Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"
Интегрированный урок (биология, химия) «Химизация животноводства»
(11 класс Антропогенное воздействие на биосферу)
Обобщающая лекция
Цель: показать роль химии в повышении качества кормов и продуктивности животных.
План лекции.
- Использование химических консервантов и стабилизаторов кормов.
- Использование кормовых дрожжей и микробиологического белка и их влияние на продуктивность животных.
- Использование мочевины и других кормовых добавок в животноводстве.
- Применение стимуляторов роста в животноводстве.
- Рефлексия.
- Вывод.
- Домашнее задание.
План лекции записывается на доске. Каждый
пункт плана указывает на одно из основных
направлений химизации животноводства.
Основные положения лекции и наиболее
красноречивые цифры учащиеся записывают в
тетрадь.
1. Использование химических консервантов и стабилизаторов кормов
Раскрывая первый пункт плана, необходимо
подчеркнуть, что для создания прочной
кормовой базы важно не только увеличить
заготовку кормов, но и улучшить их качество,
снизить потери при уборке и хранении. Одной из
форм заготовки зелёных кормов – их химическое
консервирование. Химическое консервирование
обеспечивает хорошую сохранность питательных
веществ, подавляет развитие гнилостных и
маслянокислых бактерий, предотвращает
нежелательные ферментативные процессы.
В качестве консервантов используют пропионовую
и бензойную кислоты, пиросульфат и гидросульфат
натрия, консервант низкомолекулярных кислот,
мочевину, аммиак. Химические добавки при
силосовании трав, кукурузы, подсолнечника,
бобово-злаковых смесей повышают качество корма и
значительно сокращают потери питательных
веществ.
2. Использование кормовых дрожжей и микробиологического белка и их влияние на продуктивность животных
Раскрывая второе направление химизации
животноводства, необходимо остановиться на
том, что для повышения содержания
перевариваемого протеина в рационах питания
скота и птицы используют кормовые дрожжи, белки
микробиологического происхождения. Так при
применении 1 тонны кормовых дрожжей в рационе
питания птицы можно получить дополнительно 2
тонны мяса или 35 тыс. яиц.
В качестве сырья для промышленного производства
микробиологического белка применяют отходы
переработки нефти и древесины, природный газ.
Подсчитано, что использование всего 2 % мировой
добычи нефти для микробиологического синтеза
белка может удовлетворить потребность 2 млрд.
человек в белковой пище, 100 тыс. тонн белка
полученного таким способом заменяют корма с 2
млн. гектаров пастбищ или 60 тыс. гектаров соевых
полей. В тоже время необходимо помнить, что
производство кормового белка должно быть
экологически чистым, основанном на безопасной
для здоровья людей технологии.
При составлении пищевых рационов для откорма
животных более безопасно в экологическом плане
вводить в растительную пищу незаменимые
аминокислоты, которые получают ферментативным
путём или полным синтезом. Так, добавка 0,4 % лизина
к пшеничной муке повышает её биологическую
ценность не менее чем на 50 %. В птицеводстве и
свиноводстве в качестве источника белка выбрана
соевая мука, обогащённая метионином, налажено
промышленное производство кормового
концентрата лизина. Включение 40 г. этого
концентрата (2,5 г. в пересчёте на чистый лизин) в
рацион двухмecячных поросят обеспечивает
прирост живой массы на 15, 6 %, а затраты кормов на
единицу прироста уменьшаются при этом на 15 %.
3. Использование мочевины и других кормовых добавок в животноводстве
Переходы к рассмотрению третьего направления
химизации животноводства, необходимо отметить,
что в экологическом отношении безопаснее
недостаток протеина в рационе питания животных
восполнять не с помощью белково-витаминных
концентратов, а за счёт мочевины, гидрокарбоната
аммония и других аммониевых солей, органических
и минеральных кислот.
Введение в рацион питания животных мочевины
позволяет экономить от 20 до35 % кормового белка. По
качеству перевариваемого азота 1 г. мочевины
заменяет 2,6 г. протеина корма. Телятам старше 5
месяцев в сутки дают по 40–50 г. мочевины, крупному
рогатому скоту при откорме – по 50–90 г. Единица
затрат, израсходованная на приобретение
мочевины, приносит дополнительно
животноводческую продукцию, стоимость которой в
8 раз больше.
