Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

Источник:

ДЕВИЗ УРОКА:

«Плохой учитель преподносит истину,
а хороший - учит её находить».
А. Дистepверг

ТИП УРОКА: урок новых знаний.

ВИД УРОКА: урок-мастерская.

ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для познания особенностей строения плодов.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать раскрытию и развитию основных биологических понятий о цветке и его роли; создать условия для формирования навыков работы с раздаточным материалом, умения делать схемы, формировать информационные и коммуникативные компетенции.

2. Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, умения делать выводы, навыки самостоятельной работы в процессе получения знаний на основе социального опыта детей.

3. Способствовать воспитанию дружелюбия, взаимовыручки и взаимопонимания, бережного отношения к растениям.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: электронное учебное издание «Биология. 6 класс. Живой организм» (мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина – ЦОР, цифровые образовательные ресурсы), компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное оформление, учебник Н.И. Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм», рабочие листы, цветные карандаши, раздаточный материал –карточки с изображением плодов, наборы муляжей плодов, кроссворд «Плоды», модели немых схем классификации плодов (на доске), натуральные объекты.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя - мастера

Деятельность учащихся

Индуктор

Учитель приветствует детей и читает стихотворение.

«Здравствуйте, ребята. Сегодня мне хотелось бы начать нашу мастерскую стихотворением Николая Грибачева:

Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу – сластёну в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу ….
Пчела несет её, и вот –
Цветок увял, и зреет ПЛОД».

Активно слушают. Определяют тему урока и записывают её на рабочих листах.

Афиширо
вание

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

- Верно, о плодах. Ведь после того как отцвел цветок – на его месте образуется плод.

Учащиеся делятся с классом своими мыслями. Делают вывод, что на месте цветка формируется плод.

Самоконст
рукция

Учитель предлагает учащимся нарисовать любой плод известного им растения и дать ему название.

Звучит музыка. Дети рисуют и дают название своему нарисованному плоду.

Социоконст
рукция

- Плод – зачем он нужен растению? Сейчас вам необходимо выяснить, зачем плод нужен растению.

Работа в парах, обсуждение проблемы. Ребята должны выяснить роль плода у цветковых растений.

Афиширо
вание

Учитель предлагает высказать парам свои точки зрения и продемонстрировать свои рисунки.

Дети высказывают свои мнения и показывают изображения плодов.

Работа с рабочими листами

- Мы пришли к общему мнению, что плод нужен для защиты семян и их распространения. У всех цветковых растений есть плоды, но они не всегда похожи друг на друга. Однако строение плодов схожее. Подумайте и подпишите, из каких частей состоит плод.

Учащиеся подписывают части плодов у себя на рисунках.

Афиширо
вание

- Теперь вы свои работы можете вывесить на доске.

Рисунки с плодами вывешиваются на доску, сравниваются.

Разрыв

- Посмотрите рисунки ваших товарищей, их записи. У всех ли одинаковые мнения?

Учитель обобщает рисунки.

Ребята выделяют сходства и различия. Делают вывод, что не все думают одинаково.

Самокор
рекция

- Чтобы убедиться в правильности своего мнения, откройте учебник (стр. 46, «Строение плодов», Н.И. Сонин) и прочитайте статью о строении плодов. Определите, из каких частей состоит плод. Возьмите свои рисунки и доработайте их.

Дети доpaбатывают рисунки, находят свои ошибки и корректируют их.

Коррекция
знаний

Учитель предлагает ребятам дополнительные знания о классификации плодов:

- Плоды растений разнообразны и делятся на группы: 1) по сложности, 2) по количеству семян, 3) по количеству воды.

 Посмотрите на доску. Здесь представлены немые схемы о классификации плодов. Вам необходимо заполнить данные схемы. Используйте в работе рисунки учебника на стр. 46-47.

- Вам даны карточки с изображением плодов. Необходимо распределить их согласно классификации дополнить схемы.

Дети работают в парах. Рассматривают рисунки учебника и формируют схемы.

Рассматривая изображения плодов, учащиеся проводят классификацию плодов.

