Развитие исследовательских навыков учащихся

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных усилий и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности. Лучшим вариантом для лучшего развития исследовательских умений и ведение исследовательской работы является внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности. Наилучшей формой для развития исследовательских навыков является организация работы кружка в полевых условиях.
Формирование экологического мировоззрения людей гораздо эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда в ребенке закладываются представления о природе, о добре и зле. Поэтому важная роль отводится экологическому воспитанию школьников. Одной из форм экологического воспитания детей является организация кружковой деятельности, когда дети во внеурочное время непосредственно знакомятся с природой родного края.
Градообразующими организациями села являются заповедник и лесхоз, непосредственно связанные с природой. В связи с этим появилась необходимость создания крупного проекта по дополнительному образованию учащихся Майской средней школы, который объединил в себе – экоклуб “Лаборатория Природы”, экотропу “Живая природа”, летний профильный лагерь “Живая природа” (специализированная пошаговая программа), Детский центр экологического мониторинга. За фундамент была принята структура построения научной работы в заповеднике, в первую очередь это касается форм и методов научного исследования как такового. В ходе работы кружка дети знакомятся с основными представителями живой природы родного края. Программа носит комплексный хаpaктер: включает в себя и пpaктическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность.
Главной целью программы является развитие исследовательских навыков и экологическое воспитание детей. Программа нацелена и на решение ряда педагогических задач. Актуальность программы заключена в том, что в ней сочетаются теоретические знания, закрепляемые пpaктической работой в природе. То есть, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальный разбор объекта или предмета исследований (теория) ; пpaктическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе (пpaктика: геоботанические описания, орнитологические и гидробиологические наблюдения).
Основной целью работы экоклуба “Лаборатория природы” является формирование научно-исследовательских навыков школьников в области биологии и экологии растений, энтомологии, гидробиологии, орнитологии.
Цели ДЦМ и лагеря заключаются в формировании научно-познавательного интереса к природе у школьников, знакомство с работой научного отдела заповедника, активный полезный отдых на природе с элементами обучения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: полноценный активный отдых школьников, развитие научно-исследовательского интереса школьников, экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков пpaктической экологически ориентированной деятельности; профессиональное ориентирование. Преимущества лагеря в природе – полученные теоретические знания в первую половину дня закрепляются на пpaктике во второй половине. Это способствует возникновению и постановки проблемных вопросов у учеников, которые им ненавязчиво помогает сформулировать педагог и предлагает заняться научным исследованием данного вопроса. Как показал опыт работы, после лагеря, как правило, 80% детей продолжают заниматься исследованиями по заинтересовавшим их темам во время лагеря.
Данная программа рассчитана на контингент детей среднего и старшего школьного возраста.
Основным руководящим органом проекта является ученый совет школы (состоящий из старшеклассников), действующий согласно разработанному положению о научном совете. Дети, вступая в экоклуб “Лаборатория природы”, самостоятельно распределяются по дисциплинам. Причем дисциплины не ограничены биологией и экологией, а включают весь спектр школьных предметов (математика, информатика, биохимия, биофизика и т.д.). Роль учителя здесь заключается в формировании научной проблемы, вопроса и далее ученик работает над этим самостоятельно, получая консультации от учителя. Результаты обсуждаются на ученом совете школы. Суть заключена в многопрофильности научных изысканий школьников по наиболее интересующим их предметам школьной программы – биология, физика, история, география, математика и т.д. От исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс, радуются расширению своего кругозора. Общаясь с руководителем, ребята обучаются стилю поведения, языку принятом в научном обществе. Следовательно, в будущем этим дети уже легче войти, быть признанными “своими” и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. В подростковом возрасте увеличивается потребность в общении, и такая форма организации их деятельности позволяет в полной мере реализоваться, познать себя и свои возможности. Педагогу же позволяется использовать эти “значимости” подростков в повышении познавательной активности, организовывать их творческую деятельность.