Полноценность рационов питания
сельскохозяйственных животных определяют по
сбалансированности содержания минеральных
веществ, витаминов и других биологически
активных веществ. Всего в организме животных
обнаружено более 80 химических элементов, но
изучено пока значение лишь 1/3 из них. Минеральные
вещества входят в состав всех органов животных и
выполняют в них те или иные специфические
функции (регулируют осмотическое давление крови
и других жидкостей организма, поддерживают
кислотно-щелочной баланс, макро- и микроэлементы
обеспечивают оптимальные условия биохимических
реакций, функционирование ферментов и гормонов,
распад и синтез органических соединений, которые
активно содействуют процессам расщепления,
всасывания и усвоения питательных веществ,
обезвреживания и выведения из организма
продуктов распада). Например, важнейший
биогенный элемент – фосфор. Фосфор входит в
состав молекул белков, нуклеиновых кислот и
других веществ без которых невозможна жизнь.
Содержание фосфора в теле животного (в
перерасчёте не Р2О5) достигает 1 %. Фосфор вместе с
кальцием составляет основу костной ткани, играют
очень важную роль в обменных процессах. Эти два
элемента входят в состав 65 – 70 % всех минеральных
веществ в организме. Поэтому для нормального
роста и развития животные нуждаются в кормовых
фосфатах. Включение их в рацион питания коров
увеличивает надои молока на 5 –10 %. Для
восполнения дефицита фосфора в качестве
кормовых добавок используются также
динатрийфосфат, диаммонийфосфат и фосфат
мочевины, преципитат обезвоженного фосфата.
Вместе с тем избыток фосфора в питательном
рационе затрудняет всасывание и усвоение
организмом животного солей магния. Важную роль
играют и другие минеральные вещества, содержащие
необходимые элементы. Так, железо, медь, марганец,
кобальт и кальций участвуют в синтезе
гемоглобина, сера – в синтезе белка, йод –
составная часть гормона щитовидной железы, хлор
входит в состав соляной кислоты, входящей в
желудочного сока, многим животным необходима
поваренная соль как источник натрия и хлора.
Недостаток в рационе питания животных тех или
иных макро- и микроэлементов тормозит их рост и
развитие, ухудшает воспроизводительную функцию,
вызывает различные заболевания. У стельных коров
при недостатке минеральных веществ, необходимых
для формирования костяка плода, эти вещества
изымаются из материнского организма, приводя к
рассасыванию последних позвонков хвоста, а
иногда и последних рёбер. При сильной степени
деминерализации у стельных коров расшатываются
и даже выпадают зубы.
4. Применение стимуляторов роста в животноводстве
Для ускорения откорма скота и птицы, повышения их плодовитости и улучшения качества продукции в последнее время всё более широкое применение находят биостимуляторы, витамины, гормоны, ферменты, антибиотики и тканевые препараты. Сейчас в животноводстве используют более 30 различных витаминов, и в первую очередь А, В, С, Д, Е. Особенно в них нуждаются стельные коровы, так как недостаток витаминов замедляет протекание биохимических реакций в организме как матери, так и плода. Применение витаминов и других стимуляторов роста обеспечивает увеличение суточных привесов крупного рогатого скота, овец, свиней и цыплят на 10 – 15 % при уменьшении расхода кормов на 0,5 – 2,5 кормовые единицы. Себестоимость 1 ц. мяса снижается на 5 – 15 %. На 3 – 8 % сокращаются заболеваемость молодняка. Чаще всего биологически активные вещества даются в виде смеси микроэлементов, витаминов, ферментных препаратов, антибиотиков. Так же огромное значение имеют стимуляторы роста животных – вещества, которые управляют протекающими в организме процессами синтеза и распада. Стимуляторы роста, применяемые в животноводстве, можно разделить на гормональные и негормональные. Среди первых отдают предпочтение природным, менее опасным. А фитоэстрогены, содержащиеся в зелёных растениях потрeбляются животными летом и без контроля человека. Их использование не может принести вреда, так как это проверено тысячелетней пpaктикой. Негормональные стимуляторы роста находят всё большее применение, однако сейчас, учитывая рекомендации медиков, их использование, особенно антибиотиков, стараются ограничить. Но совсем отказываться от них не стоит, поскольку абсолютно безвредных веществ в природе нет, взять хотя бы тот же сахар или соль – всё зависит от дозы. Первый гормоном роста был создан в 1936 – 38 гг. – сыворотка жеребых кобыл (ЖК). В последствии появились и синтетические гормоны: диэтилстильбэстрол – ДЭС – ускоритель роста, но выяснилось, что он вызывает paк шейки матки у женщин. От него отказались, да и к остальным стали относиться настороженно. Сейчас отдают предпочтение белковым гормонам, например, таким, как соматотропные (СТГ), действие которых оказывается вне конкуренции. Но главное преимущество СТГ в том, что они не накапливаются в организме, так как очень быстро распадаются до пептидов и аминокислот – абсолютно безвредных и легкоусвояемых организмом. К сожалению, пока СТГ можно получить только одним способом – выделить из гипофиза животных. А это чрезвычайно дорого.