Разрыв

- Ребята, оказывается, это ещё не полная классификация плодов. По особенностям строения и форме плоды делят на четыре группы:

1. Ягодовидные

2. Костянковидные

3. Орехоплодные

4. Коробочковые.

Учитель показывает муляжи плодов.

Ребята слушают учителя.

Самокор
рекция

- В начале урока вы дали названия своим плодам. Вы сейчас просмотрите информацию из мультимедийного приложения к учебнику Н.И. Сонина «Многообразие плодов» и проверите свои работы.

Просматривают предложенную информацию.

Социали
зация

- Покажите свои работы товарищу по парте или тому, кому хочется. Обменяйтесь мнениями.

Сравнивают свои названия плодов и определяют правильность своего мнения.

Корекция знаний. Работа с дополни тельным матери алом.

- У некоторых растений, которые мы используем в пищу, часто не правильно определяем плод. На самом же деле это «соплодие», то есть сложный плод, состоящий из нескольких плодиков. К ним относится малина (не ягода, а многокостянка), земляника (не ягода, многоорешек), апельсин (не ягода, а гесперидий или померанец). Давайте послушаем сообщения об особенностях строения и образования этих «плодов» и сделаем вывод.

Учащиеся делают сообщения о малине, землянике, апельсине.

Класс делает вывод, что в образовании плодов участвуют завязь, цветоложе и другие части цветка.

Реконструк
кция

- Теперь мы с вами можем определять плоды и давать им хаpaктеристику, например: виноград – сочный, многосеменной плод ягода; горох – сухой, многосеменной плод боб.

- Чтобы закрепить полученные знания вам нужно по инструктивной карточке выполнить лабораторную работу по теме «Определение плодов»

ЦЕЛЬ: закрепить знания о плодах.

Работая в парах, ребята выполняют лабораторную работу, используя иллюстрации (муляжи) плодов.

Афиширо
вание

- Сделайте вывод по результатам своей работы.

Ребята выступают и хаpaктеризуют представленные плоды.

Итоги урока.

- Предлагаю разгадать кроссворд на тему урока и ответить на вопросы:

1. Какие группы семян вы знаете?

2. Какова роль семян?

3. какова роль плодов?

Ребята угадывают кроссворд и проверяют его (презентация). Подводятся итого урока.

Домашнее задание

Стр.46-47, подготовить загадки о плодах.

 

Рефлексия

Ответьте на рефлексивный тест:

1. Я узнал много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем поработать.

4. Я получил ответы на возникшие вопросы.

5. На уроке я поработал добросовестно и достиг цели.

Учащиеся индивидуально отвечают на рефлексивный тест.

 

Пожелание учителя – мастера:

«Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте же дружить, мечтать,
Дерзать, учить, любить».

 

Инструктивная карточка для лабораторной работы:

ТЕМА: «Определение плодов»

Выполни действия

Прочти вопросы

Ответь: устно или письменно

1

Рассмотрите рисунки с плодами

1). Какие из них сочные?

2) Какие сухие?

Устно

Устно

2

Раздели их на сочные и сухие

1) Какие с одним семенем?

2) Какие имеют много семян?

Устно

Устно

3

Раздели их на односеменные и многосеменные

1) Какие из них односеменные сухие?

2) Какие из них мносеменные сухие?

3) Какие оносеменные сочные?

4) Какие многосеменные сочные?

Устно

Устно

Устно

Устно

4

Определите названия плодов.

Какие названия имеют данные плоды? (стр.46-47)

Устно

5

Определи растения

Какие растения имеют такие же типы плодов?

Устно

6

Запишите хаpaктеристики в рабочей тетради

Какие плоды и растения на рисунках?

Письменно

7

Сделайте вывод

 

Письменно

Приложение

СООБЩЕНИЯ учащихся:

1. Малина

Все мы привыкли называть малину ягодой. Но на самом деле она имеет сложный плод, состоящий из множества костянок. Вокруг них расположена сочная мякоть. Поэтому у малины соплодие – многокостянка.

2. Земляника

Сложные плоды у земляники садовой мы также называем ягодой, хотя ботаники называют его многоорешком. Съедобная часть получилась из разросшегося цветоложа, а не из завязи. Поэтому его иногда считают ложным, но это не вредит его вкусовым качествам.

