Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

УЭ0- интегрирующие цели.

1. Систематизировать и закрепить знания о строении и функциях глаза и его частей, их взаимосвязи.
2. Дать понятие о формировании зрительного восприятия, о причинах глазных инфекций и их предупреждении, травмах глаза, их профилактике и первой помощи; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения в их предупреждении; выяснить причины возникновения катаракты и бельма и способах их лечения.
3. Продолжить формирование умения работать по принципу доверия и относительно мягкого контроля.

УЭ1 - входной контроль.

Цель. Систематизировать и закрепить знания учащихся по вопросу: «Строение и функции глаза и его частей».

Задание. Выберите правильные ответы (варианты ответов приведены после всех заданий).

В-1 В-2

1. Дополните схему:

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА
3 --> ? --> 1 СВЕТ --> (11 --> ? --> 12)
(периферическое (проводниковое (центральное
звено) звено) звено)

Ответьте на вопросы:

2.Преломляет лучи - 2.Меняет свою форму (кривизну) -
3.Отверстие в радужной оболочке - 3.Оболочка, определяющая цвет глаз -
4.Оболочка, состоящая из зрительных рецепторов - 4.Место (оболочка, слой) образования изображения предмета -
5.Рецепторы цветного зрения - 5.Проводит возбуждение в кору мозга -

Варианты ответов: 1 - затылочная зона коры; 2 - зрительный нерв; 3 - сетчатка; 4 - радужная оболочка; 5 - хрусталик; 6 - зрачок; 7 - белочная оболочка; 8 - сосудистая оболочка; 9 - палочки; 10 - колбочки, 11- роговица, 12 - стекловидное тело.

Критерии оценки: «5»-без ошибок, «4»- одна ошибка, «3»- две ошибки.

УЭ2

Цель. Проанализировать механизм формирования зрительного восприятия.

Задание.

1. Просмотреть видеофрагмент о роли мозга в формировании зрительного восприятия.
2. Прочитать текст «Зрительные функции», выяснить этапы формирования зрительных функций в разные периоды жизни человека.

Зрительные функции.

Зрительные функции человека - это светоощущение, периферическое и центральное зрение, цветоощущение и бинокулярное зрение. Рождается ребенок с наличием светоощущения. Далее развивается центральное и цветное, потом периферическое и позже всего бинокулярное зрение.

Родители должны удостовериться, есть ли зрение (светоощущение) у новорожденного. Это проверить просто, если зрачки расширяются в затемненных условиях и сужаются при свете, то ребенок видит. Если нет реакции, нет и зрения. В последующие недели о наличии и величине зрения можно судить по кратковременным движениям глаз за перемещением игрушки. Далее зрительная способность определяется по устойчивости фиксации взгляда на неподвижных и подвижных предметах, по узнаванию матери, отца на значительном расстоянии от глаз. К полугодию жизни ребенок активно реагирует на знакомые окружающие предметы. Чем больше дневного света, тем больше ребенок играет с оранжевыми, красными, зелеными, желтыми, синими игрушками, тем больше возможностей к развитию и высокой остроты, и хорошего цветового зрения.

Острота зрения развивается сравнительно быстро, и к полугоду жизни ребенок уже может неплохо ориентироваться в окружающей обстановке. В возрасте 1 года зрение приближается к зрению взрослых. Острота зрения в 2-3 года бывает в среднем 0,6, в 4-6 лет около 0,8, а к моменту поступления в школу и позже оно достигает 1,0. У 15-25% детей, а затем и взрослых острота зрения может превышать единицу и быть 1,5-2,0.

Чрезвычайно важной зрительной функцией, без которой человек практически беспомощен, является так называемое периферическое зрение, или поле зрения. О границах его можно судить по тому, как много человек видит предметов справа или слева от себя в то время, когда взгляд устремлен только вперед. Чем хуже периферическое зрение, тем труднее и неувереннее передвижение ребенка. В тех случаях, когда поле зрения сужено, резко нарушается поведение ребенка в сумерки: по существу он ведет себя как слепой. Периферическое зрение и приспособление к зрению в темноте могут резко ухудшаться при авитаминозе А. Если после ликвидации авитаминоза А состояние зрения не меняется, значит, это не авитаминоз А, а серьезное заболевание глаз или мозга.

Важную роль в восприятии окружающего мира играет цветовое зрение. Оно развивается одновременно с совершенствованием остроты зрения, так как и острота зрения, и цветовое зрение являются результатом действия колбочек – фотоактивных элементов, расположенных в центре сетчатки. Принято считать, что колбочки очень чувствительны к оранжевому, красному, зеленому и желтому цветам. Для хорошего развития цветового зрения необходимо с самого раннего возраста давать игрушки именно этих ярких цветов. Следует запомнить, что гирлянды цветных шариков должны быть в коляске на расстоянии 30-50см от глаз ребенка и располагаться так, чтобы в центре были оранжевые и зеленые цвета, а к периферии-красные, желтые, голубые, синие, фиолетовые.