5. Рефлексия
- Каким образом можно улучшить качество заготавливаемых кормов?
- Как можно снизить потери при заготовке и хранении кормов?
- Как можно повысить содержание перевариваемого протеина в рационах питания скота и птицы?
- Каковы технологии производства экологически чистого кормового белка?
- Как определяют полноценность рационов питания сельскохозяйственных животных?
- Каково значение минеральных веществ, входящих в состав всех органов животных?
- Что необходимо делать для ускорения откорма скота и птицы, повышения их плодовитости и улучшения качества продукции?
- Дайте сравнительную хаpaктеристику стимуляторам роста животных гормонального и негормонального происхождения.
6. Вывод
Таким образом, проанализировав основные направления химизации животноводства, можно сделать вывод, что роль химии в повышении качества кормов и продуктивности животных очень велика, так как с одной стороны (с постоянным ростом населения) необходимо неуклонно повышать производство мяса, яиц, молока, с другой стороны данная продукция должна быть экологически чистой, на наносить вреда здоровью человека.
7. Домашнее задание
Поисково-творческие задания – (подготовить сообщения)
- Как повысить продуктивность крупнорогатого скота, используя знания химии?
- Каким образом можно повысить продуктивность экологически чистого куриного мяса?
Интегрированный урок (биология, химия, физика) «Интегрированная борьба с вредителями сельскохозяйственных культур»
(11 класс Антропогенное воздействие на биосферу)
Семинар 2 часа.
Цель: показать положительные и отрицательные сторона разных методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
Оборудование: таблицы, коллекции пестицидов, коллекции семян, гербарные экземпляры сортов культурных растений, сухие и влажные биологические препараты вредителей растений и животных, вещества, применяемые для борьбы с ними.
План семинара.
1. Последствия применения пестицидов.
2. Влияние физико-химических процессов на
распространение пестицидов.
3. Методы борьбы с вредителями
сельскохозяйственных культур.
4. Рефлексия.
5. Вывод.
6. Домашнее задание.
1. Последствия применения пестицидов
На доске записаны основные отрицательные последствия применения пестицидов в сельском хозяйстве.
- Гибель диких животных при обработке полей пестицидами.
- Появление вредителей в ещё больших количествах после их уничтожения в результате первичной обработке пестицидами.
- Появление вредителей, устойчивых к пестицидам.
Этот перечень последствий служит основой для
сообщений учащихся, которые готовятся заранее.
На уроке, после вступительного слова учителя,
ребята рассказывают о том, что гибель диких
животных объясняется опасным влиянием
пестицидов не только на насекомых-вредителей, но
и на позвоночных животных, чему способствует
концентрация пестицидов в трофических цепях.
Так, после обработки препаратами ДДТ одного из
водоёмов на северо-западе США с целью
уничтожения комаров его концентрация в воде
стала равна 0,14 мг/л. в планктоне – 5мл/г.
Результатом этого была гибель 970 пар песчанок из
1000, обитавших в этом озере. С увеличением роста
применения пестицидов, их стали обнаруживать в
продуктах питания. Пестициды опасны даже в
небольших дозах, так как действуют на нервную,
эндокринную, пoлoвую и другие системы.
Массовое размножение вредителей после
применения пестицидов объясняется тем, что
вместе с вредителями-насекомыми уничтожалось и
последующее звено – хищные насекомые.
Живая природа не пассивный объект нашего
воздействия, она отвечает на него активной
реакцией приспособления. Именно этим
объясняется появление вредителей, устойчивых к
пестицидам, причём количество устойчивых видов
непрерывно растёт.
2. Влияние физико-химических процессов на распространение пестицидов
Движение воздуха в атмосфере, воды в
гидросфере, другие физико-химические процессы
приводят к распространению пестицидов далеко за
пределы объекта, для которого они были
предназначены. Часты случаи, когда распыление
гербицидов авиацией приводит к их попаданию на
лесополосы, в результате чего гибнут и полезные
насекомые, и птицы, и млекопитающие.
Пестициды способны мигрировать на очень большие
расстояния. В аэрозолях, выпавших над островом
Барбаросс виде частиц земли, принесённой из
Марокко и проделавших путь в 4000 км., были
обнаружены следы ДДТ, более того они были
обнаружены даже в яйцах пингвинов в Антарктиде.
