваний среди населения. Наш сад – это маленький уголок, который на деле может улучшить состояние экологии города.

Молодой лицейский сад сменил старый плодовый сад, он существует уже пять лет, многие из лицеистов ухаживали за деревьями и цветами во время летней пpaктики и выполняли необходимый комплекс мероприятий на пришкольном участке в течение вегетативного периода. В лицейском саду растут газоустойчивые деревья и кустарники такие, как акация белая, клен, туя западная, шиповник; средней газоустойчивости – береза бородавчатая, вяз обыкновенный, дуб черешчатый, ива козья; деревья, обладающие высокими пылезадерживающими свойствами – ель колючая, каштан конский, клен остролистный, липа. В саду выращиваются как одно– и двулетние, так и многолетие цветы.

Лицеистами был составлен план учебно-опытного участка школы, разработаны меры по благоустройству школьной территории, проводилось благоустройство школьной территории, обрезка кустов, погибших побегов деревьев и кустарников, рыхление и перекопка почвы, учет посадок, уход за растениями. Выполнена замена однолетних растений на клумбах многолетними, оформлены результаты коллективной работы. На территории лицейского сада проводятся экскурсии с целью проведения фенологических наблюдений в природе и изучения основных компонентов окружающей человека среды и факторов, влияющих на ее состояние. Как продолжение работы над проектом планируется создание системы полива (весна, март-апрель 2005 г.) – этот пункт, как и планировали, на стадии выполнения, создание газона, оформление горки; дополнение коллекции растений нашего сада, закупить удобрения, землю для горки, создание клумб и миксбордеров с учетом приемов ландшафтного озеленения, создание дорожек с использованием современных материалов. Лицеисты обращаются к администрации лицея и общественному фонду “Будущность”, а также отделу экологии департамента образования города и республики и хотят ходатайствовать о выделении денежных средств для продолжения работы по осуществлению проекта “Наш лицейский сад”.

Ещё один экологический проект “Охрана сайгаков в Казахстане” лицеистов группы 9.1 Курманалиева Руслана и Сухорукова Игоря (научные руководители: профессор мед.наук Имамбаева Т.М., доктор биол. наук, профессор Бекенов А.Б., кандидат биол. наук Грачёв Ю.А., Сухоруков С.И. – директор НАК “Казавиа”). Девиз, который ребята выбрали для своего проекта: “Донести новому поколению то, что нам досталось от предков”.

Во многих странах, в том числе и в Казахстане, неразумная, а порой и просто варварская эксплуатация минеральных ресурсов (нефти, газа, рудных месторождений, включая такие опасные, как урановые) уже привела к катастрофическому загрязнению окружающей среды токсическими органическими соединениями, сероводородом, тяжёлыми металлами, радионуклидами и др. Под влиянием антропогенной деятельности нарушаются места обитания различных животных, вырубаются леса, меняются русла рек, в результате чего каждый раз меняется структура и состав популяций живых организмов.

В ходе проведения работы над проектом, удалось выяснить, что в последние годы наблюдается прогрессирующее уменьшение численности сайгаков. Основная причина её снижения – массовое бpaконьерство во все сезоны года на протяжении всего ареала сайгака и недостаточная охрана этого вида.

Комплексное решение проблемы сайгака – сохранение этого ценнейшего вида в значительной степени определяет нормальное существование и развитие степных экосистем. Это вопрос, который должен решаться на государственном уровне с привлечением широкой общественности и неправительственных организаций.

Помимо осуществления компенсационных мероприятий, направленных на усиление охраны животных, их местообитаний, предусмотренных отраслевой программой восстановления популяций сайги (охрана, учёт, мониторинг) на 2004 – 2006 гг. лицеисты предложили использовать самые экономически выгодные самолёты, для охраны сайгаков, таких типов как: ЯК–18Т, ЯК-12А, Цесна-127Д Цена их лётного часа пpaктически в 2 раза дешевле, чем у самолётов типа АН-2, АН-3. Также – вводить в республиканский бюджет сумму на охрану сайгаков; объявление мест обитания и миграции сайгаков заповедниками или заказниками. Этот проект на секции экология на 31-й республиканской научно-пpaктической конференции МАН РК занял IV место, и ребята получили почётные грамоты, а на конкурсе в ТУРАН университете они были удостоены дипломов в номинации “За патриотизм”.

Проект “Рентгеновские лучи и их воздействие на человека” представленный на конкурсы в 2005/2006 учебном году валеологической направленности. Он выполнен девятиклассницами Жанбырбаевой Атиёй, Шингисовой Асель и Павленко Светланой под руководством Жанбырбаева Н.Б. – кандидата физико-математических наук и Панченко М.В.. В ходе выполнения проекта была поставлена задача, изучить историю открытия рентгеновских лучей, их особенности, применение и вредное воздействие на человека.

Наибольшее распространение в технике и науке получили рентгеновские лучи с длинами волн от 2 до примерно 0,05 ангстрема. Благодаря способности проходить сквозь непрозрачные для световых лучей объекты, они широко используются для просвечивания различных тел и изучения их строения, для исследования структуры веществ и их химического состава. Широкое применение эти лучи имеют в медицинских обследованиях.