Сама цель данной программы - не конкретные результаты исследований школьников, а процесс их получения – научение сбору имеющейся информации по теме исследования, анализ данных, построение логических взаимосвязей и многое другое. Важный момент – научный совет и здесь опять же самоцель не в бaнaльном зачитывании результатов, а, именно, в прениях, дискуссиях, возникающих после докладывания результатов. Именно здесь закрепляются все то, что получено ранее – умение логически мыслить, нетрадиционность решения задач, творческий подход, умение открыто говорить и дискутировать по вопросам, не стесняясь правильно ли или не правильно, я ответил или задал вопрос. В результате формируется личность, открытая для познания и диалога. Немаловажна роль ведущего учителя, задающего темп исследования, темп дискуссий на совете, его индивидуальные способности и знаниям методов и форм исследований. Должна соблюдаться тонкая грань между желанием ребенка и обязанностью. Учитель не должен заставлять что-то делать школьника (касаемо внеурочных исследований школьников), а выступает в качестве мощного катализатора. С детьми наряду с ведущим педагогом постоянно работают научные сотрудники заповедника. Это ученые – специалисты – орнитолог, ихтиолог, протозоолог, геоботаник и т.д. А кто может рассказать о своей работе и науке красочнее и занимательнее, нежели специалист, каждодневно работающий над своим исследованием.
Не важно - станет ли ученик в последующем ученым или специалистом именно в той области, которую он избрал в школе. В конечном счете, он научится быть человеком - творческим и ищущим решения возникающих проблем.
И уж точно в своей будущей профессии они будут достигать высоких результатов, поскольку такие личности не могут и не хотят оставаться в тени в какой бы отрасли Отечества они не трудились.
Летний лагерь имеет 3-летнюю пошаговую программу: 1 год – работа научного отдела заповедника (“Юные исследователи природы”), 2 год – работа отдела охраны (“Юный страж”), 3 год – работа отдела экопросвещения и туризма (“Юный экопросвещенец”).
Приведем программу летнего профильного школьного лагеря “Юные исследователи природы” (проведение экологического пpaктикума) на первый год обучения:
Проводится данный пpaктикум во время летних полевых лагерей на территории заповедника. Основная цель экологического пpaктикума сосредоточена в необходимости формировать любовь к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа - дом человека, который необходимо беречь, а также формирование на пpaктике понятий, связанных с работой заповедника “Джергинский”, раскрытие значение ООПТ. Задачами пpaктикума являются:
- знакомство со структурой ООПТ, деятельностью отделов ГПЗ “Джергинский”;
- развитие у учащихся навыков проведения оценки состояния окружающей среды;
- обучение учащихся научно исследовательской работе, которая способствует развитию наблюдательности, повышению познавательных интересов, развивает мышление и помогает учащимся самостоятельно развивать пpaктические умения;
- экологическое воспитание учащихся путем защиты природы от загрязнения – это и культура личного поведения, выполнение посильных мероприятий по предотвращению последствий негативного воздействия на окружающую среду;
- экотуризм через совместные занятия с сотрудниками охраны и экопросвещения.
В первый день работы лагеря учащиеся выбирают индивидуальную тему научной работы. В каждом задании определены цели, задачи, оборудование, ход работы, форма отчета. Возможно, что некоторые темы будут полезны при написании Летописи природы заповедника.
Срок выполнения программы: 6 дней
Цель программы: Формирование научно-познавательного интереса к природе у школьников. Знакомство с работой научного отдела заповедника. Активный полезный отдых на природе с элементами обучения.
Формы работы
- Научно исследовательская деятельность учащихся (теория, пpaктика) в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (15 человек) ;
- Беседы в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
- Консультации в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
- Экскурсии в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (15 человек) ;
Обсуждение итогов дня в работе со всей группой;
Программа занятий по ботанике:
- Полевые: морфологическое описание растений, описание и закладывание геоботанических площадок.
- Лабораторные: приспособления растений к обитанию в различных биотопах – морфологические, анатомические, физиологические; работа с самостоятельно изготовленными микропрепаратами
Программа занятий по зоологии:
- Полевые: наблюдение птиц в различных биотопах; зарисовка городищ длиннохвостого суслика и примерный подсчет его численности, описание энтомофауны участков; взятие проб грунта для выявления почвенных простейших; заполнение зоологических карточек.
- Лабораторные: работа с самостоятельно приготовленными микропрепаратами почвенных простейших.
Программа занятий по гидробиологии:
- Полевые: описание водоема, определение доминирующих гидробионтов, заполнение гидробиологических карточек
- Лабораторные: биологическое описание рыб на примере плотвы, паразитологическое вскрытие плотвы, описание паразитов.
Примерные темы для экологического пpaктикума (согласовываются с научными сотрудниками заповедника)
По ботанике:
- продуктивность ягодников (брусничников, смородников черемушников, малинников)
- видовой состав лекарственных растений.