Под действием физико-химических факторов и
микроорганизмов почвы пестициды, в конечном
счете, распадаются, но некоторые (симазин,
трифлуразин) могут при этом распадаться с
образованием более токсичных веществ. Многие
пестициды, например хлорорганические, не
распадаются долгое время. Увеличивающееся
количество фактов о нежелательных последствиях
применения подобных препаратов побудило многих
учёных выступить против их массового применения.
Учитель ставит перед учащимися вопрос:
«Следует ли полностью отказываться от
пестицидов?»
Выслушав различные мнения, учащиеся вместе с
учителем делают вывод, что для борьбы с
вредителями сельского хозяйства следует
использовать интегрированную систему,
включающую ряд методов.
3. Методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур
Обсуждение этих методов составляет вторую часть семинара. Учитель на доске записывает основные методы:
- Карантинный.
- Селекционный.
- Агротехнический.
- Химический.
- Физический.
- Биологический.
Более подробно о каждом методе рассказывают ученики, заранее подготовившие сообщения.
- Карантинный – представляет собой комплекс мер, позволяющих предупредить распространение наиболее опасных вредителей пород домашних животных и сортов культурных растений. Примеры.
- Селекционный – выведение сортов растений и пород животных, устойчивых к болезням и вредным насекомым. Примеры.
- Агротехнический – включает приёмы обработки почвы, введение севооборотов, соблюдение срока посевов и технологии уборки, строгое соблюдение научных рекомендаций применения пестицидов, вносимых в указанных дозах и в определённой концентрации, неукоснительное соблюдение правил техники хранения и внесения пестицидов в почву. Например, когда при весенней культивации и бороновании зяби одна часть личинок хлебного жука гибнет от механического воздействия, а другая оказывается на поверхности в результате вспахивания, становится добычей грачей. При этом подчёркивается, что посев той же культуры на одном месте из года в год гарантирует обилие и постоянство корма для вредителей. Смена культуры приводит к уменьшению вредителей, так как ухудшаются для них кормовые условия.
- Химический метод заключается в создании новых пестицидов с высокой избирательностью действия и большой скоростью распада и в совершенствовании их применения. Например, применение инсектицидов путём ультромалообъёмного опрыскивания, резко уменьшающего размер капель, позволяет снизить расход препарата во много раз при той же эффективности. Последняя ещё более возрастает при сообщении распылительным каплям электрического заряда, заставляющих их прилипать к листьям растений, имеющим заряд противоположного знака. При высеве семян свеклы, помещённых в капсулу из слоёв фунгицида, инсектицида, удобрений и нейтрального слоя, почти в два раза уменьшается расход пестицидов, а необходимое количество семян – в 6 раз.
- Физический метод. Использование оптических ловушек в борьбе с ночными насекомыми (лампы накаливания или ультрафиолетовые лампы). Ультразвук оказывает угнетающее действие на микробы и отпугивает грызунов. Ток высокого напряжения можно использовать для прополки сои, хлопка, сахарной свеклы. Электрогенератор, работающий от вала отбора мощности тpaктора, создаёт напряжение 1500 – 3000 В, передающееся на горизонтальную штангу, вынесенную в полевую зону. Соприкасаясь с ней, сорняки погибают. Большое достоинство электропропольщика – уничтожение сорняков не только в междурядьях, но и в самом рядке.
- Биологический метод наиболее перспективен в экологическом отношении, поскольку его применение не приводит к загрязнению окружающей среды. Он основан на использовании: а) энтомофагов и паразитов вредителей; б) хищных и насекомоядных птиц и млекопитающих; в) микробов и вирусов – возбудителей болезней вредителей; г) синтетических аналогов биологически активных веществ.
Проиллюстрировать вышесказанное могут
сообщения учеников о паразите – яйцееде
трихограммы, успешно использующемся для
уничтожения кукурузного мотылька, капустной
совки и других вредителей; о создании
микробиологических препаратов (энтобактерин,
битоксибациллин), вызывающих болезни вредителей;
о применении аналогов природных биологических
веществ, выделяемых вредителями, например
аттpaктантов. Синтетический аналог пoлoвoго
аттpaктанта может привлечь огромное количество
самцов, тем самым воспрепятствовать
оплодотворению самок и последующему размножению
вредителей.
В заключение учитель останавливается на том,
что при смене естественных биоценозов
агроценозами резко уменьшается число видов
растений и животных и создаются благоприятные
условия для вредителей. Печально известный
колорадский жук, находясь в естественной среде
обитания, не мог безмерно размножаться, так как
этому мешали не только энтомофаги, но и
ограниченность источников пищи, приводящая к
конкуренции за её добывание. Попав на
картофельные поля, жук вышел из-под
естественного контроля и превратился в грозного
вредителя. В агроценозах невозможно справиться с
вредителями только с помощью их естественных
врагов.