Кроме того, замечено негативное влияние их на организм человека. К эффектам, обусловленным действием рентгеновского излучения относятся: 1) временные изменения в составе крови после относительно небольшого избыточного облучения; 2) необратимые изменения в составе крови (гемолитическая анемия) после длительного избыточного облучения; 3) рост заболеваемости paком (включая лейкемию) ; 4) более быстрое старение и ранняя cмepть; 5) возникновение катаpaкт. Установлено, что также рентгеновское излучение приводит к увеличению темпа мутаций с вредными генетическими эффектами.

Нами проведено исследование, показывающее, как часто люди в обычной жизни сталкиваются с рентгеновскими лучами (при прохождении флюорографии, рентгенографии) и насколько мало они владеют информацией о них. Исходя из всего вышеперечисленного, лицеистки предлагают следующие рекомендации:

профессионалы, работающие с рентгеновской аппаратурой должны проходить квалифицированную подготовку. Необходимо принимать эффективные меры по снижению уровня радиации, с которым им приходится иметь дело. Безопасный уровень облучения, который получают пациенты во время лечения, определяется лечащими врачами. Врачам не рекомендуется без необходимости подвергать пациентов рентгеновскому обследованию. Особую осторожность следует проявлять при обследовании беременных женщин и детей.

Врачам, назначающим лечение пациентам, которым требуется применение рентгеновского облучения, при нарушении целостности кожного покрова не использовать его до полного заживления раны, т.к. возможен переход раны в paковое образование. При рентгеновском обследовании воздействию облучения должен подвергаться только нужный участок.

Для контроля за рентгеновским излучением следует учитывать следующие аспекты: 1) наличие адекватного оборудования, 2) контроль за соблюдением правил техники безопасности, 3) правильное использование оборудования.

Свое пpaктическое применение работа может найти в качестве материала для всех интересующихся проблематикой данной темы, и может быть использована в качестве источника информации для рефератов и других работ.

Данная работа была отмечена дипломом I степени на 32-й республиканской научно-пpaктической конференции МАН РК, а на городском конкурсе научных проектов школьников в ТУРАН университете работа была удостоена диплома в номинации “За пpaктическую значимость работы”.

Роль преподавателя в осуществлении проектной деятельности лицеистов заключается, прежде всего, в рекомендации учащимся заниматься проектной деятельностью, помощи в выборе темы, направления, определении цели работы. Преподаватель учит работать с литературой, осуществлять исследование, моделировать процесс, анализировать, делать выводы, проводить эксперимент, грамотно оформлять результаты исследования, учит подготовить защиту проекта и презентацию работы и самое главное довести до конца начатое дело.

Проектная деятельность лицеистов – это начальный этап по подготовке будущей интеллектуальной элиты нашей Республики. В лицее этой работе уделяется очень большое значение. Данная работа в лицее велась под руководством заместителя директора по науке Сушко Светланы Александровны, человека творческого, хорошо знающего своё дело, сейчас она является директором нашего лицея.



Комментарии:

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

27 11 2024 21:28:14

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

26 11 2024 13:33:11

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

25 11 2024 14:45:23

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

24 11 2024 20:51:15

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

23 11 2024 17:29:47

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

22 11 2024 0:22:46

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

21 11 2024 7:28:35

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

20 11 2024 18:28:47

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

19 11 2024 20:28:38

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

      Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

18 11 2024 23:20:20

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

17 11 2024 12:16:21

Урок биологии в 8-м классе по теме "Поликлиника"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Поликлиника"

      Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача. ...

16 11 2024 17:10:58

План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс


    План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс

      Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

15 11 2024 19:38:54

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

14 11 2024 2:56:39

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

13 11 2024 4:53:49

Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря


    Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря

      Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....

12 11 2024 20:35:54

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

11 11 2024 7:33:29

Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"


    Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"

      Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

10 11 2024 4:56:25

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

09 11 2024 21:20:34

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

08 11 2024 21:14:20

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

07 11 2024 3:49:40

Путешествие в растительную клетку

Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....

06 11 2024 5:20:34

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

05 11 2024 1:42:43

Компетентностно-ориентированный урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....

04 11 2024 22:49:46

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

03 11 2024 11:47:44

"Размножение рыб". 7-й класс


    "Размножение рыб". 7-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

02 11 2024 10:55:32

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

01 11 2024 16:51:22

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"


    Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

      Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

31 10 2024 19:45:31

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

30 10 2024 22:35:49

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

29 10 2024 23:32:47

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

28 10 2024 6:47:19

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

27 10 2024 22:10:40

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"


    Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

      Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

26 10 2024 23:29:44

Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"


    Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"

      Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....

25 10 2024 13:17:43

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

24 10 2024 22:53:19

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)


    "Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

      Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...

23 10 2024 0:25:32

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

22 10 2024 22:40:26

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

21 10 2024 11:36:14

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

20 10 2024 16:50:38

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

19 10 2024 1:53:59

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

      Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

18 10 2024 21:13:42

Зоологическая игра "Птицы"


    Зоологическая игра "Птицы"

      Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....

17 10 2024 0:35:15

Открытый урок по биологии в 6-м классе


    Открытый урок по биологии в 6-м классе

      Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

16 10 2024 17:43:23

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

15 10 2024 9:25:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

14 10 2024 9:41:45

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

13 10 2024 22:38:37

Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."


    Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."

      Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....

12 10 2024 14:43:18

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

11 10 2024 17:30:37

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

10 10 2024 8:21:52

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

09 10 2024 16:38:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::