- лишайники тропы “Живая природа”
- видовой состав деревьев и кустарников тропы.
- видовой состав сорной растительности
- видовой состав грибов
- краснокнижные виды растений.
- растения – обитатели водоемов
По зоологии:
- видовой состав листогрызущих насекомых различных биотопов.
- суточная активность насекомых в различных биотопах.
- краснокнижные животные.
- почвенные простейшие
- почвенные животные
- животные - обитатели водоемов.
- видовой состав насекомых
- водоплавающие птицы
Программа уже показала свою результативность, о чем свидетельствуют доклады, представляемые школьниками на районных и республиканских школьных научно-пpaктических конференциях.
Благодаря работе экоклуба и Центра мониторинга количество призеров с каждым годом увеливается. Поскольку, посетив однажды наш лагерь, дети ежегодно возвращаются, снова продолжая свои исследования. В результате на данном этапе получено следующее:
Дети получили базовый минимум знаний и умений для проведения самостоятельных небольших научно-исследовательских работ по ботанике, гидробиологии, зоологии.
С детьми были организованы и проведены занятия по экотуризму, здоровому образу жизни и тематическим эковикторинам.
В ходе изучения экологической тропы детьми из ДЦМ сделано описание растительных сообществ экотропы; созданы рисунки доминирующих растений (мини-определитель экотропы на 150 растений) ; создана ботаническая картосхема экотропы; сделано описание животного мира экотропы, рисунки типичных животных (мини-определитель на 85 вида), зоологическая картосхема экотропы; сделано описание гидробионтов водоемов экотропы, рисунки типичных видов (мини-определитель на 42 вида), гидробиологическая картосхема экотропы.
Ребята экоклуба выпускают собственную газету “Живая Природа”, где освещают работу ДЦМ и высказывают свое мнение о сохранении окружающей среды.
После участия в лагере большинство детей стали активистами пропагандирования экологической культуры и этики в школе. Качество знаний детей по биологии повышается.
Активность участия во внеклассной и внеурочной деятельности также возросла. Для определения эффективности новых методов работы соц. педагогом и психологом школы с учениками были проведены опросы, которые показали эффективность работы с помощью данных методов и инновационных программ.
В окончании хотелось бы сказать, что формирование экологической культуры учащихся и научного мировоззрения не поддается количественному выражению. Процесс экологического образования результативен, если при оптимально выбранных условиях эффективности вносит существенные изменения в сознание и поступки детей!
Комментарии:
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
30 11 2025 2:35:21
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
29 11 2025 1:59:30
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
28 11 2025 19:32:20
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
27 11 2025 13:44:21
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
...
26 11 2025 18:45:11
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
25 11 2025 19:43:20
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
24 11 2025 23:16:58
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли.
...
23 11 2025 3:42:47
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
22 11 2025 5:33:43
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
21 11 2025 11:36:27
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
20 11 2025 15:44:45
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
19 11 2025 10:52:45
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
18 11 2025 13:27:33
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.
...
17 11 2025 22:58:17
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
16 11 2025 3:23:34
Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
15 11 2025 20:40:55
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
14 11 2025 16:47:17
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию
познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.
...
13 11 2025 21:37:16
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
12 11 2025 8:49:54
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
11 11 2025 11:29:17
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
10 11 2025 20:57:37
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
09 11 2025 23:49:21
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
08 11 2025 15:41:27
На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам.
В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами.
...
07 11 2025 19:37:25
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
06 11 2025 6:15:15
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
05 11 2025 3:19:20
Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....
04 11 2025 5:44:10
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
03 11 2025 1:39:49
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
02 11 2025 6:41:28
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
01 11 2025 15:28:36
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
31 10 2025 22:47:23
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
30 10 2025 15:43:56
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
29 10 2025 0:54:22
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
28 10 2025 1:46:42
Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....
27 10 2025 18:25:46
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока.
...
26 10 2025 10:52:44
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
25 10 2025 17:22:59
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
24 10 2025 4:14:13
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
23 10 2025 7:55:11
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
22 10 2025 19:57:15
Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
21 10 2025 19:40:32
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
20 10 2025 4:36:16
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
19 10 2025 0:51:14
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
18 10 2025 15:25:35
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
17 10 2025 20:58:56
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
16 10 2025 16:10:28
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
15 10 2025 23:57:11
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
14 10 2025 17:24:22
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
13 10 2025 22:44:11
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
12 10 2025 1:59:35
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