4. Рефлексия
- Почему гибнут дикие животные при обработке полей пестицидами?
- Почему в результате первичной обработке пестицидами вредителей становится ещё больше?
- Объясните появление вредителей, устойчивых к пестицидам.
- Как влияют физико-химические процессы на распространение пестицидов?
- Дайте краткую хаpaктеристику основных методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур (карантинный, селекционный, агротехнический, химический, физический, биологический).
- Почему в агроценозах создаются благоприятные условия для вредителей сельскохозяйственных культур?
5. Вывод
Подводя итог сегонешнего занятия можно сделать вывод. Агроценозы приносят сельскому хозяйству большую пользу, их необходимо охранять, но оградить от вредителей колоссальные плантации монокультуры они не в состоянии. Специализированные биологические методы борьбы с вредителями из-за сложности их применения используются в ограниченных масштабах. Поэтому без пестицидов обойтись нельзя, но их применение должно быть грамотным и интегрированным.
6. Домашнее задание
Подготовиться к зачёту по данной теме.
Интегрированный урок (биология, химия) «Химические средства защиты растений»
(11 класс Антропогенное воздействие на биосферу)
Семинар.
Цель: дать представление о веществах, применяемых для защиты растений от вредителей, болезней, сорняков, познакомить с их классификацией, важнейшими представителями.
Подготовка к семинару идёт заблаговременно: за 2 – 3 недели до его проведения на стенде в кабинете вывешивают план семинара и список литературы, необходимой для подготовки к нему, в витрине или на специально оформленном стенде демонстрируют коллекцию важнейших пестицидов в соответствии с принятой классификацией. В это же время учитель проводит консультации для учеников по отдельным вопросам, внесённым в план, помогает готовить таблицы, схемы и диаграммы.
План семинара.
- Роль пестицидов в защите растений от вредителей, болезней, сорняков.
- Классификация пестицидов.
- Важнейшие представители пестицидов.
- Регуляторы роста.
- Рефлексия.
- Вывод.
- Домашнее задание.
1. Роль пестицидов в защите растений от вредителей, болезней, сорняков
Учитель сообщает, что в 1983 г. на X
Международном конгрессе по защите растений,
проходившем в Англии, были приведены цифры,
свидетельствующие, что ежегодно в мире из-за
вредителей, сорняков и болезней теряется до 24 %
урожая. Суммарный ущерб мировому сельскому
хозяйству ежегодно исчисляется в 70 млрд.
долларов. Учитель раскрывает значение понятий
«ядохимикаты», «пестициды».
Далее выступают учащиеся, которые готовили
сообщения по первому вопросу.
Ученики должны рассказать о том, что сорняки
наносят большой вред урожайности возделываемых
культур, так, как по сравнению с культурными
растениями жизненная сила сорняков очень велика.
Сорняки активно поглощают из почвы влагу и
питательные вещества, затеняют поля, а их корни
выделяют в почвенный раствор вредные для
культурных растений вещества. Сорняки не только
снижают урожайность сельскохозяйственных
культур и ухудшают качество продукции, но иногда
могут полностью загубить посевы. В мире
ежегодные потери зерна составляют примерно 40
млн. тонн, этого зерна вполне хватило бы для того,
чтобы прокормить 150 млн. человек в течение года.
Не меньший урон наносят вредители и болезни.
Достаточно сказать, что сельскохозяйственные
культуры служат добычей для 4 тыс. видов
насекомых.
В настоящее время создана служба защиты
растений, которая систематически осуществляет
контроль за проведением мероприятий по борьбе с
вредителями, болезнями растений и уничтожением
сорняков.
Важно, чтобы в своих выступлениях учащиеся не
забыли сообщить о том, что забота об урожае
начинается задолго до посева: 1) протравление
семян, 2) обработка их микроэлементами, 3)
обработка бактериальными удобрениями, 4)
обработка стимуляторами и регуляторами роста.
Также обработка полностью ликвидирует потери
зерна от пыльной и твёрдой головни, защищает от
корневых гнилей и снежной плесени, значительно
повышает урожайность (в среднем на 8 – 10 %).
Не менее важно, чтобы в своих выступлениях по
этому вопросу учащиеся подчеркнули, что в
зависимости от вида возделываемой культуры
каждая единица затрат на пестициды даёт
увеличение сельскохозяйственной продукции на
сумму, превышающую их в 10 – 100 раз.
Оценивая сообщения учащихся по первому
вопросу, учитель может сказать, что в России
около 50 % всех пестицидов используется для борьбы
с вредителями сельскохозяйственных культур,
около 40 % – с сорняками, и немногим более 10 % – с
болезнями растений.