Необходимо знать, что примерно 8-10 % мальчиков и 0,5% девочек рождаются с пониженными способностями к цветовому зрению (дальтонизм), но его можно развить за счет игр игрушками не только различного цвета, но и особенно различной их яркости.

Дети с нарушением цветовосприятия должны иметь раннюю профессиональную ориентацию, т. е. их нужно готовить к работе, не связанной с необходимостью иметь хорошее цветовое зрение. Им, в частности, противопоказана работа на любом виде транспорта.

Огромное значение для человека имеют зрение бинокулярное (способность видеть двумя глазами одновременно) и его высшее проявление - стереоскопическое (объемное).

Изображения от каждого глаза в головном мозге сливаются в единый образ. Если способности и возможности глаз различны, если разница в остроте зрения одного и другого глаза превышает 50-60%, то в головном мозге воспринимается изображение предмета только от лучшего глаза, а второй (худший) глаз имеет значение только для периферического зрения. Поэтому хуже видящий глаз может периодически выключаться из совместной деятельности и тогда возникает вначале непостоянное, а затем стойкое косоглазие.

При хорошем равноценном состоянии обоих глаз бинокулярное зрение формируется у ребенка к 2 годам, но совершенствуется до 10-12 лет. Благодаря наличию бинокулярного зрения человек определяет объемность предмета, четко судит о том, какой предмет или его грань, расположен ближе к глазу, а какой - дальше. Наличие бинокулярного зрения можно проверить так: слегка через веки надавить на глаз, т.е. сместить его, и тогда появится двоение. Если не появилось двоение, то бинокулярного зрения нет.

Самоконтроль. Перечислите зрительные функции (записать на листе контроля).

Критерии оценки: + 1 балл, если выписаны все функции и без ошибок.

УЭ3

Цель: Изучить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения в их предупреждении.

Задание:

1. Просмотреть видеофрагмент о дальнозоркости и близорукости.
2. Прочитать текст.

Причины нарушения остроты зрения.

Человек может быть слабовидящим потому, что соотношение между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и передне - задним размером (длиной) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки - желтом пятне. Имеется четыре основных варианта оптических свойств глаза - клинической рефракции.

А.Эмметропия, или нормальная рефракция. Она характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются непосредственно на сетчатке в области желтого пятна. При этом отмечается наибольшая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.

Б. Дальнозоркость (гиперметропия), или слабая рефракция. При ней лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. При этом возможно понижение зрения. Окружающие, отдаленные и особенно близкие, предметы могут быть расплывчатыми, не контрастными.

В. Близорукость (миопия), или сильная рефракция. При ней лучи света фокусируются перед сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а удаленные предметы видны как бы в тумане.

Г. Астигматизм. Эта разновидность рефракции характеризуется сочетанием первых трех (или двух) ее вариантов. Например, по меридианам свет преломляется как у близорукого, а по параллелям как у дальнозоркого, т.е. одни лучи света фокусируются перед сетчаткой, а другие - за ней. Конечно, при таком состоянии будет понижено зрение и вблизь, и вдаль. При этом контуры предметов могут быть видны расплывчатыми и искаженными. Если, например, смотреть на ровную линию, то она в отдельных местах будет казаться искривленной.

В разные периоды жизни рефракция неодинакова. Так, у 95% новорожденных имеется дальнозоркость, у 3,5% - эмметропия и у 1,5 % -близорукость. С возрастом число детей с дальнозоркостью постепенно уменьшается, а с близорукостью возрастает.

Исправить дефекты зрения можно с помощью очков. Близоруким назначают двояковогнутые линзы очков с отрицательными диоптриями, рассеивающие свет. Дальнозорким – двояковыпуклые линзы с положительными диоптриями, усиливающие преломление лучей. Диоптрия – единица измерения преломляющей силы линз. Например, рецепт на очки OD= -5D, OS= -4D означает: линза для правого глаза минус 5 диоптрий, а для левого минус 4 диоптрии, т.е. это очки для близорукого человека.

Самоконтроль: Используя текст, заполните соответствующие графы таблицы № 189 в рабочей тетради.

3. Изучить памятку «Школьнику о профилактике близорукости» (памятка для каждого ученика прилагается и вклеивается в тетрадь).

УЭ4 Цель:

1. Научиться применять полученные знания на практике.

Задание: Провести гимнастику для глаз, используя комплекс упражнений.

Взаимоконтроль. В парах проделать по одному упражнению.

УЭ5 Цель: выяснить причины возникновения косоглазия, катаракты и бельма и их лечение.

Задание:

1. Прочитать о причинах возникновения косоглазия и способах лечения.

Косоглазие. Информация в головной мозг поступает отдельно от каждого глаза и попадает на соответствующие участки зрительной зоны коры больших полушарий. Если преломление в левом и правом глазах неодинаково, а на сетчатке возникает резкое изображение от одного глаза и расплывчатое от другого, то второй глаз отключается, зрачок перемещается в сторону носа или виска. Информация от него идет слабая и не мешает работающему глазу. Без систематических упражнений зрение в косящем глазу падает. Если не лечиться, то этот глаз вообще может утратить способность видеть. Исправить положение позволяют очки. Если они подобраны вовремя, то зрение двумя глазами может восстановиться.

