Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"
Задачи:
образовательные: изучить состав внутренней среды организма, ее роль в организме, значение ее постоянства; сформулировать знания о составе крови и ее функциях; изучить особенности строения эритроцитов в связи с выполняемыми ими функциями;
развивающие: совершенствовать навыки учащихся работать с микроскопом и микропрепаратами, продолжать работу над развитием умений устанавливать причинно-следственные связи и проводить системный анализ, совершенствовать механизм проведения мозгового штурма;
воспитательные: воспитывать толерантность, аккуратность при работе с биологическим оборудованием; формировать потребность здорового образа жизни.
Тип урока: изучение новых знаний.
Методы обучения: эвристический, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: групповая.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и крови человека.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
Учитель. Для поддержания жизни многоклеточного организма нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клеточку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникли специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Работа с учебником стр. 116, в процессе которой учащиеся заполняют таблицу “Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме”
Компоненты внутренней среды |
Местонахождение в организме |
1. Кровь |
Сердце и кровеносные сосуды |
2. Тканевая (межклеточная) жидкость |
Между клетками тканей |
3. Лимфа |
Лимфатические сосуды |
Учитель. “Каким образом взаимосвязаны эти компоненты внутренней среды?” С клетками тела жидким компонентом крови – плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. В целом, объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5% от массы тела. Через нее осуществляется непосредственный обмен с цитоплазмой клеток и для них служит средой существования.
Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости. Большая часть этой жидкости снова поступает в капилляры, однако около 10% жидкости не попадает в сосуды.
В нормальных условиях избыток тканевой жидкости поступает в крошечные лимфатические сосуды. В процессе лимфооттока она изменяет свой состав – в ней значительно увеличивается количество жиров, белка. Лимфа накапливается и по лимфатическим сосудам вновь переносится в кровяное русло.
При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда организма остается относительно постоянной. В 1857 г. французский ученый Клод Бернар справедливо заметил: “Постоянство внутренней среды организма – залог его свободной и независимой жизни”.
В 1929 г. американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внутренней среды организма ввел понятие – гомеостаз ( от греч. “гомеос” - “подобный” и “стазиз” - “состояние”).
В организме на относительно постоянном уровне удерживаются такие показатели, как кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора, водорода. Очень важной особенностью внутренней среды является то, что содержание веществ в ней не абсолютно одинаково, а изменяется в определенных пределах, т.е. для содержания каждого вещества нормой является не одна цифра, а определенный диапазон. Например, содержание ионов калия в крови здорового человека - 16-20 мг в 100 мл ( 16-20 %).
Сопоставьте два факта:
1. Человек, раненый в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
2. Переливание крови другого человека раненому спасает его от cмepти. Подумайте на эти фактами и объясните:
А) почему человек без крови погибает?
Б) какое значение крови в жизни организма человека? ( это задание выполняется в группах методом мозгового штурма, затем ответы обсуждаются фронтально)
В ходе беседы делаются выводы о том, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции: разносит кислород, питательные вещества, уносит продукты распада, участвует в осуществлении гумopaльной регуляции деятельности организма, выполняет защитные функции.
Но, что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”? Далее следует краткое сообщение ученика, у которого прикреплена эмблема “Кровь”.
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% его веса, по объему это около 5-6 л у взрослого человека и около 3 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови и нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой жидкую соединительную ткань.
Самостоятельная работа детей с учебником ( стр. 117-119) в микрогруппах ( “плазма крови”, “эритроциты”, “лейкоциты”, “тромбоциты”). Итоги своей работы дети на альбомных листах заполняют по предложенной на доска схеме:
Вопросы |
Эритроциты |
Лейкоциты |
Тромбоциты |
1. Количество |
|||
2. Образование |
|||
3. Строение |
|||
4. Продолжительность жизни |
|||
5. Значение |
Ученик с эмблемой “Кровь” приглашает для выступления поочередно одного из группы. Представитель группы имеет свою эмблемы и выходит к доске с заполненной на альбомном листе таблицей. Дети на местах заполняют сводную таблицу в тетрадь.