2. Классификация пестицидов
Для освещения этого вопроса учащиеся используют коллекции, самодельные таблицы и схемы.
Виды пестицидов.
- Инсектициды – для борьбы с вредными насекомыми.
- Фунгициды – для излечения растений и почвы от грибковых заболеваний.
- Гербициды – для уничтожения сорняков.
- Бактерициды – для уничтожения вредных микроорганизмов.
- Зооциды – для уничтожения вредных грызунов.
- Пoлoвые аттpaктанты – для приманки вредителей и их уничтожения.
- Репелленты – для отпугивания вредных насекомых от растений, которыми они питаются.
- Хемостерилянты – для стерилизации вредных насекомых.
О каждом виде пестицидов готовится сообщение.
3. Важнейшие представители пестицидов
ДДТ. В марте 1940 г. швейцарский химик Пауль Мюллер синтезировал дихлорфенилтрихлорэтан – ДДТ и был удостоен Нобелевской премии. ДДТ – яд контактного и внутреннего действия. За 30 лет благодаря ДДТ более 1 млрд. человек спасено от малярии. Кроме этого, применение ДДТ способствовало искоренению таких болезней, как чума, тиф, сыпная болезнь, жёлтая лихорадка, лейшманиоз, филяриоз, колорадская клещевая лихорадка и др. Однако исследования биосферы показали, что в настоящее время в природной среде продолжает циркулировать 1млн. тонн ДДТ, загрязняющего почву растения, попадающего в организм человека и животных. Такое огромное количество этого стойкого токсичного пестицида осталось в биосфере от 1,5 млн. тонн ДДТ, использованного много лет назад для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
Гексахлорциклогексан, или гексахлоран
– биологически активное вещество, стойкий
пестицид, который может содержаться в пищевых
продуктах.
В связи с этим в России изъяты из употрeбления
такие токсичные и особо стойкие препараты, как
ДДТ, тиофос, соединения мышьяка, меркапторос и др.
Благодаря этому средний уровень токсичности
применяемых в сельском хозяйстве ядохимикатов
снизился в 5 раз.
Учитель может дополнить это сообщение учащихся, рассказав о том, что для сохранения собранного урожая в мире применяются кумароновые соединения, вызывающие у грызунов внутренние кровотечения и в то же время не опасные для людей и домашних животных.
В других сообщениях ребята рассказывают об
иных химических средствах защиты растений.
Например, в качестве хемостерилянтов
применяют 1-ацидинфосфонитрил (гексакис)
с помощью которого на острове Кейс в штате
Флорида (США) в течение пяти недель были выведены
все комнатные мухи.
Химиками были созданы особые вещества – феромонты,
или ceкcуальные приманки, с помощью которых
приманивают и стерилизуют самцов вредных
насекомых. Для этого можно использовать
производные циклогексанкарбоновых кислот – сиглуры,
медлуры, тримедлуры,
применяемые для борьбы со среднеземноморской
плодовой мушкой.
В качестве гербицидов учащиеся
указывают группу соединений на основе ростовых
веществ, к наиболее важным из которых относится 2,4дихлорфеноксиуксусная
кислота, способствующая в высоких
концентрациях ускоренному росту сорняков, в
результате чего последние погибают, ибо их рост
становится настолько бурным, что корневая
система не успевает обеспечить растения
питательными веществами. В сельскохозяйственной
пpaктике это особенно важно, так как в результате
погибают только широколиственные растения, а
злаки остаются невредимыми.
Для предуборочного удаления листьев
хлопчатника, семенных посевов бобовых,
картофеля, подсолнечника и риса применяют особые
вещества – дефолианты, вызывающие
опадения листьев. В качестве дефолианта у нас
чаща всего используют хлорат магния. Но
существует и печальный опыт применения таких
веществ. Дефолиант «орандж-эйдж»,
использованный американцами во время войны во
Вьетнаме принёс страшные последствия для людей,
связанные с генетическими изменениями в
организме.
4. Регуляторы роста
Учащиеся рассказывают о регуляторах роста. Регуляторы роста – это вещества, стимулирующие или тормозящие рост и развитие растений. Регуляторами роста могут быть: кинетин, тиомочевина, роданид аммония. Лучшее укоренение черенков, регулирование плодоношения, ускорение созревания плодов и прорастания клубней достигается применением ауксинов и антиауксинов. Сообщение сопровождается демонстрацией образцов растений, выращенных с помощью регуляторов роста.
5. Рефлексия
1. Объяснить понятия: «ядохимикаты»,
«пестициды».
2. Почему сорняки наносят большой вред
урожайности возделываемых культур?
3. Перечислите основные этапы подготовки семян к
посеву?