2. Просмотреть видеофрагмент о причинах возникновения катаракты и способах лечения. Занести данные в таблицу № 189.

3. Прослушать сообщение об офтальмологии.

4. Прочитать о причинах возникновения бельма и способах лечения.

Бельмо--помутнение роговицы, ведущее к потере зрения. Причины - травмы глаза. Лечение- операция.

5. Прослушать сообщение о травмах глаза и способах оказания первой помощи.

6. Прослушать сообщение о конъюктивите. Занести данные в таблицу № 189.

Взаимоконтроль.

Критерии оценки: + 1 балл, если таблица № 189 заполнена полностью и без ошибок.

УЭ6-выходной контроль.

Цель: Систематизировать и закрепить знания учащихся.

Задание: Сформулируйте правила гигиены зрения и запишите их на листе контроля.

Контроль. + 1 балл за формулировку каждого правила гигиены зрения.

УЭ7-рефлексия.

Оцените свое отношение к пройденной теме по шкале:

А) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) не понял(а).

УЭ8-резюме.

Если набрали 10 баллов и больше - оценка «5»;

Если набрали 8-9 баллов - оценка «4»;

Если набрали 6-7 баллов - оценка «3»;

Если набрали 5 баллов и менее - оценка «2».

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Лист контроля учени… 8 класса … ……………………….

Дата:

Тема урока: «Зрительное восприятие. Гигиена зрения»

Учебный элемент

УЭ1

УЭ2

УЭ3

УЭ4

УЭ5

УЭ6

УЭ7

УЭ8

Полученные баллы                

УЭ1 – входной контроль.

2. 3. 4. 5.

УЭ2 Зрительные функции:

УЭ6 Правила гигиены зрения:

Оборудование:

1. Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.-3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2002.336с.: ил.
2. Колесов Д.В.Биология. Человек.8 класс: Рабочая тетрадь / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.: Дрофа, 2003.-96с.: ил.
3. Видеофрагмент о роли головного мозга в формировании зрительного восприятия.
4. Видеофрагмент о дальнозоркости и близорукости.
5. Компьютер для проверки знаний учащихся, СD – диски «Анатомический атлас», «Уроки биологии. 8 класс. Раздел Человек».



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

19 10 2021 11:26:25

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....

19 10 2021 20:41:55

Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"

Цели урока: ознакомить учащихся с характерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений. ...

19 10 2021 21:22:56

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты характеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

19 10 2021 0:27:55

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

19 10 2021 22:32:17

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

19 10 2021 14:27:53

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

19 10 2021 9:43:13

Групповая работа по теме "Командный пункт организма". 8-й класс

В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

19 10 2021 13:21:21

Фотопериодизм растений

Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....

19 10 2021 11:21:16

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

19 10 2021 16:10:22

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

19 10 2021 19:55:54

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

19 10 2021 21:28:29

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

На уроке 11-классники изучат основные характеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат практические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

19 10 2021 23:55:46

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

19 10 2021 8:49:54

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

19 10 2021 11:41:58

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

19 10 2021 3:17:14

Деление клетки. Митоз

Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение практического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....

19 10 2021 8:49:38

Урок "Методы селекции"

Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

19 10 2021 0:25:47

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

Урок " Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы " Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них практическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

19 10 2021 1:39:20

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием " Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

19 10 2021 14:22:32

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

Данный урок занимает четвертое место в теме " Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

19 10 2021 2:18:27

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

Данный урок входит в систему уроков изучения темы « Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

19 10 2021 5:58:36

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

19 10 2021 5:44:17

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

19 10 2021 19:11:24

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

19 10 2021 19:34:53

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опорно-двигательной системы человека; развивать знания об опорно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

19 10 2021 0:36:10

Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....

19 10 2021 6:53:14

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

Работа на уроке организована в командах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

19 10 2021 20:16:43

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

19 10 2021 6:43:11

Устный журнал "Берегите свое здоровье"

Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

19 10 2021 15:59:35

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

19 10 2021 13:15:43

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме " Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

19 10 2021 1:53:10

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н. И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

19 10 2021 21:18:21

"Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....

19 10 2021 0:36:19

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

19 10 2021 9:42:43

Внутренняя среда организма

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....

19 10 2021 0:59:50

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы " Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

19 10 2021 10:54:14

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел " Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и практическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

19 10 2021 12:14:49

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

19 10 2021 18:30:13

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

19 10 2021 16:16:17

Внеклассное мероприятие по биологии

Внеклассное мероприятие " В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

19 10 2021 13:53:40

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И. А. Крылова " Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

19 10 2021 7:33:50

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

19 10 2021 13:56:29

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью « С» Е Г Э и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

19 10 2021 18:47:59

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

19 10 2021 20:46:33

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

19 10 2021 1:35:24

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

Данная разработка составлена в соответствии с программой Н. И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

19 10 2021 21:28:10

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

19 10 2021 11:20:30

Урок-панорама "Наследственные заболевания"

Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...

19 10 2021 3:53:37

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

19 10 2021 12:16:25

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)