ПЛАЗМА КРОВИ
Состав |
Функции |
60% объема крови; 90-92% воды; Минеральные соли: хлорид натрия, хлорид кальция; Органические вещества: белки, глюкоза |
Tрaнcпорт питательных веществ; Поступление кислорода в каждую клетку; Удаление углекислого газа, удаление других продуктов распада |
ЭРИТРОЦИТЫ
1. Количество в 1 мм |
4,5 – 5,5 млн |
2. Строение |
Двояковогнутые, красные, содержат гемоглобин |
3. Образование |
Красный костный мозг |
4. Продолжительность жизни |
100-120 дней, разрушаются в селезенке, печени, хранятся в селезенке |
5. Значение |
Tрaнcпорт кислорода и углекислого газа |
ТРОМБОЦИТЫ
1. Количество в 1 мм |
400 000 |
2. Строение |
Не клетки кровяные пластинки |
3. Образование |
Красный костный мозг |
4. Продолжительность жизни |
5-7 дней |
5. Значение |
Свертывание крови при наличии хлорида кальция |
ЛЕЙКОЦИТЫ
1. Количество в 1 мм |
6000 - 8000 |
2. Строение |
Бесформенные клетки, ядерные, бесцветные, меняют форму |
3. Образование |
Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка |
4. Продолжительность жизни |
От нескольких суток до нескольких десятков лет |
5. Значение |
Защита от инфекции |
Каким же образом эритроциты приспособлены к выполнению функции по трaнcпортировке кислорода и углекислого газа по организму человека? Чтобы ответить на этот вопросов, необходимо выполнить лабораторную работу. Работа выполняется в группах по инструктивной карточке. Прежде чем сделать вывод, учащиеся должны провести сравнительный анализ.
Лабораторная работа
1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепараты крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.
2. Изучить микропрепараты крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на их размеры и форму.
3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений запишите в таблицу.
4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных?
Эритроциты |
Диаметр клетки, мкм |
Форма клетки |
Наличие ядра |
Окраска цитоплазмы |
Человека |
7 - 8 |
двояковогнутая |
нет |
Светло-розовая |
Лягушки |
21-24 |
овальная |
есть |
Ярко-красная |
Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800 м. Это в 1500 раз больше всей поверхности человеческого тела. Огромная общая поверхность эритроцитов помогает им захватывать и переносить такое количество кислорода, которое полностью обеспечивает жизнедеятельность всех органов и тканей.
Эритроциты напоминают тончайшую губку, все поры которой заполнены особым веществом - гемоглобином. Перенос кислорода настолько важная задача, что для наиболее полноценного ее выполнения эритроциты человека в процессе развития лишились своего клеточного ядра. Но зато место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватить больше кислорода, чем эритроциты части животных, например, лягушки. Так, на высоких ступенях развития животного мира отдельные клетки “приносят себя в жертву” всему живому организму.
При недостатке гемоглобина в крови человек приобретает заболевание - анемию. Анемия по-другому называется малокровие. Это заболевание связано с понижением гемоглобина в крови(норма гемоглобина в крови человека 120-130единиц). Методом системного анализа в группах выявите:
1. Причины анемии 2. Профилактические приемы анемии
Затем следует обобщение работы. Анемия может иметь следующие причины: а) понижение содержания гемоглобина в эритроцитах, б) уменьшение числа эритроцитов в крови, в) иногда имеют место обе причины. Анемия приобретается человеком при недостаточном питании, большой потери крови, нарушении функций красного мозга, некоторых инфекционных заболеваниях. Анемия излечима. Больному необходимо полноценное витаминизированное питание, пребывание в достаточной степени на свежем воздухе. Очень полезно употрeбллять пищу богатую витаминами А, К, пищу, содержащую железо: мясо, рыбу, печень, яблоко, гранаты, киви, молочные продукты.
III. Закрепление знаний
Вопросы для учащихся:
1. Какая жидкость выступает при ссадинах на коже в виде светлых капель?
2. Изобразите схему образования внутренней среды организма, обозначьте стрелками движение ее составных частей и подпишите их.
3. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “ гаванями”?
IV. Домашнее задание стр. 116-119, подготовить реферат о творческой биографии Л.Пастера и И.И. Мечникова ( задание давалось раньше).