4. Для чего используются пестициды в России?
5. С какими важнейшими представителями
пестицидов вы познакомились сегодня на уроке?
6. Объясните необходимость использования
регуляторов роста в растениеводстве.
В конце семинара учитель подводит итоги, оценивает все выступления, придавая особое значение пpaктической стороне сообщений.
6. Вывод
Итак, сегодня мы познакомились с химическими средствами защиты сельскохозяйственных растений. Такая защита необходима потому, что сорняки, вредители, болезни снижают урожайность с/х культур, ухудшают качество продукции и могут полностью загубить посевы. Забота о будущем урожае начинается с химической обработки семян, соблюдая специальную технологию. Для каждого случая используются определённые пестициды, дозировка каждого пестицида строго контролируется, чтобы в конечном случае получить экологически чистую продукцию.
7. Домашнее задание
Выписать в тетрадь основные меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при хранении и использовании пестицидов.
Интегрированный урок (биология, химия, домоводство). «Нитраты и нитриты в сельскохозяйственных культурах»
(11 класс Антропогенное воздействие на биосферу)
Пpaктическое занятие.
На это занятие отводится 2 часа за счёт уроков биологии и химии.
Цель: ознакомление учащихся с влиянием повышенного содержания нитратов и нитритов в растительной продукции на здоровье человека, со способами определения NO2– и NO3– экспресс-методами, путями устранения нитратов и нитритов из плодов и овощей.
План занятия.
- Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции.
- Способы определения нитратов и нитритов в плодах и овощах.
- Способы устранения нитратов и нитритов из сельскохозяйственных растений.
- Рефлексия.
- Вывод.
- Домашнее задание.
1. Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции
Рассказ учителя. Сами нитраты не
отличаются высокой токсичностью. Но под
действием микрофлоры кишечника идёт
восстановление их в нитраты (соли азотистой
кислоты), которые во много раз токсичнее –
особенно для стариков и детей, для больных
дисбактериозом кишечника, а также для страдающих
заболеваниями дыхательной и сердечнососудистой
системы. Происходит это потому, что нитриты
связывают двухвалентное железо гемоглобина
крови, лишая его способности трaнcпортировать
кислород и мешая тем самым нормальному тканевому
дыханию. Кроме того, избыточные нитриты в
организме участвуют в образовании более сложных
соединений – нитрозаминов, которые являются
канцерогенами.
Проблема эта возникла в результате
«перекармливания» растений азотсодержащими
удобрениями. Большие дозы этих удобрений, не
сбалансированные с другими удобрениями,
внесение их в конце вегетации, когда растения не
в состоянии «переварить» избыточную пищу, а
также хаpaктер почв, погодные условия, густота
посевов – всё это причины избыточного
содержания нитратов и нитритов в
сельскохозяйственных культурах.
Различные виды растений обладают разной
способностью к накоплению нитратов: из овощей –
зелёные культуры (укроп, салат, петрушка), свекла,
капуста, морковь. Нитраты пpaктически
отсутствуют в зерне и скапливаются в основном в
листьях, стeблях, сочных плодах, овощах, бахчевых
культурах. Неравномерность их распределения в
растении, скорее всего, связана с разной
скоростью синтетических и трaнcпортных
процессов в различных частях растений. Например,
в корне укропа содержание нитратов достигает 384
мг/кг, в стeбле – 487 мг/кг, в листе – 95 мг/кг;
внешние листья капустного кочана содержат
нитратов вдвое больше, чем внутренние листья.
Явный избыток – в кончике моркови, свеклы,
редиса, редьки.
2. Способы определения нитратов и нитритов в плодах и овощах (пpaктическая работа)
Учитель задаёт вопрос. Мы все часто
покупаем в магазинах или на рынке фрукты, овощи,
содержат они нитраты или нет нам не известно. Как
можно определить содержание нитратов и нитритов
в плодах и овощах? Не получив ответа, он
рассказывает об использовании экспресс-методов,
позволяющих довольно быстро получить
ориентировочный результат.
Один из них основан на использовании
индикаторной бумаги «Индам» производства НПО
«Селекция», на которую мелкими кружочками
нанесён чувствительный реагент. Для определения
содержания нитратов в питьевой воде необходимо
нанести каплю воды на индикаторную бумагу и
через 1 минуту сравнить её окраску с прилагаемой
к индикатору цветной шкалой, на которой указано
суммарное содержание нитратов и нитритов в воде
(в мг/л), норма и во сколько раз она превышается.
Если от одной капли цвет индикатора не изменился,
то наносят вторую и при необходимости третью. В
этом случае значение содержания нитратов и
нитритов соответственно уменьшают в 2 или 3 раза.