 Некоторые ботаники порой называют сложный плод земляники – земляничина.

3. Апельсин

Все мы хорошо знаем тропические плоды апельсина, лимона, мaндарина, грейпфруктов. Все они похожи по строению и получили название ГЕСПЕРИДИЕВ (или померанцев). Наружная часть гесперидия ярко окрашена. Начиная очищать плод, вы разбрызгиваете мельчайшие участки с эфирным маслом; оно брызжет во все стороны, и по комнате распространяется хаpaктерный запах. Дальше идет белая ткань, а затем формируются дольки с соковыми мешочками. Семена прикрепляются к центру камеры, противоположной соковым мешочкам.

4. Яблоня

У яблони, груши, айвы, рябины, ирги, аронии плод сочный, многосеменной и называется ЯБЛОКО. Сверху покров образован цветоложем. Дальше сочная мякоть , образованная из стенок завязи и цветоложа, а в самой середине – кожистые створки и семена.

5. Шиповник

У шиповника и розы в образовании плода участвует цветоложе. Но, в отличие от земляничины, орешки оказываются не снаружи, а внутри цветоложа. У земляники цветоложе разрослось посередине, а у шиповника по краям. Плод также называется многоорешек.



Комментарии:

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А


    Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

      Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

19 12 2025 13:18:59

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

      Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

18 12 2025 9:51:33

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

17 12 2025 12:18:42

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

16 12 2025 4:52:44

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

15 12 2025 8:50:41

Хлорелла: строение, размножение, польза для человека

Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....

14 12 2025 0:55:51

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

13 12 2025 19:52:37

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

12 12 2025 8:49:28

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

11 12 2025 5:28:19

"Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"


    "Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"

      В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....

10 12 2025 12:46:36

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

09 12 2025 7:31:57

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

08 12 2025 7:43:27

Цветочный калейдоскоп


    Цветочный калейдоскоп

      Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....

07 12 2025 22:24:16

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

06 12 2025 8:34:45

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

05 12 2025 4:27:24

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

      Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....

04 12 2025 12:41:14

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

      Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...

03 12 2025 6:11:36

Урок биологии по теме «Общая хаpaктеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

02 12 2025 5:35:23

Лекарственные растения. 5-й класс


    Лекарственные растения. 5-й класс

      Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

01 12 2025 0:41:31

Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"


    Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"

      Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....

30 11 2025 14:21:47

Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"


    Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

      Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....

29 11 2025 0:32:47

Урок по природоведению в рамках ФГОС по теме "Знакомство с горными породами биогенного происхождения". 5-й класс

Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....

28 11 2025 3:37:39

Тема урока: "Свалка по имени Земля"


    Тема урока: "Свалка по имени Земля"

      В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии"). ...

27 11 2025 3:33:22

Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"

      Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....

26 11 2025 7:18:10

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"


    Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"

      Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....

25 11 2025 1:51:41

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

24 11 2025 0:12:35

Задания юному зоологу


    Задания юному зоологу

      Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

23 11 2025 22:45:38

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

22 11 2025 14:15:53

Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс

      В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....

21 11 2025 3:33:13

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

20 11 2025 15:20:10

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....

19 11 2025 21:14:34

Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"


    Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"

      Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....

18 11 2025 0:21:53

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

      Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

17 11 2025 10:39:47

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

16 11 2025 10:58:10

Турнир знаний по теме: "Кровь"


    Турнир знаний по теме: "Кровь"

      Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...

15 11 2025 3:15:26

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии


    Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

      В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....

14 11 2025 19:45:55

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"


    Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

      Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

13 11 2025 12:38:12

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

12 11 2025 10:57:53

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"


    Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

      Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

11 11 2025 21:30:38

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

10 11 2025 8:42:49

Строение и функции мочевыделительной системы


    Строение и функции мочевыделительной системы

      Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...

09 11 2025 21:48:14

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

08 11 2025 20:30:30

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"

      При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...

07 11 2025 19:38:32

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

06 11 2025 21:32:23

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

05 11 2025 17:11:10

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

04 11 2025 13:51:41

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)


    Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

      Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...

03 11 2025 1:13:11

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

02 11 2025 16:11:20

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

01 11 2025 10:11:32

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

31 10 2025 15:40:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::