ВОПРОСЫ, ДЛЯ КОТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
“Внутренняя среда организма. Состав и функции
крови. Эритроциты”
Тест по теме “Внутренняя среда организма”
Из перечня (А-К) выберите ответы на вопросы (I-XIV) и зашифруйте их.
А. Лимфа Е. Межклеточная жидкость
Б. Кровяная плазма Ж. Вода, соли
В. Кровяные клетки З. Кровь
Г. Кислород И. Питательные вещества
Д. Углекислый газ К. Продукты жизнедеятельности клетки
Вопросы:
I. Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?
II. Что содержится в составе крови?
III. Что содержится в плазме крови?
IV. Что содержится в лимфе?
V. Какие вещества выходят из крови в межклеточную жидкость?
VI. Какие вещества поглощаются из межклеточной жидкости клетками тела?
VII. Какие вещества выделяются из тканевых клеток в межклеточную жидкость?
VIII. Что содержится в составе плазмы?
IX. Что останется, если из крови удалить клетки?
X. Из чего образуется лимфа?
XI. Как называется жидкая часть крови?
XII. Что образуется в клетках тела в процессе окисления и распада органических веществ?
XIII. Какие компоненты внутренней среды образуются в крови?
XIV. Куда поступают гормоны и другие биологически активные вещества из клеток тела?
Тест по теме “Строение крови”
Из перечня (А-К) выберите ответы на вопросы (I-XIII) и закодируйте их.
А. Кровяная сыворотка Е. Цитоплазма
Б. Фибриноген Ж. Лейкоциты
В. Соли кальция З. Фибрин
Г. Эритроциты И. Гемоглобин
Д. Плазма К. Тромбоциты
Вопросы:
I. Tрaнcпортируют кислород
II. Борются с бактериями, инородными телами
III. Участвуют в свертывании крови
IV. Содержатся в плазме
V. Растворимый белок в плазме
VI. Нерастворимый белок в тромбе
VII. Белок, придающий крови красный цвет
VIII. Жидкая часть крови
IX. Жидкий остаток свернувшейся крови в посуде после удаления из нее сгустка
X. Жидкая часть клетки
XI. Красные безъядерные клетки
XII. Белые ядерные клетки крови
XIII. Входят в состав тромба
Комментарии:
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра".
...
01 04 2025 21:14:56
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
31 03 2025 12:29:22

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....
30 03 2025 7:56:13
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
29 03 2025 3:29:14
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
28 03 2025 11:28:40
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
27 03 2025 5:36:20
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
26 03 2025 8:51:28
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....
25 03 2025 0:16:59
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
24 03 2025 23:54:47
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
23 03 2025 21:57:20
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
22 03 2025 17:41:14
Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....
21 03 2025 3:30:16
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
20 03 2025 15:11:38
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
19 03 2025 10:58:58
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
18 03 2025 21:26:23
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
17 03 2025 20:39:37
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
16 03 2025 16:20:15
Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....
15 03 2025 16:55:33

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
14 03 2025 22:40:32
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
13 03 2025 21:45:18

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....
12 03 2025 7:51:22
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
11 03 2025 6:54:32
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
10 03 2025 9:38:42
Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения.
...
09 03 2025 16:14:11
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
08 03 2025 0:42:56
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
07 03 2025 14:10:33
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
06 03 2025 22:39:52
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
05 03 2025 4:43:15
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
04 03 2025 17:42:15
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
03 03 2025 13:55:40
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
02 03 2025 21:37:23
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
01 03 2025 17:35:28
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
28 02 2025 10:26:14
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
27 02 2025 18:51:47
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
26 02 2025 22:21:33
Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....
25 02 2025 21:14:30
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
24 02 2025 1:43:53
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
23 02 2025 16:40:29
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
22 02 2025 8:24:30
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
21 02 2025 11:37:53
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
20 02 2025 8:51:58

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
19 02 2025 10:45:28
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
18 02 2025 9:56:46
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
17 02 2025 1:35:11
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
16 02 2025 2:23:42
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
15 02 2025 12:35:47
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
14 02 2025 21:17:31
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
13 02 2025 17:38:24
Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы.
Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку.
...
12 02 2025 10:32:56
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
11 02 2025 14:42:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::