Во втором опыте учащиеся определяют содержание NO2–
и NO3– в плодах и овощах. Для этого по
указанию учителя они касаются свежими срезами
моркови, огурца, капустного листа, картофеля
индикаторной бумаги и сравнивают результаты с
прилагаемой шкалой, в которой даётся суммарное
содержание нитратов и нитритов (в мг/кг). К
индикатору прилагаются цветные шкалы
пpaктически на всю растительную продукцию.
Также для определения нитратов и нитритов
существует специальный прибор «Нитратометр НМ –
002» выпускаемый фирмой «Россагропром».
3. Способы устранения нитратов и нитритов из сельскохозяйственных растений
Учитель рассказывает о способах понижения содержания нитратов в плодах и овощах в домашних условиях.
- Рассредоточение овощей, то есть введение их в состав многокомпонентных блюд, вроде салатов.
- Отваривание овощей, ибо после этого в отвар переходит до 50% исходного количества нитратов, особенно если овощи перед варкой были нарезаны.
- Высокотемпературная обработка, в результате которой содержание нитратов уменьшается не 15 – 20%.
- Предварительная очистка, тщательное мытьё овощей удаляют ещё 10% (зелёные овощи при 1,5 – 2 часовом вымачивании и периодической замене воды потеряют ещё больше, но при этом ухудшаются их вкусовые качества, так как вода уносит не только нитраты).
Учитель предлагает учащимся дома осуществить данные способы устранения нитратов и нитритов из сельскохозяйственных растений, повторно определить содержание нитратов и нитритов в этих овощах и сравнить результаты обоих опытов по содержанию нитратов и нитритов в овощах, самостоятельно сделать вывод.
4. Рефлексия
1. Какой вред организму человека наносят
нитраты и нитриты, содержащиеся в плодах и
овощах?
2. Каковы причины избыточного содержания
нитратов и нитритов в сельскохозяйственных
культурах?
3. Расскажите о способах определения нитратов и
нитритов в питьевой воде, овощах и фруктах.
4. Назовите пpaктические меры снижения
концентрации нитратов и нитритов в овощах,
плодах в домашних условиях.
5. Вывод
Сегодня на уроке вы узнали, почему сельскохозяйственные культуры могут содержать большое количество нитратов и нитритов, как эти вещества влияют на организм человека, как можно определить содержание нитратов и нитритов в плодах и овощах, какие способы устранения нитратов и нитритов в сельскохозяйственных растениях можно использовать в домашних условиях.
6. Домашнее задание
Сформулируйте и запишите рекомендации по выращиванию сельскохозяйственных культур с низким содержанием нитратов и нитритов.
Комментарии:
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...
27 11 2024 13:13:59
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
26 11 2024 11:25:41
В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...
25 11 2024 11:33:23
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
24 11 2024 20:38:39
Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....
23 11 2024 12:18:10
Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...
22 11 2024 22:22:20
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...
21 11 2024 3:18:35
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...
20 11 2024 23:38:29
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...
19 11 2024 4:54:32
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
18 11 2024 22:58:44
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
17 11 2024 18:49:10
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
16 11 2024 19:45:22
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...
15 11 2024 13:34:29
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
14 11 2024 15:10:11
Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...
13 11 2024 23:53:11
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
12 11 2024 9:53:29
Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....
11 11 2024 14:37:50
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
10 11 2024 4:13:43
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
09 11 2024 1:59:20
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
08 11 2024 8:42:18
Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....
07 11 2024 18:26:50
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
06 11 2024 21:20:30
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
05 11 2024 15:19:11
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...
04 11 2024 19:47:39
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
03 11 2024 21:20:33
На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....
02 11 2024 18:40:25
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...
01 11 2024 20:23:28
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
31 10 2024 10:37:13
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
30 10 2024 13:23:20
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
29 10 2024 22:52:16
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
28 10 2024 10:57:59
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
27 10 2024 2:17:13
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
26 10 2024 11:30:53
Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....
25 10 2024 11:49:38
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
24 10 2024 19:51:25
Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
23 10 2024 21:52:26
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
22 10 2024 22:15:35
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
21 10 2024 21:31:36
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...
20 10 2024 22:57:37
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
19 10 2024 17:55:56
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
18 10 2024 21:24:20
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
17 10 2024 23:36:33
Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
16 10 2024 19:41:17
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
15 10 2024 3:33:32
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
14 10 2024 12:22:53
Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...
13 10 2024 15:17:38
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...
12 10 2024 19:34:39
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
11 10 2024 3:10:29
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
10 10 2024 19:52:56
Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...
09 10 2024 8:43:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::